Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема синтеза искусств в романе Германа Броха «Смерть Вергилия»

Работа №135194

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Герман Брох – мыслитель-гуманист в эпоху «распада ценностей». Этическое основание творческого акта 12
2. Эстетическая концепция Г. Броха 28
3. Романное творчество Броха 30-х г.г. Генезис романа «Смерть Вергилия». Полемика с Джойсом 45
4. Внешний сюжетный уровень. Кризис культуры и критика китча в романе «Смерть Вергилия». 59
5. Внутренний сюжетный уровень. Поток сознания Вергилия как синтез искусств. 69
6. Уровень языка. Синтаксис и орнамент. Напряжение «между строк и слов» 97
Заключение 106
Список использованной литературы 109



В данной работе исследуется роман «Смерть Вергилия» (Der Tod des Vergil, 1945), ключевое произведение австрийского писателя Германа Броха (Hermann Broch, 1986-1951), который вместе с Робертом Музилем, Элиасом Канетти, Йозефом Ротом занимает значительное место в ряду австрийских представителей классического модерна. Романное наследие Броха относительно невелико, однако оно отмечено редким стилистическим многообразием. Оно включает в себя трилогию «Лунатики» (Die Schlafwandler, 1932), где от книги к книге происходит разрушение романной формы, экспериментальный роман «Смерть Вергилия», соединяющий эпическое и лирическое начало, роман «Невиновные» (Die Schuldlosen, 1950), составленный из отдельных новелл, и незаконченный текст романа «Наваждение» (Die Verzauberung, начат около 1935 г.), где представлена попытка художественно воплотить и осмыслить рождение мифа в массовом культовом действии.
Роман «Смерть Вергилия» особо выделяется в этом ряду, во-первых, в силу радикальности языкового эксперимента, который в нём совершается, во-вторых, в силу его исключительного положения как в творчестве Броха, так и вообще среди произведений немецкоязычной романной литературы 1940-х гг. Период работы Броха над романом пришелся на наиболее кризисное время в жизни писателя и его страны. Роман создавался на фоне общеевропейских культурных катаклизмов, порождённых нацистской идеологией и Второй мировой войной. Вследствие этих радикальных событий Брох под угрозой ареста и уничтожения вынужден был покинуть Австрию. Оставшиеся годы жизни он проводит в США, почти всё время на правах эмигранта. Несомненно, этот опыт утраты своего культурного истока и необходимости укрепиться в совершенно новой культурной и языковой среде также абсорбируется и осмысляется в романе. Это осмысление принимает форму ухода от действительности: во-первых, за счёт специфической композиции романа – одновременно из внутренней перспективы (внутренний монолог Вергилия, главного героя произведения) и с удалённой исторической дистанции, которая отделяет античный Рим от эпохи модерна; во-вторых, в силу эзотерического языка, на котором роман написан. Субъективизм, кажущаяся отстранённость от острых проблем современности, а также «тёмный» язык романа отчасти объясняют то обстоятельство, что роман Броха получил среди современников довольно небольшое количество крайне противоречивых откликов: от восторженных отзывов авторов, писавших в сходной манере (например, Иван Голль), а также в целом одобрительных, но сдержанных характеристик немецкоязычных читателей – представителей поколения Броха (Т. Манна и Альберта Эйнштейна), до сдержанных и в целом критических комментариев более молодых авторов (например, Гюнтера Андерса), а также представителей англоязычной культуры (Олдоса Хаксли).
Брох, если верить его письмам, не ожидал и даже не желал иной реакции для своего романа, который он заранее причислял к кругу элитарной литературы. Такое подчёркнутое равнодушие объясняется внутренними сомнениями Броха в те годы в ценностном смысле художественной литературы. Этот вопрос о легитимации литературного творчества преследовал Броха на протяжении всей его писательской карьеры и определял его специфический статус как писателя-учёного (poeta doctus). Этот статус был приписан Броху после выхода и успеха его первого романа-трилогии «Лунатики», в особенности из-за третьей, наиболее экспериментальной части, в текст которой встроен разбитый на фрагменты очерк по теории и истории культуры («Распад ценностей»). Но если в начале 30-х г.г. Брох ещё верид в способность литературного языка охватить все дискурсы и тем самым дать начало новой философии и религии, то в период работы над «Смертью Вергилия» критика Броха распространяется и на литературное творчество. «Рассказывание историек» (Geschichtel-Erzählen) становится перед лицом мировой катастрофы делом не только неуместным, но и аморальным . Этот параллелизм этического и эстетического принципов существенно определяет поэтологическую программу Броха, которую он возводит на фундаменте собственной философской этики, т.н. «теории ценностей». Cкепсис Броха по отношению к литературной деятельности становится причиной того, что он в конце 1930-х начале 40-х г.г. начинает многочисленные проекты политической, социологической и общественной направленности, которые, правда, почти никогда не имеют успеха. Тем больше удивляет факт, что, несмотря на скепсис в отношении литературы и занятость в многочисленных проектах, требующих интенсивной подготовки в самых разных научных сферах, Брох много времени и сил отдаёт своему «Вергилию», заведомо не рассчитывая на успех и признание. Сами обстоятельства появления столь сложного, эзотерического и «несвоевременного» романа вызывают вопросы, которые лежат в сфере интересов исследований культуры Германии и Австрии. Несмотря на многочисленные научные работы о творчестве Броха и его экспериментальном романе, на этот вопрос – о культурно-исторических мотивах написания и особенностях рецепции романа «Смерть Вергилия» – пролито мало света, а зачастую этот вопрос не ставится вообще. Чаще на первый план выходят: проблема целостной интерпретации текста «Смерти Вергилия», попытки определить его жанровую принадлежность, встроить роман в более широкий литературный контекст. Роман, в силу долгой и сложной истории создания, стилистической комплексности и эзотеричности, допускает множество трактовок, в том числе противоречащих друг другу.
