Введение 3
Глава 1. «Обрыв» и проблема романа 31
1.1. Возникновение идеи подлинного романа 31
1.2. Романные концепции автора и главного героя «Обрыва» 40
1.3. Пути теоретического осмысления романа 58
Глава 2. Субъектная организация «Обрыва» 63
2.1. Фигура автора в тексте 64
2.2. Абстрактный автор 69
2.3. Первичный нарратор 71
2.4. Райский как потенциальный первичный нарратор 94
2.5. Райский как вторичный нарратор 104
2.6. Адресат повествовательных инстанций 114
2.7. Коммуникативный провал и ответ автора 122
Глава 3. «Обрыв» как система зеркал 129
3.1. Концепция отражения бытия в миниатюре 129
3.2. Творчество Райского как зеркало и mise en abyme 132
3.3. Зеркальность «эпизодических целых» и персонажей 136
3.4. Сознание читателя как последнее зеркало 144
Заключение 146
Список использованной литературы
Роман И. А. Гончарова «Обрыв» — яркий пример произведения, недооцененного при жизни автора, но с течением времени вызывающего все больший интерес у изучающих литературу. Потребовалась эволюция литературных форм, а также развитие науки о литературе, чтобы семантический потенциал «Обрыва», его сложной и необычной структуры мог привлечь внимание широкого круга интерпретаторов.
Почвой для переосмысления «Обрыва» стало распространение произведений, описывающих свое собственное строение, в XX веке. И. Кристенсен так описывал «тренд, во многом вышедший на передний план в западном искусстве» : «Метаискусство, которое переносит свое внимание на работу искусства как такового, превалирует во всех его формах <...> В живописи оно представлено произведениями Жоржа Брака, в драме — Пиранделло. Метаискусство теперь в фильмах (Феллини), музыке (Мортенсон) и даже в литературной критике (Томас Р. Вайтекер)».
Эта тенденция проявилась в творчестве французских создателей «нового романа», участников итальянской «Группы 63», таких авторов, как Х. Л. Борхес, В. В. Набоков, Д. Барт и многих других. Свойства литературы превратились в ее предмет, а традиционное содержание оказалось вытеснено на периферию. Не последнюю роль в этом сыграли достижения науки о литературе: как отмечает П. Во, «писатели в целом стали гораздо более осведомленными о теоретических проблемах, сопровождающих построение художественных произведений. В результате их романы приобрели тенденцию к воплощению измерений саморефлексии и неуверенности в форме <...> Они все исследуют теорию литературы через практику ее написания».
Сложившаяся ситуация стала вызовом для теоретической мысли, породив многочисленные попытки осмысления металитературы в 60–70-х гг. XX века. К моменту появления термина metafiction успели получить распространение другие понятия с приставкой «мета»: лингвист Л. Ельмслев в работе 1961 года ввел термин «метаязык» , определив его как язык, отсылающий не к внеязыковой реальности, но к другому языку, занимающему место означаемого; также использовались понятия «метатеатр», «метариторика» и т. п. Термин metafiction впервые употребил в своем эссе американский критик и писатель У. Гэсс. Анализируя произведения Борхеса, Барта и О’Брайана, он написал: «В самом деле, многие так называемые анти-романы — на самом деле металитература (metafiction)» .
Второй важной вехой в изучении описывающей себя литературы стал выход монографии Р. Алтера «Частичная магия: роман как сознающий себя жанр» . В ее основе лежало представление о самосознающем произведении, определение которого с небольшими изменениями повторили другие исследователи, соединив его с понятием metafiction. «Самосознающий роман, — писал Алтер, — систематически выставляет напоказ собственное состояние искусственности и тем самым исследует проблематичные взаимоотношения между мнимо-реальным искусством и реальностью» . По мнению ученого, «в творчестве многих романистов, как в Испании времен Ренессанса, так и в современной Франции и Америке, “реалистический проект” оказался чрезвычайно осложнен и отмечен осведомленностью писателя о том, что литература никогда не повествует о реальных вещах, а реализм в литературе — лишь заманчивое противоречие». Эта концепция стала теоретической базой для многих исследований металитературы, в которых, однако, критиковались отдельные положения Алтера (например, о том, что в XIX веке «произошел почти полный закат самосознающего романа» ).
