Содержание 2
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания работы 8
1.1 Общая характеристика общества потребления 8
1.2 Общество потребления как объект социологического исследования 11
1.3 Особенности общества потребления в современной России 14
1.4 Демонстративное потребление в работе Торстейна Веблена «Теория праздного класса» и история развития данного термина 18
Глава 2. Гастрольно-концертный рынок в системе общества потребления 23
2.1 Общая характеристика рынка 23
2.2 Структура концертного рынка, как составляющей сферы потребления 26
Глава 3. Гастрольно-концертный рынок России 30
3.1 Специфика концертного рынка в России 30
3.2 Гастрольно-концертный рынок Санкт-Петербурга 33
3.3 Специфика потребления на отечественном концертном рынке на примере концертного рынка Санкт-Петербурга: практическое исследование. 39
3.3.1 Введение 39
3.3.2 Анализ данных 40
3.3.3 Выводы 45
3.3.4 Практические рекомендации для организаторов концертов 48
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Интернет-источники 52
Приложение 1. Программа исследования 54
Приложение 2. Образец анкеты 58
Приложение 3. Графическое представление ответов на вопросы анкеты 61
Общество, в котором мы живем на современном этапе нередко характеризуется как общество потребления. Данный феномен возник на Западе в XX веке и распространился на все развитые страны. Не обошел стороной он и Россию. Суть термина «общество потребления» в том, что под воздействием научно-технического прогресса и промышленного развития с одной стороны и развития самих структур потребления с другой стороны, у общества появилась возможность располагать различными благами и оборудованием в целях роста изобилия членов общества. Образно говоря, человечество от уровня «вот бы что-нибудь съесть» перешло уровень «что бы мне покушать сегодня» и вышло на следующую ступень «где бы мне сегодня поужинать». Первоначальной причиной такого уклада стал рост производительности труда. Принято считать, что отсчет этому положен с создания конвейера Генри Форда. Благодаря развитию промышленности многие продукты, ранее являясь сложными в производстве и разработке, стали широкодоступными и распространенными. В результате совокупный объем производимых товаров и услуг стал увеличиваться, в связи с чем изменения в психологии потенциальных потребителей стали обязательным фактором дальнейшего технического прогресса. Восприятие членами социума тенденций меняющейся моды (мода – выдуманная категория, направленная на стимулирование потребления) и появление технических новшеств привели к тому, что поколения товаров стремительно стали сменять друг друга. Мода на тот или иной товар проходит быстрее, чем большинство потребителей успевают среагировать на его появление на рынке.
С другой стороны, психологическая подоплека формирования общества потребления такова, что лишь в потреблении излишка среднестатистический член общества чувствует себя по-настоящему живущим, а не только существующим. Существованию свойственна рациональность, для которой характерно приобретение активов, являющихся полезными либо экономически выгодными. Для полноценной жизни индивида желателен излишек, как правило, для подтверждения (или создания видимого мифа) его социальной привилегии, статуса.
В результате научно-технического прогресса часть общества, которая владеет природными, производственными ресурсами для создания материальных и нематериальных благ, имеет возможность увеличения их производства. Цель этой части общества – максимизация прибыли. Задача – продать как можно больше этих благ остальной части населения. Условием, при котором осуществимы выполнение данной задачи и достижение цели, является убеждение остальной части общества в том, что им эти блага необходимы. Для выполнения данного условия создана целая система, ключевыми звеньями которой являются средства массовой информации, выполняющие функцию психологического манипулирования потенциальным покупателем. В результате массовое потребление различных товаров и услуг теперь является нормой для общества, поскольку на сегодняшний день индивидуум существует в обществе, где экономический сектор и средства массовой информации склоняют его потреблять все больше и больше. Зачастую они принуждают индивида приобретать то, что в действительности ему совсем не нужно: фактор полезности продукта потребления является второстепенным.
Система, навязывающая потребление, всеохватна. В нее вовлечены и экономика, и политика, юриспруденция и здравоохранение и прочие аспекты жизнедеятельности общества. Если в прошлом человек приобретал автомобиль в личное пользование, то он мог надеяться, что, платя ежегодный налог и используя приобретенные запасные части для продления срока эксплуатации данного автомобиля, он может обойтись своими силами и умениями. На сегодняшний день данному пользователю законодательно навязываются услуги по страхованию автомобиля; а технические новшества современного автомобиля таковы, что самостоятельный ремонт во многих случаях невозможен, поэтому в целях ремонта необходимо обращаться в авторизированный сервисный центр. Помимо этого, в конструкции современной продукции автопромышленности неизбежно используются материалы, узлы и детали, срок службы которых технологически ограничен тем, что по его истечении нередко возникнет потребность в приобретении нового автомобиля. При этом рекламный контент СМИ будут настойчиво предлагать «новую модель, открытие капота в которой происходит при нажатии ноги на бампер» и убеждать, что это «круто».
