Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие грузино-турецких отношений в социально-экономической сфере на современном этапе

Работа №135270

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Внешнеполитические ориентиры и основы регионального взаимодействия Грузии и Турецкой Республики. 10
1.1 Геополитическое значение Южного Кавказа во внешней политике Турецкой Республики. 10
1.2 Формирование нового вектора развития внешней политики грузинского государства после обретения независимости. 19
1.3 Развитие и становление Грузино-турецкого двустороннего сотрудничества после 1991 года. 27
Глава 2. Основные направления Грузино-турецкого сотрудничества в Социально-экономической сфере на современном этапе 38
2.1 Экономический феномен Туризма в двусторонних отношениях Грузии и Турецкой Республики. 38
2.2 Грузино-турецкое сотрудничество в области образования и науки 45
2.3 Особенности развития национальных систем здравоохранения и их влияние на социальные отношения двух государств 57
2.4 Культура как основной инструмент турецкой политики «мягкой силы» 63
Глава 3. Социально культурная сфера, как фактор, определяющий проблемы и перспективы грузино-турецких отношений 68
3.1 Аджарский вопрос, как «камень преткновения» в грузино-турецких отношениях. 68
3.2 Грузино-турецкие отношения в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 74
Заключение 82
Список используемых источников и литературы 85




Актуальность темы исследования. Регион Южного Кавказа, словно зеркало, отражает позитивные и негативные явления современного этапа мирового развития. Геополитический статус этого региона, за период после распада Советского Союза (1991-2020 гг.) эволюционировал из «Советского Закавказья» (трех советских Республик, которые тесно связанны между собой общей идеологией, едиными политической, экономической и социальной системами) в конгломерат из пяти независимых государств, часть из которых до сих пор не признана мировым сообществом.  Только в этой части бывшего СССР соседние государства не имеют дипломатических отношений друг с другом (Этими государствами являются Армения и Азербайджан, Россия и Грузия, Армения и Турция). Реализация любого проекта, будь то европейского или евразийского, приобретает новые особенности в кавказских условиях, просто потому, что любые изменения в постсоветской конфигурации влияют на статус-кво, существующий в этом самом бушующем постсоветском регионе. Значительные энергетические ресурсы Каспийского бассейна и важнейшее геостратегическое расположение, соединяющее страны Востока и Запада, стали основными причинами попадания региона в приоритетное направление внешней политики региональных и внерегиональных акторов.
К гонке за лидерство в новом геополитическом регионе мира присоединились многие внерегиональные акторы. Одной из самых активных в этом отношении стран, проводящих свою политику в регионе Южного Кавказа, стала Турция, когда признала суверенитет новопровозглашенных республик Южного Кавказа. Турция всегда поддерживала очень тесные отношения с кавказскими государствами, поскольку Кавказ является для нее стратегически важным регионом.
Особое положение Грузии между Турцией и тюрко-язычным миром, а также ее геостратегическое положение как транзитной страны для региональных энерготранспортных проектов предопределили её первостепенную важность для развития турецкой внешней политики на южно-кавказском направлении.
Актуальность темы диссертационного исследования, также обусловлена следующими причинами:
Во первых: Реализация турецкой политики на Южном Кавказе, напрямую затрагивает интересы национальной безопасности Российской Федерации, а также ее политику в отношении южно-кавказских стран. На Южном Кавказе происходит столкновение интересов трёх претендентов на региональное лидерство – Турецкой Республики, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. Активизация Российской , Турецкой и в меньшей степени Иранской политики «мягкой силы» в регионе, также подтверждает факт борьбы за влияние и общественное мнение большого количества этнических групп, компактно проживающих по Южную сторону Кавказского хребта.
