Введение 6
1.1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и его особенности 10
1.2.1 Рассмотрение термина страх в психологии 14
1.2.2 Виды и особенности страхов у детей дошкольного возраста 18
1.2.3. Виды страхов городских и сельских детей 22
1.2.4 Причины, условия и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста 25
1.2.4.1 Личностные особенности детей и родителей как фактор усиления страхов дошкольников 25
1.2.4.2 Страхи родителей как фактор усиления страхов дошкольников 27
1.2.4.3 Детско-родительские отношения как фактор возникновения страхов у детей 29
Выводы по главе 32
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Цели и задачи исследования 34
2.2. Описание методик исследования 35
2.3 Описание выборки исследования 42
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных 45
3.1. Выраженность и типы страхов у дошкольников 45
3.2 Тревожность и страхи матерей, и эмоциональная атмосфера в семье 47
3.3 Анализ взаимосвязи тревожности и выраженность страхов у матерей и дошкольников 52
3.4 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от пола ребенка 54
3.5 Анализ взаимосвязи выраженности страхов у матерей и дошкольников в зависимости от проживания в мегаполисе или в сельской местности 57
Выводы 64
Заключение 65
Список литературы: 66
Приложения 73
Приложение А. Анкета для родителей. 73
Дошкольный возраст – период, когда активно происходит эмоциональное развитие ребенка, появляются новые интересы, мотивы, потребности. В этом возрасте чувства становятся более глубокими, теряют ситуативную окрашенность и вполне могут возникать в ответ на предполагаемые мыслительные обстоятельства (Г.А. Урунтаева, 2001). В старшем дошкольном возрасте у детей появляется большое количество страхов, можно даже сказать, что именно этот период жизни ребенка является наиболее насыщенным страхами (Л.С. Акопян, 2010).
В целом, детские страхи – это неотъемлемое явление нормального психического развития. Большинство детских страхов временны и проходят по мере взросления ребенка (UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016). Другое дело, что при определенных условиях страхи могут приобрести невротические черты, что негативно скажется на развитии дошкольника. Такие страхи мешают общению и препятствуют полноценному развитию личности (KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016).
В этом возрасте ребенок является уже почти сформировавшейся личностью, но то, какие нравственные качества разовьются у него, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от воспитания (А.Д. Кошелева, 1985). Все виды деятельности дошкольника объединяется их моделирующий характер. Общаясь со взрослыми, ребенок перенимает их отношения к вещам и к другим людям (Г.А. Урунтаева, 2001). К сожалению, детские страхи порой могут возникать из-за неразумного поведения взрослых (Л.С. Акопян, 2010; В.С. Мухина, 1999). Взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став родителем, будет испытывать трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги и страхи ребенку. Например, если у матери присутствует страх пожара, поездок в лифте и др., то она всеми силами будет стараться предостеречь ребенка от встречи с ними, оберегать его, а на деле лишь передаст ему испытанные в своем детстве страхи (А.И. Захаров, 2007).
В современном мире ребенок невольно подвергается влиянию большого количества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Наблюдается повышение роста числа детей, переживающих разнообразные страхи, что ведет к повышенной возбудимости и тревожности. Все больше беспокойных, неуверенных и эмоционально-неустойчивых детей (О.А. Андриенко, 2019). СМИ, фильмы ужасов, некоторые телепередачи способны влиять на возникновение социально-провоцируемых страхов, как страхов войны, нападения, врачей и др. Поэтому очень важно то, как родители опосредуют получаемую ребенком информацию, предупреждают они или наоборот усиливают страхи социокультурного характера (Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова, 2008).
Окружающая ребенка среда также оказывает влияние на развитие тревожности детей (Adolph, D., Margraf, J., &Schneider, S. 2021).Городской ребенок, покидая порог своей квартиры, сталкивает с большим и незнакомым миром, а потому и пугающим (Э.Г. Матвеева, 2019; Е.А. Колосова, 2019). И, хотя, считается, что сельская местность более безопасна для жизни ребенка, и там дети оказываются уязвимы перед миром, раскрывающимся перед ними, а потому не защищены и от возникновения сильных страхов, которые и порождает этот мир (H.Matthewsetal., 2000; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018).
