Технологии продюсирования интеллектуально-образовательных телепрограмм
|
Введение
Глава 1. Интеллектуально-образовательные телепрограммы в современной медиасфере
§1.1 Понятие интеллектуально-образовательной телепрограммы в медиасфере
§ 1.2 Классификация отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм
§ 1.3 Современный отечественный рынок интеллектуально-образовательных телепрограмм: характеристика и тренды
Глава 2. Социально-коммуникативные технологии в продюсировании отечественного интеллектуально-образовательного телеконтента…….44
§2.1 Понятие технологии в дискурсе продюсирования………………………44
§2. 2 Примеры актуальных технологий продюсирования интеллектуально-образовательных телепрограмм в отечественной практике………………….49
§2.3 Основные факторы в продюсировании интеллектуально-образовательного телеконтента
Заключение……………………………………………………………………..96
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Доля и рейтинг отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм
Глава 1. Интеллектуально-образовательные телепрограммы в современной медиасфере
§1.1 Понятие интеллектуально-образовательной телепрограммы в медиасфере
§ 1.2 Классификация отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм
§ 1.3 Современный отечественный рынок интеллектуально-образовательных телепрограмм: характеристика и тренды
Глава 2. Социально-коммуникативные технологии в продюсировании отечественного интеллектуально-образовательного телеконтента…….44
§2.1 Понятие технологии в дискурсе продюсирования………………………44
§2. 2 Примеры актуальных технологий продюсирования интеллектуально-образовательных телепрограмм в отечественной практике………………….49
§2.3 Основные факторы в продюсировании интеллектуально-образовательного телеконтента
Заключение……………………………………………………………………..96
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Доля и рейтинг отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм
Эффективное продюсирование проекта в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм медиа, в первую очередь, подразумевает осуществление технологии продления цикла продукта, то есть продления времени выхода в эфир конкретной телепрограммы, что может так же быть связано с поддержанием постоянного интереса целевой аудитории к демонстрируемому телеконтенту.
В данной магистерской диссертации осмысляется процесс производства и продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы в современной отечественной медиасфере. Под медиасферой понимается сложная система взаимодействия медиа и основных сфер общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная), оказывающая влияние как на производств, так и на технологии продюсирования интеллектуально-образовательного телеконтента, обращенные, в первую очередь, на повышение интереса целевой аудитории к демонстрируемому медиапродукту.
Под влиянием междисциплинарных исследований формируются новые представления и подходы, позволяющие комплексно и компетентно описывать проблему медиапродюсирования и рассматривать его как новое направление в коммуникативных технологиях, реализуемых в аудиовизуальной сфере.
Изучение формирования технологии продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм представляется целесообразным через призму единения коммуникативных интенций и собственно технологий производства телеконтента. В данной работе технология продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы рассматривается как естественное ответвление от социально-коммуникативной технологии (СКТ) в области теории коммуникации.
При рассмотрении всевозможных классификаций эфирного интеллектуально-образовательного телеконтента можно выделить две основные функционально-видовые разновидности данных телепрограмм: телевизионные игры, базирующиеся на принципе материального выигрыша и собственно программы, в которых в разной степени затрагивается вопрос гуманитарного знания.
Тем не менее, отмечается негативная тенденция сокращения доли просветительских передач на эфирных телеканалах ввиду наращивания объема информационно-аналитических и социально-политических программ, и увеличения развлекательного контента, демонстрируемого на неэфирном телевидении.
Сегмент интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевещании находится в некоторой стагнации, что может быть объяснено, помимо смещения жанрово-тематических предпочтений вещателей, так же общими процессами на аудиовизуальном рынке СМИ.
Смешение жанров обусловлено тенденциями развития телевизионного рынка, сменой предпочтений аудитории и высокой степенью конкуренции, что обуславливает трансформации продюсерских концепций в отношении интеллектуально-образовательного контента.
Анализ механизмов создания и развития отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм поможет выяснить факторы, формирующие технологии, выяснить эффективность их применения и определить их значимость при телевизионном производстве.
Актуальность исследования.
Актуальность научной работы обусловлена необходимостью анализа аспектов деятельности по формированию эффективной технологии продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы. Следует заметить, что проблемы продюсирования в области масс-медиа приводятся в исследованиях в справочном виде, однако данная проблематика полностью не изучена на глубоком теоретическом уровне с привлечением анализа практического опыта в СМИ.
