ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ВРЕМЕН ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД «ДОЛГИХ ПЯТИДЕСЯТЫХ»
|
Введение
Обзор источников
Обзор историографии
Глава 1. Голливуд как один из инструментов внешней политики США в период Холодной войны
Глава 2. Гендерный дискурс в создании образа врага на экране…………….28
Глава 3. Образ советской женщины в американских мелодрамах…………...43
Заключение
Список использованных источников и литературы
Обзор источников
Обзор историографии
Глава 1. Голливуд как один из инструментов внешней политики США в период Холодной войны
Глава 2. Гендерный дискурс в создании образа врага на экране…………….28
Глава 3. Образ советской женщины в американских мелодрамах…………...43
Заключение
Список использованных источников и литературы
Окончание Второй Мировой войны ознаменовалось совсем недолгим периодом спокойствия на международной арене. Недавнее сотрудничество США и СССР в борьбе с общим противником, сменилось конфронтацией, вызванной столкновением двух чуждых друг другу систем. Противостояние ощущалось повсюду: гонка вооружений в стремлении продемонстрировать превосходство силы, использование экономики, как показателя успешности общественного строя, борьба за сферы влияния в мире и идеологическое соперничество с целью переманить на свою сторону «сердца и умы» человечества.
Опасаясь распространения в обескровленной войной Европе привлекательного в силу имиджа СССР, как освободителя от фашизма, советского строя, на Западе заговорили о «красной угрозе». Меньше чем через год после войны Уинстон Черчилль произнесет свою знаменитую Фултонскую речь, которую позже назовут объявлением Холодной войны Советскому Союзу, а выражение об опустившемся «железном занавесе» станет метафорой изоляционной политики СССР.
В 1947 году президент США Г. Трумэн представил миру одноименную доктрину, провозглашающую политику «сдерживания» в отношении советской державы, против ее попыток «навязать тоталитарный строй». Этот шаг стал точкой отсчета мощной антикоммунистической кампании, в ходе которой первостепенная роль отошла «мягкой силе», нахождению и использованию новых изощренных методов пропаганды, оружием которой становились печатные медиа, радио, телевидение и кино.
В данной работе областью исследования мы выбрали кинематограф как неотъемлемый элемент пропаганды. В виду его массовости, он становится уникальным мощным источником транслирования идеологических ценностей.
Безусловно, нельзя утверждать, что мнение каждого человека по обе стороны «железного занавеса» формировалось исключительно в кинотеатрах, тем не менее, в виду противостояния, достоверной информации о положении дел по обе стороны баррикад не было. Кинематограф же, в свою очередь, позволял сформировать представления о стиле жизни противника, способствуя распространению стереотипов, формировавшихся из транслирующихся образов. Взаимные представления советских людей и американцев на широком экране не раз становилось предметом исследования: свои труды изучению гендерных образов в кинематографе Холодной войны посвящали такие американские политологи, как Майкл Страда, ГарольдТропер, Стивен Хеллер и Майкл Барсон историки СинтияЭнлоу и Энтони Шоу, в России наиболее известными являются исследования А. В. Федорова и О.В. Рябова, Э. А. Иваняна, Г.А. Капралов. Однако, по-прежнему остаются малоизученные вопросы, связанные с репрезентацией образа советской женщины в американском кино.
Период исследования охватывает 1946-1963, так называемые «долгие пятидесятые» (термин Рябова О.В.), именно на протяжении этого времени резко меняется траектория отношений между США и СССР, нарастающее напряжение чуть было не привело к ядерной катастрофе в 1962 году. Противостояние, бесспорно, продолжалось и после Карибского кризиса, тем не менее, с 1963 напряженность в международных отношениях начинает постепенно ослабевать, и созданные позднее образы могут выступать предметом отдельного исследования.
Объектом данного исследования является анализ кинематографа как инструмента влияния в условиях идеологического противостояния. Предметом исследования - идеологическое соперничество в кинофильмах, произведенных в США за данный временной промежуток.
Цель работы заключается в исследовании использования кинематографом образов женственности в период идеологической конфронтации. Для достижения поставленной задачи мы изучим процесс превращения индустрии кино в орудие пропаганды, исследуем теоретические основы использования женского образа в кино, проведем анализ выбранных фильмов.
