Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты изучения современных конфликтов и гуманитарных кризисов в Западной Африке…………………………….9
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию современных конфликтов………...9
1.2 Концепции гуманитарного кризиса, гражданской войны и политического насилия в изучении современных конфликтов
1.3. Методологические подходы к изучению современных конфликтов и гуманитарных кризисов в контексте влияния географического и цивилизационного фактора……………29
Глава 2 Тенденции современного урегулирования конфликтов и миротворчества в Западной Африке
2.1. Региональные особенности вооруженных конфликтов и гуманитарных кризисов в странах Тропической Африки
2.2. Деятельность международных организаций в урегулировании вооруженных конфликтов в Западной Африке (ООН)
2.3. Деятельность региональных организаций в урегулировании вооруженных конфликтов в Африке Западной Африке (Африканский Союз ЭКОВАС)
Глава 3 Международное сотрудничество в урегулировании конфликта в Мали
3.1. Гуманитарный кризис в Мали
3.2. Международное сотрудничество в урегулировании конфликта и гуманитарного кризиса в Мали
3.3. Проблемы и перспективы урегулирования гуманитарного кризиса в Мали………… 87
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Для Африки окончание Холодной войны было временем неопределенности, периодом нарастающих кризисов, отмеченных ростом театров насилия по всему континенту. Действительно, для многих африканцев большие надежды на мир и безопасность после Холодной войны были разрушены в то самое время, когда остальной мир праздновал разрушение Берлинской стены и железного занавеса.
Рано государства-члены Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) поняли и почувствовали, что существенное сотрудничество, не говоря уже об интеграции, не может иметь место в субрегионе без мира и безопасности. Таким образом, пакт о ненападении и Протокол о взаимной помощи в области обороны были включены в Устав ЭКОВАС в 1978 и 1981 годах соответственно. В 1999 г. ЭКОВАС также принял Протокол о механизме по предотвращению, разрешению и урегулированию конфликтов, поддержанию мира и безопасности. К сожалению, эти инструменты не предотвратили всех внутренних разногласий, конфликтов и насилия, которые впоследствии негативно повлияли на весь субрегион. Внутренние конфликты представляли угрозу миру и безопасности таких западноафриканских стран, как Либерия, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Мали.
С целью своевременного и адекватного противодействия угрозам миру и безопасности, лидеры африканских государств создали в рамках АС свой механизм. Учрежденная в 2003 г. на основании Протокола о создании Совета мира и безопасности, подписанного в 2002 г. в Дурбане 53 главами африканских государств, Африканская архитектура мира и безопасности объединила в себе организации, системы и принципы для предупреждения, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций на континенте, а также в целях постконфликтного урегулирования.
Организация Объединенных Наций в сотрудничестве с региональными организациями развертывала людские, финансовые, военные и материально-технические ресурсы для устранения угроз миру и безопасности в Западной Африке, восстановления надежды у народа и прекращения кризисов. Развертывание миротворческих операций ООН осуществлялось практически во всех кризисных ситуациях путем создания миссий и операций в таких странах, как Либерия, Кот-д'Ивуар, Сьерра-Леоне и Мали.
