ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей. 7
1.1 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста. 7
1.2 Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию. 14
Глава 2: Организация социального обслуживания пожилых граждан за рубежом и в России 22
2.1. Зарубежный опыт организации социального обслуживания пожилых людей 22
2.2 Российский опыт организации социального обслуживания пожилых людей 29
Глава 3. Эмпирическое исследование на тему «Практика применения учёта индивидуальных способностей к самообслуживанию граждан пожилого возраста в организациях социального обслуживания Санкт-Петербурга» 40
3.1 Программа исследования 40
3.2. Результаты исследования 45
3.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования 73
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения 91
Глава 1 Теоретические основы изучения социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей. 7
1.1 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста. 7
1.2 Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию. 14
Глава 2: Организация социального обслуживания пожилых граждан за рубежом и в России 22
2.1. Зарубежный опыт организации социального обслуживания пожилых людей 22
2.2 Российский опыт организации социального обслуживания пожилых людей 29
Глава 3. Эмпирическое исследование на тему «Практика применения учёта индивидуальных способностей к самообслуживанию граждан пожилого возраста в организациях социального обслуживания Санкт-Петербурга» 40
3.1 Программа исследования 40
3.2. Результаты исследования 45
3.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования 73
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения 91
В связи с развитием гуманистических ценностей представляется важным обеспечить все группы населения всем необходимым для полноценной жизнедеятельности. Так как мир преимущественно живет в рыночной экономической системе, крайне важно учитывать индивидуальные потребности индивида для оказания ему точечной помощи. Именно на это ориентирована система социальной защиты любого государства.
В середине 20 в. в России, как и во многих других странах, начался демографический переход, сопровождающийся спадом смертности и увеличением продолжительности жизни. Данная тенденция обусловлена экономическим и технологическим прогрессом: развитие медицины; повышение доступности услуг и товаров, удовлетворяющих базовые потребности, уменьшение количества войн и военных конфликтов; улучшение эпидемиологической ситуации. Все это неминуемо повлекло за собой демографические тенденции. В частности, повышение доли пожилых и старых людей в составе населения. Согласно данным ООН, состав категории пожилых 65+ более чем удвоится – с 8% от общего количества жителей планеты в 2010 г. до 16% и выше в 2050 г , . Кроме того, повысится возраст данной категории пожилых на 9 лет, что также связано с общим увеличением продолжительности жизни. Вместе с тем, повышение реальной продолжительности жизни означает усугубление биолого-медицинских рисков пожилых людей, так как риск появление многих хронических заболеваний с возрастом только растет.
Глобальное старение населения подразумевает некоторые проблемы и вызовы. Например, увеличение расходов на здравоохранение, так как пожилые люди часто теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в медицинской поддержке на постоянной основе. Система же социальной защиты испытывает наибольшую загруженность уже через 20 лет, так как именно в этот временной промежуток демографический переход будет завершен и демографическая ситуация начнет стабилизироваться.
Помимо объективных биолого-социальных рисков, которые возникают с возрастом, специфика рыночной экономики, а также индивидуалистического уклада общества, возникают многие проблемы, которые невозможно стандартизировать и поставить их решение на конвейер. В основном, это проблемы, связанные с переходом из одной системы социальных ролей в другую при окончании трудовой деятельности, появлении внуков, переезде детей и так далее. Так как увеличивается не только средняя продолжительность жизни, но и временные рамки взросления, зрелости, трудовой активности, общественные паттерны поведения и отношение к собственному старению, а также к пожилым людям сильно деформированы и не успевают за происходящими изменениями. Это вызывает проблему затрудненной ресоциализации при старении, так как у человека нет понимания какое место в обществе он занимает, что в свою очередь вызывает феномен социального исключения.
Задача системы социальной защиты состоит именно в том, чтобы избежать данную, а также многие другие ситуации, возникающие с человеком. И, учитывая скорость изменение социальной среды, общества, биологического и психологического возраста, перед системой социальной защиты стоит сложная качественная задача.
