Проекты развития и мобилизация локальных сообществ в Горно-Бадахшанской Автономной Области
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПЛАНОВАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ДИСКУРС ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
1.1.Теоретико-методологические основы исследования программ развития: критический дискурс-анализ 8
1.2. Проекты развития AKND и история их формирования 16
Проект развития в области микрофинансирования 20
Проект развития в области туризма 21
Проект развития в области образования 24
Этика работы AKDN: self-help и мобилизация 26
1.3. Дискурс развития программ AKDN 29
Критический дискурс-анализ Н. Фэркло 29
Модель плановой рациональности дискурса развития AKDN 42
ГЛАВА 2. Соотношение плановой и практической рациональности проектов AKDN 44
Методы исследования 44
2.1. Примеры реализации проектов по развитию AKDN 46
Реализация проекта по микрофинансированию: кейс-стади кишлака Ёгед 46
Реализация проекта по туризму: homestay кишлака Бардара 51
Реализация проекта по образованию: Университет Центральной Азии в Хороге 56
Модель практической рациональности проектов AKDN 61
2.2.Основные факторы разрыва плановой и практической рациональности 62
Культурная обусловленность 62
Особенности научного планирования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список литературы 72
Список приложений 77
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 81
Приложение 4. 82
Приложение 5. 84
Приложение 6 85
Приложение 7. 85
Приложение 8 86
Приложение 9. 88
Приложение 10. 90
Приложение 11 92
ГЛАВА 1. ПЛАНОВАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ДИСКУРС ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
1.1.Теоретико-методологические основы исследования программ развития: критический дискурс-анализ 8
1.2. Проекты развития AKND и история их формирования 16
Проект развития в области микрофинансирования 20
Проект развития в области туризма 21
Проект развития в области образования 24
Этика работы AKDN: self-help и мобилизация 26
1.3. Дискурс развития программ AKDN 29
Критический дискурс-анализ Н. Фэркло 29
Модель плановой рациональности дискурса развития AKDN 42
ГЛАВА 2. Соотношение плановой и практической рациональности проектов AKDN 44
Методы исследования 44
2.1. Примеры реализации проектов по развитию AKDN 46
Реализация проекта по микрофинансированию: кейс-стади кишлака Ёгед 46
Реализация проекта по туризму: homestay кишлака Бардара 51
Реализация проекта по образованию: Университет Центральной Азии в Хороге 56
Модель практической рациональности проектов AKDN 61
2.2.Основные факторы разрыва плановой и практической рациональности 62
Культурная обусловленность 62
Особенности научного планирования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список литературы 72
Список приложений 77
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 81
Приложение 4. 82
Приложение 5. 84
Приложение 6 85
Приложение 7. 85
Приложение 8 86
Приложение 9. 88
Приложение 10. 90
Приложение 11 92
В последние годы страны Средней Азии стали объектом повышенного внимания различных международных организаций не только ввиду их особого геополитического положения, но также и в силу сложившейся в них экономической ситуации, обусловленной процессами трансформации. Так, за период Гражданской Войны (1992-1997), ВВП Республики Таджикистан уменьшился более чем в 3 раза, а инфляция подскочила в несколько сотен раз. В результате население Таджикистана больше не могло обеспечивать себя даже предметами первой необходимости, а уровень бедности в Республике на 1999 год составил 81%. Больше всего испытала на себе последствия Гражданской Войны Горно-Бадахшанская Автономная Область: из-за разрушенных дорог она оказалась отрезанной от поставок товаров из Душанбе, будучи не способной к полному продовольственному самообеспечению, ввиду суровых климатических условий. В советские времена регион был на «90% дотирован Москвой», население не испытывало продовольственных трудностей. Однако в 1993 году власти Таджикистана поставляли в ГБАО лишь 10% от всего объема необходимых товаров потребления (базовые продукты питания, топливо и т.п.), в то время как в области производилось лишь 20% собственных продуктов питания .
