Введение 3
Глава 1. Общая характеристика концепции «мягкой силы» 9
Глава 2. Социальные сети и их политическое влияние в современном мире 18
2.1. История социальных сетей 18
2.2. Определение и характеристика социальных сетей 20
2.3. Политическое влияние социальных сетей 21
2.4. Цифровая дипломатия 25
Глава 3. «Мягкая сила» в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram 28
3.1. Facebook 28
3.2. Twitter 34
3.3. Instagram 39
Заключение 48
Список использованных источников и литературы
В 1990 году была опубликована работа американского политолога, представителя неолиберального направления в теории международных отношений Джозефа С. Ная-младшего под названием “Bound To Lead: The Changing Nature Of American Power”. В ней Джозеф Най ввёл в оборот термин «мягкая сила», который закрепился в современной политической науке и на тот момент обозначал способность государства достигать поставленные цели в отношениях с другими государствами за счёт привлекательности культуры, ценностей и внешней политики. Вводя в употребление этот термин, Най не характеризовал новые явления во внешнеполитической деятельности, а пополнил политологический понятийный аппарат ёмким, концентрированным и точным понятием для описания инструментов внешней и глобальной политики, которые давно используются не только государствами, но и другими акторами международных отношений. Термин, введённый Джозеф Наем, стал использоваться достаточно широко как в академической сфере, так и в средствах массовой информации, поскольку инструменты «мягкой силы» стали приобретать важное значение в политической реальности на рубеже тысячелетий. Эта новая реальность стала формироваться под действием двух сил – демократизации и глобализации.
Распад коммунистического блока в 1991 году привёл к победе ценностей либеральной демократии, которая стала универсальным политическим благом для большинства стран мира. Согласно теории волн демократизации Самуэля Хантинтгтона , в 1974 году в мире началась третья волна демократизации, которая продолжалась и в ходе 90-х гг.: к числу демократических стран присоединился ряд стран распавшегося варшавского блока, а также некоторые другие государства – например, ЮАР в 1994 году после свержения режима апартеида и прихода на президентский пост Нельсона Манделы. В результате существенного увеличения числа демократических государств в XX в. и победы демократии в идеологическом противостоянии соперничество государств вышло на другой уровень – «демократии не воют друг с другом», они соперничают в культуре, искусстве, науке, спорте и других сферах, которые не являются полями военных сражений или экономического противостояния.
Научно-технический прогресс, появление глобальной сети Интернет и распад Ялтинско-Потсдамской системы с её биполярным порядком, который предусматривал разделение мира на две части, привели к тому, что стал разворачиваться процесс глобализации в подлинном смысле этого слова: миграция населения, капитала, товаров и услуг, передача информации стали возможны в глобальном масштабе. Активно разворачивающийся процесс глобализации привёл к тому, что целый ряд новых акторов международных отношений оказался вовлечён в мировые политические процессы. В мировом порядке, сформировавшемся после окончания Холодной войны, своё влияние стали наращивать региональные державы, развивающиеся страны, а также нетрадиционные акторы – межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК). Указанные акторы международных отношений либо ограничены в использовании традиционных ресурсов внешней политики, либо не обладают такими ресурсами вовсе. В связи с этим для них большое значение приобретает «мягкая сила», инструменты которой могут быть эффективно использованы в реализации внешнеполитических целей в противовес «жёсткой силе», к которой могут прибегнуть государства, обладающие необходимым военным или экономическим потенциалом.
«Мягкая сила», которая определяется как «способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определённых сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия», стала полноценным способом воздействия на международные отношения и глобальные политические процессы, и ряд государств интегрировал «мягкую силу» в свои внешнеполитические стратегии. Например, в Концепцию внешней политики Российской федерации 2013 были включены положения о «мягкой силе». «Мягкая сила», основными инструментами которой являются привлекательная культура, политические ценности и разумная внешняя политика на протяжении долгого времени транслировалась через массовую культуру и средства массовой информации.
Однако, в связи с распространением Интернета и его широкой доступностью во многих государствах мира, важным инструментом воздействия и реализации потенциала «мягкой силы» являются социальные сети, на которые приходится большая доля активности пользователей сети Интернет. Помимо этого, социальные медиа становятся важнейшим источником новостей, политической информации и аналитики.
