ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЗАГОЛОВКАХ СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Понятие прецедентный феномен и его роль в коммуникации 6
1.2. Классификация прецедентных феноменов 9
1.3. Источники прецедентных феноменов 16
1.4. Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках СМИ 19
Выводы по ГЛАВЕ I 24
ГЛАВА II. Анализ употребления прецедентных феноменов в газетных заголовках 26
2.1. Заголовки с прецедентными именами 27
2.2. Заголовки с прецедентными высказываниями 33
2.3. Заголовки с прецедентными ситуациями 42
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 57
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Понятие прецедентный феномен и его роль в коммуникации 6
1.2. Классификация прецедентных феноменов 9
1.3. Источники прецедентных феноменов 16
1.4. Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках СМИ 19
Выводы по ГЛАВЕ I 24
ГЛАВА II. Анализ употребления прецедентных феноменов в газетных заголовках 26
2.1. Заголовки с прецедентными именами 27
2.2. Заголовки с прецедентными высказываниями 33
2.3. Заголовки с прецедентными ситуациями 42
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 57
На сегодняшний день невозможно говорить об уровне овладения иностранного языка, просто изучив его. Этого недостаточно, так как человек, изучающий язык, должен иметь глубокие и разносторонние знания о культуре носителей этого языка, знать их характер, обычаи, традиции, менталитет, характер мышления. Вопрос о прецедентных феноменах является актуальным, так как вызван недостатком информации по исследуемой теме.
Интерес к данной работе вызван недостатком информации о прецедентных феноменах, хотя с ними мы встречаемся очень часто, но в силу их незнания мы можем и не обратить на них внимания. А ведь изучение прецедентных феноменов является довольно важным, так как знание универсальных и национально-прецедентных имен является показателем принадлежности к данной эпохе и к культуре страны изучаемого языка. В связи с этим, в нашей работе мы будем рассматривать прецедентные феномены и их роль в языке. Познакомимся с функция и видами, классификацией прецедентных феноменов.
Вопросом изучения прецедентных феноменов занимались такие отечественные лингвисты, как Д.В. Багаева, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, В.В. Красных.
Актуальность работы состоит в том, что очень важно изучить прецедентные феномены, так как уровень знания о них указывает на межкультурную компетенцию людей, которые непосредственно связаны с изучением английского языка, также знание о прецедентных феноменах является показателем принятия человеком культуры другой нации, что особенно важным является для специалистов по межкультурной коммуникации. Тем более, использование прецедентных феноменов в текстах довольно часто употребляется, как в заголовках, текстах средств массовой информации, так и в художественных произведениях. И, изучив феномен прецедентности, ознакомившись с примерами употребления их в контексте, мы не будем удивлены, встретив их в тексте в следующий раз.
Работа способствует пониманию такого явления, как прецедентные феномены.
На сегодняшний день речь носителя языка насыщена лексикой, содержащей культурные особенности носителя языка, выражающиеся в пословицах, поговорках, высказываниях, крылатых словах и прецедентных феноменах.
Практическая значимость изучения данной проблемы возрастает в связи с увеличением числа политических, экономических и культурных контактов с англо-говорящими странами, необходимостью подготовки специалистов по межкультурной коммуникации.
Объектом нашего исследования являются прецедентные феномены в заголовках газет.
Предметом является употребление в заголовках газет прецедентных феноменов, функционирование употребленных прецедентных феноменов в заголовках.
Целью работы является рассмотреть прецедентные феномены, выявить эффективность употребления прецедентов, обозначить роль и виды прецедентных феноменов, их функции.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие определения прецедент;
2) Дать понятие термину феномен, прецедентный феномен;
3) Выявить источники появления прецедентных феноменов;
4) Привести примеры использования прецедентных феноменов в заголовках;
5) Определить основные функции прецедентных феноменов в заголовках газет.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих лингвистов: Н.Д. Бурвикова, Д.Б. Гудков, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, В.В. Красных и др.
Фактическим материалом исследования послужили примеры из заголовков статей различных газет, опубликованные в российских и зарубежных изданиях, размещенные на сайтах сети Интернет.
Апробация работы. В рамках студенческой недели науки материалы исследования нашли отражение в статье «Особенности функционирования прецедентных феноменов в газетных заголовках». По материалам конференции была опубликована статья.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, использованных словарей, списка источников фактического материала.
Интерес к данной работе вызван недостатком информации о прецедентных феноменах, хотя с ними мы встречаемся очень часто, но в силу их незнания мы можем и не обратить на них внимания. А ведь изучение прецедентных феноменов является довольно важным, так как знание универсальных и национально-прецедентных имен является показателем принадлежности к данной эпохе и к культуре страны изучаемого языка. В связи с этим, в нашей работе мы будем рассматривать прецедентные феномены и их роль в языке. Познакомимся с функция и видами, классификацией прецедентных феноменов.
