Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты концепции общества риска 7
1.1 Сущность и подходы к изучению общества риска 7
1.2 Социально-экономические аспекты общества риска 21
Глава 2. Социально-экономическая система Китайской Народной Республики
2.1 Экономические показатели 29
2.2 Урбанизация как фактор экономического развития 38
2.3 Рост численности населения как фактор экономического развития 42
2.4 Особенности социального развития 45
Глава 3. Общество риска в современном Китае 52
3.1 Экология 53
3.2 Угроза вирусных заболеваний как фактор общества риска 63
3.3 Кибербезопасность 68
3.4 Торговая война 74
3.5 Китай как фактор риска в глобализированном сообществе 76
3.6 Социально-экономические аспекты общества риска в современном Китае: результаты опроса 83
Заключение 87
Список литературы 94
Приложение 1 103
Приложение 2 110
Актуальность. С развитием глобальной экономики и прогрессом науки и техники «общество риска» в Китае стало серьезной проблемой как для правительства, так и для граждан. Общество риска относится к сложному набору взаимосвязанных социальных, экономических и экологических рисков, которые становятся все более заметными в китайском контексте. Во-первых, важно понять природу риска в Китае. В Китае риск определяется как с точки зрения потенциального вреда, который может быть причинен в результате конкретной деятельности, так и с точки зрения вероятности возникновения этого вреда. «Общество риска» в Китае характеризуется множеством источников, включая экологические риски, экономические риски и социальные риски. Экологические риски включают загрязнение воздуха, воды и почвы. Экономические риски включают потенциальный экономический спад, девальвацию валюты и волатильность рынка. Социальные риски включают бедность, неравенство и преступность. Во-вторых, важно рассмотреть последствия «общества риска» в Китае. «Общество риска» в Китае создает ряд проблем для нации и для всего человечества.
В последние годы китайская нация пережила быструю трансформацию от доиндустриального общества к индустриальному. Эта трансформация привела к целому ряду проблем для китайской нации, включая ухудшение состояния окружающей среды, растущее неравенство и отсутствие социальной защиты. В этом контексте концепция Ульриха Бека «общества риска» является важной основой для понимания проблем, стоящих перед китайской нацией. Концепция «общества риска» подчеркивает идею о том, что современные общества все больше характеризуются неопределенностью и риском. Это особенно верно в отношении китайской нации, которая пережила быстрый переход от аграрной экономики к современной индустриальной экономике. Этот переход сопровождался целым рядом рисков, включая ухудшение состояния окружающей среды, усиление неравенства и отсутствие социальной защиты.
Деградация окружающей среды, пожалуй, является одной из самых насущных проблем, стоящих перед китайской нацией. Поскольку страна продолжает стремительно развиваться в индустриальном направлении, в ней резко возросло загрязнение воздуха и воды. Эти загрязняющие вещества оказали негативное воздействие на здоровье и благополучие китайского народа и способствовали снижению общего качества жизни. В дополнение к ухудшению состояния окружающей среды китайская нация также столкнулась с растущим неравенством. В последние годы разрыв между. В связи с чем рассмотрение китайского общества с позиции общества риска представляется актуальным.
Целью данной работы является проанализировать зарождение, управление и восприятие рисков и ситуации неопределенности в современном китайском обществе.
В связи поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки концепции «общества риска»;
2. Проанализировать социально-экономические аспекты концепции;
3. Изучить особенности социально-экономической системы Китая;
4. Проанализировать основные факторы «общества риска» в Китае;
5. Рассмотреть КНР как фактор риска в современном мире.
Объектом исследования являются природа и масштабы рисков, существующих в китайском обществе, включая экологические риски, экономические риски, политические риски, социальные риски и технологические риски. Предмет исследования – изучение источников и причин этих рисков, их распределения по различным группам и регионам, а также их влияния на жизнь людей и окружающую среду.
