Взаимодействие Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с африканскими региональными структурами в борьбе с экологическими проблемами (на примере Кении и Нигерии)
Введение 3
Глава 1.Деятельность Программы ООН по окружающей среде в Африке 11
1.1. Экологическая ситуация на Африканском континенте: зачем Африке нужен ЮНЕП 11
1.2. Особенности деятельности ЮНЕП в Африке 19
Глава 2. Региональные инициативы стран Африки по борьбе с экологическими проблемами на примере Кении и Нигерии 27
2.1. Региональные экологические инициативы Кении 27
2.2. Региональные экологические инициативы Нигерии 42
Глава 3.Оценка африканских региональных инициатив и взаимодействия региональных структур с ЮНЕП 50
3.1. Сравнение подходов стран региона по решению экологических проблем 50
3.2. Оценка деятельности ЮНЕП и африканских региональных структур по борьбе с экологическими проблемами 62
Заключение 69
Список источников и литературы
Сегодня Африка представляет собой один из самых перспективных регионов мира, что подтверждается возрастающим вниманием к этому континенту. Африка богата не только природными возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами, но также и огромным человеческим капиталом, большая часть которого приходится на молодое и трудоспособное население. Привлекает и стремительный экономический рост ряда африканских стран, что также способствует росту инвестиций в данный регион. Однако несмотря на все изобилие природных ресурсов и перспективность континента, страны Африки ощущают на себе одни из самых болезненных глобальных вопросов современной повестки дня – изменение климата и экологические проблемы.
Изменение климата и связанные с ним последствия, загрязнение окружающей среды и вызванные этим бедствия – всё это стало суровой реальностью XXI века всего земного шара. Особо остро эти проблемы касаются Африки – континента, наименее ответственного за сложившуюся глобальную экологическую ситуацию, но страдающего от последствий больше других. Африка действительно внесла наименьший вклад в изменения климата – менее 4% от общемирового объема выбросов углекислого газа. Однако ряд африканских стран столкнулся с природными катаклизмами, в частности с Тропическим Циклоном Идай, разрушившими и без того немногочисленную инфраструктуру, с сокращением урожайности посевов, негативными последствиями для здоровья населения и экономик стран. Всё это подтверждает тот факт, что страны континента наиболее уязвимы к негативным климатическим изменениям, и адаптация к переменам не даётся им легко.
Именно поэтому, африканским странам нужна помощь в лице мирового сообщества, и первостепенным актором здесь является Программа Организации Объединённых Наций по окружающей среде – ЮНЕП. В связи с глобальным характером проблем, входящих в спектр внимания ЮНЕП, анализ форм деятельности, структуры и основных органов Программы представляется весьма необходимым к рассмотрению. Более того, анализ деятельности ЮНЕП в Африке, работы её региональных бюро и осуществления совместных с местными заинтересованными структурами проектов может дать представление о том, в какой мере мировое сообщество реагирует и помогает нуждающимся регионам и странам в их пути к устойчивому развитию. Научные исследования, направленные на изучения деятельности ЮНЕП в странах Африканского континента также могут пролить свет на слабые стороны осуществляемых инициатив, что может в долгосрочной перспективе привести к исправлению недочётов и общему улучшению. Исходя из всего сказанного, тема данного исследования представляется автору актуальной.
Новизна авторского подхода заключается в том, что в сравнительном аспекте проанализирована экологическая политика и инициативы таких стран как Кения и Нигерия, а также их сотрудничество со структурами ЮНЕП, что даёт представление об эффективности и успешности действий мирового сообщества по содействию решению климатического кризиса на территории Африки. Отличительной чертой работы выступает обращение к работам научных кругов Кении и Нигерии, которые не пользуются популярностью ввиду узкой специфики тем.
Объектом научного исследования является Программа ООН по окружающей среде в Африке.
Предмет исследования состоит в деятельности ЮНЕП по решению экологических проблем в Кении и Нигерии.
Стоит сразу дать разъяснения касаемо территориальных рамок исследования, поскольку, говоря об Африке, мы подразумеваем так называемую Тропическую Африку, то есть не принимая во внимание страны региона MENA (MiddleEastand North Africa) – объединения Ближнего Востока и Магриба. Таким образом, в силу исторических, политических, культурных и языковых особенностей субрегион Северной Африки в данном исследовании не рассматривается. Обусловлено это также и тем, что Программа ООН по окружающей среде также рассматривает Северную Африку в совокупности со странами Ближнего Востока (как, например, в отчёте 2020 года «TheEnvironmentalChallengesintheMiddleEastandNorthAfricaRegionPaper» ), отделяя её от Восточной, Центральной, Западной и Южной Африки.