Вопросом изучения прецедентных феноменов занимались такие отечественные лингвисты, как Д.В. Багаева, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, В.В. Красных.
Актуальность работы состоит в том, что очень важно изучить прецедентные феномены, так как уровень знания о них указывает на межкультурную компетенцию людей, которые непосредственно связаны с изучением английского языка, также знание о прецедентных феноменах является показателем принятия человеком культуры другой нации, что особенно важным является для специалистов по межкультурной коммуникации. Тем более, использование прецедентных феноменов в текстах довольно часто употребляется, как в заголовках, текстах средств массовой информации, так и в художественных произведениях. И, изучив феномен прецедентности, ознакомившись с примерами употребления их в контексте, мы не будем удивлены, встретив их в тексте в следующий раз.
Работа способствует пониманию такого явления, как прецедентные феномены.
На сегодняшний день речь носителя языка насыщена лексикой, содержащей культурные особенности носителя языка, выражающиеся в пословицах, поговорках, высказываниях, крылатых словах и прецедентных феноменах.
Практическая значимость изучения данной проблемы возрастает в связи с увеличением числа политических, экономических и культурных контактов с англо-говорящими странами, необходимостью подготовки специалистов по межкультурной коммуникации.
Объектом нашего исследования являются прецедентные феномены в заголовках газет.
Предметом является употребление в заголовках газет прецедентных феноменов, функционирование употребленных прецедентных феноменов в заголовках.
Целью работы является рассмотреть прецедентные феномены, выявить эффективность употребления прецедентов, обозначить роль и виды прецедентных феноменов, их функции.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие определения прецедент;
2) Дать понятие термину феномен, прецедентный феномен;
3) Выявить источники появления прецедентных феноменов;
4) Привести примеры использования прецедентных феноменов в заголовках;
5) Определить основные функции прецедентных феноменов в заголовках газет.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих лингвистов: Н.Д. Бурвикова, Д.Б. Гудков, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, В.В. Красных и др.
Фактическим материалом исследования послужили примеры из заголовков статей различных газет, опубликованные в российских и зарубежных изданиях, размещенные на сайтах сети Интернет.
Апробация работы. В рамках студенческой недели науки материалы исследования нашли отражение в статье «Особенности функционирования прецедентных феноменов в газетных заголовках». По материалам конференции была опубликована статья.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, использованных словарей, списка источников фактического материала.
Подводя итог нашей работы, мы приходим к заключению, что прецедентные феномены представляются важными особенностями языка и его культуры для изучения в рамках межкультурной коммуникации. Именно поэтому многие лингвисты исследовали прецедентные феномены, разработали классификации, выделили функции феноменов при употреблении в заголовках СМИ.
Прецедентные феномены встречаются нам очень часто, помогая разнообразить свою речь. Так же они функционируют и в заголовках СМИ, являясь неотъемлемой частью культуры народа. Для нас встретившиеся известные выражения, ситуации, имена, названия произведений не представляют особой сложности, в отличии от иностранцев, которые изучают язык. Но, однако для нас тоже будет представляться сложностью перевод и понимание прецедентных текстов другой культуры.
Целью нашей работы явилось выявить эффективность употребления прецедентных феноменов в заголовках газет, рассмотреть их значимость в заголовках, познакомиться с основными функциями, классификациями. В соответствии с целями мы поставили задачи для рассмотрения в нашем исследовании.
Следовательно, в нашей работе мы рассмотрели теоретический материал по теме, ознакомились с определениями прецедентный текст и прецедентный феномен, данные отечественными лингвистами. Из приведенных определений мы убедились, что действительно знание прецедентных феноменов важно для изучения, ведь они указывают на принятие человеком другой культуры, погружением в эту культуру, а не просто изучение языка.
Далее мы рассмотрели источники появления прецедентных феноменов в языке и сделали вывод, что их существует немало, а на сегодняшний день к ним еще добавляется и Интернет, один из самых основных источников пополнения прецедентными текстами в современном мире. Мы изучили функции прецедентных феноменов в заголовках СМИ и поняли, что редакторам газет приходится подбирать интересные заголовки, которые будут «цеплять» читателей.
