Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы демографического прогнозирования 8
§1. Понятие демографического прогнозирования 8
§2. Опыт демографического прогнозирования на разных пространственных уровнях 17
§3. Зарубежные и отечественные исследования влияния социально-экономических и демографических факторов на динамику численности населения 24
§4. Стадии методики демографического прогнозирования на муниципальном уровне 31
Глава 2. Разработка методики демографического прогнозирования с учётом влияния различных факторов на формирование перспективной численности населения 35
§ 1. Демографическая ситуация в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области 35
§2. Методика прогноза естественного движения населения с учетом социально-демографических факторов 48
§3. Методика прогноза миграционного движения населения с учетом перспектив развития жилищного строительства и транспортной инфраструктуры 59
§4. Интегральная методика демографического прогноза 62
Глава 3. Апробация методики демографического прогнозирования на муниципалитетах различных типов 68
§1. Муниципальный район 68
§2. Городское / сельское поселение 74
§3. Внутригородское муниципальное образование 81
Заключение 92
Список литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Аннотация
В рамках настоящего исследования была произведена попытка достижения цели по разработке методики (схемы и инструментария) демографического прогнозирования на муниципальном уровне. В работе рассмотрены теоретические основы демографического прогнозирования: подходы к определению демографического прогноза, эволюция методов прогнозирования в демографической науке, зарубежный и отечественный опыт оценки влияния различных факторов на демографические процессы. Проанализировав сложившуюся демографическую ситуацию в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автор сформулировал принципиальную схему демографического прогнозирования на данном таксономическом уровне. Методика определения перспективной численности населения, основанная на «расселенческом» подходе, анализе вклада естественного и механического движения в динамику общей численности населения, а также анализе текущей и перспективной жилищной ситуации, была апробирована на муниципалитетах различных типов.
Ключевые слова: геодемография, демографическое прогнозирование, перспективная численность населения, муниципальные образования, Санкт-Петербург, Ленинградская область
Annotation. In this study, the author tried to achieve the goal of developing a methodology (scheme and tools) for demographic forecasting at the municipal level. The author examines the theoretical framework of demographic forecasting: approaches to determining the demographic forecast, the evolution of forecasting methods in demography, foreign and domestic experience in assessing the impact of various factors on demographic processes. After analyzing the demographic situation in the municipalities of St. Petersburg and the Leningrad Region, the author formulated a basic scheme of demographic forecasting at this taxonomic level. Then the obtained methodology for calculating the prospective population size based on the “settlement” approach, analysis of the contribution of natural and migration increase (decrease) to the population dynamics, as well as analysis of the current and prospective housing situation, was tested in municipalities of various types.
Key words: geodemography, demographic forecasting, prospective population size, municipalities, Saint-Petersburg, Leningradskaya oblast’
Во все времена людей интересовало их прошлое и их будущее. Оценка перспективного развития тех или иных процессов всегда представляла большой исследовательский интерес. В частности, оценка перспективной численности населения – демографический прогноз – на любом иерархическом уровне является важной не только с теоретической, познавательной точки зрения, но и с практической, так как эти данные могут быть использованы для решения прикладных задач. Так, исходя из результатов демографического прогнозирования на глобальном уровне, международные организации и отдельные страны могут на опережение принимать решения для предотвращения общих проблем мирового масштаба: голода, бедности и др. На страновом уровне демографический прогноз является основой для обоснования различных мероприятий, реализация которых направлена на социально-экономическое развитие отдельных территорий и страны в целом. На региональном уровне по средствам демографического прогнозирования решается ряд вопросов, например, о будущем обеспечении населения объектами социальной инфраструктуры.