Следует также отметить, что рассмотрение и исследование сотрудничества Программы со странами Африки ограничены Республикой Кении и Федеративной Республикой Нигерии. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, определяющим фактором представляется главенство стран в их субрегионах. Так, Кения занимает первостепенную позицию в Восточной Африки и к тому же именно в столице Кении городе Найроби расположена штаб-квартира Программы ООН по окружающей среде, что подчеркивает значимость страны при изучении вопросов деятельности ЮНЕП. Нигерия также является центром Западной Африки и занимает ключевое положение в своём субрегионе. Кроме того, Нигерия является самой населенной страной континента и обладает крупнейшей экономикой Африки, что также определяет интерес данной страны для изучения. Также выбор Восточной и Западной Африки определён прежде всего на основе различий этих субрегионов, что позволяет рассмотреть деятельность ЮНЕП в разных условиях. Во-вторых, важную роль в выборе рассматриваемых стран сыграл официальный язык государств, так как и в Кении и в Нигерии одним из официальных языков является английский. Общность языка официальных документов, программ, официальных сайтов государственных структур и местных инициатив определяют доступность и понятность информации и дают возможность работать непосредственно с первоисточниками.
Цель данного исследования заключается в выявлении специфики инициатив Программы ООН по окружающей среде по взаимодействию с африканскими силами при решении экологических проблем в Кении и Нигерии.
Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
проанализировать нынешнюю экологическую ситуацию в Африке;
выделить ключевые экологические проблемы на Африканском континенте и их последствия;
рассмотреть осуществляемую деятельность ЮНЕП и региональных бюро Программы в субрегионах Африки;
обозначить наиболее остро стоящие экологические проблемы Кении и Нигерии;
рассмотреть экологическое законодательство, институциональное регулирование, инициативы НПО и гражданского общества Кении и Нигерии;
сравнить экологические инициативы Кении и Нигерии;
оценить эффективность деятельности ЮНЕП по борьбе с экологическими проблемами в Кении и Нигерии.
Методологическая основа исследования данной выпускной квалификационной работы представлена рядом социально-гуманитарных и специально-научных методов, которые являются наиболее подходящими для выполнения поставленных цели и задач, необходимых для изучения проблемы деятельности ЮНЕП в странах Африки и сотрудничества с их структурами.
Для выполнения поставленных задач в ходе написания работы применялся метод традиционного внутреннего анализа содержимого документов, использованный с целью выявления экологической повестки в текстах Конституций Кении и Нигерии, а также положений их экологических политик на основе национальной экологической политики Кении и национальной экологической политики Нигерии .
Ключевым использованным методом в работе является метод сравнительного анализа, примененный с целью установления признаков сходства и различия региональных экологических инициатив Кении и Нигерии. Задействованные структуры, законодательные органы и общественные инициативы являются объектами проводимого сравнительного анализа. Сравнение проводится на основе следующих критериев: 1. правовые основы экологических политик Кении и Нигерии; 2. институциональные особенности регулирования экологических вопросов; 3. первостепенные проблемы Кении и Нигерии, отраженные в программах действий локальных инициатив. Методика проведения анализа включает в себя сбор и описание фактов, выявление и представление тождества и различий инициатив, формирование взаимосвязи между элементами региональных структур. На основе полученного сопоставления фактов представляется возможным сделать вывод.
Степень научной разработанности темы
Вопросы, связанные с экологической повесткой и борьбой с глобальными экологическими проблемами, всё больше вызывают интерес у мирового научного сообщества. Однако на данный момент, даже при глобальности экологических проблем и возрастающем внимании к Африке, не так много работ посвящено деятельности ведущей глобальной природоохранной организации – Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде – непосредственно на Африканском континенте. Работы, касающиеся экологической обстановки в странах Африки, также зачастую не затрагивают взаимодействие с ЮНЕП: анализ данного направления деятельности Программы чаще представлен только в официальных отчетах ООН.
В контексте изучения региональных структур стран Африки по борьбе с экологическими проблемами, а именно структур Кении и Нигерии, анализ экологических инициатив данных стран строится на работах представителей нигерийского и кенийского научного сообщества, в рамках которых вопросы экологической проблематики широко изучаются. Так, изучением экологических проблем и региональных инициатив Нигерии занимаются представители университета Лагоса С. Уго и У. Укпере, представители университета Калабара С.Б. Бередуго и И.П. Мефора. Говоря о представителях Кении стоит отметить профессора и заведующего кафедрой международных исследований колледжа RhodesВанджалаНасонг’о, освещающего не только экологическую политику и практику Кении, но и взаимодействие кенийских структур с ЮНЕП.
Российское научное сообщество мало обеспокоено экологической ситуацией в Нигерии и Кении, но среди написанной литературы можно выделить труды Орума К., Елохина А.П., Ксенофонтова А.И. («Экологические и социально-экономические аспекты возможного развития атомной энергетики в Федеративной Республике Нигерия») и Ованесян Н. М., Цветковой С. Н., Осита Онах Кристиан («Механизм концессии как способ эффективного использования природно-ресурсного потенциала Республики Нигерия») .
Рассматривая научное сообщество города Санкт-Петербурга и в частности представителей Санкт-Петербургского государственного университета отметим, что на факультете международных отношений СПбГУ непосредственно вопросами экологической повестки занимается кандидат исторических наук и доцент кафедры мировой политики Андрей Алексеевич Алимов. В сферу его научных интересов входят социальная экология, экологическая политика, международное сотрудничество в области окружающей среды и развития, экологическая дипломатия, экологическое право. С 2006 г. под его руководством действует магистерская программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития». Вопросами, посвящёнными африканистике, активно занимается Николай Александрович Добронравин – доктор филологических наук и профессор кафедры мировой политики.