Активные преобразования в аудиовизуальной сфере, которые выражаются в уменьшении доли производства и демонстрации контента интеллектуально-образовательного содержания на российском телевидении, оказывают влияние на определение продюсерских технологий в данном сегменте.
Сокращение числа подобных телепередач связано с переориентацией большинства вещателей в сторону адаптации зарубежного развлекательного контента или производства собственных программ рекреативной направленности.
Ввиду повышения статуса продюсерской деятельности, представляется возможным рассмотреть сегмент современных интеллектуально-образовательных телепрограмм именно с точки зрения функционирования отечественной медиасферы. Кроме того, предпринята попытка сформулировать рекомендации для ведения продюсерской деятельности в подобных медиапроектах.
В целом, исследователи медиасферы так или иначе обращались к изучению телевизионного дискурса, однако в фокусе анализа оказывалось либо функционирование системы телевидения вообще, либо отдельный ее аспект, к примеру, конкретные жанровые разновидности контента.
Тем не менее, сегмент интеллектуально-образовательных телепрограмм на российском телевещании практически не изучен, а описан поверхностно в общих работах по телевизионной журналистике. Аспекты продюсерской деятельности на телевидении мало изучены и не систематизированы ввиду относительно недавнего появления профессии на современном отечественном медиарынке.
В данном исследовании предпринята попытка комплексно охарактеризовать современные российские интеллектуально-образовательные телепрограммы как с позиций тематико-идейного своеобразия, так и принципов продюсирования. В силу этого наше магистерское исследование обладает определенной научной новизной.
Целью диссертационного исследования является анализ технологии продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• сформулировать понятие «интеллектуально-образовательная телепрограмма»;
• классифицировать интеллектуально-образовательные телепрограммы, представленные на отечественном телевидении;
• проанализировать современное состояние рынка интеллектуально-образовательных телепрограмм;
• рассмотреть элементы и этапы построения продюсерской технологии в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм;
• охарактеризовать технологии продюсирования с точки зрения основных факторов социально-коммуникативной технологии;
• предложить рекомендации по усовершенствованию технологий продюсирования современных отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Объектом исследования выступает интеллектуально-образовательная телепрограмма.
Предмет исследования – технологии продюсирования при производстве интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Гипотезы работы
Формирование комплексной продюсерской технологии, основанной на учете интегральных характеристик социально-коммуникативной технологии и фактора интенсивности, способствует достижению максимального прагматического результата в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Основные понятия: интеллектуально-образовательная телепрограмма, продюсирование, социально-коммуникативные технологии, телеконтент.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов. Необходимыми для теоретической базы диссертационного исследования стали работы по проблематике функционирования и развития продюсирования в аудиовизуальном дискурсе (Г.П. Иванов, П.К. Огурчиков, К. Келлисон).
С точки зрения выявления жанрово-стилистических особенностей современного контента, представленного интеллектуально-образовательными телепрограммами работа опирается на подходы, предложенные отечественными исследователями медиа (С.Г. Корконосенко, С.Н. Ильченко, Н.С. Гегелова, Н.В. Вакурова).
Использовались работы, посвященные становлению и развитию интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевидении (М.А. Бережная, В. Я. Ворошилов, В.С. Саппак).
Выделение элементов и этапов технологии продюсирования, основанное на корреляции с социально-коммуникативными технологиями (СКТ) в данной работе, базируется на трудах исследователей теории коммуникации (Д.П. Гавра, В.Н. Иванов, В.З. Демьянков).
Поскольку такие аспекты продюсирования, как стимулирование сбыта медиапродукта и поиск целевой аудитории коррелируют с традициями смежных прикладных наук, то была использованы подходы авторов маркетинга и менеджмента в сфере медиа (Ф. Котлер, Е.Л. Вартанова, Гринберг П., Вагнер Д., МаркофШ, С.М. Гуревич, М. Тангейт).
Эмпирическая база исследования:
– отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ;
– контент отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы»);
– обзоры и статьи, описывающие деятельность телекомпаний, производящих и демонстрирующих данные программы;
– данные исследовательской компании «Медиаскоп»;
– материалы в СМИ, касающиеся анализируемых интеллектуально-образовательных телепрограмм и специализированные издания по медиасфере и маркетингу.
