Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИРАНСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ И США (В ПЕРИОД С 2009 г. И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Работа №135261

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Концептуальные основы региональной политики ИРИ, США и РФ
1.1 Особенности политики Исламской Республики Иран на Ближнем Востоке и в Центральной Азии…………………………………………………………..6
1.2 Россия и Иран: направления стратегического партнерства………………9
1.3 Форматы отношений Ирана и США………………………………………..13
Глава II. Актуальная повестка дня в геополитическом треугольнике «РФ-ИРИ-США
2.1 Эволюция отношений Ирана, России и США……………………………..16
2.2 Гражданская война в Сирии………………………………………………...20
2.3 Противостояние ИРИ, Израиля и Саудовской Аравии……………………25
2.4 Афганский вопрос
2.5 Проблема правового статуса Каспийского моря…………………………..30
2.6 Иранская ядерная программа……………………………………………….31
Глава III. Перспективы согласования интересов в сфере ключевых проблем геополитического треугольника «Россия-Иран-США»
3.1 Потенциал урегулирования иранской ядерной проблемы………………..38
3.2 Перспективы правового статуса Каспийского моря………………………41
3.3 Перспективы Афганистана………………………………………………….43
3.4 Перспективы гражданской войны в Йемене
3.5 Перспективы гражданской войны в Сирии
Заключение
Список источников и литературы


Актуальность данного исследования, в первую очередь, определяется
комплексом различных факторов и проблем, стоящих на внешнеполитической повестке дня России, Ирана и США. Все три страны имеют большой опыт взаимодействия друг с другом, что, в некотором роде облегчает процесс общения между сторонами по различным вопросам. Вместе с тем, наличие собственных интересов, целей и путей их достижения зачастую осложняет процессы решения тех или иных проблем, поскольку желания одной стороны зачастую идут вразрез с желаниями другой. Для формирования более четкого представления процесса взаимодействия между государствами, необходимо дать определение политическому дискурсу – инструменту, убеждающему и внушающему гражданам сообщества необходимость «политически обоснованных» действий и оценок. Сам по себе политический дискурс – это совокупность всех актов политических дискуссий и правил публичной политики, зарекомендовавших себя опытным путем, отражающих специфические особенности ментального мира того или иного политика. Кроме того политический дискурс имеет ряд признаков, определяющих его сущность: привязанность к определенному контексту, целенаправленность и динамичность характера, принадлежность к конкретной культуре, спонтанность речевой деятельности и другие. Возвращаясь к отношениям ИРИ, России и США необходимо вновь упомянуть аспекты, способствующие, как развитию стратегического партнерства между тремя государствами, так и укреплению конкуренции между ними на мировой арене. С началом ближневосточного кризиса, Россия и Иран постепенно начали укреплять свое положение на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, становясь при этом все более значимыми политическими игроками в этих регионах. Геополитические интересы РФ и ИРИ во многом определяют политическую ситуацию в регионе и прямо влияют на ее стабильность. Иран был и является крупным торгово-экономическим партнером России. На протяжении всего периода партнерства двух стран, особенно с момента потепления взаимоотношений в конце 90-х гг., они всегда стремились поддерживать и развивать двусторонние экономические отношения и военно-научное сотрудничество. Сегодняшняя ближневосточная и центрально-азиатская политика США оказывает прямое влияние на российско-американские и ирано-американские отношения. Несмотря на позитивные тенденции, связанные с перспективами разрешения иранской ядерной программы, а также с возможностью позитивного разрешения сирийского конфликта, в последнее время произошла заметная активизация деятельности Вашингтона на Ближнем Востоке (а также в Северной Африке и в Центральной Азии), что не всегда носит конструктивный характер. Кроме того, существует ряд противоречий как в российско-американских, так и в американо-иранских отношениях, в вопросах, касающихся путей решения других ключевых проблем Ближнего Востока и Центральной Азии, например в выработке правового статуса Каспийского моря. Помимо этой проблемы существует ряд других, не менее важных и требующих пристального внимания всех трех государств, конфликтов. Последствия «арабской весны» до сих пор не дают покоя народам Ближнего Востока, формируя поток беженцев в страны Европы и дестабилизируя политическую и экономическую обстановку в регионе. Гражданская война в Сирии в настоящий момент является одним из приоритетных направлений как иранской и российской, так и американской внешних политик. От разрешения данного конфликта зависит множество факторов, таких как будущее положение сил в регионе и развитие энергетической инфраструктуры. Последствия конфликта в Сирии также распространяются и на другие территории, среди которых, прежде всего, нужно выделить Афганистан. Провальная политика безопасности и контроля наркоторговли, проводимая Соединенными Штатами, привела к тому, что в будущем ситуация в стране будет ухудшаться, а с появлением радикальных боевиков в северных провинциях страны, возможно формирование нового острого конфликта, угрожающего безопасности соседних стран и экономическим интересам Афганистана.