Введение. 3
1. Образ в культуре: проблема понимания Другого. . 6
1.1. Образ-стереотип. 6
1.2. Италия глазами немцев: от Средневековья до Гёте 15
1.3. Влияние мировых войн на образ Италии. 26
2. Трансформация образа Другого в 50-х годах XX века…………...33
2.1. Отношения Италии и Германии в послевоенный период. . 33
2.2. Основные элементы образа Италии. 38
2.3. Исполнители шлягеров как носители образа Другого 54
Заключение. 58
Список литературы. 60
Одной из интереснейших тенденций в развитии гуманитарных наук в ХХ веке выступает интерес к феноменам повседневной жизни, к явлениям массовой культуры. «Итальянские шлягеры» особое направление в массовой культуре 1950-х годов. Казалось бы, шлягеры «мелки», они не могут соперничать с произведениями Скарлатти или Вагнера, однако роль, сыгранную ими в жизни населения Германии, нельзя недооценивать.
Итальянские шлягеры появились в критический для немецкого государства и его жителей период: страна была разделена, культивируемая на протяжении нескольких десятилетий идея «великого германского Духа» рухнула. Образовалось «поколение развалин»: люди без крыши над головой и порядка в голове. И если на территории Восточной Германии населению была навязана готовая идеологическая конструкция, то на Западной территории был своего рода идеологический и мировоззренческий провал. Потеря самоидентичности могла иметь для западной части страны самые гибельные последствия. Одним из способов преодоления духовного кризиса немецкого Я стало обращение к единственному Другому, который был готов вступить с ним в диалог. Этим Другим оказалась Италия. На протяжении истории развития этих государств возникло множество социальных, культурных контактов, обеспечивших им особое восприятие друг друга. Тесное взаимодействие обусловило возникновение как укоренившихся в немецком сознании стереотипов, так и, подверженных влиянию обстоятельств, многочисленных образов, связанных с Италией. В кризисный период 1950-х годов произошла стереотипизация итальянского образа. Страна стала восприниматься в качестве набора определённого вида клише.
Главной причиной этого явления стали итальянские шлягеры избранное немецкими средствами массовой информации средство модулирования общественного сознания с целью упростить восстановление контакта немецкого Я с Другим. Образы, использованные в текстах песен, отличались яркостью, броскостью, привлекательностью и понятностью, так что без труда закреплялись в умах немцев, поощряя их отправиться в путешествие на встречу с Другим, и, неосознанно, с собой.
К сожалению, эта важная для понимания культуры Германии тема до сих пор слабо изучена в научной литературе и практически не освещена в отечественных исследованиях.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование процесса становления стереотипного образа Италии в немецком сознании и культуре 50-х годов XX в. Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:
1. Дать определение понятиям образ и стереотип и определить их соотношение.
2. Рассмотреть феномен взаимодействия Я-Чужой и его стереотипную основу.
3. Выявить историческую обусловленность образа Италии в немецкой культуре.
4. Выделить основные компоненты образа Италии как Другого, складывавшиеся в немецком сознании на протяжении XVIII, XIX и XX веков.
5. Проанализировать тексты «итальянских шлягеров» и определить стереотипы, задействованные в создании образа Италии в период 1950-1960 гг.
6. Определить значение роли исполнителя шлягера, как носителя образа Другого
Объектом исследования является образ Италии, который как результат рефлексии был зафиксирован в письменном виде в воспоминаниях, путевых заметках (XVIII-XIX в. в) и текстах непосредственно самих итальянских шлягеров (XX в.).
Более сорока композиций, относящихся к типу «итальянских шлягеров, созданных в период 1950-1960 г.г , послужили предметом исследования.
Методологической основой исследования являются труды Ю.М Лотмана, У.Эко, Ж.-П. Сартра, П.С Гуревича, Р.Барта, М.Фуко.
Поскольку в процессе работы нами не было выявлено ни одного отечественного источника, освещающего проблематику «итальянских шлягеров», то для исследования были привлечены источники на немецком языке, главным образом книга «Till Manning: Die Italiengeneration» (Тиль Маннинг: Итальянское поколение), «A.W. Herkendell Wenn bei Capri die rote Sonne- Das deutsche Italienbild der 50er und 60er Jahre» (А.В. Херкенделл «Когда на Капри красное Солнце…» Немецкое восприятие Италии 1950- 60-х годов), а также каталог выставки «Wenn bei Capri die rote Sonne. Die Italiensehnsucht der Deutschen im 20. Jahrhundert»( Когда на Капри красное Солнце. Немецкая «тоска по Италии» ХХ в.), прошедшей в немецком городе Хайдельберг в 1997 г. и данные онлайн-музея Lebendiges Museum Online (Оживший Музей Онлайн).
Кроме этого был произведён анализ книги «Путешествие по Италии» И.В. Гёте и картины «Германия и Италия» кисти Фридриха Овербека с целью выявления характерных черт образа Италии, в работах наиболее видных фигур немецкой культуры XIX в.
Работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка литературы, включающего более 30 работ на русском и немецком языках и Интернет-источники.
Проведённое исследование позволяет утверждать, что «итальянские шлягеры», за счёт формирования образа положительно коннотируемого Другого, готового к взаимодействию, сыграли немаловажную роль в преодолении немцами послевоенного духовного кризиса и способствовали предотвращению тотальной культурной и социальной изоляции Германии.
Целью работы являлся анализ процесса становления образа Италии, как диаметрально противоположного, однако близкого Другого.
Для осуществления данной цели, в начале работы был произведён подробный разбор понятий Образ, Стереотип, Другой, как обладающих особой важностью для нашего исследования.
Мы определили, что образ, в отличие от стереотипа индивидуален и наделён большей изменчивостью, пластичностью. Стереотип же, являясь по сути своей ярко эмоционально окрашенным образом, имеет более простую структуру и присущ коллективному сознанию.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе исторически обусловленного многоуровневого взаимодействия, в немецком сознании укоренился определённый образ Италии, отмеченный характерными, выражающими наиболее яркие особенности менталитета страны, стереотипами. Подобные стереотипы формировали восприятие Италии как принципиально отличного от немецкого, настроенного, однако дружелюбно, Другого. На протяжении бесконфликтного периода истории, образ Другого расширялся, дополняясь новыми чертами, обзаводясь новыми коннотациями, однако в кризисные моменты, в целях упрощения взаимодействия, происходила его стереотипизация. Основные черты образа Италии были получены благодаря многочисленным путешествиям рядовых немцев, но закреплялись они в массовом сознании по средствам отражения наиболее выразительных черт образа в работах выдающихся деятелей искусства. Иоганн Вольфганг Гёте фигура, безусловно, знаковая для немецкой культуры в своём «Итальянском путешествии» сделал неоценимый вклад в формирование образа Другого. На протяжении двух лет фиксировал он особенности итальянской нации, акцентируя внимание на отличности её от немецкого народа. Традиция подчеркивания другости Италии, и в то же время, подтверждение её положения как Друга продолжил Фридрих Овербек в своей картине «Италия и Германия».
Мировые войны стали причиной нивелирования подобного образа. Однако, в 1950-е года прошлого века, когда Германия пребывала в экономическом и культурном кризисе, возникла необходимость возвращения Другого в целях восстановления немцами самоидентификации после краха гитлеровской идеи «превосходства германской нации».
Задача конституировать стереотипный образ Италии средствами массовой информации была возложена на «итальянские шлягеры». По средствам музыки и текста шлягеров должно было произойти укрепление новой модели восприятия Другого, послужившее бы позитивному отношению к Другой культуре, налаживанию межкультурной коммуникации.
Шлягеры «поднимали» из глубин культурной памяти ярчайшие стереотипы, наиболее надёжные образы и апеллировали к ним. Такие стереотипные черты как восхитительная природа, атмосфера любви, царящей в любое время суток во всех сферах жизни, потрясающая кухня не являлись «глубокими» образами, однако вызывали так называемую «тоску по Италии».
В целом, образ страны, конструируемый популярной музыкой, напоминал благословенный край, где можно было укрыться от всех проблем. Немцам, которые стремились отдохнуть после поражения и наиболее тяжёлых, первых послевоенных лет, такой беззаботный, идеализированный Другой представлялся вновь Другом и настоящей милостью Небес. Германия, выйдя из состояния замкнутости на себе, потянулась к Италии.
Шлягеры генерировали социальные и культурные стратегии поведения Другого. Они облегчали процесс установления контакта: привнося в немецкие тексты итальянские слова приветствия, прощания, комплименты и названия наиболее распространённых блюд, снабжая будущих путешественников минимальным словарным запасом.
Исполнители итальянских шлягеров, наделённые, преимущественно, итальянским типом внешности, исполняли свои произведения на немецком языке. Таким образом, они способствовали созданию впечатления о итальянцах как о «своих Других», не вызывавщих у немцев настороженности или неприязни.
Благодаря «работе» итальянских шлягеров коммуникация немцев с Другим была максимально упрощена, что способствовало её эффективности. Вступив в активный контакт с Италией в 50-х годах, Германия сделала первый шаг к общеевропейской социализации в 60-х годах и возвращению на мировую культурную, политическую и экономическую арены.
Итак, на основании анализа шлягеров в работе соотносились понятия образа и стереотипа, их связь в культуре, обусловленная восприятием Другого как культуры- рецепиента не являющейся принципиально чуждой, но выступающей в качестве инструмента самоидентификации. В ходе рассмотрения основных этапов становления образа Италии в культуре Германии, мы определили устойчивые черты образа и культурно-историческую обусловленность его становления. Анализ текстов шлягеров послужил материалом для выявления устойчивых черт образа Италии и их преобразования в стереотипы восприятия. В ходе работы была выявлена роль шлягеров как средства формирования общественного сознания, определившего представление как о собственной культуре (что способствовало процессу самоидентификации), так и о культуре Другого (что обеспечило налаживание межкультурной коммуникации и преодоление Германией духовного кризиса). Таковы основные выводы исследования.