Методологической основой исследования является принцип единства системного и структурно-функционального подходов. В работе проводится анализ и обзор литературы по проблематике, изучение и рассмотрение научных статей, с использованием общелогического метода. Для анализа эмпирической базы исследования был выбраны сравнительный сравнительный метод, контент-анализ и анализ документов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве дополнительных материалов для студентов и преподавателей, исследующих проблематику продюсирования современного интеллектуально-образовательного контента в аудиовизуальной сфере. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть полезны представителям СМИ, также экспертам в сфере телевизионного производства и продюсирования и действующим практикам в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Апробация исследования – основные результаты диссертационного исследования апробированы в рамках доклада на международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» СПбГУ в марте 2018 года, тезисы доклада опубликованы в сборнике докладов, составленном по итогам конференции: Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 17-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (14–16 марта 2018 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. — 462 с.
На защиту выносятся следующие положения:
• интеллектуально-образовательная телепрограмма апеллирует к рациональному началу аудитории и выполняет следующие функции: образовательная, культурно-рекреативная и культурно-просветительская;
• сегмент интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевещании находится в стагнации, что может быть объяснено, помимо смещения жанрово-тематических предпочтений вещателей в пользу развлекательного телеконтента, так же общими процессами на аудиовизуальном рынке СМИ;
• отечественные интеллектуально-образовательные телепрограммы, представленные современным вещанием, опираются, как на трансляцию когнитивного дискурса, так и способны являться продуктом досугового спектра, что выражается в выделении двух функциональных разновидностей программ: классические телеформаты и интеллектуальные телеигры;
• технология продюсирования интеллектуально-образовательных телепрограмм может быть выстроена на основе интегральных характеристик социально-коммуникативной технологии вследствие корреляции данных понятий;
• большинство отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм не использует комплексные технологии продюсирования, что сказывается на снижении интереса аудитории к ним;
• наиболее адекватная с точки зрения управления телеконтентом технология продюсирования основана на комплексном использовании, как высокоинтенсивных, так и низкоинтенсивных технологий, сочетаемых с методами на основе интегральных характеристиках социально-коммуникативной технологии.
Магистерская диссертационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, а также представлена теоретическая, методологическая и эмпирическая базы исследования.
В первой главе исследуются теоретические аспекты понятия интеллектуально-образовательная телепрограмма, акцентируя внимание на концептуально-функциональном проявлении исследуемого объекта. Кроме того, анализируется современное состояние отечественной медиасферы, а конкретнее, аудиовизуального сегмента, представленного интеллектуально-образовательными телепрограммами.
Во второй главе рассматриваются обусловленность продюсерской технологии технологией СКТ, обозначаются интегральные характеристики СКТ на примере действующих российских интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы»). Так же в данном диссертационном исследовании выделим фактор интенсивности при реализации технологии на примере вышеуказанных телепрограмм. На основе рассмотренных технологий продюсирования анализируемых интеллектуально-образовательных телепрограмм будут даны методические рекомендации по их усовершенствованию.
В заключении магистерской диссертации сформулированы общие выводы по исследованной проблеме и обозначены перспективы для дальнейших научных исследований.
В данной магистерской диссертации осмысляется процесс производства и продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы в современной отечественной медиасфере. Под медиасферой понимается сложная система взаимодействия медиа и основных сфер общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная), оказывающая влияние как на производств, так и на технологии продюсирования интеллектуально-образовательного телеконтента, обращенные, в первую очередь, на повышение интереса целевой аудитории к демонстрируемому медиапродукту.
Под влиянием междисциплинарных исследований формируются новые представления и подходы, позволяющие комплексно и компетентно описывать проблему медиапродюсирования и рассматривать его как новое направление в коммуникативных технологиях, реализуемых в аудиовизуальной сфере.
Изучение формирования технологии продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм представляется целесообразным через призму единения коммуникативных интенций и собственно технологий производства телеконтента. В данной работе технология продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы рассматривается как естественное ответвление от социально-коммуникативной технологии (СКТ) в области теории коммуникации.
При рассмотрении всевозможных классификаций эфирного интеллектуально-образовательного телеконтента можно выделить две основные функционально-видовые разновидности данных телепрограмм: телевизионные игры, базирующиеся на принципе материального выигрыша и собственно программы, в которых в разной степени затрагивается вопрос гуманитарного знания.
