Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровизация как фактор формирования стратегий аккультурации российских специалистов в Англии

Работа №135124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико–методологические основы исследования 7
1.1 Общие теории цифровой социологии 7
1.2 Феномен аккультурации 11
1.3 Стратегии аккультурации Джона Берри 16
Глава 2. Особенности аккультурации российских IT специалистов в Англии 22
2.1 Аккультурация в Англии 22
2.2.Аккультурационные процессы и адаптация российских IT специалистов 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 34
Заключение
Литература 51
Приложение 57


Цифровизация (от англ. digitalization) как феномен получила активное распространение во второй половине XX века. Наступление цифровой революции –периода активного перехода к цифровым технологиям и методам анализа – ознаменовало начало новой эры социологических исследований. Действительно, глобальные изменения настигли все сферы жизни общества, в том числе и социальную. На свет появились новые виды коммуникации, а традиционные процессы, как социализация, получили продолжение в цифровой среде. Аккультурация, получившая наименование “вторичная социализация” среди некоторых исследователей — это процесс адаптации индивида в новой культуре с изменением старых ценностных установок, паттернов поведения и приобретением новых. Именно этот процесс оказывается в фокусе данного исследования. Ежегодно сотни российских специалистов, сменивших место жительства, испытывают на себе сложности жизни в инородной культуре.
По данным “Левада-центра”, за 2022 год 16 иностранных компаний обеспечили переезд в страны Европы сотрудникам российских подразделений .В среднем, одна иностранная компания способна поддерживать штат из 200 человек на территории России, при подсчете число покинувших страну соотечественников окажется внушительным. В IT сфере ситуация достигла еще больших масштабов. Согласно исследованию Российской ассоциации электронных коммуникаций (далее РАЭК), за период с февраля по март 2022 года Россию покинули до 70 тысяч специалистов сферы информационных технологий, при этом еще как минимум 5 тысяч выявили желание . Сотрудники ITкомпаний начали создавать группы и чаты в Telegram, где обмениваются опытом эмиграции и обсуждают способы переезда. Один из таких чатов, рассмотренный РАЭК, насчитывает 1,3 тыс. участников. Они формируют списки стран для релокации, среди которых фигурирует Англия, дают информацию о ставках аренды жилья, перечне необходимых для переезда документов, особенностях налогообложения, контакты посредников. Таким образом, невозможно отрицать массовость миграции IT специалистов, и, появившуюся необходимость в аккультурации среди них.
Целью исследования выступило определение стратегий аккультурации российских IT специалистов в Англии в условиях цифровизации общества с использованием цифровых ресурсов.
Объектом исследования выступают российские IT специалисты от 18 до 35 лет, переехавшие в Англию ради развития профессиональной деятельности.
Предметом исследования являются стратегии аккультурации российскихIT специалистов в Англии, оказывающие влияние на ценностные ориентации, ролевое поведение и принятые объектом исследования социальные установки, формирующие стратегии аккультурации в условии цифровизации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы цифровой социологии;
2. Охарактеризовать теоретические подходы к выявлению стратегий аккультурации по Дж. Берри;
3. Рассмотреть особенности и структуру профессиональной миграции в Англию представителей образованной молодежи (18–35 лет) из России;
4. Выявить стратегии аккультурации в цифровой среде российских ITспециалистов в Англии.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из анализа концепции аккультурации Джона Берри. Труд ученого строится на анализе социальных изменений, вызванных распространением длительных путешествий индивидов в другие страны и глобальной миграцией. На данный момент сложно найти страну, не попавшую под влияние движения миграционных потоков, в той или иной степени, в качестве принимающей или покинутой стороны.
Степень теоретической разработанности темы исследования носит локальный характер. Данная тематика получила глубокий, но точечный анализ в работах Л. Земнуховой. Основным трудом выступает статья “ИТ специалисты на мировом рынке: стратегии миграции и использование языка (на примере русских в Лондоне) ”, где автор раскрыла главные сложности процесса аккультурации для российских работников IT сферы. Однако большая часть исследования посвящена анализу языка и выяснению преимуществ IT профессий перед другими в процессе аккультурации. Другой известной работой выступает сборник статей, посвященный адаптации российских разработчиков в разных странах мира “FromRussiawithcode: Programmingmigrationsinpost-soviettimes ”. Данное исследование является результатом сотрудничества американских, итальянских, израильских и российских социологов, в том числе Л.В. Земнуховой. Важной особенностью сборника является многосторонний анализ учитывающий различные факторы влияющие на стратегию аккультурации индивида (знание языка, присутствие родственников и друзей в стране пребывания, контакты с местной диаспорой и другие).