Исходя из прежней концепции социального обслуживания, нацеленной на социальное обеспечение населения, обеспечение его потребностей, это сделать практически невозможно. Однако, исходя из концепции социальной защиты, создавая инструменты, службы и возможности, которые дают пожилым людям способность к самообслуживанию и ресоциализации, что помогает избежать описанных выше объективных биолого-социальных рисков, это представляется возможно. Именно из этих соображений социальное обслуживание людей пожилого возраста, ориентированное на учет их индивидуальных способностей, ресурсов и особенностей с целью профилактики объективных возрастных рисков – актуальная проблема.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение организации социального обслуживания пожилых с учетом их индивидуальных способностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы социального обслуживания пожилых людей;
2) Изучить организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
3) Проанализировать зарубежный опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
4) Проанализировать российский опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
5) Исследовать опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию на примере государственных и негосударственных организаций оказания социального обслуживания.
Объект исследования: социальное обслуживание граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей.
Предмет исследования: Организация социального обслуживания пожилых граждан с учетом их индивидуальных способностей.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, полуформализованное интервью.
База исследования: Еврейский благотворительный центр «Хэсэд Авраам», КЦСОН Невского района, КЦСОН Калининского района.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, 3х глав, 6 параграфов и заключения. Введение раскрывает актуальность данной темы, приводя некоторые статистические данные.
Первая глава содержит в себе два параграфа. В первом параграфе описываются теоретическая концепция социального обслуживания пожилых граждан. Во втором параграфе рассматриваются особенности организации социального обслуживания пожилых граждан с учетом их индивидуальных способностей.
Во второй главе содержится два параграфа. В первом параграфе анализируется зарубежная практика организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей. Во втором параграфе анализируется российская практика организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей, рассматривается деятельность государственных и некоммерческих структур в данной сфере.
В третьей главе содержится три параграфа. В первом параграфе приводится программа исследования практик организаций социального обслуживания пожилых с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию. Во втором параграфе анализируются получение в результате исследования данные и подводится итог исследованию, делаются выводы и выводятся некоторые рекомендации.
Заключение содержит в себе выводы по проведенной работе. Общий объём работы – 90 страниц, список использованной литературы включает в себя61наименований, в том числе 2 иностранных источника.
В середине 20 в. в России, как и во многих других странах, начался демографический переход, сопровождающийся спадом смертности и увеличением продолжительности жизни. Данная тенденция обусловлена экономическим и технологическим прогрессом: развитие медицины; повышение доступности услуг и товаров, удовлетворяющих базовые потребности, уменьшение количества войн и военных конфликтов; улучшение эпидемиологической ситуации. Все это неминуемо повлекло за собой демографические тенденции. В частности, повышение доли пожилых и старых людей в составе населения. Согласно данным ООН, состав категории пожилых 65+ более чем удвоится – с 8% от общего количества жителей планеты в 2010 г. до 16% и выше в 2050 г , . Кроме того, повысится возраст данной категории пожилых на 9 лет, что также связано с общим увеличением продолжительности жизни. Вместе с тем, повышение реальной продолжительности жизни означает усугубление биолого-медицинских рисков пожилых людей, так как риск появление многих хронических заболеваний с возрастом только растет.
Глобальное старение населения подразумевает некоторые проблемы и вызовы. Например, увеличение расходов на здравоохранение, так как пожилые люди часто теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в медицинской поддержке на постоянной основе. Система же социальной защиты испытывает наибольшую загруженность уже через 20 лет, так как именно в этот временной промежуток демографический переход будет завершен и демографическая ситуация начнет стабилизироваться.
