Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы реализации компетентностного подхода к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного 8
1.1 Сущность понятия «компетентностный подход» в обучении 8
1.2 Компетентностный подход к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного 16
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Анализ компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 28
2.1 Анализ структуры и содержания учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 28
2.2 Анализ и подбор заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 37
2.2 Анализ и подбор заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 37
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 71
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы реализации компетентностного подхода к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного 8
1.1 Сущность понятия «компетентностный подход» в обучении 8
1.2 Компетентностный подход к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного 16
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Анализ компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 28
2.1 Анализ структуры и содержания учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 28
2.2 Анализ и подбор заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 37
2.2 Анализ и подбор заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» 37
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 71
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Таджикистане в настоящее время осуществляется реформа образования, призванная совершенствовать, прежде всего, качество общего среднего образования. На этой самой многочисленной и самой важной ступени образовательной системы необходимо повысить качество преподавания всех предметов. Особое внимание уделяется вопросам преподавания языков, в частности русского языка как иностранного. В свете современных требований к изучению русского языка как иностранного, согласно Государственному образовательному стандарту, – школа призвана не только давать конкретные знания, но и учить самостоятельно приобретать их, выявление основных принципов и закономерностей предмета изучения, главных идей и направлений развития данной области науки, а также формирование путей и способов приобретения знаний [Государственный стандарт общего образования в Республике Таджикистан, 2015]. Данная проблема обозначена и в «Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2030 года», основной целью которой является переход из традиционного метода обучения на компетентностный подход [Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан на период до 2030 года, 2020]. Существенным основанием модернизации содержания современного образования становится, несомненно, компетентностный подход, успешность которого определяется наличием у учащихся определённых теоретических знаний и практических умений по изучаемой дисциплине и его готовностью к решению проблемных задач. Одной из успешной адаптации личности в социуме является «компетентностный подход», в котором заключается формирование у обучающихся комплекса ключевых компетенций.
Роль русского языка в образовательной системе возросла. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 августа 2019 года № 438 «О Государственной программе совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года». Само появление этого документа говорит о том, что государство в полной мере осознаёт необходимость через систему образования, в целом, и через качественное языковое обучение, в частности, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого члена своего общества. Указ, программа и ряд других правительственных документов подтверждают, что менталитет таджикского народа всегда отличался лояльностью, толерантностью и уважением к иноязычным людям, к культурам других народов. Качество преподавания русского языка как иностранного и уровень владения им у выпускников средних общеобразовательных учреждений в настоящее время зависит от уровня разработанности методической теории, соответствия учебных материалов требованиям лингводидактики. Согласно Государственной программе совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года, «билингвизм определяется как хорошее владение неродным языком при безусловном первенстве родного языка» [Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года, 2019]. Следовательно, наравне с предметными компетенциями (они формируются средствами самого предмета «Русский язык») важны также личностные (необходимые для личности) и метапредметные компетенции (или надпредметные), объединяющие в единое целое компетенции всех изучаемых предметов, так или иначе связанные друг с другом. Все компетенции в комплексе обеспечивают целостное гармоничное развитие языковой личности, обладающей такими положительными качествами, как патриотизм.
Введение компетентностного подхода в школьное образование вызвано недостаточной предметной подготовкой выпускников средней школы. Этот факт, в свою очередь, объясняется отсутствием мотивации к учению у учащихся, падением авторитета учителя и нежеланием учителей работать в полную силу – И.М. Некипелова, Э.Ш. Некипелов и др.. У школьников проявляется чрезмерное увлечение смартфонами и нежелание обращаться к книге как традиционному и уникальному источнику знаний и гуманистических идей, отсутствие желания читать художественную и учебно-научную литературу – М.М. Нахабина и др. Сказывается также неразработанность методики обучения различным учебным предметам с применением электронных информационных средств и (часто) отсутствие возможности их использовать как учащимися, так и учителями – Т.А. Петрова, Ж.Б. Рахимов и др. Все перечисленные факторы взаимосвязаны. Чтобы преодолеть негативные явления, учителям средних общеобразовательных учреждений Таджикистана предлагается использовать такие методы и приемы обучения, которые с максимальной эффективностью обеспечивают активную мыслительную деятельность школьников. Внедрение компетентностного подхода к организации школьного образования объявлено одной из важнейших задач реформы образовательной системы в республике. При этом актуальным остается вопрос реализации компетентностного подхода в обучении в учебниках русского языка как иностранного для общеобразовательных школ.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного особое внимание уделяется проблеме формирования речевой компетентности как одной из ведущих составляющих языковой подготовки и развития личности, что обеспечивает эффективное использование опыта общения в различных сферах деятельности и синтаксической компетентности как составляющей грамматической компетентности. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования методики составления учебного материала, а именно учебника по русскому языку как иностранному, который должен быть направлен на формирование четырех групп компетентностей: лингвистических, социокультурных, коммуникативных и лингводидактических.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку как иностранному и недостаточной разработанностью учебников русского языка как иностранного.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с компетентностным подходом к структуре учебников русского языка как иностранного на примере учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломной работы «Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
Цель исследования – теоретически обосновать реализацию компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения.