Тем не менее, отмечается негативная тенденция сокращения доли просветительских передач на эфирных телеканалах ввиду наращивания объема информационно-аналитических и социально-политических программ, и увеличения развлекательного контента, демонстрируемого на неэфирном телевидении.
Сегмент интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевещании находится в некоторой стагнации, что может быть объяснено, помимо смещения жанрово-тематических предпочтений вещателей, так же общими процессами на аудиовизуальном рынке СМИ.
Смешение жанров обусловлено тенденциями развития телевизионного рынка, сменой предпочтений аудитории и высокой степенью конкуренции, что обуславливает трансформации продюсерских концепций в отношении интеллектуально-образовательного контента.
Анализ механизмов создания и развития отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм поможет выяснить факторы, формирующие технологии, выяснить эффективность их применения и определить их значимость при телевизионном производстве.
Актуальность исследования.
Актуальность научной работы обусловлена необходимостью анализа аспектов деятельности по формированию эффективной технологии продюсирования интеллектуально-образовательной телепрограммы. Следует заметить, что проблемы продюсирования в области масс-медиа приводятся в исследованиях в справочном виде, однако данная проблематика полностью не изучена на глубоком теоретическом уровне с привлечением анализа практического опыта в СМИ.
Активные преобразования в аудиовизуальной сфере, которые выражаются в уменьшении доли производства и демонстрации контента интеллектуально-образовательного содержания на российском телевидении, оказывают влияние на определение продюсерских технологий в данном сегменте.
Сокращение числа подобных телепередач связано с переориентацией большинства вещателей в сторону адаптации зарубежного развлекательного контента или производства собственных программ рекреативной направленности.
Ввиду повышения статуса продюсерской деятельности, представляется возможным рассмотреть сегмент современных интеллектуально-образовательных телепрограмм именно с точки зрения функционирования отечественной медиасферы. Кроме того, предпринята попытка сформулировать рекомендации для ведения продюсерской деятельности в подобных медиапроектах.
В целом, исследователи медиасферы так или иначе обращались к изучению телевизионного дискурса, однако в фокусе анализа оказывалось либо функционирование системы телевидения вообще, либо отдельный ее аспект, к примеру, конкретные жанровые разновидности контента.
Тем не менее, сегмент интеллектуально-образовательных телепрограмм на российском телевещании практически не изучен, а описан поверхностно в общих работах по телевизионной журналистике. Аспекты продюсерской деятельности на телевидении мало изучены и не систематизированы ввиду относительно недавнего появления профессии на современном отечественном медиарынке.
В данном исследовании предпринята попытка комплексно охарактеризовать современные российские интеллектуально-образовательные телепрограммы как с позиций тематико-идейного своеобразия, так и принципов продюсирования. В силу этого наше магистерское исследование обладает определенной научной новизной.
Целью диссертационного исследования является анализ технологии продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• сформулировать понятие «интеллектуально-образовательная телепрограмма»;
• классифицировать интеллектуально-образовательные телепрограммы, представленные на отечественном телевидении;
• проанализировать современное состояние рынка интеллектуально-образовательных телепрограмм;
• рассмотреть элементы и этапы построения продюсерской технологии в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм;
• охарактеризовать технологии продюсирования с точки зрения основных факторов социально-коммуникативной технологии;
• предложить рекомендации по усовершенствованию технологий продюсирования современных отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Объектом исследования выступает интеллектуально-образовательная телепрограмма.
Предмет исследования – технологии продюсирования при производстве интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Гипотезы работы
Формирование комплексной продюсерской технологии, основанной на учете интегральных характеристик социально-коммуникативной технологии и фактора интенсивности, способствует достижению максимального прагматического результата в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Основные понятия: интеллектуально-образовательная телепрограмма, продюсирование, социально-коммуникативные технологии, телеконтент.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов. Необходимыми для теоретической базы диссертационного исследования стали работы по проблематике функционирования и развития продюсирования в аудиовизуальном дискурсе (Г.П. Иванов, П.К. Огурчиков, К. Келлисон).
С точки зрения выявления жанрово-стилистических особенностей современного контента, представленного интеллектуально-образовательными телепрограммами работа опирается на подходы, предложенные отечественными исследователями медиа (С.Г. Корконосенко, С.Н. Ильченко, Н.С. Гегелова, Н.В. Вакурова).