Жители региона выжили во многом благодаря международной гуманитарной помощи, львиная доля которой доставлялась в Бадахшан Фондом Ага Хана (Aga Khan Foundation – AKF), духовного лидера исмаилитов. Исмаилизм – разновидность ислама шиитского толка, которая исповедуется подавляющим большинством населения ГБАО («памирцев»), что условно отличает их от остального населения Республики Таджикистан, придерживающегося верований ислама суннитского толка. После окончания Гражданской Войны Фонд Ага Хана не просто не прекратил поставки продовольствия, но начал разрабатывать и внедрять проекты развития региона «чтобы начали расти доходы получателей помощи».
Согласно отчетам Всемирного Банка, средний доход на одного жителя Таджикистана в год составляет $1080 (2014), а беднейшим регионом является Горно-Бадахшанская Автономная Область: уровень бедности среди населения составляет на 2013 год 52%, даже несмотря на высокие темпы его падения (с 86% до 55% в 2003 и 2009 годах соответственно). Приведенные данные косвенно указывают на возникающие перед лицом правительства Республики и AKF трудности экономического развития ГБАО. Организация Ага Хана по развитию (Aga Khan Development Network – AKDN), в которую входит Фонд, периодически выпускает отчеты о проделанной работе, которые в свободном доступе можно найти на его сайте.
К сожалению, в этих документах мало информации по проектам Республики Таджикистан, в связи с чем я решила заполнить существующую лакуну и провести исследование в Горно-Бадахшанской Автономной Области, где и развернута работа большей части проектов. Поэтому целью моего исследования стало выявление того, как происходит мобилизация населения при осуществлении программ по развитию AKDN.
Для реализации поставленной в работе цели требуется решить ряд задач, а именно:
1. Провести анализ совокупности документов, выпущенных организацией Ага Хана, которые содержат основные положения программ развития в ГБАО, в связи с чем возникает ряд подзадач:
1.1. Проследить историю формирования и, если таковая наблюдалась, трансформации программ по развитию в Горном Бадахшане;
1.2. Обозначить пространство ключевых категорий и оппозиций, определяющих границы этих программ;
2. Создать предварительную модель действия программы по мобилизации и выявить её основные компоненты;
3. Описать реально существующие практики реализации программ по развитию в Горно-Бадахшанской Автономной Области;
4. Сопоставить предложенную Фондом модель мобилизации с результатами эмпирического исследования;
5. Раскрыть роль регионального компонента в возможных несоответствиях модели, предложенной Фондом в документах, и воплощений этой модели на практике.
Объектом исследования стали локальные сообщества жителей Горно-Бадахшанской Автономной Области.
Предметом настоящего исследования послужила мобилизация населения с помощью программ развития в Горно-Бадахшанской Автономной Области.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Критический дискурс-анализ документов Фонда Ага Хана,
• Слабоструктурированное интервью с пятнадцатью жителями кишлаков Горно-Бадахшанской Автономной Области
• Экспертные интервью с двумя сотрудниками представительства Фонда Ага Хана в Хороге и одним представителем в Калаи-Хумбе
• Включенное наблюдение во время мероприятий по реализации программ развития в кишлаках (длилось с 09.09.2015 по 25.09.2016)
• Ведение полевого дневника в ходе наблюдения
В настоящем исследовании проверялась следующая теоретическая гипотеза: существует разрыв между плановой рациональностью, предполагаемой программами по развитию Фонда Ага Хана, и реальными действиями представителей локальных сообществ в ходе реализации этой программы.
Эмпирической базой исследования послужили локальные сообщества жителей кишлаков Ёгед, Бардара, Рошорв, Дашт (Язгулем), Барсем, а также города Хорог Горно-Бадахшанской Автономной Области Республики Таджикистан, включающие в себя как местных жителей, среди которых проект по развитию должен был быть реализован, так и непосредственных исполнителей проекта (нередко из числа местных жителей).
Выборка исследования:
- Среди многочисленных программ по развитию были отобраны для изучения только те, что связаны с туризмом, образованием и микрофинансированием, поскольку к ним было легче всего получить доступ непосредственно в поле.
