ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Коммуникативная компетенция как важнейшая цель обучения русскому языку
1.2. Текст как основная лингводидактическая единица
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТА)
2.1. Проблема формирования коммуникативной компетенции младших школьников (обзор методической литературы)
2.2. Аспектный анализ программы и учебников по русскому языку для начальной школы (УМК «Начальная школа ХХI века»)
2.3. Пути формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы посредством работы с текстом
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Развитие коммуникативных способностей личности, коммуникативных умений и навыков в современном образовании является актуальной проблемой. Формирование коммуникативной компетенции школьников - одна из приоритетных задач современной школы, так как степень сформированности данной компетенции влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Формирование коммуникативной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
В последние годы проблема формирования коммуникативной компетенции приобрела особую актуальность и значимость. В свете требования нового Федерального государственного образовательного стандарта коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений. Коммуникативная компетентность учащихся начальной школы имеет многогранный характер и ориентирована на содействие и сотрудничество в коллективе, благодаря которым в нем происходит становление и развитие личности будущих граждан России.
Формировать коммуникативные умения и навыки необходимо с младшего школьного возраста, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Развитие коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетенции обусловлена тем, что согласно ФГОС НОО и образовательным программам начальной школы выдвинуто требование формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, развитие которых подразумевает: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника (А.Д. Алферов).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показывает, что основным лингвистическим понятием методики формирования коммуникативной компетенции учащихся является понятие «текст». Особенность современного этапа развития лингводидактики - непосредственное обращение к тексту как основной дидактической единице. «Развивать связную речь учащихся - это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, то есть научить школьника полноценно общаться» [24].
Именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей (Т.М. Пахнова).
Однако в практике работы массовой начальной школы в последние годы наблюдается устойчивое противоречие между пониманием необходимости формирования коммуникативной компетенции обучающихся при организации обучения русскому языку и несовершенной методологической основой использования работы с тестами для решения этой проблемы. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников».
Проблема исследования: каковы возможности работы с текстом на уроках русского языка в формировании коммуникативной компетенции младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка посредством работы с текстом.
Предмет исследования - содержание работы (задания, упражнения, дидактический материал), направленной на формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом на уроках русского языка.
Гипотезой исследования является предположение о том, работа с текстом на уроках русского языка способствует формированию коммуникативной компетенции младших школьников при соблюдении
следующих условий:
- в качестве дидактической единицы будут использоваться мини¬тексты, позволяющие ознакомить младших школьников с текстообразующей ролью слов разных частей речи;
- отбор текстов будет осуществляться в соответствии с определенными критериями;
- будут использоваться различные типы упражнений, направленные на формирование текстовых умений учащихся.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция».
2. Рассмотреть особенности текста как основной коммуникативной единицы.
3. Выполнить аспектный анализ программ и учебников по русскому языку, входящих в УМК «Начальная школа XXI века».
4. Диагностировать уровень коммуникативной компетенции младших школьников 3 класса.
5. Выявить пути формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы посредством работы с текстом.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) идея компетентностного подхода к обучению, разрабатываемая в трудах В.А. Болотова, И.А. Зимней, Е.М. Елизаровой, А.В. Хуторского и др.;
2) исследования в области теории текста (Н.С. Поспелов, И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина и др.);
3) по проблеме текстоцентрического подхода к урокам русского языка (Е.С. Антонова, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Е.И. Быстрова и др.);
4) работы Е.С. Антоновой, Л.В. Трубайчук, Г.Ф. Кумариной, В.А. Горяниной и др. по проблеме формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогических, психологических, методических трудов ученых и учителей-практиков; сравнительный анализ, синтез, систематизация; классификация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта преподавания русского языка в начальных классах; анализ соответствующих уроков; наблюдение, беседа; анализ результатов деятельности детей; статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в процессе формирования коммуникативной компетенции учеников.
Базой исследования является 3 «б» класс МБОУ СОШ № 14 им. А.М. Мамонова города Старый Оскол.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования, наблюдение за педагогическим процессом на уроках русского языка в начальной школе, отбор дидактического материала.
Второй этап (2016-2017 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, организация и проведение формирующего эксперимента, использование отобранного дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов исследования, интерпретация и описание результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Объем работы составляет 70 страниц. Список использованной литературы содержит 61 наименование.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы.
