Введение.
Глава 1. Идейные основы феминистской внешней политики Швеции.
1.1. Феминизм в теории международных отношений
1.2. Гендерный подход ООН к миротворчеству
пост - конфликтному
урегулированию.
1.3. Опыт Канады и Норвегии по внедрению гендерной перспективы в свою
внешнеполитическую деятельность
Глава 2. Гендер и феминизм во внешней политике Швеции.
2.1. Права, ресурсы и репрезентация - три столпа феминистской внешней политики
Швеции.
2.2. Особенности шведского подхода к имплементации Резолюции СБ ООН 1325
(2000) о Женщинах, мире и безопасности.
Глава 3. Реализация принципов феминизма во внешней политике Швеции
правительством С. Лёвена,
3.1. Вклад Швеции в продвижение гендерной проблематики на международной
арене.
3.2. Проблемные аспекты внешнеполитической деятельности Швеции в контексте
реализации идей феминизма
Заключение.
Список использованных источников и литературы
На протяжении многих лет Швеция претендовала на звание моральной
супердержавы мира: сохраняя нейтралитет в обеих мировых войнах и в эпоху холодной
войны, поддерживая процесс деколонизации во второй половине XX века и избегая
принадлежности к военно-политическим альянсам в современной системе
международных отношений, Швеция традиционно являлась защитником таких ценностей,
как демократия, права человека, международное сотрудничество. Сегодня, с принятием
новой концепции внешней политики, Швеция становится первым голосом феминизма в
международных отношениях. Разработанный в 2015 г. Министерством иностранных дел
план по осуществлению феминистской внешней политики видит глобальное гендерное
равенство не только целью в себе, но и важным условием для достижения мира,
безопасности и устойчивого развития1. Иными словами, концепция внешней политики
Швеции сочетает в себе феминизм и как политическое движение за равенство мужчин и
женщин, и как особый гендерный подход к теории международных отношений. В то время
как первостепенной задачей шведского правительства является «достижение конкретных
результатов по укреплению гендерного равенства и полного воплощения принципов прав
человека для девочек и женщин»2, идеи феминистской школы международных отношений,
получившей свое развитие в 1980-е гг., также используются в качестве «линзы» при
взгляде на проблемы войны и мира, безопасности и развития.
Программа феминистской внешней политики, разработанная Министерством
иностранных дел Швеции на 2015-2018 гг., является первым примером всесторонней
интеграции идей феминизма во внешнеполитическую деятельность государства. Шведская
концепция феминистской внешней политики основана на идейных положениях
феминисткой школы международных отношений, а также на знаниях и опыте,
накопленных благодаря многолетней практике гендерного подхода Организации
Объединенных Наций к миротворчеству, а также опыту таких стран, как Норвегия и
Канада, по интеграции гендерной перспективы в содействие глобальному развитию и
миротворческую деятельность, как важных направлений своей внешней политики.
Феминистская теория, как одно из направлений науки о международных
отношениях, получила свое развитие в 1980-е гг. и подвергла критике ряд положений
конвенциональной теории МО. Во-первых, феминисты указали на андроцентричность и
западоцентричность науки о международных отношениях и, обратившись к особому
опыту женщин, предложили свой взгляд на международные процессы. Феминисты
указали на глобальное гендерное экономическое неравенство, обратились к положению
женщин в военных конфликтах, обнаружили символическую связь между женским телом
и национализмом, привлекли внимание к проблеме гендерного и сексуального насилия в
рамках споров об определении безопасности. Таким образом, феминисты не только
предложили новое объяснение международным процессам, но и расширили круг
вопросов, которые науке о международных отношениях следует признать проблемными.
Во-вторых, используя гендерные категории, феминисты-международники обнаружили
аналогии между неравными гендерными структурами и иерархичностью системы
международных отношений. В частности, они указали на проблему западного
доминирования и «феминизацию» стран «третьего мира», объяснили эгоистичное
поведение государств через категорию гегемонической маскулинности, а причиной
высокой конфликтности системы МО феминисты назвали оформление
внешнеполитического дискурса большинства государств в категориях силы, суверенитета
и соперничества. Таким образом, основными задачами феминисткой теории
международных отношений являлось не только привлечение внимания к субординации
женщин в глобальном контексте, но и попытка объяснить существующий мировой
X67порядок, применив гендерный анализ, подвергнуть критике и демонтировать те гендерные
структуры, которые поддерживают практику военных конфронтаций, международного
соперничества и доминирования одних стран над другими.
1. Документы международных организаций.
1.1. Пекинская декларация и Платформа действий от 04 сентября 1995 г. URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf (дата обращения:
15.03.2017)
1.2. Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 от 31 октября 2000 года URL:
https://documents-dds-ny.un.Org/doc/UNDOC/GEN/N00/720/20/PDF/N0072020.pdf?