Объект исследования компетентностный подход к содержанию и структуре учебников русского языка как иностранного.
Предмет исследования – компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать понятия «компетентностный подход» в обучении.
2. Описать компетентностный подход к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного.
3. Охарактеризовать структуру и содержание учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
4. Провести анализ подбор и заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта практикующих учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование.
Новизна исследования заключается в анализе структуры и содержания учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» с позиций компетентностного Обосновано реализация компетентностного подхода за счет упражнений и текстов, направленных на развитие у учащихся лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетентностей.
Практическая значимость исследования. Материалы дипломной работы могут быть рекомендованы для использования в работе учителей, преподающих русский язык как иностранный.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Роль русского языка в образовательной системе возросла. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 августа 2019 года № 438 «О Государственной программе совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года». Само появление этого документа говорит о том, что государство в полной мере осознаёт необходимость через систему образования, в целом, и через качественное языковое обучение, в частности, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого члена своего общества. Указ, программа и ряд других правительственных документов подтверждают, что менталитет таджикского народа всегда отличался лояльностью, толерантностью и уважением к иноязычным людям, к культурам других народов. Качество преподавания русского языка как иностранного и уровень владения им у выпускников средних общеобразовательных учреждений в настоящее время зависит от уровня разработанности методической теории, соответствия учебных материалов требованиям лингводидактики. Согласно Государственной программе совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года, «билингвизм определяется как хорошее владение неродным языком при безусловном первенстве родного языка» [Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года, 2019]. Следовательно, наравне с предметными компетенциями (они формируются средствами самого предмета «Русский язык») важны также личностные (необходимые для личности) и метапредметные компетенции (или надпредметные), объединяющие в единое целое компетенции всех изучаемых предметов, так или иначе связанные друг с другом. Все компетенции в комплексе обеспечивают целостное гармоничное развитие языковой личности, обладающей такими положительными качествами, как патриотизм.
Введение компетентностного подхода в школьное образование вызвано недостаточной предметной подготовкой выпускников средней школы. Этот факт, в свою очередь, объясняется отсутствием мотивации к учению у учащихся, падением авторитета учителя и нежеланием учителей работать в полную силу – И.М. Некипелова, Э.Ш. Некипелов и др.. У школьников проявляется чрезмерное увлечение смартфонами и нежелание обращаться к книге как традиционному и уникальному источнику знаний и гуманистических идей, отсутствие желания читать художественную и учебно-научную литературу – М.М. Нахабина и др. Сказывается также неразработанность методики обучения различным учебным предметам с применением электронных информационных средств и (часто) отсутствие возможности их использовать как учащимися, так и учителями – Т.А. Петрова, Ж.Б. Рахимов и др. Все перечисленные факторы взаимосвязаны. Чтобы преодолеть негативные явления, учителям средних общеобразовательных учреждений Таджикистана предлагается использовать такие методы и приемы обучения, которые с максимальной эффективностью обеспечивают активную мыслительную деятельность школьников. Внедрение компетентностного подхода к организации школьного образования объявлено одной из важнейших задач реформы образовательной системы в республике. При этом актуальным остается вопрос реализации компетентностного подхода в обучении в учебниках русского языка как иностранного для общеобразовательных школ.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного особое внимание уделяется проблеме формирования речевой компетентности как одной из ведущих составляющих языковой подготовки и развития личности, что обеспечивает эффективное использование опыта общения в различных сферах деятельности и синтаксической компетентности как составляющей грамматической компетентности. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования методики составления учебного материала, а именно учебника по русскому языку как иностранному, который должен быть направлен на формирование четырех групп компетентностей: лингвистических, социокультурных, коммуникативных и лингводидактических.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку как иностранному и недостаточной разработанностью учебников русского языка как иностранного.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с компетентностным подходом к структуре учебников русского языка как иностранного на примере учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломной работы «Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
Цель исследования – теоретически обосновать реализацию компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения.