Цель работы: определить эффективность вмешательства международных организаций в урегулирование вооруженных конфликтов, а также гуманитарных миссий во время гуманитарных кризисов в Западной Африке
В соответствии с целью работы были поставлены следующие Задачи:
- Изучить основные теоретические подходы к исследованию современных конфликтов, сформулировав междисциплинарный взгляд на проблематику современных конфликтов, их урегулирования и возникающих гуманитарных проблем;
- Определить концепции гуманитарного кризиса, гражданской войны и политического насилия в контексте междисциплинарного подхода в изучении современных конфликтов и методологического плюрализма;
- Исследовать методологические подходы к изучению современных конфликтов и гуманитарных кризисов в контексте влияния географического и цивилизационного фактора;
---Выявить региональные особенности вооруженных конфликтов и гуманитарных кризисов в регионе Западной Африки;
- Рассмотреть деятельность международных организаций в урегулировании вооруженных конфликтов в Западной Африке (ООН, Африканский Союз, ЭКОВАС);
- Провести анализ гуманитарного кризиса в Мали;
- Изучить международное сотрудничество в урегулировании конфликта и гуманитарного кризиса в Мали;
- Проанализировать проблемы и перспективы урегулирования гуманитарного кризиса в Мали
Степень научной разработки темы: Данная тема вызвала большой интерес со стороны исследователей как стран Африки, европейских государств, так и России. Наиболее известные работы, которые раскрывают отдельные аспекты нашей работы – это работы Э. Э. Осагэ, Д. Дегтерев, А. Давидчук, У. Сидибе, Э. Е. Лебедева, Тьерри Бизо, Т. С. Денисова , Бернар Шарбонно. Э. Э. Осагэ рассматривает политический переход и этнические конфликты в Африке; Д. Дегтерев, А. Давидчук, У. Сидибе анализируют причины возникновения экономических и политических кризисов в государствах Сахеля, рассматривают основных акторов конфликтов и предлагают некоторые пути преодоления кризисов. Э. Е. Лебедева пишет о конфликтах и политической нестабильности в странах Сахеля, о сотрудничестве между ООН и международными и региональными организациями, такими как ЕС, АС, ЭКОВАС, и финансовыми институтами в разрешении конфликтов в странах Сахеля. Тьерри Бидузо изучил деятельность международных организаций по урегулированию постбиполярных конфликтов в Африке. Бруно Шарбонно анализирует политическую ситуацию и ситуацию в области безопасности в Мали, а также проблемы, связанные с разрешением конфликтов в стране. В целом избранная тема достаточно разработана, накоплен обширный теоретический и фактический материал. Однако, на наш взгляд, отсутствует комплексная оценка междисциплинарное исследование роли международных организаций в урегулировании конфликтов в Западной Африке и решение сопутствующих им гуманитарных проблем.
Источниковая база исследовательской работы включает в себя следующие источники:
Международные нормативно-правовые документы, регулирующую миротворческую деятельность, прежде всего, устав ООН и резолюции Совета Безопасности ООН (Резолюцию 1509 (2003), принятую Советом Безопасности на его 4830-м заседании 19 сентября 2003 года, Резолюцию 2480 (2019), принятую Советом Безопасности на его 8568-м заседании 28 июня 2019 года о ситуации в Мали т.д.). Учредительные документы международных организаций (Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, учрежденный на основании Соглашения между Организацией Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне во исполнение резолюции 1315 (2000) Совета Безопасности от 14 августа 2000 года ); международные договоры (Пересмотренный договор Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) 24 июля 1993 года), мирные соглашения между участниками конфликта, в том числе соглашения между государством и повстанческими организациями (соглашение между правительством Республики Сьерра-Леоне и Объединенным революционным фронтом Сьерра-Леоне 1996 г. )
Доклады и отчеты международных организаций, ООН (Доклад Генерального секретаря о ситуации в Сахельском регионе 14 июня 2013 года ), Международного Комитета Красного Креста (МККК) , Доклад временного председателя Комиссии Африканского союза О развитии ситуации в Кот-Д'Ивуаре от 4 декабря 2002 г. .
Также были изучены Рамочная Программа ЭКОВАС по предотвращению конфликтов, правовая классификация ситуации в Мали и применимое международное право, Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г., опубликованная в Российской газете № 298 30 декабря 2014 г., материалы Российского совета по международным делам (РСМД), «Повестка дня на 21 век. Сотрудничество во имя мира в Западной Африке, ЮНИДИР».
Также в исследовании были привлечены материалы, опубликованные в Африканском журнале по предупреждению терроризма и борьбе с ним.
Методология исследования международного сотрудничества в урегулировании вооруженных конфликтов и гуманитарных кризисов в Западной Африке базируется на системном и комплексном подходе, а также на междисциплинарной парадигме анализа конфликта, отражающей всю сложность и подвижность, временную и пространственную изменчивость конфликта. В исследовании используются методы текстуального анализа и дискурс-анализа при изучении документов ООН, Международного комитета Красного Креста, ЭКОВАС и АС об их деятельности в Западной Африке, а также литературы о конфликтах в Западной Африке, включая "Африканский журнал по предотвращению и борьбе с терроризмом". Методы ивент-анализа применяются для слежения за ходом и интенсивностью конфликтов. Также автор обращается к статистическим методам исследования, методам исторического исследования и моделирования.
