Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА В США

Работа №135284

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА 7
1.1 Лоббизм и теория групп интересов 7
1.2 Этапы актуализации экологического лоббизма 14
1.3 Специфика экологического лоббизма 22
ГЛАВА 2. МАСШТАБЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА В США 30
2.1 Истоки и масштабы экологического лоббизма в США 30
2.2 Технологии экологического лоббизма в США 39
2.3 Практика экологического лоббизма в США (на примере кампании против Keystone XL) 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. В современном мире за счет существования огромного количества самых разнообразных заинтересованных групп остро встает вопрос о представлении и защите их интересов. Эффективным способом продвижения таких интересов на уровне властей является лоббистская деятельность, играющая одну из самых значимых ролей при принятии и реализации политических решений в государстве. Лоббизм функционирует в политической системе практически каждой страны, несмотря на различные культуры, традиции и законодательные нормы. Он оказывает существенное воздействие на процессы, происходящие в государстве, на общество и непосредственно на саму власть. С одной стороны, лоббизм обеспечивает артикуляцию интересов различных общественных групп, даже сравнительно малых объединений, которые благодаря этому феномену могут быть услышанными на уровне властей. С другой стороны, лоббирование снабжает государственный аппарат необходимой информацией об актуальных проблемах, назревших в обществе, а также помогает разрабатывать и реализовывать важные законопроекты, принимая во внимание мнение каждой из сторон.
В последнее время спрос людей на экологически чистую и комфортную окружающую среду возрастает все сильнее. Она постепенно начинает признаваться общественным благом. Возникает активное вовлечение проблем природной среды в политику. Происходит трансформация от обсуждения локальных экологических проблем до методичного изучения и анализа этих проблем на наднациональном уровне. Экологическая тематика становится одним из серьезнейших аспектов международного сотрудничества государств. Осуществляется переосмысление воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, уделяется все большее внимание поиску механизмов охраны окружающей среды. Все это приводит к формированию института экологического лоббизма, который играет немаловажную роль в процессе принятия эколого-политических решений и выработке экологической политики государства в целом. Рассмотрение экологического лоббизма на примере США является наиболее лучшим способом изучения данной темы, так как именно в этой стране власти впервые уделили особое внимание проблемам окружающей среды и активно начали отстаивать свои интересы в этой сфере на международном уровне. Также стоит отметить открытость и прозрачность лоббирования в США, что позволило нам более детально изучить особенности экологического лоббизма в этом государстве. Все вышеперечисленные положения обуславливают своевременность темы данного исследования, представляющей неоспоримый научный интерес.
Степень изученности темы. Тема лоббизма и групп интересов на протяжении уже нескольких десятилетий активно исследуется многими иностранными и отечественными учеными. Так, теоретические основы лоббизма и групп интересов были детально рассмотрены в трудах таких авторов как В.А. Ачкасова, И.Е. Минтусов, О.Г. Филатов, А.В. Павроз, В.М. Васильева, Е.В. Золотарева, Н.И. Лапин. Лоббизму в США пристальное внимание уделили такие ученые как Н.Г. Зяблюк, Э.Д. Лозанский, Е.А. Кремянская. Взаимоотношениями экологии и политики занимались Д.В. Ефременко и О.Н. Яницкий . Роль различных субъектов политического воздействия была рассмотрена такими исследователями как Д.В. Сосунов и Н.Н. Меньшенина.
Однако, литература по теме именно экологического лоббизма, к сожалению, практически не представлена ни в русских, ни в англоязычных источниках. Таким образом, в ходе исследования приходилось опираться в основном на источники различного характера: нормативно-правовые акты, материалы СМИ, статистические данные и разнообразные интернет-ресурсы.
Цель исследования – выявление сущности и специфики экологического лоббизма в США.
Для выполнения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть теоретические основы феномена лоббизма и групп интересов;
- проследить этапы становления и развития экологического лоббизма в мире;
- определить сущность и специфику экологического лоббизма;
- изучить истоки и масштабы экологического лоббизма в США;
- описать технологии экологического лоббизма при принятии политических решений в США;
- рассмотреть практику экологического лоббизма в США на примере кампании против строительства нефтепровода Keystone XL.