Исходя из этого, актуальность исследования заключается в возрастающем влиянии «мягкой силы» в мировой политике и глобальных политических процессах и в росте использования социальных сетей как способа репрезентации инструментов «мягкой силы»
Цель исследования – выявить, каким образом происходит репрезентация инструментов «мягкой силы» в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) дать характеристику концепции «мягкой силы», её основных инструментов, а также способов применения
2) описать феномен социальных сетей и их особенности
3) дать оценку политического влияния социальных сетей
4) составить перечень механизмов и принципов работы социальных сетей Facebook, Twitter и Instagram
5) провести экспертизу публикаций в учётных записях акторов международных отношений в социальных сетях Twitter, Facebook и Instagram
6) сформулировать основные тенденции использования социальных сетей акторами международных отношений
7) описать репрезентацию компонентов «мягкой силы» в социальных медиа
Объектом исследования являются аккаунты различных политических лидеров и внешнеполитических ведомств государств в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram.
Предметом исследования является репрезентация инструментов «мягкой силы» в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram.
Данные социальные сети были выбраны в силу нескольких объективных причин. Во-первых, Facebook, Twitter и Instagram являются одними из самых популярных социальных сетей в мире по числу пользователей и их активности. Согласно данным агентства Statista , по состоянию на апрель 2017 года Facebook является самой популярной социальной сетью в мире: количество активных пользователей составляет 1,968 миллиона пользователей, а социальные сети Instagram (600 миллионов) и Twitter (550 миллионов) располагаются на седьмом и десятом местах соответственно. Второй причиной является тот факт, что они работают на разных платформах: Facebook является универсальным социальным медиа, которое предоставляет своим пользователям широкий спектр функций от обмена сообщениями до встроенных игр; Twitter работает по принципу микроблога, предоставляя пользователям возможность в режиме реального времени публиковать короткие, сжатые сообщения; Instagram в свою очередь сконцентрирован на публикации визуальной информации – фотографиях и коротких видеозаписях, в этой социальной сети пользователи создают свою виртуальную галерею. Третьей причиной выбора именно этих социальных сетей является их статус и влияние, которое они оказывают на мировое сообщество и глобальные процессы. Данные социальные медиа, предоставляя площадки для политических дискуссий, возможности для мгновенного обмена информацией и инструменты для объединения политических групп, имеют значительное политическое влияние, которое может приводить к серьёзным изменениям как внутри государств, так и на внешнеполитической арене.
В ходе исследования были использованы методы системного анализа, метод ивент-анализа, а также опистательный метод.
По теме исследования было проработано большое количество источников и литературы. К числу использованных в ходе исследования источников относятся Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция информационной безопасности Российской Федерации. Также к числу проанализированных источников относятся статьи в англоязычных СМИ и публикации в аккаунтах политических лидеров и внешнеполитических ведомств в социальных медиа.
Литература охватывает общую характеристику «мягкой силы», в первую очередь был проанализирован целый ряд основных работ автора концепции «мягкой силы» Джозефа Ная-младшего. Помимо этого, для описания концепции «мягкой силы» были использованы работы российских исследователей, среди которых Лексютина Я.В., Радиков И.В., Маркушина Н.Ю., Церпицкая О.Л., Филимонов Г.Ю., Лебедева М.М., Торкунов А.В.
Социальные сети и их влияние на политические процессы, использование социальных медиа как инструментов для реализации внешней политики, а также использование цифровой дипломатии являются малоизученными вопросами в российской науке. В ходе проведения исследования были изучены работы российских учёных Болгова Р.В., Цветковой Н.А., Зиновьевой Е.С. Основной упор в исследовании обозначенных вопросов был сделан на работах зарубежных исследователей. По истории и теории социальных сетей были проанализированы работы Джонатана Обара, Стива Уайлдмана, Дэвида Киркпатрика, Тима О’Райли, Стива Криста. Для описания роли Интернета и социальных сетей в мировой политике и международных отношениях использовались монографии и статьи Брюса Бимбера, Эндрю Чадвика, Клэя Ширки, Брайана Хокинга, Яна Меллисена. Особый акцент в изучении роли социальных сетей Facebook, Twitter и Instagram в цифровой дипломатии был сделан на исследованиях коммуникационного агентства Burson-Marsteller.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав и семи параграфов внутри них, заключения и списка использованных источников и литературы.
