Введение 3
Глава 1. Викторианская эпоха как культурно-исторический феномен 6
1.1. Викторианская эпоха: исторические рамки и характеристика
1.2. Викторианская мораль
1.3. Положение женщину в Викторианскую эпоху
1.4. Литература Викторианской эпохи
1.5. Женский образ в английской литературе
Выводы по I главе
Глава II. Р. Хаггард и цикл романов об Аэше
2.1. Жизнь и творчество Р. Хаггарда
2.2. Роман Р. Хаггарда «Она»: женские образы и Викторианская эпоха
2.3. Женские образы в романе «Аэша»
Выводы по II главе
Глава III. Энн Бронте и викторианский роман первой половины 19 века
3.1. Жизнь и творчество Э. Бронте
3.2. Роман «Агнес Грей» и анализ женских образов
Выводы по III главе
Заключение
Список использованной литературы.......
Темой диссертационного исследования избраны женские образы в творчестве поздневикторианского писателя Г. Р. Хаггарда, их новаторство и отличие от женских образов, созданных предшественниками. Выбор темы обусловлен недостаточной изученностью романов Хаггарда из цикла «Аэша» (в частности, продолжение романа «Она» - «Аэша: Возвращение Её»), а также актуальностью интереса к истории женского образа в литературе, его развитию и трансформации.
Английская литература Викторианской эпохи подарила миру новые темы, приемы и мотив, произведения английских писателей XIX века стали фундаментом для многих литературных открытий литературы XX века. Конец столетия, так называемый, fin de siecle, стал переломной эпохой, авторы которой стали новаторами и законодателями новых литературных течений и новой прозы.
Одной из основных тем в литературном процессе Викторианской эпохе стала женская тема. Положение женщины в семье, ее права и возможности, разрешение на развод и эмансипация – эти идеи характерны для социально-культурного сознания Англии XIX века. Эта тема дает ключ к пониманию места женщины в обществе, ее роли в прогрессе, а также к определению специфики вопроса о ее правах и свободах. Социальная политика, нормы викторианской морали, личный пример королевы Виктории – все эти факторы отложили отпечаток на формирование женского образа в литературе. Однако теория и практика не всегда совпадают.
Актуальность данного исследования заключается в интерпретации женской тематики в культурно-историческом аспекте, анализе эволюции женского образа и положения женщины в семье и обществе, изучении истоков формирования определенного канона и видения британской женщины в культуре и литературе Великобритании. Данное исследование раскрывает новые аспекты в творчестве Р. Хаггарда, а также проводит сравнение его женских образов как с каноном эпохи, так и с героинями предшественников.
Новизна работы состоит в том, что романы Р. Хаггарда рассматриваются в культурно-историческом аспекте, а особый интерес представляют женские образы в контексте Викторианской эпохи, их новаторство и актуальность. Также в данной работе анализируется ранее не изученный роман Р. Хаггарда «Аэша: Возвращение Ее» и проводится параллель с предшественниками, а именно с Э. Бронте (анализ женских образов романа «Агнес Грей»). Целью работы является исследование новаторства женских образов у Р. Хаггарда, их отличия от канона и работ предшественников (в нашем случае – Э. Бронте).
Цель исследования сформировали следующие задачи:
- изучить Викторианскую эпоху с целью конкретизации определения литературного контекста
- исследовать викторианский канон (образ женщины) в культуре и литературе эпохи
- проанализировать романы Р. Хаггарда и Э. Бронте для определения основных характеристик женских образов
- охарактеризовать женские образы и сравнить их
Объектом нашего исследования являются женские образы викторианской Англии, проблематика и особенность их интерпретации, а также обнаруженные нами новые и необычные черты, которые воплотились авторами наперекор установленному канону.
Предметом исследования стали наиболее значимые в идейном и художественном плане романы Р. Хаггарда («Она: История приключения»; «Аэша: Возвращение Ее») и Э. Бронте («Агнес Грей»).
Хронологическими рамками исследования является Викторианская эпоха (с 1831-1901 гг.), но в контексте исследования мы затрагиваем два периода: начальный и поздний, один из анализируемых нами романов был написан в 1905 г., однако объект исследования позволяет расширить хронологические рамки и отнести этот роман к поздневикторианскому периоду. Сравнения произведений начального и позднего этапов позволяет нам проследить развитие и изменение женских образов, а также выявить новаторство автора.
