Введение
Глава I. Концептуальные основы региональной политики ИРИ, США и РФ
1.1 Особенности политики Исламской Республики Иран на Ближнем Востоке и в Центральной Азии…………………………………………………………..6
1.2 Россия и Иран: направления стратегического партнерства………………9
1.3 Форматы отношений Ирана и США………………………………………..13
Глава II. Актуальная повестка дня в геополитическом треугольнике «РФ-ИРИ-США
2.1 Эволюция отношений Ирана, России и США……………………………..16
2.2 Гражданская война в Сирии………………………………………………...20
2.3 Противостояние ИРИ, Израиля и Саудовской Аравии……………………25
2.4 Афганский вопрос
2.5 Проблема правового статуса Каспийского моря…………………………..30
2.6 Иранская ядерная программа……………………………………………….31
Глава III. Перспективы согласования интересов в сфере ключевых проблем геополитического треугольника «Россия-Иран-США»
3.1 Потенциал урегулирования иранской ядерной проблемы………………..38
3.2 Перспективы правового статуса Каспийского моря………………………41
3.3 Перспективы Афганистана………………………………………………….43
3.4 Перспективы гражданской войны в Йемене
3.5 Перспективы гражданской войны в Сирии
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность данного исследования, в первую очередь, определяется
комплексом различных факторов и проблем, стоящих на внешнеполитической повестке дня России, Ирана и США. Все три страны имеют большой опыт взаимодействия друг с другом, что, в некотором роде облегчает процесс общения между сторонами по различным вопросам. Вместе с тем, наличие собственных интересов, целей и путей их достижения зачастую осложняет процессы решения тех или иных проблем, поскольку желания одной стороны зачастую идут вразрез с желаниями другой. Для формирования более четкого представления процесса взаимодействия между государствами, необходимо дать определение политическому дискурсу – инструменту, убеждающему и внушающему гражданам сообщества необходимость «политически обоснованных» действий и оценок. Сам по себе политический дискурс – это совокупность всех актов политических дискуссий и правил публичной политики, зарекомендовавших себя опытным путем, отражающих специфические особенности ментального мира того или иного политика. Кроме того политический дискурс имеет ряд признаков, определяющих его сущность: привязанность к определенному контексту, целенаправленность и динамичность характера, принадлежность к конкретной культуре, спонтанность речевой деятельности и другие. Возвращаясь к отношениям ИРИ, России и США необходимо вновь упомянуть аспекты, способствующие, как развитию стратегического партнерства между тремя государствами, так и укреплению конкуренции между ними на мировой арене. С началом ближневосточного кризиса, Россия и Иран постепенно начали укреплять свое положение на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, становясь при этом все более значимыми политическими игроками в этих регионах. Геополитические интересы РФ и ИРИ во многом определяют политическую ситуацию в регионе и прямо влияют на ее стабильность. Иран был и является крупным торгово-экономическим партнером России. На протяжении всего периода партнерства двух стран, особенно с момента потепления взаимоотношений в конце 90-х гг., они всегда стремились поддерживать и развивать двусторонние экономические отношения и военно-научное сотрудничество. Сегодняшняя ближневосточная и центрально-азиатская политика США оказывает прямое влияние на российско-американские и ирано-американские отношения. Несмотря на позитивные тенденции, связанные с перспективами разрешения иранской ядерной программы, а также с возможностью позитивного разрешения сирийского конфликта, в последнее время произошла заметная активизация деятельности Вашингтона на Ближнем Востоке (а также в Северной Африке и в Центральной Азии), что не всегда носит конструктивный характер. Кроме того, существует ряд противоречий как в российско-американских, так и в американо-иранских отношениях, в вопросах, касающихся путей решения других ключевых проблем Ближнего Востока и Центральной Азии, например в выработке правового статуса Каспийского моря. Помимо этой проблемы существует ряд других, не менее важных и требующих пристального внимания всех трех государств, конфликтов. Последствия «арабской весны» до сих пор не дают покоя народам Ближнего Востока, формируя поток беженцев в страны Европы и дестабилизируя политическую и экономическую обстановку в регионе. Гражданская война в Сирии в настоящий момент является одним из приоритетных направлений как иранской и российской, так и американской внешних политик. От разрешения данного конфликта зависит множество факторов, таких как будущее положение сил в регионе и развитие энергетической инфраструктуры. Последствия конфликта в Сирии также распространяются и на другие территории, среди которых, прежде всего, нужно выделить Афганистан. Провальная политика безопасности и контроля наркоторговли, проводимая Соединенными Штатами, привела к тому, что в будущем ситуация в стране будет ухудшаться, а с появлением радикальных боевиков в северных провинциях страны, возможно формирование нового острого конфликта, угрожающего безопасности соседних стран и экономическим интересам Афганистана.Также необходимо отметить нарастающее противостояние между Ираном, Израилем и Саудовской Аравии. Борьба за региональное превосходство между этими тремя странами, рискует в будущем перерасти в открытое военное противостояние. Одним из проявлений этой проблемы является гражданская война в Йемене, также требующая пристального внимания со стороны мирового сообщества. Несмотря на ранее достигнутые соглашения, проблема иранской ядерной программы и ее характер, по-прежнему являются приоритетными направлениями ближневосточной политики, как США, так и России. Все эти проблемы негативно сказываются на процессе ирано-американского диалога, а также на объемах российско-американского политического и экономического взаимодействия. При этом следует подчеркнуть, что ситуация на Ближнем Востоке и в Центральной Азии имеет крайне переменчивый характер.