Другой работой, поднимающей факторы влияния на процесс аккультурации российского ITспециалиста, выступает “Formationof ‘Professional’ RussianDiasporasAbroad: RussianMathematiciansintheUK ”. Как становится понятно из названия труда, фокус направлен на изучение слабых связей между прибывшим в Англию мигрантом и обосновавшейся в стране пребывания российской диаспорой. В процессе О. Бронникова выясняет, что тесное сближение с местной диаспорой ведет к ослаблению внешних связей мигранта, например, с коллегами и друзьями из местного населения. Предполагаемой стратегией аккультурации, в таком случае, становится сегрегация, мигрант становится частью диаспоры, которая, в свою очередь, постепенно заполняет его круг общения, обрубая или сокращая контакт с англичанами.
Методы сбора эмпирических данных: изучение цифровых платформ, приложений, сайтов и прочих цифровых ресурсов, задействованных в повседневной и рабочей рутине российских специалистов в Англии, и способствующих аккультурации IT специалистов из России.
Для сбора эмпирических данных также применялся метод полуструктурированного интервью с целью выявления стратегий аккультурации изучаемой группы мигрантов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основополагающим вопросом данного исследования стояло изучение процесса аккультурации российских специалистов в эпоху цифровых изменений. Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической, досуговой, социальной, культурной и пр. деятельности, с участием цифровых технологий. Теоретико-методологические концепции цифровой социологии, изучающие ранее упомянутый процесс, получили распространение во всех, без исключения, странах.
Ежегодно сотни российских IT специалистов получают предложения от зарубежных компаний. Массовый отток IT кадров за рубеж во многом обусловлен нестабильной экономической ситуацией, вызванной пандемией COVID 19. Согласно оценке главы InfoWatch, за 2020-2021 года Россию покинули от 10 тыс. до 15 тыс. специалистов в области информационных технологий. Только за февраль – март 2022 года страну покинуло от 50 до 70 тысяч человек, занятых в сфере информационных технологий .
В течении анализа настоящего исследования удалось пристально рассмотреть особенности и структуру профессиональной миграции в Англию представителей образованной молодежи (18–35 лет) из России. По данным агентства “С-Консалтинг” некая “Американская компания из числа их партнеров” предоставила своему российскому штату дополнительные выплаты для переезда в Англию с сохранением рабочего места, штат насчитывал около 200 человек . Таким образом, минимум 200 профессиональных мигрантов пересекли границу Англии. Каждый из индивидов, оказавшись в иной культуре столкнулся с сложностями, преодоление которых происходило в процессе аккультурации, в том числе, с задействованием цифровых ресурсов.
В ходе разработки настоящей научной проблемы были изучены основы феномена аккультурации и стратегии аккультурации, разработанные Джоном Берри и, впоследствии, выявлены индивидуальные стратегии аккультурации российских ITспециалистов в Англии через использование цифровых ресурсов.
В результате анализа, проведенного выше, выявление индивидуальных стратегий аккультурации информантов исследования показало, в какой мере и в каких сферах российские IT специалисты сохраняют прежнюю (российскую) идентичность, а в какой – обретают новую, английскую, изменяющую характер адаптации индивида к жизни в инокультурной среде Англии.
Несмотря на небольшое число, задействованных информантов, составивших выборку, и узкую направленность исследования были заложены основы изучения ключевой роли цифровых ресурсов в процессе аккультурации, а также поставлен существенный вопрос, рассмотрения цифровых ресурсов как фактора аккультурации.



Акопян К.В. Мультикультурализм: основные теоретические подходы // Форумы российских мусульман: ежегодный научно–аналитический бюллетень № 4 / под ред. Д.В. Мухетдинова. Н. Новгород, 2008. С. 139–142.
Будаева З.А. Аккультурация как доминирующий теоретический маркер проявления процессов глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 6–2. С. 91–95.
Земнухова Л.В. ИТ–специалисты на мировом рынке: стратегии миграции и использование языка (на примере русских в Лондоне) // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 4. C. 154–163.
Ушанова И.А. Перспективы развития теории аккультурации в глобализованном мире // Вестник Новгородского университета. 2003. № 24. С. 65–70.