Источниковая база исследования включает в себя источники на русском и английском языках.
1. Ключевыми для настоящего исследования источниками стали отчёты, предоставляющие всеобъемлющие сведения об экологической ситуации на Африканском континенте, среди которых можно выделить глобальный ежегодный отчёт о климате от Всемирной метеорологической организации и общий отчёт ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ о состоянии продовольственной безопасности .
2. Официальные документы, которые составляют нормативно-правовую базу, в частности Конституция Кении , Конституция Федеративной Республики Нигерия , Закон 2007 года Нигерии об учреждении специального Национального агентства по положениям об экологических стандартах и обеспечению порядка (National Environmental Standards Regulations and Enforcement Agency, NESREA) и Закон об учреждении Национального органа по управлению окружающей среды (NationalEnvironmentManagementAuthority, NEMA).
3. Материалы, предоставляемые официальными сайтами местными региональными НПО и гражданскими инициативами Кении и Нигерии (например, региональная инициатива TheGreatGreenWallProgramme или Африканская молодежная инициатива по изменению климата (TheAfricanYouthInitiativeonClimateChange, AYICC) ).
4. Для изучения основных направлений деятельности ЮНЕП использовались статьи официального сайта Программы ООН по окружающей среде, в частности посвященные деятельности Программы в разных регионах Африки. Большую роль в выявлении экологических проблем континента, анализе деятельности ЮНЕП и рассмотрении перспектив оказало шестое издание доклада «Глобальная экологическая перспектива», представленное в ходе четвертой сессии Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде. При написании работы использовались также официальные резолюции и декларации.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения и тезисы данной выпускной квалификационной работы были представлены в статье автора Олейникова, А. Д. Саммит Россия – Африка. Перспективность диалога двух сторон / А. Д. Олейникова // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности: Сборник работ VIII международной студенческой научной конференции. — СПб.: Скифия-принт, 2020. — 454 с. – С. 213-220., опубликованной по результатам VIII Международной Студенческой Научной Конференции «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности», проведенной на базе Санкт-Петербургского государственного университета в октябре 2020 года.
Структура выпускной квалификационной работы выстраивается соответственно поставленным задачам и целью работы и содержит введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении работы, помимо структуры, обосновывается актуальность и новизна исследования, определяется предмет и объект, цель и задачи выпускной работы, обозначается методология исследования, а также даётся оценка степени научной разработанности проблемы и описывается источниковая база исследования.
Первая глава данного исследования освещает деятельность Программы ООН по окружающей среде в Африке. В первом параграфе, «Экологическая ситуация на Африканском континенте: зачем Африке нужен ЮНЕП?», раскрываются общие для африканских стран экологические проблемы и их негативное влияние на природные ресурсы, экономику, социальную жизнь и здоровье населения. Подчеркивается необходимость действий всего мирового сообщества по содействию странам Африканского континента в преодолении климатического кризиса и помощи по адаптации региона. Параграф «Особенности деятельности ЮНЕП в Африке» охватывает деятельность специализированных бюро ЮНЕП по деятельности в странах Африки, их задачи и программы, а также акцентирует внимание на сотрудничестве региональных бюро с местными организациями и гражданским обществом.
Вторая глава «Региональные инициативы стран Африки по борьбе с экологическими проблемами на примере Нигерии и Кении» посвящена экологическим проблемам, характерными для выбранных стран. В главе делается акцент на тех проблемах, которые стоят на повестке дня наиболее остро, рассматриваются региональный инициативы НПО и гражданского общества, а также даётся представление о правовой базе, регламентирующей экологические вопросы национальных политик Кении и Нигерии в параграфах 2.1 и 2.2. соответственно.
Третья глава «Оценка деятельности ЮНЕП и африканских региональных структур по борьбе с экологическими проблемами» содержит в себе основной блок аналитической части исследовательской работы. Помимо анализа региональных инициатив Кении и Нигерии, в главе также представлены рекомендации и меры по улучшению экологической ситуации в регионе и выхода из климатического кризиса. В параграфе 3.1. «Сравнение подходов стран региона по решению экологических проблем» представлен сравнительный анализ по разработанности нормативной базы, посвященной экологическим аспектам, а также даётся критическая оценка осуществляемым действиям выбранных африканских стран региона, отмечаются слабые места национальных экологических политик Кении и Нигерии. Данная аналитика требуется для понимания внутреннего положения дел в африканских странах и для наглядности необходимости деятельности Программы ООН по окружающей среде в данном регионе. Параграф 3.2. «Оценка деятельности ЮНЕП и африканских региональных структур по борьбе с экологическими проблемами» раскрывает совместные инициативы ЮНЕП и осуществляемые проекты совместно с местными структурами. В параграфе также отмечены слабые места проводимого сотрудничества.