Другим ученым, стоявшим у истоков изучения метапрозы, был Р. Сколз. В работе 1867 года он ввел собственное понятие fabulation (позаимствовав это слово у английского первопечатника У. Кэкстона), анализируя произведения шести английских и американских авторов XX века. Fabulation Сколз описывал как литературу, открывшую «невероятную радость проектирования» и чувство удовольствия от формы. Позднее Сколз пользовался и термином metafiction , не дав ему, однако, строгого определения и ограничившись замечанием, что такая литература «если о чем и говорит, так это о возможности и невозможности самой себя». В центре внимания Сколза и ряда других исследователей (таких как Л. Маккафери, С. Фогель, Д. Флетчер и М. Брэдбери ) оставались литературные опыты XX века.
Тем не менее, желание дать определение металитературы, проследить ее генезис и разработать инструментарий для ее анализа побуждало ученых взглянуть под новым углом на произведения предшествующих эпох. Черты, характерные для метаповествования, очевидным образом играли важную роль в таких текстах, как «Дон Кихот» Сервантеса, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, «Жак-фаталист» Д. Дидро, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и других. В отношении этих произведений исследователи занимали различные позиции: в то время как одни стремились провести между ними и поздней металитературой четкую границу, другие, опираясь на концепцию Алтера, воспринимали metafiction как единое по своей сущности явление.
Примером первого подхода может служить исследование Р. Спайрза, занимавшегося испанской традицией метаромана (т. е. «романа, повествующего о своем становлении» ). Ученый отделил метатексты XX века от их предшественников, отметив, что если в «Дон Кихоте» метаплан является всего лишь одним из значимых элементов, то в современном «романе, обращенном на себя» к метаплану приковано все внимание. Кроме того, в ранней металитературе «угроза нарушения границ между мирами» если и существовала, то служила для того, чтобы «подчеркнуть эпизод или пассаж, в котором она появляется» , и только.
Теория романа Гончарова и Райского рассматривается в первой главе данной работы, «”Обрыв” и проблема романа», на фоне магистральных подходов к осмыслению этого жанра. Вторая глава, «Субъектная организация “Обрыва”», с помощью инструментов нарратологии демонстрирует сдвиг в системе коммуникативных уровней, возникающий благодаря работе Райского над собственным романом и становящийся вызовом для читателя. Наконец, третья глава, «”Обрыв” как система зеркал», концентрируется на принципе построения, характерном для романного творчества Гончарова в целом, и обосновывает употребление термина mise en abyme по отношению к «Обрыву». В заключении делаются выводы о характерных особенностях созданного Гончаровым метаромана и указываются перспективы дальнейшей работы с этой темой.
Объектом данного исследования выступает роман «Обрыв» (романы «Обыкновенная история» и «Обломов» привлекаются лишь в целях иллюстрирования общих особенностей творчества Гончарова), а предметом исследования — особенности «Обрыва», которые делают его метароманом, т. е. в сущности моделью романа, предложенной Гончаровым (чем содержание и значение произведения, разумеется, далеко не исчерпываются).
При анализе текста используются нарратологический метод, теория диалогичности слова М. М. Бахтина , а также достижения представителей структурализма (Я. Мукаржовского, Ю. М. Лотмана), герменевтики (В. Изера, Х.-Г. Гадамера, Х.Р. Яусса) и семиотики (У. Эко). При этом мы учитываем особенность всех метапроизведений, придающую их анализу дополнительное измерение, а именно тот факт, что первое описание такого текста уже осуществил изнутри сам автор.