1. Гете, И. В. Итальянское путешествие (перевод [с нем.] Н. А. Холодковского). - Москва: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2013.
2. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Вып. 3., 2012.
3. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
4. Линтнер В. Италия. История страны. - М: Эксмо; Мидгард., 2007.
5. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Общественное мнение, 2004.
6. Лессер Й. Третий рейх: символы злодейства. История нацизма в Германии. 1933-1945-М: Центрполиграф., 2010.
7. Михайлов М. Л. Сочинения в трёх томах / Под общей редакцией Б. П. Козьмина. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
8. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПБ.: Наука, 2001.
9. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры .- М.: Красанд, 2011.
10. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии, 1992.
11. Andreas W. Carl August von Weimar Ein Leben mit Goethe 1757 – 1783., -Stuttgart, Gustav Kilpper Verlag, 1963.
12. Andreas W. Goethes Flucht nach Italien, Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 1961.
13. Andreas W. Herkendell Wenn bei Capri die rote Sonne ... - Das deutsche Italienbild der 50er und 60er Jahre"; - Seelze: Friedrich Verlag, 1997.
14. Bericht der von den Außenministern der Bundesrepublik Deutschland und der Italienische Republik am 28.3.2009 eingesetzten Deutsch-Italienischen Historkerkommission. "Der Deutsch-italienische Kutluraustausch in der Schlagerwelt der 50er und 60er Jahre"; Frankfurt/M.: Diesterweg, 1996.
15. Kayser D. Schlager. Das Lied als Ware. Untersuchungen zu einer Kategorie der Illusionsindustrie. 2. Aufl. Stuttgart,1976.
16. Kindler G., Lippka R., Siebenmorgen H. Wenn bei Capri die rote Sonne . . . Die Italiensehnsucht der Deutschen im 20. Jahrhundert. Sondereinband – Heidelberg, 1997.
17. Hobsch M.: Liebe, Tanz und 1000 Schlagerfilme,- Berlin, 1998.
18. Reichardt S. Faschistische Kampfbünde. Gewalt und Gemeinschaft im italienischen Squadrismus und in der deutschen SA-Köln: Auflage, 2009.
19. Manning Till. Die Italiengeneration. Stilbildung durch Massentourismus in den 1950er und 1960er Jahren- Göttingen: Wallstein Verlag, 2011.
20. Petrillo P.E. Der Riss. –Merano: Alphabeta Verlag, 2016,
21. Schweikle. L., Schweikle I. Metzler-Literatur-Lexikon- Begriffe und Definitionen - Stuttgart : Metzler, 1990.
22. Schmied W., Buddensieg T., Franzke A., Grasskamp W. Harenberg Museum der Malerei. 525 Meisterwerke aus sieben Jahrhunderten. — Dortmund: Harenberg Lexikon Verlag, 1999.
23. Badde P. Für Landser waren Italiener ein Schweinvolk [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.welt.de/geschichte/zweiter-weltkrieg/article112126555/Fuer-Landser-waren-Italiener-ein-Schweinevolk.html (25.03.2017)
24. Breiteneicher W. Caterina Valente feiert 85 Geburtstag [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schlagerplanet.com/news/aktuelle-nachrichten/caterina-valente-feiert-85-geburtstag_n7879.html (08.02.2017)
25. Das online-portal zu den historischen Themen unserer Zeit „Zukunft braucht Erinnerung“ Deutsch-Italienische Beziehungen: http://www.zukunft-braucht-erinnerung.de/deutsch-italienische-beziehungen-1937-1943. (27.02.2017)
26. Der Spiegel Online Achse Berlin-Rom : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/einestages/kalenderblatt-25-10-1936-a-948602.html (26.03.2017)
27. Der Spiegel Online Stimme wie ein Instrument [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-31969825.html 02.03.2017
28. Die Pinakotheken : ITALIA UND GERMANIA https://www.pinakothek.de/kunst/meisterwerk/friedrich-overbeck/italia-und-germania (19.03.2017)
29. Frühauf R. Erhabene Freundschaft und friedlicher Dialog [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.epochtimes.de/feuilleton/kultur/erhabene-freundschaft-und-friedlicher-dialog-a558144.html (25.03.2017)
30. Geppert D. Vom „Verbündeten“ zum „Verräter“: Die italienischen Militärinternierten 1943 bis 1945. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lernen-aus-der-geschichte.de/Lernen-und-Lehren/content/11496 (15.03.2017)
31. Lebendiges Museum Online Die Achse Berlin-Rom: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dhm.de/lemo/kapitel/ns-regime/aussenpolitik/achse-berlin-rom.html
32. Lebendiges Museum Online: Die deutsch-italienischen Beziehungen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dhm.de/lemo/kapitel/ns-regime/aussenpolitik/die-deutsch-italienischen-beziehungen.html
33. Schuster U. Sulamith und Maria oder Italia und Germania [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kunstunterricht.de/kusem/lk/over/over.htm (14.04.2017)