В заключении подводятся итоги данного научного исследования и формулируются выводы.
Итак, проанализировав нынешнюю экологическую ситуацию на Африканском континенте, мы можем отметить, что, являясь одним из самых перспективных регионов мира, Африка действительно сталкивается с негативными последствиями климатических изменений и связанных с ними экологическими проблемами. Разрушительные тропические циклоны, засухи, аномалии с осадками – всё это стало новой реальностью для зависящих от климатических систем африканских обществ. Нынешняя экологическая ситуация в Африке сказывается на потерях урожайности, здоровье населения и экономической сфере. Данное исследование положения дел на континенте показало, что страны Тропической Африки действительно нуждаются в срочных действиях. Однако не все страны Африки обладают потенциалом адаптации к климатическим изменениям, к тому же правительства стран не всегда предпринимают действительно эффективные действия по решению экологических проблем.
В этом мы убедились на примере рассмотрения предпринимаемых шагов Кении и Нигерии по стабилизации климатического кризиса. Несмотря на включение экологических вопросов в повестку дня, введения экологических законов и учреждения соответствующих институтов, предпринимаемые действия всё ещё неэффективны для существенных положительных изменений. Особенно данное суждение характерно для Нигерии, где экологические проблемы только продолжают усугубляться. Среди причин неудач можно отметить игнорирование высокого уровня уязвимости местных общин, недостаточную информационную деятельность, пробелы в межведомственной коммуникации, устарелость базы данных и отсутствие оборудования для её обновлений, а также обобщённость рекомендаций по выходу из экологического кризиса. Сохраняющаяся нищета в отдельных районах также ограничивает способность адаптироваться к новым вызовам. Плохое неэффективное управление также является причиной имеющихся неудач.
Но вместе с тем, существующие пробелы в национальных экологических политиках стран могут обозначить те вопросы, в рамках которых может осуществляться сотрудничество с такими глобальными акторами, как Программа ООН по окружающей среде. Так, при анализе совместных проектов ЮНЕП и местных структур было обозначено, что сотрудничество в основном затрагивает аналитическую деятельность, проведение мониторинга и вынесения рекомендаций. Также поддерживаются проекты, касаемо наиболее острых экологических проблем, как, например, проекты по борьбе с обезлесением в Кении или по устранению разливов нефти в Нигерии. Осуществляется и помощь в формировании национальных планов действий, предпринимаются практические шаги по сохранению дикой природы, поддерживаются программы по содействию экологическому образованию, а также инициируются проекты по расширению доступных и открытых баз данных.
Сферы взаимодействия действительно разнообразны и наделены своей спецификой. Так, ввиду уникального расположения континента, которое обуславливает многообразие как окружающей среды, так и экологических проблем, деятельность ЮНЕП должна быть всеобъемлющей. Рассмотрев деятельность ЮНЕП и её региональных бюро можно отметить, что Программа активно сотрудничает с национальными правительствами, неправительственными организациями и гражданским обществом с целью достижения более действенного сотрудничества с учетом всех особенностей субрегионов.
Рассмотрев практическую деятельность Программы ООН по окружающей среде в Республике Кении и Федеративной Республике Нигерия и проанализировав ключевые программы ЮНЕП в субрегионах можно сделать вывод, что Программа адаптируется под первостепенные проблемы, принимая во внимание все особенности субрегионов, что несомненно говорит о дальновидности подхода взаимодействия. Особую силу деятельности, как мы видим, придает также тесной сотрудничество с правительством и официальными структурами.
Однако отмечается, что фактическую эффективность работы ЮНЕП оценить довольно трудно. Во многом деятельность Программы довольно выборочна и не распространяется на все сферы. Так, например, Программой активнее поддерживаются кенийские инициативы по содействию популяризации экологического образования, а не предлагаются новые инициативы по поддержанию подобных проектов в Нигерии, где ситуация действительно намного сложнее, как мы можем видеть из сравнения экологических инициатив этих двух стран. Представители научного сообщества также отмечают отсутствие мотивации обеспечить осуществление определенных мер и призвать к действиям конкретные политические группы. Во многом это связано с недостаточностью полномочий и ресурсов ЮНЕП для эффективной борьбы с экологическими вызовами по всему миру. Влияет здесь и превалирующая роль национальных правительств, которые не хотят идти на уступки и ставят свои интересы выше глобальной экологической ситуации. И хотя ЮНЕП является важным звеном в системе ООН, она не обладает такими же возможностями для обеспечения принятия мер правительством или ответственной компанией.
Оценивая эффективность существующих совместных инициатив можно отметить недостаточную результативность, ставшую характерной для многих проектов Программы ООН по окружающей среде. Конечно, как и практическая любая структура семьи ООН, Программа сталкивается с критикой по вопросу слабого финансирования, запутанной структуры и проблематичности оценки результатов деятельности. Критика деятельности ЮНЕП в Африке направлена также и на недостаток мотивации Программы в конкретных решительных действиях. Но несмотря на это, на сегодняшний день, являясь ключевым игроком в глобальных вопросах экологии, ЮНЕП действительно занимает особое место в решении проблем окружающей среды как в Африке, так и во всем мире.