OpenElement (дата обращения - 26.03.17)
1.3. Резолюция Совета Безопасности ООН 1820 от 19 июня 2008 года URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/391/46/PDF/N0839146.pdf?
OpenElement (дата обращения: 13.03.2017)
1.4. Резолюция Совета Безопасности ООН 1888 от 30 сентября 2009 года URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/534/48/PDF/N0953448.pdf?
OpenElement (дата обращения: 13.03.2017)
1.5. Резолюция Совета Безопасности ООН 1960 от 16 декабря 2010 года URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/698/36/PDF/N1069836.pdf?
OpenElement (дата обращения: 13.03.2017)
1.6. Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation
of the Prostitution of Others Approved by General Assembly resolution 317 (IV) of 2
December 1949 URL: http://www.ohchr.org/Documents/ProfessionalInterest/ trafficpersons.pdf (дата обращения: 30.04.2017)
1.7. Lag 2002:436 om andring i brottsbalken URL: http://rinfo.beta.lagrummet.se//
publ/sfs/2002:436/pdf,sv (дата обращения: 24.04.2017)
1.8. NATO/EAPC Action Plan for the Implementation of the NATO/EAPC Policy on
Women, Peace and Security URL: http://www.nato.int/nato static/assets/pdf/
pdf 2014 06/20140626 140626-wps-action-plan.pdf (дата обращения: 30.03.2017)
1.9. Programme of Action Adopted at the International Conference on Population
and Development, Cairo 5-13 September 1994 URL: https://www.unfpa.org/sites/default/
files/event-pdf/PoA en.pdf (дата обращения: 15.03.2017)
1.10.Summary of Colombia’s Agreement to End Conflict and Build Peace URL:
http://www.altocomisionadoparalapaz.gov.co/herramientas/Documents/summary-of-
colombias-peace-agreement.pdf (дата обращения: 24.04.2017)
1.11.The Rome Declaration http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/
2017/03/25-rome-declaration/ (дата обращения: 02.05.2017)
2. Документы органов государственной власти.
2.1. Action Plan for Women’s Rights and Gender Equality in Development
Cooperation 2007-2009. Extended for the period 2010-2013 URL: https://
www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/utvikling/kvinner-og-likestilling/
handlingsplan kvinner eng0510.pdf (дата обращения: 29.03.2017)
2.2. Building Peace and Security for All: Canada's Action Plan for the
Implementation of United Nations Security Council Resolutions on Women, Peace and
Security URL: http://international.gc.ca/world-monde/world issues-enjeux-mondiaux/
women canada action plan-plan action femme.aspx?lang=eng (дата обращения: 01.04.2017)
2.3. Commitment for change. Strategic plan 2014-2017 Swedish Committee for
Afghanistan URL: https://daif2gzpdpb6l.cloudfront.net/sites/default/files/media/ sca strategic plan 2014-17 web.pdf (дата обращения: 26.04.2017)
2.4. Freedom, Empowerment and Opportunities. Action Plan for Women’s Rights
and Gender Equality in Foreign and Development Policy 2016-2020 URL: https://
www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/fn/womens rights.pdf
(дата обращения: 29.03.2017)
2.5. National Action Plan Women, Peace and Security 2015
tbinternet.ohchr.org/Treaties/CEDAW/Shared%20Documents/NOR/
INT CEDAW ADR NOR 23028 E.pdf (дата обращения: 30.03.2017)
2.6. Regeringens skrivelse 2016/17:114 Strategisk exportkontroll 2016
krigsmateriel och produkter med dubbla anvandningsomraden URL: http:// www.svenskafreds.se/sites/default/files/krigsmaterielexporten 2016.pdf (дата
обращения: 17.04.2017)
2.7.Statement of Government Policy, October 2014 URL: http://
www.government.se/49b72b/contentassets/28853bb3089b4993bca6d6eb79d48b06/
statement-of-government-policy-3-october-2014 (дата обращения: 25.04.2017)
2.8.Sveriges regionala strategi for Syrienkrisen 2016
openaid.se/app/uploads/2014/04/Sveriges-regionala-strategi-f%C3%B6r-
Syrienkrisen-2016-2020.pdf (дата обращения: 10.05.2017)
2.9.Swedish Foreign Action Plan for feminist foreign policy 2015-2018 including
focus areas for 2016, Government Offices of Sweden, Ministry for Foreign Affairs URL:
http://www.government.se/contentassets/b799e89a0e06493f86c63a561e869e91/action-
plan-feminist-foreign-policy-2015-2018 (дата обращения: 30.01.17)
2.10.Swedish Foreign Service action plan for feminist foreign policy 2015-2018
including focus areas for 2017 URL: http://www.government.se/contentassets/
bca76b4547ad46fb929ece47e7cfe26d/swedish-foreign-service-action-plan-for-feminist-
foreign-policy-20152018-including-focus-areas-for-2017.pdf (дата обращения 19.03.2017)