ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В МЕГАПОЛИСЕ И СЕЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В СВЯЗИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ И ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СТРАХОВ У ИХ МАТЕРЕЙ
|
Введение 6
1.1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и его особенности 10
1.2.1 Рассмотрение термина страх в психологии 14
1.2.2 Виды и особенности страхов у детей дошкольного возраста 18
1.2.3. Виды страхов городских и сельских детей 22
1.2.4 Причины, условия и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста 25
1.2.4.1 Личностные особенности детей и родителей как фактор усиления страхов дошкольников 25
1.2.4.2 Страхи родителей как фактор усиления страхов дошкольников 27
1.2.4.3 Детско-родительские отношения как фактор возникновения страхов у детей 29
Выводы по главе 32
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Цели и задачи исследования 34
2.2. Описание методик исследования 35
2.3 Описание выборки исследования 42
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных 45
3.1. Выраженность и типы страхов у дошкольников 45
3.2 Тревожность и страхи матерей, и эмоциональная атмосфера в семье 47
3.3 Анализ взаимосвязи тревожности и выраженность страхов у матерей и дошкольников 52
3.4 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от пола ребенка 54
3.5 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от проживания в мегаполисе или в сельской местности 57
Выводы 64
Заключение 65
Список литературы: 66
Приложения 73
Приложение А. Анкета для родителей. 73
1.1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и его особенности 10
1.2.1 Рассмотрение термина страх в психологии 14
1.2.2 Виды и особенности страхов у детей дошкольного возраста 18
1.2.3. Виды страхов городских и сельских детей 22
1.2.4 Причины, условия и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста 25
1.2.4.1 Личностные особенности детей и родителей как фактор усиления страхов дошкольников 25
1.2.4.2 Страхи родителей как фактор усиления страхов дошкольников 27
1.2.4.3 Детско-родительские отношения как фактор возникновения страхов у детей 29
Выводы по главе 32
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Цели и задачи исследования 34
2.2. Описание методик исследования 35
2.3 Описание выборки исследования 42
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных 45
3.1. Выраженность и типы страхов у дошкольников 45
3.2 Тревожность и страхи матерей, и эмоциональная атмосфера в семье 47
3.3 Анализ взаимосвязи тревожности и выраженность страхов у матерей и дошкольников 52
3.4 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от пола ребенка 54
3.5 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от проживания в мегаполисе или в сельской местности 57
Выводы 64
Заключение 65
Список литературы: 66
Приложения 73
Приложение А. Анкета для родителей. 73
Дошкольный возраст – период, когда активно происходит эмоциональное развитие ребенка, появляются новые интересы, мотивы, потребности. В этом возрасте чувства становятся более глубокими, теряют ситуативную окрашенность и вполне могут возникать в ответ на предполагаемые мыслительные обстоятельства (Г.А. Урунтаева, 2001). В старшем дошкольном возрасте у детей появляется большое количество страхов, можно даже сказать, что именно этот период жизни ребенка является наиболее насыщенным страхами (Л.С. Акопян, 2010).
В целом, детские страхи – это неотъемлемое явление нормального психического развития. Большинство детских страхов временны и проходят по мере взросления ребенка (UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016). Другое дело, что при определенных условиях страхи могут приобрести невротические черты, что негативно скажется на развитии дошкольника. Такие страхи мешают общению и препятствуют полноценному развитию личности (KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016).
В этом возрасте ребенок является уже почти сформировавшейся личностью, но то, какие нравственные качества разовьются у него, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от воспитания (А.Д. Кошелева, 1985). Все виды деятельности дошкольника объединяется их моделирующий характер. Общаясь со взрослыми, ребенок перенимает их отношения к вещам и к другим людям (Г.А. Урунтаева, 2001). К сожалению, детские страхи порой могут возникать из-за неразумного поведения взрослых (Л.С. Акопян, 2010; В.С. Мухина, 1999). Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став родителем, будет испытывать трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги и страхи ребенку. Например, если у матери присутствует страх пожара, поездок в лифте и др., то она всеми силами будет стараться предостеречь ребенка от встречи с ними, оберегать его, а на деле лишь передаст ему испытанные в своем детстве страхи (А.И. Захаров, 2007).
В современном мире ребенок невольно подвергается влиянию большого количества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Наблюдается повышение роста числа детей, переживающих разнообразные страхи, что ведет к повышенной возбудимости и тревожности. Все больше беспокойных, неуверенных и эмоционально-неустойчивых детей (О.А. Андриенко, 2019). СМИ, фильмы ужасов, некоторые телепередачи способны влиять на возникновение социально-провоцируемых страхов, как страхов войны, нападения, врачей и др. Поэтому очень важно то, как родители опосредуют получаемую ребенком информацию, предупреждают они или наоборот усиливают страхи социокультурного характера (Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова, 2008).
