Формирование навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность темы исследования. Изучение особенностей навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) является актуальным и важным направлением исследований. Вот несколько причин, почему это так. Во-первых, формирование коммуникативных навыков является ключевым аспектом успешной социализации детей. Коммуникация позволяет устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, выражать свои мысли и эмоции, сотрудничать и учиться. Дети с ДЦП могут иметь нарушения в физической и речевой сферах, что затрудняет коммуникативный процесс. Изучение особенностей и поиск эффективных методов поддержки коммуникации у таких детей помогает им взаимодействовать с окружающими и успешно адаптироваться в обществе. Во-вторых, возможности коммуникации непосредственно влияют на качество жизни детей с ДЦП. Отсутствие или ограничение коммуникативных навыков может приводить к чувству изоляции, непониманию и стрессу как у ребенка, так и у их близких. Развитие этих навыков позволяет улучшить качество жизни детей с ДЦП, расширить их возможности в общении и взаимодействии, а также повысить самооценку и уверенность в себе. В-третьих, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ДЦП позволяет разработать индивидуальные подходы и методики обучения. Каждый ребенок с данной патологией имеет свои уникальные особенности и потребности. Изучение этих особенностей позволяет создать персонализированные программы и подходы к обучению коммуникативным навыкам, учитывая ограниченные физические возможности или нарушения речи. Это способствует более эффективному и прогрессивному взаимодействию с окружающим миром. В-четвертых, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ДЦП помогает расширить понимание общих основ коммуникации и развитие коммуникативных умений в целом. Особенности, выявленные в исследовании, могут быть полезны для всех детей, независимо от наличия патологии. Эти знания и практические навыки могут использоваться для снижения барьеров в общении, повышения толерантности, эмпатии и взаимопонимания между детьми разных способностей и особенностей.
Таким образом, изучение особенностей навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость, помогая создать более инклюзивное общество, где все дети имеют равные возможности для развития и достижения своих потенциалов.
В настоящее время проблема формирования навыков коммуникации младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Н. П. Филина рассматривает влияние физических ограничений на формирования коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. А. Н. Ларина, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. О. В. Долгов, Н. И. Мельникова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения навыков коммуникации детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – коммуникативные навыки младших школьников.
Предмет исследования – особенности формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень сформированности навыков коммуникации находится на низком уровне, что обусловлено:
- формой детского церебрального паралича;
- в отставании сформированности навыков коммуникации от сверстников с развитием в норме;
- в отсутствии мотивов и потребности в коммуникации .
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к коммуникативным навыкам в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП – Н. И. Мельникова, А. В. Николаев, Е. В. Руднева и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.
Изучение проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП играет важную роль в определении путей и методов их развития. Интеграция таких детей в общественную среду и обучение им коммуникативным навыкам помогают им активно взаимодействовать со сверстниками и закреплять полученные знания на практике. Описание особенностей коммуникативных навыков детей с церебральным параличом и детей с нормальным развитием позволяет выявить и сравнить различия в их коммуникационных возможностях. Это помогает создать эффективные методики работы с такими детьми и предоставить им возможность развиваться наравне с остальными сверстниками.
Изучение особенностей формирования навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет важное значение для разработки индивидуальных подходов к обучению и взаимодействию с этой категорией детей. Коммуникативные навыки играют ключевую роль в их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Поэтому, учет этих особенностей при планировании образовательного процесса и оказании специализированной помощи младшим школьникам с церебральным параличом является необходимым и эффективным подходом.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети младшего школьного возраста с ДЦП мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога в ситуации общения, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Коммуникация младших школьников с ДЦП непроизвольна, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения коммуникации младшие школьники с ДЦП не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Младшие школьники с ДЦП испытывают определенные трудности при общении, связанные с особенностями их физического и психического развития. Однако, несмотря на это, они все же способны активно участвовать в коммуникации и формировать свои коммуникативные навыки. Выявленные недостатки в состоянии сформированности навыков коммуникации обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Итак, изучая характеристики нарушений в коммуникации у младших школьников с ДЦП, можно прийти к нескольким интересным выводам. Во-первых, эти нарушения в значительной степени ограничивают возможности детей для полноценного общения с окружающими. Они испытывают трудности в освоении речи, как устной, так и письменной, а также в понимании и усвоении информации, передаваемой им собеседниками. Во-вторых, важную роль в коррекции и развитии коммуникативных навыков у этих детей играют специалисты – логопеды, педагоги-дефектологи, которые должны использовать индивидуальные подходы и методы работы. Таким образом, третий вывод заключается в том, что для эффективной помощи детям с ДЦП необходимо сотрудничество различных специалистов, а также включение родителей и близких в процесс обучения и развития коммуникативных навыков. Это позволит обеспечить целенаправленную и комплексную работу, направленную на улучшение коммуникации у младших школьников с ДЦП.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2021. – 400 с.