Использовались работы, посвященные становлению и развитию интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевидении (М.А. Бережная, В. Я. Ворошилов, В.С. Саппак).
Выделение элементов и этапов технологии продюсирования, основанное на корреляции с социально-коммуникативными технологиями (СКТ) в данной работе, базируется на трудах исследователей теории коммуникации (Д.П. Гавра, В.Н. Иванов, В.З. Демьянков).
Поскольку такие аспекты продюсирования, как стимулирование сбыта медиапродукта и поиск целевой аудитории коррелируют с традициями смежных прикладных наук, то была использованы подходы авторов маркетинга и менеджмента в сфере медиа (Ф. Котлер, Е.Л. Вартанова, Гринберг П., Вагнер Д., МаркофШ, С.М. Гуревич, М. Тангейт).
Эмпирическая база исследования:
– отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ;
– контент отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы»);
– обзоры и статьи, описывающие деятельность телекомпаний, производящих и демонстрирующих данные программы;
– данные исследовательской компании «Медиаскоп»;
– материалы в СМИ, касающиеся анализируемых интеллектуально-образовательных телепрограмм и специализированные издания по медиасфере и маркетингу.
Методологической основой исследования является принцип единства системного и структурно-функционального подходов. В работе проводится анализ и обзор литературы по проблематике, изучение и рассмотрение научных статей, с использованием общелогического метода. Для анализа эмпирической базы исследования был выбраны сравнительный сравнительный метод, контент-анализ и анализ документов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве дополнительных материалов для студентов и преподавателей, исследующих проблематику продюсирования современного интеллектуально-образовательного контента в аудиовизуальной сфере. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть полезны представителям СМИ, также экспертам в сфере телевизионного производства и продюсирования и действующим практикам в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм.
Апробация исследования – основные результаты диссертационного исследования апробированы в рамках доклада на международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» СПбГУ в марте 2018 года, тезисы доклада опубликованы в сборнике докладов, составленном по итогам конференции: Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 17-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (14–16 марта 2018 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. — 462 с.
На защиту выносятся следующие положения:
• интеллектуально-образовательная телепрограмма апеллирует к рациональному началу аудитории и выполняет следующие функции: образовательная, культурно-рекреативная и культурно-просветительская;
• сегмент интеллектуально-образовательных программ на отечественном телевещании находится в стагнации, что может быть объяснено, помимо смещения жанрово-тематических предпочтений вещателей в пользу развлекательного телеконтента, так же общими процессами на аудиовизуальном рынке СМИ;
• отечественные интеллектуально-образовательные телепрограммы, представленные современным вещанием, опираются, как на трансляцию когнитивного дискурса, так и способны являться продуктом досугового спектра, что выражается в выделении двух функциональных разновидностей программ: классические телеформаты и интеллектуальные телеигры;
• технология продюсирования интеллектуально-образовательных телепрограмм может быть выстроена на основе интегральных характеристик социально-коммуникативной технологии вследствие корреляции данных понятий;
• большинство отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм не использует комплексные технологии продюсирования, что сказывается на снижении интереса аудитории к ним;
• наиболее адекватная с точки зрения управления телеконтентом технология продюсирования основана на комплексном использовании, как высокоинтенсивных, так и низкоинтенсивных технологий, сочетаемых с методами на основе интегральных характеристиках социально-коммуникативной технологии.
Магистерская диссертационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, а также представлена теоретическая, методологическая и эмпирическая базы исследования.
В первой главе исследуются теоретические аспекты понятия интеллектуально-образовательная телепрограмма, акцентируя внимание на концептуально-функциональном проявлении исследуемого объекта. Кроме того, анализируется современное состояние отечественной медиасферы, а конкретнее, аудиовизуального сегмента, представленного интеллектуально-образовательными телепрограммами.
Во второй главе рассматриваются обусловленность продюсерской технологии технологией СКТ, обозначаются интегральные характеристики СКТ на примере действующих российских интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы»). Так же в данном диссертационном исследовании выделим фактор интенсивности при реализации технологии на примере вышеуказанных телепрограмм. На основе рассмотренных технологий продюсирования анализируемых интеллектуально-образовательных телепрограмм будут даны методические рекомендации по их усовершенствованию.