Работа опирается на исследования предшественников. Ранее был рассмотрен первый роман из цикла об Аэше – «Она», второй роман остается практически не изученным. Применялись синхронический, психологический, исторический и феминистический подходы к изучению творчества Р. Хаггарда, в нашем исследовании мы применим компаративистский, диахронический и культорно-исторические методы исследования.
Методологической основой работы послужили труды: 1). Х. С. Фик , 2). Б. Мазлиш и М. Синха , 3). С. Винсон и Э. Дж. Нинц , Н. Ауэрбах и С. Гилберт .
В нашей работе мы продолжим идею Гилберт и Ауэрбах о двойственности женских образов Р. Хаггарда, а также исследуем романы «Она» и «Возвращение Ее» в культурно-историческом аспекте, сравнивая с канонами Викторианской эпохи.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении влияния викторианской литературы на современную, а также в изучении эволюции женского образа и его реализации в современной английской литературе.
Работа также обладает практической значимостью. Анализы и выводы сделанные в ходе написания работы, могут быть использованы на лекциях по зарубежной литературе 19 века, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных викторианской литературе и женским образам в английской литературе.
Работа состоит из введения, трех глав (первая посвящена истории и культурному контексту эпохи, две последующие – анализ женских образов в романах Р. Хаггарда и Э. Бронте), заключения и списка использованной в исследовании литературы.
Подводя итоги нашего исследования, отметим важность рассмотрения женских образов викторианской литературы в контексте исторической эпохи, социальных явлений и литературных процессов. Викторианская эпоха стала Золотым веком в истории Великобритании, но также обернулась большим идеологическим и духовным разочарованием. Литература откликалась на все социальные и политические изменения, происходившие в стране. Оптимизм романов начального периода со счастливым концом и наказанием порока, индустриализм и борьба классов промежуточного периода, а затем разочарование и предчувствие конца в поздних викторианских романах.
Чтобы проследить изменения и развитие женских образов в викторианской литературе, увидеть новаторство Г. Р. Хаггарда, мы выбрали две точки: начальную (роман «Агнес Грей») и завершающую (романы Р. Хаггарда).
Женские образы, созданные Р. Хаггардом с одной стороны, являются отражением эпохи, с другой стороны, являются новаторскими и привносят в литературную традицию новые черты. Женские образы в романе «Она: История приключения» являются выражением страха перед Новой женщиной, обеспокоенность движением феминисток и возможными последствиями этого движения, отсюда сравнения красоты женщины со злом, ее образа со змеей, василиском и языческими богинями. Однако женщины в романе не могут не зачаровывать и не вызывать уважение, помимо страха. Аэша восхищает своей образованностью и грацией, она ставит себя наравне с мужчинами, что оказывается не так уж плохо. Такие женщины могут стать частью «светлого будущего Британской империи». Устана из племени Амахаггер подкупает искренностью и отсутствием лицемерия, которое было так характерно для Викторианской эпохи. Более того, все женщины Амахаггера свободны как в общественной, так и в личной жизни: они вольны выбирать себе мужа, они могут решать свою судьбу, они равны мужчинам, их права одинаковы, что не вызывает никакого общественного или идеологического диссонанса.
В романе «Аэша: Возвращение Ее» новаторство состоит в синкретизме, в соединении прошлого и настоящего, в переосмыслении миологии и современной эпохи. В образе Аэши слились воедино репрезентация королевы Виктории, тоска по Золотому веку и королеве, а также образы далекого прошлого, мифилогичные женщины (Ундина, Лилит, Исида, Мелюзина). На стыке прошлого и настоящего рождается будущее, таким необычным и нетипичным женским образом Р. Хаггард предвосхитил новый жанр (фэнтези) и новых героев литературы. Также женщины в романе «Аэша» являются отражением эпохи рубежа веков, они несут в себе черты femme fatale, их судьбами управляет рок, они живут в ожидании трагедии, они предчувствуют конец. Р. Хаггард преодолевает традицию и стереотипизацию женского образа, создавая новые возможности изображения женщины в английской литературе.