Методологическая основа. Изучение «общества риска» в Китае является междисциплинарной областью, которая опирается на социологию, экологические исследования, политологию и другие смежные дисциплины, чтобы лучше понять сложные взаимодействия между различными социальными, экономическими и экологическими факторами, которые формируют характер и масштабы рисков в современном Китае. В связи с этим в работе используется междисциплинарный подход, предполагающий интеграцию точек зрения из различных дисциплин, таких как социология, политология, экологические исследования и экономика, чтобы обеспечить более полное понимание динамики общества риска. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод структурного анализа, системный и исторический методы.
Теоретическую основу исследования составили труды, исследователей, занимающихся теоретическими аспектами общества риска: У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, З. Бауман, Б. С. Тернер; а также исследователей-китаедов, изучающих особенности развития КНР и китайского общества: С.А. Луконин, В.В. Михеев, П.М. Мозиас, Ю.Ю. Погудина, Л. И. Цедилин, Чжан Хаопэн, Фань Шенген, Гын Ли, Л. Ш. Лау., И Цянь, Г. Роланд, Дж. Y. Лин, Р. Мэннинг, М. Равальон, С. Чен, Х. Ван, Б. С. Тернер, Дж. Синлян, У. Хукай, Л. Шаша, Д. Ци, С. Хунцзяньи др. Помимо этого, в работе использовались работы китайских исследователей, рассматривающих социально-экономические проблемы страны: 吴舜泽 (У Шунцзе), 殷培红 (Инь Пэйхун), 和夏冰 ( Хэ Ся Бин), 耿润哲 (Гэн Рунчжэ), 张昱恒 (Чжан Юхэн), 贺蓉 (Хэ Жун), 尚静 (Шан Цзин), 张和清 (Чжан Хэцин), 李春玲 (Ли Чуньлин),肖显静 (Сяо Сяньцзин) и др. В качестве методологической основы исследования использовались данные из таких источников как: Национальное бюро статистики Китая, Статистический ежегодник Китая за 1949-2019 годы, Министерство людских ресурсов и социального обеспечения Глобальная база данных о выбросах CO2 , Глобальный углеродный проект, китайских СМИ и др.
Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых представлены результаты опроса.
Концепция «общества риска» становится все более важной основой для понимания современного мира. Разработанная социологом Ульрихом Беком, эта концепция предполагает, что современное общество характеризуется растущим осознанием и заботой о рисках и неопределенностях, которые создаются технологическими, социальными и экологическими изменениями. Осознание рисков имеет значительные последствия того, как мы понимаем широкий круг проблем и реагируем на них, от изменения климата и финансовых кризисов до использования новых технологий и распространения пандемий.
Концепция «общества риска» подчеркивает необходимость нового подхода к управлению и принятию решений перед лицом этих рисков. Вместо того чтобы полагаться на традиционные формы авторитета и экспертных знаний, общество риска требует более широкого участия и инклюзивного подхода к принятию решений, учитывающего перспективы и озабоченности различных заинтересованных сторон. Таким образом, концепция общества риска обеспечивает ценный подход для понимания сложных и взаимосвязанных вызовов нашего времени и предполагает необходимость более активного и совместного подхода к управлению рискам и их снижению.
Будучи самой густонаселенной страной в мире, Китай сталкивается с целым рядом проблем из-за быстрого развития своей экономики и культуры. Ульрих Бек, рассматривая концепцию «общества риска» замечает, что наступление современности привело к увеличению риска социальных и экологических катастроф. В случае Китая этот риск особенно актуален, поскольку страна сталкивается с рядом ключевых проблем, включая деградацию окружающей среды, старение населения и отсутствие полноценного социального обеспечения.
За последние несколько десятилетий социально-экономическая ситуация в Китае претерпела значительные изменения. Пройдя путь от преимущественно аграрного общества до второй по величине экономики в мире, Китай добился заметного экономического роста и социального развития. Эта трансформация была вызвана целым рядом факторов, включая многочисленную и все более квалифицированную рабочую силу Китая, его масштабные инвестиции в инфраструктуру и технологии, а также его растущую роль в мировой торговле и инвестициях.