Научная новизна исследования. В работе впервые дается комплексная оценка региональных особенностей конфликтов и гуманитарных кризисов в Западной Африке, основанная на междисциплинарной парадигме анализа конфликтов. С учетом региональной специфики ставится проблема эффективности миротворческой деятельности и анализируется деятельности не только региональных (ЭКОВАС), континентальных (Африканский союз), но и международных организаций (Организация Объединенных Наций, МККК) и их роль в урегулировании вооруженных конфликтов, политических и гуманитарных кризисов и гражданских войн в странах Западной Африки, и особенно в Мали. Был проведен особый анализ роли, которую Франция и французские контингенты играли в операциях по поддержанию мира во франкоязычных странах Западной Африки(Мали, Кот-Д'Ивуар).
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
С начала 1990-х годов страны Западной Африки страдали от внутренних конфликтов, военных переворотов и гуманитарных кризисов, подпитываемых рядом взаимосвязанных факторов, включая бедность, нарушения прав человека, неэффективное управление и коррупцию, этническую маргинализацию и распространение стрелкового оружия. ООН развернула операции по поддержанию мира в нескольких странах Западной Африки (Либерия, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар, Мали, Гвинея-Бисау), охваченных вооруженными конфликтами и гражданской войной. Организация Объединенных Наций развернула военные, гуманитарные и политические миссии для урегулирования вооруженных конфликтов и гражданских войн, вспыхнувших в ряде западноафриканских стран.
Урегулирование конфликтов в Западной Африке осуществлялось в сотрудничестве с АС и ЭКОВАС, которые также активно участвуют в миротворческих операциях. Миссии ООН в этих странах эффективно работали над повышением осведомленности о правах человека, защитой гражданского населения, поддержкой выполнения Соглашения о прекращении огня и мирного процесса, реформированием верховенства закона и судебных институтов. Они способствовали разоружению вооруженных групп, восстановлению стабильности в странах и усилиям по национальному примирению.
Однако, миссии ООН не всегда сохранили беспристрастность. В Мали и в Кот Д’Ивуаре они выступали на стороне участников конфликта. В 2013 году МИНУСМА активно участвовала в операциях против радикальных вооруженных групп совместно с малийскими и французскими силами и оказывала материально-техническую поддержку малийским и французским силам. В Кот Д’Ивуаре в 2010 миротворцы вместе с французскими спецназовцами осуществляли военные действия против Л. Гбагбо, утверждая, что действовали в целях самообороны. В ночь на 5 апреля 2011 г. силы ОООНКИ и французского контингента нанесли авиаудары по президентскому дворцу и ряду стратегических объектов, контролировавшихся правительством Л. Гбагбо, который 11 апреля был захвачен и передан его противникам.
ЭКОВАС играла центральную роль в поддержании мира и безопасности на пространстве западноафриканского сообщества, под ее эгидой было проведено несколько посреднических мероприятий с переменным успехом. Она вмешалась в Кот-д'Ивуар, Либерию, Сьерра-Леоне, Гвинею-Бисау. С самого начала своего участия в урегулировании конфликтов, поддержании мира и укреплении субрегиональной безопасности ЭКОВАС постоянно прилагала усилия для поиска ответов на конфликтные ситуации, преобладающие в регионе. Но в рамках миротворческой деятельности были и некоторые неудачи. Это особенно касается ее первого вмешательства в 1990 году в Либерии, когда Организация потеряла контроль над ситуацией. Дипломатические миссии, предложенные и развернутые Организацией, потерпели неудачу из-за отсутствия консенсуса среди стран-членов. Кризисы в Кот-д'Ивуаре и Мали свидетельствуют об ограниченных возможностях Африки в плане поддержания мира и безопасности.
Хотя ЭКОВАС привержено урегулированию кризисов, оно, тем не менее, сталкивается с нехваткой материально-технических средств, финансов и временных ограничений, которые являются серьезным препятствием для обеспечения охвата вмешательства дипломатических и военных миссий. Отсутствие политической воли у некоторых лидеров стран-членов также остается препятствием для достижения прочного мира. Несмотря на все эти недостатки и трудности, Сообщество остается непреклонным в своем стремлении к миру в Западной Африке. Таким образом, несмотря на то, что число вооруженных конфликтов в этом районе несколько сократилось, сегодня сообщество сталкивается с другими проблемами, такими как терроризм, незаконный оборот оружия, распространение наркотиков и наркотических средств, которые представляют реальную угрозу для безопасности людей.