Так, в первых немецкоязычных исследовательских работах обсуждаются мистические и психологические аспекты произведения Броха. А. Яффе рассматривает роман в свете проблемы индивидуализации по Юнгу . Исследователь исходит из того, что Брох в «Вергилии» и в своих эссеистических работах многократно обращается к проблеме построения целостного индивидуума посредством объединения рационального и иррационального принципов, т.е. логики сознательного и бессознательного. В. Хиндерер в своей диссертации исходит из того, что центральной темой в романе является тема смерти, а сам роман есть попытка художественного осмысления феномена смерти с целью преодоления страха смерти не рациональными доводами, но эстетическими средствами.
Интересный поворот получает проблема интерпретации романа о Вергилии во Франции, где в 1959 г. появляется посвящённая «Смерти Вергилия» статья М. Бланшо, важной фигуры в развитии постструктуралистской концепции литературы. Здесь тема смерти рассматривается не как психологическая проблема личности, но в первую очередь как проблема литературного творчества и языка, устремлённого в сферу непроизносимого и соответственно постоянно вынужденного упираться в собственные границы. Позже в этом направлении появляется ряд работ в духе теории деконструкции, а также с позиции «негативной эстетики». Последняя формулировка принадлежит П.М. Лютцелеру, издателю полного собрания сочинений Броха, значительной фигуре в исследовании творчества Броха наряду с М. Дурцаком, уделившим много внимания влиянию Джеймса Джойса на поэтику Броха, и Р. Бринкманом, известным своими исследованиями эволюции романной формы у Броха. Лютцелер считает, что в «Смерти Вергилия» происходит «нечто парадоксальное и, возможно, единственное в своём роде в истории литературы, а именно: современный роман пишется с точки зрения негативной эстетики, поэзия как бы выступает против поэзии» (Dichtung gegen Dichtung ).
Этой афористичной формулировкой Лютцелер фактически ставит роман Броха особняком, вне всяких художественных тенденций (как «нечто парадоксальное и единственное в своём роде»). Другого мнения придерживаются отечественные исследователи творчества Броха А. В. Карельский, А. Г. Березина, А. В. Михайлов.
А. В. Карельский, подчёркивая, подобно Лютцелеру, первостепенность этического аспекта творчества для Броха, определяет его роман о Вергилии как исторический роман и одновременно философский роман о художнике. В начале статьи о творчестве Т. Манна и Г. Броха 1930-х – 40-х г.г. Карельский однозначно относит это творчество к «литературе антифашистской эмиграции». Исследователь вписывает «Смерть Вергилия» в ряд произведений, таких как «Лотта в Веймаре» Т. Манна и «Улисс» Дж. Джойса, где наблюдаются сходные тенденции. Он отмечает модификацию романтического субъективизма в романах Манна, Джойса и Броха, что, по его мнению, характерно для литературы классического модерна, в особенности – немецкоязычной литературы, прямой наследницы романтизма. Для Броха в его «Вергилии», считает Карельский, «важнее конкретной судьбы Вергилия та концепция человеческого долга художника, которую развивает Брох на примере античного поэта».
Это мнение перекликается с мнением А.Г. Березиной, которое она формулирует во вступительной статье к сборнику русских переводов новелл Броха, вышедшего в Ленинграде в 1985 г. Здесь это мнение стоит в контексте рассуждений об отношении Броха к экспрессионизму. Главное отличие А.Г. Березина видит в том, что у художников-экспрессионистов личность противопоставлена всему миру, изымается из её связей с миром, тогда как Брох «всё чаще говорит о реальном, а не отвлечённом человеке, о его морали и ответственности перед людьми». А.Г. Березина указывает также на биографический подтекст написания романа о Вергилии, отмечая параллели в судьбе героя и его автора . На эту важную особенность романа обращает внимание и Карельский, замечая, что в «Смерти Вергилия» и других подобных романах 1930-х – 40-х г.г. «историческая точность, верность конкретным фактам биографии художника и его века отступают на второй план перед жадным, непобедимым стремлением разглядеть в судьбе другого художника ретроспективный образ собственной судьбы» .
Так, «Смерть Вергилия», по мнению Карельского, «это роман о смысле искусства вообще, о самых глубинных вопросах соотношения поэтического творчества и человеческого бытия <...>, роман о судьбах европейской цивилизации». Здесь заметна тенденция сделать роман Броха достоянием не только немецкоязычной, но и европейской культуры в целом.