В первой главе «Лингвометодические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом» раскрывается содержание понятий - «коммуникативная компетенция» в контексте современного образования, текст как основная лингводидактическая единица; рассматривается компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования.
Во второй главе «Содержание работы по формированию коммуникативной компетенции младших школьников в современной начальной школе (на материале текста)» представлен аспектный анализ и программы и учебников по русскому языку, входящих в УМК «Начальная школа XXI века», описано содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на материале текста.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении представлены материалы, характеризующие экспериментально-методическую работу.
Обращение к теме исследования было обусловлено, во-первых, актуальностью проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся, во-вторых, актуальность реализации текстоцентрического построения уроков русского языка.
Специфика темы потребовала изучения работ педагогов, психологов, методистов, лингвистов с целью определения теоретических и экспериментальных основ исследования. В соответствии с замыслом и логикой исследования были решены следующие задачи: раскрыта сущность понятия «коммуникативная компетенция»: проанализированы особенности текста как основной коммуникативной единицы; проведен аспектный анализ программ и учебников по русскому языку, входящих в УМК «Начальная школа XXI века»; проведена диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников (3 класс); выявлены пути формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы посредством работы с текстом.
Нами были проанализированы теория и практика формирования коммуникативной компетенции младших школьников, выявлены особенности текста как основной дидактической единицы уроков русского языка, что дало возможность прийти к выводу, что на современном этапе развития языкового образования особую актуальность приобретает реализация принципа текстоцентризма, то есть принципа признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении родному языку.
Современные программы и учебники по русскому языку для начальной школы также ориентированы на реализацию данного принципа. Положительной тенденцией современных программ для начальной школы является указание на работу с текстами. Работа над понятием «текст», его категориями ведется в начальной школе целенаправленно и способствует развитию связной речи учащихся. Именно текст в современной методике составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения. Анализ программ и учебников, входящих в УМК «Начальная школа XXI века» показал, что в настоящее время работа над понятием «текст» начинается в начальной школе и целенаправленно продолжается на протяжении всех лет обучения.
Однако не смотря на очевидную коммуникативную направленность современных программ и учебных книг, уровень коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе остается низким, что обусловлено следующими причинами: 1) в практике преподавания предмета недостаточно внимания уделяется работе с текстом; 2) традиционные методы и приёмы обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся; 3) основное содержание предмета «Русский язык» сводится к обучению орфографии и пунктуации.
Как показал эксперимент, использование текстов в процессе формирования коммуникативной компетенции способствует более прочному освоению знаний о тексте, формированию необходимых текстовый умений, что подтверждается данными контрольного эксперимента. Думаем, что разработанная система текстов, заданий и упражнений к ним может быть использована в практике школьного обучения. Результаты, полученные в ходе экспериментального обучения, позволяют утверждать, что текстоцентрическая организация урока является средством, позволяющим наполнить конкретным содержанием работу по формированию коммуникативной компетенции учеников. Считаем, что текстоцентрическая организация урока позволяет не только формировать речевые умения и навыки учащихся, но в полной мере реализовать воспитательную функцию учебного предмета «русский язык». Кроме того, является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности.
В процессе формирования коммуникативной компетенции на основе работы с текстом была решена задача отбора текстового материала к урокам русского языка. При подборе дополнительных текстов к урокам русского языка мы ориентировались на следующие критерии: художественная ценность текста, наличие изобразительно-выразительных средств языка; наличие изучаемых языковых явлений; возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений.
Анализ результатов эксперимента позволяет утверждать, что формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает успешно учиться, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. В ходе экспериментального исследования нашла подтверждение гипотеза исследования и были решены его задачи.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А.Д.Алферов.- Ростов, 2012. - 384 с.
2. Андреева Л.Н. Социальная психология / Л.Н. Андреева. - М.: Изд-во Просвещение, 1993. - 243 с.
3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Кнорус, 2007. - 464 с.
4. Антюхова С.Ю. Учебник русского языка для младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №2. - С. 1-3.
5. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста // Начальное образование. - 2010. - № 3. - С. 52 - 59.
6. Арсеньева Ю.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. УМК «Гармония». I класс / Ю.В. Арсеньева // Начальная школа. - 2013. - №7. - С. 28 - 30.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Наука, 1966. - 470 с.
8. Бабайцева В.В. Комплексный анализ текста / В.В. Бабайцева. Л.Д. Бернарская // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 57-61.
9. Болотов В.А. Компетенция или компетентность? / В.А. Болотов // Начальное образование, 2007. - №3. - С. 13-19.
10. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках/ Е.А. Быстрова // Обучение русскому языку - М: Дрофа, 2004. - С. 198-229.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Академия, 2001. - 165 с.
12. Голова В.С. Формирование коммуникативной компетенции в процессе языкового образования / В.С. Голова // Обучение русскому языку в начальной школе - М: Дрофа, 2004. - С. 229 - 241.
13. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. - М.: Академия 2012. - 416 с.
14. Гришанова И.А. Формирование коммуникативных навыков учащихся средствами интраетивнх технологий / И.А. Гришанова. - М.: Прогресс, 2016. - 98 с.
15. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 105-109.
16. Елизарова Е.М. Ключевые образовательные компетенции обучающихся / Е.М. Елизарова. - Волгоград, 2011. - 121 с.
17. Еникеева М.И. Энциклопедии по общей и социальной психологии / М.И. Еникеева. - М.: Академия, 2015. - 345 с.
18. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.
19.Забелина Г.А. Компетентностный подход в преподавании русского языка [Электронный ресурс] / Г.А. Забелина - http://humanium.narod.ru/doc/zabdocs/refa.doc
20.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С. 78 - 83.
21. Зарубина Н.Д. Текст:
лингвистический и методический аспекты языку: учебное пособие / Н.Д. Зарубина. - М.: Просвещение, 1981. - 201 с.
22.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос: Интернет-журнал. - 2006. - [Электронный ресурс].- http://www.eidos.ru
23. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 121 с.
24. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н.А. Ипполитова. - М., 2007. - 69 с.
25. Капинос В.И. Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик М.С. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196 с.
26. Климова С. А. Взаимосвязь в развитии стилистических и текстовых умений при выполнении речевых упражнений в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №8. - С. 1-5.
27. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. - [электронный ресурс]. - http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2015/06/FCPRO_ 2016-2020.pdf
28. Коршикова О.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников /О.В. Коршикова //Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.20-25.
29. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С.24-30.
30. Кумарина Г.Ф. Коммуникативная компетенция - цель языкового образования / Г.Ф. Кумарина // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. - В 2 ч. - Ч. 2. - Мозырь: УО МГПУ, 2005.
31. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе / Н.В. Ладыженская // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 43 - 45.
32. Литвинко Ф.М. Лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки изучения русского языка на текстовой основе / Ф.М. Литвинко // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. - В 2 ч. - Ч. 2. - Мозырь: УО МГПУ, 2005. - С. 110-112.
33. Лосева Л.М. Как строится текст: учебное пособие / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. - 89 с.
34. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
35. Львом М.Р. Словарь справочник к урокам русского языка / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2012 - 256 с.
36. Львова С.И. Осторожно: художественный текст (Анализ мини¬фрагментов художественных текстов на уроке русского языка) / С.И. Львова // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С.51-56.
37. Москальская О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И. Москальская. - М.: Просвещение, 1981. - 151 с.
38. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников / О.Н. Мостова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 52 - 54.
39.Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста / М.И. Откупщикова. - М.: Академия, 2015. - 178 с.
40. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - №4. - С.10-18.
41. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С.31-38.
42. Позднякова Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников / Е.В. Позднякова // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25.
43. Программы четырехлетней начальной школы: программы / Начальная школа XXI века / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 94 с.
44. Психологический словарь / Под общей науч. ред.П.С. Гуревича. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 800 с.
45. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебной действие / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. - 2012. - № 19. - С. 22-25.
46. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. - Ч. 1. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 160 с.
47. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. - Ч. 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 160 с.
48. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. - Ч.1. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
49. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. - Ч.2. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
50. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. - Ч.1. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 160 с.
51. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. - Ч.2. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
52. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 212 с.
53. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: учебное пособие для высших учебных заведений / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1980. - 145 с.
54. Трубайчук В.Н. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик / В.Н. Трубайчук // Известия Российской Академии образования. 2005. - № 1. - С. 25-28.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - 48 с. (Стандарты второго поколения)
56. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
57. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетенции / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.4-9.
58. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетенции / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.4-9.
59. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах.- М.: Просвещение, 1995. - 187 с.
60. Янюшкина О.М. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте / О.М. Янюшкина // Начальная школа. - 2014. - №8. - С. 37-42.
61. Яшина Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе / Н.К. Яшина // Начальная школа плюс До и после. - 2011. - №11. - С. 19 - 22.