Однако, несмотря на эти достижения, социально-экономическая ситуация в Китае вызвала определенные проблемы. Растущее неравенство, ухудшение состояния окружающей среды и быстрое старение и другие. Более того, сохраняющаяся напряженность между Китаем и Соединенными Штатами, особенно в рамках развивающейся «торговой войны», а также другими странами вызывает опасения по поводу потенциального воздействия на экономику Китая и ее способность поддерживать свой рост в будущем. В целом социально-экономическая ситуация в Китае остается сложной и многогранной, с как возможностями, так и вызовами. Чтобы сохранить свой рост и добиться большего социального и экономического развития, Китаю необходимо будет решать эти проблемы и продолжать адаптироваться к меняющемуся глобальному ландшафту.
Так, ухудшение состояния окружающей среды стало серьезной проблемой в Китае, а загрязнение воздуха и воды в некоторых частях страны достигло опасного уровня. Стремительная индустриализация страны привела к увеличению выбросов углекислого газа и других парниковых газов, способствующих изменению климата. Кроме того, чрезмерное использование удобрений и пестицидов в сельскохозяйственном секторе приводит к деградации почв и загрязнению воды. Эти проблемы усугубляются отсутствием эффективного регулирования и правоприменения, что привело к увеличению уровня загрязнения. В результате китайское население подвергается риску воздействия опасных уровней загрязняющих веществ.
Усиливают проблему экологии высокий темп урбанизации в стране, т.к. быстрая индустриализация и городское развитие привели к серьезному загрязнению воздуха и воды, а также к разрушению естественной среды обитания и биоразнообразия. Эти экологические риски имеют значительные последствия для общественного здравоохранения и качества жизни, причем загрязнение воздуха, в частности, является серьезной угрозой для здоровья во многих городских районах. Решение этих проблем потребует совместного и инклюзивного подхода, который предполагает совместную работу правительства, промышленности и гражданского общества над созданием более устойчивых городских сообществ.
Население Китая быстро стареет из-за национальной политики «одного ребенка», которая была отменена, но оказала значительное влияние на современное общество. Это привело к сокращению рабочей силы и большому проценту пожилых людей, уход за которыми зависит от государства. Кроме того, отсутствие системы социального обеспечения, не смотря на попытки государства решения данной проблемы, означает, что эти пожилые люди часто остаются без надлежащего медицинского обслуживания и финансовой поддержки. Это представляет значительный риск для будущего китайской экономики и общества, поскольку страна не сможет обеспечить необходимые ресурсы для ухода за своим стареющим населением.
Помимо этого, Китай сталкивается с риском гражданских беспорядков из-за экономического неравенства и социальной несправедливости. Несмотря на быстрое экономическое развитие страны, по-прежнему существует большой разрыв между богатыми и бедными. Это неравенство привело к росту социальной напряженности, а протесты и демонстрации становятся все более распространенными. Эти проблемы в сочетании с отсутствием политической свободы угрожают дестабилизировать китайское правительство и привести к гражданским беспорядкам. Нация сталкивается с целым рядом ключевых проблем, включая деградацию окружающей среды, старение населения и отсутствие социального обеспечения. Если эти проблемы не будут решены, существует риск социальных и экологических катастроф, которые могут иметь серьезные последствия для будущего Китая.
С ростом цифровой экономики и возрастающим значением информационно-коммуникационных технологий кибербезопасность стала жизненно важным аспектом национальной безопасности и экономической стабильности. Китай сталкивается со значительными рисками кибербезопасности, включая кибератаки, утечку данных и онлайн-мошенничество. Обширная цифровая инфраструктура страны и большое количество пользователей Интернета создают новые возможности для киберпреступников и хакеров использовать уязвимости в системе.
Растущая роль Китая как глобальной экономической и политической державы привела к усилению рисков и проблем, связанных с кибербезопасностью. Страна все чаще становится мишенью иностранных субъектов, стремящихся украсть конфиденциальную информацию, разрушить критически важную инфраструктуру. Для решения этих проблем правительство Китая приняло ряд мер по кибербезопасности, включая разработку всеобъемлющего закона о кибербезопасности и учреждение национального агентства по кибербезопасности. Эти меры направлены на улучшение защиты от кибербезопасности, повышение конфиденциальности и безопасности данных, а также повышение устойчивости страны к киберугрозам.