Наша работа преследует следующие цели: 1) обосновать применение термина «метароман» по отношению к «Обрыву» и термина mise en abyme — по отношению к его структуре; 2) описать строение романа «Обрыв» в аспекте метарефлексии; 3) выявить стратегии взаимодействия «Обрыва» с потенциальным адресатом, приближающие его к идеальному реципиенту (читателю-модели). Этими целями определяются задачи исследования: 1) рассмотреть роман «Обрыв» в контексте теоретического осмысления жанра; 2) изучить принципы изображения слова повествователя и слова персонажей, прежде всего героя-писателя; 3) выяснить, что представляет собой «роман Райского» в тексте «Обрыва» и каковы его функции; 4) проанализировать использование mise en abyme и принципа зеркального отражения в архитектонике «Обрыва»; 5) охарактеризовать реализацию инварианта метаромана в творчестве Гончарова.
Контекст металитературы, который актуализирует в романе «Обрыв» особенности, мимо которых прошли его первые критики, представляется нам чрезвычайно плодотворным для изучения этого произведения. Опыт интерпретатора, знакомого с литературой XX и XXI века и описывающей ее теорией, в данном случае является не препятствием к постижению произведения, но условием для выстраивания с ним подлинно диалогических отношений: как писал Х. Р. Яусс, «произведения прошлого обретают язык и отвечают нам только тогда, когда современный наблюдатель находит вопрос, возвращающий произведение из изоляции» . Возросший в последние годы интерес к «Обрыву» как к роману, анализирующему свое собственное строение, служит ярким тому подтверждением. Актуальность работы обусловлена и тем, что восприятие подобных «Обрыву» произведений, значительно изменившееся с развитием литературы и науки о ней, отражает в миниатюре глобальные процессы литературной эволюции. Кроме того, исследование дополняет существующее представление о метаромане и за счет этого вносит вклад в осмысление романа как жанра.
Научно-практическое значение исследования состоит в расширении знаний как о поэтике романа «Обрыв», так и о явлении метаромана и, соответственно, романа в целом. Выводы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения третьего романа Гончарова, анализа повествовательных стратегий писателя и установления связей между творчеством Гончарова и других авторов метапрозы.
Роман «Обрыв», являясь метатекстом, репрезентирует концепцию романа Гончарова — романа о диалектической природе действительности, в которой поэзия и проза, выступая как тезис и антитезис, одновременно образуют синтетическое единство. Способы этой репрезентации, подробно рассмотренные в исследовании, отличаются от приемов металитературы XX века: метаплан «Обрыва» никогда не затмевает план «романа героев», иллюзия правдоподобия не разрушается ни в одном из эпизодов, так как обнажение порождающих приемов текста неизменно сопровождается миметической мотивировкой, а существование границы между фиктивным миром и реальностью читателя не ставится под сомнение.
Эти черты не являются чем-то, что характеризует именно «Обрыв»: они свойственны многим «ранним» метатекстам, как было показано Р. Спайрзом . Другая особенность «Обрыва» — введение в систему персонажей героя, являющегося автором либо притязающего на авторство представленного читателю текста — также объединяет роман с целым рядом произведений, принадлежащих разным эпохам. Тем не менее метанарративность «Обрыва» обеспечивается оригинальным сочетанием способов, что позволяет говорить о реализации инварианта метаромана в творчестве Гончарова как об уникальном явлении.
Во-первых, в «Обрыве» отсутствует четкая соотнесенность между значительными по объему фрагментами текста и повествовательными инстанциями. Это обусловлено как стилистическим сходством между словом первичного нарратора и словом персонажей (характерным для романного творчества Гончарова в целом), так и присутствием в романе записок Райского, представленных как подготовительный материал для произведения, подобного «Обрыву» по сюжету и структуре. Так как точку зрения героя-писателя в плане фразеологии нельзя однозначно отделить от точки зрения повествователя, читатель волен решать, кому из них принадлежат те или иные описания, и конструировать здание романа из заданных элементов самостоятельно. Это превращает реципиента в активного участника творческого процесса и наделяет его опытом в создании архитектоники текста — в результате читатель может «примерить» на себя роль романиста и прикоснуться романному творчеству непосредственным образом.