Мали является примером сложного кризиса, включающего военный переворот, сепаратистское повстанческое движение, экстремистское повстанческое движение с участием терроризма, слабое государство с ограниченными возможностями борьбы с коррупцией и организованной преступностью, неудачную реформу сектора безопасности и региональную борьбу за власть. Мали также является примером разнообразных миротворческих операций, которые не были хорошо разработаны для разрешения кризиса в стране.
Африканский союз часто поддерживает усилия ЭКОВАС по предотвращению конфликтов и поддержанию мира. Политическая воля АС действовать в Мали, но его неспособность сделать это в свое время очевидна. АС разработал план и запланировал миссию, но, не имея ресурсов и сил быстрого реагирования или резервных сил, не смог быстро развернуть свои силы. Так Африканский Союз испытывает нехватку как людских, материальных, материально-технических, так и финансовых ресурсов.
При принятии решений, приведших к вмешательству в Мали, учитывались стратегические экономические соображения и соображения безопасности. Регион богат энергетическими ресурсами, включая нефть, газ и уран, и доступ к ним был крайне важен. Однако, несмотря на то, что операция 'Серваль' был успешным в достижении политических целей Франции, ее способность внести вклад в долгосрочное урегулирование конфликта в Мали представляется ограниченной. На фоне более широкого политического контекста Мали повстанческое движение является одним из симптомов нескольких расколов, лежащих в основе малийского общества. Их причины не могут быть устранены только военными средствами. ‘Операция’ Серваль уменьшила растущую угрозу для региона однако оказалась неспособной устранить глубинные причины конфликта. Бархан был стратегией ухода сервала, позволившей французскому правительству заявить, что сервал завершен и имел успех. Утверждая, что угроза носит региональный характер, французское правительство могло также утверждать, что оно не вмешивается в дела Мали и работает над созданием необходимых условий для мира и стабильности в Мали и за ее пределами. Таким образом, район французских военных операций санкционирован за пределами территориальных границ Мали, связывая личность террориста или врага с транснациональной деятельностью.
Более того, военное вмешательство Франции и ООН в 2013 году радикально изменило, трансформировало и интернационализировало динамику малийских конфликтов. Мали приобрела международную известность, поскольку страна теперь воспринимается как центр исламской террористической угрозы в Африке. Вмешательство 'Серваль' стало решающим моментом, который привлек международное внимание к террористической угрозе.
1. Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. // Российская газета. № 298. 30 декабря 2014 г
2. Доклад Российского совета по международным делам (РСМД) и Международного Комитета Красного Креста (МККК), Болевые точки Африканcкого континента: Сахель (обзор ситуации и перспективы); № 77 / Москва 2022, C 32-40 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:https://russiancouncil.ru/papers/RIAC-ICRC-Sahel-Report77ru.pdf(дата обращения: 10.10.2022)
3. Мирное соглашение между правительством Республики Сьерра-Леоне и Объединенным революционным фронтом Сьерра-Леоне 30.11.1996 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/SL_961130_PeaceAgreementSierraLeone-RUFSL%28ru%29.pdf (дата обращения: 10.10.2022)
4. Резолюция 1509 (2003), принятая Советом Безопасности на его 4830-м заседании 19 сентября 2003 года [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://web.archive.org/web/20210224200701/https://undocs.org/ru/S/RES/1509(2003) (дата обращения: 10.01.2023)
5. Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, учрежденный на основании Соглашения между Организацией Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне во исполнение резолюции 1315 (2000) Совета Безопасности от 14 августа 2000 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/bylaws/charter_sierra.pdf (дата обращения 10.02.2023)
Источники на иностранных языках
1. Agenda pour le XXIème siècle. Coopération pour la paix en Afrique de l’Ouest, UNIDIR // Institut des Nations Unies pour la recherche sur le désarmement Genève, Suisse 2001 [Электронный ресурс] - Режимдоступа:https://unidir.org/sites/default/files/publication/pdfs/cooperation-pour-la-paix-en-afrique-de-l-ouest-agenda-pour-le-xxieme-siecle-en-404.pdf (дата обращения 20.04.2023)
2. African Journal for the Prevention and Combating of Terrorism //African Centre for the Study and Research on Terrorism Vol 4 N° 2 December 2013 P. 93 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://caert.org.dz/Publications/Journal/journal-2013-1.pdf