Затем на знаниях, полученных из теоретической части, мы в практической части привели примеры прецедентных текстов в заголовках зарубежных и отечественных СМИ, проанализировали встретившиеся в заголовке прецедентые тексты, объяснили их особенности употребления, выяснили, что они обозначают или на что намекают. На основе анализа литературных данных мы определили, что авторы, исследующие проблему прецедентных феноменов утверждают, что они могут быть известными и для многих народов, так называемые и такими, которые известны лишь малой группе людей, так называемые социальные феномены. Но, говоря о прецедентных феноменах в рамках их использования и функционирования в заголовках, мы выяснили, что прецедентные феномены должны быть понятны для представителя лингво-культурного сообщества, ведь только тогда мы можем утверждать о правомерности и целесообразности использования прецедентных феноменов в заголовке. Также мы делаем вывод и соглашаемся с лингвистами, что знание прецедентных феноменов может зависеть от возраста читателя и от его интересов, интеллекта.
При проведении нашего исследования, выяснилось, что современный читатель не успевает читать все статьи, поэтому существует «заголовочное чтение», когда читатель по заголовку может определить, о чем будет текст и пройти к следующему, поэтому задача использования прецедецедных феноменов в заголовке отвечает прежде всего аттрактивной функции (привлечения внимания), чтобы читатель «не прошел мимо», а заинтересовался статьей.
Подводя итог нашей работе мы можем утверждать, что поставленные цели и задачи были выполнены и полностью освещены в нашей работе.
Прецедентные феномены встречаются нам очень часто, помогая разнообразить свою речь. Так же они функционируют и в заголовках СМИ, являясь неотъемлемой частью культуры народа. Для нас встретившиеся известные выражения, ситуации, имена, названия произведений не представляют особой сложности, в отличии от иностранцев, которые изучают язык. Но, однако для нас тоже будет представляться сложностью перевод и понимание прецедентных текстов другой культуры.
Целью нашей работы явилось выявить эффективность употребления прецедентных феноменов в заголовках газет, рассмотреть их значимость в заголовках, познакомиться с основными функциями, классификациями. В соответствии с целями мы поставили задачи для рассмотрения в нашем исследовании.
Следовательно, в нашей работе мы рассмотрели теоретический материал по теме, ознакомились с определениями прецедентный текст и прецедентный феномен, данные отечественными лингвистами. Из приведенных определений мы убедились, что действительно знание прецедентных феноменов важно для изучения, ведь они указывают на принятие человеком другой культуры, погружением в эту культуру, а не просто изучение языка.
Далее мы рассмотрели источники появления прецедентных феноменов в языке и сделали вывод, что их существует немало, а на сегодняшний день к ним еще добавляется и Интернет, один из самых основных источников пополнения прецедентными текстами в современном мире. Мы изучили функции прецедентных феноменов в заголовках СМИ и поняли, что редакторам газет приходится подбирать интересные заголовки, которые будут «цеплять» читателей.
Затем на знаниях, полученных из теоретической части, мы в практической части привели примеры прецедентных текстов в заголовках зарубежных и отечественных СМИ, проанализировали встретившиеся в заголовке прецедентые тексты, объяснили их особенности употребления, выяснили, что они обозначают или на что намекают. На основе анализа литературных данных мы определили, что авторы, исследующие проблему прецедентных феноменов утверждают, что они могут быть известными и для многих народов, так называемые и такими, которые известны лишь малой группе людей, так называемые социальные феномены. Но, говоря о прецедентных феноменах в рамках их использования и функционирования в заголовках, мы выяснили, что прецедентные феномены должны быть понятны для представителя лингво-культурного сообщества, ведь только тогда мы можем утверждать о правомерности и целесообразности использования прецедентных феноменов в заголовке. Также мы делаем вывод и соглашаемся с лингвистами, что знание прецедентных феноменов может зависеть от возраста читателя и от его интересов, интеллекта.
При проведении нашего исследования, выяснилось, что современный читатель не успевает читать все статьи, поэтому существует «заголовочное чтение», когда читатель по заголовку может определить, о чем будет текст и пройти к следующему, поэтому задача использования прецедецедных феноменов в заголовке отвечает прежде всего аттрактивной функции (привлечения внимания), чтобы читатель «не прошел мимо», а заинтересовался статьей.
Подводя итог нашей работе мы можем утверждать, что поставленные цели и задачи были выполнены и полностью освещены в нашей работе.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ ВО ФРАНЦУЗСКОМ И ИСПАНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНОГО ДИСКУРСА О ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ В СИРИИ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ПРОЗЕ Д.И. СТАХЕЕВА: ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2013 - ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА И ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН КАК ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИМЕН ПЕРСОНАЖЕЙ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ПРЕЦЕДЕНТНЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Лингвокультурологические особенности прецедентных феноменов в англо-американской прессе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Роль прецедентных текстов в современных русских рассказах
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И РОССИЙСКОЙ
РЕКЛАМЫ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Прецедентные феномены со сферой-источником «Кино» в современных
российских СМИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