- Экспертные интервью были взяты у исполнительного директора ПЭКТА (Памирской экологической и культурной туристической ассоциации, созданной при поддержке AKF, Хорог) и главного менеджера программы Mountain Societies Development Support Programme (MSDSP), являющейся проектом AKDN, в Хороге и в Калаи-Хумбе (Дарвазский район).
- Глубинные слабоструктурированные интервью в кишлаках Ёгед, Бардара, Рошорв были проведены с наиболее активными участниками общественной жизни: раисом (административный лидер поселения), халифой (религиозный глава), учителями английского языка и директорами школ, а также хозяевами домашних гостиниц (homestay) для туристов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Дискурс программ по развитию AKDN напоминает дискурс модернизма
- Существует разрыв плановой рациональности, заложенной в программу по развитию, разработанную AKDN, и практической рациональностью локальных сообществ ГБАО
- Объяснить этот разрыв можно не только культурными различиями обществ, в которых проекты разрабатывались и внедрялись, но и особенностью создания самих программ
Жители региона выжили во многом благодаря международной гуманитарной помощи, львиная доля которой доставлялась в Бадахшан Фондом Ага Хана (Aga Khan Foundation – AKF), духовного лидера исмаилитов. Исмаилизм – разновидность ислама шиитского толка, которая исповедуется подавляющим большинством населения ГБАО («памирцев»), что условно отличает их от остального населения Республики Таджикистан, придерживающегося верований ислама суннитского толка. После окончания Гражданской Войны Фонд Ага Хана не просто не прекратил поставки продовольствия, но начал разрабатывать и внедрять проекты развития региона «чтобы начали расти доходы получателей помощи».
Согласно отчетам Всемирного Банка, средний доход на одного жителя Таджикистана в год составляет $1080 (2014), а беднейшим регионом является Горно-Бадахшанская Автономная Область: уровень бедности среди населения составляет на 2013 год 52%, даже несмотря на высокие темпы его падения (с 86% до 55% в 2003 и 2009 годах соответственно). Приведенные данные косвенно указывают на возникающие перед лицом правительства Республики и AKF трудности экономического развития ГБАО. Организация Ага Хана по развитию (Aga Khan Development Network – AKDN), в которую входит Фонд, периодически выпускает отчеты о проделанной работе, которые в свободном доступе можно найти на его сайте.
К сожалению, в этих документах мало информации по проектам Республики Таджикистан, в связи с чем я решила заполнить существующую лакуну и провести исследование в Горно-Бадахшанской Автономной Области, где и развернута работа большей части проектов. Поэтому целью моего исследования стало выявление того, как происходит мобилизация населения при осуществлении программ по развитию AKDN.
Для реализации поставленной в работе цели требуется решить ряд задач, а именно:
1. Провести анализ совокупности документов, выпущенных организацией Ага Хана, которые содержат основные положения программ развития в ГБАО, в связи с чем возникает ряд подзадач:
1.1. Проследить историю формирования и, если таковая наблюдалась, трансформации программ по развитию в Горном Бадахшане;
1.2. Обозначить пространство ключевых категорий и оппозиций, определяющих границы этих программ;
2. Создать предварительную модель действия программы по мобилизации и выявить её основные компоненты;
3. Описать реально существующие практики реализации программ по развитию в Горно-Бадахшанской Автономной Области;
4. Сопоставить предложенную Фондом модель мобилизации с результатами эмпирического исследования;
5. Раскрыть роль регионального компонента в возможных несоответствиях модели, предложенной Фондом в документах, и воплощений этой модели на практике.
Объектом исследования стали локальные сообщества жителей Горно-Бадахшанской Автономной Области.