(дата обращения 22.03.2023)
3. Civilian Populations Are Caught Between Terrorism and Counterterrorism // Fact-finding Mission Report -In Central Mali, November 2018 / N° 727a, September 2018-P.7[Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://www.fidh.org/IMG/pdf/fidh_centre-of-mali_population-sized-between-terrorism-and-counter-terrorism_727_en_november2018.pdf (дата обращения 22.03.2023)
4. Legal classification of the situation in Mali and applicable international law - October 2019 - Mali | ReliefWeb, Diakonia International Humanitarian Law Centre P.4[Электронный-ресурс]-Режимдоступа:https://reliefweb.int/report/mali/legal-classification-situation-mali-and-applicable-international-law-october-2019(датаобращения: 25.03.2022)
5. Report of the Secretary-General on the situation in the Sahel region 14 June 2013 3-4.pp [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:https://unowas.unmissions.org/sites/default/files/s_2013_354_sahel_strategy_en.pdf(дата обращения: 25.03.2022)
6. The ECOWAS Conflict Prevention Framework- Regulation MSC/REG.1/01/08, P.8 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:https://au.int/sites/default/files/documents/39184-doc-140._the_ecowas_conflict_prevention_framework.pdf(датаобращения: 25.03.2022)
7. The impact of the Sahel conflict on cross-border movements from Burkina Faso and Mali towards Côte d’Ivoire and Ghana // Mixed migration centre Research Report, May 2021, [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:192_the_impact_of_the_Sahel_conflict_on_cross_border_movements.pdf (mixedmigration.org)(дата обращения: 02.04.2022)
8. Traité Révisé de la Communauté économique des États de l'Afrique de l'Ouest (CEDEAO) 24 Juillet 1993 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://www.refworld.org/docid/492184022.html(дата обращения: 25.04.2022)
9. United Nations Peacekeeping Operations, Principles and Guidelines 2008/ United Nations Department of Peacekeeping Operations Department of Field Support, [Электронный-ресурс]-Режимдоступа:https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/peacekeeping/en/capstone_eng.pdf(датаобращения: 10.03.2022)
Литература
1. Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л. Б 43 Психология терроризма: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 11 с
2. Великая А.А.- Политические аспекты взаимодействия в гуманитарной сфере государств-участников СНГ // ИМЭМО РАН –Москва 2014 64-65 с.
3. Куделев В.В., «Аль-Каида в странах исламского Магриба»и др. в Северной Африке // Институт Ближнего востока, Москва 2014.[Электронный ресурс]–Режим-доступа:http://book.iimes.su/wp-content/uploads/main/bv2014b.pdf (дата обращения 22.03.2023)
4. Маликова Н.Р. Этносоциальный контекст формирования национальной идентичности в эпоху глобализации. — Национальная идентичность России и демографический кризис. — Москва: Научный эксперт, 2008. — Стр. 418.
5. Малышева Д.Б. Север – Юг – Россия 2012. Ежегодник / Отв. ред. В.Г. Хорос.,– М.: ИМЭМО РАН, 2013, 141 с.
6. Ольшанский Д.В. — Психология терроризма/ Издательство: Питер 2002 г. С. 139
7. Прокофьев С. А. Этнополитические конфликты в условиях развития федеральных отношений в современной России: особенности и механизмы предупреждения, тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Прокофьев, Сергей Александрович, Орел –2007
8. Тишков, Ю.П. Шабаев. Этнополитология: Политические функции этничности. Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. / В.А. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 34-36 с.
9. Тишков В. А., Филиппова Е. И. Культурная сложность современных наций// Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2016. – 4с.
10. Фарукшин М. Х.- Этнополитология: учебник для студентов и аспирантов факультетов и отделений политологии университетов / М. Х. Фарукшин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 7 с
Монографии на иностранных языках:
1. Barbier A., Banning E., Savoini F.Analyse de crises et action humanitaire 2013-201, Mémoire de recherche Master 1 LEAIO, p 17
2. Hale E.E., Explaining ethnicity, Indiana University 2002 С. 476 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: http://rochelleterman.com/ComparativeExam/sites/default/files/Bibliography%20and%20Summaries/Hale%202002.pdf (дата обращения: 10.10.2022)
3. Kuper L., Smith M. G. Berkeley. Pluralism in Africa. Los Angeles and London. University of California Press. 1969 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: URL:http://cifas.us/pdf/M.G.%20Smith%20Archive/Books/1969d_Pluralism%20in%20Africa.pdf (дата обращения: 8.01.2023)
4. Мair L. Primitive Government. Harmondsworth, Penguin, 1962.pp.254 255.