Объектом исследования является социально-политическое взаимодействие в США.
Предметом исследования является экологический лоббизм в США.
Методологической основой работы стали: структурно-функциональный подход для выявления характерных особенностей и технологий экологического лоббизма в США, исторический подход для определения этапов формирования и актуализации экологического лоббизма, а также метод «case study»для разбора и анализа конкретной ситуации в практике экологического лоббирования в США.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы лоббизма и групп интересов, этапы формирования эколого-политических отношений в мире и актуализации экологического лоббизма, а также сущность и характерные особенности данного института. Во второй главе изучены корни и масштабы этого явления в США, описаны различные технологии, используемые экологическими группами интересов для воздействия на власть в США, а также рассмотрен конкретный кейс по экологическому лоббизму в этой стране (лоббистская кампания против строительства нефтепровода Keystone XL). В заключении приведены основные выводы, которые удалось получить в ходе данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лоббизм стал за последнее время одной из актуальнейших тем на политической арене современности. Он является эффективным инструментом репрезентации определенными группами населения своих интересов и воплощения их в жизнь. В рамках научных исследований с применением данного термина сформировались различные подходы к интерпретации этого понятия. Но несмотря на многообразие трактовок, основная сущность лоббизма заключается в стремлении разных слоев общества и групп интересов оказать влияние на принятие государственных решений, представляющих реальную выгоду для них.
Политическая жизнь общества представляет из себя борьбу различных заинтересованных групп с целью отстаивания своих интересов. Ключевым звеном теории групп интересов является понятие «интереса» само по себе. Это то, что объединяет всех членов группы и является стимулом к активному продвижению своих взглядов на уровне властей. В нашем случае данный интерес практически всегда представлен в виде защиты окружающей среды. Характерной особенностью заинтересованных групп является отсутствие претензии на власть в государстве, так как основной их задачей является лишь непосредственное участие в ее осуществлении. Деятельность групп интересов и эффективность их влияния определяется прежде всего моделью по взаимодействию с ними государства. Стоит отметить, что экологические группы интересов проще вписываются в рамки плюралистической модели, отличающейся существованием в ней многообразием различных организаций, функционирующих в состоянии здоровой конкуренции за право влияния. При корпоративизме эколого-политические решения вырабатываются в основном в частных интересах.
Формирование экологической политики в мире прошло два основных этапа. Первый приходится на ХVI-ХIХ века, и связан он прежде всего с алармическими настроениями общества, уверенного в неминуемости скорого глобального экологического кризиса ввиду исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Второй этап (1950-1960 гг.) проходил в рамках концепции устойчивого развития, заключающейся в рациональном взаимодействии человека с природой, которая действует и по сей день. Этот период является наиболее важным для нас, так как именно тогда началось становление института экологического лоббизма, и на протяжении нескольких десятилетий закладывалась основная сущность его предмета. Появляются его главные субъекты в виде неправительственных экологических организаций локального и международного уровней, совершенствуются нормативно-правовые основы природопользования и охраны окружающей среды, развиваются эколого-политические отношения, формирующие содержание экологического лоббирования. Также стоит отметить роль «масс-медиа» в актуализации института экологического лоббизма, оказавших немаловажное значение в формировании общественного осознания многих природных проблем, а следовательно, появления у большинства людей запроса на качественную окружающую среду.
Экологический лоббизм является довольно молодым инструментом репрезентации интересов в общественно-политических отношениях. Тем не менее, предмет этого явления максимально понятен и заключается в защите окружающей среды и экологических прав общества при помощи воздействия на органы государственной власти с целью принятия выгодного эколого-политического решения. В современном мире экология является важным регулятором экономических и политических отношений, которые к тому же тесно взаимосвязаны. Ни один проект в сфере энергетики, бизнеса или строительства, как правило, не может быть реализован, если он не гарантирует безопасность природной среды. Важными факторами разумной экологической политики государства являются своевременное и качественное оценивание состояния окружающей среды, а также доступность и понятность экологической информации всем участникам общественно-политического процесса. Лоббистские кампании в сфере защиты природы на самом деле нечасто заканчиваются успехом. Помимо неправильного выбора методов давления и ошибок в проведении самой кампании, причина кроется в том, что власти могут не принимать во внимание уже существующие экологические проблемы или возможный ущерб природе, так как такое решение будет влиять на убытки важных для государства бизнес-компаний.
