ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ И РИТУАЛА В ЗАПАДНОЙ ХАНЬ 7
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСТРОНОМИИ В ЗАПАДНОЙ ХАНЬ 7
1.2. РИТУАЛЬНАЯ И ОБРЯДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ АСТРОНОМИЧЕСКИМ ТЕЛАМ, В ЭПОХУ ЗАПАДНАЯ ХАНЬ 12
1.3. СРАВНЕНИЕ ЗЕМНЫХ И НЕБЕСНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 18
1.4 КАЛЕНДАРЬ. 20
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ГЛАВ ИЗ «ХУАЙНАНЬ –ЦЗЫ» И «ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАПИСОК» СЫМА ЦЯНЯ 26
2.1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕБЕ 26
2.2. ПЛАНЕТЫ 28
2.3. СОЛНЦЕ И ЛУНА. 35
2.4. ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Тема представленной выпускной квалификационной работы «Связь астрономии и ритуала западной Хань (206 до н.э. – 9 н.э.)». Мною была выбрана данная эпоха по причине того, что в этот период времени существование единой Ханьской империи способствовало развитию культуры, духовно-этических учений, искусства и естественных наук, в том числе астрономии. В период Хань китайцы уже определили положение и траекторию движения многих небесных тел, а также имели карты звездного неба.
Люди накапливали опыт и навыки из повседневной жизни и трудовой деятельности, у них еще не выработали никаких методических знаний в области химии и физики, а «наука о космосе» уже была достаточно высокоразвитой. Древность астрономии определяет то особое место, которое «учение о звездах» занимает в истории человеческой культуры. На протяжении многих столетий астрономия была существенной частью философско-религиозного мироощущения, а возникла данная наука из практических потребностей человека. Для всех она была не ограниченной отраслью науки, а учением о мире, связанным с их мыслями и чувствами, с мировоззрением в целом. Работу древних астрономов вдохновляли глубочайшие проблемы человечества.
Астрономия была одной из важнейших наук, дающих представление о природе вещей и явлений во вселенной, и поэтому эту отрасль науки использовали для предсказаний и гаданий. Проводили ритуалы и обряды поклонения небесным телам.
Ритуальные аспекты жизни любых народов представляют существенную ценность в культурологическом исследовании. Ритуалы пронизывали разные отрасли человеческой культуры, заключали в себе большой функциональный ряд: были способом трансляции культуры из поколения в поколение, рычагом политического воздействия и так далее. Ключевым понятием ритуально-религиозной сферы жизни китайского этноса является ли (ритуал,禮). В словаре Шовэньцзецзы («Объяснение простых письменных знаков и анализ сложных письменных знаков», 說文解字,121 г. н.э.) филолог и языковед СюйШэнь (許慎,58 г.-147 г.)дает такое пояснение для иероглифа: «禮,履也。所以事神致福也» («Ли 禮есть люй 履, т.е. просить милости у духов»).
В связи с устойчивостью компонентов китайской традиционной культуры, изучение древних эпох является важной частью исследования культуры Поднебесной в целом. Актуальность данной работы определяется прежде всего важностью ритуала в системе культурных ценностей традиционного Китая и значимой частью традиционно-культурного самосознания китайского народа. Особую ценность данный термин получил при Конфуции, который подразумевал под «ли» не просто совокупность нормативных установок, контролирующих человеческое поведение, а основание образцового общественного порядка, метод гармонизации человека и Космоса.
Объект работы: религиозные особенности западной Хань
Предмет работы: исследование влияния и значения астрономии в ритуальных традициях западной Хань
Степень разработанности темы: тема астрономических верований и ритуалов, связанных с ними в культуре Китая интересовала некоторых учёных, поэтому по данной теме имеется определенная научная база.
Среди отечественных учёных на тему древнекитайской астрономии, астрономического ритуала были использованы работы В.Е.Еремеева, Л. Е. Померанцевой, Г. А. Ткаченко и другие.
С помощью изучения астрономического ритуала, можно проследить развитие календарной системы. По теме календарных особенностей ханьской эпохи были использованы работы В. В. Цыбульского, В.Е.Еремеева, Н.Ю. Агеева и так далее. Отдельно хотелось бы выделить работу В.Р. Вяткина, а именно его перевод и комментарии к «Историческим запискам» (史記)СымаЦяня (司馬遷,145/135-86 гг. до н.э.).
