НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 5
1.1. Сущность понятия недоимки по налогам и сборам 5
1.2. Причины возникновения недоимок по налогам и сборам 11
1.3. Основные методы взыскания задолженности по налогам и сборам, 19
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 32
2.1. Анализ структуры задолженности по налогам и сборам 32
2.2. Порядок взыскания недоимок с физических лиц с привлечением работодателей 41
2.3. Анализ эффективности мероприятий по снижению задолженности 52
2.4. Направления совершенствования мероприятий по снижению налоговой задолженности в России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 5
1.1. Сущность понятия недоимки по налогам и сборам 5
1.2. Причины возникновения недоимок по налогам и сборам 11
1.3. Основные методы взыскания задолженности по налогам и сборам, 19
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 32
2.1. Анализ структуры задолженности по налогам и сборам 32
2.2. Порядок взыскания недоимок с физических лиц с привлечением работодателей 41
2.3. Анализ эффективности мероприятий по снижению задолженности 52
2.4. Направления совершенствования мероприятий по снижению налоговой задолженности в России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Система налогообложения - один из старейших инструментов обеспечения фискальной, экономической и социальной функций государства. Система налогообложения, в силу своей специфики, постоянно подвержена изменениям, уточнениям, поправкам. Экономические отношения становятся все более обширными и сложными, а как следствие, и налоговое администрирование должно отвечать реалиям современной экономики, четко регламентировать налогообложение и, одновременно с этим, быть прозрачным. Налоговый контроль является важнейшей функцией в деятельности налоговых органов. Ведь только благодаря эффективному и полному поступлению налогов и сборов можно обеспечить все цели и задачи, поставленные государством, а как следствие, обеспечить прогресс в развитии экономики.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения роли налогового контроля в условиях современной рыночной экономики. А как следствие этого, просто необходимо рассмотреть причины и возможные пути снижения задолженности по налогам и сборам.
Необходимо отметить, что разработанность данной проблемы получила весьма широкое распространение в трудах отечественных экономистов, ученых, практиков. Однако нельзя с полной уверенность заявить, что тема проработана полностью и не требует дополнительного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение причин возникновения недоимки по налогам и сборам, а так же предложение возможных вариантов снижения недоимок.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты возникновения задолженности по налогам и сборам;
2) провести анализ задолженности по налогам и сборам в России;
3) определить ряд основных мероприятий по снижению налоговой задолженности в Российской Федерации.
Объектом исследования данной работы является система налоговых отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования является недоимка по налогам и сборам на территории России и возможные пути ее снижения.
Теоретической основой при проведении исследования являлись труды отечественных ученых, а так же периодическая литература.
Нормативно-правовой базой при написании выпускной квалификационной работы послужили: Конституция Российской Федерации, НК РФ, законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения на уровне России и субъекта Российской Федерации.
Информационной базой при проведении исследования явилась аналитическая и справочно-правовая информация официальных сайтов Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы России, информационно-справочная информация СПС «КонсультантПлюс», ИПС «Гарант».
В процессе разработки темы выпускной квалификационной работы применялись методы исследования: общенаучные приемы анализа, такие как обработка и анализ научных источников, сравнительный метод, метод дедукции, индукции и прогнозирования, а так же специфические приемы экономического анализа, в частности, вертикальный и горизонтальный метод сравнения финансовый показателей.
Периодом исследования является 2014 - 2016 гг.
В практических целях материалы данного исследования могут применяться в дальнейшей научной деятельности.
Работа изложена на 75 страницах компьютерного текста, включает 5 таблиц, 13 рисунков. Список литературы насчитывает 54 источника. К работе приложено 5 документов.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения роли налогового контроля в условиях современной рыночной экономики. А как следствие этого, просто необходимо рассмотреть причины и возможные пути снижения задолженности по налогам и сборам.
Необходимо отметить, что разработанность данной проблемы получила весьма широкое распространение в трудах отечественных экономистов, ученых, практиков. Однако нельзя с полной уверенность заявить, что тема проработана полностью и не требует дополнительного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение причин возникновения недоимки по налогам и сборам, а так же предложение возможных вариантов снижения недоимок.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты возникновения задолженности по налогам и сборам;
2) провести анализ задолженности по налогам и сборам в России;
3) определить ряд основных мероприятий по снижению налоговой задолженности в Российской Федерации.
Объектом исследования данной работы является система налоговых отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования является недоимка по налогам и сборам на территории России и возможные пути ее снижения.
Теоретической основой при проведении исследования являлись труды отечественных ученых, а так же периодическая литература.
Нормативно-правовой базой при написании выпускной квалификационной работы послужили: Конституция Российской Федерации, НК РФ, законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения на уровне России и субъекта Российской Федерации.
Информационной базой при проведении исследования явилась аналитическая и справочно-правовая информация официальных сайтов Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы России, информационно-справочная информация СПС «КонсультантПлюс», ИПС «Гарант».