В современном мире угроза развития и распространения вирусных инфекций стала важным элементом «общества риска». Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на Китай как на «общество риска». На ранних стадиях вспышки китайское правительство ввело строгие карантинные меры и карантин, которые помогли замедлить распространение вируса. Однако эти меры также оказали значительное социальное и экономическое воздействие, особенно на малообеспеченные и маргинализованные группы населения, которые с большей вероятностью пострадают от пандемии. Пандемия COVID-19 также высветила глубинное социальное и экономическое неравенство в Китае. Пандемия выявила уязвимость системы здравоохранения страны, а нехватка медикаментов и оборудования привела к критической нехватке в первые дни вспышки. Кроме того, пандемия усугубила неравенство в доходах и благосостоянии, поскольку низкооплачиваемые работники сектора услуг особенно сильно пострадали от экономических последствий пандемии.
Более того, пандемия COVID-19 имела значительные глобальные последствия, особенно в области торговли и международных отношений. Пандемия привела к сбоям в глобальных цепочках поставок, что имело значительные последствия для экономики Китая, а также для мировой экономики в целом. В целом, пандемия COVID-19 имела значительные последствия для Китая как общества риска, подчеркивая необходимость более совместного и инклюзивного подхода к преодолению кризисов в области общественного здравоохранения и других сложных проблем.
В экономическом плане новым фактором, влияющим на формирование «общества риска» в КНР стала торговая война между Китаем и Соединенными Штатами. Продолжающаяся напряженность и торговые споры между двумя странами создали большую неопределенность и риски в экономике и обществе Китая. Торговая война оказала значительное экономическое воздействие на Китай, особенно с точки зрения экспорта страны и иностранных инвестиций. Введение тарифов Соединенными Штатами привело к сокращению экспорта Китая, особенно в производственном секторе, что привело к потере рабочих мест и экономической неопределенности для многих китайских граждан. Помимо этого, данный конфликт может иметь значительные последствия для региональной и глобальной стабильности и может создать более неопределенную и рискованную глобальную обстановку.
Стоит отметить, что Китай, как важный член глобализированного сообщества, который оказывает значительное влияние на региональное и глобальное развитие, сам в определенной степени влияет на развитие мирового «общества риска».
Помимо этого, в рамках исследования был проведён онлайн-опрос о восприятии «общества риска» гражданами Китая. Результаты опроса говорят о том, что китайцы достаточно осведомлены о данной концепции. Они рассматривают риски для здоровья, экономики и окружающей среды как наиболее важные риски, с которыми сталкивается современное общество. Респонденты также говорят, что риски, с которыми сталкивается современное китайское общество, отличаются от тех, с которыми сталкивались предыдущие поколения. Не смотря на то, что почти половина респондентов сообщила, что они подвержены этим рискам, большинство считает, что граждане Китая слабо информированы о социально-экономических рисках. Эти результаты свидетельствуют о необходимости повышения осведомленности и просвещения о социально-экономических рисках в современном китайском обществе.
Для решения проблем, связанным с развитием «общества риска» в Китае, представляется актуальным провести ряд мер, которые могли уменьшить или предотвратить возможные риски:
• Повысить осведомленность общественности об обществе риска: Важно повысить осведомленность общественности о концепциях общества риска, чтобы гарантировать, что китайская общественность осведомлена о потенциальных рисках, связанных с жизнью в обществе риска. Это может быть сделано с помощью кампаний по просвещению общественности, таких как лекции, практикумы и мастер-классы, а также с помощью средств массовой информации, таких как телевидение, радио и газеты.
• Содействовать разработке стратегий оценки рисков и управления ими: Правительству Китая важно содействовать разработке стратегий оценки рисков и управления ими. Это будет включать использование инструментов и моделей анализа рисков для выявления потенциальных рисков и разработки стратегий по устранению этих рисков.
• Расширять научные и технологические исследования общества риска: Важно расширять научные и технологические исследования общества риска, чтобы лучше понять последствия жизни в обществе риска. Это исследование может быть использовано для разработки эффективных стратегий и политики по устранению рисков, связанных с жизнью в обществе риска.