5. Maquet J. Power and Society in Africa. London// World university library Weidenfeld and Nicolson. 1971, pp. 122-123. URL:https://archive.org/details/powersocietyinaf00maqu/page/224/mode/2up?view=theater(дата обращения: 10.10.2022)
6. MUBULAYI J. D., La problématique de la prolongation des mandats de la Mission des Nations Unis en RDC, Université officielle de Mbujimayi - Gradué en relations internationales 2008 URL : https://www.memoireonline.com/01/12/5018/m_La-problematique-de-la-prolongation-des-mandats-de-la-Mission-des-Nations-Unis-en-RDC9.html(датаобращения: 26.03.2023)
7. TSHILOBO M. W., La CEDEAO et les crises socio-politiques dans les pays membres: cas du Liberia et de la Côte d'Ivoire/ Université officielle de Bukavu - Licence en relations internationales 2011 URL:https://www.memoireonline.com/09/12/6113/La-CEDEAO-et-les-crises-socio-politiques-dans-les-pays-membres-cas-du-Liberia-et-de-la-Cte-dIv.html
(дата обращения: 30.03.2023)
Статьи
1. Бараш Р.Э., Горовиц Д. Л. Структура и стратегия этнического конфликта// «Власть», №№ 2, 4 2007 г.
2. Бучек А.А. Конструктивистский подход к исследованию этнического самосознания личности // Вестник краунц серия гуманитарные науки n°2(18) 2011.
3. Филиппов В. Путч в Мали: причины и последствия / Российский совет по международным делам, июня 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/putch-v-mali-prichiny-i-posledstviya/?ysclid=lffsbnfahp210340058(дата обращения 10.02.2023)
4. Денисова Т.С., Завершение миротворческой Операции Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре // Института Африки РАН C .1-5 URL: https://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/zavershenie_ooonki.pdf (Дата обращения: 31.03.2023)
5. Климин Д. Ю. Этнополитические конфликты: теоретико-методологические подходы// Казан 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopoliticheskie-konflikty-teoretiko-metodologicheskie-podhody(дата обращения: 10.01.2023)
6. Корендясов Е.Н., Шарова А.Ю. Президентские выборы в Мали: выборы без выбора? /Институт Африки Российской академии наук [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/prezidentskie_vybory_v_mali.pdf( дата обращения 15.03.2023)
7. Косухин Н. Д. Этнополитические конфликты в Африке: истоки и типология. Часть I.// Центр социологических и политологических исследований Институт Африки РАН. Москва 2011
8. Косухин Н.Д. Африка: Политизация Этничности / Институт Африки РАН, Москва, Россия 2006
9. Лебедева Е.Э. СубсахараскаяАфрика:Конфликты и развитие // ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва 2014 г. С. 103 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/12_2014/10-LEBEDEVA.pdf (дата обращения: 28.02.2023)
10. Сумбатян Ю. Африка: вооруженные конфликты и роль армий в военно-политической жизни государств континента / Зарубежное военное обозрение 2004 №5, [Электронный ресурс] Режим доступа :http://factmil.com/publ/strana/afrika/afrika_vooruzhennye_konflikty_i_rol_armij_v_voenno_politicheskoj_zhizni_gosudarstv_kontinenta_2004/166-1-0-1326(дата обращения: 08.03.2023)
11. Шаров К.С. Конструктивистская парадигма в изучении национализма и национальных вопросов// ВМУ, Философия, n°1, 2006
12. Климин Д. Ю. Этнополитические конфликты: теоретико-методологические подходы// Казан 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopoliticheskie-konflikty-teoretiko-metodologicheskie-podhody(дата обращения: 10.01.2022)
13. Ютяева И.Р. ЭКОВАС КАК ПРОВАЙДЕР МИРОТВОРЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АФРИКЕ// Института Африки РАН № 3. 2022 С 56 URL:http://africajournal.ru/wp-content/uploads/2022/03/Jutjaeva-%D0%ADkovas.pdf (Дата обращения: 23.03.2023)
Статьи (на иностранные языки)
1. Annan, N 2014 Violent Conflicts and Civil Strife in West Africa: Causes, Challenges and Prospects. Stability/ International Journal of Security & Development, 3(1) P. 3 URL:https://storage.googleapis.com/jnl-up-j-sijsd-files/journals/1/articles/44/submission/proof/44-1-831-1-10-20140128.pdf(датаобращения: 18.04.2023)
