Формирование навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Характеристика коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность темы исследования. Изучение особенностей навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) является актуальным и важным направлением исследований. Вот несколько причин, почему это так. Во-первых, формирование коммуникативных навыков является ключевым аспектом успешной социализации детей. Коммуникация позволяет устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, выражать свои мысли и эмоции, сотрудничать и учиться. Дети с ДЦП могут иметь нарушения в физической и речевой сферах, что затрудняет коммуникативный процесс. Изучение особенностей и поиск эффективных методов поддержки коммуникации у таких детей помогает им взаимодействовать с окружающими и успешно адаптироваться в обществе. Во-вторых, возможности коммуникации непосредственно влияют на качество жизни детей с ДЦП. Отсутствие или ограничение коммуникативных навыков может приводить к чувству изоляции, непониманию и стрессу как у ребенка, так и у их близких. Развитие этих навыков позволяет улучшить качество жизни детей с ДЦП, расширить их возможности в общении и взаимодействии, а также повысить самооценку и уверенность в себе. В-третьих, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ДЦП позволяет разработать индивидуальные подходы и методики обучения. Каждый ребенок с данной патологией имеет свои уникальные особенности и потребности. Изучение этих особенностей позволяет создать персонализированные программы и подходы к обучению коммуникативным навыкам, учитывая ограниченные физические возможности или нарушения речи. Это способствует более эффективному и прогрессивному взаимодействию с окружающим миром. В-четвертых, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ДЦП помогает расширить понимание общих основ коммуникации и развитие коммуникативных умений в целом. Особенности, выявленные в исследовании, могут быть полезны для всех детей, независимо от наличия патологии. Эти знания и практические навыки могут использоваться для снижения барьеров в общении, повышения толерантности, эмпатии и взаимопонимания между детьми разных способностей и особенностей.
Таким образом, изучение особенностей навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость, помогая создать более инклюзивное общество, где все дети имеют равные возможности для развития и достижения своих потенциалов.
В настоящее время проблема формирования навыков коммуникации младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Н. П. Филина рассматривает влияние физических ограничений на формирования коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. А. Н. Ларина, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. О. В. Долгов, Н. И. Мельникова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения навыков коммуникации детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – коммуникативные навыки младших школьников.
Предмет исследования – особенности формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень сформированности навыков коммуникации находится на низком уровне, что обусловлено:
- формой детского церебрального паралича;
- в отставании сформированности навыков коммуникации от сверстников с развитием в норме;
- в отсутствии мотивов и потребности в коммуникации .
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к коммуникативным навыкам в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП – Н. И. Мельникова, А. В. Николаев, Е. В. Руднева и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.
Таким образом, изучение особенностей навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость, помогая создать более инклюзивное общество, где все дети имеют равные возможности для развития и достижения своих потенциалов.
В настоящее время проблема формирования навыков коммуникации младших школьников с ДПП рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. М. Н. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у младших школьников с ДЦП. Е. В. Константинова установила, что дети с ДЦП испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Н. П. Филина рассматривает влияние физических ограничений на формирования коммуникативных навыков у этих детей и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. А. Н. Ларина, Е. В. Руднева и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения младших школьников с ДЦП. О. В. Долгов, Н. И. Мельникова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами и физических ограничениях младших школьников с ДЦП. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения навыков коммуникации детей с ДЦП, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – коммуникативные навыки младших школьников.
Предмет исследования – особенности формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП уровень сформированности навыков коммуникации находится на низком уровне, что обусловлено:
- формой детского церебрального паралича;
- в отставании сформированности навыков коммуникации от сверстников с развитием в норме;
- в отсутствии мотивов и потребности в коммуникации .
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
4. Провести сравнительный анализ особенностей навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и навыков коммуникации детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к коммуникативным навыкам в младшем школьном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию младших школьников с ДЦП – Л. О. Бадалян, С. Ю. Кондратьева, М. Н. Никитина и др.;
- подходы к изучению коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП – Н. И. Мельникова, А. В. Николаев, Е. В. Руднева и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (1 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (1 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.