Противоположную позицию представляет А.В. Михайлов в своей небольшой рецензии к сборнику русских переводов Броха. Здесь Брох с его романом «Смерть Вергилия» – это, наряду с Францем Кафкой, Хаймито фон Додерером, Р. Музилем, одно из ярких явлений австрийской литературной традиции с её легко узнаваемыми специфическими особенностями: «Броха безусловно следует понимать, да только и можно понять — в его австрийской традиции, с самым пристальным вниманием как к константам его стиля, духовного облика, мировоззрения, так и к нововведениям, которые, на мой взгляд, не выходят за рамки типичного для Австрии развития, некоторого общего отношения к миру, способа видения и т. д.» . Поэтому Михайлов решает отнести роман о Вергилии к условному типу «по-австрийски реалистичных», авторефлексивных романов.
Если вновь обратиться к западной линии исследования, то можно дополнить представленные выше попытки классификации ещё одной. В своей монографии Й. Стрелка относит Броха к «писателям с еврейскими корнями, рождёнными в Дунайской монархии». У Стрелки Брох оказывается между Ф. Кафкой и Паулем Целаном, а его «Вергилий» представлен как текст, в котором автор решает задачу «поэтического схватывания тотальности бытия», не ограничиваясь сферой «только лишь рационально постижимого», но привлекая также сферу «всё также пребывающего тёмного».
Действительно, в «Смерти Вергилия" обращает на себя внимание в первую очередь его стиль, то и дело соскальзывающий в область языковой мистики. В этом направлении важной представляется концепция Р. Бринкмана, который выразил мнение, что в романе «Смерть Вергилия» Брох, стремясь расширить границы языка, желает подчинить «лирический язык» «закону музыкальной композиции». Из этого наблюдения А. Койзер в своей монографии делает вывод, что Броха в его «Вергилии» «интересовала почти исключительно акустическая, но едва ли смысловая сторона языка». Анализируя комментарии Броха к своему роману, Койзер выдвигает тезис о том, что основной творческой задачей романа являлся для Броха синтез искусств : «Центральными элементами комментария [Броха к «Смерти Вергилия» – О. Б.] являются: акценты на телесности и чувственности, на тварной природе героя; формальное определение внутреннего монолога как вербального выражения, выстроенного по принципу "антисмысловой", звуковой связности; "взаимное освещение" форм и медиумов искусств; <...> музыкальность романа как формы выражения действительности».
Тезис Койзера даёт повод привлечь к исследованию не только комментарии к роману, но и другие многочисленные теоретические работы Броха по эстетике. Рефлексии по поводу эстетической деятельности присутствуют как в первых текстах о культуре (1909) и эстетических заметках Броха 1910-х г.г., так и в позднем панорамном культурно-историческом обзоре «Гофмансталь и его время» (Hofmannsthal und seine Zeit, 1950). Ключевой здесь является идея о глубинном единстве всех искусств, происходящих из некоего исходного состояния «лиричности» (das Lyrische), из «платонического пра-чувства». Эта идея во многом определяет синтетическое, интермедиальное мышление Броха, который в своих теоретических текстах непринуждённо ставит в один ряд произведения живописного, музыкального, пластического, кинематографического и литературного искусства. Можно предположить, что зрелый роман «Смерть Вергилия» должен носить следы такого размывания границ между искусствами.
Исходя из сказанного, мы полагаем, что анализ романа с привлечением эссе Броха об эстетике и культурно-исторического контекста романа «Смерть Вергилия» может открыть новые перспективы в исследовании этого и других текстов Броха. Таким образом, объектом нашего исследования является роман «Смерть Вергилия» Г. Броха, предметом – синтез искусств как единство этического и эстетического принципов в эссеистике Г. Броха и его творчестве. Целью данного исследования является проверка тезиса о том, что роман Броха «Смерть Вергилия» является вариантом реализации идеи синтетического произведения искусства, где на первый план выступает этическая задача преодоления кризиса личности в ситуации краха культуры, которая решается путём построения сложной и калейдоскопичной, но эстетически уравновешенной картины мира.
Исходя из поставленной цели, мы формулируем следующие задачи исследования: 1) установить роль искусств и их синтеза в этической концепции Броха; 2) определить связь творческой задачи «Смерти Вергилия» и культурно-исторического контекста романа; 3) установить степень и способ реализации принципа синтеза искусств на сюжетном, стилистическом и языковом уровнях романа; 4) определить значение интермедиальности для интерпретации и рецепции романа.