1. Африка. Африканское бюро Программы ООН по окружающей среде // Программа ООН по окружающей среде URL: https://www.unenvironment.org/ru/regions/afrika (дата обращения: 20.03.2021)
2. Бедность, изменение климата и терроризм – главные угрозы африканскому континенту; ему нужна международная поддержка // Новости ООН URL: https://news.un.org/ru/story/2020/02/1372211 (дата обращения: 16.03.2021)
3. Нашествие пустынной саранчи: международное сообщество недооценивает масштабы катастрофы // Новости ООН URL: https://news.un.org/ru/story/2020/02/1372241 (дата обращения: 17.03.2021)
4. Топ-10 быстрорастущих стран по версии PwC // РБК, Экономика, 2015 URL: https://www.rbc.ru/photoreport/10/02/2015/54da14609a7947ea1ba6e795(дата обращения: 07.03.2021)
5. About Us: Sustainability and Environmental Innovation // Nigerian Environmental Society URL: https://www.nes.org.ng/page/about-us/(датаобращения: 25.05.2021)
6. About Vision 2030 // Vision 2030 URL: http://vision2030.go.ke/about-vision-2030/(датаобращения: 15.04.2021)
7. About WEP // Women Environmental Programme (WEP) URL: https://wepnigeria.net/index.php/brief-about-wep/(датаобращения:25.05.2021)
8. Africa Sand Dam Foundation // URL: https://www.asdfafrica.org/(датаобращения: 17.04.2021)
9. African Economic Outlook 2020 / African Development Bank Group – p. 191
10. Air quality in Kenya // IQAir URL: https://www.iqair.com/kenya(датаобращения: 07.04.2021)
11. Air quality regulations 2014 (Legal notice No. 34) // The Environmental Management And Co-Ordination (Air Quality) Regulations, 2014 URL: https://www.nema.go.ke/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=171(датаобращения: 11.04.2021)
12. Building Inclusive Green Economies in Africa Experience and Lessons Learned, 2010-2015 / United Nations Environment Programme – p. 8 URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Building_Inclusive_Green_Economies_In_Africa_UNEP.pdf(датаобращения: 21.03.2021)
13. Constitution of Kenya, 2010 // National Council for Law Reporting (Kenya Law), 2010 URL: http://kenyalaw.org/kl/index.php?id=398(датаобращения: 03.02.2021)
14. Constitution of the Federal Republic of Nigeria, 1999 // International Centre for Nigerian Law, 1999 URL: http://www.nigeria-law.org/ConstitutionOfTheFederalRepublicOfNigeria.htm(датаобращения: 03.02.2021)
15. Economic Pillar // Vision 2030 URL: http://vision2030.go.ke/economic-pillar/ (датаобращения: 15.05.2021)
16. Environmental Governance Update – October 2020 / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya URL: https://spark.adobe.com/page/YMcTxosemfSVJ/(датаобращения: 28.03.2021)
17. Environmental Management And Co-Ordination Act No. 8 of 1999 // National Council for Law Reporting URL: www.kenyalaw.org(датаобращения: 19.05.2021)
18. Food and Agricultural Organisation FAO 2016. The state of world fisheries and aquaculture 2016. Contributing to food security and nutrition for all / Food and Agricultural Organisation, Rome. – 200 pp.
19. Forests // Mount Kenya Trust URL: https://mountkenyatrust.org/forests/(датаобращения: 27.05.2021)
20. Global Annual to Decadal Climate Update / World Meteorological Organization – p. 16 URL: https://www.developmentaid.org/api/frontend/cms/file/2020/07/WMO_GADCU_2019.pdf(датаобращения: 20.03.2021)
21. High-level synthesis report of latest climate science information convened by the Science Advisory Group of the UN Climate Action Summit 2019 / United in Science – 28 p. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/30023/climsci.pdf(датаобращения: 17.03.2021)
22. How Africa will be affected by climate change // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-50726701(датаобращения: 17.03.2021)
23. International Monetary Fund. 2017. Seeking Sustainable Growth: Short-Term Recovery, Long-Term Challenges. Washington, DC, October.