• Укрепление правовой и нормативной базы для общества риска: Для правительства Китая важно укрепить правовую и нормативную базу для общества риска. Это будет включать разработку законов и нормативных актов для устранения потенциальных рисков, связанных с жизнью в обществе риска.
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 383 с.
2. Бек, У. От индустриального общества к обществу риска / У. Бек // Thesis. — 1994. — No 5, С. 161–168
3. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр. – М. : РИПОЛ классик, 2016. – 224 с
4. Гидденс Э. Неспокойный и могущественный континент : что ждет Европу в будущем? / Э. Гидденс. – М. : Дело : РАНХиГС, 2015. – 240 с с. 10-11
5. Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г. К. Ольховикова// М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 352 с.
6. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М.: Весь мир, 2004. 120 с.
7. Демографическая политика Китая "одна семья - один ребенок". Досье, 29.10.2015, ТАСС URL: https://tass.ru/info/2389795 (дата обращения: 03.11.2022)
8. Луман, Н. Понятие риска // Альманах THESIS, 1994. No 5 c. 135-160
9. Матюх Е. Т. Теории «Общества риска» в современной гуманитарной науке // Теория и практика общественного развития. 2012. №7. с. 33-36
10. Михеев В. В., Луконин С.А. Китай-США: многовекторность “торговой войны”// Мировая экономика и международные отношения 63, no. 5 , 2019 с. 57-66.
11. Мозиас П.М. Урбанизация в Китае: Прошлое и настоящее. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2022(1) с. 121-155.
12. Платонов И.А. КНР: актуальные социально-экономические тенденции // Научные записки молодых исследователей. 2016. №3. с. 23-27
13. Погудина Ю.Ю. Особенности процесса урбанизации в Китае. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. №4. 2011 с. 171-177.
14. Цедилин Л.И. Современная модель социально-экономического развития китая: идентификация и анализ// вестник института экономики российской академии наук 3/2019 с. 126-136
15. Чжан Хаопэн Структура модели социальной стратификации китайского общества // Социология. 2022. №6. с. 109-113, с. 110
16. Andrew Ward, “Warning by UN as Dust Storms Worsen,” Financial Times, April 4, 2004, p.2.
17. Bauman Z. The Individualized Society.// Cambridge, UK: Polity Press. 2001. 259 p.
18. Bauman, Z. Surviving Post-modernity: The Future of the Humanities.// Theory, Culture & Society 9 (1) 1992, pp. 217-234.
19. China GDP data. Электронный ресурс. URL: http://www.tradingeconomics.com/china/gdp (дата обращения: 02.12.2022)
20. China Statistical Abstract 2010, China Compendium of Statistics 1949–2019 URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/ (датаобращения: 03.12.2022)
21. Cobey S. Modeling infectious disease dynamics|| Science 368, no. 6492. 2020 pp. 713-714.
22. Coronavirus(COVID-19) outbreak, WHO. URL: https://www.who.int/westernpacific/emergencies/covid-19 (Датаобращения: 14.12.2022)
23. Fan Shenggen Growth, Inequality, and Poverty in Rural China: The Role of Public Investments//Fan Shenggen, Linxiu Zhang, Xiaobo Zhan/International Food Policy Research Institute. Washington D.C. 2002 72 p. URL: https://books.google.ru/books?id=_DQo-VBHQOsC&lpg=PR8&ots=Xn7phkoXM_&dq=info%3ASrXCSwsIr6wJ%3Ascholar.google.com&lr&pg=PR8#v=thumbnail&q&f=false (датаобращения: 03.11.2022)
24. Fei J. Ranis G. Growth and Development from an Evolutionary Perspective, Blackwell, Malden, Massachusetts 1997. 480 p. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/jid.1409 (дата обращения: 03.11.2022)