Предметом настоящего исследования послужила мобилизация населения с помощью программ развития в Горно-Бадахшанской Автономной Области.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Критический дискурс-анализ документов Фонда Ага Хана,
• Слабоструктурированное интервью с пятнадцатью жителями кишлаков Горно-Бадахшанской Автономной Области
• Экспертные интервью с двумя сотрудниками представительства Фонда Ага Хана в Хороге и одним представителем в Калаи-Хумбе
• Включенное наблюдение во время мероприятий по реализации программ развития в кишлаках (длилось с 09.09.2015 по 25.09.2016)
• Ведение полевого дневника в ходе наблюдения
В настоящем исследовании проверялась следующая теоретическая гипотеза: существует разрыв между плановой рациональностью, предполагаемой программами по развитию Фонда Ага Хана, и реальными действиями представителей локальных сообществ в ходе реализации этой программы.
Эмпирической базой исследования послужили локальные сообщества жителей кишлаков Ёгед, Бардара, Рошорв, Дашт (Язгулем), Барсем, а также города Хорог Горно-Бадахшанской Автономной Области Республики Таджикистан, включающие в себя как местных жителей, среди которых проект по развитию должен был быть реализован, так и непосредственных исполнителей проекта (нередко из числа местных жителей).
Выборка исследования:
- Среди многочисленных программ по развитию были отобраны для изучения только те, что связаны с туризмом, образованием и микрофинансированием, поскольку к ним было легче всего получить доступ непосредственно в поле.
- Экспертные интервью были взяты у исполнительного директора ПЭКТА (Памирской экологической и культурной туристической ассоциации, созданной при поддержке AKF, Хорог) и главного менеджера программы Mountain Societies Development Support Programme (MSDSP), являющейся проектом AKDN, в Хороге и в Калаи-Хумбе (Дарвазский район).
- Глубинные слабоструктурированные интервью в кишлаках Ёгед, Бардара, Рошорв были проведены с наиболее активными участниками общественной жизни: раисом (административный лидер поселения), халифой (религиозный глава), учителями английского языка и директорами школ, а также хозяевами домашних гостиниц (homestay) для туристов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Дискурс программ по развитию AKDN напоминает дискурс модернизма
- Существует разрыв плановой рациональности, заложенной в программу по развитию, разработанную AKDN, и практической рациональностью локальных сообществ ГБАО
- Объяснить этот разрыв можно не только культурными различиями обществ, в которых проекты разрабатывались и внедрялись, но и особенностью создания самих программ
В этой работе мне удалось выявить, как происходит мобилизация населения Горно-Бадахшанской Автономной Области при внедрении программ по развитию AKDN в области туризма, образования и микрофинансирования.
Для работы был выбран подход Джеймса Скотта, изложенный в его труде «Благими намерениями государства». В этой книге в качестве основного фактора провала масштабных государственных проектов Скотт называет несоответствие плановой рациональности, заложенной разработчиками проекта, и реальных практик населения.
Мое исследование во многом базируется на том, что через дискурсивные практики текстов по развитию можно восстановить плановую рациональность, то есть идеальный вариант осуществления разработанной Фондом Ага Хана программы.
При анализе литературы, посвященной дискурсу развития, мне удалось выделить четыре типа разрывов между задуманным ходом событий и реальным положением вещей, которые могут возникать при реализации проекта по развитию. Первый из них связан с необходимостью нарочитого упрощения реальности для разработки проекта; второй прослеживает разделение на политические и организационные функции проекта; третий появился в результате возникновения арены дискурсивных практик проекта, существующей в отрыве от реального мира; и последний прослеживает разделение персонала, осуществляющего проект, на два лагеря: теоретики и практики.
Я предположила, что в документации Организации по Развитию Ага Хана при помощи критического дискурс-анализа можно проследить почти все перечисленные выше разрывы. Я остановилась на методологии, разработанной Норманом Фэркло, поскольку она лучше всего позволяет проследить выражение властных отношений в тексте, а также потому, что историческая реконструкция, присущая, например, дискурсивно-историческому подходу Рут Водак, затруднена ввиду отсутствия находящейся в свободном доступе документации о работе Фонда начала 2000 годов.