24. Kenya // Water.org, non-profit organization URL: https://water.org/our-impact/where-we-work/kenya/(датаобращения: 17.04.2021)
25. Kenya Country Environmental Analysis // World Bank, 2019. – 157 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33949(датаобращения: 06.04.2021)
26. Kenya Environmental Information (KEIN) // National Environment Management Authority (NEMA) URL: https://www.nema.go.ke/index.php?option=com_content&view=article&id=46&Itemid=192(датаобращения: 26.05.2021)
27. Kenya Green University Network // UN Environment Programme URL: https://www.unep.org/ar/node/10732(датаобращения: 27.05.2021)
28. Kenya has lost nearly half its forests – time for the young to act // The Africa Report URL: https://www.theafricareport.com/16150/kenya-has-lost-nearly-half-its-forests-time-for-the-young-to-act/(датаобращения: 05.04.2021)
29. Kenya pollution: How air sensors are helping people fight pollution // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-50647465(датаобращения: 07.04.2021)
30. KENYA: The country will be the new hub for plastic waste produced in USA // Afrik 21 URL: https://www.afrik21.africa/en/kenya-the-country-will-be-the-new-hub-for-plastic-waste-produced-in-usa/(датаобращения: 07.04.2021)
31. Letter from the Executive Director. UNEP in 2020 / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya – p. 20 URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/34917/AN2020.pdf?sequence=3&isAllowed=y(датаобращения: 21.03.2021)
32. Madrid COP25: What does Africa want from the UN climate summit? // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-50712486(датаобращения:19.03.2021)
33. Malaria // The Global Heal Observatory, World Health Organization URL: https://www.who.int/gho/malaria/epidemic/deaths/en/(датаобращения: 17.03.2021)
34. National Energy Policy, 2014 // Ministry of Energy and Petroleum of Republic of Kenya – p. 147. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/policy-database/KENYA%29%20National%20Energy%20Policy%2C%202014.pdf(дата обращения: 14.05.2021)
35. National Environment Policy, 2013 // Ministry of Environment and Mineral Resources of Republic of Kenya URL: http://www.environment.go.ke/wp-content/uploads/2013/06/13-NEP-No-trackch-3.pdf(датаобращения: 03.02.2021)
36. National Environmental Standards and Regulations Enforcement Agency (Establishment) Act, 2007// Federal Republic of Nigeria Official Gazette URL: https://www.nesrea.gov.ng/wp-content/uploads/2020/04/NESREA-ACT.pdf(датаобращения: 04.05.2021)
37. National Oil Spill Detection and Response Agency (Establishment) Act 2006 // Federal Republic of Nigeria Official Gazette URL: https://environreview.com.ng/wp-content/uploads/2020/07/NOSDRA-ACT.pdf(датаобращения: 16.05.2021)
38. National Policy on the Environment, 1989 // National Environmental Standards And Regulations Enforcement Agency (NESREA), Nigeria URL: https://www.nesrea.gov.ng/wp-content/uploads/2017/09/National-Policy-on-Environment.pdf(датаобращения: 03.02.2021)
39. Nigeria Erosion and Watershed Management Project // Federal Ministry of Environment URL: https://environment.gov.ng/(датаобращения: 30.04.2021)
40. Nigeria Overview // The World Bank URL: https://www.worldbank.org/en/country/nigeria/overview(датаобращения: 17.04.2021)
41. Ogoniland's oil history // UN Environment Programme URL: https://www.unenvironment.org/explore-topics/disasters-conflicts/where-we-work/nigeria/ogonilands-oil-history(датаобращения: 06.05.2021)
42. Our work in Africa // UN Environment Programme URL: http://www.unep.org/regions/africa/our-work-africa(датаобращения: 09.03.2021)
43. Political Pillar // Vision 2030 URL: http://vision2030.go.ke/political-pillar/(датаобращения: 15.04.2021)
44. Population of Kenya (2021 and historical) // Worldometer - World Population URL: https://www.worldometers.info/world-population/kenya-population/#:~:text=The%20current%20population%20of%20Kenya,the%20latest%20United%20Nations%20data(датаобращения: 05.04.2021)
45. Population of Nigeria (2021 and historical) // Worldometer - World Population URL: https://www.worldometers.info/world-population/nigeria-population/ (датаобращения: 30.05.2021)
46. Promoting resources efficiency // UN Environment Programme URL: http://www.unep.org/regions/africa/regional-initiatives/promoting-resources-efficiency(датаобращения: 19.03.2021)
47. Protecting the forests of Mt. Kenya // UN Environment Programme URL: https://www.unep.org/news-and-stories/video/protecting-forests-mt-kenya(датаобращения: 27.05.2021)
48. Resources: Kenya // UN Environment Programme https://www.unep.org/resources?f%5B0%5D=country%3A240&f%5B1%5D=region%3A61(датаобращения: 27.05.2021)
49. Resources: Nigeria // UN Environment Programme https://www.unep.org/resources?f%5B0%5D=country%3A253&f%5B1%5D=region%3A61(датаобращения: 27.05.2021)
50. State of Forests in Kenya // WWF-Kenya URL: https://www.wwfkenya.org/keep_kenya_breathing_/state_of_forest_in_kenya/(датаобращения 05.04.2021)
51. State of Global Air 2019. Special Report / Health Effects Institute. 2020. Boston – p. 22 URL: https://www.stateofglobalair.org/(датаобращения: 07.04.2021)
52. The African Youth Initiative on Climate Change (AYICC) // URL: http://ayicc.africa/(датаобращения: 17.04.2021)