2. Balcells L., StathisK.,Does Warfare Matter? Severity, Duration, and Outcomes of Civil Wars.// InstitutCatalàInternacional per la Pau Barcelona, November 2012 [Электронный ресурс] Режимдоступа:file:///C:/Users/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/SSRN-id2206324.pdf(датаобращения: 10.01.2023)
3. Bensimon C. L’Afrique de l’Ouest dans la spirale des putschs militaires// Le Monde Afrique, 26 janvier 2022 Режим доступа: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2022/01/26/mali-guinee-burkina-faso-l-afrique-de-l-ouest-dans-la-spirale-des-coups-d-etat-militaires_6110995_3212.html(дата обращения: 15.04.2023)
4. Charbonneau B.- Introduction au dossier “Mali: les défis de la résolution des conflits”// Canadian journal of African studies, VOL. 53, p 407-410
5. Djinnt S., Klingenthal, Regards sur l’Afrique de l’Ouest, octobre 2009 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: http://www.irenees.net/bdf_fiche-analyse-941_fr.html#:~:text=Souvent%20pr%C3%A9sent%C3%A9es%20comme%20des%20guerres,in%C3%A9gale%20et%20in%C3%A9quitable%20des%20revenus (дата обращения: 14.10.2022)
6. Gaasholt O.J., Who needs to reconcile with whom? The Conflict’s Complexity in Northern Mali Calls for Tailored Solutions// The Nordic Africa Institute, Policy Note 1, 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.files.ethz.ch/isn/187413/FULLTEXT01.pdf (дата обращения 19.03.2023)
7. Gazibo M. Introduction a la politique africaine| - L’instabilité en Afrique et ses déterminants,Presse de l’Universite de Montreal 2010, p 120-123 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:https://books.openedition.org/pum/6384?lang=fr#ftn6(дата обращения: 15.04.2023)
8. Gaulme F. « États faillis », « États fragiles » : concepts jumelés d'une nouvelle réflexion mondiale// Politique étrangère 2011/1 (Printemps), [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2011-1-page-17.htm#re4no4(дата обращения: 12.05.2023)
9. Geiß R. Armed violence in fragile states: low-intensity conflicts, spillover conflicts, and sporadic law enforcement operations by third parties // Ibid. P. 128ff.
10. Laloupo F. Coups d’État en Afrique de l’Ouest : « Le terrorisme a rendu secondaire l’agenda démocratique » // Iris -octobre 2022 Режимдоступа://www.iris-france.org/170504-170504/(дата обращения: 12.11.2022)
11. Luntumbue M., Groupes armés, conflits et gouvernance en Afrique de l’Ouest : Une grille de lecture// Groupe de recherche pour la paix Режимдоступ : https://www.africancrisisgroup.org/groupes-armes-conflits-et-gouvernance-en-afrique-de-louest-une-grille-de-lecture-deuxieme-partie(дата обращения: 12.03.2023)
12. Marc A.; Verjee N.; Mogaka S. The Challenge of Stability and Security in West Africa. Africa Development Forum;Washington, DC: World Bank; and Agence Française de Développement. 09-2015 С.17
13. Onyekachi Ugwu C. E. Analysis of the Application of International Humanitarian Law in United Nations Mission in Mali//Global Journal of Politics and Law Research eajournals Vol.9, No.6, 2021, P. 34.
14. OsaghaeE.E Political transition and ethnic conflict in Africa 2004//Journal of Third World Studies C.223 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа:https://www.jstor.org/stable/45198370(датаобращения: 10.10.2022)
15. Rama Venkatasawmy, Ethnic Conflict in Africa: A Short Critical Discussion // Transcience (2015) Vol. 6, Issue 2. С.31 [Электронный-ресурс]-Режим-доступа: https://www2.hu-berlin.de/transcience/Vol6_No2_26_37.pdf(дата обращения 10.10.2022)
16. Yabi O.G.- Le Rôle de la CEDEAO dans la Gestion des Crises Politiques et des Conflits- Cas de la Guinée et de la Guinée Bissau 2010-p11 URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/nigeria/07449.pdf (Дата обращения: 30.03.2023)