На данный момент в отечественной и зарубежной литературе представлено большое количество работ, связанных с изучением проблемы детских страхов (А. И. Захаров, 2007; В.С. Мухина, 1999; М.А. Панфилова, 2000; Л.С. Акопян, 2010; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016 и др.). Наличие данных работ связано с пониманием важности влияния детских страхов, особенно, невротических, на формирование личности и развития ребенка (Р.В. Овчарова, 1996; Е.Е. Алексеева, 2008; KonkabayevaA.Ye., DakhbayB.D., OleksyukZ.Ya., TykezhanovaG.M., AlshynbekovaK.G., StarikovaA.Ye., 2016 и др.).Проблеме взаимосвязи родительских и детских страхов на данный момент большее внимание уделено в зарубежной психологии (MurisP, SteernemanP, MerckelbachH, MeestersC., 1996; J.A. Miccoetal, 2009; UpashreeDutta, Dr. ArockiaMaraichelviK., 2016; L.G.E. Telman, F.J.A. Steensel, M. Maric, S.M. Bögels, 2018 и др.). И в отечественной, и в зарубежной литературе встречается совсем немного исследований, направленных именно на изучение страхов детей, проживающих в мегаполисах и сельской местности (Л.С. Акопян, 2010; И.В. Смолярчук, И.А. Бирюкова, 2018; Е.А. Колосова, 2019; H.Matthewsetal., 2000).
В период глобализации, которая с каждым годом набирает все большую силу, в период возрастания напряженных социальных и политических ситуаций, люди чаще сталкиваются с событиями и ситуациями, которые тревожат их и вызывают страх. Отмечается и рост числа тревожных детей (А.Ф. Ремеева, Ю.З. Колотова, 2012).Все большую актуальность приобретает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов, а также поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка (Е.А. Хлыста, 2015).
В связи с этим, научная актуальность данного исследования связана с недостаточным количеством знаний в области протекания, генезиса и динамики детских страхов, взаимосвязи их возникновения с существующими родительскими страхами вообще и в зависимости от места проживания детей.
Целью данного исследования является выявление особенности страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе, в связи с тревожностью и выраженностью страхов у их матерей.
Основные гипотезы исследования:
Выраженность и частота страхов у дошкольников выше при наличии таких факторов, как высокий уровень тревожности матерей и наличие у них собственных страхов. Выраженность и частота страхов выше у дошкольников, проживающих в мегаполисе, чем у дошкольников, проживающих в сельском регионе.
Исходя из цели и гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и сравнить степень выраженности и видов страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и в сельском регионе;
2) Изучить и сравнить уровень выраженности и видов страхов, а также уровня тревожности у матерей детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисе и сельском регионе;
3) Провести исследование взаимосвязи количества, уровня выраженности страхов и тревожности дошкольников и тревожности матерей, проживающих в мегаполисе и сельском регионе.
В данной работе нами была предпринята попытка изучить особенности страхов у дошкольников в связи с тревожностью и выраженностью страхов у их матерей, проживающих в мегаполисе и сельской местности.
Актуальность данной работы связана с недостаточной изученностью особенностей страхов и тревожности дошкольников в связи со страхами и тревожностью их матерей, в том числе, проживающих в крупных городах и сельской местности.
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время, так как многие факты указывают на то, что число детей, сталкивающихся с сильными эмоциональными потрясениями и имеющими разнообразные страхи, постепенно увеличивается. Для того, чтобы проводить своевременную и эффективную профилактическую и коррекционную работу с детьми, которые страдают страхами высокой интенсивности, необходимо понимать особенности возникновения и протекания детских страхов.
С практической точки зрения ценность данной работы заключается в том, что в дальнейшем возможно будет применить полученные знания при оказании своевременной и эффективной коррекционной и профилактической помощи детям, которым присуще переживание высокоинтенсивных страхов, а также их родителям.
1. Абраменкова В.В. психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// Вопросы психологии. - №1. -М., 2002
2. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей. Психологическая наука и образование, 2008, No 4, с. 35-47
3. Акопян Л.С. Невербальная картина детских страхов // Российский психологический журнал. 2010. №2. Т.7, No2, с.15-21
4. Акопян, Л. С. Демографическая специфика детских страхов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – № 1(11). – С. 50-55
5. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд., СПб.: Речь, 2008
6. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // ХуманитарниБалканскиизследвания. 2019. №2 (4).
7. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526, с.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2014. - 233 с.
9. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 38-48.
10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.,1976- С.35
12. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 71-75.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология, М.: Педагогика, 1991
14. Дорожко, А. К. Проявления и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста / А. К. Дорожко, С. С. Савенышева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2017. - Т. 5. - С. 13-20.
15. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 2: учеб-метод. пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 49 с.
16. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Издательство: Речь 2007. - 320 с.
17. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. - СПб: «Питер», 2007. - 464 с. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
19. Изотова Б.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 е. , 16 л. ил.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.
21. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо,2007
22. Колосова Е. А. Стратегии воспитания безопасности детей в городском пространстве: социологический анализ родительских практик поведения // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1. – № 3
23. Косарева К.К. Особенности стиля воспитания и страхи у детей младшего школьного возраста / К.К. //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №6-7 - С. 70-74.