Несмотря на это, даже по тем немногим отчетам, доступным для ознакомления на официальном сайте AKDN, можно проследить трансформацию программ по развитию в Горном Бадахшане. Проекты Фонда Ага Хана в области микрофинансирования отличаются быстрым темпом развития и большой гибкостью: за двадцать лет работы на Памире изначально побочная для MSDSP функция предоставления займов фермерам с довольно низким уровнем проработки оформилась в целое агентство со своими подразделениями и четким планом реализации, а также собственным банком. Проекты AKDN в области образования начинались с конкретных небольших программ, способствующих повышению уровня компетенции населения Таджикистана в области экономики и английского языка, но затем трансформировались в более масштабные: вскоре в Хороге будет открыт кампус Университета Центральной Азии. Область туризма менее всего освещена в отчетах проектов развития Ага Хана, однако вместе с тем она хорошо разработана: создана «Памирская экологическая и культурная туристическая ассоциация», способствующая развитию инфраструктуры в регионе, а также обучению населения стандартам оказания услуг туристам.
Работа Фонда построена по принципу открытия доступа к обучению, стимуляции социальной мобильности при помощи именно этого социального лифта. К примеру, организация предлагает локальным сообществам ГБАО знания (такие, как: повышение финансовой грамотности, обучение английскому языку), свежую информацию (обеспечивает доступ к мобильной связи и сети интернет, создает интернет-кафе в Хороге), навыки (приглашает специалистов из европейских стран для проведения семинаров и мастер-классов). При передаче знаний, согласно программе развития организации Ага Хана, будет происходить рост экономической и социальной активности населения, что и приведет к изменению к лучшему ситуации в регионе. Таким образом, основным инструментом мобилизации локальных сообществ ГБАО для Фонда является «знание», экспортируемое из развитых стран, следовательно, несущее прогресс и улучшения.
При проведении дискурс-анализа совокупности двенадцати документов, содержащих отчеты работы проектов по развитию Фонда Ага Хана и их основных положений, был выявлен ряд ключевых категорий и оппозиций, определяющих особенности восприятия Фондом локальных сообществ ГБАО.
Во-первых, все выпущенные тексты сконструированы по принципам «у вас есть проблема, у нас есть решение» и «цель-результат». Проблема или цель чаще всего описываются при помощи предоставления статистических данных или нормативных показателей, решение или результат предоставляются со ссылкой на «экспертов» международных организаций, работающих в обозначенной области.
Во-вторых, чётко просматривается смещение гендерных ролей: женщина ГБАО должна активнее включаться в экономику и должна делать это путём получения навыков, обычно приписываемых мужчинам (предпринимательство).
В-третьих, население Горного Бадахшана рассматривается как пассивное и неспособное к проявлению самостоятельной активности ввиду бедности и недостатка знаний. При этом решение проблемы видится именно в предоставлении депривированному населению доступа к знаниям и навыкам, с помощью которых те смогут решить свои проблемы сами. При этом не предполагается, что знание, которым уже обладает население, несет в себе какую-либо ценность и может использоваться в реализации проекта по развитию.
Для того, чтобы сопоставить вышеописанную модель с реальностью, я провела анализ кейсов, собранных во время полевого исследования в Горно-Бадахшанской Автономной Области (07.09.2016-27.09.2016). Для раскрытия каждого из обозначенных выше направлений развития (туризм, микрофинансы, образование) я подобрала наиболее яркие примеры реализации.
Например, реализация программы по туризму раскрывалась на примере кишлака Бардара, в котором я остановилась у работника организации Ага Хана и по совместительству хозяина домашней гостиницы (homestay). Мне удалось установить, что у этого человека есть огромное количество идей и проектов, которые остро нуждаются в финансировании. Такой пример не единичен, поэтому можно заметить, что население на самом деле нуждается в ресурсах сильнее, чем в получении знаний.
