Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нематериальная мотивация персонала на крупном производственном предприятии

Работа №135122

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….......3
Глава IТеоретико-методологическая основа исследования………………7
1.1 Понятие мотивации и социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала…………………………………..7
1.2. Теоретические основы нематериальной мотивации трудовой деятельности персонала: теории, подходы
1.3. Нематериальные стимулы в системе мотивации. Классификация методов нематериального стимулирования
1.3.1 Социальные методы
1.3.2 Моральные методы…………………………………….….....22
1.3.3 Психологические методы………………………………...….26
Выводы по главе
Глава IIАнализ проблемы нематериальной мотивации с помощью эмпирического исследования
2.1. Общая характеристика ОАО СЗ «Северная верфь»…………..….....33
2.2. Анализ факторов мотивации труда в различных отделах предприятия
2.3. Выводы по исследованию………………………………………....…55
2.4.Разработка рекомендаций по корректировке системы нематериальной мотивации на предприятии
Заключение
Использованная литература
Приложение 1
Приложение 2


Воздействие на мотивацию сотрудников – неотъемлемый элемент в системе управления персоналом, поскольку именно мотивация может напрямую влиять на поведение сотрудников, их желание работать, и соответственно, ведет к повышению производительности труда. Мотивацию определяют как создание у сотрудников внутренних побуждений к выполнению работы, для достижения определенных целей.
Нематериальная мотивация, как часть системы управления персоналом, крайне важна для продуктивного выполнения поставленных организацией задач, а ее методы гораздо разнообразнее и шире, чем методы материального стимулирования.
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что одной из важнейших особенностей социального менеджмента в наши дни является возрастающая роль личности сотрудника – его потребностям уделяется большее внимание, и поэтому методы нематериальной мотивации меняются и совершенствуются. Современные теории менеджмента не дают ответа на вопрос как же соотносятся материальные и нематериальные составляющие мотивационной системы, а также какие методы управления персоналом наиболее эффективны. Более того, составляющая нематериальной мотивации так же изучена не полностью, так как именно она напрямую связана с внутренним миром человека – со сложной сетью взаимосвязанных психических, психологических процессов. Не смотря на это, на основаниях уже полученных знаний, руководители могут без труда применять рычаги нематериального стимулирования, тем самым, улучшая не только настрой работников, но и производительность на предприятии.
Суть нематериального стимулирования в повышении уровня лояльности и заинтересованности коллектива в компании, которая базируется натесной связи личных интересов работника (получение признания и начальника, уважение среди коллег, стабильность на рабочем месте и др.) и прямых обязанностей.
Проводя исследование на тему мотивации на заводе были выделены два основных типа персонала - производственный персонал (осуществляющий свою трудовую деятельность в материальном производстве с преобладанием физического труда и обеспечивающие выпуск продукции, её обслуживание) а также служащие, или административный персонал(труд в сфере организации или управления производством. Такая работа производится с преобладающей долей интеллектуального труда и проводится за компьютерами, в офисе). Исходя их кардинально разного характера труда, логично предположить, что и методы нематериальной системы мотивации могут разниться в этих двух отделах. Это – главная гипотеза в исследовании.
Итак, объектом моего исследования будет выступать система мотивации, а предметом – методы нематериальной мотивации персонала.
За основу теоретического анализа исследования, из многочисленных мотивационных теорий была взята школа человеческих отношений Элтона Мэйо, (+ административная школа научного менеджмента Файоля), содержательная теория Герцберга, процессуальная теория ожиданий Врума, типологическая модель Герчикова.
Таким образом, целью исследования является описание механизмов трудовой нематериальной мотивации, которые используют управляющие организацией на примере ОАО «Северная верфь».
Чтобы достигнуть цель, были установлены следующие задачи:
1. Первоначально, необходимо дать определение понятиям мотивации, стимулирования, нематериальной мотивации.
2. Провести обзор основных теорий и концепций трудовой мотивации, подходящих для моего практического исследования.
3. Описать типологию нематериальных стимулов к труду. На основе данной классификации провести анализ исследования.
4. Необходимо провести анализ исследования, где будет проведено сравнение методов нематериального стимулирования в отделе с прикладным, производственным характером труда и отделом с интеллектуальным характером труда. Так же, на этом этапе необходимо выявить критерии системы мотивации, которые отсутствуют на предприятии.
5. Составить перечень рекомендаций по корректировке системы нематериального стимулирования персонала на заводе.
Гипотезы исследования
1. Для двух исследуемых отделов разных характером труда необходимы разные методы нематериальной системы стимулирования.
2. Такие критерии, как возможность повышения квалификации и обучения более востребованы в отделе с работой физического, прикладного характера.
3. Такой элемент нематериального стимулирования как признание со стороны начальства (личное, публичное) в равной степени используются в обоих отделах, несмотря на характер работы.
4. Уровень чувства принадлежности к коллективу(причастности), который выражается в элементах корпоративной культуры выше в отделе с интеллектуальным характером труда.
