Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Новосибирска.
Выборка: 20 обучающихся 4 класса (9 мальчиков и 11 девочек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Понятие «воспитание» в научной литературе 6
1.2 Особенности педагогической диагностики результатов воспитания 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НРАВСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 18
2.1 Описание процедуры исследования 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Актуальность исследования. В современной педагогике усиливается внимание к проблемам педагогической диагностики, различным аспектам оценки достижений, компетентности субъектов учебно-воспитательного взаимодействия, выявление и учет их личностных и групповых характеристик с целью совершенствования образовательного процесса. Тестирование как метод педагогической диагностики широко используется на всех уровнях образования – от дошкольного до последипломного. Педагогическая деятельность, как и любой другой целенаправленный и управляемый процесс, не может быть эффективной без обратной связи – получение субъектами деятельности информации о результативности своих действий. В обучении и воспитании такими результатами есть изменения в психомоторной, интеллектуальной и эмоциональной сферах личности воспитанников. Назначение педагогической диагностики как раз и состоит в обеспечении объективной обратной связи в педагогическом процессе, что позволяет постоянно контролировать достижения поставленных целей, регулировать деятельность, корректировать используемые педагогические методы, приемы и средства.
Длительный процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательном учреждении понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся для эффективного решения общих задач – И. Б. Хушмуродова [26].
Проблемой воспитания, определения его сущности, функции и структуры занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, В. В. Ковров, Е. С. Малиновский, Н. Н. Павленко, С. О. Павлов и др. Понятие «педагогическая диагностика» определено в работах Е. Е. Плотниковой, Т. А. Ратановой и др. Проблема диагностики уровня воспитанности рассматривалась Т. И. Тюляевой, А. М. Ядрихинским и др.
Несмотря на значительный интерес ученых к проблемам педагогической диагностики в сфере воспитания, эта область педагогической теории и практики остается открытой для дальнейших поисков. Существует, в частности, потребность в уточнении сущности педагогической диагностики уровня воспитанности личности, уяснении ее особенностей, систематизации взглядов на ее задачи, функции и структуру. Определение методологических подходов к педагогической диагностике уровня воспитанности личности на современном этапе является одним из важных направлений совершенствования педагогической деятельности, организации воспитательного процесса на диагностической основе.
Цель исследования – изучить особенности диагностики результатов воспитания.
Объектом исследования является результаты воспитания.
Предметом исследования являются методы диагностики результатов воспитания.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников описать особенности диагностики результатов воспитания.
2. Описать методы диагностики результатов воспитания.
3. Выявить в экспериментальном исследовании проанализировать результаты диагностики воспитания на примере готовности младших школьников к нравственному самосовершенствованию.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии), методы классификации и сравнения, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологической основой исследования явились научные труды в следующем направлении:
- закономерности процесса воспитания – Л. С. Выготский, В. В. Ковров, Е. С. Малиновский и др.;
- особенности педагогической диагностики – В. С. Селиванов, И. Б. Хушмуродова и др.;
- методы изучения результатов воспитания – Т. Плахова, С. А. Шакуров и др.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Новосибирска.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся 4-го класса.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что предполагаемые методы позволят выявить особенности готовности младших школьников к нравственному самосовершенствованию.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В процессе воспитания для отслеживания его результатов прмиеняется педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и для чего изучать при рассмотрении воспитательного процесса; по каким показателям это делать; какими методами пользоваться; при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, дает возможность обучить учителей умению самоконтроля, а учащихся – самопознанию. Использование педагогической диагностики в процессе усовершенствования личности и деятельности учителя состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и позволяет планировать пути для устранения этих недостатков. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию воспитательного процесса.
Для проведения экспериментального исследования была определена база исследования, выборка из числа младших школьников, подобраны диагностические методики. Направлением диагностики было выбрана готовность младших школьников к нравственному самосовершенствованию. Было установлено в экспериментальном исследовании, что уровни готовности младших школьников к нравственному самосовершенствованию в основном средний (50%) и низкий (30%).
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2024 г.).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2024 г.).
3. Антипина,Е. А. Феномен воспитания : исторические аспекты развития // В сборнике: Образование и социализация личности в современном обществе. материалы XIII Международной научной конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 2022. С. 215-218.
4. Бегалинова К. К. Особенности воспитания как социально-культурного феномена // В сборнике: Модели инкультурации в образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С. А. Ан. 2018. С. 10-13.
5. Белалов Р. М. Об использовании информационных технологий в педагогической диагностике // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2 (34). С. 32-39.
6. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 874 с.
7. Горшкова В. В. Современное воспитание как всеобъемлющий феномен российской действительности // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Психолого-педагогические науки. 2023. № 18. С. 34-39.
8. Кабуш В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования. Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. –184 с.
9. Киреева Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2012. 496 c.
10. Ковров В. В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. №167. С. 70–81.
11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие. 2-е изд., доп. Минск: ТетраСистемс, 2018. 432 с.
12. Корчуганова В. Н. Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС НОО // Начальная школа До и После. 2017. №2. С. 31-33.
13. Култашева Н. В. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 152-157.
14. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2017. № 2. С. 174–178.
15. Малиновский Е. С. Феномены «социализация» и «воспитание» в отечественных исследованиях // Педагогическое искусство. 2023. № 1. С. 16-27.
16. Наумчик В. Н., Пазников М. А., Ступакевич О. В. Педагогический словарь. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2016. 279 с.
17. Огоновская И. Ю. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 156 с.
18. Павленко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика: учебное пособие. М.: КноРус, 2016. 496 c.
19. Плахова Т. Портфолио классного коллектива: моногр. М.: Учитель, 2018. 104 c.
20. Плотникова Е. Е. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2017. С. 91-95.
21. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. 264 с.
22. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2016. 352 с.
23. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Социальная психология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 240 c.
24. Тюляева Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании // Методист. 2019. № 7. С. 7 – 12.
25. Шакуров С. А. Воспитать здорового гражданина современного общества // Педагогика. 2015. №7. С. 29-32.
26. Хушмуродова И. Б. Особенности педагогической диагностики в современной школе // Профессиональное образование и общество. 2020. № 1 (33). С. 160-166.
27. Ядрихинский А. М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 224–229.