Введение 3
Глава 1. Особенности международно-правового регулирования лекарственного обеспечения граждан 6
§1.1. Правовое регулирование лекарственного обеспечения различных групп населения за рубежом 6
§1.2. Система льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации 11
Глава 2. Правоприменительная практика в сфере льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних в РФ 22
Глава 3. Оценка доступности лекарственных средств для лиц детского возраста, имеющих право на льготу 35
Глава 4. Пути решения льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних в РФ 42
Заключение 47
Приложение А Анкета «Оценка доступности льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних» 49
Список использованных источников и информационных материалов 53
Проблема решения задачи по социальному обеспечению льготных категорий граждан лежит перед любым государством. Исторически свой подход в предоставлении социальных гарантий населению складывался под влиянием системы организации медицинской помощи в конкретной данной стране. Со временем, под воздействием различных реформ, система льготного обеспечения преобразовывалась в сложную структуру со своими преимуществами и недостатками. Однако не смотря на видимый прогресс, в настоящее время предоставление лекарств наиболее уязвленным группам граждан не теряет актуальности и продолжает считаться самым слабым звеном в отношении правовой и финансовой поддержки населения.
В настоящее время в РФ проблема льготного лекарственного обеспечения граждан до конца не решена. Недостаточное правовое регулирование и дефицит финансирования данной сферы приводят к социальной напряженности, а ограничения в получении необходимых лекарств в каждом отдельном случае способствуют нарушению комплаенса, снижению эффективности лечения и продолжительности жизни больных, повышению «хронизации» и смертности населения, в том числе детского и трудоспособного возраста.
Необходимость поиска решения данной проблемы не вызывает сомнений в условиях задачи увеличения ожидаемой предстоящей продолжительности жизни (ОПЖ) граждан РФ. Стратегия развития здравоохранения в РФ до 2025 года в качестве задач и приоритетных направлений развития отечественной медицины выделяет помимо повышения качества и доступности медицинской помощи, совершенствования системы контроля в сфере лекарственных средств, создания современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп, - совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан и ценообразования, мониторинг и контроль в сфере закупок лекарственных препаратов, борьбу с фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами и медицинскими изделиями. Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2030 год заявлена средняя продолжительность жизни (ОПЖ) граждан в 80,1 лет (за 2019 год – 73,4 лет). Данная перспектива бросает вызов действующей системе и дает возможность в новых социально-экономических условиях укрепить нормативную базу данной отрасли, разработать эффективный правовой механизм, повысить доверие граждан к государственной системе здравоохранения и уровень качества их жизни.
Опыт разных стран в решении подобных проблем позволяет проанализировать специфику и результативность предпринятых реформ, исследовать взаимосвязь с действующими системами здравоохранения, выявить эффективные ресурсосберегающие и стимулирующие технологии. Кроме того, выбрать наиболее успешные варианты и оценить возможность их применения в условиях нашей страны, а также сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов риска.
Можно отметить специалистов в области юриспруденции, авторов статей, пытавшихся раскрыть данный вопрос: Т.К. Миронова, Р.У Хабриев, М.В. Подвязникова, М.Ю. Шандра и другие.
Целью данного исследования является изучить организационные и правовые проблемы льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних в РФ.
Для достижения указанной цели был поставлены следующие задачи:
- изучить особенности лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за рубежом и в РФ;
- провести анализ отечественной судебной практики по вопросам непредоставления лекарств льготным категориям несовершеннолетних;
- оценить доступность льготного лекарственного обеспечения детей в РФ (на примере г. Санкт-Петербурга);
- выявить организационные и правовые проблемы в сфере предоставления лекарственных препаратов льготным категориям граждан;
- предложить пути решения, направленные на оптимизацию льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних.
Подводя итог, можно отметить, что опыт зарубежных стран дает разные эффективные варианты предоставления населению, включая несовершеннолетних, социальной помощи в виде лекарственного обеспечения. Причем некоторые модели позволяют не только уменьшить расходы бюджетных средств, но и обеспечить заинтересованный подход к лечению самих пациентов (методика сооплаты, стимулирование профилактики, развитие добровольного медицинского страхования).
Обилие судебных дел по защите прав детей, имеющих льготы, в обеспечении лекарственными препаратами свидетельствует о массовости проблемы и необходимости правовой и системной переоценки данной отрасли. Недостаточное финансирование отрасли не позволяет предоставить всем нуждающимся доступное и качественное лечение. При этом только малая часть граждан демонстрируют правовую активность и отстаивают свои права в судебном порядке. Большинство же просто отказывается от положенных льгот в пользу скромных денежных выплат к пенсии или предпочитают приобретать лекарственные препараты за свой счет.
Очевидно, что при ограниченном количестве ресурсов поиск источников финансирования и разработка новых правовых механизмов является крайне острой проблемой, требующей оперативного грамотного решения. В качестве дополнительных источников денежных средств можно рассмотреть дополнительное лекарственное страхование граждан и развитие благотворительных фондов.
Государство должно принять законодательные и иные меры по упрощению системы льготного обеспечения, достижению равноправия между льготниками федерального и регионального уровней. В тоже время, помимо увеличения финансирования и внедрения эффективных реформ данной отрасли в РФ, необходимо сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов, к которым относятся информированность граждан о своих правах и их правовая активность.
Детальный подход к каждому этапу реализации прав граждан на льготу позволит выявить проблемы и их урегулировать в нормативных актах (организация освидетельствования инвалида, регистрация льготника в информационной базе, выдача рецепта, получение лекарственного препарата в аптеке и т.д.).
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
4. Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 (ред. от 27.03.2020) «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей», «Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 года № 136-р «О реализации в 2015 – 2016 годах на территории Российской Федерации пилотных проектов, направленных на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (с изменениями и дополнениями)».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №3073-р «Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-Р».
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
...