Объект исследования компетентностный подход к содержанию и структуре учебников русского языка как иностранного.
Предмет исследования – компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать понятия «компетентностный подход» в обучении.
2. Описать компетентностный подход к структуре и содержанию учебников русского языка как иностранного.
3. Охарактеризовать структуру и содержание учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
4. Провести анализ подбор и заданий для реализации компетентностного подхода в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения».
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта практикующих учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование.
Новизна исследования заключается в анализе структуры и содержания учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» с позиций компетентностного Обосновано реализация компетентностного подхода за счет упражнений и текстов, направленных на развитие у учащихся лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетентностей.
Практическая значимость исследования. Материалы дипломной работы могут быть рекомендованы для использования в работе учителей, преподающих русский язык как иностранный.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Главная цель обучения русскому языку как иностранному в школах с таджикским языком обучения состоит в развитии учащихся как субъектов межкультурной коммуникации через овладение ими иноязычной коммуникативной компетентностью и развитие поликультурной личности. Эта цель обеспечивается лингвистическим, речевым, социокультурным и общеучебным опытом, согласованным с возрастными особенностями учащихся. Применение компетентностного подхода к изучению русского языка как иностранного помогает устранить разрыв между теорией и практикой и восстановить равновесие между образованием и жизнью. Результативность реализации данного подхода заключается в овладении русским языком как иностранным на уровне, позволяющем учащимся использовать его для удовлетворения учебных потребностей, установления личных контактов с иноязычными сверстниками, для самообразования и саморазвития посредством изучаемого языка.
Средствами иностранного языка оказывают влияние на воспитанную, образовательную и развивающую сферу школьников. Компетентностный подход к изучению русского языка как иностранного характеризуется дидактическими и методическими особенностями организации учебного процесса. Прежде всего, компетентностный подход обусловлен возрастными особенностями учащихся, которые требуют использования специальных форм, методов и способов презентации, активизации учебного материала и средств контроля уровня его усвоения.
В исследовании выполнен анализ учебника по русскому языку для учащихся 5 класса с таджикским языком обучения Н.А. Некрасовой, который отвечает компетентностной направленности обучения. В ходе анализа проанализированы упражнения по разным темам, которые учитывают пропедевтический характер формирования знаний о языке и речи, позволяют привлечь детей к различным видам деятельности, организовать как индивидуальную, так и коллективную работу, развивать умение самостоятельно работать над материалом.
На основе анализа учебника – одного из аспектов важной и малоразработанной дидактической проблемы языка обучения – выявлено, что эффективность учебника для самостоятельной работы учащихся в значительной степени зависит от информационной насыщенности так называемого основного текста (в нашем случае – текста о языке и речи), «плотности » представленной в нем информации, стилистической принадлежности текста и т.п. Анализ упражнений учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» показал, что в основном упражнения направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся: часть упражнений направлена на восприятие и продуцирование высказываний на основе разносторонней подготовки (условно-речевая деятельность), другая часть – на использование речи с неречевой целью, обогащение опыта его коммуникативного использования. Типы задач в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» свидетельствуют о языковом или речевом характере учебной работы, ее направленности на развитие у учащихся умения работать самостоятельно, а также сотрудничать с одноклассниками, что обусловлено компетентностным подходом к обучению. По компетентностям упражнения были распределены следующим образом: коммуникативно-речевая компетентность – 167 упражнений, что составляет 43,3%; социокультурная компетентность – 45 упражнений, что составляет 11,6% от общего количества упражнений; лингвистическая (языковая) компетентность – 129 упражнений, что составляет 33,5% от общего количества упражнений. В учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» не предусмотрены упражнения на формирование социолингвистической компетентности, например, с помощью сети Интернет, посредством изучения русскоязычных блогов и реального общения по Интернету и т.д. Изучение русского языка как иностранного предусматривает формирование таких компетентностей как коммуникативно-речевая, социокультурная и лингвистическая. Как показал анализ упражнений учебник Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» подходит для обучения пятиклассников русскому языку как иностранному. При этом есть недостатки, на которые необходимо обратить внимание при переиздании учебника. Недостаточное внимание уделяется формированию социокультурной компетентности, практически нет упражнений, которые бы знакомили пятиклассниками с современной культуры России. Так, в учебник включен параграф «Таджикистан – мой край родной», упражнения которого направлены на формирование социокультурной компетентности, но на материалах (на русском языке) родной страны. При этом нет параграфа, который бы целенаправленно познакомил учащихся с культурой и традицией русского народа – изучаемого языка как иностранного. Необходимо доработать содержание учебника, предусмотреть межкультурную интеграцию.