Однако, хоть люди и являются гражданами или подданными определённых государств, большая часть их жизни протекает на местном, локальном уровне. Они, в первую очередь, пользуются именно инфраструктурой своих поселений, городских или сельских: улицами, парками, дорогами, инженерными коммуникациями, детскими садами, школами, поликлиниками и т.д. Чтобы своевременно и грамотно реагировать на возникающие у населения местные проблемы, необходимо знать как текущие, так и перспективные численность и состав населения местных сообществ. Исходя из административно-территориального устройства Российской Федерации, можно отметить, что в России это должно быть реализовано на уровне муниципальных образований.
Такое положение дел имеет и нормативно-правовую основу. Так, в ст. 39 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сказано, что «по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования». При этом общепринятого научно-обоснованного методического инструментария для демографического прогнозирования на муниципальном уровне в Российской Федерации в настоящее время не сложилось. Поэтому перспективные оценки численности и состава населения, а также методика демографического прогнозирования на муниципальном уровне, могут быть востребованы при разработке и обосновании стратегических планов развития территорий и других документов регионального и муниципального управления.
Также стоит отметить, что с демографической точки зрения местные сообщества могут быть охарактеризованы как крайне неустойчивые, в связи с чем требуется разработка нетрадиционных методик демографического прогнозирования, которые позволят спрогнозировать демографическую динамику местных сообществ в условиях высокой неопределенности и неполноты информации (Смирнов, 2017). Всё это делает выбранную тему и научную проблему диссертационного исследования крайне актуальной.
В качестве объекта настоящего исследования выступает население муниципальных образований, а предметом исследования являются факторы формирования перспективной численности населения на муниципальном уровне.
Цель работы заключается в разработке методики расчёта прогноза численности населения на муниципальном уровне с учётом современных демографических и социально-экономических условий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Обобщить основные подходы и методы демографического прогнозирования, в том числе на разных пространственных уровнях;
Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, посвящённые оценке влияния социально-экономических и демографических факторов на динамику численности населения;
Разработать методику учёта различных факторов в прогнозировании перспективной численности населения и отдельных его компонентов (естественного и механического движения) на муниципальном уровне;
Провести апробацию предложенной методики (схемы и инструментария) демографического прогнозирования на муниципалитетах разных типов.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных исследователей демографов, статистиков, экономистов, географов в области демографического прогнозирования и анализа социально-экономических факторов такого прогнозирования. Разработанная в рамках настоящего исследования методика демографического прогнозирования на муниципальном уровне опирается на теоретические основы, заложенные в трудах А. Сови, В. Роубичека, Л. Л. Рыбаковского, А. Г. Вишневского, Р. В. Нифантовой, Г. Ш. Бахметовой и др., а также основана на геодемографическом расселенческом подходе, предложенном П. Л. Кирилловым и А. Г. Махровой.
Эмпирической базой исследования являются:
На федеральном уровне – официальные статистические данные, публикуемые на портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), объединяющей официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ;
На муниципальном уровне – официальные статистические данные, публикуемые Федеральной службой государственной статистики в рамках Базы данных показателей муниципальных образований (БДПМО);
На локальном уровне – данные Генеральных планов отдельных муниципальных образований, данные региональных органов исполнительной власти и входящих в них подведомственных организаций (например, Службы государственного строительного надзора и экспертизы), статистические сведения с порталов Открытые данные, а также данные документов стратегического планирования, в том числе отраслевых.
Для выполнения поставленных задач и достижения поставленной цели в работе был использован ряд взаимодополняющих методов. Для разработки методики демографического прогнозирования на муниципальном уровне путём анализа сложившейся демографической ситуации в конкретных муниципалитетах, определения факторов, влияющих на формирование общей численности населения, применялись методы ретроспективного, системного, структурного и статистического анализа. Для визуализации данных и определения пространственных взаимосвязей между различными территориями применялся картографический метод исследования. При апробации методики использовался, в том числе, метод экспертной оценки.
Структурно работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка используемой литературы. Работа содержит 20 таблиц, 33 рисунка и 2 приложения, а список литературы включает в себя 79 наименований.