Помимо объективных биолого-социальных рисков, которые возникают с возрастом, специфика рыночной экономики, а также индивидуалистического уклада общества, возникают многие проблемы, которые невозможно стандартизировать и поставить их решение на конвейер. В основном, это проблемы, связанные с переходом из одной системы социальных ролей в другую при окончании трудовой деятельности, появлении внуков, переезде детей и так далее. Так как увеличивается не только средняя продолжительность жизни, но и временные рамки взросления, зрелости, трудовой активности, общественные паттерны поведения и отношение к собственному старению, а также к пожилым людям сильно деформированы и не успевают за происходящими изменениями. Это вызывает проблему затрудненной ресоциализации при старении, так как у человека нет понимания какое место в обществе он занимает, что в свою очередь вызывает феномен социального исключения.
Задача системы социальной защиты состоит именно в том, чтобы избежать данную, а также многие другие ситуации, возникающие с человеком. И, учитывая скорость изменение социальной среды, общества, биологического и психологического возраста, перед системой социальной защиты стоит сложная качественная задача.
Исходя из прежней концепции социального обслуживания, нацеленной на социальное обеспечение населения, обеспечение его потребностей, это сделать практически невозможно. Однако, исходя из концепции социальной защиты, создавая инструменты, службы и возможности, которые дают пожилым людям способность к самообслуживанию и ресоциализации, что помогает избежать описанных выше объективных биолого-социальных рисков, это представляется возможно. Именно из этих соображений социальное обслуживание людей пожилого возраста, ориентированное на учет их индивидуальных способностей, ресурсов и особенностей с целью профилактики объективных возрастных рисков – актуальная проблема.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение организации социального обслуживания пожилых с учетом их индивидуальных способностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы социального обслуживания пожилых людей;
2) Изучить организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
3) Проанализировать зарубежный опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
4) Проанализировать российский опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей;
5) Исследовать опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию на примере государственных и негосударственных организаций оказания социального обслуживания.
Объект исследования: социальное обслуживание граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей.
Предмет исследования: Организация социального обслуживания пожилых граждан с учетом их индивидуальных способностей.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, полуформализованное интервью.
База исследования: Еврейский благотворительный центр «Хэсэд Авраам», КЦСОН Невского района, КЦСОН Калининского района.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, 3х глав, 6 параграфов и заключения. Введение раскрывает актуальность данной темы, приводя некоторые статистические данные.
Первая глава содержит в себе два параграфа. В первом параграфе описываются теоретическая концепция социального обслуживания пожилых граждан. Во втором параграфе рассматриваются особенности организации социального обслуживания пожилых граждан с учетом их индивидуальных способностей.
Во второй главе содержится два параграфа. В первом параграфе анализируется зарубежная практика организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей. Во втором параграфе анализируется российская практика организации социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом их индивидуальных способностей, рассматривается деятельность государственных и некоммерческих структур в данной сфере.
В третьей главе содержится три параграфа. В первом параграфе приводится программа исследования практик организаций социального обслуживания пожилых с учетом их индивидуальных способностей к самообслуживанию. Во втором параграфе анализируются получение в результате исследования данные и подводится итог исследованию, делаются выводы и выводятся некоторые рекомендации.
Заключение содержит в себе выводы по проведенной работе. Общий объём работы – 90 страниц, список использованной литературы включает в себя61наименований, в том числе 2 иностранных источника.
Текущая демографическая ситуация как в мире, так и в России, заключающаяся в постоянном увеличении числа пожилых людей, относительно их более молодых сограждан, связана с развитием медицинских технологий и городской инфраструктуры, что приводит к увеличению средней продолжительности жизни. В связи с этим обострились проблемы хронических заболеваний, одиночества, связанного с утратой супруга, социальная исключенность пожилых людей. Все эти и многие другие проблемы негативно влияют ресурсы пожилых людей к осуществлению самообслуживания.