5. Система обратной связи, коммуникация с начальством недостаточно развита для того, чтобы быть мотивирующим фактором на предприятии из-за строгой профессиональной иерархии.
6. Меньше половины опрошенных на предприятии испытывает чувство гордости из-за работы на предприятии.
Структура работы включает в себя введение, две главы (теоретическая и практическая) с выводами по каждой, заключение, список литературы и приложения. В первой главе дается классификация методов нематериальной мотивации, на которой построено исследование. Рассматриваются теоретические основания исследуемых понятий, а также представлены теории мотивации. Во второй главе представлена характеристика ОАО СЗ "Северная верфь" в которой было проведено эмпирическое исследование. Произведен анализ основных используемых, действенных рычагов в системе нематериального стимулировании сотрудников на отделе №430 и в цехе №7. В этой же главе резюмируются итоги проведенного исследования, и произведена разработка субъективных рекомендаций по корректировке, улучшению стимулирования системы мотивации на отделах. Основные полученные выводы по теме составляют заключение. В приложении содержится материал, с помощью которых было проведено исследование (программа исследования и анкета).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проделанная работа была посвящена описанию существующей функционирующей системы нематериального стимулирования на ОАО СЗ «Северная верфь», рассмотрению через школу человеческих отношений Э.Мэйо, которая впервые указала на недостаточность материального стимулирования. Суть данной теории в том, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность труда. Этих факторов в системе нематериальной мотивации множество, поэтому была сделана классификация методов для более легкого анализа исследования.
Стимулирование, конечно, должно сочетать в себе все возможные компоненты, и финансовые и нематериальные, комплексно воздействуя на мотивацию сотрудника, но в связи с возрастающей ролью личности сотрудника – его потребностям и целям уделяется большее внимание, в связи с этим растет актуальность внедрения новых элементов или усовершенствования нематериальной системы мотивации. Достижение общественной пользы возможно при использовании методов, которые индивидуально разработаны на предприятии с учетом мотивов каждого сотрудника.
Для достижения поставленной цели было произведено осуществление ряда поставленных задач: разъяснены понятия материальной и нематериальной составляющей стимулирования, был проведен обзор основных теорий и концепций трудовой мотивации, которые помогли в исследовательской деятельности, была создана типология нематериальных стимулов к труду, а основе которой произошел анализ исследования.
Было проведено сравнение аспектов нематериальной мотивации в отделе с прикладным, производственным характером труда и отделом с интеллектуальным характером труда. Так же, выявились критерии мотивации, которые отсутствуют на предприятии.
Результаты анализа анкетирования на двух отделах показали, что ОАО СЗ «Северная верфь» активно использует систему нематериального стимулирования, причём методы в различных отделах разнятся.
Благодаря классификации всего спектра аспектов мотивации в теоретической части работы были выявлено, что использование социальных методов превалирует в отделе с производственным персоналом, моральные методы превалируют в отделе в интеллектуальным трудом (административным персоналом), а самый обширный метод, психологический, куда входит наличие корпоративной культуры и контакт с руководством, в равной степени используется и оценивается в обоих отделах.
Были выявлены новые аспекты, не входящие в первоначальный перечень мотивирующих факторов, упомянутых в гипотезах, но присутствующие на предприятии: это система информирования рабочих, это система обратной связи с начальством, доверие к молодым специалистам, система наставничества.
В результате исследования я составила перечень рекомендаций по корректировке системы нематериального стимулирования персонала на заводе.



1. Афонин Ю.А.,., Социология менеджмента. Учебное пособие . - М.: Академический проект, Альма Матер Москва, 2011. - 278 с.
2. Барков С.А., Пастухова И.В. Мотивация персонала // Организационное поведение: учебник и практикум для бакалавриата. - М.: Юрайт Москва, 2015. - С. 138-160.
3. Бочкарёв А.А. Трудовая мотивация как проблема социальной философии: дис. ... канд. соц. наук: 09.00.11. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 164 с.
4. Бергер Д., Ланс Б. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда: Подходы, методы, рекомендации // Альпина Паблишер, 2008. 761 с.
5. Бестужев-Лада И.В. Прогноз социальных потребностей //И.ВБестужев-Лада – М.: Ин-т социол. исслед., 1976.-С. 22-35.
6. Богданова Т.А. Разработка принципов управления производственным предприятием на основе мотивационных воздействий: автореферат дис. канд. экон. наук. -СПб., 2000.- 18 с.
7. Броден Ф. Искусство вдохновлять: что такое мотивация и как она возникает // Theory&Practice, 2016. – 15 с.
8. Верховин В.И. Содержание, формы и функции трудового поведения // СОЦИС.- 1991. № 11.
9. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. // Е.Ветлужских. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Галеева Н.Л. Учебная мотивация и как ею управлять // ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. — 2012. — № 3. — С. 28–32.
11. Гибсон Д.Л. Процессы организации / Д.Л. Гибсон. – М.: Инфра-М, 2000. – 450 с.
12. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 5. - С. 38-53.
13. Джумагулова А.Ф Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03. - СПб., 2010. - 209 с.