Другой отличительной особенностью «Обрыва» является сочетание эксплицитного и имплицитного изображения организующих принципов романной конструкции. С одной стороны, герой-писатель наделяется эстетической концепцией, близкой к авторской, и напрямую описывает многие механизмы, лежащие в основе «Обрыва»: предметом рефлексии для Райского становится и теория типизации, которой он пользуется, и выстраивание системы персонажей вокруг центрального образа, и работа с композицией произведения, и проблема авторской вненаходимости, остро встающая при наделении персонажа личными чертами. В то же время Райский как субъект творчества не уподоблен в полной мере создателю «Обрыва»: в ходе работы над романом он не может найти применения многим элементам, входящим в замысел Гончарова, в первую очередь комическим, и в результате делает выбор, отличный от авторского — написать роман об одной Вере. Финальный отказ Райского от литературного творчества становится своего рода «доказательством от противного», показывая, что часть установок героя была ошибочной. «Обрыв» является наглядным свидетельством того, что из материала, казавшегося персонажу неподходящим, роман создать можно — и ответом на вопрос, как именно, служит произведение как целое.
Из-за того, что эксплицитное изображение в тексте получает лишь неудача Райского, а итоговая «победа» автора над материалом остается замаскированной, интерпретатор вынужден сам интегрировать элементы «Обрыва», на первый взгляд не сочетающиеся с основным сюжетом, в романное целое. Эта задача провоцирует реципиента на повторное чтение произведения, замыкающегося таким образом в кольцо, подобно другим романам Гончарова. Двигаясь по герменевтическому кругу, читатель «Обрыва» идет «по следам» создателя текста в поисках его «цели и необходимости» и, открывая для себя творческий потенциал юмора (недооцененный Райским) и важность изображения «малых мира сего», может обрести «романный» взгляд на действительность — взгляд широкий и гуманный. Таким образом метароман Гончарова не только повышает компетентность своего читателя в эстетической сфере, но и способствует формированию у него этики романиста.
Третьей важной особенностью «Обрыва» как метаромана является создание сложной системы зеркал, в которой творчество героя, встроенное в романное целое по принципу mise en abyme, отражает отдельные черты обрамляющего произведения и при этом само дробится на ряд отражений в самостоятельных подсюжетах. Зеркальность пронизывает весь роман — и его композицию, и систему персонажей — что позволяет как придать образам дополнительный объем и парадоксальным образом укрепить иллюзию реальности (постоянной угрозой которой является метаплан), так и, напротив, обнажить еще один организующий принцип романного творчества Гончарова. «Зеркала» внутри «Обрыва», не создающие точных копий и продуцирующие лишь подобия (выставляющие напоказ отдельные черты отражаемых явлений), раскрывают механизм работы романа как художественного произведения. Он предстает как особого рода зеркало, которое не показывает «слепки» с действительности, но преображает ее в соответствии с открывшейся автору онтологической истиной.
Чтобы эта истина стала доступна читателю, необходимо восприятие художественного текста именно как художественного, а не «фотографии» с реальности или публицистического произведения. К такому восприятию реципиента готовят коммуникативные стратегии текста, призванные приблизить воспринимающего к идеальному читателю, читателю-модели. Без участия такого читателя подлинное значение «Обрыва» остается скрытым, а роман — не прочитанным по-настоящему. Резкая реакция критики (связанная с факторами внеэстетического характера) стала ярким тому подтверждением, побудив Гончарова акцентировать внимание на своем художественном методе в статьях по поводу «Обрыва».
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что соединение в «Обрыве» всех вышеперечисленных особенностей стало вкладом писателя в развитие метаромана и романа в целом. Превалирование плана основного сюжета над метарефлексией сближает «Обрыв» с романами с «авторскими вторжениями» (такими как романы Филдинга), в то время как игровой потенциал его структуры, оставляющий большой простор для читательского воображения и творческой активности, перекликается со смелыми опытами Стерна. Таким образом, пример «Обрыва» доказывает, что совмещение «правдоподобного повествования» с его обязательным наличием миметических мотивировок и игрового обнажения условности, превращающего текст в конструктор и приближающего читателя к позиции автора, в рамках романа вполне
В этой связи большой интерес представляет сравнение метаромана Гончарова как с более ранними метароманами, такими как «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Стерна и «Евгений Онегин» Пушкина (оба они, как известно, оказали большое влияние на автора «Обрыва»), так и проведение параллелей с более поздними метатекстами, прежде всего с теми, в центре которых стоит образ писателя — «Даром» Набокова, «Фальшивомонетчиками» Жида и другими.