Объектом исследования выступает внешняя политика России, США, Ирана на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Предметом исследования являются подходы указанных государств к решению основных политических проблем Ближнего Востока и Центральной Азии.
Степень изученности проблемы.В ходе исследования были изучены труды как российских, так и зарубежных ученых, специализирующихся на Ближнем Востоке, Иране и проблемам рассмотренных в работе. В особенности необходимо выделить публикации таких авторов, как И.В. Базиленко, Е. А. Орлов и П.В. Густерин. Данные работы помогают в анализе различных этапов взаимоотношений между Россией и Ираном, статья Р. Матти демонстрирует взгляд зарубежного специалиста на раннее становление диалога между двумя государствами. Другой интересной работой является книга аятоллы Хомейни , которая помогает при анализе идеологии и общественно-политического строя Исламской Республики Иран, ее государственного устройства. Другая книга П.В. Густерина помогает разобраться в предпосылках гражданской войны в Йемене, а также проанализировать текущее состояние и перспективы данного конфликта.
Среди статей, помимо прочих, стоит отметить публикацию М. Ю. Омеличевой, в которой автор проводит анализ внешнеполитического курса Российской Федерации по отношению к Исламской Республике Иран, прибегая, при этом, к критической геополитической перспективе. Статьи С. Ломанна и М. Фахимирада демонстрирует аспекты санкционных политик США и ЕС по отношению к ИРИ, а также их конвергенцию, произошедшую на определенном этапе, помогая тем самым в анализе текущего внешнеполитического курса США по отношению к ИРИ. Публикация Р. Бронсон посвящена активному развитию атомной энергетики на Ближнем Востоке, проблеме ее регулирования, обеспечения в этой связи гражданской безопасности, защиты от террористических угроз и распространения ядерного оружия, как в регионе, так и во всем мире. Автор выражает надежду на светлое будущее мирной атомной энергетики на Ближнем Востоке, вместе с тем сожалея, что на данный момент лидером в этой сфере является Россия, которая может использовать это преимущество для достижения собственных целей. Публикации А. Бовдунова и Д. Хоссейни концентрируются на перспективах Афганистана в отношениях между государствами, играющими ключевые роли в Центральной Азии, помогая в анализе направлений сотрудничества между странами в различных сферах в этом регионе и общей ситуации в стране.
Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов развития отношений в треугольнике США-Иран-Россия. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить ключевое содержание основных аспектов взаимоотношений России, Ирана и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии;
2. Проследить основные этапы эволюции отношений Ирана с Россией и США;
3. Выявить специфику совместной деятельности России, Ирана и США в борьбе с терроризмом и наркоторговлей в Афганистане,
4. Сформулировать возможные перспективы решения проблемы, связанной с развитием иранской ядерной программы;
5. Проанализировать проблемы и перспективы урегулирования сирийского конфликта;
6. Проанализировать перспективы развития стратегического партнерства России и Ирана.