Во вторых: Двусторонние отношения в регионе Южного Кавказа, в частности между Грузией и Турцией, рассматриваются большинством исследователей через призму энергетического или военного сотрудничества двух стран. Однако такой пласт взаимодействия двух государств, как социально-экономическая сфера, незаслуженно обделен вниманием экспертов, в то время как именно социально-экономическая сфера сотрудничества включает в себя такие важнейшие для населения двух государств области взаимодействия, как культура, туризм, здравоохранение, образование и инновации, коммуникации и спорт. В связи с этим, актуальность работы обосновывается, в том числе, существующей объективной потребностью дать исчерпывающую экспертную оценку современному состоянию двусторонних отношений в указанной сфере.
В третьих: Изучение и подробный анализ успешных примеров социально-экономического сотрудничества позволяет выявить неафишируемые цели, интересы, возможности, направления деятельности и внутренние структурные проблемы Грузии и Турецкой Республики.
В четвертых: Изучение роли Турции и ее влияния имеет большое значение для правильного понимания особенностей исторически сложившегося турецкого подхода к реализации социально-экономических проектов на Южно-кавказском направлении, и в особенности в Грузии.
В пятых: Европейский вектор развития Грузии и стремление соответствовать Европейским стандартам во всех сферах, в том числе и социально-экономической, обуславливает важность комплексной оценки результатов всех направлений социально-экономической политики Грузии (культура, туризм, здравоохранение, образование и инновации, коммуникации и спорт и т.д.) для выявления актуальной ситуации и препятствий на пути её интеграции с Европейскими структурами.
В шестых: полиэтничность региона, наличие большого количества этносов и национальных меньшинств создает конфликтогенную ситуацию, как внутри государств, так и внутри всего региона и за даже за его пределами, что может быть использовано внерегиональными акторами для продвижения своих интересов, путем создания очагов напряженности и эскалации замороженных конфликтов, таких как армяно-азербайджанский, грузино-абхазский и другие.
Дальнейшие исследования по теме диссертационной работы могут поспособствовать решению конкретных практических задач, стоящих перед руководством или специализированными органами Российской Федерации.
Цель и задачи:
Целью диссертационного исследования является анализ проблем и перспектив грузино-турецких отношений в социально-экономической сфере на современном этапе.
Для достижения цели исследования, автором поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ основ и особенностей грузино-турецкого сотрудничества в регионе Южного Кавказа.
2.Изучить развитие и становление грузино-турецких двусторонних отношений.
3. Рассмотреть основные направления Грузино-турецкого сотрудничества в сферах туризма, образования, здравоохранения и культуры
4. Проанализировать процесс взаимодействия Грузии и Турецкой Республики в рамках международных региональных организаций.
5. Дать характеристику конфликтогенным процессам, проходящим в автономной республике Аджария.
6. Выявить проблемы и перспективы в грузино-турецких социально-экономических отношениях.
Объект и предмет исследования:Объектом данного исследования являются современные грузино-турецкие отношения.
Предметом исследования является становление и развитие социально-экономического сотрудничества между Грузией и Турцией.
Территориальные рамки исследования: охватывают регион Южного Кавказа и соседствующей с ним Турции, в частности, Республику Грузия в её территориальные границах с 1991 года, Аджарскую автономную республику, как уникальный регион на юго-западе Грузии в границах 1921 года, в соответствии с договором 1921 года между Турцией и Советским Союзом и Турцию в границах 1923 после провозглашения Турецкой Республики М.К. Ататюрком.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XX века по сегодняшний день:
Выбор хронологических рамок исследования объясняется периодом резкой смены мировой биполярной системы на многополярную после распада Советского Союза и появления на карте мира новых независимых государств, в частности Грузии. Под «современным этапом» (из названия темы) автор подразумевает период , начинающийся с 1991 и длящийся до настоящего времени. Соответствующие временные рамки были выбраны по причине самого факта возникновения независимой Грузинской Республики и ее вектора социально-экономической политики именно в начале 90х годов ХХ века. Необходимая для раскрытия цели и задач исследования документация и статистическая информация из официальных источников по политическим, социальным и экономическим процессам в Грузии, представляет научный интерес, лишь за период не ранее 1991 года и не позднее 2019 года. В случае с Турецкой Республикой и ее направлениями социально-экономического развития, появившимися в 20х годах XX века, хронологические рамки исследования могли бы быть расширены, однако это не принесло бы никакого практического результата по причине нахождения Грузинской Республики в составе СССР и отсутствия у последней достаточного уровня политического влияния и возможностей для осуществления независимой политики как у суверенного государства.
