Особенности внимания старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.1. Внимание как психический процесс 6
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 12
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 19
2.1. Программа организации исследования 19
2.2. Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 35
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.1. Внимание как психический процесс 6
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 12
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 19
2.1. Программа организации исследования 19
2.2. Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 35
Актуальность исследования. Изучение особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) имеет высокую актуальность в современном обществе. Этот возраст является ключевым периодом в формировании многих аспектов развития, включая когнитивные функции, в том числе внимание. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут серьезно повлиять на способность ребенка к концентрации и удержанию внимания на задачах. Это важно учитывать при разработке индивидуальных образовательных программ и методик работы с такими детьми. Достижение успешных результатов в изучении внимания у детей с нарушениями ОДА требует комплексного подхода. Это включает в себя не только медицинские и физические методики воздействия, но и психологическую поддержку, а также сотрудничество с родителями и другими специалистами. Разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие внимания, должны быть адаптированы к особенностям каждого конкретного ребенка. Исследования в области внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА могут пролить свет на многие аспекты их развития. Это может помочь разработать эффективные методики ранней интервенции и обучения, способствующие их успешной интеграции в общество. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для их максимального раскрытия. Отсюда следует, что изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА представляет собой важную область научных и практических исследований. Это позволяет не только лучше понять особенности их развития, но и способствует созданию условий для их полноценного участия в общественной жизни и достижения потенциала.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности устойчивости внимания проанализированы Н. В. Пережигиной, А. М. Руденко и др. Процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста описан в работах Н. Н. Поддъякова, Т. Рибо и др. и др. Определены механизмы развития внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА Е. С Орловой, Г. В. Романовой и др. В психологии проблема внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА хорошо представлена в теоретическом аспекте, и недостаточно изучена в прикладном плане.
В настоящее время существует противоречие, с одной стороны, необходимо развивать устойчивость внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, в практике педагогов, психологов образовательных организаций не всегда учитывается специфика устойчивости их внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Проблема исследования: каковы особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Цель исследования – изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие внимания как психического процесса.
2. Изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
3. Определить в экспериментальном исследовании особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА объем внимания очень низкий, дети рассеяны, они не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро устают.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.;
- психологический подход к проблеме формирования устойчивости внимания – Ж. Пиаже, М. С. Роговин и др.);
- психолого-педагогический подход к специфике устойчивости внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА – Л. А. Никитина, О. Е. Шаповалова и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты по изучению особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть использованы педагогами-психологами в развивающей работе с детьми в дошкольной образовательной организации.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности устойчивости внимания проанализированы Н. В. Пережигиной, А. М. Руденко и др. Процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста описан в работах Н. Н. Поддъякова, Т. Рибо и др. и др. Определены механизмы развития внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА Е. С Орловой, Г. В. Романовой и др. В психологии проблема внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА хорошо представлена в теоретическом аспекте, и недостаточно изучена в прикладном плане.
В настоящее время существует противоречие, с одной стороны, необходимо развивать устойчивость внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, в практике педагогов, психологов образовательных организаций не всегда учитывается специфика устойчивости их внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Проблема исследования: каковы особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Цель исследования – изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие внимания как психического процесса.
2. Изучить особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
3. Определить в экспериментальном исследовании особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА объем внимания очень низкий, дети рассеяны, они не могут сосредоточиться, отвлекаются, быстро устают.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.;
- психологический подход к проблеме формирования устойчивости внимания – Ж. Пиаже, М. С. Роговин и др.);
- психолого-педагогический подход к специфике устойчивости внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА – Л. А. Никитина, О. Е. Шаповалова и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты по изучению особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть использованы педагогами-психологами в развивающей работе с детьми в дошкольной образовательной организации.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149» г. Барнаула.
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА (5-6 лет).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
Причины нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть разнообразными. Некоторые из них имеют биологическую природу, такие как генетические факторы или проблемы с развитием нервной системы. Другие могут быть связаны с психологическими аспектами, например, с тревожностью или стрессом. Кроме того, факторы окружающей среды, такие как неблагоприятные условия в семье или в социуме, также могут оказывать влияние на развитие внимания ребенка.
Результаты экспериментального исследования показали, что внимание у старших дошкольников с нарушениями ОДА развивается с большими отклонениями от возрастной нормы. Результаты исследования указывают на необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку с учетом его уникальных особенностей. Кроме того, они подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА, чтобы предотвратить их негативное влияние на учебные и социальные достижения ребенка в будущем. Развитие эффективных методов работы с детьми, страдающими нарушениями внимания, является ключевой задачей для специалистов в области образования и здравоохранения. В конечном счете, только совместными усилиями общества и родителей можно обеспечить оптимальные условия для полноценного развития и социализации детей с этими особенностями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Причины нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА могут быть разнообразными. Некоторые из них имеют биологическую природу, такие как генетические факторы или проблемы с развитием нервной системы. Другие могут быть связаны с психологическими аспектами, например, с тревожностью или стрессом. Кроме того, факторы окружающей среды, такие как неблагоприятные условия в семье или в социуме, также могут оказывать влияние на развитие внимания ребенка.
Результаты экспериментального исследования показали, что внимание у старших дошкольников с нарушениями ОДА развивается с большими отклонениями от возрастной нормы. Результаты исследования указывают на необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку с учетом его уникальных особенностей. Кроме того, они подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции нарушений внимания у старших дошкольников с нарушениями ОДА, чтобы предотвратить их негативное влияние на учебные и социальные достижения ребенка в будущем. Развитие эффективных методов работы с детьми, страдающими нарушениями внимания, является ключевой задачей для специалистов в области образования и здравоохранения. В конечном счете, только совместными усилиями общества и родителей можно обеспечить оптимальные условия для полноценного развития и социализации детей с этими особенностями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности психолого-педагогического изучения общения с детьми ДЦП (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