Женские образы, созданные Р. Хаггардом, порывают с викторианским каноном, чем делают существенный шаг вперед, по сравнению с женскими образам в романе Э. Бронте «Агнес Грей». Писатели начального периода Викторианской эпохи стремились найти компромисс между желанием обличить пороки викторианства и восхищением этой эпохой. Женские образы начального периода практически полностью соответствуют викторианскому канону. В романе «Агнес Грей» есть карикатурные женские образы (миссис Блумфилд, старшая миссис Блумфилд), которые отражают лицемерие и ханжество викторианок, героини семейства Мэррэй (Розали, миссис Мэррэй) изображают обратную сторону викторианской морали, которая вынуждает матерей жертвовать счастьем своих детей, а юных девушек искать смысл своей жизни в достойном замужестве, кокетстве и флирте. Однако образы Агнес и ее матери, несмотря на некоторые особенности, являются идеальным примером викторианской женщины. Они скромны, хозяйственны, экономны, практичны, не желают причинять беспокойства другим и готовы посвятить свои жизни мужу и детям.
Роман «Агнес Грей» увидел свет в 1847 г, а первый роман из цикла «Аэша» в 1886 г. Между женскими образами романа «Агнес Грей» и романов Р. Хаггарда лежит целая эпоха, а также огромная пропасть. Агнес в трудные минуты обращается к Богу и справедливости, Аэша восклицает: «Что есть закон?», « Ведь все религии в сущности одинаковы»; Агнес боится признаться в чувствах к Уэстону даже самой себе, Аэша с первых минут знакомства с Лео высказывает свою привязанность, Устана целует Лео в знак своей любви при знакомстве, Афина целует спящего Лео и не скрывает своих намерений сделать его своим мужем; Агнес отступает перед Розали, молясь лишь о том, чтобы соперница не разрушила счастье Уэстона, Розалии не решается флиртовать с женатыми господами, она лишь за глаза обсуждает их жен, Аэша убивает Устану, которая считала себя женой Лео, Афина оскорбляет свою соперницу, очерняя ее в глазах возлюбленного; Розали становится хозяйкой дома, но лишается всех прав, в обществе она не имеет ни голоса, ни влияния, Агнес до замужества была «невидимкой» по роду своей профессии, после замужества посвятила себя семье и детям, Аэша – королева Кор, Устана, став женой Лео, осталась при этом свободной женщиной, хоть и решила везде следовать за своим мужем, Афина – ханша Калуна, она не официальная правительница, но у нее есть определенная власть и влияние. Женщины в романе «Агнес Грей» либо лицемерны, либо вынуждены лицемерить, чтобы держать лицо, они постоянно подавляют свои чувства, они следуют морали и правилам, они сдержанны и серьезны, женщины в романах Р. Хаггарда ведомы страстями, они неудержимы, властны, опасны, нестабильны, они открыто демонстрируют свою сексуальность и свою красоту, они наслаждаются своей чувственностью.
Таким образом, женские персонажи Р. Хаггарда преодолевают свою эпоху, в них появляются новые черты и особенности. Женские образы романов из цикла об Аэши обладают самобытностью, синкретичностью, мифологичностью и психологизмом. В них отображены образы Новой женщины, femme fatale, а также мифологические аллюзии. Они оказали влияние на дальнейшее творчество английских писателей, поэтому романы Р. Хаггарда остаются актуальными и по сей день.
1. Бронте Э. Агнес Грей. – М.: Аст; Ермак, 2004. – 272 с.
2. Хаггард Г. Р. Аэша. – Харьков: ИНАРТ, 1992. – 608 с.
3. Хаггард Г. Р. Она: история приключения. – М.: Интерпринт, 1991. – 112 с.
4. Brontë A. Agnes Grey [Электронный ресурс]. – URL: http://www.literaturepage.com/read/bronte-agnes-grey.html. – (дата обращения: 02.04.2017)
5. Haggard H. R. Ayesha: The Return of She [Электронный ресурс]. – URL: http://public-library.uk/ebooks/12/92.pdf. – (Дата обращения: 24.02.2017).
6. Haggard H. R. She [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bookwolf.com/Wolf/pdf/HRiderHaggard-AHistoryOfAdventure.pdf.
– (Дата обращения: 24.02.2017).