24. Кочюнас Р. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. – 8-е издание. – М.: Академический проспект; Трикста, 2014. – 222 с.
25. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985
26. Кулганов В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей. Дошкольная педагогика, 2015, No2, с. 54- 57
27. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
28. Матвеева, Э. Г. Москва детская: два поколения в пространстве мегаполиса // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – № 4. – С. 117-128
29. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999
30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996
31. Орлов А.Б., Орлова Л.В., Н.А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушённых детских страхов. Вопросы психологии, 2011, No 3, с. 17-32
32. Островская, Л. Ф. Детские страхи // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10. – С.77-82.
33. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: ГНОМ и Д, 2000
34. Перелехова, Н. Е. К вопросу об актуальности изучения тревожности младших школьников / Н. Е. Перелехова, И. Н. Главина // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности : Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Рязань, 25–26 апреля 2019 года / Ответственный редактор Е.Ю. Лунькова. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. – С. 131-135.
35. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М.: Мысль, 1972. С. 7–35.
36. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с
37. Ремеева А.Ф., Колотова Ю.З. Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция // Психология и право. 2012. Том 2. № 2.
38. Романова, М.Ю. Откуда берутся детские страхи/ М.Ю. Романова // Colloquium-journal, – 2019. – №6-6(30). – С. 22-23
39. Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2011. – 88 с.
40. Смолярчук И.В., Бирюкова И.А. Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников. – Гаудеамус. – 2018. №3
41. Смолярчук И.В., Сафонова Е.Д., Ивкина А.С. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста. – Гаудеамус. – 2021. №1
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
43. Федорова, Е.А. К проблеме сопровождения детей и родителей, переживающих страхи / Е. А. Федорова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 239-245.
44. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Пер. с англ. яз. – М.: ИОИ, 2016. – 184 с.
45. Хлыста Е.А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2015. №S1
46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. – СПб.: Питер, 2021. – 304 с. – (Серия «Мастера психологии»)
47. Шелковникова Н.И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2-1 С.44-51.
48. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 512 с.
49. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.
50. Acharya S. et al. Dental Fear and Children: The Major Link //Indian Journal of Forensic Medicine & Toxicology. – 2020. – Т. 14. – №. 4. – С. 8255.
51. Adolph D., Margraf J., Schneider S. Your Fear is My Fear: The Relationship Between Parental and Offspring Anxieties //Child Psychiatry & Human Development. – 2021. – Т. 52. – №. 5. – С. 772-781.
52. Dunne G., Askew C. Vicarious learning and reduction of fear in children via adult and child models //Emotion. – 2018. – Т. 18. – №. 4. – С. 528.
53. Muris P, Steerneman P, Merckelbach H, Meesters C. The role of parental fearfulness and modeling in children's fear. Behav Res Ther. 1996
54. Upashree Dutta, Dr. ArockiaMaraichelvi K. Fear factors of preschool children Upashree Dutta, International Journal of Multidisciplinary Research and Development, October 2016; Page No. 14-16
55. Konieczna E. J., Talu E. Symbols of Fear in the Studies of Drawings by Polish and Turkish Children //Kultura i Edukacja. – 2021. – №. 2 (132). – С. 172-185
56. KonkabayevaA.Ye., Dakhbay B.D., OleksyukZ.Ya., Tykezhanova G.M., Alshynbekova K.G., StarikovaA.Ye. RESEARCH OF FEARS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN. International Journal of Environmental and Science Education, February 2016
57. Kossowsky J. et al. The separation anxiety hypothesis of panic disorder revisited: a meta-analysis //American Journal of Psychiatry. – 2013. – Т. 170. – №. 7. – С. 768-781.
58. Kushnir J., Gothelf D., Sadeh A. Nighttime fears of preschool children: A potential disposition marker for anxiety? //Comprehensive Psychiatry. – 2014. – Т. 55. – №. 2. – С. 336-341.
59. Leppma M., Szente J., Brosch M. J. Advancements in addressing children's fears: a review and recommendations //The Professional Counselor. – 2015. – Т. 5. – №. 2. – С. 261.
60. Matthews H. et al. Growing-up in the countryside: children and the rural idyll //Journal of rural studies. – 2000. – Т. 16. – №. 2. – С. 141-153.
61. Micco J. A. et al. Anxiety and depressive disorders in offspring at high risk for anxiety: A meta-analysis //Journal of anxiety disorders. – 2009. – Т. 23. – №. 8. – С. 1158-1164.
62. Telman, L. G. E., Steensel, F. J. A., Maric, M., &Bögels, S. M. What are the odds of anxiety disorders running in families? A family study of anxiety disorders in mothers, fathers, and siblings of children with anxiety disorders //European child & adolescent psychiatry. – 2018. – Т. 27. – №. 5. – С. 615-624.