Окружающая ребенка среда также оказывает влияние на развитие тревожности детей (Adolph, D., Margraf, J., &Schneider, S. 2021).Городской ребенок, покидая порог своей квартиры, сталкивает с большим и незнакомым миром, а потому и пугающим (Э.Г. Матвеева, 2019; Е.А. Колосова, 2019). И, хотя, считается, что сельская местность более безопасна для жизни ребенка, и там дети оказываются уязвимы перед миром, раскрывающимся перед ними, а потому не защищены и от возникновения сильных страхов, которые и порождает этот мир (H.Matthewsetal., 2000; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018).
На данный момент в отечественной и зарубежной литературе представлено большое количество работ, связанных с изучением проблемы детских страхов (А. И. Захаров, 2007; В.С. Мухина, 1999; М.А. Панфилова, 2000; Л.С. Акопян, 2010; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016 и др.). Наличие данных работ связано с пониманием важности влияния детских страхов, особенно, невротических, на формирование личности и развития ребенка (Р.В. Овчарова, 1996; Е.Е. Алексеева, 2008; KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016 и др.).Проблеме взаимосвязи родительских и детских страхов на данный момент большее внимание уделено в зарубежной психологии (MurisP, SteernemanP, MerckelbachH, MeestersC., 1996; J.A. Miccoetal, 2009; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016; L.G.E. Telman, F.J.A. Steensel, M. Maric, S.M. Bögels, 2018 и др.). И в отечественной, и в зарубежной литературе встречается совсем немного исследований, направленных именно на изучение страхов детей, проживающих в мегаполисах и сельской местности (Л.С. Акопян, 2010; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018; Е.А. Колосова, 2019; H.Matthewsetal., 2000).
В период глобализации, которая с каждым годом набирает все большую силу, в период возрастания напряженных социальных и политических ситуаций, люди чаще сталкиваются с событиями и ситуациями, которые тревожат их и вызывают страх. Отмечается и рост числа тревожных детей (А.Ф. Ремеева, Ю.З. Колотова, 2012).Все большую актуальность приобретает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов, а также поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка (Е.А. Хлыста, 2015).
В связи с этим, научная актуальность данного исследования связана с недостаточным количеством знаний в области протекания, генезиса и динамики детских страхов, взаимосвязи их возникновения с существующими родительскими страхами вообще и в зависимости от места проживания детей.
Целью данного исследования является выявление особенности страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе, в связи с тревожностью и выраженностью страхов у их матерей.
Основные гипотезы исследования:
Выраженность и частота страхов у дошкольников выше при наличии таких факторов, как высокий уровень тревожности матерей и наличие у них собственных страхов. Выраженность и частота страхов выше у дошкольников, проживающих в мегаполисе, чем у дошкольников, проживающих в сельском регионе.
Исходя из цели и гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и сравнить степень выраженности и видов страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и в сельском регионе;
2) Изучить и сравнить уровень выраженности и видов страхов, а также уровня тревожности у матерей детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе;
3) Провести исследование взаимосвязи количества, уровня выраженности страхов и тревожности дошкольников и тревожности матерей, проживающих в мегаполисе и сельском регионе.
В целом, детские страхи – это неотъемлемое явление нормального психического развития. Большинство детских страхов временны и проходят по мере взросления ребенка (UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016). Другое дело, что при определенных условиях страхи могут приобрести невротические черты, что негативно скажется на развитии дошкольника. Такие страхи мешают общению и препятствуют полноценному развитию личности (KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016).
В этом возрасте ребенок является уже почти сформировавшейся личностью, но то, какие нравственные качества разовьются у него, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от воспитания (А.Д. Кошелева, 1985). Все виды деятельности дошкольника объединяется их моделирующий характер. Общаясь со взрослыми, ребенок перенимает их отношения к вещам и к другим людям (Г.А. Урунтаева, 2001). К сожалению, детские страхи порой могут возникать из-за неразумного поведения взрослых (Л.С. Акопян, 2010; В.С. Мухина, 1999). Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став родителем, будет испытывать трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги и страхи ребенку. Например, если у матери присутствует страх пожара, поездок в лифте и др., то она всеми силами будет стараться предостеречь ребенка от встречи с ними, оберегать его, а на деле лишь передаст ему испытанные в своем детстве страхи (А.И. Захаров, 2007).
В современном мире ребенок невольно подвергается влиянию большого количества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Наблюдается повышение роста числа детей, переживающих разнообразные страхи, что ведет к повышенной возбудимости и тревожности. Все больше беспокойных, неуверенных и эмоционально-неустойчивых детей (О.А. Андриенко, 2019). СМИ, фильмы ужасов, некоторые телепередачи способны влиять на возникновение социально-провоцируемых страхов, как страхов войны, нападения, врачей и др. Поэтому очень важно то, как родители опосредуют получаемую ребенком информацию, предупреждают они или наоборот усиливают страхи социокультурного характера (Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова, 2008).