2. Антонова, Е. И. Коррекционная педагогика для детей с ДЦП : цели и принципы обучения / Е. И. Антонова // Инклюзивное образование. – 2021. – № 3. – С. 26-31.
3. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян. – Москва : Новый мир, 2010. – 103 с.
4. Баскакова, Е. И. Взаимодействие взрослых и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие / Е. И. Баскакова, О. В. Платонова. – Москва : Рид Групп, 2022. – 144 с.
5. Бороздина, Г. В. Психология общения : Учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 463 c.
6. Быкова, И. А. Межличностное общение младших школьников с ДЦП : особенности и пути коррекции / И. А. Быкова // Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 1. – С. 25-31.
7. Выготский, JI. C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Наука, 1983. – 369 с.
8. Демьянкова, И. М. Коммуникация в современном мире : теория и практика / И. М. Демьянкова. – Москва : Академия, 2010. – 256 с.
9. Долгов, О. В. Специфика общения младших школьников с ДЦП / О. В. Долгов // Психология и психотерапия в современном мире. – 2020. – Т. 9, № 2. – С. 104-109.
10. Иванова, Е. В. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников в современной педагогической практике / Е. В. Иванова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 87-91.
11. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка ДЦП / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
12. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : Учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 468 c.
13. Косачева, Т. А. Межличностное общение младших школьников с ДЦП : факторы успешности / Т. А. Косачева // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 1. – С. 81-88.
14. Ларина, А. Н. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП / А. Н. Ларина, Н. Б. Беличева // Современное образование: теория, методика, практика. – 2020. – № 2. – С. 120-126.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
16. Мельникова, Н. И. Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями развития / Н. И. Мельникова // Инклюзивное образование. – 2021. – №4. – С. 43-50.
17. Мешкова, Е. В. Коммуникативные качества личности и их развитие / Е. В. Мешкова. – Москва : Канон+, 2017. – 196 с.
18. Никитина, М. Н. Детский церебральный паралич / М. Н. Никитина. – Москва : Инфра-М, 2018. – 120 с.
19. Никитина, М. С. Особенности формирования коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП / М. С. Никитина // Педагогика и психология. – 2023. – № 3. – С. 56-63.
20. Николаев, А. В. Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у младших школьников / А. В. Николаев // Воспитание и образование. – 2022. – №1. – С. 31-38.
21. Николаева, Л. В. Педагогические условия развития умений коммуникации у младших школьников / Л. В. Николаева // Педагогика. – 2021. – № 4. – С. 41-46.
22. Письменная, Е. В. Формирование межличностного общения у младших школьников с ДЦП / Е. В. Письменная // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 96-103.
23. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 336 с.
24. Романова, Г. М. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста / Г. М. Романова // Воспитание школьников. – 2022. – № 4. – С. 55-60.
25. Руднева, Е. В. Роль межличностного общения в социально-эмоциональной адаптации детей с ДЦП / Е. В. Руднева // Педагогика специального образования. – 2022. – Т. 17. – № 2. – С. 27-34.
26. Рыжова, Н. А. Технология формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Н. А. Рыжова // Инновационные подходы в медицине и педагогике. – 2016. – № 3. – С. 95-98.
27. Смирнова, Т. И. Особенности общения младших школьников с ДЦП в условиях инклюзивного образования / Т. И. Смирнова // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 3. – С. 54-59.
28. Тихомирова, В. И. Психологические особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста / В. И. Тихомирова // Психология образования. – 2021. – № 3. – С. 13-18.
29. Усвиева, Л. С. Особенности коммуникации между младшими школьниками с ДЦП и их сверстниками / Л. С. Усвиева // Вопросы дефектологии. – 2020. – № 4. – С. 67-72.
30. Федоров, В. Г. Проблемы формирования коммуникативной компетенции у первоклассников / В. Г. Федоров // Известия высших учебных заведений. Педагогика. – 2020. – № 5. – С. 63-68.
31. Филина, Н. П. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ДЦП : опыт и перспективы / Н. П. Филина // Инклюзивное образование. – 2023. – № 2. – С. 38-45.
32. Хараш, А. У. Общение, виды общения / А. У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности. – 2015. – №3. – С. 52-58.
33. Харитонова, Е. С. Социокультурные аспекты формирования коммуникативных навыков у младших школьников / Е. С. Харитонова // Общественные науки и современность. – 2021. – № 1. – С. 28-34.
34. Чернова, В. П. Интерактивные технологии обучения как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. П. Чернова // Новые исследования в образовании. – 2022. – № 3. – С. 45-50.
35. Юдин, С. А. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у младших школьников / С. А. Юдин // Образование и наука. – 2021. – № 2. – С. 19-24.