Экологический лоббизм, уже несколько десятилетий практикуемый в США, имеет глубокие корни и серьезные масштабы этого процесса. США были главными мировыми новаторами в сфере эколого-политических отношений и формирования экологического лоббизма. Они впервые уделили пристальное внимание проблемам окружающей среды, сделали акцент на нормативно-правовой базе в области природоохранной деятельности и активно начали отстаивать свои интересы на транснациональном уровне. Также важно упомянуть о законодательной оформленности института экологического лоббизма в США. Лоббизм регулируется на федеральном и региональном уровнях различными нормативно-правовыми актами. В США лоббистам необходимо придерживаться множества правил и ограничений для того, чтобы их деятельность была максимально открытой, прозрачной и эффективной, что является характерной особенностью лоббизма в этом государстве.
Тема окружающей среды ежегодно входит в топ-10 самых лоббируемых в Конгрессе США вопросов, начиная с 1998 года, и занимает 7 место в этом рейтинге. В среднем затраты на лоббистскую деятельность в сфере экологии за последние 6 лет составляют около 17 миллионов долларов в год, а среднее количество организаций, нанимающих лоббистов по вопросам этой области – около 1000 в год.
Экологические лоббисты могут применять разные средства для достижения нужных результатов. Как правило, они не практикуют один способ, а используют совокупность различных технологий давления на государственную власть. Большей популярностью и эффективностью пользуется метод «grass roots», включающий в себя организацию разнообразных акций протеста, рассылку писем и сообщений в органы государственной власти, создание петиций. Отличными платформами для репрезентации экологических интересов являются Интернет, традиционные и социальные медиа, благодаря которым можно грамотно сформировать общественное мнение по лоббируемому вопросу. Важно подчеркнуть, что общественное мнение является важнейшим фактором при принятии государственных решений, так как не учитывать интересы большинства людей представляется для чиновников невозможным. Неоднократно мощное давление общества оказывалось сильнее внушительных денежных расходов, потраченных на лоббирование своих интересов противниками экологических организаций. Дело в том, что тематика окружающей среды близка народу в отличие от интересов бизнеса и энергетики, например.
Помимо методов «низового лоббирования» экологические организации активно вкладывают средства в избирательные кампании партий или отдельных кандидатов. Деньги жертвуются либо претенденту с близкими идеологическими представлениями, либо с тем расчетом, что после победы на выборах кандидат будет уделять немалое внимание проблемам, интересующих экологические группы. В последнем утверждении проявляется принцип американской «дарономики» (gift economy), построенный на убеждении «ты мне, я тебе». В ходе исследования удалось выяснить, что группы, занимающиеся прироохранной деятельностью в США, чаще всего вкладывают деньги в избирательные кампании демократов. Это объясняется тем, что демократическая программа, особенно в последнее время, направлена на защиту природы и модернизацию традиционных методов получения энергии, а также делает акцент на проблемах окружающей среды не только своего государства, но и всего мира в целом.
Также стоит отметить, что в лоббистской борьбе на принятие окончательного постановления могут сильно влиять идеологические взгляды лиц, принимающих решение. Так, многое зависит от партии, имеющей в Конгрессе США партийное большинство. Если это демократы, то инициативам экологических групп пройти гораздо проще, нежели если в Конгрессе большинство республиканцев. От партийной принадлежности президента США также зависит многое. К сожалению, с избранием Дональда Трампа на должность президента США для защитников окружающей среды скорее всего наступят тяжелые времена. Новый президент не считает мировое изменение климата заслуживающей внимания проблемой, возобновил несколько проектов, остановленных в свое время бывшим президентом США Бараком Обамой из-за угрозы экологии страны и мира, для того, чтобы сделать американское производство максимально эффективным.



1. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (принят 16 сентября 1987 года) [Электронный ресурс] // Проект ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России. – Режим доступа: http://www.ozoneprogram.ru/upload/files/m/montreal.pdf. – (02.04.2017).
2. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (принята 9 мая 1992 года) [Электронный ресурс] // UN Climate Change Newsroom. – Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf. – (07.04.2017).