Научно-технический прогресс, процессы глобализации и демократизации привели к тому, что в международных отношениях и мировой политике стал пересматриваться концепт «силы». Государства, желающие достичь успеха в реализации своих внешнеполитических целей, должны принимать во внимание происходящие в мире изменения и адаптироваться к ним. Важное значение в мировой политике на современном этапе имеют ресурсы «мягкой силы», которые дают возможность различным акторам международных отношений оказывать воздействие на глобальные процессы.
Концепция «мягкой силы», к которой изначально относились привлекательность культуры, политических ценностей и разумная внешняя политика, эволюционировала с ходом времени и стала включать в себя гораздо более широкий инструментарий. К инструментам «мягкой силы» можно относить также ресурсы «жёсткой силы» - экономическую и военную мощь. Ключевым аспектом становится не природа какого-либо инструмента ведения внешней политики, а характер его использования: экономическая мощь, даже возможности экономического роста, а также военный потенциал государства могут оказывать положительное воздействие и привлекать других акторов мировой политики к сотрудничеству.
На протяжении долгого времени главным способом реализации потенциала «мягкой силы» являлась публичная дипломатия, а основными информационными проводниками «мягкой силы» являлись произведения массовой культуры и средства массовой информации. Однако впоследствии ситуация изменилась. Появление и стремительное развитие Интернета, в результате которого с начала 90-х гг. и до настоящего времени число пользователей Интернета увеличилось до 40% населения планеты, изменило существующие способы получения информации и взаимодействия с внешним миром: у пользователей Интернета существует мгновенный доступ к информации и аналитике из разных источников. Особенную роль в быстром распространении новостей и обеспечении плюрализма мнений играют социальные сети, на которые приходится большая доля активности в Интернете. В результате сложилась «гибридная медиасистема»: в ней сочетаются масс-медиа и социальные медиа, основой которых является создаваемый пользователями контент.
В связи с этими факторами, которые оказали существенное влияние на политические процессы, исследователи и политические деятели адаптируются к изменившимся реалиям, и особое внимание стало уделяться работе с социальными медиа. В результате возникло понятие «цифровая дипломатия», которое в широком смысле определяется как использование Интернета и цифровых технологий для реализации политических целей и к которому относится в том числе и использование социальных медиа.
Необходимо отметить, что на данный момент в силу ряда свойств (широкий охват аудитории, быстрое распространение информации) социальные сети являются наиболее подходящей средой для трансляции «мягкой силы». Велика вероятность того, что по мере распространения Интернета и обновления политических элит социальные медиа будут играть существенную роль в мировой политике и международных отношениях.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г.
URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения 13.03.2017)
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 13.03.2017)
3. Leading global social networks 2017 // Statistic
URL: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ (дата обращения 13.03.2017)
4. Island, Long. From Friendster To MySpace To Facebook: The Evolution and Deaths Of Social Networks // Long Island Press URL: http://archive.longislandpress.com/2010/09/30/from-friendster-to-myspace-to-facebook-the-evolution-and-deaths-of-social-networks/ (дата обращения 20.04.2017)
5. Pete Cashmore. MySpace, America's Number One // Mashable
URL: http://mashable.com/2006/07/11/myspace-americas-number-one/#1dKR6gyBZ5qA (дата обращения 20.04.2017)
6. Catherine O'Donnell. New study quantifies use of social media in Arab Spring // University of Washnigton URL: http://www.washington.edu/news/2011/09/12/new-study-quantifies-use-of-social-media-in-arab-spring/ (дата обращения 20.04.2017)