Данная тема является актуальной, поскольку кинематограф на сегодняшний день остается одним из самых эффективных средств влияния на массовую аудиторию. Кинематограф - крайне важная составляющая часть общества, поскольку он отражает острые проблемы социума в данный период времени, одновременно формируя его предпочтения. «Кино обладает порой магической силой. Оно способно заворожить зрителя, заставить его почти наяву пережить то, что происходит на экране, почувствовать себя там, среди его героев, плакать их слезами и радоваться их счастью», - пишет киновед Г. А Капралов. Изучая историю Холодной войны, С. Энлоу пришла к выводу, что определение гендерных ролей являлось еще одним пунктом раскола идеологической конфронтации, а Элен Мэй добавила, что положение женщин занимало в противостоянии особое место. Кинокритик Молли Хаскелл пишет, что фильмы отражают социальную реальность, поэтому изображение женщин демонстрирует их реальное положение в обществе. Образы, начало которым было положено во времена идеологического противостояния, по сей день продолжают эксплуатироваться на рынке масс-медиа, поддерживая старые стереотипы и влиять на образ современной России. Так, в 2011 году на экраны вышел сериал «RussianDolls», создатели которого в последствие обвинялись в использовании шаблонов, созданных в годы конфронтации США и СССР.
В процессе исследования были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, исторический метод, историко-сравнительный метод и метод обобщения.
В качестве основных источников использованы фильмы, снятые и выпущенные в США в период с 1946 о 1963 годы.
Работа состоит из введения, обзора основных источников и историографии, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Обзор источников
База, на которую опирается наше исследование, охватывает широкий спектр источников.
1) Кинофильмы:
Главным источником в процессе написания работы в основном выступали американские мелодрамы и фильмы детективного жанра, в которых героиня представляла советскую женщину, выпущенные в период с 1946 – 1963 годы. Произведения, которые были рассмотрены в данной работе, отличаются использованием типичных образов, эксплуатирующими и одновременно подпитывающими стереотипы о советских женщинах. Выбор жанра мелодрамы обусловлен тем, что этот стиль заработал себе репутацию «женского фильма» . Рассчитанный, в первую очередь, на женщину, как зрителя, он может восприниматься своеобразным регламентом стандартов поведения для целевой аудитории. С. Энлоу отмечала, что послевоенный период характеризуется борьбой за «нормальность» гендерного распределения ролей. Навязывание эталонов поведения мужского и женского также выступают в качестве одного из инструментов формирования коллективной идентичности, формируя границу между «Своими» и «Чужими», а поведение первых, при этом, будет, безусловно, оцениваться предпочтительнее, нежели вторых. Кроме того, распределение гендерных ролей определяет также отношения власть-подчинение. Неравенство полов, формирующее социальное, а далее и классовое неравенство, определяло и отношение к государственной власти: «Иерархические отношения между полами и внутри полов используются в качестве своеобразной матрицы, легитимирующей иные виды социального неравенства». Жанр мелодрамы по определению представляет собой наиболее показательный инструмент для анализа исследуемого образа, это история любви, для которой характерно: «контрастное противопоставление добродетели и злодейства, незыблемость амплуа персонажей - идеальный герой, страдающая героиня, апелляция к чувствам зрителя, доходчивость и нравоучительная направленность» .
По оценке А. В. Федорова, в период с 1946 по 2010 западными киноиндустриями было выпущено62 кинофильма в жанре мелодрама, в которых бы как-то изображались советские или российские граждане. Интерес для нашего исследования представляли голливудские фильмы, где в качестве героини выступала советская женщина. Таким образом, под выборку попали следующие фильмы:
«Железный Занавес» («TheIronCurtain», реж.У. Уэллмен, 1948), экранизация от кинокомпании «20ый век Фокс» истории Игоря Гузенко, советского шифровальщика, отправленного работать в посольство СССР в Канаде. Постепенно разочаровываясь в системе, установившейся в родной стране, Игорь, вместе со своей женой, Анной, решают не возвращаться домой.
«Красный Дунай» («TheRedDanube», реж. Дж. Сидни, 1949). Фильм произведен компанией «Метро-Голден-Майер» (МГМ) и показывает историю, произошедшую после окончания Второй Мировой войны. Американские офицеры прибыли в оккупационные зоны Вены, чтобы помочь Советским властям вернуть сограждан на родину. В процессе исполнения своего долга, американцы встречают нешуточное сопротивление: многие люди не хотят возвращаться в Советский Союз, в их числе была и балерина Ольга, скрывающаяся от властей в женском монастыре под именем Марии Булен.