Методология исследования построена на преимущественном использовании историко-генетического подхода, который помог выявить ключевые аспекты и факторы в истории взаимодействия Ирана, России и США, а также системного подхода, направленного на комплексное рассмотрение взаимоотношений внутри геополитического треугольника «РФ-ИРИ-США».
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами исследования. Они охватывают период с 2009 г. и по настоящее время, когда Соединенные Штаты Америки начали активные действия против ИРИ, в связи с успехами в развитии иранской ядерной программы. В отдельных случаях автор затрагивает события, выходящие за заявленные хронологические рамки, что необходимо для более полного раскрытия изучаемых проблем.
Источниковая база. При исследовании взаимоотношений в геополитическом треугольнике «РФ-ИРИ-США» были проанализированы официальные документы, регламентирующие внешнюю политику России, США и Ирана, договоры, а также источники и литература, которые помогли выстроить четкое представление о происхождении, состоянии и перспективах проблем, рассмотренных в работе. Среди источников в особенности стоит отметить стратегии национальной безопасности РФ и США, а также военные доктрины Ирана и России, как важнейшие документы, помогающие провести глубокий и всеобъемлющий анализ перспектив внешней политики каждой из стран, а также получить представление о системах военного устройства, текущей идеологии каждой страны и методах достижения каждой стороной своих целей и интересов.
Постановка цели и задачи обусловила структуру настоящей работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Взаимоотношения между ИРИ, РФ и США имеют долгую и сложную историю. Существует несколько периодов, когда страны, попеременно, тесно сотрудничали друг с другом, вместе с тем, текущую ситуацию в отношениях между США, РФ и ИРИ никак нельзя назвать полностью позитивной. Да, Москва и Тегеран имеют множество направлений стратегического партнерства, и с течением времени, оно возможно будет лишь укрепляться, несмотря на некоторые противоречия в отношениях двух государств. Текущие же отношения с США, как у России, так и у Ирана не имеют никаких положительных тенденций.
С выходом Соединенных Штатов из СВПД по иранской ядерной программе, ее мирное развитие ставится под большой вопрос, несмотря на наличие соответствующих предпосылок. В новых условиях получение ядерного оружия может стать для Тегерана необходимостью, для защиты собственного суверенитета. Вместе с тем, сохранение приверженности КНР, РФ и стран ЕС духу и содержанию «ядерной сделки», позволяет выразить надежду на то, что иранская ядерная программа сохранит свой мирный курс и продолжит служить основой для научного и экономического сотрудничества между этими государствами, несмотря на ярко-выраженную анти-иранскую политику Соединенных Штатов.
Урегулирование сирийского конфликта является приоритетным для Тегерана, Москвы и Вашингтона, однако в вопросах послевоенного устройства САР у сторон явно отсутствует консенсус. Если Россия и Иран проводят саммиты, посвященные урегулированию этих вопросов, консультируясь при этом с Турцией, то США не желают участвовать в этих мероприятиях, даже в качестве наблюдателей, сохраняя собственное ведение проблемы и ее решения, порой саботируя усилия сторон по поддержанию режима прекращения боевых действий. В конечном итоге, вероятно, будут достигнуты конкретные соглашения по сирийскому вопросу, однако официальные лица Соединенных Штатов, вероятно, не будут с ними согласны. Почти наверняка, разрешение сирийского конфликта изменит расстановку сил в регионе, тем самым повлияв на сложную ситуацию на Ближнем Востоке.
Противостояние между Ираном, Израилем и Саудовской Аравией достигло своей критической точки, открывая миру перспективу полномасштабной войны на Ближнем Востоке. В этом отношении, Россия может благоприятно повлиять на обстановку в регионе, в силу наличия контактов со всеми тремя странами. Полигоном для такой, своего рода миротворческой деятельности, может стать гражданская война в Йемене.
Афганистан также останется одним из приоритетных направлений в политике ИРИ, РФ и США в будущем. В настоящий момент Вашингтон теряет инициативу в данном регионе, поэтому предпринимаются действия по сохранению собственного влияния в стране, среди которых, по заявлениям иранских военных, переброс боевиков радикальных исламистских группировок в северные провинции Афганистана, а также развитие сотрудничества с Индией. Сейчас свое влияние в Афганистане активно наращивает Китай, в сотрудничестве с Пакистаном, однако Россия и Иран также имеют свои интересы в стране. В основном они касаются обеспечения безопасности и развития экономического сотрудничества. При урегулировании ряда разногласий между четырьмя сторонами, может сформироваться мощный региональный блок, который вполне может вытеснить США из региона, а затем разделить Афганистан на сферы влияния.