В процессе работы была использована научная литература и на английском языке. Например, одна из самых важных, на мой взгляд, работ это «Наука и цивилизация в Китае» Джозефа Нидэма , в которой подробно дается характеристика астрономической науки, последовательно приводятся этапы ее становления, описывается значение науки в различных сферах жизни китайцев древности. На итоги его работы опираются многие современные исследователи, чьи работы также были рассмотрены. В данной выпускной квалификационной работе были использованы работы по астрономии H. Selin , D.W. Pankenier, JohnB. Henderson и так далее.
Для более глубокого понимания некоторых аспектов ханьского времени и более полного их исследования были использованы несколько работ на китайском языке и одна на французском языке. Но данные работы не представляют ценности при изучении астрономического ритуала.
Цель работы: на основе изучения и анализа научной литературы по данной теме выявить астрономико-ритуальную связь в культуре Западной Хань (206 до н.э. – 9 н.э.)и определить характер этой связи.
Следовательно, нам необходимо решить следующие задачи:
-Определить место астрономии в религиозной структуре Китая западной Хань
-Определить основополагающие параметры западноханьского ритуала как социокультурного феномена.
-Определить концепции мироустроения основанные на знаниях о космосе, движении звезд, планет и других небесных тел
-Рассмотреть календарную систему и ее астрономических компонентов
-Сравнить идеи о Космосе и небесных телах разных мыслителей эпохи Западная Хань, провести сравнительный анализ произведений рассматриваемой эпохи, а именно «Хуайнань-цзы» и «Ши Цзи» (Исторические записки» СымаЦяня
-Установить связь астрономии и ритуала в Западной Хань, проанализировать значение этой связи
Данная работа состоит из введения, двух глав (и подглав), заключения, списка используемой литературы, а также приложения.
Введение к данной работе характеризует актуальность и особенности данной темы. В вводной части приведена основная научная литература, описана поставленная цель, а также задачи, способствующие ее достижению.
Первая глава работы теоретическая и она раскрывает основные характеристики и связь астрономии и ритуала в Западной Хань. Сперва дается культурно-историческая справка, которая может помочь читателю понять основные черты рассматриваемой эпохи. В данной главе содержится 4 подглавы, в которых рассматривается ритуальная деятельность, связанная с Космосом, отдельно анализируются некоторые концепции направленные на установление гармонии между Небо (космосом), землей и человеком. Отдельная подглава посвящена рассмотрению календарной системы, которая являлась видимым результатом практической деятельности астрономического ритуала.
Вторая глава работы является сравнительным анализом двух астрономических глав и трактатов эпохи Западная Хань - «Хуайнань-цзы» (淮南子)и «Исторических записок» СымаЦяня. Сопоставляются концепции, описанные в трактатах, основанные на предсказаниях и предвещаниях космических объектов по отношению к всему китайскому народу и отдельным людям. В данной главе последовательно сравниваются «общие представления о Небе» (глава 2.1.), «Планеты» (глава 2.2.), «Солнце и Луна» (глава 2.3.), и «Другие небесные тела» (глава 2.4.).
Заключение подводит итоги данной работы, основываясь на поставленной цели и задачах.
Имеющийся список литературы составляет 39 единиц: 30 источников на русском языке, 6 источников на английском языке и 2 источников на китайском языке, а также один источник на французском языке.
В представленной исследовательской работе я попыталась определить взаимодействие астрономии и ритуала в эпоху Западная Хань. Важным условием достижения поставленной цели было выявить механизмы функционирования ритуальной жизни эпохи, определить значение астрономии для рассматриваемого периода. После выполнения данных задач, я определила роль ритуальных действий, связанных с астрономией, и выделила некоторые факторы, которые привели к такому явлению как поклонение небесным телам. На данный момент я могу представить несколько выводов, которые представлены мною ниже.
В процессе работы было выявлено, что Китай в период Западная Хань был довольно сильной империей, в которой расцветали многие естественных отрасли наук, развивалась культура и искусство. Именно в этот период, ученые добиваются больших успехов в астрономических подсчетах и появляются различные инновации в этой области .