«Не отпускай меня» («Never Let Me Go», реж. Д.Дейвз, 1953), еще один продукт МГМ с Кларком Гейблом в главной роли. Фильм также является драматичной историей любви, на этот раз американского журналиста и русской балерины Марии. Обручившись в Москве, пара сталкивается с невозможностью жить вместе в советском государстве: в итоге, американец оказывается депортирован, а девушка не может покинуть родную страну.
«Железная нижняя юбка» («TheIronPetticoat», реж.Р. Томас, 1956), картина англо-американского производства. В центре событий оказывается летчица Винка Коваленко в исполнении Кэтрин Хепберн, прибывшая на американскую территорию со специальным заданием, но влюбляется в американского капитана контрразведки.
«Пилот реактивного самолета» («JetPilot», реж. Дж. Фон Штернберг, 1957), от компании РКО Радио Пикчерз (RKO). Фильм был снят еще в 1949, но, по решению продюсера Говарда Хьюза, отложен «на полку». В фильме представлена история любви советской летчицы Анны и американского полковника. Анна оказывается шпионкой и следуя приказу, заманивает Джима в Советский Союз, но в решающий момент выбирает побег с любимым на Запад.
«Шелковые чулки» («SilkStockings», реж. Р. Мамуляна, 1957), мюзикл от компании МГМ и Артур Фрид Продакшн (ArthurFreedProduction) представляет собой ремейк «Ниночки» («Ninotchka», реж. Эрнст Любич, 1939), некогда имевшей оглушительный успех. Главная героиня, Нина Ющенко, отправляется в Париж с целью вернуть на родину советского композитора, но находит любовь в лице американского продюсера и вместе со своими коллегами решает не возвращаться в Москву.
«Красный Кошмар» («RedNightmare», реж. Дж. Ваггнер, 1962), фильм-пропаганда рассказывает историю одного американца, Джерри Доннована, живущего в пригороде со своей красавицей-женой и тремя детьми. У него есть хорошая работа, одежда всегда выглажена, а лужайка подстрижена. Но в один ужасный день ему сниться сон, где все это исчезает, потому что его мир захватили коммунисты. Больше нет домохозяйки, пекущей пироги при полном макияже, теперь есть холодная женщина, которая сдает его властям при первом же удобном случае, а дети и вовсе вступают в пионеры и обвиняют отца в том, что он недостаточно воспитывал в них любовь к коммунизму. На примере этой картины отчетливо видно разницу между представлением американской версией об «идеальной»-своей и чужой-советской женщине.
«Из России с любовью» («FromRussiawithlove», реж. Т. Янг, 1963)еще один совместный продукт британского и американского кинопроизводства, от компании МГМ. Фильм представляет собой вторую серию знаменитой эпопеи про приключения агента Джеймса Бонда. Примечательно, что в этом фильме главный враг Бонда, Роза Клебб, и его помощница, Татьяна Романова, представлены советскими женщинами. Предавшая советские власти Роза дает Татьяне задание соблазнить Бонда с целью его устранения. Игра быстро превращается в любовь между главными героями, которые уже вместе противостоят сложностям.
2) Официальные документы и нормативно-правовые акты:
Помимо кинофильмов, в качестве источников были использованы международные соглашения, содержащие положения о кинематографе, такие как документ Блюма-Бирнса от 1946 года между США и Францией, акт Лэйси-Зарубина 1958 года между США и СССР, указа президента США Г. Трумэна№ 9835 ,доклад президента Г. Трумэна по психологической войне 1951 года постановления президента США Дуайта Эйзенхауэра.
3) Архивные документы:
Файлы ФБР по наблюдению за Голливудом , записи Комитета по расследованию антиамериканской деятельности , заявление принципов от альянса киноискусства за сохранение американских идеалов.
4) Выступления официальных лиц:
Выступление сенатора Джозефа Маккарти в Уилинге 9 февраля 1950 ,выступление президента Дуайта Эйзенхауэрана конференции «Люди к людям» 1956.
Таким образом, данная часть представляет собой краткий обзор разнообразных источников, которые использовались для написания этой работы.