Первая глава посвящена анализу теоретических основ демографического прогнозирования. В ней обобщаются основные подходы к проведению демографического прогнозирования, в том числе на разных пространственных уровнях. Также в ней прослеживается эволюция методов демографического прогнозирования и проводится оценка опыта зарубежных и отечественных исследователей анализа влияния социально-экономических факторов на демографические процессы. Завершается глава обоснованием выбора конкретных муниципалитетов для более глубокого анализа сложившейся в них демографической ситуации, а также для последующей апробации на них предложенной методики демографического прогнозирования.
Вторая глава посвящена непосредственно разработке интегральной методики демографического прогнозирования на муниципальном уровне. Для этого в ней анализируется сложившаяся демографическая ситуация в муниципальных образованиях различных типов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, определяются основные тренды демографического развития и факторы, влияющие на их направленность. В итоге предлагается новая принципиальная схема проведения демографического прогнозирования на муниципальном уровне, определяются горизонты прогнозирования.
В третьей главе проводится апробация предложенной методики на конкретных муниципалитетах различных типов: муниципальном районе, городском поселении, внутригородском муниципальном образовании. В них анализируется сложившаяся и перспективная жилищная ситуация, а также другие демографические и социально-экономические характеристики территорий, что позволяется сделать для них различные сценарии демографического прогноза, определяя перспективную численность населения на кратко- и среднесрочный период.
По результатам проведённого исследования можно сделать следующий ряд обобщающих выводов:
1. Анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике, нормативно-правовых актов и других источников показал, что:
a. Как подходы к определению и сущности демографического прогнозирования (прогноза), так и методы его осуществления прошли большой эволюционный путь развития, и на сегодняшний день существует сразу несколько парадигм, в рамках которых работают различные исследователи.
b. Демографическое прогнозирование на разных пространственных уровнях ставит собственные специфические цели и задачи, так как разрабатываемые модели демографического развития могут существенно отличаться друг от друга, что обусловлено различной степенью влияния исторических, географических, экономических, ресурсных, социально-экономических, политических факторов, которые по-своему могут действовать и проявляться на каждой отдельно взятой территории.
c. В Российской Федерации не сложилось понимания, для каких целей необходима разработка демографического прогнозирования на муниципальном уровне, для решения каких вопросов местного значения могут применяться результаты демографического прогноза, для каких типов муниципалитетов эта задача является более приоритетной.
d. Для полноценного осуществления своих полномочий муниципальным образованиям таких типов, как городское, сельское поселение и внутригородской район требуется лишь расчёт общей перспективной численности населения, а также определение его будущего территориального распределения и размещения; а для таких типов муниципалитетов, как городской, муниципальный округ и муниципальный район требуется расчёт не только общей численности населения, но и состава населения на перспективу.
e. На формирование перспективной численности населения влияет большое количество различных не только демографических (степень завершённости демографического перехода, ожидаемая продолжительность жизни и др.), но и социально-экономических факторов (уровень образования, медицинского обслуживания, доходов, жизни и др.).
2. С демографической точки зрения, муниципальные образования высшего уровня (муниципальные районы) являются неоднородными. Направленность демографических процессов района в целом может быть детерминирована небольшим количеством муниципалитетов низшего уровня (городских и/или сельских поселений) с аномальными значениями демографических показателей.
3. При проведении демографического прогнозирования важно разделять муниципалитеты, исходя из вклада естественного и механического движения в динамику общей численности населения, так как подходы к формированию прогнозных гипотез для различных по данному признаку муниципалитетов будут совершенно разными.
4. Учитывая относительную лёгкость межмуниципальной миграции, при разработке методик демографического прогнозирования на муниципальном уровне необходимо делать акцент именно на гипотезы миграционного поведения, а также на учёт факторов, которые такое поведение формируют.
5. Так как границы муниципальных образований в Российской Федерации зачастую проведены «случайным» образом, то целесообразно применять расселенческий подход, в рамках которого территория муниципалитета делится на различные расселенческие группы, а демографический прогноз для них составляется по отдельности, учитывая специфику каждой из групп.
