ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ................5
1.1 Метод оценки на основе активов
1.2 Метод оценки текущей стоимости доходов
1.2.1 Теория внутренней стоимости бизнеса
1.2.2 Метод оценки приведенной стоимости корпоративного дохода
1.2.3 Проблемы и сферы применения метода внутренней стоимости бизнеса...........19
1.3 Метод сопоставимых компаний
1.3.1 Теория эффективности рынка
1.3.2 Конкретные меры метод сопоставимых компаний
1.3.3 Применимость метода сопоставимых компаний
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НОВЫХ АКЦИЙ В КИТАЕ
2.1 Система IPO в Китае и ее спрос на оценку новых акций
2.1.1 Изменения в системе IPO в Китае
2.1.2 Влияние системы выпуска акций на эффективность ценообразования
2.1.3 Изменения системы выпуск и оценки новых акций в Китае
2.2 Метод оценки стоимости размещения IPO в Китае
2.3 Эффективность методов оценки в ценообразовании IPO
2.3.1 Измерение эффективности метода оценки стоимости в IPO.
2.3.2 Причина неэффективности результатов оценки IPO в Китае
2.3.2.1Факторы недооценки новых акций
2.3.2.2 Многомерная регрессионная модель для недооценки новых акций..........50
2.3.2.3 Эмпирические результаты
ГЛАВА III. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СТОИМОСТИ ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ IPO КИТАЯ
3.1 Дефекты существующих моделей оценок стоимости в Китае
3.2 Факторы, влияющие на цены акций
3.2.1 Систематический риск
3.2.2 Несистематический риск
3.2.3 Структура рисков фондового рынка Китая
3.3 Построение модели оценки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Оценка стоимости компании при выходе на IPO — необходимая мера. Она играет важную роль в ценообразовании эмитируемых акций. Из-за позднего развития научных исследований проблем оценки стоимости в Китае, глубоких теоретических публикаций не много. Поэтому и практический уровень недостаточно высокий, а механизм китайского фондового рынка в оценке стоимости акций компании, выходящей на IPO, далёк от совершенства. В течение длительного времени Цена акции не может отражать стоимость акций, оценка компании не полностью функционирует в ценообразовании IPO. Из-за дефектов в методах оценки IPO в Китае, данная ВКР, которая на основе анализа факторов, влияющих на цену акций, создает модели многофакторной для оценки акций, и проверит эти модели. Оценка является основой способности формировать рациональный выбор инвестиций, является одним из средств развития фондового рынка Китая.
Цель работы. Выявить наиболее эффективные методы оценки стоимости компаний при их выходе IPO, для фондового рынка Китая.
Задачи исследования.
Для достижения этой цели, предполагается решить следующие задачи:
● Оценить стоимость IPO при первичном размещении.
●Определить пределы применения методов оценки IPO, и оценить их эффективность в Китае.
●Представить информацию о первичных публичных размещениях, проведенных китайскими компаниями с 2014 по 2016 гг.;
● Предложить многофакторную модель оценки стоимости компании при её выходе на IPO как наиболее применимую в Китае.
Объект исследования. Процессы IPO на рынке ценных бумаг Китая.
Предмет исследования. Оценка IPO на рынке ценных бумаг Китая.
Новизна ВКР. Построение модели оценки IPO, эффективно применимой в Китае.
Структура и объем диссертации. Магистерская ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена критическому анализу теорий и методам оценки стоимости предприятия. В первой главе также представлены выявленные ограничения и условия использования указанных теорий и моделей оценки. Во второй главе определены и проанализированы особенности оценки стоимости предприятий при их выходе на IPO в Китае. В третьей главе представлена авторская модель оценки стоимости компании при её выходе на IPO в Китае.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Существуют 4 метода оценки стоимости компании для целей IPO в Китае: метод оценки на основе активов, метод оценки текущей стоимости доходов, метод сопоставимых компаний и оценка стоимости компании с помощью реальных опционов.
2. Установлено, что метод оценки на основе активов применим только к предприятиям с низкой прибылью или низкой доходностью, и неприменим в Китае к оценке новых эмитируемых акций публичных компаний.
3. В Китае редко используется метод ценообразования опционов. Метод внутренней стоимости очень подходит для оценки инвестиций в Китае, однако точность его оценки зависит от точности прогноза будущих доходов.