В заключении магистерской диссертации сформулированы общие выводы по исследованной проблеме и обозначены перспективы для дальнейших научных исследований.
В магистерской диссертации были рассмотрена интеллектуально-образовательная телепрограмма с точки зрения идейно-содержательного компонента и структурно-функциональных позиций. Так, было сформулировано определение данного вида телевизионной программы и представлена классификация телепрограмм в зависимости от общих типологических и специфических характеристик.
Под интеллектуально-образовательной телепрограммой в представленном научном исследовании понимается телепрограмма, направленная на удовлетворение образовательно-рекреативных потребностей аудитории; демонстрирующей контент, базирующийся на концептах «интеллектуальности» и «ума», и обращенной к когнитивно-умственным способностям широкой аудитории.
Были выделены две основные функциональные категории интеллектуально-образовательных телепрограмм: интеллектуальные телеигры и собственно программмы, в которых обсуждаются вопросы спектра гуманитарных знаний, интеллектуальные (шоу) дискуссии.
Первый тип интеллектуально-образовательных телепрограмм имеет широкое воплощение на отечественном телевидении. Отличительными чертами данного сегмента телепрограмм является высокая степень напряжения и эмоционального соучастия телезрителя героям на экране, активное материальное стимулирование игроков к принятию участия, важность драматургии в развертывании аудиовизуального действия, элемента случайности и непредсказуемости в ходе телеигры.
Для интеллектуальных дискуссий (шоу) характерна апелляция к классическим журналистским жанрам: беседа, интервью, дискуссия, которые представляют собой обсуждение автора-ведущего с приглашенными гостями вопросов гуманитарного дискурса. Данные телепрограммы подвержены фактору персонификации, то есть информация декодируется реципиентом вместе с субъективными личностными характеристиками и особенностями автора коммуникации, то есть журналиста. Ведущий в интеллектуально-образовательной телепрограмме, построенной по принципу беседы, сам может (и как правило это делает) задавать тон программы и развитие в ходе отдельной взятой передачи.
Для анализа актуальных технологий продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм в данной работе были рассмотрены теоретические подходы к понятию социально-коммуникативных технологий (СКТ), в результате обзора которых были сформулированы интенции продюсерской деятельности в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм. Технология продюсирования представляет собой совокупность операций со стороны социального субъекта (редакции СМИ) по достижению прагматической цели: создания и демонстрации интеллектуально-образовательной телепрограммы.
Главным итогом диссертационного исследования стало выделение элементов технологии продюсирования современных российских интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?») на основе параметров СКТ: наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность; системность; формальная организация и функциональное разделение труда; технологичность; оптимизация и обратная связь; креативность и стандартизация; цикличность и возможность тиражирования.
Кроме того, был рассмотрен фактор интенсивности как формирующий признак продюсерской технологии, в зависимости от степени воздействия и времени достижения прагматического результата выделяются низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии. К высокоинтенсивным технологиям в продюсировании отечественных интеллектуально-образовательных телевизионных программ относится реклама новых сезонов телепередач и проведение спецвыпусков.
В качестве реализации низкоинтенсивной технологии на практике было установление использование частичного ребрендинга программ, который выражается, как в полной смене концептуально-визуального фирменного стиля (логотип, музыкальное оформление), так и изменении пространственного решения (модернизация студийных и иных локаций для проведения съемок цикла передачи).
Было предположено, что наиболее адекватной с точки зрения реализации прагматического результата является комплексная технология продюсирования интеллектуально-образовательного телеконтента, основанная на сочетании фактора интенсивности и интегральных характеристик СКТ.
Лидером в активном использовании комплексной продюсерской технологии является интеллектуально-образовательная телепрограмма «Что? Где? Когда?», поскольку ее авторы обращаются, помимо интегральных параметров СКТ, к технологиям разной интенсивности (смена визуально-графического оформления программы, проведение специальных выпусков, частое использование рекламно-информирующих сообщений о старте новых сезонов программы).
Телевизионные программы «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером?» схожи в выборе предпочтительных технологий продюсирования, что связано с главным формирующим признаком — реализацией телеконтента согласно лицензии и франчайзингу, в связи с этим наблюдается умеренное информирование о выпусках программы, редкое проведение специальных выпусков, использование низкоинтенсивной технологии (визуальный ребрендинг) отмечается только у телепрограммы «Своя игра».