Урегулирование вопроса правового статуса Каспийского моря также укрепит партнерство между Тегераном и Москвой, вместе с тем не стоит ожидать от будущего соглашения полноценного урегулирования всех прецедентов.
Обобщая все вышеописанное, можно сделать вывод, что без изменения внешнеполитического курса Соединенных Штатов Америки, нормализация отношений между Вашингтоном, Москвой и Тегераном невозможна. Вместе с тем, сами Иран и Россия успешно развивают существующие и формируют новые направления сотрудничества в различных сферах.
1. Советско-иранский договор от 26 февраля 1921 года // URL: http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1922/69.html
2. Англо-русское соглашение 1907 года // URL: https://wwi.lib.byu.edu/index.php/The_Anglo-Russian_Entente
3. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года// URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
4. Советско-иранский договор от 25 марта 1940 года // URL: http://docs.cntd.ru/document/901861932
5. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой // URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-dvbr.nsf/11d2e6203c37ed2643256a1700434414/e31bd5296c8ceefe43256a5a002e6460!OpenDocument
6. Договор о нераспространении ядерного оружия // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml
7. Меморандум №292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований» // URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76v27/d115
8. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1595858
Официальные документы
1. Военная доктрина Исламской Республики Иран // URL: http://iranprimer.usip.org/resource/irans-military-doctrine;
2. Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://kremlin.ru/supplement/461
3. Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100014,0&rnd=0.617199957414371#07326361954564011
5. National Security Strategy of the United States of America // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
6. Доклад совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии // URL: https://ru.ambafrance.org/Doklad-missii-sovmestnogo-rassledovaniya-OON-i-OZHO
7. Резолюция МАГАТЭ по Ирану // URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/gov2005-64_rus.pdf
8. Резолюция Совета Безопасности ООН №1929 // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/396/81/PDF/N1039681.pdf?OpenElement
9. Совместное заявление Президентов Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Турецкой Республики // URL: http://kremlin.ru/supplement/5297
Литература
Монографии
1. Базиленко И.В. Россия ― Иран: история отношений и эволюция религиозных идей (конец XVI в. ― нач.XX в.). – Саарбрюккен: LambertAcademicPublishing, 2012. – 308 с.
2. Густерин П. В. Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 1917–1921 годах. — Саарбрюккен:LambertAcademicPublishing, 2014. – 64 с.
3. Имам Хомейни. Путь к свободе. Второе издание. – М.: «Палея-Мишин», 1999. – 432 с.
4. Густерин П.В. Йемен в переходный период. На пути к миру или распаду? –Саарбрюккен: LambertAcademicPublishing, 2014. — 60 с.
5. Nahavandi H. Iran. The Clash of Ambitions. – Berkshire:Aquilon, 2004. – 751 p.
6. Иванов О.П. Военная сила в глобальной стратегии США. – М.: Восток-Запад. 2008. – 200 c.
7. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М.: «Весь Мир», 2006. – 221 с.
8. Сажин В.И., Бондарь Ю.М. Военная мощь Исламской Республики Иран. – М.: Издательство Московского университета, 2014. — 512 с.
Научные статьи
1. Орлов Е. А. Россия и Иран в ХХ веке (основные этапы взаимоотношений) // Ислам: Иран и власть. Москва. 2001. с. 193-206
2. Matthee R. Anti-Ottoman politics and transit rights : The seventeenth-century trade in silk between Safavid Iran and Muscovy //Cahiers du Monde Russe. 1994. Vol. 35. Issue 4. p. 739-761
3. Прозоров С. М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. – М.: Наука, 1984. с. 204-212.