Методологическая основы исследования
В ходе исследования по заданной теме, автором использовались следующие методы:
 сравнительно- исторический, рассматривающий исторические события в каждом рассматриваемом государстве и сравнивающий их по разным параметрам;
 культурологический, выделяющий культурно-ценностные аспекты в процессе социально-экономического взаимодействия между титульным населением Грузии и Турции и этническими меньшинствами этих государств;
 социологический, раскрывающий эволюцию сотрудничества в сферах образования, культуры, туризма, здравоохранения и их зависимость от общественной стратификации; 
 системный, позволяющий рассматривать социально-экономические отношения в регионе, как структуру и целостное явление;
 ретроспективный и прогностический анализ источников 
 изучение и анализ документов органов, реализующих различные направления и осуществляющих управление в социально-экономической сфере;
 анализ политических, исторических, этнографических, литературных и фольклорных источников по теме исследования;
Степень научной разработанности темы исследования.
При подготовке диссертации были обобщены и проанализированы монографии, диссертационные исследования, научные статьи российских, грузинских, турецких и других зарубежных исследователей, выступления политических деятелей и экспертов по проблемам всего спектра грузино-турецких отношений.
Источниковая база исследования:
Региональным процессам на Южном Кавказе , свои труды посвятили такие отечественные авторы, как Арешев А.Г., Дегоев В.В., Захаров В.А., Маркедонов С.М., Мещеряков К.Е., и др. Стоит отметить работы российских специалистов, занимающихся исследованиями внешней политики Турции, такими специалистами являются: Дружиловский С.Б., Аватков В.А., Иванова И.И., Киреева Н.Г., Кудряшова Ю.С., Наумкин В.В., Уразова Е.И. Вопросы турецко-грузинского сотрудничества в рамках международных организаций, в частности ОЧЭС, рассмотрены в работах Беляковой Н.С., Гончаренко С.Н., Греневецкого С.Р., Теймуровой А.Б. и др.
При написании диссертации были использованы работы турецких специалистов, среди которых хотелось бы выделить Акина А., Араса Б., Акпынара П., Айдына М., Актара С., Гексела Д., Гюрзела А., Киришчи К., Чолакоглу С.и др. Работы этих экспертов посвящены политике Турции в отношении Грузии и различным аспекты турецко-грузинских отношений.
Труды грузинского научного сообщества на грузинском и русском языках, также стали значимым для исследования материалом. Авторами этих трудов являются: Абашидзе З., Бахтуридзе З.З. Габашвили Н., Гудишвили Д., Дарчиашвили Д., Менагаришвили И., Туманишвили В., Чихвадзе И., Холадзе М. и др.
В ходе диссертационного исследования, также, использовались следующие группы источников:
•Официальные документы Турецкой Республики, Российской Федерации и Республики Грузия, их законодательные акты, регулирующие деятельность в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, туризма, внешней политики, безопасности и тд.
• Статистические материалы, необходимые для исследования, опубликованные в официальных ежегодниках, издаваемых статистическими органами.
• Тексты выступлений, заявлений, обращений руководства Турецкой Республики, Российской Федерации и Республики Грузия.



Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
 Впервые проведен комплексный анализ самых перспективных и значимых направлений социально-экономической сферы сотрудничества в грузино-турецких отношениях.
 Через призму соициально-экономических отношений, выявлены основные факторы, которые в среднесрочной перспективе могут оказать позитивное и или негативное влияние на все сферы двусторонних грузино-турецких отношений.