3. Lobbying Disclosure Act of 1995 [Электронный ресурс] // United States Senate. – Режим доступа: https://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/TOC.htm. – (05.05.2017).

Книги и периодические печатные издания

4. Ачкасова В.А. GR и лоббизм: теория и технологии / В. А. Ачкасова, И. Е. Минтусов, О. Г. Филатова. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 316 с.
5. Васильева В.М. Лоббизм: проблемы теоретической интерпретации // Мир и политика. – 2012. – №. 1 (64). – С. 370–378.
6. Ефременко Д.В. Эколого-политические дискурсы: возникновение и эволюция. – М.: ИНИОН РАН, 2006. – 284 с.
7. Золотарева Е.В. Группы интересов в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 1999. – №. 1. – С. 63–75.
8. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. – М.: ИСКРАН, 1994. – 157 с.
9. Зяблюк Н.Г. США: Лоббизм и политика. – М.: Мысль, 1976. – 207 с.
10. Зяблюк Н.Г. Финансирование федеральных избирательных кампаний в США. – М.: ИСКРАН, 1999. – 121 с.
11. Кремянская Е.А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в США и Канаде // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – № 2(35). – С. 161–168.
12. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. – 1997. – №3. – С. 14–24.
13. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в Америке. – Международные отношения, 2004. – 267 с.
14. Меньшенина Н.Н. Роль СМИ в лоббистских коммуникациях // Вестник Забайкальского государственного университета. – №5. – 2010. – С. 81–84.
15. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 186 с.
16. Сосунов Д.В. Роль экспертного сообщества в процессе принятия политических решений // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. – 2012. – №1. – С. 171–173.
17. Яницкий О.Н. Модели и механизмы реализации российской экополитики // Социологические исследования. – 1995. – №4. – С. 34–45.

Источники на электронных носителях

18. Администрация Трампа разрешила строительство нефтепровода Keystone XL [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2017. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/03/24/682664-administratsiya-trampa. – Загл. с экрана. (22.05.2017).
19. Билль о правах (1789-1791 гг.) [Электронный ресурс] // LawBook.online. – 2017. – Режим доступа: http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/bill-pravah-1789-1791-pervyie-popravok-26193.html. – Загл. с экрана. (03.05.2017).
20. Где нужно сокращать выбросы парниковых газов? [Электронный ресурс] // WWF. – 2017. – Режим доступа: http://ntt.wwf.ru/about/what_we_do/climate/climate_skeptic/292. – Загл. с экрана. (19.05.2017).
21. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития [Электронный ресурс] // ООН. – 2017. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf. – Загл. с экрана. (01.04.2017).
22. Еще раз о роли суперкомитетов политических действий в президентской избирательной кампании в США [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия РФ. – 2017. – Режим доступа: http://cikrf.ru/banners/president_usa/supercom.html. – Загл. с экрана. (16.05.2017).
23. История Гринпис [Электронный ресурс] // GREENPEACE. – 2009. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/about/history/. – Загл. с экрана. (27.03.2017).
24. Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России [Электронный ресурс] // Политаналитика. – 2013. – Режим доступа: http://www.politanalitika.ru/upload/iblock/5f4/5f4353e989c6fe783a3e0d846d73c6f4.pdf. – Загл. с экрана. (03.05.2017).
25. Пределы роста – первый доклад Римскому клубу [Электронный ресурс] // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. – 2017. – Режим доступа: http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag_2/gvishiani.htm. – Загл. с экрана. (29.03.2017).
26. Реформы внутренних и внешних таможенных тарифов [Электронный ресурс] // Studme.org. – 2017. – Режим доступа: http://studme.org/50892/politekonomiya/reformy_vnutrennih_vneshnih_tamozhennyh_tarifov. – Загл. с экрана. (27.03.2017).
27. Трамп запретил чиновникам лоббировать интересы других стран [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 2017. – Режим доступа: https://ria.ru/world/20170129/1486709549.html. – Загл. с экрана. (05.05.2017).
28. Устав Европейской зеленой партии [Электронный ресурс] // Альянс Зеленых. – 2017. – Режим доступа: http://russian-greens.ru/node/388. – Загл. с экрана. (01.04.2017).