Рекомендации:
1) Устранить технические недочеты, указанные в параграфе 2.2.
2) Расширить круг упражнений, направленных на формирование социокультурной компетенции.
3) Включить упражнения, направленных на формирование социолингвистической компетентности, например, с помощью сети Интернет.
4) Изменить подход к визуальным материалам (графического содержания): заменить сюжетные картинки на современные фотографии, что значительно облегчит восприятие пятиклассниками новой информации.
Средствами иностранного языка оказывают влияние на воспитанную, образовательную и развивающую сферу школьников. Компетентностный подход к изучению русского языка как иностранного характеризуется дидактическими и методическими особенностями организации учебного процесса. Прежде всего, компетентностный подход обусловлен возрастными особенностями учащихся, которые требуют использования специальных форм, методов и способов презентации, активизации учебного материала и средств контроля уровня его усвоения.
В исследовании выполнен анализ учебника по русскому языку для учащихся 5 класса с таджикским языком обучения Н.А. Некрасовой, который отвечает компетентностной направленности обучения. В ходе анализа проанализированы упражнения по разным темам, которые учитывают пропедевтический характер формирования знаний о языке и речи, позволяют привлечь детей к различным видам деятельности, организовать как индивидуальную, так и коллективную работу, развивать умение самостоятельно работать над материалом.
На основе анализа учебника – одного из аспектов важной и малоразработанной дидактической проблемы языка обучения – выявлено, что эффективность учебника для самостоятельной работы учащихся в значительной степени зависит от информационной насыщенности так называемого основного текста (в нашем случае – текста о языке и речи), «плотности » представленной в нем информации, стилистической принадлежности текста и т.п. Анализ упражнений учебника Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» показал, что в основном упражнения направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся: часть упражнений направлена на восприятие и продуцирование высказываний на основе разносторонней подготовки (условно-речевая деятельность), другая часть – на использование речи с неречевой целью, обогащение опыта его коммуникативного использования. Типы задач в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» свидетельствуют о языковом или речевом характере учебной работы, ее направленности на развитие у учащихся умения работать самостоятельно, а также сотрудничать с одноклассниками, что обусловлено компетентностным подходом к обучению. По компетентностям упражнения были распределены следующим образом: коммуникативно-речевая компетентность – 167 упражнений, что составляет 43,3%; социокультурная компетентность – 45 упражнений, что составляет 11,6% от общего количества упражнений; лингвистическая (языковая) компетентность – 129 упражнений, что составляет 33,5% от общего количества упражнений. В учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» не предусмотрены упражнения на формирование социолингвистической компетентности, например, с помощью сети Интернет, посредством изучения русскоязычных блогов и реального общения по Интернету и т.д. Изучение русского языка как иностранного предусматривает формирование таких компетентностей как коммуникативно-речевая, социокультурная и лингвистическая. Как показал анализ упражнений учебник Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения» подходит для обучения пятиклассников русскому языку как иностранному. При этом есть недостатки, на которые необходимо обратить внимание при переиздании учебника. Недостаточное внимание уделяется формированию социокультурной компетентности, практически нет упражнений, которые бы знакомили пятиклассниками с современной культуры России. Так, в учебник включен параграф «Таджикистан – мой край родной», упражнения которого направлены на формирование социокультурной компетентности, но на материалах (на русском языке) родной страны. При этом нет параграфа, который бы целенаправленно познакомил учащихся с культурой и традицией русского народа – изучаемого языка как иностранного. Необходимо доработать содержание учебника, предусмотреть межкультурную интеграцию.
Рекомендации:
1) Устранить технические недочеты, указанные в параграфе 2.2.
2) Расширить круг упражнений, направленных на формирование социокультурной компетенции.
3) Включить упражнения, направленных на формирование социолингвистической компетентности, например, с помощью сети Интернет.
4) Изменить подход к визуальным материалам (графического содержания): заменить сюжетные картинки на современные фотографии, что значительно облегчит восприятие пятиклассниками новой информации.



