Особенности межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Клинические особенности детского церебрального паралича 7
1.2 Закономерности развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Клинические особенности детского церебрального паралича 7
1.2 Закономерности развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность темы исследования. Изучение особенностей межличностного общения младших школьников с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) имеет высокую актуальность по нескольким причинам: во-первых, в настоящее время все больше детей с детским церебральным параличом (ДЦП) включаются в общеобразовательные школы вместе со сверстниками без особых потребностей. Для успешной социализации и учебы детей с ДЦП необходимо развивать их навыки межличностного общения; во-вторых, коммуникация является одним из основных способов человеческого общения и взаимодействия. Изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП помогает выявить препятствия, с которыми они сталкиваются, и разработать эффективные стратегии поддержки; в-третьих, ДЦП может влиять на развитие моторных навыков и речи у детей, что может затруднять их способность эмоциональной регуляции и выражения, понимания эмоций других людей, адаптации к новым ситуациям. Понимание особенностей межличностного общения помогает специалистам в области психологии и педагогике разработать подходящие методики работы с детьми с ДЦП, которые способствуют их полноценному развитию; в-четвертых, изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП помогает педагогам и другим специалистам, работающим с этой категорией детей, лучше понять их потребности и проблемы. Это позволяет им применять более эффективные методы обучения и взаимодействия, а также повышает уровень своего профессионального мастерства.
Таким образом, изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП имеет большую актуальность, поскольку это является важной составляющей их полноценного участия в обществе и повышения качества их жизни.
В настоящее время проблема межличностного общения младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом. Так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Е. И. Карпович рассматривает влияние физических ограничений на развитие коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. Т. А. Косачева, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. В. В. Тарасов, И. В. Фролова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения межличностного общения детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в развитии межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Объект исследования – межличностное общение младших школьников.
Предмет исследования – особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень развития межличностного общения находится на низком уровне, что обусловлено:
- замкнутостью младших школьников с ДЦП;
- отсутствием потребности и мотивации в межличностном общении;
- в несформированности навыков установления межличностных контактов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям межличностного общения в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению межличностного общения младших школьников с ДЦП – Е. И. Карпович, Н. А. Соколова, В. В. Тарасов и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.
Таким образом, изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП имеет большую актуальность, поскольку это является важной составляющей их полноценного участия в обществе и повышения качества их жизни.
В настоящее время проблема межличностного общения младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом. Так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Е. И. Карпович рассматривает влияние физических ограничений на развитие коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. Т. А. Косачева, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. В. В. Тарасов, И. В. Фролова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения межличностного общения детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в развитии межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Объект исследования – межличностное общение младших школьников.
Предмет исследования – особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень развития межличностного общения находится на низком уровне, что обусловлено:
- замкнутостью младших школьников с ДЦП;
- отсутствием потребности и мотивации в межличностном общении;
- в несформированности навыков установления межличностных контактов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям межличностного общения в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению межличностного общения младших школьников с ДЦП – Е. И. Карпович, Н. А. Соколова, В. В. Тарасов и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.
В данной работе дана клинико-психическая характеристика детей с детским церебральным параличом. Исследуемая нами проблема существует долгое время. Термин «детский церебральный паралич» в 1893 году ввел Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр и невролог, но сначала ДЦП назывался болезнью Литтла. ДЦП – это заболевание, поражающее центральную нервную систему. Возникает оно в результате повреждения головного мозга ребенка в процессе внутриутробного развития, во время родов или в первую неделю после родов. Клиническими проявлениями ДЦП являются нарушения двигательного развития в виде неправильного распределения мышечного тонуса и нарушения координации движений. С двигательными нарушениями часто сочетаются нарушения психического и речевого развития.
Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста ДЦП испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника с ДЦП и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Трудности общения со сверстниками распространены у детей с ДЦП и часто связаны с двигательными, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Функция общения у детей с ДЦП развивается неравномерно, нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние. Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами. Установление контакта со сверстником происходит только по инициативе последнего.
В ходе исследования было установлено, что уровень сформированности межличностного общения у младших школьников экспериментальной группы (младшие школьники с ДЦП) в основном на среднем (30%) и низком уровнях (50%). В контрольной группе уровни сформированности межличностного общения находятся в основном на высоком (50%) и среднем (30%) уровнях. Были выделены особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП:
- дети с ДЦП имеют ограниченные возможности движения и координации, что затрудняет их способность активно участвовать в играх и других физических активностях со сверстниками;
- зз-за своих физических ограничений и коммуникативных трудностей, дети с ДЦП часто ощущают себя изолированными от своих сверстников. Они сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании близких дружеских отношений;
- некоторые дети с ДЦП имеют ограниченные навыки речи и понимания, что затрудняет их способность эффективно общаться со сверстниками т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста ДЦП испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника с ДЦП и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Трудности общения со сверстниками распространены у детей с ДЦП и часто связаны с двигательными, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Функция общения у детей с ДЦП развивается неравномерно, нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние. Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами. Установление контакта со сверстником происходит только по инициативе последнего.
В ходе исследования было установлено, что уровень сформированности межличностного общения у младших школьников экспериментальной группы (младшие школьники с ДЦП) в основном на среднем (30%) и низком уровнях (50%). В контрольной группе уровни сформированности межличностного общения находятся в основном на высоком (50%) и среднем (30%) уровнях. Были выделены особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП:
- дети с ДЦП имеют ограниченные возможности движения и координации, что затрудняет их способность активно участвовать в играх и других физических активностях со сверстниками;
- зз-за своих физических ограничений и коммуникативных трудностей, дети с ДЦП часто ощущают себя изолированными от своих сверстников. Они сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании близких дружеских отношений;
- некоторые дети с ДЦП имеют ограниченные навыки речи и понимания, что затрудняет их способность эффективно общаться со сверстниками т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024