Обзор историографии
Период Холодной войны является достаточно плодотворной темой для исследования. Наиболее полезной в процессе написания работы стала монография Фрэнсис Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт Холодной войны». Исследование британской журналистки направлено на изучение деятельности Центрального разведывательного управления в вопросах культуры в период Холодной войны, связанной с организацией и проведением различных музыкальных, кино фестивалей и выставок по всему миру, распространением американских ценностей через радио каналы и печатные издания. Автор опиралась на множество доселе секретных архивов, описывающих процессы финансирования антикоммунистических операций в Европе и США, а также проводила интервью со многими работниками индустрии. Автор не задавалась целью выявления образов, созданных в американских кинокартинах периода идеологической конфронтации и, в целом, затрагивает тему Голливуда довольно-таки поверхностно, однако, ее работа позволила понять значимость создания некоторых организаций и их деятельности в психологической войне.
Работа Энтони Шоу «Холодная война в Голливуде» является полноценным анализом роли Голливуда в качестве инструмента пропаганды в период конфронтации США и СССР. Автор рассматривает американскую индустрию с периода 1917 по 1989 и исследует сложные отношения между кинотворцами, цензорами и политикой. Шоу приходит к выводу, что голливудские фильмы преследовали две цели: с одной стороны, они образовывали самих американцев о вреде и опасности, который представлял коммунизм, а с другой, позволял транслировать американские ценности в кинотеатрах по всему миру. Автор также опирался на рассекреченные правительственные документы, архивы студий и частные документы кинематографистов с целью раскрыть способы, в которых кинематографическая пропаганда распространяла нужные американскому правительству ценности. Британский историк также не ставит целью изучение кинообразов, но его работа позволила понять факторы, с которыми сталкивалась индустрия в тот период помимо антикоммунистических преследований, такие как маккартизм, религиозная одержимость и гомофобия.
Наиболее близкой к теме данного исследования стала работа российского киноведа А. В. Федорова «Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015)». Автор сосредоточен на проведении контекстного анализа образа СССР и современной России не только на голливудском продукте, но в западных кинофильмах в целом. Автор также не задавался целью исследовать образ советской женщины, тем не менее, книга оказалась полезной при самостоятельном проведении анализа кинолент. Основной опорой при анализе послужила разработанная О.Г. Усенко методология, представленная в его работе «Примерная методология изучения менталитета по игровому кино» , а именно последний из девяти предложенных автором методов по извлечению из фильма «ментальной начинки», который фактически является совокупностью всех других предложенных им методов, касающихся изучения сюжета, звуковой и видео дорожек, сопоставление мнений о фильме и выявление стереотипов.
Еще одной немаловажной опорой стали труды О. В.Рябова, в частности его статья «Советский враг в американском кинематографе», где автор исследует эксплуатацию американским кинематографом гендерных образов для репрезентации «своих» и «чужих» в период идеологической конфронтации. Обращаясь к понятиям и образам феминности и маскулинности, Рябов рассуждает о тенденциях представленной американской пропагандой в изображении советских семей, мужчин и женщин, а также отношений между ними. Помимо этого, у автора есть работы, посвященные анализу репрезентации гендера и нации в период военных конфликтов, в которых он выделяет несколько методов использования образов женственности и мужественности в визуальных источниках для представления «своих» и «чужих».
Опасаясь распространения в обескровленной войной Европе привлекательного в силу имиджа СССР, как освободителя от фашизма, советского строя, на Западе заговорили о «красной угрозе». Меньше чем через год после войны Уинстон Черчилль произнесет свою знаменитую Фултонскую речь, которую позже назовут объявлением Холодной войны Советскому Союзу, а выражение об опустившемся «железном занавесе» станет метафорой изоляционной политики СССР.
В 1947 году президент США Г. Трумэн представил миру одноименную доктрину, провозглашающую политику «сдерживания» в отношении советской державы, против ее попыток «навязать тоталитарный строй». Этот шаг стал точкой отсчета мощной антикоммунистической кампании, в ходе которой первостепенная роль отошла «мягкой силе», нахождению и использованию новых изощренных методов пропаганды, оружием которой становились печатные медиа, радио, телевидение и кино.
В данной работе областью исследования мы выбрали кинематограф как неотъемлемый элемент пропаганды. В виду его массовости, он становится уникальным мощным источником транслирования идеологических ценностей.
Безусловно, нельзя утверждать, что мнение каждого человека по обе стороны «железного занавеса» формировалось исключительно в кинотеатрах, тем не менее, в виду противостояния, достоверной информации о положении дел по обе стороны баррикад не было. Кинематограф же, в свою очередь, позволял сформировать представления о стиле жизни противника, способствуя распространению стереотипов, формировавшихся из транслирующихся образов. Взаимные представления советских людей и американцев на широком экране не раз становилось предметом исследования: свои труды изучению гендерных образов в кинематографе Холодной войны посвящали такие американские политологи, как Майкл Страда, ГарольдТропер, Стивен Хеллер и Майкл Барсон историки СинтияЭнлоу и Энтони Шоу, в России наиболее известными являются исследования А. В. Федорова и О.В. Рябова, Э. А. Иваняна, Г.А. Капралов. Однако, по-прежнему остаются малоизученные вопросы, связанные с репрезентацией образа советской женщины в американском кино.