В ходе решения поставленных задач сложилась следующая структура работы. В первой главе представлен краткий очерк формирования философско- этической концепции Броха (его «теории ценностей»), рассмотрено влияние культурно-исторической ситуации, ключевых текстов и фигур на мышление Броха, даны общие положения его этической концепции и их связь с эстетической теорией. Во второй главе исследуются эстетические взгляды Броха на искусство модерна, его понятие китча, его представление об иерархии искусств, отмечается тенденция к стиранию границ между искусствами. В третьей главе изложена поэтологическая концепция романа «Смерть Вергилия», его место в творчестве Броха, а также история написания романа в её связи с общеисторическим и биографическим контекстом. В четвёртой главе представлен анализ сюжетной стороны романа в свете понятия китча и критики культуры модерна в теоретических эссе Броха. В пятой главе исследуется стилистическая организация потока сознания Вергилия в аспекте проблемы синтеза искусств, рассмотрены методы кинематографического, музыкального и пластического искусств, которые участвуют в организации текста, даётся попытка осмысления и обоснования применения этих методов в свете общей творческой задачи романа. В шестой главе исследуются языковые особенности и инновации романа «Смерть Вергилия», ставится вопрос о целях и результатах языкового эксперимента, который Брох ставит в своём романе. В Заключении приведены выводы о результатах проделанного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанного исследования удалось установить следующие существенные факторы, определившие особенности стиля и композиции «Смерти Вергилия». Анализ эссеистики Броха показал, что в его эстетической концепции эстетические и этические ценности оказываются неразрывно связаны (как форма и содержание). Поэтому Брох разделяет все продукты искусства на «истинное» («настоящее») искусство (результат этического поступка) и китч (всё то, что преследует внешний эффект). Предельным воплощением китча в концепции Броха становится театр Рихарда Вагнера, реализующий идею синтетического произведения искусства (Gesamtkunstwerk). Такое внешнее сведение искусств, по мысли Броха, лишь оглушает и ослепляет «визуального и аудитивного» человека модерна, но не стремится вновь сделать его «интеллектуальным». Брох считает, что увлечение внешним эффектом, а также всеобщий скепсис, типичный для культуры модерна, лишили его современников способности слышать и понимать друг друга и привели к кризису языка и культуры. В своих художественных текстах Брох говорит о немоте культуры модерна и о вторжении иррациональной стихии в сферу жизни современного человека, что делает индивидуума элементом массы и приводит к образованию массового сознания.
Китчу и массовости Брох противопоставляет опыт уединённого осмысления важнейших метафизических вопросов – о жизни и смерти, о гуманности, о роли человека в сообществе людей, об этической миссии искусства. По мысли Броха, попытки такого осмысления приводят человека в особое «лирическое» состояние духа. Из этого состояния рождается истинное искусство, которое тоже имеет синтетический характер из-за близости к истоку, в котором берёт начало любая творческая деятельность и все виды искусств.
Привлечение результатов анализа эссеистики Броха к исследованию романа «Смерть Вергилия» дало понять, что в своём романе Брох обыгрывает это противопоставление истинности, глубины, индивидуальности «настоящего» искусства обманчивой поверхностности и массовости китча. Роман превращается в «лирический комментарий», который несёт черты синтеза искусств. Так, подробный анализ романа показал, что в текстопостроении участвуют кинематографический принцип монтажа и музыкальный принцип контрапункта, а в ритмической организации языка романа можно обнаружить аналог орнаментальной структуры.
Анализируя эти черты, мы установили, что роман «Смерть Вергилия» связан не столько с линией экспериментального романа в литературе классического модерна 1920-30-х гг., представленной прежде всего творчеством Джойса, сколько с возобновлением традиции религиозного искусства, которое происходит, например, в музыкальных композициях Шёнберга. Подобно Шёнбергу, Брох, обращаясь в романе «Смерть Вергилия» к метафоре голоса, ищет новую художественную форму выражения религиозного опыта, адекватную сознанию человека модерна. Голос у Броха противопоставлен немоте и разобщённости, стоящими за многословием культуры модерна. Разобщённость, скепсис, язык, который не способствует пониманию – это признаки кризисного состояния, которое, по оценкам Броха, привело европейскую культуру к катастрофе нацизма. Напротив, голос, речь как музыка языка, выступает у Броха на этом фоне как метафора глубинного, гуманного начала в человеке, как символ межчеловеческого взаимопонимания, которое даёт надежду на возрождение культуры.
Музыкой языка в «Смерти Вергилия» является синтаксис, абстрактная система связей между словами, ритм течения речи, который словно отражается в космических и природных циклах, в пульсе и дыхании человеческого тела, в структурах человеческой мысли.
Роман Броха оригинальным образом реализует принцип work in progress, т.е. принцип вовлечения читателя в процесс создания текста, но не столько как соавтора, сколько как потенциального «исполнителя» текста романа (внутренняя декламация при чтении). Форма несобственно-прямой речи превращает роман в диалог с самим собой. Ритмический, медитативный характер текста, делает чтение романа событием глубоко интимным. Бесконечные «предложения-литании» воздействуют на структуру мышления читателя, их «звучание» и ритм словно выплёскивается за пределы текста. Текст словно продлевает сам себя как отзвук или след в памяти, который продолжается, когда музыка уже умолкла.
В ходе анализа было отмечено то, как эти особенности текста «Вергилия» обусловили характер рецепции романа, например, в творчестве французского композитора Жана Барраке и французского режиссёра Жан-Люка Годара. Из сказанного ясно, что «Смерть Вергилия» по самому своему замыслу противостоит массовому успеху. С другой стороны, то мерцающее состояние между образом, музыкой и словом, которое создаёт текст, оказывается продуктивным для творческой рецепции романа.



1. Broch H. Der Tod des Vergil // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 4 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1976. – 540 S.
2. Hermann Brochs «Tod des Vergil»: Materialien / Hg. von P. M. Lützeler. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – 260 S.
3. Broch H. Die Schlafwandler // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 1 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1978. – 762 S.
4. Broch H. Die Unbekannte Größe // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 2 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1977. – 265 S.
5. Broch H. Novellen. Prosa. Fragmenten // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 6 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1980. – 360 S.