Контарева А.Ю. Как госзаказ влияет на инновационные системы российских регионов (случай Республики Татарстан) // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 4. C. 164–177.
Контарева А.Ю, Масальская А.И Земнухова Л.В.”Локальное время мирового IT: о восприятии времени русскими программистами в россиии и за рубежом”//Этонографическое обозрение №3, 2019
Кунцман А., Богданова Е.О., Пономарева Э.Я., Щетвина А.А. Отказ и ограничение использования интернета в среде российских IT–специалистов // Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 144–164.
Кравченко А. И. Культурология : словарь. М.: Академический проект, 2000. С. 17.)
Лян Летянь. Проблема межкультурного отношения в современном мире. – http://www.ibl.ru/konf/041208/68.html.
Межкультурная коммуникация и проблемы аккультурации в крупном городе/отв. ред. Р. К. Тангалычева, Н. А. Головин, М. С. Куропятник. СПб.: Издательский домС.–Петерб. ун–та, 2010.
Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире/ Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации", СПб. – Изд–во СПбГПУ, 2004. – С. 75–85. 4.
Тангалычева Р.К. Теоретико–Методологические основны социологического изучения Межкультурной Коммуникации / Скифия–принт, 2014
Тангалычева Р. К. Преодоление стереотипов восприятия и поведения в российско–корейской межкультурной коммуникации // Журн. социологии и социальной антропологии, 2012, № 4. С. 127–143.
Тангалычева Р. К. Проблемы аккультурации временных мигрантов в крупном росcийском городе: культурные различия в невербальном поведении // Социологический журн., 2011, № 3. С. 24–39.
Тангалычева Р. К. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях
глобализации. СПб.: Алетейя, 2012.
Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового
сознания /Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. трудов. М.: РАН:
Институтязыкознания, 1996. С. 7–22.Тотров. Межкультурные отношения: мировоззрение и адаптация. Из опыта американских исследований. – http://www.e–xecutive.ru/community/articles/631218/. 5. Dodd, C.H. Dynamics of intercultural communication. Boston, MS: McGraw Hill, 1998.
Толостанова М.В. Транскультурация как модель социокультурной динамики и проблема множественной идентификации // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 126–149.
Allahverdjan, Alexander G., and Natalia S. Agamova. 2012. “Russian Scientific Diaspora and the Scientists–Migrants’ Mobility to the USA (The End of the XX—Beginning of the XXI Centuries).” [In Russian.] Sociology of Science and Technology 3, no. 3: 43–53.
Abrams, D. & Houston, D. M. (2006). Equality, Diversity and Prejudice in Britain. Results from the 2005 National Survey. Report for the Cabinet Office, Equalities Review.
Arends–Toth, J., & Van de Vijver, F. J. R. (2003). Multiculturalism and acculturation: Views of Dutch and Turkish Dutch. European Journal of Social Psychology, 33, 249–266.
Arends–Toth, J., & Van de Vijver, F. J. R. (2004). Domains and dimensions in acculturation: Implicit theories of Turkish–Dutch. International Journal of Intercultural Relations, 28, 19–35.
Atzaba–Poria, N., Pike, A., & Barrett, M. (2004). Internalising and externalising problems in middle childhood: A study of Indian (ethnic minority) and English (ethnic majority) children living in Britain. International Journal of Behavioral Development, 28(5), 449–460.
Bagchi, Ann D. 2001. “Migrant Networks and the Immigrant Professional: An Analysis of the Role of Weak Ties.” Population Research and Policy Review 20, no. 1–2: 9–31. https://doi.org/10.1023/A:1010608225985.
Banerjee, Biswajit. 1983. “Social Networks in the Migration Process: Empirical Evidence on Chain Migration in India.” Journal of Developing Areas 17, no. 2: 185–96.
Baysu, G., Phalet, K., & Brown, R. (2011). Dual identity as a two–edged sword: Identity threat and minority school performance. Social Psychology Quarterly, 74(2), 121–143
Berry J. W. Stress perspectives on acculturation. In: The Cambridge Handbook ofAcculturation Psychology / Ed. by D. L. Sam and J. W. Berry. Cambridge, 2006. P. 43–57, 129–136, 181–190.
Boyd, Monica. 1989. “Family and Personal Networks in International Migration: Recent Developments and New Agendas.” International Migration Review 23, no. 3: 638–70. https://doi.org/10.2307/2546433.