Также необходимо отметить нарастающее противостояние между Ираном, Израилем и Саудовской Аравии. Борьба за региональное превосходство между этими тремя странами, рискует в будущем перерасти в открытое военное противостояние. Одним из проявлений этой проблемы является гражданская война в Йемене, также требующая пристального внимания со стороны мирового сообщества. Несмотря на ранее достигнутые соглашения, проблема иранской ядерной программы и ее характер, по-прежнему являются приоритетными направлениями ближневосточной политики, как США, так и России. Все эти проблемы негативно сказываются на процессе ирано-американского диалога, а также на объемах российско-американского политического и экономического взаимодействия. При этом следует подчеркнуть, что ситуация на Ближнем Востоке и в Центральной Азии имеет крайне переменчивый характер.
Объектом исследования выступает внешняя политика России, США, Ирана на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Предметом исследования являются подходы указанных государств к решению основных политических проблем Ближнего Востока и Центральной Азии.
Степень изученности проблемы.В ходе исследования были изучены труды как российских, так и зарубежных ученых, специализирующихся на Ближнем Востоке, Иране и проблемам рассмотренных в работе. В особенности необходимо выделить публикации таких авторов, как И.В. Базиленко, Е. А. Орлов и П.В. Густерин. Данные работы помогают в анализе различных этапов взаимоотношений между Россией и Ираном, статья Р. Матти демонстрирует взгляд зарубежного специалиста на раннее становление диалога между двумя государствами. Другой интересной работой является книга аятоллы Хомейни , которая помогает при анализе идеологии и общественно-политического строя Исламской Республики Иран, ее государственного устройства. Другая книга П.В. Густерина помогает разобраться в предпосылках гражданской войны в Йемене, а также проанализировать текущее состояние и перспективы данного конфликта.
Среди статей, помимо прочих, стоит отметить публикацию М. Ю. Омеличевой, в которой автор проводит анализ внешнеполитического курса Российской Федерации по отношению к Исламской Республике Иран, прибегая, при этом, к критической геополитической перспективе. Статьи С. Ломанна и М. Фахимирада демонстрирует аспекты санкционных политик США и ЕС по отношению к ИРИ, а также их конвергенцию, произошедшую на определенном этапе, помогая тем самым в анализе текущего внешнеполитического курса США по отношению к ИРИ. Публикация Р. Бронсон посвящена активному развитию атомной энергетики на Ближнем Востоке, проблеме ее регулирования, обеспечения в этой связи гражданской безопасности, защиты от террористических угроз и распространения ядерного оружия, как в регионе, так и во всем мире. Автор выражает надежду на светлое будущее мирной атомной энергетики на Ближнем Востоке, вместе с тем сожалея, что на данный момент лидером в этой сфере является Россия, которая может использовать это преимущество для достижения собственных целей. Публикации А. Бовдунова и Д. Хоссейни концентрируются на перспективах Афганистана в отношениях между государствами, играющими ключевые роли в Центральной Азии, помогая в анализе направлений сотрудничества между странами в различных сферах в этом регионе и общей ситуации в стране.
Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов развития отношений в треугольнике США-Иран-Россия. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить ключевое содержание основных аспектов взаимоотношений России, Ирана и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии;
2. Проследить основные этапы эволюции отношений Ирана с Россией и США;
3. Выявить специфику совместной деятельности России, Ирана и США в борьбе с терроризмом и наркоторговлей в Афганистане,
4. Сформулировать возможные перспективы решения проблемы, связанной с развитием иранской ядерной программы;
5. Проанализировать проблемы и перспективы урегулирования сирийского конфликта;
6. Проанализировать перспективы развития стратегического партнерства России и Ирана.