Учитывая современные демографические тенденции, особый приоритет при социальном обслуживании граждан пожилого возраста следует уделить учёту объективных возрастных рисков, определяющих дополнительные потребности индивида и необходимость в комплексном подходе к их удовлетворению. Это находит отражение как в законодательстве, так и в научных трудах. Современная политика в сфере социального обслуживания нацелена не на социальное обеспечение граждан в соответствии с их индивидуальными потребностями, а на комплексную социальную защиту, включающую в себя как создание благоприятной социальной среды, профилактирующей появление кризисных ситуаций, так и на социальное обеспечение нуждающихся в получении услуг.
Особенную актуальность это приобретает при работе с пожилыми людьми, находящихся группой риска, и особенно нуждающимися в благоприятной социальной среде и индивидуальном обслуживании. Таким образом, главной задачей современной социальной политики и всей системы социальной защиты в социальном обслуживании пожилых людей является комплексный подход к каждому человеку, регуляция его взаимоотношений с социальной средой не только на уровне обеспечения его потребностей и предоставления рабочего места, но и на уровне самоактуализации и мобилизации его внутренних ресурсов, а именно:
1. Создание благоприятной городской среды, теплого эмоционального климата в обществе по отношению к пожилым людям способствует доступности средовых ресурсов для обеспечения самообслуживания, независимости человека.
2. Поддержание его здоровья, материального благополучия и психологического здоровья способствует высокой доступности личностных ресурсов, доступности общественных благ, и качественному уровню жизни, активному старению.
Данные подходы находят свое отражение в социальной политике развитых стран мира, направленной на продление трудовой деятельности пожилого человека и сохранение привычной ему социальной среды при оказании медицинской помощи. Стратегия активной старости стимулируется поощрением труда и любой досуговой деятельности; самообслуживания и поддержания собственной независимости; участия в общественной жизни и помощи другим пожилым людям, нуждающимся в услугах социальной защиты в рамках многочисленных программ солидарности. Большая часть стран нацелена на более тесное сотрудничество общественных организаций в социальной сфере, и главным приоритетом, а также конечной целью является интеграция пожилого человека в социальную среду, его полноценная социализация. Эти направления работы с пожилыми поддерживает «Международный план действий по активному старению», к сожалению, нашедший только частичное воплощение в российских документах .
Российская практика учета способностей пожилых к самообслуживанию отражена в системе социальной защиты, но находится в ситуации ограниченности материальных ресурсов для логического завершения процесса реформации системы и приведения ее в соответствие с прицепами концепции активного старения. Одна из главных причин, это недостаточная гибкость нормативно-правовой базы, на которую опираются организации, оказывающие услуги по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста; а также не разработанность методологии учета и анализа индивидуальных способностей получателей социальных услуг к самообслуживанию в том числе при составлении ИППСУ, с точки зрения их личностных ресурсов. Кроме того, при оказании социальных услуг людям пожилого возраста, меры, направленные на развитие их трудовых навыков и личностного ресурса, не применяются, хотя важность продления трудовой активности отмечается большинством специалистов, а также опытом организации системы социального обслуживания других стран.
Также необходимо отметить ограниченный перечь социальных услуг, оказываемых на дому, в том числе недостаточная отлаженность социально-медицинских и социально реабилитационных услуг. Несмотря на то, что существует практика предоставления реабилитационного оборудования домой пожилому человеку на период его восстановления, большая часть медицинских услуг в домашних условиях либо не предоставляется совсем, либо предоставляется в виде срочных, единоразовых услуг или в виде межведомственного взаимодействия, вызова врача на дом.
В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы отметить, что со временем доля пожилых людей в составе населения России в среднесрочной перспективе продолжит увеличиваться, поэтому все возможные подходы к уличению их качества жизни, в том числе подход к учету их индивидуальных способностей к самообслуживанию представляются крайне важными для функционирования здорового общества.
