ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В
СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ»…..6
1.1 Профессиональное самоопределение ……………………………………………………..6
1.2 Смысложизненные ориентации ………………………………………………………….15
1.3 Самоактуализация как движущая сила личностного развития……………….………...19
1.4 Рефлексия как характеристика личности…………………………………………...........25
1.5 Жизнестойкость как характеристика личности……………………………………….…31
1.6 Характеристика периода взрослости……………………………………………………..34
ГЛАВА 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ВЫЗРОСЛЫХ…………………………………………………………………………………..39
2.1 Гипотезы исследования…………………………………………………………………….39
2.2 Объект и предмет исследования…………………………………………………………..39
2.3 Цели и задачи исследования………………………………………………………………39
2.4 Описание выборки...………………………………………………………………………..40
2.5 Методы исследования ……………………………………………………………………..40
2.6 Математико-статистические методы обработки данных………………………………..48
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И
ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АЗРОСЛЫХ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ...........................................................................................................................49
3.1. Анализ данных анкеты…….……………………………………………………………...49
3.2. Анализ средних показателей по всем исследованным параметрам……………………52
3.3 Результаты сравнительного анализа и их обсуждение……………………….…………56
3.4 Корреляционный анализ результатов и его обсуждение…...…………………………...57
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Каждому свойственно искать главное дело своей жизни, благодаря этому делу
существование человека обретает смысл. Именно оно является одним из
основных критериев, позволяющих человеку разобраться, состоялась его жизнь
или нет.
Безусловно, в роли главного дела жизни чаще всего выступает профессия,
которую человек выбирает на том или ином этапе своего жизненного пути.
Работа определяет наш образ жизни, материальное положение, ценности и
установки, приносит нам радость, удовлетворение и способствует
самореализации. Однако не каждую профессию можно назвать главным делом
жизни, профессиональная деятельность также может быть источником скуки
раздражения, беспокойства и чувства безнадежности. В последнее время все
чаще можно встретить людей, которые занимаются вынужденным трудом. Они
занимают ту или иную должность по причине того, что она приносит им доход,
необходимый для обеспечения собственной жизни.
К сожалению, на пути к выбору своей профессии перед человеком встает
множество трудностей. Довольно сложно бывает выбрать, то, что подходит
именно тебе. Поэтому многие люди часто руководствуются в выборе
профессии не своими личными предпочтениями, интересами, склонностями, а
тем, что им навязывает общество и ближайшее окружение. Они выбирают
такой род деятельности, который считается престижным в их социокультурной
среде, а также приносит хороший доход. Но такой подход к выбору дела своей
жизни, на мой взгляд, зачастую приводит к тому, что человек не может
реализовать себя в своей профессии, что приводит к ряду экзистенциальных
проблем.
За основную гипотезу было взято предположение о том, что существует
прямая связь между успешностью профессионального самоопределения
взрослых и такими личностно-смысловыми особенностями личности как:
самоактуализация, жизнестойкость, рефлексивность, смысло-жизненные
ориентации.5
В качестве частной гипотезы было выдвинуто также предположение о
взаимосвязи всех исследуемых нами личностно-смысловых характеристик:
самоактуализации, смысло-жизненных ориентаций, жизнестойкости, рефлексии
между собой.
В данной работе проанализированы такие понятия как профессиональное
самоопределение, личностно-смысловые особенности, которые включат в себя:
смысло-жизненные ориентации, самоактуализацию, жизнестойкость,
рефлексию. Также в работе затронуты особенности развития во взрослом
возрасте. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения взаимосвязи
профессионального самоопределения с личностно-смысловыми особенностями
личности. Для проведения исследования применялись следующие методики:
«Методика исследования профессиональной идентичности» (МИПИ) Л.Б.
Шнейдер и анкета. Смысловая сфера исследовалась при помощи методики
смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Нами были
рассмотрены такие свойства личности, как: рефлексивность, исследуемая с
помощью опросника «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева,
жизнестойкость, исследуемая при помощи «Теста жизнестойкости» С. Мадди, в
адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, а также степень самоактуализации,
измеренная при помощи «Самоактуализационного теста» (САТ), Ю.Е.
Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз.
Такие личностно - смысловые особенности как самоактуализация и
смысложизненные ориентации положительно влияют на профессиональное
самоопределение. Удовлетворенность профессией растет вместе со
способностью субъекта переживать настоящий момент своей жизни во всей его
полноте, также с ростом продуктивности и осмысленности жизни. Также
ростом ощущения осмысленности жизни растет и ощущение реализации себя в
профессии. Чем выше уровень самопринятия, тем более профессиональная
идентичность является более сформированной.
Рефлексия оказывает в большей степени негативное влияние на
профессиональное самоопределение: чем чаще человек задумывается о себе, о
своих поступках и деятельности, тем ниже уровень профессиональной
идентичности. Также чем выше склонность к такому виду рефлексии как73
фантазия, которая рассматривается как отрыв от актуальной ситуации бытия в
мире, тем менее сформированной является профессиональная идентичность.
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии - Режим
доступа: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (Дата обращения: 04.01.16).
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
4. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические
основания и описания // Психологический журнал, № 6, Том 031, 2010, C.
50-56
5. Анисимова О.М. Самоактуализация в связи с особенностями личностной
рефлексии / Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой
всероссийской научно-практической конференции по психологии
развития. М: МГППУ, 2015, c. 6-9.
6. Анисимова О.М. Уровень образования и самопонимание личности в период
ранней взрослости / Материалы научной конференции "Ананьевские чтения
- 2014".СПб:СПбГУ с. 297 – 298.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001
8. Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности / Р.А. Ахмеров. – М. :
Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – 127 с.
9. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. —
М.: Межд. пед. академия, 1995. — 209 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.:
Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития
психики/Под ред. А. М. Матюшкина
12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности
старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3
13. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды
юности и ранней взрослости, Головей Л.А., Александрова Н.А., Данилова75
М.В., Манукян В.Р., Рыкман Л. В. // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 16, выпуск 12, 2013 С.31-39
14. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости:
показатели, факторы, кризисы. // На пороге взросления, 2011. С. 62-77
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер М. :
Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
16. Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие //
Методология и история психологии, Т. 2, №3, 2007
17. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её
диагностики // Психологический журнал, Т.24 №5 2003, с 45-57
18. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов
управления. М.: ИП РАН, 2000
19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения, - 4-е изд.,
стер. – М.: «Акажемия», 2010
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2012 (4)
21. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы X региональной студ. науч.
практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А.
Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254
с
22. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007
23. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы
саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования:
электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru
24. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2е – изд. –
М.:Смысл, 2000
25. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу //
Вопросы психологии, 1987, N 3, с.150-158.
26. Мадди Сальвадоре Р. Теории личности: сравнительный анализ./ Пер. с
англ. СПб., 2002. - 567 с.76
27. Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений
//Психол. журн. 2005. - № 6. - Т.26. - С. 87 - 101.
28. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, - Смысл 1970
29. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С.
Мадди [Текст] / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии:
журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – № 4. – С. 211–216.
30. Нестеренко И.Е., Яровая И.Н. Современные представления о смысле жизни
и удовлетворенноть жизнью в период юности и средней взрослости.
Проблемы развития общества в условиях неопределенности:
экономические, социальные и управленческие аспекты. Сборник научных
статей по итогам Международной научно-практической конференции г.
Волгоград, 24–25 ноября 2014 г.
31. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ.
Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.:
Смысл, 2002.
32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие. - М.:
«Академия», 2000. – 196 с.