6. Broch H. Literarische Schriften. Kritik // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 9, Teil 1 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1976. – 422 S.
7. Broch H. Literarische Schriften. Theorie // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 9, Teil 2 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1976. – 318 S.
8. Broch H. Philosophische Schriften. Kritik // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 10, Teil 1 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1977. – 312 S.
9. Broch H. Philosophische Schriften. Theorie // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 10, Teil 2 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1977. – 332 S.
10. Broch H. Politische Schriften // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 11 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1978. – 514 S.
11. Broch H. Massenwahntheorie. Beiträge zu einer Psychologie der Politik // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 12 / Hg. P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1979. – 580 S.
12. Broch H. Briefe: Dokumente und Kommentare zu Leben und Werk. 1913-1938 // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 13, Teil 1 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1981. – 508 S.
13. Broch H. Briefe: Dokumente und Kommentare zu Leben und Werk. 1938-1945 // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 13, Teil 2 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1981. – 474 S.
14. Broch H. Briefe: Dokumente und Kommentare zu Leben und Werk. 1945-1951 // Broch H. Kommentierte Werkausgabe, Band 13, Teil 3 / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1981. – 636 S.
***
15. Брох Г. Невиновные. – Смерть Вергилия. – М.: Радуга, 1990. – 558 с.
16. Брох Г. 1888 – Пазенов, или романтика. – 1903 – Эш, или Анархия // Брох Г. Лунатики. Роман-трилогия в двух томах. Том первый / Пер. Н. Кушнира – СПб.: Алетейя, 1996. – С. 432.
17. Брох Г. 1918 – Хугюнау, или Деловитость // Брох Г. Лунатики. Роман-трилогия в двух томах. Том второй / Пер. Н. Кушнира – СПб.: Алетейя, 1996. – С. 416.
18. Брох Г. Новеллы. – Л.: Художественная литература, 1985. – 440 с.

Вспомогательная литература

19. Abel A. Musikästhetik der klassischen Moderne. Thomas Mann, Theodor W. Adorno, Arnold Schönberg. – München: Fink, 2003. – 385 S.
20. Anders G. Über Broch. Der «Tod des Vergil» und die Diagnose seiner Krankheit // Anders G. Mensch ohne Welt. – München: C. H. Beck, 1984. – S. 195-200.
21. Arendt H. Hermann Broch und der moderne Roman // Der Monat. – 1949. – H. 8-9. – S. 147-151.
22. Arendt H. Einleitung // Broch H. Dichten und Erkennen. Essays. Gesammelte Werke, Band 6 / Hg. von H. Arendt. – Zürich: Rhein, 1955. – S. 5-42.
23. Bier J.-P. Moderne und Avantgarde aus postmodernistischer Sicht // Brochs Theoretisches Werk / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – S. 122-135.
24. Boyer J. P. Bemerkungen zum Problem der Musik bei Broch // Hermann Broch und seine Zeit: Akten des Internationalen Broch-Symposiums in Nice 1979 / Hg. von Th. Richard. – Bern: Lang, 1980. – S. 161-168.
25. Boyer J. P. Hermann Broch: Auch ein Wagnerianer wider Willen? // Hermann Broch: Das dichterische Werk. Neue Interpretationen / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Tübingen: Stauffenburg, 1987. – S. 7-18.
26. Brinkmann R. Romanform und Werttheorie bei Hermann Broch // Deutsche Vierteljahrschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. – 1957. – Vol. 31. – S. 169-197.
27. Caduff C. Die Künste im Gespräch: zum Verhältnis von Kunst, Musik, Literatur und Film. – München: Fink, 2007. – 156 S.
28. Charriere M. Harmonie und Kontrapunkt als Strukturprinzip im «Tod des Vergil» // Hermann Broch und seine Zeit: Akten des Internationalen Broch-Symposiums in Nice 1979 / Hg. von Th. Richard. – Bern: Lang, 1980. – S. 169-183.
29. Charriere-Jacquin M. zum Verhältnis Musik – Literatur im Tod des Vergil // Hermann Broch: Das dichterische Werk. Neue Interpretationen / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Tübingen: Stauffenburg, 1987. – S. 7-18.
30. Dubost J.-P. Brochs Romandichtung «Der Tod des Vergil» (1945) // Hermann Broch / P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1986. – S. 166-182.
31. Durzak M. Hermann Broch: der Dichter und seine Zeit. – Stuttgart: Kohlhammer, 1968. – 234 S.
32. Durzak M. Hermann Brochs Auffassung des Lyrischen // Hermann Broch. Perspektiven der Forschung / Hg. von M. Durzak. – München: Fink, 1972. – S. 293-314.
33. Durzak M. Der österreichische Joyce. Anmerkungen zu Hermann Brochs Joyce-Essay // Literatur und Kritik. – 1974. – H. 84. – S. 241-246.
34. Durzak M. Hermann Broch – Dichtung und Erkenntnis: Studien zum dichterischen Werk. – Stuttgart: Kohlhammer, 1978. – 247 S.
35. Durzak M. Hermann Broch und James Joyce. Zur Ästhetik des modernen Romans // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. – 1996. – Vol. 40. – S. 391-433.
