Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №135163

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Клинические особенности детского церебрального паралича 7
1.2 Закономерности развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Актуальность темы исследования. Изучение особенностей межличностного общения младших школьников с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) имеет высокую актуальность по нескольким причинам: во-первых, в настоящее время все больше детей с детским церебральным параличом (ДЦП) включаются в общеобразовательные школы вместе со сверстниками без особых потребностей. Для успешной социализации и учебы детей с ДЦП необходимо развивать их навыки межличностного общения; во-вторых, коммуникация является одним из основных способов человеческого общения и взаимодействия. Изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП помогает выявить препятствия, с которыми они сталкиваются, и разработать эффективные стратегии поддержки; в-третьих, ДЦП может влиять на развитие моторных навыков и речи у детей, что может затруднять их способность эмоциональной регуляции и выражения, понимания эмоций других людей, адаптации к новым ситуациям. Понимание особенностей межличностного общения помогает специалистам в области психологии и педагогике разработать подходящие методики работы с детьми с ДЦП, которые способствуют их полноценному развитию; в-четвертых, изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП помогает педагогам и другим специалистам, работающим с этой категорией детей, лучше понять их потребности и проблемы. Это позволяет им применять более эффективные методы обучения и взаимодействия, а также повышает уровень своего профессионального мастерства.
Таким образом, изучение особенностей межличностного общения младших школьников с ДЦП имеет большую актуальность, поскольку это является важной составляющей их полноценного участия в обществе и повышения качества их жизни.
В настоящее время проблема межличностного общения младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом. Так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Е. И. Карпович рассматривает влияние физических ограничений на развитие коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. Т. А. Косачева, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. В. В. Тарасов, И. В. Фролова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения межличностного общения детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в развитии межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Объект исследования – межличностное общение младших школьников.
Предмет исследования – особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень развития межличностного общения находится на низком уровне, что обусловлено:
- замкнутостью младших школьников с ДЦП;
- отсутствием потребности и мотивации в межличностном общении;
- в несформированности навыков установления межличностных контактов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и межличностного общения детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям межличностного общения в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению межличностного общения младших школьников с ДЦП – Е. И. Карпович, Н. А. Соколова, В. В. Тарасов и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула, МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе дана клинико-психическая характеристика детей с детским церебральным параличом. Исследуемая нами проблема существует долгое время. Термин «детский церебральный паралич» в 1893 году ввел Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр и невролог, но сначала ДЦП назывался болезнью Литтла. ДЦП – это заболевание, поражающее центральную нервную систему. Возникает оно в результате повреждения головного мозга ребенка в процессе внутриутробного развития, во время родов или в первую неделю после родов. Клиническими проявлениями ДЦП являются нарушения двигательного развития в виде неправильного распределения мышечного тонуса и нарушения координации движений. С двигательными нарушениями часто сочетаются нарушения психического и речевого развития.
Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста ДЦП испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника с ДЦП и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Трудности общения со сверстниками распространены у детей с ДЦП и часто связаны с двигательными, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Функция общения у детей с ДЦП развивается неравномерно, нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние. Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами. Установление контакта со сверстником происходит только по инициативе последнего.
В ходе исследования было установлено, что уровень сформированности межличностного общения у младших школьников экспериментальной группы (младшие школьники с ДЦП) в основном на среднем (30%) и низком уровнях (50%). В контрольной группе уровни сформированности межличностного общения находятся в основном на высоком (50%) и среднем (30%) уровнях. Были выделены особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с ДЦП:
- дети с ДЦП имеют ограниченные возможности движения и координации, что затрудняет их способность активно участвовать в играх и других физических активностях со сверстниками;
- зз-за своих физических ограничений и коммуникативных трудностей, дети с ДЦП часто ощущают себя изолированными от своих сверстников. Они сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании близких дружеских отношений;
- некоторые дети с ДЦП имеют ограниченные навыки речи и понимания, что затрудняет их способность эффективно общаться со сверстниками т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2021. – 400 с.
2. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян. – Москва : Новый мир, 2010. – 103 с.
3. Бороздина, Г. В. Психология общения : Учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 463 c.
4. Быкова, И. А. Межличностное общение младших школьников с ДЦП : особенности и пути коррекции / И. А. Быкова // Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 1. – С. 25-31.