Научно-критическая литература
1. Английская литература [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ANGLISKAYA_LITERATURA.html?page=0,10. – (Дата обращения: 5.12.2016).
2. Английская литература (периодизация с рассвета до наших дней) [Электронный ресурс]. – URL: http://englishstory.ru/english-literature.html]. – (Дата обращения: 02.04.2017)
3. Английская литература 19 в на английском языке [Электронный ресурс]. – URL: http://www.booksbooksbooks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=775:-19-&catid=1:english&Itemid=3. – (Дата обращения: 5.12.2016).
4. Викторианская Эпоха [Электронный ресурс]. – URL: http://lounb.ru/vvs/909-viktorianskaya-epokha. – (Дата обращения: 5.12.2016).
5. Гриндберг К., Коути К. Женщина Викторианской Англии: От идеала до порока [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1024184/Kouti_-_Zhenschiny_viktorianskoy_Anglii__ot_ideala_do_poroka.html. – (Дата обращения:
5.12.2016).
6. Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rulit.me/books/povsednevnaya-zhizn-viktorianskoj-anglii-read-267616-2.html. – (Дата обращения: 02.04. 2017).
7. Долинин А. Поломничество Чарльза Смитсона [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/help/docs/n45850/2.pdf. – (Дата обращения: 2.04.2017).
8. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература. – Л.: Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1984. – 192 с.
9. Жук М. И. История зарубежной литературы конца 19 века - начала 20 века [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks319279#TOC_IDAECQ1E. – (Дата обращения: 24.02.2017).
10. История Зарубежной литературы / М. Е. Елизарова [и др.] – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.detskiysad.ru/raznlit/zarlit.html. – (Дата обращения: 5.12.2016).
11. История заподноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб.пособие / под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. – 544 с.
12. Культура Викторианской Эпохи [Электронный ресурс]. – URL: http://eur-lang.narod.ru/histart/xix/victorian.html. – (Дата обращения: 5.12.2016).
13. Мижуев П. Г. Женский вопрос и женское движение. – Санкт-Петербург: Типография Альтушулера, 1906. – 72 с.
14. Новикова Н. В. Суфражистки и суфражетки: идеология и политика британского феминистического движения в начале XX в. // Женщины в истории: возможность быть увиденными. – Минск: БГПУ имени Маскима Танка, 2001. – С.154-179.
15. Тревельян Дж. Социальная история Англии. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. – 607 с.
16. Урнов М. В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М.: Наука, 1970. – 432 с.
17. Хабибуллина Л. Ф. Женский национальный тип в английской литературе XIX века [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-natsionalnyy-tip-v-angliyskoy-literature-xix-veka. – (Дата обращения: 02.04.2017 ).
18. Чернов С. Почему у Доктора Уотсона не было детей? [Электронный ресурс]. – URL: http://svetozarchernov.221b.ru/books/childbearing.pdf. – (Дата обращения: 02.04.2017).
19. Anne Bronte [Electronic resource]. – URL: http://www.annebronte.org/. – (Date of access: 24.03.2017).
20. Arrighi M. Telling Tales: Rider Haggard’s Short Stories [Electronic resource]. – URL: http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=3200&context=theses. – (Date of access: 05.03.2017).
21. Arnold M. Literary Influence of Academies [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/4172747. – (Date of access: 03.03.2017).
22. Auerbach N. Woman and the Demon. – Cambridge: Harvard University Press, 1982. – 272 p.
23. Barker J The Brontës. – London: Weidenfeld&Nicolson, 1994. – 850 p.
24. Bloom H., Trilling L. Victorian prose and poetry. – Oxford: Oxford University Press, 1973. – 800 p.
25. Brantlinger P. Rule of Darkness: British literature and imperialism, 1830-1914. – New York: Cornell University Press, 1990. – 336 p.
26. Bristow J. Empire boys: Adventures in a man’s world. – London: Harper Collins Academic, 1991. – 153 p.
27. Campbell J. The hero with thousand faces. – Princeton: Princeton University Press, 1968. – 416 p.
28. Chesterton G. K. The Victorian age in literature. – Oxford: Oxford University Press, 1966. – 117 p.
29. Cohen M. N. Rider Haggard: His Life and Works. – New York: Walker, 1960. – P. – 116.
30. Cunliffe J. W. Leaders of the Victorian revolution. – New York: Russel&Russel, 1963. – 341 p.
31. Deidre D. Rule Britannia: Women, Empire, and Victorian writing. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1995. – 197 p.