Период исследования охватывает 1946-1963, так называемые «долгие пятидесятые» (термин Рябова О.В.), именно на протяжении этого времени резко меняется траектория отношений между США и СССР, нарастающее напряжение чуть было не привело к ядерной катастрофе в 1962 году. Противостояние, бесспорно, продолжалось и после Карибского кризиса, тем не менее, с 1963 напряженность в международных отношениях начинает постепенно ослабевать, и созданные позднее образы могут выступать предметом отдельного исследования.
Объектом данного исследования является анализ кинематографа как инструмента влияния в условиях идеологического противостояния. Предметом исследования - идеологическое соперничество в кинофильмах, произведенных в США за данный временной промежуток.
Цель работы заключается в исследовании использования кинематографом образов женственности в период идеологической конфронтации. Для достижения поставленной задачи мы изучим процесс превращения индустрии кино в орудие пропаганды, исследуем теоретические основы использования женского образа в кино, проведем анализ выбранных фильмов.
Данная тема является актуальной, поскольку кинематограф на сегодняшний день остается одним из самых эффективных средств влияния на массовую аудиторию. Кинематограф - крайне важная составляющая часть общества, поскольку он отражает острые проблемы социума в данный период времени, одновременно формируя его предпочтения. «Кино обладает порой магической силой. Оно способно заворожить зрителя, заставить его почти наяву пережить то, что происходит на экране, почувствовать себя там, среди его героев, плакать их слезами и радоваться их счастью», - пишет киновед Г. А Капралов. Изучая историю Холодной войны, С. Энлоу пришла к выводу, что определение гендерных ролей являлось еще одним пунктом раскола идеологической конфронтации, а Элен Мэй добавила, что положение женщин занимало в противостоянии особое место. Кинокритик Молли Хаскелл пишет, что фильмы отражают социальную реальность, поэтому изображение женщин демонстрирует их реальное положение в обществе. Образы, начало которым было положено во времена идеологического противостояния, по сей день продолжают эксплуатироваться на рынке масс-медиа, поддерживая старые стереотипы и влиять на образ современной России. Так, в 2011 году на экраны вышел сериал «RussianDolls», создатели которого в последствие обвинялись в использовании шаблонов, созданных в годы конфронтации США и СССР.
В процессе исследования были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, исторический метод, историко-сравнительный метод и метод обобщения.
В качестве основных источников использованы фильмы, снятые и выпущенные в США в период с 1946 о 1963 годы.
Работа состоит из введения, обзора основных источников и историографии, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Обзор источников
База, на которую опирается наше исследование, охватывает широкий спектр источников.
1) Кинофильмы:
Главным источником в процессе написания работы в основном выступали американские мелодрамы и фильмы детективного жанра, в которых героиня представляла советскую женщину, выпущенные в период с 1946 – 1963 годы. Произведения, которые были рассмотрены в данной работе, отличаются использованием типичных образов, эксплуатирующими и одновременно подпитывающими стереотипы о советских женщинах. Выбор жанра мелодрамы обусловлен тем, что этот стиль заработал себе репутацию «женского фильма» . Рассчитанный, в первую очередь, на женщину, как зрителя, он может восприниматься своеобразным регламентом стандартов поведения для целевой аудитории. С. Энлоу отмечала, что послевоенный период характеризуется борьбой за «нормальность» гендерного распределения ролей. Навязывание эталонов поведения мужского и женского также выступают в качестве одного из инструментов формирования коллективной идентичности, формируя границу между «Своими» и «Чужими», а поведение первых, при этом, будет, безусловно, оцениваться предпочтительнее, нежели вторых. Кроме того, распределение гендерных ролей определяет также отношения власть-подчинение. Неравенство полов, формирующее социальное, а далее и классовое неравенство, определяло и отношение к государственной власти: «Иерархические отношения между полами и внутри полов используются в качестве своеобразной матрицы, легитимирующей иные виды социального неравенства». Жанр мелодрамы по определению представляет собой наиболее показательный инструмент для анализа исследуемого образа, это история любви, для которой характерно: «контрастное противопоставление добродетели и злодейства, незыблемость амплуа персонажей - идеальный герой, страдающая героиня, апелляция к чувствам зрителя, доходчивость и нравоучительная направленность» .