36. Durzak M. Hermann Broch. Biographie. – Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch, 2001. – 188 S.
37. Durzak M. Gedanken über den Tod bei Elias Canetti und Hermann Broch // Elias Canetti und Hermann Broch / Hg. von P. Angelova. – St. Ingbert: Röhrig Univ. Verl., 2009. – S. 69-80.
38. Eiden-Offe P. Das Reich der Demokratie: Hermann Brochs «Der Tod des Vergil». – München: Fink, 2011. – 402 S.
39. Fetz B. Fluchtpunkt und Kontrapunkt: Über Sprache und Musik bei Broch und Bernhard. In: Hermann Broch und die Künste // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 183-195.
40. Fingas M. Die Struktur von Hermann Brochs Roman «Der Tod des Vergil». – Münster: Nodus Publikationen, 1996. – 110 S.
41. Finger A. Das Gesamtkunstwerk der Moderne. – Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2006. – 170 S.
42. Freese W. Menges K. Broch-Forschung. Überlegungen zur Methode und Problematik eines literarischen Rezeptionsvorgangs. – München: Fink, 1977. – 115 S.
43. Freitag E. Arnold Schönberg mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. – Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch, 1973. – 190 S.
44. Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse (1925). – Hamburg: Nikol, 2013. – 92 S.
45. Grünbein D. Traue nicht der Heiterkeit, die Wahre ist ernst // Frankfurter Allgemeine Zeitung. Bilder und Zeiten.– 04.04.2009. – Nr. 80. – S. 3.
46. Haecker Th. Vergil – Vater des Abendlandes // Haecker Th. Vergil. Schönheit. – München: Koesel, 1967. – S. 11-142.
47. Heizmann J. Antike und Moderne in Hermann Brochs «Tod des Vergil»: über Dichtung und Wissenschaft, Utopie und Ideologie. – Tübingen: Narr, 1997. – 207 S.
48. Heizmann J. A Farewell to Art: Poetic Reflection in Broch´s «Der Tod des Vergil» // Hermann Broch, Visionary in Exile: the 2001 Yale Symposium / Hg. von P. M. Lützeler. – Columbia: Camden House, 2003. – S. 187-200.
49. Heizmann J. Massenmedium: Hermann Broch und der Film // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 75- 92.
50. Heydemann K. Die Stilebenen in Hermann Brochs «Der Tod des Vergil». – Wien: Notring, 1972. – 196 S.
51. Hiekel J. P. «Der Tod des Vergil»: Broch-Vertonungen des Komponisten Jean Barraqué / J. P. Hiekel, A. Stašková // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 157-182.
52. Hiller E. Entrückung, Traum und Tod. Zum Verhältnis von Text und Atonalität im Vokalschaffen von A. Schönberg, A. Berg und A. Webern. – Wien: Lafite, 2002. – 223 S.
53. Hinderer W. Die «Todeserkenntnis» in Hermann Brochs «Tod des Vergil». – München: Uni-Druck, 1961. – 206 S.
54. Hofmannsthal H. von. Ein Brief // Hofmannsthal H. von. Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe, Band XXXI. Erfundene Gespräche und Briefe. – Frankfurt am Main: S. Fischer, 1991. – S. 45-55.
55. Horst K. A. Hermann Brochs theoretische Schriften // Merkur. Deutsche Zeitschrift für europäisches Denken. – 1956. – H. 12. – S. 1218-1222.
56. Jaffe A. Broch: Der Tod des Vergil // Studien zur analytischen Psychologie C. G. Jung, Band 2. Beiträge zur Kulturgeschichte. – Zürich: Rascher, 1955. – S. 288-343.
57. Jonsson St. Masse und Demokratie. Zwischen Revolution und Faschismus / Übers. aus dem Eng. N. Juraschitz. – Göttingen: Wallstein, 2015. – 342 S.
58. Kandinsky W. Über das Geistige in der Kunst. – Bern: Benteli-Verlag, 1952. – 145 S.
59. Käuser A. Schreiben über Musik. Studien zum anthropologischen und musiktheoretischen Diskurs sowie zur literarischen Gattungstheorie. – München: Fink, 1999. – 288 S.
60. Käuser A. Medium – Musik – Text: Montage als Darstellungsform // Zeitschrift für Literaturwissenschaft und Linguistik. Musikalität. – 2006. – Vol. 141. – S. 159-173.
61. Kessler M. Religiöser Paradigmenwechsel // Brochs Theoretisches Werk / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – S. 150-158.
62. Kiss E. Brochs Stellung zu Nietzsche // Hermann Broch und seine Zeit: Akten des Internationalen Broch-Symposiums in Nice 1979 / Hg. von Th. Richard. – Bern: Lang, 1980. – S. 88-96.
63. Knowlton J. E. Hermann Brochs Sprachtheorie // Literatur und Kritik. – 1976. – H. 106-107. – S. 405-418.
64. Köhne A. Stilzerfall und Problematik des Ich: stilkritische Studie zur Sprache von Hermann Brochs Roman «Der Tod des Vergil». – Bonn: Univ. Verlag, 1959. – 219 S.
65. Leopold S. «Israel in Egypt» – ein mißglückter Glücksfall // Göttinger Höndel-Beiträge, B. 1 / Hg. von H. J. Marx. – Kassel: Bärenreiter, 1984. – S. 35-50.