1. Dictionary of World Literary Terms / Joseph T. Shipley, ed. L., 1970. 652 p.
2. Азбукин В. И. И. А. Гончаров в русской критике (1847–1912). Л., 1968. 292 с.
3. Алексеев А. Д. Библиография И. А. Гончарова: Гончаров в печати. Печать о Гончарове (1832–1964). Л., 1968. 292 с.
4. Алексеев А. Д. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.; Л., 1960. 367 с.
5. Бак Д. П. Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое книжное обозрение. М., 1996. № 17. С. 122–130.
6. Венгеров С. А. Гончаров И. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том IX. СПб., 1893. С. 201–205.
7. Гейро Л. С. Гончаров Иван Александрович // Русские писатели 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1989. Т. 1. С. 624–632.
8. Гончаров Иван Александрович // История русской литературы XIX века: Библиогр. указ. М.; Л., 1962. С. 247–256.
9. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978.
10. М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. СПб., 1912. Т. IV. 519 с.
11. Мезьер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно: Библиогр. указ. произведений рус. словесности в связи с историей лит. и критикой. Книги и журн. статьи. СПб., 1902. С. 62–65.
12. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. 360 с.
13. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины / Ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996. 320 с.
Критическая литература
14. Айхенвальд Ю. А. Гончаров // Айхенвальд Ю. А. Силуэты русских писателей. М., 1906. С. 136–151.
15. Анненский И. Ф. Гончаров и его «Обломов» // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. С. 210–231.
16. Антропов Л. Н. «Обрыв», роман И. А. Гончарова // Заря. 1869. № 11. С. 95–140.
17. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья вторая и последняя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1956. Т. X. C. 279–360.
18. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. IV. С. 193–271.
19. Белинский В. Г. Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953. Т. III. С. 420–487.
20. Белинский В. Г. <Идея искусства> // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. IV. С. 585–601.
21. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. Статья седьмая. Поэмы: «Цыганы», «Полтава», «Граф Нулин» // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. VII. С. 385–431.
22. Введенский А. И. «Четыре очерка» // Введенский А. И. Литературные характеристики. СПб., 1903. С. 56–68.
23. Венгеров С. А. И. А. Гончаров. Четыре очерка // Русский вестник. 1880. № 12. С. 802–827.
24. Говоруха-Отрок Ю. Н. Литературные заметки. (И. Гончаров. «Намерения, задачи и идеи романа ''Обрыв''». Критический очерк) // Московские ведомости. 1895. № 19, 19 янв. С. 3.
25. Говоруха-Отрок Ю. Н. Нечто о нигилизме: (По поводу «Обрыва» Гончарова) // Московские ведомости. 1891. № 268, 28 сент. С. 3–4.
26. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. С. 34–68.
27. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. С. 106–125.
28. Короленко В. Г. Гончаров и «молодое поколение»: (К 100-летней годовщине рождения) // Гончаров И. А. в русской критике: Сб. статей. М., 1958. С. 329–340.
29. Мережковский Д. С. И. А. Гончаров // Мережковский Д.С. Вечные спутники: (Портреты из истории всемирн. лит.). СПб., 2007. С. 195–213.
30. Михайловский Н. К. Софья Николаевна Беловодова: Пять глав из романа «Эпизоды из жизни Райского» И. А. Гончарова («Современник» № 2, февраль 1860 г.) // Рассвет. 1860. Т. 6. № 4. С. 5–14.
31. Нелюбов Л. Новый роман г. Гончарова. «Русский вестник», 1869. № 7. С. 335–378.
32. Овсянико-Куликовский Д. Н. И. А. Гончаров // Вестник Европы. 1912. № 6. С. 193–210.
33. Окрейц С. С. Новые романы старых романистов // Дело. № 9. [Современное обозрение] СПб., 1869. С. 72–112.