6. Оценка перспективного миграционного прироста (убыли) населения может быть основана на анализе:
a. Текущей жилищной ситуации – жилищной обеспеченности, состояния жилищного фонда – которая влияет на привлекательность территории для жизни, а соответственно и миграционный приток (отток).
b. Текущей транспортной ситуации – транспортной доступности территории – которая также влияет на привлекательность территории, в том числе для потенциальных мигрантов.
c. Интегральной оценки качества среды.
d. Перспективной жилищной ситуации – объёма строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья, а также коэффициента конвертации новых квадратных метров в миграционный прирост для каждой анализируемой территории.
e. Перспективной транспортной ситуации – оценке планов по развитию транспортной инфраструктуры на территории анализируемого муниципального образования или расселенческой группы.
7. Апробация предложенной методики демографического прогнозирования на муниципальном уровне была успешно произведена на муниципалитетах различных типов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Ломоносовский муниципальный район, Заневское городское поселение, внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Васильевский). Для выбранных муниципалитетов была рассчитана перспективная численность населения на кратко- и среднесрочный период.
8. Учитывая региональные особенности, предложенная методика может применяться для всех муниципалитетов, входящих в состав различных федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
1. Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных буржуазных концепций. — М. : Статистика, 1978. — 319 с.
2. Бахметева В.Ш. Современные методы демографического прогнозирования // Народонаселение. Современное состояние научного знания. М., 1991; Бахметеева В.Ш. Демографическое прогнозирование // Современная демография / под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М., 1995. С. 154-170.
3. Бахметова Г.Ш. Сценарий демографического прогноза // Народонаселение. — 2000. — №3. — С. 95-101.
4. Белик И.С., Никулина Н.Л. Методические подходы к оценке экологической безопасности региона // Вестник УрФУ. — 2006. — №1. — С. 100-106. — (Экономика и управление).
5. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. — М.: Мысль, 1970.
6. Боярский А.Я. Население и методы его изучения. — М.: Статистика,1975.
7. Буркин М. М., Молчанова Е. В., Кручек М. М. Интегральная оценка влияния социально-экономических и экологических факторов на региональные демографические процессы // Экология человека. 2016. № 6. С. 39–46.
8. Васильева Е.В., Куклин А.А., Леонтьева А.Г. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 9. — С. 22-31.
9. Винокуров А.А. Демографический прогноз: формирование, методы и результаты. // Экономический анализ: теория и практика. 3 – 2002. С. 30-48.
10. Волков, А. Г. Избранные демографические труды [Текст]: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. А. Г. Вишневский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 567, [1] с.
11. Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. Д. И. Валентея. — М. : Высшая школа,1997.
12. Демография: современное состояние и перспективы развития / Под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997.
13. Елизаров В.В. Демографическое прогнозирование // Основы демографии. Уч. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 374 с. С. 309-319.
14. Затикян А.Т. Влияние демографической ситуации на социально-экономическое развитие Республики Армения. Региональные проблемы преобразования экономики, №1, 2017. с. 109-121.
15. Захаров С.В. О чем говорит и о чем не говорит нетто-коэффициент воспроизводства населения. Воспроизводство поколений россиян // Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Демоскоп Weekly № 125-126. 8-21 сентября 2003. [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0125/tema01.php (Дата обращения: 22.05.2021)
16. Игонин А.И. Изучение тенденций процесса рождаемости в рамках создания ГИС мониторинга демографического развития Европы. Материалы Международной конференции «ИнтерКарто. ИнтерГИС». 2013;19(1):105-112.
17. Кириллов П.Л., Махрова А.Г Особенности разработки прогнозов населения для урбанизированных территорий: от демографических прогнозов к прогнозированию расселения // Сборник статей Геоурбанистика и градостроительство: теоретические и прикладные исследования – Москва. 2021. с. 83-96.
... Всего источников – 79.