Byford, Andy. 2014. “Performing ‘Community’: Russian–Speaking Migrants in Current Britain.” [In Russian.] New Literature Review 3: 377–95.
Bronnikova, Olga V. 2010. “Formation of ‘Professional’ Russian Diasporas Abroad: Russian Mathematicians in the UK.” [In Russian.] Diasporas 1: 142–50. Byford, Andy. 2009. “The Last Soviet Generation in Britain.” In Diasporas: Critical and Inter–Disciplinary Perspectives, edited by Jane Fernandez, 53–65. Oxford: Inter–Disciplinary Press.
Brown, R., Baysu, G., Cameron, L., Nigbur, D., Rutland, A., Watters, C., Hossain, R., Letouze, D., & Landau, A. (2013). Acculturation attitudes and social adjustment in British South Asian children: A longitudinal study. Personality and Social Psychology Bulletin, 39(12), 1656–1667.
Brown, R., & Hewstone, M. (2005). An integrative theory of intergroup contact. Advances in Experimental Social Psychology, 37, 255–343.
Brown, R., & Zagefka, H. (2011). The dynamics of acculturation: an intergroup perspective. Advances in Experimental Social Psychology, 44, 129–184.
Biagioli M. ed. 2019. “From Russia with code: Programming migrations in post–soviet times”, edited by Mario Biagioli and Vincent Antonin Lepinay// Duke University Press
Commons Library Standard Note (2013). Unemployment by ethnic background. www.parliament.uk/briefing–papers/sn06385.pdf.
Crosby, F. (1982). Relative deprivation and working women. New York: Oxford University Press.
Dimond, N. & Brown, R. (2012) Psychological Adaptation and Intergroup Anxiety Among Refugees and Voluntary Immigrants in Britain. Unpublished MS, University of Sussex.
Donà, G., & Berry, J. W. (1994). Acculturation attitudes and acculturative stress of central American refugees. International Journal of Psychology, 29(1), 57 – 70.
Fernandes, N. & Brown, R. (2012) Not too late to integrate!: Prediction of acculturation strategies on Muslims’ self–esteem and intergroup attitudes. Unpublished MS, University of Sussex, UK. Ford, R. & Heath, A (2014). Immigration: A nation divided? In:
Park, C. Bryson, and J. Curtice, (Eds.). British Social Attitudes: the 31st Report, London: NatCen Social Research. Retrieved from http://www.bsa31.natcen.ac.uk/media/38202/bsa31_full_report.pdf.
Hossain, R., Watters, C., Brown, R., Cameron, L., Landau, A., Le Touze, D., Nigbur, D. & Rutland, A. (2007) Social Capital, Ethnicity and children’s well–being: aspects of social capital in the everyday lives of British Punjabi children. International Journal of Migration, Health and Social Care, 3, 4–21.
Dervin, Fred, ed. 2011. Analysing the Consequences of Academic Mobility and Migration. Cambridge: CambridgeScholars Publishing. http://horizon .documentation.ird.fr/exl–doc/pleins_textes/divers13–05/010058370.pdf.
Uberoi e., Tunnicliffe R., ed 2021 Ethnic diversity in politics and public life//House of Commons Library P. 10–12 https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN01156/SN01156.pdf
Glänzel, Wolfgang, and András Schubert. 2005. “Domesticity and Internationality in Co–authorship, References and Citations.” Scientometrics 65, no. 3: 323–42. https://doi.org/10.1007/s11192–005–0277–0.
Herskovits M.J. Applied Anthropology and the American Anthropologist // Science. 1936. Vol. 83. P. 215–222
McGee W. J. Piratical acculturation // American Anthropologist. Vol. 11, 1898. P. 243–249.
Operario, D., & Fiske, S. T. (2001). Ethnic identity moderates perceptions of prejudice: judgments of personal versus group discrimination and subtle versus blatant bias. Personality and Social Psychology Bulletin, 27(5), 550–561.
Pew Research Centre. (2008). The Pew Global Attitudes Report: unfavorable atttitudes of Jews and Muslims on the increase in Europe. Washington:
Pew Research Center. Putnam, R. (2000). Bowling alone: the collapse and revival of American community. NY: Simon & Schuster.
Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. P. 149–152..
Rudmin F. W.Catalogue of acculturation constructs: descriptions of 126 taxonomies, 1918–2003// www.wwu.edu/~culture, Center for Cross–Cultural Research, Western Washington University,Bellingham, Washington


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