34. Павлов И. Н. «Лучше поздно, чем никогда»: Крит. заметки И. Гончарова // Русский вестник. 1879. № 9. С. 423–434.
35. Писарев Д. И. «Обломов». Роман И. А. Гончарова // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. С. 68–83.
36. Протопопов М. А. Гончаров // Русская мысль. № 11. М., 1891. С. 107–131.
37. Протопопов М. А. [Горшков А.] Неожиданные признания // Слово. 1881. № 4. С. 53–77.
38. Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20 т. М., 1970. Т. 9. С. 61–95.
39. Скабичевский А. М. Старая правда // Гончаров И. А. в русской критике: Сб. статей. М., 1958. С. 277–328.
40. Соловьев Н. И. Родство и кипучие страсти: (Критика романа Гончарова «Обрыв») // Соловьев Н. И. Искусство и жизнь. Ч.3. М., 1869. С. 258–297.
41. Утин Е. И. Литературные споры нашего времени // «Вестник Европы». 1869. № 11. С. 347–374.
42. Шелгунов Н. В. Талантливая бесталанность // Гончаров И. А. в русской критике: Сб. статей. М., 1958. С. 235–276.
Научная литература
43. Alter R. Partial Magic: The Novel as a Self-Conscious Genre. Bercley; Los-Angeles, 1975. 248 p.
44. Blin G. Stendhal et les problèmes du roman. P., 1954. 339 p.
45. Bradbury М., Fletcher J. The Introverted Novel // Modernism 1890–1930. Harmondsworth, 1976. P. 394–395.
46. Christensen I. The Meaning of Metafiction: A Critical Study of Selected Novels by Sterne, Nabokov, Barth and Beckett. Bergen, 1981. 174 p.
47. Dallenbach L. Le recit speculaire. Essai sur la mise en abyme. Paris, 1977. 247 p.
48. Deloffre F. Le problème de l’illusion romanesque et le renouvellement des techniques narratives entre 1700 et 1715 // La literature narrative d’imagination: Des genres littéraires aux techniques d’expression. P., 1961. P. 115–133.
49. Diment G. The Autobiographical Novel of Co-Consciousness. Goncharov, Woolf, and Joyce. Gainesville, 1994. 222 p.
50. Federman R. Surfiction. Chicago, 1975. 294 p.
51. Fogel S. «And All the Little Typtopus»: Notes on Language Theory in the Contemporary Experimental Novel // Modern Fiction Studies. XX, 3. Aut 1974. P. 328–336.
52. Gass W. H. Philosophy and the Form of Fiction // Fiction and the Figures of Life. N.Y., 1970. P. 3–26.
53. Hjelmslev L. Prolegomena to a Theory of Language. Whitfield. Madison, 1961. 158 p.
54. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. 1984. N.Y., 1984. 168 p.
55. Imhof R. Contemporary Metafiction: A Poetological Study of Metafiction in English since 1939. Heidelberg, 1986. 328 p.
56. Kellman S. G. The Self-Begetting novel. L., 1980. 161 p.
57. McCaffery L. The art of Metafiction: William Gass’s Williе Master’s «Lonesome Wife» // Critique. XVIII, I. 1976. P. 21–34.
58. Metalepses. Entorses au pacte de la representation. P., 2005. 342 p.
59. Raimond M. Le Roman. P., 2000. 191 p.
60. Rousset J. Narcisse romancier: Essai sur la première personne dans le roman. P., 1986. 159 p.
61. Sarduy S. El Barroco y el Neobarroco // America Latina en su Literatura. Buenos Aires, 1974. P. 167–184.
62. Scholes R. Fabulation and Metafiction. Urbana; Chicago; L., 1979. 222 p.
63. Scholes R. Metafiction // The Iowa Review. Dec 1970. P. 100–115.
64. Scholes R. The Fabulators. N. Y., 1967. 180 p.
65. Scholes R. The Fictional Criticism of the Future // Triquarterly. XXXIV, 4. P. 233–247.
66. Spires R. C. Beyond the Metafictional Mode: Directions in the Modern Spanish Novel. Lexington, 1984. 153 p.
67. Sturgess P.J.M. Narrativity: Theory and Practice. Oxford, 1992. 322 p.
68. Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction. L., 1984. 176 p.