Что касается телепередачи «Умницы и умники», отметим игнорирование использований разных по интенсивности коммуникативных технологий, стратегия продюсирования данного телеконтента опирается исключительно на базовые элементы СКТ (социально значимая цель, целенаправленность и целесообразность; системность; формальная организация и функциональное разделение труда; технологичность; оптимизация и обратная связь; креативность и стандартизация; цикличность и возможность тиражирования).
Кроме того, в рамках исследования были проанализированы данные по рейтингу и доли телесмотрения отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм с 31.12.2016 по 31.12.2017, «Умницы и умники» ни разу не фигурировали в списке из 100 наиболее популярных программ у россиян в возрасте от 4 лет.
Чаще всего в рейтинге упоминается «Что? Где? Когда?», пик активности со стороны телевизионной аудитории приходится на зимний и летний периоды, когда проходят финалы зимней и летней серии игр элитарного телеклуба. Следом идут «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером», интерес к которым, согласно проанализированным данным, повышается в начале календарного года и во время официальных праздников праздничных дней: первая половина января и общепризнанные праздники (8 марта, 23 февраля).
Состояние сегмента интеллектуально-образовательных телепрограмм может быть охарактеризовано как стагнирующее. Активные преобразования в аудиовизуальной сфере, которые выражаются в уменьшении доли производства и демонстрации контента интеллектуально-образовательного содержания на российском телевидении, оказывают влияние на определение продюсерских технологий в данном сегменте.
Сокращение числа подобных телепередач связано с переориентацией большинства вещателей в сторону адаптации зарубежного развлекательного контента или производства собственных программ рекреативной направленности.
Полученные выводы о структуре технологий продюсирования и особенностях проявления фактора интенсивности позволяют обрисовать состояние в общих чертах современное состояние интеллектуально-образовательного сегмента отечественного телевизионного рынка, однако для проведения комплексного сравнительного анализа продюсерских технологий требуется исследование зарубежного опыта.
Феномен продюсирования не описан детально в российской исследовательской литературе, что соответствует новизне этого вида деятельности, соответственно, видится перспектива для дальнейших научных изысканий о продюсировании интеллектуально-образовательного телеконтента, в частности, с точки зрения показателей экономической эффективности и законодательного регулирования.
Под интеллектуально-образовательной телепрограммой в представленном научном исследовании понимается телепрограмма, направленная на удовлетворение образовательно-рекреативных потребностей аудитории; демонстрирующей контент, базирующийся на концептах «интеллектуальности» и «ума», и обращенной к когнитивно-умственным способностям широкой аудитории.
Были выделены две основные функциональные категории интеллектуально-образовательных телепрограмм: интеллектуальные телеигры и собственно программмы, в которых обсуждаются вопросы спектра гуманитарных знаний, интеллектуальные (шоу) дискуссии.
Первый тип интеллектуально-образовательных телепрограмм имеет широкое воплощение на отечественном телевидении. Отличительными чертами данного сегмента телепрограмм является высокая степень напряжения и эмоционального соучастия телезрителя героям на экране, активное материальное стимулирование игроков к принятию участия, важность драматургии в развертывании аудиовизуального действия, элемента случайности и непредсказуемости в ходе телеигры.
Для интеллектуальных дискуссий (шоу) характерна апелляция к классическим журналистским жанрам: беседа, интервью, дискуссия, которые представляют собой обсуждение автора-ведущего с приглашенными гостями вопросов гуманитарного дискурса. Данные телепрограммы подвержены фактору персонификации, то есть информация декодируется реципиентом вместе с субъективными личностными характеристиками и особенностями автора коммуникации, то есть журналиста. Ведущий в интеллектуально-образовательной телепрограмме, построенной по принципу беседы, сам может (и как правило это делает) задавать тон программы и развитие в ходе отдельной взятой передачи.
Для анализа актуальных технологий продюсирования отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм в данной работе были рассмотрены теоретические подходы к понятию социально-коммуникативных технологий (СКТ), в результате обзора которых были сформулированы интенции продюсерской деятельности в сегменте интеллектуально-образовательных телепрограмм. Технология продюсирования представляет собой совокупность операций со стороны социального субъекта (редакции СМИ) по достижению прагматической цели: создания и демонстрации интеллектуально-образовательной телепрограммы.