25. Geun Lee, “Environmental Security in East Asia,” Asian Perspective, Vol. 26, No. 2, 2002, p.86.
26. Giddens А. Modernity and Self – Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991. 245 р.
27. Giddens, A. The Politics of Climate Change. Cambridge: Polity Press, 2009. 264 р.
28. Global Carbon Project URL: https://www.globalcarbonproject.org/ (Датаобращения: 12.12.2022)
29. Global SO2 Emissions Database URL: http://fizz.phys.dal.ca/~atmos/martin/?page_id=140 (Датаобращения: 12.12.2022)
30. http://www.mohrss.gov.cn (http://www.mohrss.gov.cn/)/
31. Huremović D. Brief history of pandemics (pandemics throughout history).// Psychiatry of pandemics: a mental health response to infection outbreak 2019 pp. 7-35
32. Iradian, G. Inequality, Poverty, and Growth: Cross-Country Evidence. Middle East and Central Asia Department. IMF Working Paper. February 2005
33. Lau L. J., Qian Y. and Roland G. Reform without losers: An interpretation of
34. China’s dual-track approach to transition// Journal of Political Economy, vol. 108, 2000.
35. Learning from SARS: Preparing for the Next Outbreak// Institute of Medicine of the National Academies, Washington, D.C.: The National Academies Press, 2004, p 3
36. Lester R. Brown, “Dust Storms Threatening China’s Future,” Earth Policy Alert 2001-2, May 23, 2001, www.worldhungeryear.org.
37. Lin J. Y. and Li F. Development strategy, viability, and economic distortions in developing countries, World Bank Policy Research Working Paper no. 4906, Washington, DC. 2009. 26 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/4099/WPS4906.pdf?sequence=1 (дата обращения: 03.12.2022)
38. Lin J. Y. Demystifying the Chinese Economy// The Australian Economic Review,The University of Melbourne, Melbourne Institute of Applied Economic and Social Research vol. 46, no. 3, 2013. pp. 259-268
39. Lin J. Y. Rural reforms and agricultural growth in China// American Economic Review, vol. 82, 1992. pp. 34–51
40. Maddison, A. The World Economy: A Millennial Perspective, OECD Development Centre, Paris. 2001. 384 p. URL: https://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/4014/1/188%20.%20Angus_Maddison..pdf (дата обращения: 03.12.2022)
41. Manning R. The Asian Energy Predicament, Survival, Autumn 2000, pp. 73-88
42. National Bureau of Statistics of China URL: http://www.stats.gov.cn/enGliSH/ (датаобращения: 03.11.2022)
43. Prosterman R., T. Hanstad, P. Li. Can China Feed Itself? Scientific American, November 1996 p. 14
44. Ravallion M., Chen S. China’s (uneven) progress against poverty// Journal of Development Economics, vol. 82, 2007. pp. 1–42.
45. Saywell Т., Fowler G. A., Crispin S.W. The Cost of SARS: $11 billion and Rising//
46. Far Eastern Economic Review, April 24, 2003, p. 12.
47. Song Z., Xiong W. Risks in China's financial system. Annual review of financial economics, 10, 2018 pp.261-286.
48. Turner B. S. Orientalism, postmodernism, and globalism / B. S. Turner. – Routledge ; London and New York, 1994. – 228 p. р. 170-182
49. X Wang China Case Study// X Wang, B Wu - The Role of Intergovernmental Fiscal Transfers in Improving Education Outcomes/ World Bank Publications. 2021, 265 p.
50. Xingliang Guan, Houkai Wei, Shasha Lu, Qi Dai, Hongjian Su Assessment on the urbanization strategy in China: Achievements, challenges and reflections// Habitat International, Volume 71, 2018, pp. 97-109
51. Ying Fan, Hua Liao, Yi-Ming Wei, Can market oriented economic reforms contribute to energy efficiency improvement? Evidence from China, Energy Policy, Volume 35, Issue 4, 2007, P. 2287-2295
52. 《环境影响评价法》。(Метод оценки воздействия на окружающую среду URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2002/content_61822.htm (Дата обращения: 12.11.2022)
53. 《解“癌症村”困境才能建设美丽中国》。(Только решив дилемму ”Раковой деревни", мы сможем построить прекрасный Китай http://opinion.cntv.cn/2013/04/08/ARTI1365416137669392.shtml(Датаобращения: 12.11.2022)
54. 严燕, 刘祖云."风险社会理论范式下中国“环境冲突”问题及其协同治理".南京师大学报(社会科学版)。(Янь Янь, Лю Цзуюнь. “Проблема ”экологического конфликта" в Китае и его коллективное управление в рамках парадигмы теории общества риска."Журнал Нанкинского педагогического университета издание по социальным наукам.) 3. 2014. стр.. 31-41
55. 个人信息保护法。(Закон о защите личной информации)
56. 中华人民共和国人力资源和社会保障部。( Министерство людских ресурсов и социального обеспечения Минздравсоцразвития)
57. 乔治•弗雷德里克森:《公共行政的精神》,张成福等译,北京: 中国人民大学出版社。(Джордж Фредриксен: "Дух государственного управления", перевод Чжан Чэнфу и других, Пекин: Издательство Китайского университета Жэньминь.) 2003, стр. 33-34.