69. Автор и текст. Сб. ст. / Под ред. В. М. Марковича, В. Шмида. СПб., 1996. 470 с.
70. Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000. 224 с.
71. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. 654 с.
72. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. 556 с.
73. Атлас А. З. Вторичная репрезентация текста в тексте: mise en abyme // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 10 (56). С. 77–87.
74. Багаутдинова Г. Г. Миф о Пигмалионе в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Вып. 2, № 9. СПб., 1998. С. 81–85.
75. Багаутдинова Г. Г. «Ненаписанный роман» Бориса Райского: опыт реконструкции («Обрыв» И.А. Гончарова) // Гончаров: живая перспектива прозы. Szombathely, 2012. С. 416–425.
76. Багаутдинова Г. Г. Очерк Райского «Наташа» (роман И.А. Гончарова «Обрыв») и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Карамзинск. сб. Ульяновск, 1998. С. 148–150.
77. Багаутдинова Г. Г. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»: Борис Райский – художник. СПб., 1999. 163 с.
78. Бак Д. П. История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении. Кемерово, 1992. 84 с.
79. Бак Д. П. Проблема творчества и образ художника в романе «Обрыв» // Традиции и новаторство в русской классической литературе: Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1992. С. 113–123.
80. Балашова Е. А. Литературное творчество героев И.А. Гончарова // И.А. Гончаров: Материалы Междунар. конф., посвященной 190–летию со дня рожд. И.А. Гончарова: Сб. рус. и зарубеж. авторов. Ульяновск, 2003. С. 179–185.
81. Бахтин M. M. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–180.
82. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 470 с.
83. Бахтин M. M. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72–233.
84. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–407.
85. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 447–483.
86. Беляева И. А. Роман как жизнь и жизнь как роман: мотив пробуждения в романе И.А. Гончарова «Обрыв // И.А. Гончаров: материалы Междунар. конф., посвященной 200-летию со дня рожд. И. А. Гончарова. Ульяновск, 2012. С. 219–226.
87. Бло Ж. Иван Гончаров или Недостижимый реализм. СПб., 2004. 311 с.
88. Борзенкова Н. В. Эволюция психологической манеры И.А. Гончарова-романиста // И. А. Гончаров: Материалы Междунар. конф., посвященной 190-летию со дня рожд. И.А. Гончарова: Сб. рус. и зарубеж. авторов. Ульяновск, 2003. С. 208–217.
89. Борхес Х. Л. Скрытая магия в «Дон Кихоте» // Борхес Х. Л. Коллекция. СПб., 1992. С. 346–349.
90. Бочкарева Н.С., Суслова И.В. «Роман в романе» в русской и французской литературах 20-х гг. XX в.: к проблеме типологии // На пути к произведению. К 60-летию Николая Тимофеевича Рымаря: сб. статей. Самара, 2005. С. 150–185.
91. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. 232 с.
92. Бухаркин П. Е. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики рус. реализма XIX–нач. XX в: Межвуз. сб. СПб., 1992. С. 118–135.
93. Венгеров С. А. И. А. Гончаров // Венгеров С.А. Собр. соч. СПб., 1911. Т. 5. С. 61–96.
94. Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939. 572 с.
95. Виноградов В. В. О художественной прозе // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М, 1980. С. 56–175.
96. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105–121.
97. Володина Н. В. Герои романа И. А. Гончарова «Обрыв» как читатели // Гончаров И. А.: Материалы Междунар. конф., посвященной 190-летию со дня рожд. И. А. Гончарова. Ульяновск, 2003. С. 154–163.
98. Володина Н. В. «Эстетическое сознание» персонажей романов И.А. Гончарова «Обломов» и «Обрыв» // Володина Н.В. Литературный герой как читатель: (на материале рус. лит. 1860-х годов). Череповец: Черепов. гос. ун-т, 1997. С. 22–39.