29. Keystone XL – камень преткновения президента Обамы [Электронный ресурс] // Транспорт нефти. Информационно-аналитический портал. – 2014. –Режим доступа: http://www.transport-nefti.com/blog/3445/. – Загл. с экрана. (19.05.2017).
30. 5 Energy Companies That Are Destroying the Planet and Don’t Seem to Care [Электронный ресурс] // One Green Planet. – 2017. – Режим доступа: http://www.onegreenplanet.org/animalsandnature/energy-companies-that-are-destroying-the-planet-and-dont-seem-to-care/. – Загл. с экрана. (13.04.2017).
31. Change.org [Электронный ресурс] // Change.org. – 2017. – Режим доступа: https://www.change.org/. – Загл. с экрана. (18.05.2017).
32. Citing Climate Change, Obama Rejects Construction of Keystone XL Oil Pipeline [Электронный ресурс] // The New York Times. – 2015. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2015/11/07/us/obama-expected-to-reject-construction-of-keystone-xl-oil-pipeline.html?_r=0. – Загл. с экрана. (21.05.2017).
33. COLUMN-Keystone modifications call Obama's bluff: John Kemp [Электронный ресурс] // REUTERS. – 2012. – Режим доступа: http://www.reuters.com/article/column-kemp-oil-keystone-idINL6E8K6D5920120906. – Загл. с экрана. (21.05.2017).
34. Corporate responsibility [Электронный ресурс] // Chevron. – 2017. – Режим доступа: https://www.chevron.com/corporate-responsibility. – Загл. с экрана. (13.04.2017).
35. EPA Calls for Further Study of Keystone XL [Электронный ресурс] // RIGZONE. – 2010. – Режим доступа: http://www.rigzone.com/news/article.asp?oc=dst&dst_a_id=23434. – Загл. с экрана. (19.05.2017).
36. GovTrack.us [Электронный ресурс] // govtrack. – 2017. – Режим доступа: https://www.govtrack.us/. – Загл. с экрана. (15.05.2017).
37. H.R. 3 (113th): Northern Route Approval Act [Электронный ресурс] // govtrack. – 2017. – Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/bills/113/hr3. – Загл. с экрана. (21.05.2017).
38. Keystone Poses 'No Significant Impacts' to Most Resources Along Path – US [Электронный ресурс] // RIGZONE. – 2017. – Режим доступа: http://www.rigzone.com/news/article.asp?oc=dst&dst_a_id=27703. – Загл. с экрана. (19.05.2017).
39. OpenSecrets.org. Center for Responsive Politics [Электронный ресурс] // OpenSecrets.org. – 2017. – Режим доступа: https://www.opensecrets.org/. – Загл. с экрана. (13.05.2017).
40. S. 1 (114th): Keystone XL Pipeline Approval Act [Электронный ресурс] // govtrack. – 2017. – Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/bills/114/s1. – Загл. с экрана. (21.05.2017).
41. S. 1: Keystone XL Pipeline Approval Act [Электронный ресурс] // govtrack. – 2017. – Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/votes/114-2015/h75. – Загл. с экрана. (22.05.2017).
42. S. 1: Keystone XL Pipeline Approval Act [Электронный ресурс] // govtrack. – 2017. – Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/votes/114-2015/s49. – Загл. с экрана. (22.05.2017).
43. The 2016 Democratic Platform [Электронный ресурс] // Democrats. – 2017. – Режим доступа: https://www.democrats.org/party-platform. – Загл. с экрана (11.04.2017).
44. Thousands protest at the White House against Keystone XL pipeline [Электронный ресурс] // theguardian. – 2017. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/environment/2011/nov/07/keystone-xl-pipeline-protest-white-house. – Загл. с экрана. (21.05.2017).
45. U.S. organic sales post new record of $43.3 billion in 2015 [Электронный ресурс] // Organic Trade Association. – 2017. – Режим доступа: https://www.ota.com/news/press-releases/19031. – Загл. с экрана. (17.04.2017).
46. What is PAC? [Электронный ресурс] // OpenSecrets.org. – 2017. – Режим доступа: https://www.opensecrets.org/pacs/pacfaq.php. – Загл. с экрана. (16.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