7. Camia, Catalina. Anthony Weiner officially steps down Tuesday // USA Today URL: http://content.usatoday.com/communities/onpolitics/post/2011/06/anthony-weiner-resignation-sex-scandal-/1#.WSSz5uvyjIU (дата обращения 20.04.2017)
8. IRM's Office of eDiplomacy - US Department of State URL: https://www.state.gov/m/irm/ediplomacy/ (дата обращения 22.04.2017)
9. Carlson, Nicholas. At Last - The Full Story Of How Facebook Was Founded // Business Insider URL: http://www.businessinsider.com/how-facebook-was-founded-2010-3 (дата обращения 20.04.2017)
10. Michelle F. Davis. Facebook Close Sets Speed Record for $250 Billion Market Cap // Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-07-13/facebook-s-close-sets-speed-record-for-250-billion-market-value (дата обращения 20.04.2017)
11. Burson-Marsteller. Facebook Study 2017
12. Дональд Трамп. Публикация в Facebook от 08.11.2016 https://www.facebook.com/DonaldTrump/posts/10158085248285725
13. Официальная страница Белого дома. Публикация в Facebook от 22.02.2016 https://www.facebook.com/ObamaWhiteHouse/posts/10154121494004238
14. Официальная страница 44-го Президента США. Публикация от 22.09.2016 https://www.facebook.com/POTUS44/videos/537075249815653
15. Официальная страница премьер-министра Израиля. Публикация в Facebook от 10. 11.2016 https://www.facebook.com/IsraeliPM/posts/1470205026327571
16. Али Хаменени. Публикация в Facebook от 20.08.2016 https://www.facebook.com/www.Khamenei.ir/posts/1145258138880452
17. Официальная страница правительства ЮАР. Публикация в Facebook от 12.09.2016 https://www.facebook.com/GovernmentZA/posts/10153667461886222
18. Министерство иностранных дел Исландии. Публикация в Facebook от 28.06.2016 https://www.facebook.com/MFAIceland/posts/1371531889524412
19. Маурисио Макри. Публикация в Facebook от 27.06.2016 https://www.facebook.com/mauriciomacri/posts/10154339406543478
20. Виктор Орбан. Публикация в Facebook от 09.11.2016 https://www.facebook.com/orbanviktor/posts/10154577434131093
21. Исмаил Омар Гилле. Публикация в Facebook 06.04.2016 https://www.facebook.com/PAGEOFFICIELLEIOG/posts/1137821036268268
22. Луи Гильермо Солис. Публикация в Facebook от 04.05.2016 https://www.facebook.com/luisguillermosolisr/posts/1290418630987653
23. Ларс Локке Расмуссен. Публикация в Facebook от 02.01.2016 https://www.facebook.com/larsloekke/posts/10153783065923788
24. Министерство иностранных дел Германии. Публикация в Facebook от 10.11.2016 https://www.facebook.com/AuswaertigesAmt/posts/1098576543572848
25. Carlson, Nicholas. The Real History Of Twitter // Business Insider
26. Social Media, Political News and Ideology – Pew Research Center
27. Официальный сайт Twitter, раздел «О компании» https://about.twitter.com/ru/company
28. Burson-Marsteller. Twiplomacy Study 2017
29. Trump, Donald. Verified Twitter account: https://twitter.com/realdonaldtrump
30. Obama, Barack. Verified Twitter account: https://twitter.com/barackobama
31. Modi, Narendra. Verified Twitter account: https://twitter.com/narendramodi
32. The Prime Minister of India. Verified Twitter account: https://twitter.com/pmoindia
33. President of the United States. Verified Twitter account: https://twitter.com/potus
34. Pope Francis. Verified Twitter account: https://twitter.com/pontifex
35. Recep Tayip Erdogan. Verified Twitter account: https://twitter.com/rt_erdogan
36. Sushma Swaraj. Verified Twitter account: https://twitter.com/sushmaswaraj
37. Министерство иностранных дел Германии. Запись в Twitter от 24.06.2016 https://twitter.com/GermanyDiplo/status/746421465554128897
38. Burson-Marsteller. Instagram Study 2017
39. Дональд Трамп. Публикация в Instagram от 26.01.2017 https://www.instagram.com/p/BPtpuVvDNro/
40. Дональд Трамп. Публикация в Twitter от 08.11.2016 https://www.instagram.com/p/BMkTn2EDI8i/
41. Барак Обама. Публикация в Instagram от 31.10.2016 https://www.instagram.com/p/BMPMNKFBPp-/
42. Дональд Трамп. Публикация в Instagram от 09.11.2016 https://www.instagram.com/p/BMksQwqj2aa/