99. Волошинов В. Н. (М. М. Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социалистического метода в науке о языке. М., 1993. 189 с.
100. Воробьева М. С. Особенности повествования в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Res philologica. Архангельск, 2004. С. 230–234.
101. Воробьева М. С. Повествовательная система в романах И.А. Гончарова: дис. ... к. филол. н. Нижний Новгород, 2005. 193 с.
102. Выготский Л. С. Психология искусства. M., 1968. 345 с.
103. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 704 с.
104. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1971. T. 3. 624 с.
105. Гейро Л. С. Из истории создания романа «Обрыв»: Эволюция образа Райского-художника // И.А. Гончаров: (Нов. материалы о жизни и творчестве писателя). Ульяновск, 1976. С. 61–84.
106. Гейро Л. С. Роман Гончарова «Обрыв» и русская поэзия его времени // Русская литература. М., 1974. № 1. С. 61–73.
107. Гейро Л. С. «Сообразно времени и обстоятельствам...»: (Творческая история романа «Обрыв») // Лит. наследство. М., 2000. Т. 102. С. 83–183.
108. Геллер Т. Своеобразие творческой личности в художественном воплощении и критической оценке Гончарова // Гончаровские чтения, 1995–1996. Ульяновск, 1997. С. 86–87.
109. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979. 223 с.
110. Грифцов Б. А. Теория романа. М., 1926. 152 с.
111. Гродецкая А. Г. Автоирония у Гончарова // Sub specie tolerantiae: Памяти В.А. Туниманова. СПб., 2008. С. 532–544.
112. Гродецкая А. Г. «Пафос середины»: ирония и автоирония у Гончарова // Гончаров: живая перспектива прозы. Szombathely, 2012. С. 416–425.
113. Гузь Н. А. Организация повествования в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Высшая школа: проблемы преподавания словесности: Сб. научных статей. Улан-Удэ, 2003. С. 125–130.
114. Гузь Н. А. Художественный мир романов И.А. Гончарова: монография. Бийск, 2008. 217 с.
115. Гузь Н. А. Художественная система романов И. А. Гончарова: дис. ... д. филол. н. М., 2001. 377 с.
116. Денис Р. Сюжетный параллелизм в романе Гончарова «Обрыв» // Гончаров после «Обломова»: Сб. статей. СПб.–Тверь, 2015. С. 40–52.
117. Денисенко С. В. О прототипах и персонажах «Литературного вечера» И. А. Гончарова. Из заметок комментатора к первоначальному и печатному текстам // Русская литература. 2012. № 2. С. 90–97.
118. Дземидок Б. О комическом. М., 1974. 224 с.
119. Доманский В. А. Роман «Обрыв»: долгое прощание с романтизмом // Гончаров после «Обломова»: Сб. статей. СПб.–Тверь, 2015. С. 52–64.
120. Доманский В. А. Художественные зеркала романа И.А. Гончарова «Обрыв» // И.А. Гончаров: Материалы Междунар. конф., посвященной 190-летию со дня рожд. И.А. Гончарова: Сб. рус. и зарубеж. авторов Ульяновск, 2003. С. 146–153.
121. Дрозда М. Нарративные маски русской художественной прозы (от Пушкина до Белого) // Russian Literature. North-Holland, 1994. ХХХV. С. 287–548.
122. Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров // Евгеньев-Максимов В. Е. Очерки по истории русской литературы 40-х-60-х годов: Натуральная школа. СПб., 1912. С. 133–183.
123. Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1925. 168 с.
124. Егошина М. М., Пепеляева Е. В. Автор и герой романа Гончарова «Обрыв»: взаимодействие творческих принципов // Национально-культурная специфика текста: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь, 2007. С. 253–270.
125. Егошина М. М., Пепеляева Е. В. Крейслер и Райский как герои-художники (Осмысление романа «Обрыв» в контексте западноевропейской литературы: сопоставительный анализ) // И.А. Гончаров. Материалы Междунар. конф., посвященной 195-летию со дня рожд. И. А. Гончарова. Ульяновск, 2008. С. 352–359.