Методология исследования построена на преимущественном использовании историко-генетического подхода, который помог выявить ключевые аспекты и факторы в истории взаимодействия Ирана, России и США, а также системного подхода, направленного на комплексное рассмотрение взаимоотношений внутри геополитического треугольника «РФ-ИРИ-США».
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами исследования. Они охватывают период с 2009 г. и по настоящее время, когда Соединенные Штаты Америки начали активные действия против ИРИ, в связи с успехами в развитии иранской ядерной программы. В отдельных случаях автор затрагивает события, выходящие за заявленные хронологические рамки, что необходимо для более полного раскрытия изучаемых проблем.
Источниковая база. При исследовании взаимоотношений в геополитическом треугольнике «РФ-ИРИ-США» были проанализированы официальные документы, регламентирующие внешнюю политику России, США и Ирана, договоры, а также источники и литература, которые помогли выстроить четкое представление о происхождении, состоянии и перспективах проблем, рассмотренных в работе. Среди источников в особенности стоит отметить стратегии национальной безопасности РФ и США, а также военные доктрины Ирана и России, как важнейшие документы, помогающие провести глубокий и всеобъемлющий анализ перспектив внешней политики каждой из стран, а также получить представление о системах военного устройства, текущей идеологии каждой страны и методах достижения каждой стороной своих целей и интересов.
Постановка цели и задачи обусловила структуру настоящей работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Взаимоотношения между ИРИ, РФ и США имеют долгую и сложную историю. Существует несколько периодов, когда страны, попеременно, тесно сотрудничали друг с другом, вместе с тем, текущую ситуацию в отношениях между США, РФ и ИРИ никак нельзя назвать полностью позитивной. Да, Москва и Тегеран имеют множество направлений стратегического партнерства, и с течением времени, оно возможно будет лишь укрепляться, несмотря на некоторые противоречия в отношениях двух государств. Текущие же отношения с США, как у России, так и у Ирана не имеют никаких положительных тенденций.
С выходом Соединенных Штатов из СВПД по иранской ядерной программе, ее мирное развитие ставится под большой вопрос, несмотря на наличие соответствующих предпосылок. В новых условиях получение ядерного оружия может стать для Тегерана необходимостью, для защиты собственного суверенитета. Вместе с тем, сохранение приверженности КНР, РФ и стран ЕС духу и содержанию «ядерной сделки», позволяет выразить надежду на то, что иранская ядерная программа сохранит свой мирный курс и продолжит служить основой для научного и экономического сотрудничества между этими государствами, несмотря на ярко-выраженную анти-иранскую политику Соединенных Штатов.
Урегулирование сирийского конфликта является приоритетным для Тегерана, Москвы и Вашингтона, однако в вопросах послевоенного устройства САР у сторон явно отсутствует консенсус. Если Россия и Иран проводят саммиты, посвященные урегулированию этих вопросов, консультируясь при этом с Турцией, то США не желают участвовать в этих мероприятиях, даже в качестве наблюдателей, сохраняя собственное ведение проблемы и ее решения, порой саботируя усилия сторон по поддержанию режима прекращения боевых действий. В конечном итоге, вероятно, будут достигнуты конкретные соглашения по сирийскому вопросу, однако официальные лица Соединенных Штатов, вероятно, не будут с ними согласны. Почти наверняка, разрешение сирийского конфликта изменит расстановку сил в регионе, тем самым повлияв на сложную ситуацию на Ближнем Востоке.
Противостояние между Ираном, Израилем и Саудовской Аравией достигло своей критической точки, открывая миру перспективу полномасштабной войны на Ближнем Востоке. В этом отношении, Россия может благоприятно повлиять на обстановку в регионе, в силу наличия контактов со всеми тремя странами. Полигоном для такой, своего рода миротворческой деятельности, может стать гражданская война в Йемене.
Афганистан также останется одним из приоритетных направлений в политике ИРИ, РФ и США в будущем. В настоящий момент Вашингтон теряет инициативу в данном регионе, поэтому предпринимаются действия по сохранению собственного влияния в стране, среди которых, по заявлениям иранских военных, переброс боевиков радикальных исламистских группировок в северные провинции Афганистана, а также развитие сотрудничества с Индией. Сейчас свое влияние в Афганистане активно наращивает Китай, в сотрудничестве с Пакистаном, однако Россия и Иран также имеют свои интересы в стране. В основном они касаются обеспечения безопасности и развития экономического сотрудничества. При урегулировании ряда разногласий между четырьмя сторонами, может сформироваться мощный региональный блок, который вполне может вытеснить США из региона, а затем разделить Афганистан на сферы влияния.