По оценке А. В. Федорова, в период с 1946 по 2010 западными киноиндустриями было выпущено62 кинофильма в жанре мелодрама, в которых бы как-то изображались советские или российские граждане. Интерес для нашего исследования представляли голливудские фильмы, где в качестве героини выступала советская женщина. Таким образом, под выборку попали следующие фильмы:
«Железный Занавес» («TheIronCurtain», реж.У. Уэллмен, 1948), экранизация от кинокомпании «20ый век Фокс» истории Игоря Гузенко, советского шифровальщика, отправленного работать в посольство СССР в Канаде. Постепенно разочаровываясь в системе, установившейся в родной стране, Игорь, вместе со своей женой, Анной, решают не возвращаться домой.
«Красный Дунай» («TheRedDanube», реж. Дж. Сидни, 1949). Фильм произведен компанией «Метро-Голден-Майер» (МГМ) и показывает историю, произошедшую после окончания Второй Мировой войны. Американские офицеры прибыли в оккупационные зоны Вены, чтобы помочь Советским властям вернуть сограждан на родину. В процессе исполнения своего долга, американцы встречают нешуточное сопротивление: многие люди не хотят возвращаться в Советский Союз, в их числе была и балерина Ольга, скрывающаяся от властей в женском монастыре под именем Марии Булен.
«Не отпускай меня» («Never Let Me Go», реж. Д.Дейвз, 1953), еще один продукт МГМ с Кларком Гейблом в главной роли. Фильм также является драматичной историей любви, на этот раз американского журналиста и русской балерины Марии. Обручившись в Москве, пара сталкивается с невозможностью жить вместе в советском государстве: в итоге, американец оказывается депортирован, а девушка не может покинуть родную страну.
«Железная нижняя юбка» («TheIronPetticoat», реж.Р. Томас, 1956), картина англо-американского производства. В центре событий оказывается летчица Винка Коваленко в исполнении Кэтрин Хепберн, прибывшая на американскую территорию со специальным заданием, но влюбляется в американского капитана контрразведки.
«Пилот реактивного самолета» («JetPilot», реж. Дж. Фон Штернберг, 1957), от компании РКО Радио Пикчерз (RKO). Фильм был снят еще в 1949, но, по решению продюсера Говарда Хьюза, отложен «на полку». В фильме представлена история любви советской летчицы Анны и американского полковника. Анна оказывается шпионкой и следуя приказу, заманивает Джима в Советский Союз, но в решающий момент выбирает побег с любимым на Запад.
«Шелковые чулки» («SilkStockings», реж. Р. Мамуляна, 1957), мюзикл от компании МГМ и Артур Фрид Продакшн (ArthurFreedProduction) представляет собой ремейк «Ниночки» («Ninotchka», реж. Эрнст Любич, 1939), некогда имевшей оглушительный успех. Главная героиня, Нина Ющенко, отправляется в Париж с целью вернуть на родину советского композитора, но находит любовь в лице американского продюсера и вместе со своими коллегами решает не возвращаться в Москву.
«Красный Кошмар» («RedNightmare», реж. Дж. Ваггнер, 1962), фильм-пропаганда рассказывает историю одного американца, Джерри Доннована, живущего в пригороде со своей красавицей-женой и тремя детьми. У него есть хорошая работа, одежда всегда выглажена, а лужайка подстрижена. Но в один ужасный день ему сниться сон, где все это исчезает, потому что его мир захватили коммунисты. Больше нет домохозяйки, пекущей пироги при полном макияже, теперь есть холодная женщина, которая сдает его властям при первом же удобном случае, а дети и вовсе вступают в пионеры и обвиняют отца в том, что он недостаточно воспитывал в них любовь к коммунизму. На примере этой картины отчетливо видно разницу между представлением американской версией об «идеальной»-своей и чужой-советской женщине.
«Из России с любовью» («FromRussiawithlove», реж. Т. Янг, 1963)еще один совместный продукт британского и американского кинопроизводства, от компании МГМ. Фильм представляет собой вторую серию знаменитой эпопеи про приключения агента Джеймса Бонда. Примечательно, что в этом фильме главный враг Бонда, Роза Клебб, и его помощница, Татьяна Романова, представлены советскими женщинами. Предавшая советские власти Роза дает Татьяне задание соблазнить Бонда с целью его устранения. Игра быстро превращается в любовь между главными героями, которые уже вместе противостоят сложностям.