Изучение проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников с ДЦП играет важную роль в определении путей и методов их развития. Интеграция таких детей в общественную среду и обучение им коммуникативным навыкам помогают им активно взаимодействовать со сверстниками и закреплять полученные знания на практике. Описание особенностей коммуникативных навыков детей с церебральным параличом и детей с нормальным развитием позволяет выявить и сравнить различия в их коммуникационных возможностях. Это помогает создать эффективные методики работы с такими детьми и предоставить им возможность развиваться наравне с остальными сверстниками.
Изучение особенностей формирования навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет важное значение для разработки индивидуальных подходов к обучению и взаимодействию с этой категорией детей. Коммуникативные навыки играют ключевую роль в их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Поэтому, учет этих особенностей при планировании образовательного процесса и оказании специализированной помощи младшим школьникам с церебральным параличом является необходимым и эффективным подходом.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети младшего школьного возраста с ДЦП мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога в ситуации общения, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Коммуникация младших школьников с ДЦП непроизвольна, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения коммуникации младшие школьники с ДЦП не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Младшие школьники с ДЦП испытывают определенные трудности при общении, связанные с особенностями их физического и психического развития. Однако, несмотря на это, они все же способны активно участвовать в коммуникации и формировать свои коммуникативные навыки. Выявленные недостатки в состоянии сформированности навыков коммуникации обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Итак, изучая характеристики нарушений в коммуникации у младших школьников с ДЦП, можно прийти к нескольким интересным выводам. Во-первых, эти нарушения в значительной степени ограничивают возможности детей для полноценного общения с окружающими. Они испытывают трудности в освоении речи, как устной, так и письменной, а также в понимании и усвоении информации, передаваемой им собеседниками. Во-вторых, важную роль в коррекции и развитии коммуникативных навыков у этих детей играют специалисты – логопеды, педагоги-дефектологи, которые должны использовать индивидуальные подходы и методы работы. Таким образом, третий вывод заключается в том, что для эффективной помощи детям с ДЦП необходимо сотрудничество различных специалистов, а также включение родителей и близких в процесс обучения и развития коммуникативных навыков. Это позволит обеспечить целенаправленную и комплексную работу, направленную на улучшение коммуникации у младших школьников с ДЦП.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Изучение особенностей формирования навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП имеет важное значение для разработки индивидуальных подходов к обучению и взаимодействию с этой категорией детей. Коммуникативные навыки играют ключевую роль в их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Поэтому, учет этих особенностей при планировании образовательного процесса и оказании специализированной помощи младшим школьникам с церебральным параличом является необходимым и эффективным подходом.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети младшего школьного возраста с ДЦП мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога в ситуации общения, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Коммуникация младших школьников с ДЦП непроизвольна, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения коммуникации младшие школьники с ДЦП не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Младшие школьники с ДЦП испытывают определенные трудности при общении, связанные с особенностями их физического и психического развития. Однако, несмотря на это, они все же способны активно участвовать в коммуникации и формировать свои коммуникативные навыки. Выявленные недостатки в состоянии сформированности навыков коммуникации обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Итак, изучая характеристики нарушений в коммуникации у младших школьников с ДЦП, можно прийти к нескольким интересным выводам. Во-первых, эти нарушения в значительной степени ограничивают возможности детей для полноценного общения с окружающими. Они испытывают трудности в освоении речи, как устной, так и письменной, а также в понимании и усвоении информации, передаваемой им собеседниками. Во-вторых, важную роль в коррекции и развитии коммуникативных навыков у этих детей играют специалисты – логопеды, педагоги-дефектологи, которые должны использовать индивидуальные подходы и методы работы. Таким образом, третий вывод заключается в том, что для эффективной помощи детям с ДЦП необходимо сотрудничество различных специалистов, а также включение родителей и близких в процесс обучения и развития коммуникативных навыков. Это позволит обеспечить целенаправленную и комплексную работу, направленную на улучшение коммуникации у младших школьников с ДЦП.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024