Проекты по образованию рассматривались в столице Горного Бадахшана – городе Хорог, поскольку ключевые учебные заведения находятся именно там (Хорогский государственный университет, Лицей Ага Хана, филиал Университета Центральной Азии). Из общения со студентами курсов УЦА можно сделать два вывода. Первое: Фонд действительно обеспечивает высочайший уровень подготовки по английскому языку, экономике. Второе: в ГБАО мало возможностей для применения полученных навыков, поэтому многие студенты единственным решением вопроса видят миграцию из Бадахшана и даже из Таджикистана в Европу и США. В результате не происходит роста экономической или социальной активности, поскольку люди, получившие навыки для её реализации, предпочитают применять их за пределами родины.
Реализация проектов по микрофинансированию рассматривалась на примере кишлака Ёгед, где мне удалось поучаствовать в собрании одной из Общинных Сберегательных Групп, работающей по принципу «черной кассы». Основной вывод, который мне удалось сделать, заключается в том, что подобный проект разрушает уже сложившиеся в локальном сообществе кишлака связи, так как реорганизует их, что приводит к возникновению социальной напряженности.
Если сопоставить все вышеуказанные примеры с тем, как видит результаты своей деятельности Фонд, то можно сделать вывод о несоответствии ожиданий хода реализации с ее результатами. Во-первых, в проекты по развитию более всего вовлекается самая активная часть населения ГБАО, занимающая высокий статус в сообществе, при этом изначально более пассивная часть сообщества вовлекается в проекты в меньшей степени. Во-вторых, для многих памирцев по-прежнему затруднен доступ к получению ресурсов (денег, техники, частично знаний). Кроме того, несмотря на попытку учесть последствия вмешательства разработчиками программ (например, в области образования), реальность оказывается гораздо сложней и многообразней их упрощенных схем и ведет порой к непредсказуемым последствиям. Например, высокообразованное население становится еще более образованным, но не может применить свои навыки и поэтому остается бедным.
Объяснить подобные разрывы можно несколькими факторами. Прежде всего, важен сам принцип планирования, в ходе которого реальность упрощается и сводится к показателям одной или двух переменных, изменив которые, по представлениям разработчиков программ, можно изменить реальность. Оказывается, действительность гораздо сложнее и манипулировать одним-двумя факторами для её улучшения в ходе реализации проектов по развитию зачастую просто невозможно. Невозможно ввиду действия второго фактора, а именно культурного компонента. Все программы развития Фонда Ага Хана разрабатываются в лучших университетах Запада, но знание, работающее в европейских обществах, при попытке переноса в другой контекст не даёт предсказуемый результат. Иными словами, навязанный извне новый порядок не просто реорганизует старый, а накладывается на него, в результате чего образуется третий, ранее не запланированный порядок. Особенно заметно это становится потому, что население ГБАО компактно размещено на небольшой территории и малочисленно, что обуславливает высокую плотность межличностных связей (многие памирцы, живущие в одном кишлаке, являются друг другу родственниками). Густая сеть межличностных связей исторически привела к сильной традиции взаимопомощи в рамках соседских общин, иногда совпадающих с родовыми группами (авлодами), состоящими из расширенных семей. «Клановость» во многом объясняет возникновение «теневой» модели реализации проекта Фонда, (нецелевое использование служебных автомобилей, приоритет в посещении образовательных мероприятий теми, кто имеет родственников, работающих в Фонде и т.п.), что, безусловно, снижает эффективность его работы.
Для работы был выбран подход Джеймса Скотта, изложенный в его труде «Благими намерениями государства». В этой книге в качестве основного фактора провала масштабных государственных проектов Скотт называет несоответствие плановой рациональности, заложенной разработчиками проекта, и реальных практик населения.
Мое исследование во многом базируется на том, что через дискурсивные практики текстов по развитию можно восстановить плановую рациональность, то есть идеальный вариант осуществления разработанной Фондом Ага Хана программы.
При анализе литературы, посвященной дискурсу развития, мне удалось выделить четыре типа разрывов между задуманным ходом событий и реальным положением вещей, которые могут возникать при реализации проекта по развитию. Первый из них связан с необходимостью нарочитого упрощения реальности для разработки проекта; второй прослеживает разделение на политические и организационные функции проекта; третий появился в результате возникновения арены дискурсивных практик проекта, существующей в отрыве от реального мира; и последний прослеживает разделение персонала, осуществляющего проект, на два лагеря: теоретики и практики.