43. Дональд Трамп. Публикация в Instagram от 21.05.2017 https://www.instagram.com/p/BUT0nltggth/
44. Ангела Меркель. Публикация в Instagram от 10.11.2016 https://www.instagram.com/p/BMoTutPAlBK/
45. Королева Рания. Публикация в Instagram от 29.09.2016 https://www.instagram.com/p/BLLRGvpAlOr/
46. Королева Иордании Рания. Публикация в Instagram от 19.11.2016 https://www.instagram.com/p/BMl9LtXA1R7
47. Ангела Меркель. Публикация в Instagram от 23.03.2017 https://www.instagram.com/p/BR_dRKXFDxn/
48. Ангела Меркель. Публикация в Instagram от 14.07.2017 https://www.instagram.com/p/BMv9JZfgzMu/
49. Ангела Меркель. Публикация в Instagram от 20.12.2016 https://www.instagram.com/p/BOP2QjVgPL5/
50. Ангела Меркель. Публикация в Instagram от 30.06.2016 https://www.instagram.com/p/BHQW7_2BinA/
51. Андрей Киска. Публикация в Instagram от 04.12.2016 https://www.instagram.com/p/BNlxIWiDOks/
52. Нарендра Моди. Публикация в Instagram 08.12.2016 https://www.instagram.com/p/BNwnLNeFpyR/
53. Ангела Меркель. Публикация в Instagram 24.04.2017
https://www.instagram.com/p/BTRQpPPlroh/
Литература
1. Радиков И., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // МЭиМО, 2012. № 2, С.19–26
2. Маркушина Н.Ю., Церпицкая О.Л. Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «мягкой силы» // Учёные записки, 2014. № 10. С. 89-93
3. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4. С. 85–93
4. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4. С. 200-205
5. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования российского потенциала «мягкой силы» // Вестник РУДН. Политология № 1, 2012, С. 69
6. Болгов Р.В. Сообщества пользователей интернет-проектов // Вестник МГИМО-Университета. 2013. Т. Том. № 1(28). С. 55-60
7. Цветкова Н.А. Программы WEB 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: политика, экономика и культура, 2011, № 3, 36-40
8. Nye, Joseph. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Basic Books, 1990
9. Huntington, Samuel. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. University of Oklahoma Press, 1991
10. Nye, Joseph. Soft Power: The Means to Success in World Politics. PublicAffairs, 2004
11. Nye, Joseph. The Future of Power. PublicAffairs, 2011
12. Manzenreiter, Wolfram. The Beijing games in the western imagination of China: The weak power of soft power // Journal of Sport and Social Issues, 2010, № 34:1, pp. 29-48
13. Kurlantzick, Joshua. Charm offensive: How China's soft power is transforming the world. Yale University Press, 2007
14. Gerschenkorn, Alexander. Samuelson in Soviet Russia: A Report // Journal of Economic Literature, 1973, № 16:2, pp. 560-573
15. Boyd, D., Ellson, N. Social Network Sites: Definition, History and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. p.210-230
16. Obar, Jonathan A., Wildman, Steve. Social media definition and the governance challenge: An introduction to the special issue // Telecommunications policy, 2015, № 39:9, pp. 745–750
17. Stephanie Edgerly, Kjerstin Thorson, Leila Bighash & Mark Hannah. Posting about politics: Media as resources for political expression on Facebook // Journal of Information Technology & Politics, 2016, № 13:2, pp. 108-125
18. Chadwick, A. Hybrid media systems: Politics and power. Oxford University Press, 2011.
19. Emily K. Vraga, Leticia Bode, Anne-Bennett Smithson & Sonya Troller-Renfree. Blurred lines: Defining social, news, and political posts on Facebook // Journal of Information Technology & Politics, 2016, 13:3, pp. 272-294
20. Nisbet, Matthew C. and Dietram A. Scheufele. Political Talk as a Catalyst for Online Citizenship // Journalism and Mass Communication Quarterly, 2004, № 81:4, 877-896
21. Fergus Hanson. A Digital DFAT: Joining the 21st century. Lowy Institute, 2012
22. Kirkpatrick, David. The Facebook Effect: The Inside Story of the Company That Is Connecting the World. Simon & Schuster, 2010
23. Tim O’Reilly, Sarah Milstein. The Twitter Book. O’Reilly Media, 2009
24. Crist, Steve. The Instagram Book: Inside The Online Photography Revolution. AMMO Books, 2010