 С помощью наглядных примеров, показана взаимосвязь социально-экономической сферы грузино-турецкого сотрудничества с реализацией политики «мягкой силы» Турции в регионе Южного Кавказа.
Структура работы обусловлена задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Первая глава является теоретической базой исследования, в ней подробно рассматриваются основы регионального взаимодействия Грузии и Турецкой Республики. Во второй главе анализируются, самые значимые направления в рамках социально-экономической сферы отношений двух государств. Третья глава посвящена проблемам и перспективам, вытекающим из социально-экономических процессов на территории Грузии и Турции. В заключении приводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Советский Союз был главным препятствием, мешавшим установлению экономических, торговых, культурных и дипломатических отношений между Грузией и Турцией. Распад Советского Союза и окончание холодной войны позволили Грузии активизировать отношения со своим южным соседом. С 1990-х годов Турция и Грузия установили очень тесные экономические и политические связи и начали активно сотрудничать друг с другом во многих областях. Региональные энергетические проекты значительно повысили стратегическое значение Грузии и Турции. Было сделано много позитивных шагов для улучшения транспортной инфраструктуры и упрощения бюрократических процедур между двумя соседними странами. Соглашение о свободной торговле, вступившее в силу в 2008 году, устранило тарифные и нетарифные барьеры для торговли между Грузией и Турцией. Обе страны получили выгоду от этого соглашения, которое позволило им установить более тесные экономические и торговые отношения друг с другом. Турция стала крупнейшим торговым партнером Грузии, и объем торговли значительно вырос после подписания этого соглашения. Стоит отметить, что грузино-турецкие отношения на сегодняшний день, находятся на стадии бурного развития в экономической, энергетической, военной и социально-экономической сферах. Социально-экономическая сфера является в одно время самой неустойчивой, т.е. подверженной резким деформациям из-за незначительных изменений во внешней политике государств, однако в то же время является основой для налаживания диалога не только между элитами, но им между простым населением двух стран. Проведенные исследования показали, что реализация социально-экономической политики зависит от внешнеполитических интересов государства. Например, Турция, имеющая серьезные региональные и глобальные интересы и претендующая на лидерство в регионе, стремится распространять свое влияние посредством политики мягкой силы на своих соседей, используя при этом различные направления социально-экономической сферы, в качестве инструментов влияния на лояльные этнические и религиозные протурецкие меньшинства в Грузии, что вызывает осуждение у коренного грузинского населения. Грузия же в свою очередь не обладает соответствующими ресурсами для продвижения своего культурного, образовательного и идеологического влияния на южного соседа. Учитывая позицию руководства Грузии по ситуации в Аджарии, можно сделать вывод о положительных результатах реализации турецкой политики «мягкой силы», в частности по отношению к грузинским элитам. Грузия не особо сопротивляется турецкому доминированию практически во всех сферах внутренней политики Государства, включая даже здравоохранение и образование. Большинство грузинских общественных и политических деятелей, а также подавляющее большинство исследовательского сообщества также положительно относятся к присутствию Турции в экономической и социально-экономической сферах Грузии. Религия также играет роль в грузино-турецких отношениях. В отличие от экономических и политических аспектов политики Турции , религиозный компонент сталкивается с определенными проблемами и трудностями. Критика и противодействие со стороны Грузинской православной церкви, популярность которой стремительно растет в православной части грузинского общества, заметно ограничивают возможности турецкого религиозного влияния.