Окружающая ребенка среда также оказывает влияние на развитие тревожности детей (Adolph, D., Margraf, J., &Schneider, S. 2021).Городской ребенок, покидая порог своей квартиры, сталкивает с большим и незнакомым миром, а потому и пугающим (Э.Г. Матвеева, 2019; Е.А. Колосова, 2019). И, хотя, считается, что сельская местность более безопасна для жизни ребенка, и там дети оказываются уязвимы перед миром, раскрывающимся перед ними, а потому не защищены и от возникновения сильных страхов, которые и порождает этот мир (H.Matthewsetal., 2000; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018).
На данный момент в отечественной и зарубежной литературе представлено большое количество работ, связанных с изучением проблемы детских страхов (А. И. Захаров, 2007; В.С. Мухина, 1999; М.А. Панфилова, 2000; Л.С. Акопян, 2010; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016 и др.). Наличие данных работ связано с пониманием важности влияния детских страхов, особенно, невротических, на формирование личности и развития ребенка (Р.В. Овчарова, 1996; Е.Е. Алексеева, 2008; KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016 и др.).Проблеме взаимосвязи родительских и детских страхов на данный момент большее внимание уделено в зарубежной психологии (MurisP, SteernemanP, MerckelbachH, MeestersC., 1996; J.A. Miccoetal, 2009; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016; L.G.E. Telman, F.J.A. Steensel, M. Maric, S.M. Bögels, 2018 и др.). И в отечественной, и в зарубежной литературе встречается совсем немного исследований, направленных именно на изучение страхов детей, проживающих в мегаполисах и сельской местности (Л.С. Акопян, 2010; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018; Е.А. Колосова, 2019; H.Matthewsetal., 2000).
В период глобализации, которая с каждым годом набирает все большую силу, в период возрастания напряженных социальных и политических ситуаций, люди чаще сталкиваются с событиями и ситуациями, которые тревожат их и вызывают страх. Отмечается и рост числа тревожных детей (А.Ф. Ремеева, Ю.З. Колотова, 2012).Все большую актуальность приобретает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов, а также поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка (Е.А. Хлыста, 2015).
В связи с этим, научная актуальность данного исследования связана с недостаточным количеством знаний в области протекания, генезиса и динамики детских страхов, взаимосвязи их возникновения с существующими родительскими страхами вообще и в зависимости от места проживания детей.
Целью данного исследования является выявление особенности страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе, в связи с тревожностью и выраженностью страхов у их матерей.
Основные гипотезы исследования:
Выраженность и частота страхов у дошкольников выше при наличии таких факторов, как высокий уровень тревожности матерей и наличие у них собственных страхов. Выраженность и частота страхов выше у дошкольников, проживающих в мегаполисе, чем у дошкольников, проживающих в сельском регионе.
Исходя из цели и гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и сравнить степень выраженности и видов страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и в сельском регионе;
2) Изучить и сравнить уровень выраженности и видов страхов, а также уровня тревожности у матерей детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе;
3) Провести исследование взаимосвязи количества, уровня выраженности страхов и тревожности дошкольников и тревожности матерей, проживающих в мегаполисе и сельском регионе.
В данной работе нами была предпринята попытка изучить особенности страхов у дошкольников в связи с тревожностью и выраженностью страхов у их матерей, проживающих в мегаполисе и сельской местности.
Актуальность данной работы связана с недостаточной изученностью особенностей страхов и тревожности дошкольников в связи со страхами и тревожностью их матерей, в том числе, проживающих в крупных городах и сельской местности.
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время, так как многие факты указывают на то, что число детей, сталкивающихся с сильными эмоциональными потрясениями и имеющими разнообразные страхи, постепенно увеличивается. Для того, чтобы проводить своевременную и эффективную профилактическую и коррекционную работу с детьми, которые страдают страхами высокой интенсивности, необходимо понимать особенности возникновения и протекания детских страхов.
С практической точки зрения ценность данной работы заключается в том, что в дальнейшем возможно будет применить полученные знания при оказании своевременной и эффективной коррекционной и профилактической помощи детям, которым присуще переживание высокоинтенсивных страхов, а также их родителям.
Актуальность данной работы связана с недостаточной изученностью особенностей страхов и тревожности дошкольников в связи со страхами и тревожностью их матерей, в том числе, проживающих в крупных городах и сельской местности.
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время, так как многие факты указывают на то, что число детей, сталкивающихся с сильными эмоциональными потрясениями и имеющими разнообразные страхи, постепенно увеличивается. Для того, чтобы проводить своевременную и эффективную профилактическую и коррекционную работу с детьми, которые страдают страхами высокой интенсивности, необходимо понимать особенности возникновения и протекания детских страхов.
С практической точки зрения ценность данной работы заключается в том, что в дальнейшем возможно будет применить полученные знания при оказании своевременной и эффективной коррекционной и профилактической помощи детям, которым присуще переживание высокоинтенсивных страхов, а также их родителям.