66. Liebrand C. Brochs Drehbuch «Das Unbekannte X»: Eine filmhistorische Verortung // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 93-117.
67. Loos A. Ornament und Verbrechen // Loos. A. Trotzdem (1900-1930) / Hg. von A. Opel. – Wien: Georg Prachner, 1982. – S. 78-88.
68. Lukacs G. Die Theorie des Romans. – Darmstadt: Luchterhand, 1984. – 145 S.
69. Lützeler P. M. Die Kulturkritik des jungen Broch. Zur Entwicklung von Hermann Brochs Geschichts- und Werttheorie // Hermann Broch. Perspektiven der Forschung / Hg. von M. Durzak. – München: Fink, 1972. – S. 329-352.
70. Lützeler P. M. Hermann Broch. Ethik und Politik. – München: Winkler, 1973. – 195 S.
71. Lützeler P. M. Hermann Broch. Eine Biographie. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1985. – 414 S.
72. Lützeler P. M. Broch als Kulturkritiker: Seine Sicht des Fin de Siѐcle / P. M. Lützeler // Hermann Broch / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1986. – S. 308-319.
73. Lützeler P. M. Einleitung: Zur Aktualität Hermann Brochs // Brochs Theoretisches Werk / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – S. 7-23.
74. Lützeler P. M. Literatur und Politik // Brochs Theoretisches Werk / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – S. 195-209.
75. Lützeler P. M. Hermann Broch: Zur Kultur der Moderne // Hermann Broch. Perspektiven interdisziplinärer Forschung / Hg. von Á. Bernáth, M. Kessler, E. Kiss. – Tübingen: Stauffenburg, 1998. – S. 31-45.
76. Lützeler P. M. Die Entropie des Menschen: Studien zum Werk Hermann Brochs. – Würzburg: Königshausen/Neumann, 2000. – 204 S.
77. Lützeler P. M. Kulturbruch und Glaubenskriese: Hermann Brochs Die Schlafwandler und Matthias Grünewalds Isenheimer Altar. – Tübingen: Francke, 2001. – 117 S.
78. Lützeler P. M. Theorie der Demokratie. Hermann Brochs wissenschaftliche Arbeiten im amerikanischen Exil (1938 bis 1946) // Emigration – Exil – Kontinuität. Schriften zur zeitgeschichtlichen Kultur- und Wissenschaftsforschung. B. 2. Vertriebene Vernunft II / Hg. von F. Stadler. – Münster: Lit-Verlag, 2004. – S. 557-563.
79. Lützeler P. M. Hermann Broch und die Maler: Biographie, Ekphrasis, Kulturtheorie // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 11-38.
80. Lützeler P. M. Hermann Broch und die Moderne: Roman, Menschenrecht, Biographie. – München: Fink, 2011. – 237 S.
81. Marinetti F. T. Gründung und Manifest des Futurismus // Manifeste und Proklamationen der europäischen Avantgarde (1909-1938) / Hg. von W. Asholt. – Stuttgart: Metzler, 2005. – S. 3-6.
82. McGaughey S. Ornament: Brochs Stil-Konzept und die Architektur-Diskurse seiner Zeit // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 55-73.
83. Mitterbauer H. «Totalitätserfassende Erkenntnis»: Hermann Broch im Spannungsfeld der Künste // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 233-250.
84. Müller-Funk W. Fear in Culture: Broch´s «Massenwahntheorie» // Hermann Broch, Visionary in Exile: the 2001 Yale Symposium / Hg. von P. M. Lützeler. – Columbia: Camden House, 2003. – S. 89-104.
85. Müller-Funk W. Die Angst (vor) der Masse bei Broch und Canetti // Elias Canetti und Hermann Broch / Hg. von P. Angelova. – St. Ingbert: Röhring Univ. Verl., 2009. – S. 179-200.
86. Müller-Funk W. Reading Joyce. Hermann Broch´s concept of classical high modernism [Электронный ресурс]. URL: http://www.wolfgang.mueller-funk.com/texte/17-reading-joyce-herrmann-broch-s-concept-of-classical-high-modernism (дата обращения: 27.03.2016).
87. Öhlschläger C. Einleitung // Worringer W. Abstraktion und Einfühlung: ein Beitrag zur Stilpsychologie (1911). – München: Fink, 2007. – S. 13-42.
88. Roesler-Graichen M. Poetik und Erkenntnistheorie: Hermann Brochs «Tod des Vergil» zwischen logischem Kalkül und phänomenologischem Experiment. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 1994. – 155. S.
89. Schlant E. Zur Ästhetik von Hermann Broch // Hermann Broch. Perspektiven der Forschung / Hg. von M. Durzak. – München: Fink, 1972. – S. 371-384.
90. Schönberg A. Stil und Gedanke. – Frankfurt am Main: Fischer-Taschenbuch-Verl., 1992. – 243 S.
91. Stadlen P. Die von Schönberg intendierte Ausführungsart der Sprechstimme im «Pierrot Lunaire» // Stimme und Wort in der Musik des 20. Jahrhunderts / Hg. von H. Krones. – Wien: Böhlau, 2001. – S. 109-126.
92. Stadler P. Masse und Macht im 19. und 20. Jahrhundert // Masse und Macht im 19. und 20. Jahrhundert. Studien zu Schlüsselbegriffen unserer Zeit / Hg. von U. Lappenküper, J. Scholtyseck, Ch. Studt. – München: R. Oldenbourg, 2003. – S. 13-26.