В среднесрочной перспективе развивающиеся отношения Турции с Грузией являются потенциально идеальным средством решения некоторых из наиболее острых нерешенных вопросов, в частности для Грузии: ее отношений с Россией, вопроса о сепаратистских регионах и ее евроатлантических устремлениях. Что касается последнего, то Грузия активно поддерживает любые проекты в социально-экономической сфере и принимает крупные инвестиции для развития из Турецкой Республики. Точно так же роль Турции как нейтрального посредника может быть использована Грузией для смягчения, если не урегулирования, продолжающихся конфликтов Грузии с ее сепаратистскими регионами - особенно с Абхазией, с которой Турция имеет крепкие исторические связи. Для Грузии привлечение Турции к более активной региональной роли может не только способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений, но также может стать недостающим компонентом для дипломатических прорывов на одном из новых направлений. Между тем, для Турции более непосредственное участие Грузии в стратегических проектах на Кавказе может привести к столь необходимым для Турции геополитическим победам во внешней политике и закрепить ее статус в качестве регионального лидера. Что касается Российской Федерации, то она стремительно утрачивает свое влияние в регионе, после 2008 года, когда Турция начинает стремительно наращивать объёмы инвестиций в социально-экономическую сферу Грузии.
Основными направлениями Грузино-турецкого сотрудничества в социально-экономической сфере являются туризм, образование, здравоохранение и культура, остальные направления не были рассмотрены автором ввиду их практической малоэффективности, имеются ввиду такие направления как спорт, социальное обеспечение и коммуникации. Туризм, образование, здравоохранение и культура являются в то же время основными инструментами еще и в политике «мягкой силы» Турции по отношению ко всем государствам региона. Турецкие образовательные организации открывают школы, университеты, организовывают курсы и всячески продвигают тюркологию, причем акцент делается на населении скептически относящемся к тюрскому миру, при сохранении уже лояльных человеческих ресурсов, что является классическим способом расширения культурного влияния в соответствии с концепцией «мягкой силы» Дж. Ная. Сфера здравоохранения также оказывает существенное влияние на формирование положительного образа Турции в грузинском обществе, учитывая тот факт, что большинство граждан Грузии предпочитают лечение в Турецких клиниках, что поддерживается грузинским правительством. Аджарский вопрос в грузино-турецких отношениях становится все более острой проблемой в связанной с ростом доминирования Турции именно в аджарской автономии практически во всех жизненно-важных для населения сферах. Созданные Анкарой условия привлекают в Аджарию большое количество этнических турок, а коренное грузинское население постепенно покидает район, переселяясь в северные и северо-восточные регионы Грузии. Рост противоречий на религиозной почве может уже в ближайшем будущем привести к резкой эскалации конфликта в Аджарской автономной республике. В рамках многостороннего сотрудничества, Турция активно втягивает Грузию в региональные международные организации, такие как ОЧЭС. ОЧЭС также рассматривается Турцией в первую очередь как механизм для распространения своего влияния на Грузию.







Источники:
1. Государственные закупки Министерства образования, науки, культуры и спорта Грузии -Годовой план, согласно данным на первый квартал 2015г.// Ministry of Education, Science, Culture And Sport of Georgia. -2015. URL: http://mes.gov.ge/publicInfo/wp-content/uploads/2013/12/%E1%83%A1%E1%83%90%E1%83%AE%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%9B%E1%83%AC%E1%83%98%E1%83%A4%E1%83%9D-%E1%83%A8%E1%83%94%E1%83%A1%E1%83%A7%E1%83%98%E1%83%93%E1%83%95%E1%83%94%E1%83%91%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%AC%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A3%E1%83%A0%E1%83%98-%E1%83%92%E1%83%94%E1%83%92%E1%83%9B%E1%83%90-2015-%E1%83%AC%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%9E%E1%83%98%E1%83%A0%E1%83%95%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%98-%E1%83%99%E1%83%95%E1%83%90%E1%83%A0%E1%83%A2%E1%83%90%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%9B%E1%83%98%E1%83%AE%E1%83%94%E1%83%93%E1%83%95%E1%83%98%E1%83%97.pdf (дата обращения: 19.02.2020).