4. Метод сопоставимой компании легко применять, но поскольку в данном случае используется только один фактор для определения стоимость акций, неизбежны, ошибки, поскольку велика вероятность пропустить необходимую и важную информацию.
5. На основе анализа статистических данных о различных методах оценки акций при выходе на IPO установлено, что чаще других применяются в Китае метод P / E и метод дисконтирования денежных потоков.
6. Эмпирический анализ установленной автором в третьей главе модели мультифакторного ценообразования, показывает, что: прибыль на акцию, чистые активы, приходящиеся на акцию, доходность чистых активов, рентабельность в промышленности, индекс цен на вторичном рынке, доля акций в свободном обращении, активы и обязательства, эти факторы оказывают значительное влияние на цены акций.
7. Однако такие факторы, как соотношение активов и обязательств и объём выпуска, оказывают значительное влияние на цены акций компании, выходящей на IPO, в то время как репутация андеррайтеров и рост основного бизнеса не оказывают на них существенного влияния.
8. Автором ВКР предложена собственная модель оценки стоимости компании в Китае при её выходе на IPO. Предлагаемая автором ВКР модель заключается в том, что:
Y = α + β1EPS + β2BV + β3SOC + β4ROE + β5IOE + β6ROI + β7LR + β8LN (SZ) + β9RP + β10DX.
В том числе:
Y: цена акций, выраженная в качестве цены закрытия новой компании в первый день листинговой компании;
α: Когда все независимые переменные равны 0, среднее значение Y;
β1 - β10: Коэффициент частичной регрессии, измерьте влияние независимой переменной на зависимую переменную;
EPS: прибыль на акцию, чистая прибыль за год до выпуска / общий выпущенный акционерный капитал;
BV: чистая балансовая стоимость на акцию, предварительно выпущенные аудированные чистые активы / общий выпущенный акционерный капитал;
SOC: отношение активов и обязательств, отношение активов и обязательств, определяемое аудитом;
ROE: рентабельность чистых активов, чистая прибыль за год до выпуска / чистые активы в конце прошлого года;
IOE: темпы роста основного дохода от бизнеса, среднегодовые темпы роста доходов от предпринимательской деятельности за два года до выпуска;
ROI: норма прибыли отрасли;
LR: отношение торгуемых акций, отношение торгуемых акций к сумме собственного капитала;
SZ: Этот новый размер выпуска акций равен объему выпуска по цене выпуска.
RP: репутация ведущего андеррайтера;
DX: Индекс фондового рынка на дату выпуска.
Прибыль на акцию, чистая балансовая стоимость на акцию, рентабельность чистых активов, темпы роста основного дохода бизнеса, норма прибыли компании, репутация ведущего андеррайтера, индекс акций на дату выпуска и другие показатели положительно связаны с цена на акции, поэтому β1, β2, β4, β5, β6, β9 и β10 больше нуля, тогда как активы и обязательства, доля акций в обращении, размер выпуска новых акций и другие показатели отрицательно коррелирует с ценой акций, поэтому β3, β7 и β8 являются коэффициентами, меньшими нуля.
1. «Финансовый менеджмент: теория и практика»- Ковалев В.В. - Учебник, Издательство: «Проспект» , 2007
2. Financial Analysis and Valuation Assessment of Enterprises. Пресс Университета Цинхуа. 2011-05-01
3. «Какой метод оценки активов мы должны использовать».Лю Юпинг. <Обзор экономических исследований> 2010 год №.4
4. «Оценка стоимости», JIN Yonghong, Пекин,Пресса Университета Цинхуа 2004, стр.210
5. «Достижения и недостатки теории ММ»,Сюй Гуанде, Юго-западный университет финансов и бухгалтерского учета, 2012-08-02
6. «Исследования по совершенствованию модели остаточного дохода на основе мультипликатора P / B», Ли Гуанмин, Beijing Zhongqi Hua Assets Assessment Co., Ltd. 20100804
7. «Эмпирическое испытание модели оценки Фирсона-Олсона»,Сюй Хунцзюнь, Журнал Технологического университета Аньхой, 201307
8. Фазы жизненного цикла изделий и планирование гибкого развития предприятия. Самочкин В.Н. http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-5/01.shtml
9. «Поиск лучшей структуры корпоративного капитала», Фу Юаньлю, Сямэньский университет экономический факультет, № 8 в 1997 году
10. «Микро-поведение на фондовом рынке Китая: теория и эмпирические», Shi Donghui, Shanghai Century Publishing Co., Ltd. 2007.9.1
11. «Эволюция и обзор системы ценообразования на IPO в Китае», Ли Бо, Шаньтоуская школа бизнеса (515063)
12. Ibboston.R.G,Jeffrey F.J. “Hot Issue”Market [J]. The Journal of Finance,1975,30(4):pp.1027-1042
13. Rock,K. Why new issues are underpriced [J]. ournal of Financical Economics,1986,15(1):187-212
14. «Эмпирическое исследование переоценки IPO на китайском фондовом рынке» [M] , Хе Цзянь,Beijing: Издательский дом общественных наук Китая, 2012: стр.1-2, 91-93
15. «Первичный фондовый рынок на рынке ценных бумаг степень и разум» [J], Чэнь Гунмэн, Гао Нин, Financial Research 2009 № 8
16. «Проклятие победителя» и общая гипотеза для объяснения эффективности переоценки IPO на китайском рынке: эмпирическое исследование Китайской академии наук, магистерская диссертация, Чжан Шиди, Лу Юэхуй, 2010 г.