В процессе разработки темы выпускной квалификационной работы применялись методы исследования: общенаучные приемы анализа, такие как обработка и анализ научных источников, сравнительный метод, метод дедукции, индукции и прогнозирования, а так же специфические приемы экономического анализа, в частности, вертикальный и горизонтальный метод сравнения финансовый показателей.
Периодом исследования является 2014 - 2016 гг.
В практических целях материалы данного исследования могут применяться в дальнейшей научной деятельности.
Работа изложена на 75 страницах компьютерного текста, включает 5 таблиц, 13 рисунков. Список литературы насчитывает 54 источника. К работе приложено 5 документов.
Наличие налоговой системы, налогов, сборов, недоимок характерно для любого государства. Проблема сбора налогов остается актуальной и в странах в развитым налоговым администрированием.
Налоговое законодательство Российской Федерации обязывает всех налогоплательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Если налогоплательщик нарушает сроки перечисления денежных средств в бюджетную систему России у него возникает задолженность по налогам и сборам - недоимка.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические аспекты возникновения задолженности по налогам и сборам.
Возникновение недоимки по налогам (сборам, взносам) связано с рядом причин. Все они индивидуальны применительно к каждому налогоплательщику. Можно выделить такие причины как:
- экономический кризис, приводящий к ухудшению финансового положения налогоплательщика, снижению налоговой дисциплины налогоплательщика,
- доначисления по результатам налоговых проверок,
- нежелание налогоплательщика законно уплачивать установленные налоги и сборы («уклонение» от уплаты налога).
С целью выявления сумм недоимок и их снижения налоговыми органами проводятся мероприятия налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым кодексом.
Эффективная реализация функций и полномочий ФНС способствует урегулированию задолженности по налогам и сборам. Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, ведущую роль играют налоговые проверки. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных кодексом. Отметим, что порядок взыскания недоимки зависит от категории налогоплательщика
Во второй главе работы проведен анализ задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговая задолженность является негативным экономическим фактором, и растущее из года в год ее абсолютное значение остается серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны в целом и возможности решения социальных программ. Проведен анализ динамики совокупной задолженности по налогам и сборам в Российской Федерации на основании данных сайта ФНС РФ. В течении 2015-2016 гг. наблюдался рост совокупной задолженности в бюджет с 1181,5 млрд руб. до 1360,3 млрд. руб., прирост составил 15,1%. При этом большая часть задолженности по налогам и сборам определена как возможная к взысканию. Более 70% задолженности приходится на федеральные налоги.
Проведен анализ динамики по видам задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. По федеральным налогам и сборам в сравнении 2016 с 2015 гг. недоимка возросла на 170,8 млрд. руб., так, например, по налогу на добавленную стоимость недоимка возросла на 110,3 млрд. руб. (или на 30,0%). По акцизам задолженность перед бюджетом выросла на 31,3 млрд. руб. (или на 58,3%). Резкий скачок прироста недоимки по НДС и акцизам связан с проведением контрольных мероприятий и улучшения их администрирования со стороны налоговых органов.
Далее проведен анализ динамики и структуры проводимых налоговых проверок и доначислений по их результатам. В 2014-2016 г. по камеральным проверка наблюдается рост их численного показателя и количества выявленных нарушений. Усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов позволили значительно повысить эффективность камеральных налоговых проверок.
Количество выездных проверок, напротив, сокращается. Это связано с внедрением ФНС России риск-ориентированного подхода к проведению проверок при планировании налоговых проверок в целом по России, что позволило обеспечить рост эффективности налоговых проверок при одновременном снижении их количества.
Наибольшая доля приходится на НДС. Эффективность проверок возмещения НДС выросла за счет внедрения в эксплуатацию системы АСК «НДС». А для целей контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения.
Проведена оценка эффективности мер принудительного взыскания задолженности по видам: требования на уплату налогов и сборов, инкассовые поручения, взыскание за счет иного имущества, банкротство. В целом динамика эффективности положительная. Наиболее эффективной мерой является выставление требования налогоплательщику и его «добровольное» погашение. В 2016 г. добровольно налогоплательщиками погашено 47,5% требований, выставленных налоговыми органами на сумму 372,8 млрд. руб.
Практическая сторона взыскания налогов рассмотрена на примере взыскания НДФЛ и имущественных налогов с физических лиц с применением работодателей. Согласно НК РФ, физические лица самостоятельно уплачивают имущественные налоги на основании полученного от налоговых органов «единого» налогового уведомления. Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников. Процедура подобного взыскания недоимки подробно описана в письмах ФНС России.
Определены основные направления по совершенствованию мероприятий по снижению налоговой задолженности :
- создание понятной и прозрачной деловой среды в бизнесе, создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей
- развитие новых форм взаимодействия с налогоплательщиками, стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и применения в сделках цен, соответствующих рыночным
- повышение эффективности налогового администрирования путем внедрения новых информационных технологий, реализация новых проектов в контрольной работе,
- предоставление налогоплательщикам возможности заблаговременного (до момента возникновения задолженности) переноса срока уплаты налога,
- предоставить возможность налогоплательщику - физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.
Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время. Особое внимание сейчас уделяется повышению эффективности налогового администрирования и налогового контроля, что приведет и к снижению задолженности по налогам и сборам.
Налоговое законодательство Российской Федерации обязывает всех налогоплательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Если налогоплательщик нарушает сроки перечисления денежных средств в бюджетную систему России у него возникает задолженность по налогам и сборам - недоимка.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические аспекты возникновения задолженности по налогам и сборам.
Возникновение недоимки по налогам (сборам, взносам) связано с рядом причин. Все они индивидуальны применительно к каждому налогоплательщику. Можно выделить такие причины как:
- экономический кризис, приводящий к ухудшению финансового положения налогоплательщика, снижению налоговой дисциплины налогоплательщика,
- доначисления по результатам налоговых проверок,
- нежелание налогоплательщика законно уплачивать установленные налоги и сборы («уклонение» от уплаты налога).
С целью выявления сумм недоимок и их снижения налоговыми органами проводятся мероприятия налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым кодексом.
Эффективная реализация функций и полномочий ФНС способствует урегулированию задолженности по налогам и сборам. Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, ведущую роль играют налоговые проверки. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных кодексом. Отметим, что порядок взыскания недоимки зависит от категории налогоплательщика
Во второй главе работы проведен анализ задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговая задолженность является негативным экономическим фактором, и растущее из года в год ее абсолютное значение остается серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны в целом и возможности решения социальных программ. Проведен анализ динамики совокупной задолженности по налогам и сборам в Российской Федерации на основании данных сайта ФНС РФ. В течении 2015-2016 гг. наблюдался рост совокупной задолженности в бюджет с 1181,5 млрд руб. до 1360,3 млрд. руб., прирост составил 15,1%. При этом большая часть задолженности по налогам и сборам определена как возможная к взысканию. Более 70% задолженности приходится на федеральные налоги.
Проведен анализ динамики по видам задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. По федеральным налогам и сборам в сравнении 2016 с 2015 гг. недоимка возросла на 170,8 млрд. руб., так, например, по налогу на добавленную стоимость недоимка возросла на 110,3 млрд. руб. (или на 30,0%). По акцизам задолженность перед бюджетом выросла на 31,3 млрд. руб. (или на 58,3%). Резкий скачок прироста недоимки по НДС и акцизам связан с проведением контрольных мероприятий и улучшения их администрирования со стороны налоговых органов.
Далее проведен анализ динамики и структуры проводимых налоговых проверок и доначислений по их результатам. В 2014-2016 г. по камеральным проверка наблюдается рост их численного показателя и количества выявленных нарушений. Усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов позволили значительно повысить эффективность камеральных налоговых проверок.
Количество выездных проверок, напротив, сокращается. Это связано с внедрением ФНС России риск-ориентированного подхода к проведению проверок при планировании налоговых проверок в целом по России, что позволило обеспечить рост эффективности налоговых проверок при одновременном снижении их количества.
Наибольшая доля приходится на НДС. Эффективность проверок возмещения НДС выросла за счет внедрения в эксплуатацию системы АСК «НДС». А для целей контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения.
Проведена оценка эффективности мер принудительного взыскания задолженности по видам: требования на уплату налогов и сборов, инкассовые поручения, взыскание за счет иного имущества, банкротство. В целом динамика эффективности положительная. Наиболее эффективной мерой является выставление требования налогоплательщику и его «добровольное» погашение. В 2016 г. добровольно налогоплательщиками погашено 47,5% требований, выставленных налоговыми органами на сумму 372,8 млрд. руб.
Практическая сторона взыскания налогов рассмотрена на примере взыскания НДФЛ и имущественных налогов с физических лиц с применением работодателей. Согласно НК РФ, физические лица самостоятельно уплачивают имущественные налоги на основании полученного от налоговых органов «единого» налогового уведомления. Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников. Процедура подобного взыскания недоимки подробно описана в письмах ФНС России.
Определены основные направления по совершенствованию мероприятий по снижению налоговой задолженности :
- создание понятной и прозрачной деловой среды в бизнесе, создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей
- развитие новых форм взаимодействия с налогоплательщиками, стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и применения в сделках цен, соответствующих рыночным
- повышение эффективности налогового администрирования путем внедрения новых информационных технологий, реализация новых проектов в контрольной работе,
- предоставление налогоплательщикам возможности заблаговременного (до момента возникновения задолженности) переноса срока уплаты налога,
- предоставить возможность налогоплательщику - физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.
Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время. Особое внимание сейчас уделяется повышению эффективности налогового администрирования и налогового контроля, что приведет и к снижению задолженности по налогам и сборам.
Подобные работы
- АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗМЕРА ЗАДОЛЖЕННОСТИ МЕЖРАЙОННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Урегулирование налоговой задолженности
налоговыми органами
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Налоговый контроль задолженности организаций
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2016 - СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-аналитический аспект реструктуризации задолженности российских предприятий
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕЕ СОКРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