Урегулирование вопроса правового статуса Каспийского моря также укрепит партнерство между Тегераном и Москвой, вместе с тем не стоит ожидать от будущего соглашения полноценного урегулирования всех прецедентов.
Обобщая все вышеописанное, можно сделать вывод, что без изменения внешнеполитического курса Соединенных Штатов Америки, нормализация отношений между Вашингтоном, Москвой и Тегераном невозможна. Вместе с тем, сами Иран и Россия успешно развивают существующие и формируют новые направления сотрудничества в различных сферах.



1. Советско-иранский договор от 26 февраля 1921 года // URL: http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1922/69.html
2. Англо-русское соглашение 1907 года // URL: https://wwi.lib.byu.edu/index.php/The_Anglo-Russian_Entente
3. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года// URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
4. Советско-иранский договор от 25 марта 1940 года // URL: http://docs.cntd.ru/document/901861932
5. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой // URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-dvbr.nsf/11d2e6203c37ed2643256a1700434414/e31bd5296c8ceefe43256a5a002e6460!OpenDocument
6. Договор о нераспространении ядерного оружия // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml
7. Меморандум №292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований» // URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76v27/d115
8. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1595858
Официальные документы
1. Военная доктрина Исламской Республики Иран // URL: http://iranprimer.usip.org/resource/irans-military-doctrine;
2. Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://kremlin.ru/supplement/461
3. Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100014,0&rnd=0.617199957414371#07326361954564011
5. National Security Strategy of the United States of America // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
6. Доклад совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии // URL: https://ru.ambafrance.org/Doklad-missii-sovmestnogo-rassledovaniya-OON-i-OZHO
7. Резолюция МАГАТЭ по Ирану // URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2005-64_rus.pdf
8. Резолюция Совета Безопасности ООН №1929 // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/396/81/PDF/N1039681.pdf?OpenElement
9. Совместное заявление Президентов Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Турецкой Республики // URL: http://kremlin.ru/supplement/5297
Литература
Монографии
1. Базиленко И.В. Россия ― Иран: история отношений и эволюция религиозных идей (конец XVI в. ― нач.XX в.). – Саарбрюккен: LambertAcademicPublishing, 2012. – 308 с.
2. Густерин П. В. Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 1917–1921 годах. — Саарбрюккен:LambertAcademicPublishing, 2014. – 64 с.
3. Имам Хомейни. Путь к свободе. Второе издание. – М.: «Палея-Мишин», 1999. – 432 с.
4. Густерин П.В. Йемен в переходный период. На пути к миру или распаду? –Саарбрюккен: LambertAcademicPublishing, 2014. — 60 с.
5. Nahavandi H. Iran. The Clash of Ambitions. – Berkshire:Aquilon, 2004. – 751 p.
6. Иванов О.П. Военная сила в глобальной стратегии США. – М.: Восток-Запад. 2008. – 200 c.
7. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М.: «Весь Мир», 2006. – 221 с.
8. Сажин В.И., Бондарь Ю.М. Военная мощь Исламской Республики Иран. – М.: Издательство Московского университета, 2014. — 512 с.
Научные статьи
1. Орлов Е. А. Россия и Иран в ХХ веке (основные этапы взаимоотношений) // Ислам: Иран и власть. Москва. 2001. с. 193-206
2. Matthee R. Anti-Ottoman politics and transit rights : The seventeenth-century trade in silk between Safavid Iran and Muscovy //Cahiers du Monde Russe. 1994. Vol. 35. Issue 4. p. 739-761
3. Прозоров С. М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. – М.: Наука, 1984. с. 204-212.