32. Ellis P.B. Rider Haggard: A voice from the infinite. – London: Routledge and Kegan Paul, 1978. – 291 p.
33. Elton O. A survey of English Literature. – New York: The Macmillan Company, 1920. – 459 p.
34. Evelyn J. Hynz Rider Haggard’s “She”: An Archetypal “History of Adventure” [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/29531535. – (Date of access: 3.03.2017).
35. Ficke H. S. The Source of Rider Haggard’s “She” [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/20779374. – (Date of access: 03.03.2017).
36. Fraser R. The Brontës: Charlotte Bronte&Her Family. – Danvers: Crown, 1988. – 543 p.
37. Gilbert S. Rider Haggard’s Heart of Darkness / ed. G. Slusser Coordinates: Placing Science Fiction and Fantasy. – Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1983. – P. –126.
38. Gilbert S.M., Gubar S. The mad woman in the attic: The woman writer and the nineteenth century literary imagination. – Yale: Yale University Press, 2000. – 768 p.
39. Holcombe L. Victorian ladies at work. – Hamden: Shoe String Press, 1973. – 253 p.
40. Hough Gr. The last romantics. – Harrison: Harrison Press, 2013. – 304 p.
41. Huxley T. H. On the physical basis of life [Electronic resource]. – URL: http://aleph0.clarku.edu/huxley/CE1/PhysB.html. – (Date of access: 03.03.2017).
42. Introduction into Victorian Morality – What exactly was the Victorian Era? [Electronic resource]. – URL: http://www.laura-cenicola.de/brithist2/brithist/8-1-introduction-into-victorian-morality-what-exactly-was-the-victorian-era.html. – (Date of access: 02.04.2017).
43. Kaplan L. Female Perversions. – New York: Doubleday, 1991. – 580 p.
44. Mackenzie J. The Empire of nature. – Manchester and New York: Manchester University Press, 1988. – 340 p.
45. Mazlish B. A Triptych: Freud’s The Interpretation of Dreams, Rider Haggard’s “She”, and Bulwer –Lytton’s The Coming Race [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/179180. – (Date of access: 03.03.2017).
46. Mitchell S. The New Girl: Girls’ Culture in England, 1880–1915. – New York: Columbia UP, 1995. – 258 p.
47. Nicholson M. C.S. Lewis and the scholarship of imagination in E. Nesbit and Rider Haggard [Electronic resource]. – URL: https://www.thefreelibrary.com/C.+S.+LEWIS+AND+THE+SCHOLARSHIP+OF+IMAGINATION+IN+E.+NESBIT+AND+RIDER...-a054099033. – (Date of access: 3.03.2017).
48. Pal-Lapinski P. The exotic woman in 19 century British fiction and culture. – New Hampshire: University of New Hampshire Press, 2004. – 192 p.
49. Punkhurst E. S. The suffragette movement. An intimate account of persons and ideals. – London: Vigaro Limited, 1977. – 631 p.
50. Roper M., Tosh J. Manful Assertions: Masculinities in Britain since 1800. – London and New York: Routledge, 1991. – 232 p.
51. Sinha M. Triangular Erotics: The Politics of Masculinity, Imperialism and Big-Game Hunting in Rider Haggard’s “She” [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/41556282. – (Date of access: 03.03.2017).
52. Spencer J. The rise of woman novelist: from Aphra Behn to Jane Austen. – Oxford: Blackwell, 1986. – 225 p.
53. Stevenson R. L. A gossip on romance. Memories and portraits [Electronic resource]. – URL: http://robert-louis-stevenson.org/works/memories-and-portraits-1887/. – (Date of access: 05.03.2017).
54. Stone D.D. Novelists in a changing world. – Cambridge: Harvard University Press, 1972. – P. – 9.
55. Vinson S. They-Who-Must-Be-Obeyed [Electronic resource]. – URL: http://www.jstor.org/stable/25659660. – (Date of access: 03.03.2017).
56. What a matter of woman: Essays on English and American life and literature/ Ed. M. Springer. – New York: New York University Press, 1977. – 357 p.