2) Официальные документы и нормативно-правовые акты:
Помимо кинофильмов, в качестве источников были использованы международные соглашения, содержащие положения о кинематографе, такие как документ Блюма-Бирнса от 1946 года между США и Францией, акт Лэйси-Зарубина 1958 года между США и СССР, указа президента США Г. Трумэна№ 9835 ,доклад президента Г. Трумэна по психологической войне 1951 года постановления президента США Дуайта Эйзенхауэра.
3) Архивные документы:
Файлы ФБР по наблюдению за Голливудом , записи Комитета по расследованию антиамериканской деятельности , заявление принципов от альянса киноискусства за сохранение американских идеалов.
4) Выступления официальных лиц:
Выступление сенатора Джозефа Маккарти в Уилинге 9 февраля 1950 ,выступление президента Дуайта Эйзенхауэрана конференции «Люди к людям» 1956.
Таким образом, данная часть представляет собой краткий обзор разнообразных источников, которые использовались для написания этой работы.
Обзор историографии
Период Холодной войны является достаточно плодотворной темой для исследования. Наиболее полезной в процессе написания работы стала монография Фрэнсис Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт Холодной войны». Исследование британской журналистки направлено на изучение деятельности Центрального разведывательного управления в вопросах культуры в период Холодной войны, связанной с организацией и проведением различных музыкальных, кино фестивалей и выставок по всему миру, распространением американских ценностей через радио каналы и печатные издания. Автор опиралась на множество доселе секретных архивов, описывающих процессы финансирования антикоммунистических операций в Европе и США, а также проводила интервью со многими работниками индустрии. Автор не задавалась целью выявления образов, созданных в американских кинокартинах периода идеологической конфронтации и, в целом, затрагивает тему Голливуда довольно-таки поверхностно, однако, ее работа позволила понять значимость создания некоторых организаций и их деятельности в психологической войне.
Работа Энтони Шоу «Холодная война в Голливуде» является полноценным анализом роли Голливуда в качестве инструмента пропаганды в период конфронтации США и СССР. Автор рассматривает американскую индустрию с периода 1917 по 1989 и исследует сложные отношения между кинотворцами, цензорами и политикой. Шоу приходит к выводу, что голливудские фильмы преследовали две цели: с одной стороны, они образовывали самих американцев о вреде и опасности, который представлял коммунизм, а с другой, позволял транслировать американские ценности в кинотеатрах по всему миру. Автор также опирался на рассекреченные правительственные документы, архивы студий и частные документы кинематографистов с целью раскрыть способы, в которых кинематографическая пропаганда распространяла нужные американскому правительству ценности. Британский историк также не ставит целью изучение кинообразов, но его работа позволила понять факторы, с которыми сталкивалась индустрия в тот период помимо антикоммунистических преследований, такие как маккартизм, религиозная одержимость и гомофобия.
Наиболее близкой к теме данного исследования стала работа российского киноведа А. В. Федорова «Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015)». Автор сосредоточен на проведении контекстного анализа образа СССР и современной России не только на голливудском продукте, но в западных кинофильмах в целом. Автор также не задавался целью исследовать образ советской женщины, тем не менее, книга оказалась полезной при самостоятельном проведении анализа кинолент. Основной опорой при анализе послужила разработанная О.Г. Усенко методология, представленная в его работе «Примерная методология изучения менталитета по игровому кино» , а именно последний из девяти предложенных автором методов по извлечению из фильма «ментальной начинки», который фактически является совокупностью всех других предложенных им методов, касающихся изучения сюжета, звуковой и видео дорожек, сопоставление мнений о фильме и выявление стереотипов.
Еще одной немаловажной опорой стали труды О. В.Рябова, в частности его статья «Советский враг в американском кинематографе», где автор исследует эксплуатацию американским кинематографом гендерных образов для репрезентации «своих» и «чужих» в период идеологической конфронтации. Обращаясь к понятиям и образам феминности и маскулинности, Рябов рассуждает о тенденциях представленной американской пропагандой в изображении советских семей, мужчин и женщин, а также отношений между ними. Помимо этого, у автора есть работы, посвященные анализу репрезентации гендера и нации в период военных конфликтов, в которых он выделяет несколько методов использования образов женственности и мужественности в визуальных источниках для представления «своих» и «чужих».