58. 余伟京:《论环境冲突的成因》,《西北农林科技大学学报》2003年第5期。(Юй Вэйцзин: "О причинах экологического конфликта", Журнал Северо-Западного A& F университета.)№ 5, 2003.
59. 冯鹏志."数字化乐园"中的"阴影"飞网络社会问题的面相与特征. 自然辩证法通讯。(Фэн Пэнчжи. "Тень" в "Цифровом раю" - это лицо и характеристики проблем онлайн-общества. Информационный бюллетень по естественной диалектике.) №5. 1999 c. 35-44.
60. 吕沛颖,巫细波.COVID-19疫情对我国区域经济的影响及空间溢出效应研究。(Лу Пэйин, Ву Сибо. Исследование влияния эпидемии COVID-19 на региональную экономику нашей страны и пространственных побочных эффектов.)//Устойчивое развитие 12 (2022): 340.
61. 吴玉麟等:《山东省可持续发展战略研究》,济南:山东人民出版社。(У Юйлинь и др.: "Исследование стратегии устойчивого развития в провинции Шаньдун", Цзинань: Шаньдунское народное издательство.) 2000, стр. 256.
62. 吴舜泽,殷培红,何夏冰,耿润哲,张昱恒,贺蓉."落实党委和政府农村生态环境保护主体责任的调研分析." 环境与可持续发展。(УШунцзе, ИньПэйхун, ХэСяБин, ГэнЖунчжэ, ЧжанЮхэниХэЖун. "Исследования и анализ по выполнению обязанностей партийного комитета и правительства как основного органа сельской экологической охраны окружающей среды."Окружающая среда и устойчивое развитие.) 44, №. 2. 2019 c. 5-9.
63. 周秀英.彻底摆脱“铁饭碗”观念困扰的意义与路径。东北师大学报: 哲学社会科学版。(Чжоу Сюин. Смысл и путь полного избавления от понятия “железная миска для риса”. Журнал Северо-Восточного педагогического университета: Издание по философии и социальным наукам.) 2009. стр.. 59-62.
64. 尚静,张和清。贫困,环境退化与绿色减贫以一个华南村庄的社会工作实践案例研究,开放时代。(Шан Цзин, Чжан Хэцин. Бедность, ухудшение состояния окружающей среды и сокращение "зеленой" бедности - пример практики социальной работы в южнокитайской деревне. Открытая эра.) N6 2020 стр. 61-76.
65. 张保伟:《环境冲突的伦理治理机制与我国生态文明建设研究》,《理论与改革》。(Чжан Баовэй: "Этический механизм управления экологическим конфликтом и исследования по построению экологической цивилизации в нашей стране", "Теория и реформа") № 1, 2012
66. 张晓君. 数据主权规则建设的模式与借鉴——兼论中国数据主权的规则构建[J]. 现代法学。(Чжан Сяоцзюнь. Модель и справочник по построению правил суверенитета данных - Обсуждение построения правил для суверенитета данных Китая [J]. Современное право.) 2020, 42(6): 136-149.
67. 德]赖纳•特茨拉夫主编:《全球化压力下的世界文化》,吴志成、韦苏等译,南昌:江西人民出版社。(Главный редактор журнала Dreiner Tetzlaff: "Мировая культура под давлением глобализации", перевод У Чжичэна, Вэй Су и других, Наньчан: Народное издательство Цзянси.) 2001, стр. 50.
