Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.1. Внимание как психический процесс 6
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 12
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 19
2.1. Программа организации исследования 19
2.2. Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 35
Актуальность исследования. Изучение особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) имеет высокую актуальность в современном обществе. Этот возраст является ключевым периодом в формировании многих аспектов развития, включая когнитивные функции, в том числе внимание. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут серьезно повлиять на способность ребенка к концентрации и удержанию внимания на задачах. Это важно учитывать при разработке индивидуальных образовательных программ и методик работы с такими детьми. Достижение успешных результатов в изучении внимания у детей с нарушениями ОДА требует комплексного подхода. Это включает в себя не только медицинские и физические методики воздействия, но и психологическую поддержку, а также сотрудничество с родителями и другими специалистами. Разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие внимания, должны быть адаптированы к особенностям каждого конкретного ребенка. Исследования в области внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА могут пролить свет на многие аспекты их развития. Это может помочь разработать эффективные методики ранней интервенции и обучения, способствующие их успешной интеграции в общество. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для их максимального раскрытия. Отсюда следует, что изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА представляет собой важную область научных и практических исследований. Это позволяет не только лучше понять особенности их развития, но и способствует созданию условий для их полноценного участия в общественной жизни и достижения потенциала.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности устойчивости внимания проанализированы Н. В. Пережигиной, А. М. Руденко и др. Процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста описан в работах Н. Н. Поддъякова, Т. Рибо и др. и др. Определены механизмы развития внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА Е. С Орловой, Г. В. Романовой и др. В психологии проблема внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА хорошо представлена в теоретическом аспекте, и недостаточно изучена в прикладном плане.
В настоящее время существует противоречие, с одной стороны, необходимо развивать устойчивость внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, в практике педагогов, психологов образовательных организаций не всегда учитывается специфика устойчивости их внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Проблема исследования: каковы особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Цель исследования – изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие внимания как психического процесса.
2. Изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
3. Определить в экспериментальном исследовании особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА объем внимания очень низкий, дети рассеяны, они не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро устают.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.;
- психологический подход к проблеме формирования устойчивости внимания – Ж. Пиаже, М. С. Роговин и др.);
- психолого-педагогический подход к специфике устойчивости внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА – Л. А. Никитина, О. Е. Шаповалова и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты по изучению особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть использованы педагогами-психологами в развивающей работе с детьми в дошкольной образовательной организации.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
Причины нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть разнообразными. Некоторые из них имеют биологическую природу, такие как генетические факторы или проблемы с развитием нервной системы. Другие могут быть связаны с психологическими аспектами, например, с тревожностью или стрессом. Кроме того, факторы окружающей среды, такие как неблагоприятные условия в семье или в социуме, также могут оказывать влияние на развитие внимания ребенка.
Результаты экспериментального исследования показали, что внимание у старших дошкольников с нарушениями ОДА развивается с большими отклонениями от возрастной нормы. Результаты исследования указывают на необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку с учетом его уникальных особенностей. Кроме того, они подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА, чтобы предотвратить их негативное влияние на учебные и социальные достижения ребенка в будущем. Развитие эффективных методов работы с детьми, страдающими нарушениями внимания, является ключевой задачей для специалистов в области образования и здравоохранения. В конечном счете, только совместными усилиями общества и родителей можно обеспечить оптимальные условия для полноценного развития и социализации детей с этими особенностями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Александрова, Н. В. Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Н. В. Александрова // Вестник детской медицины. – 2021. – № 3. – С. 45-51.
2. Белова, Е. П. Психологические особенности внимания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. П. Белова // Психология развития и образования. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 30-36.
3. Выготский, Л. С. Основные проблемы современной дефектологии / Л. С. Выготский // Психология детей с отклонениями и нарушениями / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – С. 10–46.
4. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – Москва : Издательство Московского университета, 2017. – 102 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; Под ред В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2017. – 272 с.
6. Гордеева, А. И. Влияние нарушений опорно-двигательного аппарата на внимание детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гордеева // Медицинская психология в России: актуальные проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 82-90.
7. Данилов, С. А. Особенности психологического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте / С. А. Данилов // Психология и педагогика в медицинском образовании. – 2023. – № 4. – С. 64-70.
8. Ефимова, И. В. Внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата : проблемы и пути их решения / И. В. Ефимова // Вопросы психологии. – 2020. – № 6. – С. 17-23.
9. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной регуляции / И. В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – Москва : Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
10. Захаров, Д. С. Психологические аспекты коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Д. С. Захарова // Журнал клинической и специальной психологии. – 2021. – № 1. – С. 55-62.
11. Иванова, О. М. Диагностика и коррекция нарушений внимания у детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательными нарушениями / О. М. Иванова // Педагогика и психология развития. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 48-55.
12. Козлов, В. Г. Психологические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата: сравнительный анализ / В. Г. Козлов // Российский психологический журнал. – 2023. – Т. 20. – № 2. – С. 39-47.
13. Комарова, Т. К. Психология внимания : Учеб.-метод. пособие / Т. К. Комарова. – Гродно : ГрГУ, 2016. – 124 с.
14. Лебедева, Т. И. Влияние нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Лебедева // Педагогическая психология в России. – 2020. – № 4. – С. 72-80.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 745 с.
16. Ломов, Б. Ф. Психология внимания / Б. Ф. Ломов. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 651 с.
17. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / Под редакцией Е. Д. Хомской. – Москва : Издательство Московского университета, 1979. – 320 с.
18. Михайлова, П. Н. Психологические аспекты внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / П. Н. Михайлова // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 2. – С. 61-68.
19. Никитина, Л. А. Особенности формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. А. Никитина // Психологический журнал. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 25-32.
20. Орлова, Е. С. Психологическая диагностика внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. С. Орлова // Психологическая наука и образование. – 2023. – № 3. – С. 88-95.
21. Пережигина, Н. В. Онтогенез внимания : Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста / Н. В. Пережигина. – Ярославль, 2017. – 100 с.
22. Петрова, А. И. Коррекционная работа с вниманием у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. И. Петрова // Журнал практической психологии. – 2020. – Т. 15. – № 4. – С. 37-43.
23. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. – Москва : Международная педагогическая академия, 2002. – 680 с.
24. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – Москва : АСТ, 2016. – 289 с.
25. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – Санкт-Петербург : Изд-во Ф. Павленкова, 2016. – 369 с.
26. Роговин, М. С. Проблемы внимания / М. С. Роговин. – Ярославль : Академия развития, 2016. – 288 с.
27. Романова, Г. В. Психологические особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г. В. Романова // Детская наука. – 2021. – № 4. – С. 19-25.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : ПитерКом, 2011. – 688 с.
29. Руденко, А. М. Психология внимания / А. М. Руденко. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 225 с.
30. Шаповалова, О. Е. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / О. Е. Шаповалова // Казанская наука. – 2016. – № 9. – С. 211-213.