Влияние Холодной войны распространялось не только на внешнюю политику государств, но и проникало глубоко во внутренние структуры, затрагивая даже такие, на первый взгляд, казалось бы, независимые организации, как Голливуд.
Антикоммунистическая пропаганда штамповалась киностудиями под чутким надзором Комитета по расследованию антиамериканской деятельности, агентов ЦРУ и ФБР. В процессе исследования, мы также нашли подтверждение тому факту, что гендерные образы широко использовались в дискурсе создания образа врага на экране, преследуя цели борьбы с внутренним противником – людям, симпатизирующим коммунистическим идеалам и зарождающемуся движению феминизма. Идеологическая конфронтация привела к тому, что в период маккартизма, западные феминистки стали одной из главных угроз для идеи американской мечты, что в итоге привело к тому, что антикоммунизму становился не только в государственном руководстве, но и внутри американской семьи. В работах ранних теоретиков женского движения декларируется стремление к отмене социальной роли женщины, как матери, приветствуется сексуальное раскрепощение, что воспринималось, как пагубное влияние «красной заразы», виновной в разрушении привычных гендерных ролей, присущих «нормальным» женщинам и мужчинам. Пропаганда антисоветизма в начальный период Холодной войны взяла курс на превозношение американской семьи, где мужчина-добытчик, женщина - домохозяйка.
В рамках нашего исследования, мы задались целью анализа образа советских женщин в американских мелодрамах, которые из угнетенных советской реальностью балерин превратились в гордых патриоток, а затем и в шпионок мирового класса. Каждый образ имел под собой свои цели: первые убеждали зрителей в губительном влиянии коммунизма для жизни, создания семьи и детей, вторые показывали, насколько непрочны советские идеи, раз самые отчаянные патриотки предавали их в обмен на предметы роскоши. Аудитория наблюдала, что советские женщины, в силу своих идеологических шор и вынужденного тяжелого положения (зачастую кроющегося в отсутствии поблизости сильных мужчин), взвалили и тащат на себе весь груз государственного долга, но все это только до того, пока не вздохнут запах демократии и не ощутят поддержку настоящего американского мужчины. Третьи же составляли достойную компанию Джеймсу Бонду в борьбе с мировым злом, ради чего можно было и позабыть идеологические разногласия.
Антикоммунистическая пропаганда штамповалась киностудиями под чутким надзором Комитета по расследованию антиамериканской деятельности, агентов ЦРУ и ФБР. В процессе исследования, мы также нашли подтверждение тому факту, что гендерные образы широко использовались в дискурсе создания образа врага на экране, преследуя цели борьбы с внутренним противником – людям, симпатизирующим коммунистическим идеалам и зарождающемуся движению феминизма. Идеологическая конфронтация привела к тому, что в период маккартизма, западные феминистки стали одной из главных угроз для идеи американской мечты, что в итоге привело к тому, что антикоммунизму становился не только в государственном руководстве, но и внутри американской семьи. В работах ранних теоретиков женского движения декларируется стремление к отмене социальной роли женщины, как матери, приветствуется сексуальное раскрепощение, что воспринималось, как пагубное влияние «красной заразы», виновной в разрушении привычных гендерных ролей, присущих «нормальным» женщинам и мужчинам. Пропаганда антисоветизма в начальный период Холодной войны взяла курс на превозношение американской семьи, где мужчина-добытчик, женщина - домохозяйка.
В рамках нашего исследования, мы задались целью анализа образа советских женщин в американских мелодрамах, которые из угнетенных советской реальностью балерин превратились в гордых патриоток, а затем и в шпионок мирового класса. Каждый образ имел под собой свои цели: первые убеждали зрителей в губительном влиянии коммунизма для жизни, создания семьи и детей, вторые показывали, насколько непрочны советские идеи, раз самые отчаянные патриотки предавали их в обмен на предметы роскоши. Аудитория наблюдала, что советские женщины, в силу своих идеологических шор и вынужденного тяжелого положения (зачастую кроющегося в отсутствии поблизости сильных мужчин), взвалили и тащат на себе весь груз государственного долга, но все это только до того, пока не вздохнут запах демократии и не ощутят поддержку настоящего американского мужчины. Третьи же составляли достойную компанию Джеймсу Бонду в борьбе с мировым злом, ради чего можно было и позабыть идеологические разногласия.