Главным итогом диссертационного исследования стало выделение элементов технологии продюсирования современных российских интеллектуально-образовательных телепрограмм («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?») на основе параметров СКТ: наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность; системность; формальная организация и функциональное разделение труда; технологичность; оптимизация и обратная связь; креативность и стандартизация; цикличность и возможность тиражирования.
Кроме того, был рассмотрен фактор интенсивности как формирующий признак продюсерской технологии, в зависимости от степени воздействия и времени достижения прагматического результата выделяются низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии. К высокоинтенсивным технологиям в продюсировании отечественных интеллектуально-образовательных телевизионных программ относится реклама новых сезонов телепередач и проведение спецвыпусков.
В качестве реализации низкоинтенсивной технологии на практике было установление использование частичного ребрендинга программ, который выражается, как в полной смене концептуально-визуального фирменного стиля (логотип, музыкальное оформление), так и изменении пространственного решения (модернизация студийных и иных локаций для проведения съемок цикла передачи).
Было предположено, что наиболее адекватной с точки зрения реализации прагматического результата является комплексная технология продюсирования интеллектуально-образовательного телеконтента, основанная на сочетании фактора интенсивности и интегральных характеристик СКТ.
Лидером в активном использовании комплексной продюсерской технологии является интеллектуально-образовательная телепрограмма «Что? Где? Когда?», поскольку ее авторы обращаются, помимо интегральных параметров СКТ, к технологиям разной интенсивности (смена визуально-графического оформления программы, проведение специальных выпусков, частое использование рекламно-информирующих сообщений о старте новых сезонов программы).
Телевизионные программы «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером?» схожи в выборе предпочтительных технологий продюсирования, что связано с главным формирующим признаком — реализацией телеконтента согласно лицензии и франчайзингу, в связи с этим наблюдается умеренное информирование о выпусках программы, редкое проведение специальных выпусков, использование низкоинтенсивной технологии (визуальный ребрендинг) отмечается только у телепрограммы «Своя игра».
Что касается телепередачи «Умницы и умники», отметим игнорирование использований разных по интенсивности коммуникативных технологий, стратегия продюсирования данного телеконтента опирается исключительно на базовые элементы СКТ (социально значимая цель, целенаправленность и целесообразность; системность; формальная организация и функциональное разделение труда; технологичность; оптимизация и обратная связь; креативность и стандартизация; цикличность и возможность тиражирования).
Кроме того, в рамках исследования были проанализированы данные по рейтингу и доли телесмотрения отечественных интеллектуально-образовательных телепрограмм с 31.12.2016 по 31.12.2017, «Умницы и умники» ни разу не фигурировали в списке из 100 наиболее популярных программ у россиян в возрасте от 4 лет.
Чаще всего в рейтинге упоминается «Что? Где? Когда?», пик активности со стороны телевизионной аудитории приходится на зимний и летний периоды, когда проходят финалы зимней и летней серии игр элитарного телеклуба. Следом идут «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером», интерес к которым, согласно проанализированным данным, повышается в начале календарного года и во время официальных праздников праздничных дней: первая половина января и общепризнанные праздники (8 марта, 23 февраля).
Состояние сегмента интеллектуально-образовательных телепрограмм может быть охарактеризовано как стагнирующее. Активные преобразования в аудиовизуальной сфере, которые выражаются в уменьшении доли производства и демонстрации контента интеллектуально-образовательного содержания на российском телевидении, оказывают влияние на определение продюсерских технологий в данном сегменте.
Сокращение числа подобных телепередач связано с переориентацией большинства вещателей в сторону адаптации зарубежного развлекательного контента или производства собственных программ рекреативной направленности.
Полученные выводы о структуре технологий продюсирования и особенностях проявления фактора интенсивности позволяют обрисовать состояние в общих чертах современное состояние интеллектуально-образовательного сегмента отечественного телевизионного рынка, однако для проведения комплексного сравнительного анализа продюсерских технологий требуется исследование зарубежного опыта.
Феномен продюсирования не описан детально в российской исследовательской литературе, что соответствует новизне этого вида деятельности, соответственно, видится перспектива для дальнейших научных изысканий о продюсировании интеллектуально-образовательного телеконтента, в частности, с точки зрения показателей экономической эффективности и законодательного регулирования.