Я предположила, что в документации Организации по Развитию Ага Хана при помощи критического дискурс-анализа можно проследить почти все перечисленные выше разрывы. Я остановилась на методологии, разработанной Норманом Фэркло, поскольку она лучше всего позволяет проследить выражение властных отношений в тексте, а также потому, что историческая реконструкция, присущая, например, дискурсивно-историческому подходу Рут Водак, затруднена ввиду отсутствия находящейся в свободном доступе документации о работе Фонда начала 2000 годов.
Несмотря на это, даже по тем немногим отчетам, доступным для ознакомления на официальном сайте AKDN, можно проследить трансформацию программ по развитию в Горном Бадахшане. Проекты Фонда Ага Хана в области микрофинансирования отличаются быстрым темпом развития и большой гибкостью: за двадцать лет работы на Памире изначально побочная для MSDSP функция предоставления займов фермерам с довольно низким уровнем проработки оформилась в целое агентство со своими подразделениями и четким планом реализации, а также собственным банком. Проекты AKDN в области образования начинались с конкретных небольших программ, способствующих повышению уровня компетенции населения Таджикистана в области экономики и английского языка, но затем трансформировались в более масштабные: вскоре в Хороге будет открыт кампус Университета Центральной Азии. Область туризма менее всего освещена в отчетах проектов развития Ага Хана, однако вместе с тем она хорошо разработана: создана «Памирская экологическая и культурная туристическая ассоциация», способствующая развитию инфраструктуры в регионе, а также обучению населения стандартам оказания услуг туристам.
Работа Фонда построена по принципу открытия доступа к обучению, стимуляции социальной мобильности при помощи именно этого социального лифта. К примеру, организация предлагает локальным сообществам ГБАО знания (такие, как: повышение финансовой грамотности, обучение английскому языку), свежую информацию (обеспечивает доступ к мобильной связи и сети интернет, создает интернет-кафе в Хороге), навыки (приглашает специалистов из европейских стран для проведения семинаров и мастер-классов). При передаче знаний, согласно программе развития организации Ага Хана, будет происходить рост экономической и социальной активности населения, что и приведет к изменению к лучшему ситуации в регионе. Таким образом, основным инструментом мобилизации локальных сообществ ГБАО для Фонда является «знание», экспортируемое из развитых стран, следовательно, несущее прогресс и улучшения.
При проведении дискурс-анализа совокупности двенадцати документов, содержащих отчеты работы проектов по развитию Фонда Ага Хана и их основных положений, был выявлен ряд ключевых категорий и оппозиций, определяющих особенности восприятия Фондом локальных сообществ ГБАО.
Во-первых, все выпущенные тексты сконструированы по принципам «у вас есть проблема, у нас есть решение» и «цель-результат». Проблема или цель чаще всего описываются при помощи предоставления статистических данных или нормативных показателей, решение или результат предоставляются со ссылкой на «экспертов» международных организаций, работающих в обозначенной области.
Во-вторых, чётко просматривается смещение гендерных ролей: женщина ГБАО должна активнее включаться в экономику и должна делать это путём получения навыков, обычно приписываемых мужчинам (предпринимательство).
В-третьих, население Горного Бадахшана рассматривается как пассивное и неспособное к проявлению самостоятельной активности ввиду бедности и недостатка знаний. При этом решение проблемы видится именно в предоставлении депривированному населению доступа к знаниям и навыкам, с помощью которых те смогут решить свои проблемы сами. При этом не предполагается, что знание, которым уже обладает население, несет в себе какую-либо ценность и может использоваться в реализации проекта по развитию.
Для того, чтобы сопоставить вышеописанную модель с реальностью, я провела анализ кейсов, собранных во время полевого исследования в Горно-Бадахшанской Автономной Области (07.09.2016-27.09.2016). Для раскрытия каждого из обозначенных выше направлений развития (туризм, микрофинансы, образование) я подобрала наиболее яркие примеры реализации.