14. Клементьев Д. С., Рыбакова М. В. Социология управления // Социологические исследования. — 2007. — № 5.
15. Ковтун С.Н. Мотивация персонала как функция управления современной организацией: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2005. - 173 с.
16. Козлов Н.И. Пираимда потребностей Маслоу / Н.И. Козлов. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/ view/piramida_potrebnostey_maslou.
17. Кравченко А. И., Мэйо Э // Энциклопедический социологический словарь / Общая ред. Г.В.Осипова. — М.: ИСПИ, 1995.
18. Кравченко А. И. Социология управления: Базовый курс. Учеб. пособие для студентов— 2-е изд., испр. и доп. — Академический Проект М.:, 2005.
19. Кулагин О.А. Как создать систему стимулирования персонала? / О.А. Кулагин // Директор-Инфо. – 2007. – С. 11-20
20. Мансуров Р.Е Методы нематериальной мотивации персонала. /Р.Е.Мансуров — М.: Юрайт, 2012. — 120 с
21. Марченко Г. И. Дуберман Ю.Е. Социология управления // РЖ Академии Наук Общественные науки в СССР. — 1980. — № 4. — С. 147–151.
22. Милкович Дж.Т.. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. М.: Вершина, 2003
23. Модель мотивации Герчикова // Матрица Бизнеса URL: http://www.econfin.ru/archives/8907
24. Непомнящий Е.Г. Структура персонала предприятия. Учебное пособие. - Таганрог.: ТРТУ, 2005. - 292 с.
25. Озерникова Т.Г. Формирование и развитие системы трудовой мотивации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Иркутск, 2002. - 388 с.
26. Орлов, Л. Почему вопрос демотивации столь актуален?/Л. Орлов // Управление персоналом-2007 – №18-с.15–17 с.
27. Официальный сайт предприятия ОАО «Северная верфь» // URL: http://www.nordsy.spb.ru/about/control/ (дата обращения: 9.05.2017).
28. Полянина А.В. – Мотивация свободным временем // "Управление персоналом" – научно – практич. и теор. журнал, №2(180)/2012 с.41
29. Производственный персонал // Информационно-образовательный портал МГИУ URL: http://hanadeeva.ru/biblioteka/knigi_economika/vivarez/proizvodstvenni_personal/index.html (дата обращения: 22.05.2017).
30. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия. — Издательский центр "Академия", 2008. — С. 368.
31. Ричи Ш., Мартин П., Управление мотивацией. Motivation Management. : Юнити-Дана, 2004. 400 с.
32. Ромащук А. Н. Понятие внутренней мотивацииучения // Деятельностная теория учения : современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции , 6 - 8 февраля 2014 г. — УДК 159.9:37.015.3. — Издательство Московского университета Москва, 2014. — С. 128–130.
33. Садаков А.В. Трудовая мотивация работников промышленных предприятий : дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. - Нижний Новгород, 2007. - 137 с.
34. Семина Т. В. Нематериальное стимулирование по-прежнему актуально // Служба кадров. — 2010. — № 4. — С. 25–27.
35. Содержательные теории мотивации // Информационно-управленческий Портал «У» URL: http://portal-u.ru/motivaciyadeyat/sodergatteoriimotivacii (дата обращения: 27.04.2017).
36. Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь. 2-е изд. // Под ред. Е.И. Рабиновича / Е. М. Акимкина, А. В. Акмалова, Е. М. Бабосов—М., 2016. — С. 480.
37. Стояновская И.Б. Управление мотивацией персонала на различных этапах развития организации: дис. ... канд. с наук: 08.00.05. - М., 2014. - 119 с.
38. Тавокин Е. П. Управление - социальное управление - социология управления : учебное пособие. — ЛИБРОКОМ Москва, 2016. — С. 251
39. Теория Э.Мэйо// Социология управления URL: teoriya__chelovecheskih_otnosheniy_3meyo.html (дата обращения: 19.04.2017).
40. Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебное пособие. – М:Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011.- 300 с.
41. Управление персоналом: учебное пособие // Единое ОКО URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/971/40971/18276 (дата обращения: 22.05.2017).
42. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 352.
43. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
44. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. — Учебное пособие. — 4 изд.— М.: Бизнес - школа «Интел-синтез», 2000. — 360 с.
45. Шикина Е. Г., "Управление" и "менеджмент": проблемы терминологии // Учёные труды. Университетский гуманитарный лицей. — 2005. — № 4.
46. Шелдрейк Дж. Теории менеджмента // Дж. Шелдрейк. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
47. Экономика предприятия: электронный учебник // Административно-управленческий портал URL: http://www.aup.ru/books/m88/5_1.htm (дата обращения: 22.05.2017).
48. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация М.: Смысл, 416 с. Перевод с англ. А.В. Лызлова. — Смысл Москва, 2004. — С. 416.
49. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – Самара, 2009. – 328 с.
50. Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции //СОЦИС. 1983. - № 3. - С. 15 - 21.
51. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций для системы постдипломного социологического образования/ В.А.Ядов. – СПб, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