53. The Environmental Challenges in the Middle East and North Africa Region Paper / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya – p. 10 URL: https://www.unep.org/resources/publication/environmental-challenges-middle-east-and-north-africa-region-paper(датаобращения: 30.04.2021)
54. The Great Green Wall Programme // Federal Ministry of Environment URL: https://environment.gov.ng/(датаобращения: 30.04.2021)
55. The Green Belt Movement. Reforestation In Kenya // Womenaid International URL: http://www.womenaid.org/press/info/development/greenbeltproject.html(датаобращения: 30.04.2021)
56. The National Solid Waste Management Strategy // National Environment Management Authority, Kenya (NEMA) – p. 85 URL: https://www.nema.go.ke/images/Docs/Media%20centre/Publication/National%20Solid%20Waste%20Management%20Strategy%20.pdf(датаобращения: 12.04.2021)
57. The Nobel Peace Prize // The Green Belt Movement URL: https://www.greenbeltmovement.org/wangari-maathai/the-nobel-peace-prize(датаобращения: 30.04.2021)
58. The State of Food Security and Nutrition in the World 2019. Safeguarding against economic slowdowns and downturns / FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO, p. 212 URL: https://www.who.int/nutrition/publications/foodsecurity/state-food-security-nutrition-2019-en.pdf?ua=1(датаобращения: 20.03.2021)
59. Tree cover loss in Kenya // Global Forest Watch URL: www.globalforestwatch.org.(датаобращения: 05.04.2021)
60. Tree Planting and Water Harvesting // The Green Belt Movement URL: https://www.greenbeltmovement.org/what-we-do/tree-planting-for-watersheds(датаобращения: 30.04.2021)
61. UN Environment in South Africa // UN Environment Programme URL: https://www.unenvironment.org/regions/africa/our-work-africa/un-environment-south-africa(дата обращения: 20.03.2021)
62. UN Environment in West Africa // UN Environment Programme URL: https://www.unenvironment.org/regions/africa/our-work-africa/un-environment-west-africa(дата обращения: 20.03.2021)
63. UN Environment joins campaign to green Kenya // UN Environment Programme URL:https://www.unep.org/news-and-stories/press-release/un-environment-joins-campaign-green-kenya(датаобращения: 25.05.2021)
64. UNEP 2011. Environmental Assessment of Ogoniland Africa / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya – p. 257 – p.53. URL: https://postconflict.unep.ch/publications/OEA/UNEP_OEA.pdf(датаобращения: 06.05.2021)
65. UNEP 2016. GEO-6 Regional Assessment for Africa / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya – p. 206 – p. 18 URL: http://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/7595/GEO_Africa_201611.pdf?sequence=1&isAllowed=y(датаобращения: 09.03.2021)
66. UNEP helps to manage chemical waste in Africa, Caribbean and Pacific // UN Environment Programme URL: https://www.unep.org/news-and-stories/story/unep-helps-manage-chemical-waste-africa-caribbean-and-pacific(датаобращения: 29.03.2021)
67. UNEP Ogoniland Oil Assessment Reveals Extent of Environmental Contamination and Threats to Human Health // UN Environment Programme URL: https://www.unep.org/news-and-stories/story/unep-ogoniland-oil-assessment-reveals-extent-environmental-contamination-and (датаобращения: 27.05.2021)
68. Used Vehicles and the Environment. Global Overview of Used Light Vehicles – Flow, Scale and Regulation / United Nations Environment Programme, Nairobi, Kenya – p. 97 URL: https://www.unep.org/resources/report/global-trade-used-vehicles-report(датаобращения: 21.03.2021)
69. Water Crisis In Kenya 2019 – Causes, Effects And Solutions // LOTUS AFRICA LTD URL: http://lotus.co.ke/water-crisis-in-kenya-causes-effects-solutions/(датаобращения: 07.04.2021)
70. Water quality Regulations, 2006 (Legal notice No. 121) // Environmental Management And Co-Ordination (Water Quality) Regulations, 2006 URL: https://www.nema.go.ke/index.php?option=com_content&view=article&id=28&Itemid=168(датаобращения: 10.04.2021)
71. Water, Sanitation and Hygiene: Improving children’s access to water, sanitation and hygiene // UNICEF URL: https://www.unicef.org/kenya/water-sanitation-and-hygiene(датаобращения: 07.04.2021)
72. Where we work: Nigeria // UN Environment ProgrammeURL:https://www.unep.org/explore-topics/disasters-conflicts/where-we-work/nigeria(датаобращения: 27.05.2021)
73. WildforLife // URL: https://wildfor.life/the-campaign(датаобращения: 27.05.2021)
Списоклитературы
1. Кочофа, А. Г. На пороге Африканского чуда / Кочофа, А. Г. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/sammit-rossiya-afrika-novaya-era-sotrudnichestva/ (дата обращения: 09.03.2021)
2. Ованесян Н. М., Цветкова С. Н., Осита О. К. Механизм концессии как способ эффективного использования природно-ресурсного потенциала Республики Нигерия // Экономика и экология территориальных образований. – 2018. №4. – С.1-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-kontsessii-kak-sposob-effektivnogo-ispolzovaniya-prirodno-resursnogo-potentsiala-respubliki-nigeriya(дата обращения: 04.05.2021)
3. Олейникова, А. Д. Саммит Россия – Африка. Перспективность диалога двух сторон / А. Д. Олейникова // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности: Сборник работ VIII международной студенческой научной конференции. — СПб.: Скифия-принт, 2020. — 454 с. – С. 213-220.