Общество потребления – это сегодняшняя реальность. Подталкивание членов общества к избыточному потреблению проникло абсолютно во все сферы жизнедеятельности, основными из которых являются работа, образование, досуг и культура.
Даже такое явление, как музыка, стало индустрией. В нее вовлечены не только создатели и слушатели, но и широкая сфера услуг, именуемая «музыкальным рынком». Помимо создателей и слушателей туда входят компании занимающиеся звукозаписью и продажей музыки (в т.ч. продюсеры, студии звукозаписи, звукорежиссёры, лейблы, музыкальные магазины и коллективные организации по управлению правами); организаторы гастролей (букинг-менеджеры, промоутеры, концертные площадки); теле- и радиосети, работающие в музыкальном формате (музыкальное телевидение, музыкальные радиостанции); музыкальные журналисты и критики; производители музыкальных инструментов и многие другие. Ввиду теоретической возможности безграничного тиражирования музыка стала товаром.
Феномен общества потребления, зародившись на Западе в 20 веке, постепенно проник и установился на территории современной России. Основной скачок в развитии данного феномена в России произошел после перестройки, на рубеже 20 и 21 веков. После длительной эпохи социализма, развитие капитализма и общества потребления вместе с ним, несмотря на свою бурную динамику, приобретает во многом противоречивый характер, а на первый план зачастую выходит «демонстративное» (или «показное») потребление. Наблюдается оно не только в сфере исключительно материальных товаров, таких как предметы гардероба, портативная и бытовая техника, автомобили и т.д., но и в продуктах интеллектуального труда – литературы и музыки, в частности.
Изучая общество потребления в современной России, в силу своего личного интереса к музыкальному искусству и музыкальной индустрии, я хотел бы остановиться на рассмотрении гастрольно-концертного рынка, как наиболее доходной составляющей музыкальной индустрии. На мой взгляд, данный рынок хорошо вписывается в процессы, происходящие в развитии феномена общества потребления. Еще одна причина – потребление на гастрольно-концертном рынке очень плохо рассмотрено с социологической точки зрения, но определенно того заслуживает. Потребление на данном рынке может служить примером трансформационных процессов общества потребления в России. Поэтому в настоящей работе будет предпринята попытка установить, применимы ли принципы и постулаты общества потребления к такому сегменту музыкальной индустрии, как концертный рынок.
Объектом исследования, проведённого в рамках данной выпускной квалификационной работы, являются потребители гастрольно-концертного рынка в городе Санкт-Петербурге, Россия, то есть люди, покупающие билеты на концерты и посещающие их.
Предмет исследования – потребление на гастрольно-концертном рынке Санкт-Петербурга.
Цель работы – установить применимость принципов и приемов, характерных для общества потребления в целом, применительно к потреблению на гастрольно-концертном рынке и показать на примере данного рынка трансформацию общества потребления в России.
Задачи работы:
1. Привести характеристики общества потребления в целом и в России в частности;
2. Рассмотреть феномен демонстративного потребления;
3. Рассмотреть феномен общества потребления в целом и гастрольно-концертный рынок в системе общества потребления в частности;
4. Изучить структуру концертного рынка как основной составляющей части дохода музыкального рынка;
5. Изучить специфику российского гастрольно-концертного рынка и специфику рынка Санкт-Петербурга в частности;
6. Выявить особенности потребления продукции концертного рынка, характерные для России и, в частности в Санкт-Петербурга;
7. Провести исследование данного рынка в Санкт-Петербурге;
8. Установить применимость принципов и приемов, характерных для общества потребления в целом, применительно к потреблению на концертном рынке музыкальной индустрии;
9. На основании результатов исследования подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач был произведен анализ литературы, посвященной изучению общества потребления и демонстративного потребления, в частности работы Ж. Бодрийяра и Т. Веблена, а также работа Н. Флигстина об архитектуре рынков. В рамках работы было выполнено количественное исследование, целью которого являлось изучение потребления на гастрольно-концертном рынке.
Выпускная квалификационная работа поделена на три главы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам общества потребления и демонстративного потребления, а также особенностям общества потребления в современной России. Во второй главе рассматривается гастрольно-концертный рынок, приводится его общая характеристика и его место в системе общества потребления. Третья глава – рассмотрение российского концертного рынка и петербургского в частности. В основу материалов для данной главы легли интервью представителей концертного рынка, а также информация, взятая с сайтов концертных и букинг-агентств. Отдельный пункт главы посвящен результатам количественного исследования.
