Проведена опытно-практическая работа.
база исследования: детский сад № 169 города Омска.
Выборка: 25 человек (мальчиков 14, девочек 11, возраст детей составил от 6 лет и 5 месяцев до 7 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК 6
1.1 Формирование эстетических понятий у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Методика ознакомления дошкольников с русской народной игрушкой 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК 17
2.1 Организация и проведение диагностики развития эстетических понятий у дошкольников 17
2.2 Опыт использования русских народных игрушек как средства формирования эстетических понятий у дошкольников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена объективными переменами, происходящими в политике, экономике, культуре, образовании. Для успешной интеграции в социум современный человек должен обладать множеством компетенций, большая часть которых обслуживает утилитарную сторону жизни. Занятые вопросами физического выживания, люди сосредоточены преимущественно на деловой составляющей взаимодействия, практическом решении тех или иных вопросов. В результате из повседневности практически исчезает мощный культурный пласт, связанный с понятиями «прекрасное», «гармоничное», «возвышенное». Крикливость и китч прочно обосновались на экранах телевизоров, на плакатах и баннерах, на сайтах в Интернете. В сложившихся обстоятельствах достаточно сложно осуществлять воспитание подрастающего поколения. С раннего возраста человек должен быть окружен объектами материальной и духовной культуры, которые развивают вкус, эстетическое восприятие, поддерживают национальную идентичность, тем самым обеспечивая связь между поколениями. При описанном подходе у ребенка будет сформирована система ценностей и норм, характерная для его народа, приоритетов, обеспечивающих направленность личности, привычек, придающих деятельности структурированный характер.
В целом же совокупность требований к результатам обучения и воспитания дошкольников отражены в федеральных государственных образовательных стандартах. К числу задач, решаемых педагогами в работе с воспитанниками, относится организация образовательного процесса, в основу которого заложены духовно-нравственные и социокультурные ценности, развитие эстетических качеств. В то же время современные дети, выросшие в условиях доминирования массовой культуры, привыкли к играм и игрушкам, созданным на основе компьютерной мультипликации, где герои решают глобальные проблемы – спасение человечества, планеты Земля, космоса. С одной стороны, хорошо, что персонажи проявляют эмпатию к окружающим, заботятся о сохранении биологического разнообразия и поддерживают изначальную структуру мироустройства. С другой стороны, повседневная действительность связана с иными задачами, куда менее масштабными: бытийная сторона людей заключается в поддержании социальных связей, помощи родным и близким, соблюдении правил во всех сферах жизни, создании материальных объектов (дома – приготовление пищи, на предприятии – изделия), сохранении духовной культуры. Отсюда возникает противоречие между требованиями, обозначенными в федеральных государственных образовательных стандартах, и наличной ситуацией. Указанные обстоятельства порождают проблему: возможно ли организовать воспитание детей дошкольного возраста на основе преемственности предшествующих традиций в их неразрывной связи поколений.
Как представляется, действенным средством может стать русская народная игрушка, значение которой в обучении и воспитании подрастающего поколения осмыслено З.А. Богатеевой, Т.Н. Дороновой, А.А. Грибовской, В.Я. Езикеевой, Н.С. Карпинской, Е.Г. Ковальской, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Усовой, В.М. Федяевской, Н.Б. Халезовой, В.Н. Чураковой и др. В работах этих и других исследователей охарактеризован потенциал, которым обладает народная игрушка. Выполненная из ткани, соломы, дерева и иных материалов, она имела не только развлекательную функцию, но и была всесторонним средством воспитания – интеллектуального, трудового, патриотического, речевого, физического, эстетического, гендерного.
Объект исследования – процесс формирования эстетических понятий у дошкольников.
Предмет исследования – формирование эстетических понятий у дошкольников в процессе изучения русских народных игрушек.
Цель исследования – разработать и реализовать систему мероприятий по формированию эстетических понятий у дошкольников на основе изучения русских народных игрушек.
Задачи исследования:
1. доказать, что формирование эстетических понятий у дошкольников является психолого-педагогической проблемой;
2. описать методику ознакомления дошкольников с народной игрушкой;
3. осуществить диагностику развития эстетических понятий у дошкольников;
4. представить опыт использования русских народных игрушек как средства формирования эстетических понятий у дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме работы, систематизация накопленного материала, обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий эксперимент).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды различных авторов, которые посвятили свои работы использованию народной игрушки в работе с детьми: Е.В. Алексеенко, Г.М. Блинова, И.Я. Богуславской, З.В. Воропаевой, Г.Л. Дайн, Л.А. Кузнецовой, Г.П. Дурасова, Г.Н. Пантелеева, А.И. Сорокиной, Г.Я. Федотова и др.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, информационных источников, приложений.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847.
Учебники, учебные пособия, монографии
2. Климов В.П. Эстетика. Краткий курс: учебное пособие / В.П. Климов, Е.А. Фоминых. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. – 128 с.
3. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. – Ростов/н/Д: Феникс, 2019. – 272 с.
4. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность как условие общего развития современных детей и подростков: монография. – М.: Direct-Media, 2021. – 80 с.
5. Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку: монография. – Екатеринбург: УГПУ, 2020. – 156 с.
Статьи в журналах
6. Александрова Н.С. Феномен народной игрушки. Художественно-эстетическое образование детей средствами народной игрушки // Педагогика. Общество. Право. – 2016. – №2(18). – С. 4-11.
7. Вахрушева А.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / А.В. Вахрушева, Е.А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 450 - 452.
8. Голубева Е.С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2015. – С. 27-29.
9. Зайцева О.Г. Народная игрушка как средство формирования элементов духовной культуры у дошкольников // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 29-33.
10. Козлова Р.Н. Развитие художественного творчества старших дошкольников через знакомство с народной игрушкой // XX Вишняковские чтения. вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: сборник трудов конф. – СПб., 2017. – С. 103-108.
11. Кондрашева Н.А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – №36. – С. 228-233.
12. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 192 с.
13. Логинова Я.П. Реализация проекта по формированию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры // Проблемы педагогики. – 2020. – №1(46). – С. 50-53.
14. Муратова А.А. Особенности эстетического отношения дошкольника к окружающему миру // Вопросы дополнительного профессионального образования. – 2016. – №2(6). – С. 2-11.
15. Рахимжанова Л.Ш. Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры // Concorde. – 2019. – №1. – С. 78-96.
16. Ростовский А.Я. Природа музыкального искусства как гуманистический фактор образования // Проблемы художественного образования. – 2015. – №9. – С. 5-14.
17. Шестова М.А. Экспериментальная эстетика и эстетические эмоции: обзор западных трендов // Вестник Московского государственного областного университета. – 2021. – №1. – С. 48-54.
Электронные ресурсы
18. Александрова Ю.М. Знакомство детей с народной игрушкой в изобразительной деятельности // Мир дошколят. – 2019. – №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/meropriyatie/ printed_ collection/znakomstvo-detej-s-narodnoj-igrushkoj-v-izobrazitelnoj-dejatelnosti.
19. Перминова А.В. Ознакомление детей средней группы с народным декоративно-прикладным искусством // Образовательный портал «Продленка». – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/283697.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847.
Учебники, учебные пособия, монографии
2. Климов В.П. Эстетика. Краткий курс: учебное пособие / В.П. Климов, Е.А. Фоминых. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. – 128 с.
3. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. – Ростов/н/Д: Феникс, 2019. – 272 с.
4. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность как условие общего развития современных детей и подростков: монография. – М.: Direct-Media, 2021. – 80 с.
5. Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку: монография. – Екатеринбург: УГПУ, 2020. – 156 с.
Статьи в журналах
6. Александрова Н.С. Феномен народной игрушки. Художественно-эстетическое образование детей средствами народной игрушки // Педагогика. Общество. Право. – 2016. – №2(18). – С. 4-11.
7. Вахрушева А.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / А.В. Вахрушева, Е.А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 450 - 452.
8. Голубева Е.С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2015. – С. 27-29.
9. Зайцева О.Г. Народная игрушка как средство формирования элементов духовной культуры у дошкольников // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 29-33.
10. Козлова Р.Н. Развитие художественного творчества старших дошкольников через знакомство с народной игрушкой // XX Вишняковские чтения. вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: сборник трудов конф. – СПб., 2017. – С. 103-108.
11. Кондрашева Н.А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – №36. – С. 228-233.
12. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 192 с.
13. Логинова Я.П. Реализация проекта по формированию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами этнокультуры // Проблемы педагогики. – 2020. – №1(46). – С. 50-53.
14. Муратова А.А. Особенности эстетического отношения дошкольника к окружающему миру // Вопросы дополнительного профессионального образования. – 2016. – №2(6). – С. 2-11.
15. Рахимжанова Л.Ш. Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры // Concorde. – 2019. – №1. – С. 78-96.
16. Ростовский А.Я. Природа музыкального искусства как гуманистический фактор образования // Проблемы художественного образования. – 2015. – №9. – С. 5-14.
17. Шестова М.А. Экспериментальная эстетика и эстетические эмоции: обзор западных трендов // Вестник Московского государственного областного университета. – 2021. – №1. – С. 48-54.
Электронные ресурсы
18. Александрова Ю.М. Знакомство детей с народной игрушкой в изобразительной деятельности // Мир дошколят. – 2019. – №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/meropriyatie/ printed_ collection/znakomstvo-detej-s-narodnoj-igrushkoj-v-izobrazitelnoj-dejatelnosti.
19. Перминова А.В. Ознакомление детей средней группы с народным декоративно-прикладным искусством // Образовательный портал «Продленка». – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/283697.