Астрономия рассматривалась как средство для выявления космологических отношений между человеком и Вселенной, для наблюдения за регулярными и нерегулярными явлениями небес и для интерпретации этих явлений. Люди пытались выяснить как влияют явления, происходящие на небе, по отношению к человеческому обществу.
Можно также сделать вывод, что астрономический ритуал пронизывал разные слои общества, разную жизненную деятельность. Ритуал связанный с небесными телами имеет огромнейшую историю становления.
Многие земные уложения, как мы увидели, имели небесную аналогию, например, 9 небесных полей, которые как в зеркале отражались в 9 земных районах.
Ряд созвездий соотносили с определенными государствами. Опираясь на трактат СымаЦяня можно также добавить, что традиция сопоставления государств и созвездий затрагивала даже кочевников, которые также земными воплощениями подобранных для них созвездий. Исходя из этого СымаЦянь истолковал многочисленные астрономические события, зарегистрированные в конкретных районах, как указания судьбы в сражении двух соперничающих держав . Существовали местные ритуалы, к которым относились как официальные, так и простонародные обряды. Официальный вариант подразумевал народные жертвоприношения горам и рекам, созвездиям, которые были подобием района (области), в котором жили те или иные люди. Также существовали обряды, не имеющие правительственного одобрения, организованные местными колдунами. Предметы поклонения в таких обрядах были разнообразны.
Если рассматривать вторую главу можно увидеть, что анализ текстов показал места сходств и расхождений мыслителей одной эпохи, которые рассуждали о мироустроении, строении космоса, влияния Неба на земную жизнь, государство и отдельно взятого человека. У СымаЦяня и в Хуайнань-цзы, отбрасывая расхождения в интерпретации некоторых небесных явлений, можно ясно увидеть большое значение звездных, планетных и других предвещаний. В обоих трактатах содержатся пространные рассуждения по поводу астрологических предсказаний судьбы, основанных на изучении положения звезд и иных небесных тел.
Несмотря на то, что в простонародье также существовали культы поклонения небесным объектам, я все же считаю, что в большинстве своем ритуалы, связанные с космосом – это ритуалы государственной значимости, имеющие большое политическое значение. Множество исторических событий, произошедших в Китае в раннеханьскую эпоху, во многом это касается дипломатических решений, военных решений, действий со стороны правящих органов, произошли именно так, как прописано в истории, по причине предсказанных ранее исходов событий. На решения, принятые правительством оказывали влияние историки-астрономы, находившиеся при дворе, которые умели расшифровывать послания неба, предзнаменования небесных тел. Так как человек предрасположен контролировать свою судьбу, думаю были случаи использования небесных явлений, для выгоды в принятии определенных решений. При этом, судя по всему, люди того периода боялись наказания Небес, так как считали, что неподчинение Небу может вызвать соответствующие нарушения в естественном ходе событий на Земле.
1. СымаЦянь. Исторические записки (Ши цзи), Т. IV./Пер. с китайского, предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. - М., Вост. литература, 1986.454 с.Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/(05.05.2017)
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. 2 изд., перераб. и доп.– М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1985. 320с.
3. М. Леве.Китай династии Хань. Быт, религия, культура /Пер. с англ. С. Федорова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 224 с
4. Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы. / Пер. Л.Е. Померанцевой. Сост. И.В. Ушаков. – М.: Мысль. 2004. 430 с.
5. Яншина Э. М. О некоторых изображениях на рельефах ханьских погребений (II в. до н. э. - II в. н. э.) // Вестник древней истории. 1961. № 3.65-77 с.
6. Льюис М.Э. Империи Древнего Китая. От Цинь к Хань. Великая смена династий. / Пер.: С. Белоусов. –М.: Центрполиграф, 2016. 416 с.
7. П. Г. Куликовский. Справочник любителя астрономии/ Под ред. В. Г. Сурдина. Изд. 5-е, перераб. и полн. обновл. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. 688 с.
8. Эфемерида [Электронный ресурс] // Википедия
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эфемерида(05.05.2017)
9. Кобзев А.И., Еремеев В.Е. Лю Синь
Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Лю_Синь(05.05.2017)
10. Рифтин Б.Л. Цзю тянь
Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Цзю_тянь(05.05.2017)
11. Духовнаякультура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том. / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 5.Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. –М.: Вост. лит., 2009. 1055 с.
12. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том. / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 2: Мифология. Религия.–М.: Вост. лит. 2007. 869 с.
13. Рифтин Б.Л. Хуан-ди
Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/хуан-ди(05.05.2017)
14. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйшичуньцю». –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 284 с.
15. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. с китайского Е. И. Лубо-Лесниченко, Е. В. Пузицкого и В. Ф. Сорокина. Изд. 2 - М.: Наука. 1987. 496 с.
16. Голыгина К.И. «Звездное небо и «Книга перемен». – М.: Институт востоковедения. 2003. 208 с
17. Худяков Ю. С., Комиссаров С. А., Коксегенова А. Б. Лук, стрелы, саадак из могильника Ния (Синьцзян, КНР) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Т. 12, вып. 4. С. 31-39.
18. Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012. 484 стр.
19. Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – 900 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15 / Редколл.:А.И.Кобзев и др.). С. 628-649.
20. Большой энциклопедический словарь. Гало.Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/96662/%D0%93%D0%90%D0%9B%D0%9E(05.05.2017)
21. Покрытие. Астрономический термин. Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1162351(05.05.2017)
22. М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский.История Древнего Востока.-М.: Дрофа. 2009. 1164с.
23. Рожанский Л.Ш. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках//ред. Новик Е.С.-М.:Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988. 331 с.
24. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том. / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 6.доп. Искусство. –М.: Вост. лит., 2010. 1126 с.
25. М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983. 416 с.
26. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. - М.: Просвещение. 1982. 128 с.
27. Кравцова М.Е., Баргачева В.Н.ХаньУ-ди. Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Хань_У-ди(05.05.2017)
28. В. А. Киктенко. Историко-философская концепция Джозефа Нидэма: Китайская наука и цивилизация. – М.: ИИЕТ РАН, 2009. - 528 с.
29. Еремеев В.Е. Календарь. Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Календарь(05.05.2017)
30. Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 г. – 900 с.
На иностранных языках
31. J. Lagerwey, М. Kalinowski. EarlyChinesereligion. PartOne: ShangThroughHan (1250 BC–220 AD), vol.21.– Boston.: Brill. 2009. 1256 p.
32. J. Needham,Scienceand civilization in China, Vol. 3, Mathematicsandthe sciences of the heavens and theEarth. – Cambridge University press,1959.926 p.
33. H. Selin. Science across cultures: The history of non-western science, Vol. 1 Astronomy across cultures. –Massachusetts.: Springer. 2000. 665 p.
Режим доступа: http://astro.if.ufrgs.br/fis2008/TheHistoryofNon-WesternScience.pdf(05.05.2017)
34. David W. Pankenier. Seeing Stars in the Han Sky//Early china vol.25. Cambridge University. 2000.185-203 pp.
Режимдоступа:https://www.cambridge.org/core/journals/early-china/article/seeing-stars-in-the-hansky/30F979A635DAF9DBFFF296DC5FAA4E6A(05.05.2017)
35. David W. Pankenier. Popular Astrology and Border Affairs in Early China: An Archaeological Confirmation "// Sino-Platonic Papers, number 104.-University of Pennsylvania. 2000. 19 p.
36. John B. Henderson. «Chinese Cosmographical Thought: The High Intellectual Tradition. Режим доступа:
http://www.press.uchicago.edu/books/HOC/HOC_V2_B2/HOC_VOLUME2_Book2_chapter8.pdf(05.05.2017)
37. J.P. Auger.L’astronomiedans la Chine antique. (Астрономия вдревнем Китае)// QUASAR 95 – CLUB D’ASTRONOMIE DE FROUVILLE. 2012. 32p. Режим доступа: http://www.astrosurf.com/quasar95/exposes/astronomie_chinoise.pdf(05.05.2017)
38. Древнекитайский словарь: Шовэньцзецзы說文解字(Объяснение простых письменных знаков и анализ сложных письменных знаков). Режим доступа: http://www.shuowen.org/2(05.05.2017)
39. ГуЦзеган顾颉刚. Цинь Хань дэ