4. Omelicheva M. Y. Russia's Foreign Policy toward Iran: A Critical Geopolitics Perspective // Journal of Balkan and Near Eastern Studies. 2012. Vol. 14. Issue 3. p. 331-344
5. Lohmann S. The convergence of transatlantic sanction policy against Iran // Cambridge Review of International Affairs. 2016. Vol. 29. Issue 3. p. 930-951
6. Fahimirad M. The Iran Deal: How the Legal Implementation of the Deal puts the United States at a Disadvantage both Economically and in Influencing the Future of Iran's Business Transactions // Northwestern Journal of International Law & Business. 2017. Vol. 37. Issue 2. p. 301-320
7. Bronson R. Power shift in the Middle East // Bulletin of the Atomic Scientists. 2016. Vol. 72. Issue 1. p. 10-15
8. Тренин Д. Портрет сирийской войны // Россия в глобальной политике. 2017. №3
9. Ковтун В. А., Голипад А. Н., Мельников А. В., Мосин Н. И., Климентьев Ю. А., Макаров М. Л., Повалихин А. П. Химический терроризм как силовой инструмент проведения внешней политики США и стран Запада // Вестник войск РХБ защиты. 2017. Т. 1. №2. С. 3-13
10. Abolhosseini S., Heshmati A., Rashidghalam M. Energy security and competition over energy resources in Iran and Caucasus region // AIMS Energy. 2017. vol. 5 issue 2. p. 224-238
Материалы периодической печати
1. Proxy war between Iran, Saudi Arabia playing out in Syria //Washington Times. 26.02.2014. URL: https://www.washingtontimes.com/news/2014/feb/26/proxy-war-between-iran-saudi-arabia-playing-out-in/ [Дата обращения: 15.03.2018]
2. Война и мир Сирии. Восстановлению страны мешает раскол между двумя «антитеррористическими коалициями» // Коммерсантъ. 29.12.2017 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3511567 [Дата обращения: 28.03.2018]
3. Снижение иранской политики в Сирии. Причины и последствия //SyrianInside. 16.02.2018. URL: http://www.syriainside.com/articles/137_انحدار-السياسة-الإيرانية-في-سوريا-الأسباب-والتداعيات [Дата обращения: 29.03.2018]
4. Иран и Россия в Афганистане // IranianInternationalRelationsJournal. 02.11.1396 URL: http://iirjournal.ir/index.php/fa/گزارش/1244-ايران-و-روسيه-در- [Дата обращения: 10.05.2018]
5. Встреча представителей РФ, Турции и Ирана пройдет в Астане 14-15 мая // Аргументы и факты. 09.05.2018. URL: http://www.aif.ru/politics/world/vstrecha_predstaviteley_rf_turcii_i_irana_proydet_v_astane_14-15_maya [Дата обращения: 13.05.2018
Ресурсы сети Интернет
1. 6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare // Salon. 06.09.2013 URL:https://www.salon.com/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/ [Дата обращения: 15.03.2018]
2. США могут и не получить необходимую им помощь Европы по вопросу санкций // ИноСМИ.ру 25.08.2017. URL: http://inosmi.ru/politic/20170825/240112206.html [Дата обращения: 18.04.2018]
3. «Мы будем защищаться»: Германия намерена противодействовать санкционной политике США // RussiaToday 01.08.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/414507-germaniya-sanktsii-rossiya-zashita-ssha [Дата обращения: 18.04.2018]
4. Трамп обвинил Россию и Иран в причастности к трагедии в Восточной Гуте // BBCNewsRussian. 08.04.2018. URL: https://www.bbc.com/russian/news-43692427 [Дата обращения: 16.04.2018]
5. Американцы вводят войска в Йемен // ПолитЭксперт. 10.05.2016. URL: https://politexpert.net/5141-amerikancy-vvodyat-voyska-v-yemen.html [Дата обращения: 17.04.2018]
6. Наконец, «Пробуждение иранцев» против власти клерикалов // RadioFarda. 09.01.1396. URL: https://www.radiofarda.com/a/majid-mohammadi-on-protests/28947599.html [Дата обращения: 18.04.2018]
7. МАГАТЭ не фиксировало признаков разработки ядерной бомбы в Иране после 2009 года // ТАСС. 1.05.2018. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5171198 [Дата обращения: 03.05.2018]
8. Трамп решил выйти из ядерной сделки с Ираном // РБК. 08.05.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/08/05/2018/5af19a9c9a79477f328b292b[Дата обращения: 10.05.2018]
9. Новая «большая игра»: как приход Китая в Афганистан затронет интересы США и России // RussiaToday. 27.12.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/464907-kitai-vliyanie-afganistan-ssha-rossiya [Дата обращения: 12.05.2018]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