93. Steinecke H. Brochs Wirkung – Geschichte einer Nicht-Wirkung? // Hermann Broch: Das dichterische Werk. Neue Interpretationen / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Tübingen: Stauffenburg, 1987. – S. 139-148.
94. Steinecke H. Brochs Hofmannsthal-Essay: Ein kulturwissenschaftliches Epochenbild? // Hermann Broch und die Künste / Hg. von P. M. Lützeler, A. Stašková. – Berlin: de Gruyter, 2009. – S. 219-232.
95. Steiner G. Brochs «Hofmannsthal und seine Zeit» im Kontext des Gesamtwerks // Hermann Broch / Hg. von P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1986. – S. 320-329.
96. Strelka J. P. Exil, Gegenexil und Pseudoexil in der Literatur. – Tübingen: A. Francke, 2003. – 170 S.
97. Wefelmeyer F. Geschichte als Verinnerlichung. Hermann Brochs Der Tod des Vergil // Travellers in Time and Space / Ed. O. Durrani, J. Preece. – New York: NY, 2001. – S. 243-262.
98. Weiniger O. Geschlecht und Charakter. – München: Matthes und Seitz, 1980. – 667.
99. Westermeier K. Schönbergs Einstellung zum Opernproblem // «Chronique scandaleuse». Kritiken zu Arnold Schönbergs Werken / Hg. von R. Schmitt Scheubel, A. Einstein. – Berlin: consassis.de, 2010. – S. 143-146.
100. White J. Two Bicycles: The Work of Jean-Luc Godard and Anne-Marie Mieville. – Waterloo (Canada): Wilfrid Laurier University, 2013. – 200 p.
101. Wienold G. Hermann Brochs Tod des Vergil und Thomas Manns Doktor Faustus: Ein Dialog? // Hermann Broch: Das dichterische Werk. Neue Interpretationen / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Tübingen: Stauffenburg, 1987. – S. 253-262.
102. Wittgenstein L. Tractatus logico-philosophicus // Wittgenstein L. Werkausgabe, Band 1. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1984. – S. 7-85.
103. Worringer W. Abstraktion und Einfühlung: ein Beitrag zur Stilpsychologie (1911). – München: Fink, 2007. – 178 S.
104. Ziolkowski Th. Hermann Brochs Tod des Vergil und Thomas Manns Lotte in Weimar: Vergleich zweier Exilromane // Hermann Broch: Das dichterische Werk. Neue Interpretationen / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Tübingen: Stauffenburg, 1987. – S. 263-273.
105. Žmegač V. Kunst und Ethik // Brochs Theoretisches Werk / Hg. von M. Kessler, P. M. Lützeler. – Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988. – S. 15-23.
106. Žmegač V. Kunst und Wirklichkeit. Zur Literaturtheorie bei Brecht, Lukacs und Broch. – Bad Homburg vor der Höhe: Gehlen, 1969.– 105 S.
107. Zschorlich P. Schönberg-Heuchelei bei Kroll // «Chronique scandaleuse». Kritiken zu Arnold Schönbergs Werken / Hg. von R. Schmitt Scheubel, A. Einstein. – Berlin: consassis.de, 2010. – S. 146-147.
***
108. Белобратов А. В. Проблема автора и поэтика австрийского романа 1920-30-х г.г. // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX-XX веков. – Пермь, 1989. – С. 79-89.
109. Березина А. Г. Новеллы Германа Броха // Брох Г. Новеллы. – Л.: Художественная литература, 1985. – С. 3-26.
110. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат (1921) / Пер. М. С. Козловой, Ю. А. Авсеева // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. – С. 2-73.
111. Гофмансталь Г. фон. Письмо (1902) / Пер. А. Назаренко // Гофмансталь Г. фон. Избранное. – М.: Искусство, 1995. – С. 518-529.
112. Ерохин А. В. Эволюция жанра в позднем творчестве Германа Броха: автореферат дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. – М., 1990. – 24 с.
113. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 112 с.
114. Карельский А. В. Долг гуманности. Т. Манн, Г. Брох // Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ в. – М.: РГГУ, 1999. – С. 263-300.
115. Карельский А. В. О людях и камнях, о людях и птицах. Предисловие к книге К. Рансмайра «Последний мир» // Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ в. – М.: РГГУ, 1999. – С. 253-262.
116. Карельский А.В. Модернизм ХХ в. и романтическая традиция // Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 3: Немецкий Орфей. Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ в. – М.: РГГУ, 2007. – С. 557-565.
117. Карельский А.В. Немецкоязычная литература начала ХХ в. в общеевропейском духовном контексте // Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 3: Немецкий Орфей. Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ в. – М.: РГГУ, 2007. – С. 574-605.
118. Лукач Д. Теория романа. Пер. Г. Бергельсона // Новое литературное обозрение. – 1994. – № 9. – С. 19-78.
119. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Пер. Д. Калугина, Н. Мовниной. – СПб.: Европейский университет, 2013. – 334 с.
120. Михайлов А. В. Рецензия на состав избранных произведений Германа Броха // Михайлов А. В. Избранное: Феноменология австрийской культуры. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. – С. 278-282.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