17. «Эмпирическое исследование взаимосвязи между репутацией инвестиционных банков и недооценкой IPO» [J]. Тянь Цзя, Чжан Вэйхуа, Журнал Китайской академии общественных наук, 2010, (4): 33-36
18. «Эмпирический анализ IPO», Du Feng, современный бизнес, 2013 02 [J] [DB / OL]
19. «Недооценка IPO и изменения в системе рынка ценных бумаг» [J]Лю Лиян, Цао Си, .2010 (5), стр.114-115
20. «ФАКТОРЫ НЕДООЦЕНКИ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ», Локтионов Никита Олегович, №63-1, 06.04.2017, Экономические науки http://novainfo.ru/article/12356
21. «IPO Китая высокие завышенные цены» [J]. Чжу Цзяньминь, Специальная зональная экономика .2009 (1): стр. 309
22. «Практика оценки стоимости бизнеса при выходе на IPO», Холодкова В.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики Санкт-Петербургский государственный университет Финансы и кредит 2(578) - 2014
23. «Эмитент, андеррайтер и недооценка IPO: теоретические модели и эмпирический анализ», Du Juntao, China Finance, 2010 (9): стр. 51-66
24. «Международное сравнение системы выдачи акций и практики реформирования нашей страны», Хуан Юнь Чэн, Ge Rongrong, Международные финансовые исследования, 2012 (2): 74-78
25. Модель экспресс оценки стоимости компании. В. С. Романов. К.т.н., МФТИ, https://www.cfin.ru/appraisal/business/prompt_evaluation.shtml
26. Кащенюк Анна Сергеевна. «Оценка эффективности проведения первичного публичного размещения акций российскими компаниями», Магистерская диссертация. Москва 2014
27. Ивашковская И.В., Харламов В.С., Эффективность ценообразования российских IPO, Электронный журнал «Корпоративные финансы» №3, 2007, с. 53– 63.
28. Allen, F., and Faulhaber, G.R., 1989, Signaling by Underpricing in the IPO Market, Journal of Financial Economics 23, pp. 303–324.
29. Boeh, K., Dunbar, C., 2014, IPO Waves and the Issuance Process, Journal of Corporate Finance 25 (2014), pp. 455– 473.
30. Choe, H., Masulis, R.W., and Nanda, V., 1993, Common Stock Offerings across the Business Cycle: Theory and Evidence, Journal of Empirical Finance, Volume 1, Issue 1, June 1993, pp. 3–31
31. Habib, M.A., Ljungquist, A.P., 2001, Underpricing and Entrepreneurial Wealth Losses in IPOs: Theory and Evidence, Review of Financial Studies 2001 14(2), pp. 433–458.
32. Ibbotson, R.G., 1975, Price Performance of Common Stock New Issues, Journal of Financial Economics 2, pp. 235–272.
33. Лукашов, А.В. IPO от I до О: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков / А. Лукашов, А. Могин. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 257 с.
34. Берзон Н.И.Фондовый рынок (учебное пособие для ВУЗов экономического профиля). М.: Вита-Пресс, 1998
35. Берзон Н.И. Ценные бумаги (учебное пособие).-М.: ГУ-ВШЭ, 1998.
36. Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций. Учебное пособие. М.: Экономисть, 2004. - 347 стр.
37. Shen Z., Coakley, J., Insterfjord, N., 2013, Earnings Management and IPO anomalies in China, Springer Science, Financial Review, pp. 69–93.
38. Rock , K., 1986, Why New Issues are Underpriced, Journal of Financial Economics 15, pp. 187–212.
39. Lowry М., Schwert W., Is IPO pricing process efficient? // working paper, 2003, University of Rochester and NBER. P. 14.
40. Лукашов А., Могин А., Оценка стоимости компании непосредственно перед проведением IPO, Альпина Бизнес Букс, 2010.
41. «An Empirical Study on the Dynamic Efficiency of Price Discovery in China's Securities Market»[J], Yan Xia, Chen Jingliang. . Mathematics in Practice and Theory, 2011, стр.14
42. «Analysis of Factors Affecting the Pricing of New Shares»[J], Tao Ye. Journal of Hunan University(Social Sciences),2003,(3)
43. «Research on stock valuation pricing theory»[D]. Yin Hang. Liaoning University, 2009.
44. «Research on Measurement Model of New Shares Pricing»[J].Chen Shuyun. Statistics and Decision,2001,(5)
45. «An Empirical Analysis of the Pricing of High-tech Concept Stock Market in China»[J].Shu Zhibin, Lan Yisheng. Journal of Shantou University(Natural Science Edition), 2001,(1)
46. «A Study of Earnings from the First Day of the Initial Public Offering of Stock Market in China»[J]. Wang Lihua. Economist, 2004, (9)
47. 《Новая система ценообразования и размещения в Китае》,http://www.csrc.gov.cn/pub/newsite/ztzl/xgfxtzgg/xgfxbjcl/201307/t20130703_230248.html
48. «Руководство по ценообразованию отчета об анализе выпуска акций»http://www.csrc.gov.cn/shenzhen/xxfw/tzzsyd/ssgs/scgkfx/scfz/200902/t20090226_95438.htm1999-02-01
49. 《первоначальное публичное размещение акций и его спонсорское учреждение определяет цену вопроса посредством запроса институциональных инвесторов, запрос должен принять метод общего запроса торгов》2004-12-07
http://www.csrc.gov.cn/shenzhen/xxfw/tzzsyd/ssgs/scgkfx/scfz/200902/t20090226_95474.htm
50. 《Interpretation of the difference in average underpricing of international IPOs》,http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:-hOF8NERvxAJ:www.szse.cn/UpFiles/Attach/1551/2005/01/12/1614189062.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
51. 《Степень и причины недооценки на фондовом рынке Китая》, Чэнь Гунмэн, Гао Нин. № 8 в 2000 году.
http://www.gmchen.com/ewebeditor/uploadfile/chinese/faxingyijia.pdf
52. 《Исследование недостатков новых акций в Китае》, Ван Мэйксин, Чжан Сонг, Девятый период в 2000 году.
53. 《Price performance of common stock new issues》, Roger G.Ibbotson, Volume 2, Issue 3, September 1975, Pages 235-272
54. K.Rock, 1986,《Why New issues are underpriced?》,Journal of Financial Economics 15, pp.187-212
55. Allen Faulhaber ,1989, 《Signalling by Underpricing in the IPO Market》, ,Journal of Financial Economic, 231
56. Baron,D.P.,1982,《A Model of the Demand for Investment Banking Advising and Distribution Services for New Issues》,Journal of Finance 37,955-976.
57. Chemmanur,Thomas J,1993. “The Pricing of Initial Public Offerings:A Dynamic Model with Information Production,”Journal of Finance,American Finance Association,vol. 48(1),pages 285-304.
58. 《Эмпирическое исследование эволюции новой системы выдачи акций в Китае и недооценка IPO》,Цзян Шунчай, Цзян Юнминг,Журнал Хайнаньского университета (издание гуманитарных и социальных наук), 2005, 23 (3): 337-344
59. Ritter J. 《The long term performance of initial public offerings》[J]. Journal of Funance,1991,46(1), pp.3-27
60. Welch,I, 1989,《Seasoned Offerings, Imitation Costs, and the Underpricing of Initial Public Offerings》, Journal of Finance 44, p421-449