Например, реализация программы по туризму раскрывалась на примере кишлака Бардара, в котором я остановилась у работника организации Ага Хана и по совместительству хозяина домашней гостиницы (homestay). Мне удалось установить, что у этого человека есть огромное количество идей и проектов, которые остро нуждаются в финансировании. Такой пример не единичен, поэтому можно заметить, что население на самом деле нуждается в ресурсах сильнее, чем в получении знаний.
Проекты по образованию рассматривались в столице Горного Бадахшана – городе Хорог, поскольку ключевые учебные заведения находятся именно там (Хорогский государственный университет, Лицей Ага Хана, филиал Университета Центральной Азии). Из общения со студентами курсов УЦА можно сделать два вывода. Первое: Фонд действительно обеспечивает высочайший уровень подготовки по английскому языку, экономике. Второе: в ГБАО мало возможностей для применения полученных навыков, поэтому многие студенты единственным решением вопроса видят миграцию из Бадахшана и даже из Таджикистана в Европу и США. В результате не происходит роста экономической или социальной активности, поскольку люди, получившие навыки для её реализации, предпочитают применять их за пределами родины.
Реализация проектов по микрофинансированию рассматривалась на примере кишлака Ёгед, где мне удалось поучаствовать в собрании одной из Общинных Сберегательных Групп, работающей по принципу «черной кассы». Основной вывод, который мне удалось сделать, заключается в том, что подобный проект разрушает уже сложившиеся в локальном сообществе кишлака связи, так как реорганизует их, что приводит к возникновению социальной напряженности.
Если сопоставить все вышеуказанные примеры с тем, как видит результаты своей деятельности Фонд, то можно сделать вывод о несоответствии ожиданий хода реализации с ее результатами. Во-первых, в проекты по развитию более всего вовлекается самая активная часть населения ГБАО, занимающая высокий статус в сообществе, при этом изначально более пассивная часть сообщества вовлекается в проекты в меньшей степени. Во-вторых, для многих памирцев по-прежнему затруднен доступ к получению ресурсов (денег, техники, частично знаний). Кроме того, несмотря на попытку учесть последствия вмешательства разработчиками программ (например, в области образования), реальность оказывается гораздо сложней и многообразней их упрощенных схем и ведет порой к непредсказуемым последствиям. Например, высокообразованное население становится еще более образованным, но не может применить свои навыки и поэтому остается бедным.
Объяснить подобные разрывы можно несколькими факторами. Прежде всего, важен сам принцип планирования, в ходе которого реальность упрощается и сводится к показателям одной или двух переменных, изменив которые, по представлениям разработчиков программ, можно изменить реальность. Оказывается, действительность гораздо сложнее и манипулировать одним-двумя факторами для её улучшения в ходе реализации проектов по развитию зачастую просто невозможно. Невозможно ввиду действия второго фактора, а именно культурного компонента. Все программы развития Фонда Ага Хана разрабатываются в лучших университетах Запада, но знание, работающее в европейских обществах, при попытке переноса в другой контекст не даёт предсказуемый результат. Иными словами, навязанный извне новый порядок не просто реорганизует старый, а накладывается на него, в результате чего образуется третий, ранее не запланированный порядок. Особенно заметно это становится потому, что население ГБАО компактно размещено на небольшой территории и малочисленно, что обуславливает высокую плотность межличностных связей (многие памирцы, живущие в одном кишлаке, являются друг другу родственниками). Густая сеть межличностных связей исторически привела к сильной традиции взаимопомощи в рамках соседских общин, иногда совпадающих с родовыми группами (авлодами), состоящими из расширенных семей. «Клановость» во многом объясняет возникновение «теневой» модели реализации проекта Фонда, (нецелевое использование служебных автомобилей, приоритет в посещении образовательных мероприятий теми, кто имеет родственников, работающих в Фонде и т.п.), что, безусловно, снижает эффективность его работы.