5. Выготский, JI. C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Наука, 1983. – 369 с.
6. Григорьева, М. И. Межличностное общение детей с детьми с ДЦП : проблемы и перспективы / М. И. Григорьева // Педагогика развития. – 2021. – Т. 27. – № 3. – С. 205-210.
7. Ермоленко, Н. А. Клинико-психологический анализ развития дыхательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами / Н. А. Ермоленко, И. А. Скворцов, А. Ф. Неретина // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2000. – № 3. – С. 19–23.
8. Зайцева, Е. В. Технология развития межличностного общения младших школьников в условиях современной школы / Е. В. Зайцева, О. В. Кузнецова // Вестник лицея. – 2019. – Т. 9. – С. 58-61.
9. Карпович, Е. И. Межличностное общение младших школьников с ДЦП : диагностика проблемы / Е. И. Карпович // Вестник педагогического университета. – 2022. – Вып. 3. – С. 58-65.
10. Кирсанова, О. А. Межличностное общение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О. А. Кирсанова, В. В. Родионова // Педагогика. – 2020. – Т. 97. – № 10. – С. 61-66.
11. Козловская, Т. А. Особенности межличностного общения у детей с детским церебральным параличом / Т. А. Козловская // Практическая психология и социальная работы. – 2021. – № 5. – С. 115-120.
12. Константинова, Е. В. Психолого-педагогические особенности младших дошкольников с дизартрией и ДЦП / Е. В. Константинова, В. А. Дубовская // Экономика XXI века : инновации, инвестиции, образование. – 2022. – Т. 10. – № 7. – С. 172-175.
13. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка ДЦП / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
14. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : Учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 468 c.
15. Косачева, Т. А. Межличностное общение младших школьников с ДЦП : факторы успешности / Т. А. Косачева // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 1. – С. 81-88.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
17. Миропольская, С. В. Развитие межличностного общения у детей с ДЦП с использованием методик игровой терапии / С. В. Миропольская, Е. В. Одоевская // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 76-82.
18. Никитина, М. Н. Детский церебральный паралич / М. Н. Никитина. – Москва : Инфра-М, 2018. – 120 с.
19. Письменная, Е. В. Формирование межличностного общения у младших школьников с ДЦП / Е. В. Письменная // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 96-103.
20. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 336 с.
21. Руднева, Е. В. Роль межличностного общения в социально-эмоциональной адаптации детей с ДЦП / Е. В. Руднева // Педагогика специального образования. – 2022. – Т. 17. – № 2. – С. 27-34.
22. Рыжова, Н. А. Технология формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Н. А. Рыжова // Инновационные подходы в медицине и педагогике. – 2016. – № 3. – С. 95-98.
23. Соколова, Н. А. Психологическая помощь детям с ДЦП в развитии межличностного общения / Н. А. Соколова // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 2. – С. 124-130.
24. Тарасов, В. В. Значение развития межличностного общения у детей с ДЦП для социальной адаптации / В. В. Тарасов // Актуальные проблемы психологии. – 2021. – Т. 36. – Вып. 2. – С. 65-73.
25. Труменева, Т. Л. Технология развития межличностной коммуникации младших школьников / Т. Л. Труменева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – Т. 5. – С. 33-36.
26. Устинова, Е. А. Особенности межличностного общения младших школьников с ДЦП в условиях инклюзивного образования / Е. А. Устинова, Л.Ю. Соколовская // Инклюзивное образование: исследования, разработки, опыт. – 2020. – Т. 3. – № 1. – С. 77-84.
27. Фролова, И. В. Развитие коммуникативных умений младших школьников с ДЦП в процессе коррекционной работы / И. В. Фролова // Психолого-педагогический информационный бюллетень. – 2021. – № 4. – С. 59-63.
28. Черных, В. А. Методика развития межличностного общения у детей с ДЦП / В. А. Черных // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27. – № 1. – С. 78-85.
29. Шарипов, А. М. Особенности межличностного общения младших школьников с ДЦП в условиях семьи / А. М. Шарипов, О. М. Матвеева // Практическая психология образования. – 2023. – № 2. – С. 46-52.
30. Хараш, А. У. Общение, виды общения / А. У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности. – 2015. – №3. – С. 52-58.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