68. 戴维德.过度互联:互联网的奇迹与威胁.李利军译, 北京:中信出版社。(Давиде.Чрезмерная взаимосвязь: чудеса и угрозы Интернета.Перевод Ли Лицзюня, Пекин: издательство Citic.) 2012: Ⅺ.
69. 数据安全法。(Закон о защите данных)
70. 《环境污染引发社会冲突》。(Загрязнение окружающей среды вызывает социальные конфликты) URL: http://www.21page.net /html /2012-3-19/2012319103648html (Дата обращения: 12.11.2022)
71. 李春玲.中产阶级的消费水平和消费方式.广东社会科学。(Ли Чуньлин. Уровень потребления и режим потребления среднего класса. Гуандунские социальные науки.) 2011(4) рр. 210-218.
72. 李春玲.中国中产阶级的增长及其现状.江苏社会科学。(Ли Чуньлин. Рост среднего класса Китая и его нынешнее положение. Общественные науки Цзянсу. )2008(5) рр. 68-77.
73. 李璐璐王凤玉近代中国现代化进程中的社会结构及其转型/浙江人民出版社—杭州。(Ли Лулу, Ван Фэнъюй, Социальная структура и ее трансформация в процессе модернизации современного Китая /Чжэцзянское народное издательство —Ханчжоу.)2005 рр. 84-105
74. 李路路,李升.殊途异类:当代中国城镇中产阶级的类型化分析,社会学研究。(Ли Лулу, Ли Шэн. Особый путь гетерогенности: типологический анализ городского среднего класса в современном Китае. Социологическое исследование.) 2007. рр. 15-38.
75. 段兴利,汪中海.网络社会问题研究现状综述,云南民族大学学报。(Дуань Синли, Ван Чжунхай. Краткое изложение состояния исследований проблемонлайн-общества. Журнал Юньнаньского университета национальностей.) №3. 2008 рр. 60-65.
76. 汝信等:《2010 年中国社会形势分析与预测》,北京: 社会科学文献出版社。(Ру Синь и др.: "Анализ и прогнозирование социальной ситуации в Китае в 2010 году", Пекин: Литература по общественным наукам.)2009, стр. 8.
77. 程雨燕:《环境群体性事件的特点、原因及其法律对策》,《广东行政学院学报》。(Чэн Юянь: "Характеристики, причины и правовые меры противодействия групповым экологическим инцидентам", Журнал Гуандунского института управления.)№ 2, 2007
78. 网络安全法。(Закон о сетевой безопасности)
79. 肖显静:《生态政治——面对环境问题的国家抉择》,太原: 山西科学技术出版社。(Сяо Сяньцзин: "Экологическая политика - национальный выбор перед лицом экологических проблем", Тайюань: Шаньси Сайенс энд Технолоджи Пресс.) 2003, стр. 157.
80. 自然之友编:《20 世纪环境警示录》,北京:华夏出版社。(Под редакцией Друзей природы: "Экологические предупреждения в 20 веке", Пекин: издательство Хуася.)2001, стр. 8.
81. 郭迟,王梦媛,高柯夫,刘经南,左文炜."面向重大公共卫生事件的位置服务技术——以 COVID-19疫情为例."武汉大学学报 -信息科学版(Го Чи, Ван Мэнъюань, Гао Кэфу, Лю Цзиннань и Цзо Вэньвэй. "Технология определения местоположения для крупных мероприятий в области общественного здравоохранения - на примере эпидемии COVID-19."Журнал Уханьского университета - Информатика, издание 46.) №. 2. 2021 стр. 150-158.
82. 魏羡慕、李红岩:《环境治理中的几个内在关系》,《自然辩证法研究》。(Вэй Янь и Ли Хунъянь: "Несколько внутренних взаимосвязей в управлении окружающей средой", "Исследование естественной диалектики".) № 10, 2000.
83. 黄琦淇."突发 COVID-19 疫情事件下中国武汉封城对全球城市公共卫生的启示。(Хуан Цици. "Последствия закрытия Уханя, Китай, в связи с внезапной эпидемией COVID-19 для общественного здравоохранения в городах мира.)// Устойчивое развитие 102020. p. 381