Учитывая современные демографические тенденции, особый приоритет при социальном обслуживании граждан пожилого возраста следует уделить учёту объективных возрастных рисков, определяющих дополнительные потребности индивида и необходимость в комплексном подходе к их удовлетворению. Это находит отражение как в законодательстве, так и в научных трудах. Современная политика в сфере социального обслуживания нацелена не на социальное обеспечение граждан в соответствии с их индивидуальными потребностями, а на комплексную социальную защиту, включающую в себя как создание благоприятной социальной среды, профилактирующей появление кризисных ситуаций, так и на социальное обеспечение нуждающихся в получении услуг.
Особенную актуальность это приобретает при работе с пожилыми людьми, находящихся группой риска, и особенно нуждающимися в благоприятной социальной среде и индивидуальном обслуживании. Таким образом, главной задачей современной социальной политики и всей системы социальной защиты в социальном обслуживании пожилых людей является комплексный подход к каждому человеку, регуляция его взаимоотношений с социальной средой не только на уровне обеспечения его потребностей и предоставления рабочего места, но и на уровне самоактуализации и мобилизации его внутренних ресурсов, а именно:
1. Создание благоприятной городской среды, теплого эмоционального климата в обществе по отношению к пожилым людям способствует доступности средовых ресурсов для обеспечения самообслуживания, независимости человека.
2. Поддержание его здоровья, материального благополучия и психологического здоровья способствует высокой доступности личностных ресурсов, доступности общественных благ, и качественному уровню жизни, активному старению.
Данные подходы находят свое отражение в социальной политике развитых стран мира, направленной на продление трудовой деятельности пожилого человека и сохранение привычной ему социальной среды при оказании медицинской помощи. Стратегия активной старости стимулируется поощрением труда и любой досуговой деятельности; самообслуживания и поддержания собственной независимости; участия в общественной жизни и помощи другим пожилым людям, нуждающимся в услугах социальной защиты в рамках многочисленных программ солидарности. Большая часть стран нацелена на более тесное сотрудничество общественных организаций в социальной сфере, и главным приоритетом, а также конечной целью является интеграция пожилого человека в социальную среду, его полноценная социализация. Эти направления работы с пожилыми поддерживает «Международный план действий по активному старению», к сожалению, нашедший только частичное воплощение в российских документах .
Российская практика учета способностей пожилых к самообслуживанию отражена в системе социальной защиты, но находится в ситуации ограниченности материальных ресурсов для логического завершения процесса реформации системы и приведения ее в соответствие с прицепами концепции активного старения. Одна из главных причин, это недостаточная гибкость нормативно-правовой базы, на которую опираются организации, оказывающие услуги по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста; а также не разработанность методологии учета и анализа индивидуальных способностей получателей социальных услуг к самообслуживанию в том числе при составлении ИППСУ, с точки зрения их личностных ресурсов. Кроме того, при оказании социальных услуг людям пожилого возраста, меры, направленные на развитие их трудовых навыков и личностного ресурса, не применяются, хотя важность продления трудовой активности отмечается большинством специалистов, а также опытом организации системы социального обслуживания других стран.
Также необходимо отметить ограниченный перечь социальных услуг, оказываемых на дому, в том числе недостаточная отлаженность социально-медицинских и социально реабилитационных услуг. Несмотря на то, что существует практика предоставления реабилитационного оборудования домой пожилому человеку на период его восстановления, большая часть медицинских услуг в домашних условиях либо не предоставляется совсем, либо предоставляется в виде срочных, единоразовых услуг или в виде межведомственного взаимодействия, вызова врача на дом.
В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы отметить, что со временем доля пожилых людей в составе населения России в среднесрочной перспективе продолжит увеличиваться, поэтому все возможные подходы к уличению их качества жизни, в том числе подход к учету их индивидуальных способностей к самообслуживанию представляются крайне важными для функционирования здорового общества.
Подобные работы
- Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому (на примере КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Документационное сопровождение внедрения Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Особенности организации надомного обслуживания пожилых людей в условиях села
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ
ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - «Мобильная бригада» как технология социально-педагогической
работы с пожилыми людьми
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