4. Omelicheva M. Y. Russia's Foreign Policy toward Iran: A Critical Geopolitics Perspective // Journal of Balkan and Near Eastern Studies. 2012. Vol. 14. Issue 3. p. 331-344
5. Lohmann S. The convergence of transatlantic sanction policy against Iran // Cambridge Review of International Affairs. 2016. Vol. 29. Issue 3. p. 930-951
6. Fahimirad M. The Iran Deal: How the Legal Implementation of the Deal puts the United States at a Disadvantage both Economically and in Influencing the Future of Iran's Business Transactions // Northwestern Journal of International Law & Business. 2017. Vol. 37. Issue 2. p. 301-320
7. Bronson R. Power shift in the Middle East // Bulletin of the Atomic Scientists. 2016. Vol. 72. Issue 1. p. 10-15
8. Тренин Д. Портрет сирийской войны // Россия в глобальной политике. 2017. №3
9. Ковтун В. А., Голипад А. Н., Мельников А. В., Мосин Н. И., Климентьев Ю. А., Макаров М. Л., Повалихин А. П. Химический терроризм как силовой инструмент проведения внешней политики США и стран Запада // Вестник войск РХБ защиты. 2017. Т. 1. №2. С. 3-13
10. Abolhosseini S., Heshmati A., Rashidghalam M. Energy security and competition over energy resources in Iran and Caucasus region // AIMS Energy. 2017. vol. 5 issue 2. p. 224-238
Материалы периодической печати
1. Proxy war between Iran, Saudi Arabia playing out in Syria //Washington Times. 26.02.2014. URL: https://www.washingtontimes.com/news/2014/feb/26/proxy-war-between-iran-saudi-arabia-playing-out-in/ [Дата обращения: 15.03.2018]
2. Война и мир Сирии. Восстановлению страны мешает раскол между двумя «антитеррористическими коалициями» // Коммерсантъ. 29.12.2017 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3511567 [Дата обращения: 28.03.2018]
3. Снижение иранской политики в Сирии. Причины и последствия //SyrianInside. 16.02.2018. URL: http://www.syriainside.com/articles/137_انحدار-السياسة-الإيرانية-في-سوريا-الأسباب-والتداعيات [Дата обращения: 29.03.2018]
4. Иран и Россия в Афганистане // IranianInternationalRelationsJournal. 02.11.1396 URL: http://iirjournal.ir/index.php/fa/گزارش/1244-ايران-و-روسيه-در- [Дата обращения: 10.05.2018]
5. Встреча представителей РФ, Турции и Ирана пройдет в Астане 14-15 мая // Аргументы и факты. 09.05.2018. URL: http://www.aif.ru/politics/world/vstrecha_predstaviteley_rf_turcii_i_irana_proydet_v_astane_14-15_maya [Дата обращения: 13.05.2018
Ресурсы сети Интернет
1. 6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare // Salon. 06.09.2013 URL:https://www.salon.com/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/ [Дата обращения: 15.03.2018]
2. США могут и не получить необходимую им помощь Европы по вопросу санкций // ИноСМИ.ру 25.08.2017. URL: http://inosmi.ru/politic/20170825/240112206.html [Дата обращения: 18.04.2018]
3. «Мы будем защищаться»: Германия намерена противодействовать санкционной политике США // RussiaToday 01.08.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/414507-germaniya-sanktsii-rossiya-zashita-ssha [Дата обращения: 18.04.2018]
4. Трамп обвинил Россию и Иран в причастности к трагедии в Восточной Гуте // BBCNewsRussian. 08.04.2018. URL: https://www.bbc.com/russian/news-43692427 [Дата обращения: 16.04.2018]
5. Американцы вводят войска в Йемен // ПолитЭксперт. 10.05.2016. URL: https://politexpert.net/5141-amerikancy-vvodyat-voyska-v-yemen.html [Дата обращения: 17.04.2018]
6. Наконец, «Пробуждение иранцев» против власти клерикалов // RadioFarda. 09.01.1396. URL: https://www.radiofarda.com/a/majid-mohammadi-on-protests/28947599.html [Дата обращения: 18.04.2018]
7. МАГАТЭ не фиксировало признаков разработки ядерной бомбы в Иране после 2009 года // ТАСС. 1.05.2018. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5171198 [Дата обращения: 03.05.2018]
8. Трамп решил выйти из ядерной сделки с Ираном // РБК. 08.05.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/08/05/2018/5af19a9c9a79477f328b292b[Дата обращения: 10.05.2018]
9. Новая «большая игра»: как приход Китая в Афганистан затронет интересы США и России // RussiaToday. 27.12.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/464907-kitai-vliyanie-afganistan-ssha-rossiya [Дата обращения: 12.05.2018]