Главная гипотеза работы: общество потребления в России все еще находится в стадии заимствования западной культуры и во многом завязано на демонстративном потреблении товаров и услуг. Основу потребления составляет одежда, всевозможная техника и автомобили. Но сегодня возрастает интерес к потреблению продуктов интеллектуального труда и к продуктам музыкальной индустрии в частности. Таким образом, процесс трансформации общества потребления в России заключается в переходе от демонстрации потребления материальных продуктов к демонстрации потребления продуктов интеллектуальных.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современной России этапы формирования общества потребления идут с отставанием от остальной части цивилизованного мира. Но поскольку все становится массовым и стандартизированным, в том числе и культура, то данные этапы развития происходят ускоренно. Это порождает отличия от аналогичных процессов, проходивших в других странах естественным образом. Обнаружение данных нюансов вызывает практический интерес для исследователя социологических процессов. Гастрольно-концертный рынок недостаточно подробно рассмотрен с социологической точки зрения, поэтому любые научные изыскания в этой области могут быть интересны представителям данной сферы.
Мы живем в обществе, характеризуемом как «общество потребления». При всех плюсах и минусах этой системы и аналогиях с «мыльным пузырем», если общество заставить отказаться от научно-технического прогресса и производить исключительно полезную продукцию, то в нынешних условиях значительная часть экономически активного общества окажется невостребованной и мировая экономика рухнет.
Ввиду роста производительных сил и желания социума потреблять больше того, что необходимо, возникли условия для стимулирования общества к росту потребления и возможность для обеспечения этого потребления. В целях данной стимуляции задействованы различные аспекты жизнедеятельности общества: законодательные, научные, производственные, информационные. Система, провоцирующая рост потребления, многогранна. И эта система проникает не только в производственные отношения, но и в сферы, которые раньше считались сферой творчества, в частности, в музыку.
С одной стороны, музыка – это фон. Она сопровождает нас во время шопинга по супермаркету, в автосалоне, в фитнесс-центре, на праздновании Дня Победы и во время пасхальной литургии. Она является обязательной составляющей рекламных посланий, направленных на приобретение благ, не связанных с музыкой вовсе. С другой стороны, музыка – это индустрия сама по себе, поскольку с появлением возможности тиражирования музыкальных произведений этот рынок перестал иметь ограничения по сравнению с производством материальных благ, ресурсная составляющая которых весьма значительна. В период интенсификации потребления музыкальная индустрия оказалась вовлечена в эти процессы. Вовлечение общества в потребление продукции музыкального рынка имеет свои уникальные особенности, но не нарушает специфику общества потребления в целом. Данная специфика такова, что система с помощью средств массовой информации не рекламирует популярную и востребованную музыку, а с помощью делает её популярной и востребованной.
В настоящей работе были рассмотрены предпосылки возникновения общества потребления, приведены характерные черты данного общества в целом и в России в частности. В ходе работы установлено, что для музыкальной индустрии в большинстве случаев характерны признаки «общества потребления», сформулированные Ж. Бодрийяром. Также был рассмотрен феномен демонстративного потребления, описанный в работе Т. Веблена «Теория праздного класса».
Был проведен подробный анализ развития концертного в России в Санкт-Петербурге в частности. Описана специфика петербургского рынка, его отличие от других рынков России. Проанализированы основные игроки концертного рынка Петербурга. В ходе работы было произведено количественное исследование среди потребителей данного рынка. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации для организаторов концертов представлены в Главе 3. Был произведен анализ потребления на гастрольно-концертом рынке и сделан вывод о том, что потребление на данном рынке носит в себе черты общества потребления и является примером трансформационного процесса, который заключается в сдвиге от потребления благ исключительно материальных в сторону продуктов интеллектуального труда.
Анализ развития концертного рынка как системы, стимулирующей потребление продукции данного вида, показал, что развитие данной сферы потребления в России имеет свои черты и особенности, но также прослеживаются и общие для развитых стран закономерности.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. / М., 2005
2. Березин И. Как мы покупаем? Авторизованный справочник. / М.: изд-во Манн, Иванов, Фарбер, 2009
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. / Рудомино, 2001
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. / М.: Республика, 2006
5. Большая актуальная политическая энциклопедия. Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. / М.: Эксмо, 2009 г.
6. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. / М., 1984
7. Веселов Ю.В. Экономическая социология одного города: пространство Петербурга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 2. С. 153-185.
8. Горохов А. Музпросвет. / М.: «ИД Флюид», 2010
9. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России, 2005, № 2 – c.13-26
10. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 1999. c. 304-325
11. Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство // «Свободная мысль». – 2001. - № 6. С.81-89.
12. Маркетинг взаимоотношений. Под ред. Соловьева Б.А. / М.: Рос. экон. универ., 2011
13. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. Под ред. Скоробогатых И.И. // М.: Рос. экон. универ. имени Г.В. Плеханова, 2012
14. Пригожин И. Политика: вершина шоу-бизнеса. // Москва: АСТ, 2001 – с.26-38
15. Рейнольдс С. Ретромания // М.: изд. «Белое яблоко», 2015
...