2. Государственные закупки Министерства образования, науки, культуры и спорта Грузии -Годовой план, согласно данным на первый квартал 2019г // Ministry of Education, Science, Culture And Sport of Georgia. -2019. URL:https://mes.gov.ge/publicInfo/wp-content/uploads/2013/12/%E1%83%A1%E1%83%90%E1%83%AE%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%9B%E1%83%AC%E1%83%98%E1%83%A4%E1%83%9D-%E1%83%A8%E1%83%94%E1%83%A1%E1%83%A7%E1%83%98%E1%83%93%E1%83%95%E1%83%94%E1%83%91%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%AC%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A3%E1%83%A0%E1%83%98-%E1%83%92%E1%83%94%E1%83%92%E1%83%9B%E1%83%90-2019-%E1%83%AC%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%9E%E1%83%98%E1%83%A0%E1%83%95%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%98-%E1%83%99%E1%83%95%E1%83%90%E1%83%A0%E1%83%A2%E1%83%9A%E1%83%98%E1%83%A1-%E1%83%9B%E1%83%98%E1%83%AE%E1%83%94%E1%83%93%E1%83%95%E1%83%98%E1%83%97-1.pdf (дата обращения: 19.02.2020).
3. Договор о дружбе между Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией – с другой. Заключённый при участии РСФСР в Карсе, 13.10.1921 // Документы внешней политики СССР. М., 1960. Т. 4. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/karsskii_dogovor_1921 (дата обращения: 12.03.2020).
4. Закон Грузии об образовании от 27.06.97 // Ministry of Education, Science, Culture And Sport of Georgia. -1997. URL:https://hischool.jofo.me/433378.html (дата обращения: 18.05.2020).
5. Закон Грузии о профессиональном образовании // Законодательный вестник Грузии, 2018. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/4334842?publication=1 (дата обращения: 18.05.2020).
6. Расходы на здравоохранение в Грузии // World Health Organization Global Health Expenditure database, URL:https://ru.countries.world/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-590_129.html (дата обращения: 30.03.2020).
7. Соглашение O дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях между Республикой Грузия и Турецкой Республикой от 1997г. // Законодательный вестник Грузии, -2015. URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/1207454?publication=0 (дата обращения: 25.03.2020).
8. Структура и функции Министерства образования и науки Грузии // Ministry of Education, Science, Culture And Sport of Georgia. -2018. URL: https://mes.gov.ge/publicInfo/?page_id=99 (дата обращения: 18.05.2020).
9. Указ Об организации и обязанностях Министерства национального образования № 652 // Resmî Gazete, Sayı: 28054. -2011. URL: https://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2011/09/20110914-1.htm (дата обращения: 25.03.2020).
10. BLACKSEAFOR. Republic of Turkey // Ministry of foreign affairs. -2012.URL: www.mfa.gov.tr/blackseafor.en.mfa (дата обращения: 19.05.2020).
11. Eğitim Reformu Girişimi [Инициатива по реформе образования Турции] // Sabancı Üniversitesi. -2012. URL: http://www.egitimreformugirisimi.org/wp-content/uploads/2017/03/ERG_E%C4%9Fitim-%C4%B0zleme-Raporu-2012.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
12. Galt & Taggart presented report about tourism sector in Georgia //JSC Galt & Taggart ("Galt & Taggart"), a member of BGEO group PLC (‘Group”) Industry Overview. -2018. URL: https://www.galtandtaggart.com/main/press-releases/info/galt-taggart-presented-report-about-tourism-sector-in-georgia-623/ (дата обращения: 27.04.2020).
13. Georgia in NATO Wales Summit Declaration // Civil.ge. -2014. URL: https://civil.ge/archives/123988 (дата обращения: 22.01.2020).
14. Georgian National Tourism Administration, [Официальный сайт] URL: https://gnta.ge/ (дата обращения: 27.04.2020).
15. Georgian tourism in figures. Structure & Industry 2018 // Research and Planning Department of the Georgian National Tourism Administrationю -2019ю URL: https://gnta.ge/wp-content/uploads/2019/06/2018-ENG.pdf (дата обращения: 27.04.2020) .
16. History of International Black Sea University // IBSU.EDU.GE. –URL: https://ibsu.edu.ge/en/about-ibsu/ (дата обращения: 19.05.2020) .
... Всего источников – 128.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