4. Орумо К., Елохин А.П., Ксенофонтов А.И. Экологические и социально-экономические аспекты возможного развития атомной энергетики в Федеративной Республике Нигерия // Глобальная ядерная безопасность. – 2019. №4 (33). – С.1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-aspekty-vozmozhnogo-razvitiya-atomnoy-energetiki-v-federativnoy-respublike-nigeriya(дата обращения: 04.05.2021)
5. Africa. In: Climate Change 2014: Impacts, Adaptation, and Vulnerability / I. Niang, O. C. Ruppel [et al.] – Cambridge University Press, Cambridge, United Kingdom and New York, NY, USA, pp. 1199-1265 URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/WGIIAR5-Chap22_FINAL.pdf(датаобращения: 20.03.2021)
6. Akamabe, U.B.Kpae, G. A Critique on Nigeria National Policy on Environment: Reasons for Policy Review / U.B. Akamabe, G. Kpae // IIARD International Journal of Geography and Environmental Management. – 2017. №3. – P.22-36. URL: https://iiardpub.org/get/IJGEM/VOL.%203%20NO.%203%202017/A%20Critique%20on%20Nigeria.pdf(дата обращения: 21.05.2021)
7. Babalola, A. The Right to a Clean Environment in Nigeria: A Fundamental Right? / A. Babalola // Hastings Environmental Law Journal. – 2020. №1 – P.3-14. URL: https://repository.uchastings.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1576&context=hastings_environmental_law_journal(дата обращения: 17.05.2021)
8. Beredugo, S. B. Mefor I. P. The Impact of Environmental Accounting and Reporting on Sustainable Development in Nigeria / S. B. Beredugo, I. P. Mefor // Research Journal of Finance and Accounting. - 2012. № 7. P. 55-64.
9. deSouza, P. Air pollution in Kenya: a review / Air QualAtmos Health 13, 2020. – 1487–1495 p. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11869-020-00902-x#citeas(датаобращения: 06.04.2021)
10. Impacts of Environmental Change on Fish Production in Egypt and Nigeria: Technical Characteristics and Practice / W. Leal Filho [et al.] – African Handbook of Climate Change Adaptation. Springer, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-42091-8_153-1(датаобращения: 06.05.2021)
11. Isife, C. T. Environmental problems in Nigeria – a review / C. T. Isife // Sustainable Human Development Review. - 2012. №4. – P.21-38. URL: https://www.researchgate.net/publication/319448956_ENVIRONMENTAL_PROBLEMS_IN_NIGERIA-A_REVIEW(дата обращения: 05.05.2021)
12. Kankara, A.I. Examining Environmental Policies and Laws in Nigeria / A.I. Kankara // International Journal of Environmental Engineering and Management. – 2013. №3. – P.165-170. URL: https://www.ripublication.com/ijeem_spl/ijeemv4n3_02.pdf(дата обращения: 21.05.2021)
13. Kappelle, M. State of the Climate in Africa 2019 / Kappelle, M – p. 34 URL: https://www.researchgate.net/publication/344898712_State_of_the_Climate_in_Africa_2019(датаобращения: 20.03.2021)
14. Kogo, B. K. Impact of Land Use/Cover Changes on Soil Erosion in Western Kenya / Kogo, B. K. - Sustainability 2020, 12. – 17 p.
15. Nasong'o, W. Environmental Policy and Practice in Kenya: Between Cornucopians and Neo-Malthusians / W. Nasong'o // The International Journal on Green Growth and development. - 2017. P.1-19.
16. Nwauzi, L. O.Amadi, F. C. Protection Of Environment In Nigeria Under The 1999 Constitution / L. O. Nwauzi, F. C. Amadi, // 2019. – P.1-12. URL: https://www.researchgate.net/publication/339352181_PROTECTION_OF_ENVIRONMENT_IN_NIGERIA_UNDER_THE_1999_CONSTITUTION_By#pf8(дата обращения: 16.05.2021)
17. Ongugo PO, 2014. A review of Kenya’s national policies relevant to climate change adaptation and mitigation: Insights from Mount Elgon / P.O. Ongugo [et al.] - Working Paper 155. Bogor, Indonesia: CIFOR, 2014. – 28 p. URL: https://www.cifor.org/publications/pdf_files/WPapers/WP155Russell.pdf(датаобращения: 07.04.2021)
18. Onyenekenwa, C. Eneh.Agbazue, V.C. Protection of Nigeria’s Environment: A Critical Policy Review / C. EnehOnyenekenwa, V.C. Agbazue // Journal of Environmental Science and Technology. – 2011. №4 (5). – P.490-497. URL: https://www.researchgate.net/publication/279538728_Protection_of_Nigeria's_Environment_A_Critical_Policy_Review(дата обращения: 21.05.2021)
19. Ugoh, S. Ukpere, W. Environmental Policy in Nigeria: Paradox of Niger Delta Sustainable Development / S. Ugoh, W. Ukpere // Journal of Human Ecology. – 2012. № 37. P.151-158.