Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен китайской дипломатии в контексте формирования имиджа государства на современном этапе

Работа №135098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы40
Год сдачи2023
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности китайской дипломатии в исторической ретроспективе и на современном этапе: концептуальные основы
1.1. Эволюция китайской дипломатии: основные этапы
1.2. Культурная дипломатия Китая: концептуальные основы
1.3. Имидж государства как фактор «мягкой» силы: особенности китайского подхода
Глава 2. Системный анализ формирования имиджа Китая на международной арене
2.1. Основные тренды формирования имиджа КНР
2.2. Факторы формирования имиджа Китая на международной арене: внутренние и внешние
2.3. Инструменты китайской «мягкой силы» по формированию позитивного имиджа КНР (культурный диалог и дипломатия различных уровней (расширение контактов и содержания дипломатии).
Глава 3. «Культурная мягкая сила» Китая как инструмент формирования имиджа государства: практическое измерение
3.1. Туризм как инструмент формирования позитивного имиджа КНР
3.2. Роль Института Конфуция в формировании позитивного имиджа КНР
3.3. Роль спортивных событий в формировании позитивного имиджа КНР
Заключение


Актуальность темы исследования. В условиях глобализации мира постепенно меняются подходы к разработке инструментов для развития дипломатии государства. В международной практике, во внешней политике для успешного выполнения задач необходимо ориентироваться на имидж страны. Многие факторы, его формирующие, изменяются со временем, и в значительной степени это актуально для многих стран мира, включая Китай. В связи с развитием внешней политики Китая в последние годы, направленной на построение и укрепление позиций государства в мире, становится важным изучение эволюции внешнеполитического имиджа современного Китая. Формирование позитивного имиджа Китая в мире в условиях международной турбулентности и трансформации глобального порядка – одна из ключевых внешнеполитических задач государства.
Построение партнерских отношений со странами, привлечение крупных инвесторов, экспорт товаров, сотрудничество промышленно-финансовых компаний и предприятий, создание туристической основы затрудняется, если у страны нет своей позитивной репутации, бренда, имиджа. Соответственно, позитивный имидж государства превращается в важнейший фактор успешного проведения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Огромное количество дискуссий связаны с пониманием феномена образа и имиджа. Особенно отчетливо эта дискуссия прослеживается, когда речь заходит о политическом имидже и политическом образе. Среди ученых нет единства мнений и по поводу того, тождественны ли эти понятия. Очевидно, что понятия «имидж» и «образ» близки по смыслу, поскольку слово «имидж» произошло от латинского слова «imago», которое означает «образ, отражение». Таким образом, грамотное сотрудничество государственных структур со СМИ, в том числе и зарубежных в двустороннем порядке способно создать дополнительные возможности для формирования благоприятного имиджа Китая, а также дальнейшего укрепления его позиций за рубежом.
В эпоху глобализирующегося мира вопросы формирования положительного имиджа Китая и определения роли дипломатии как наиболее эффективного и перспективного инструмента в данном процессе являются актуальными. Задачи конструирования привлекательного внешнеполитического имиджа Китая стоят на повестке дня перед руководством страны. Поиск путей улучшения имиджа постоянно находится в центре дискуссий китайской общественности. В настоящее время использование и формирование привлекательных образов страны полноправно можно отнести к числу основополагающих аспектов их достижений на международной арене. Такие образы, подкреплённые действительными результатами государства и его руководителей в ведущих сферах социально-политической жизни, являются необходимым условием признания авторитета страны и влияния её политических лидеров в мире. Тем не менее, без наличия соответствующих информационных технологий и механизмов, создаваемых на основе концептуальных разработок и консультационных услуг специалистов-политтехнологов, занимающихся вопросами теории и практики улучшения внутри- и внешнеполитических имиджей (или образов) государства, политических лидеров, эта задача представляется трудноразрешимой.
С другой стороны, мы не можем не говорить о тех факторах, которые помимо СМИ оказывают влияние на формирование на имидж государства. Сегодня международные отношенияотличаются многообразием направлений сотрудничества. В последнее время роль культуры и массовых коммуникаций значительно возрастает. Заметно усилилось влияние культурного диалога на межгосударственные контакты, который рассматривается в качестве одного из определяющих факторов в трансформации отношений сторон и формировании имиджа страны за рубежом. Роль культуры в улучшении климата международного сотрудничества сложно переоценить, так как именно в результате успешно функционирующих культурных связей создаются предпосылки для развития взаимодействия и укрепления лояльности стран друг к другу в долгосрочной перспективе. Культуру по праву можно считать «мягким», но не менее действенным инструментом влияния на климат международных отношений, чем традиционные «жёсткие» инструменты, такие как политический авторитет, экономическая сила и военная мощь.
Культура продолжает выступать в качестве действенного инструмента дипломатии и эффективного средства продвижения национальных интересов того или иного государства. Как показывает опыт различных стран, культурная дипломатия, посредством разного рода инициатив, не только способствует реализации стратегических целей государства на международной арене, но и оказывает непосредственное влияние на различные политические, экономические и социальные процессы в мире. Одним из краеугольных и дискуссионных вопросов является определение наиболее продуктивной модели реализации внешней культурной политики страны. В нашем случае это еще и вопросы влияния культуры и культурной дипломатии на формирование имиджа современного Китая. В отечественной и мировой науке большое внимание уделяется опыту таких европейских стран, как Франция или Германия, находящихся в авангарде институционализации внешней культурной политики, либо Соединенных Штатов, добившихся значительных успехов в реализации концепции «мягкой силы», их пример рассмотрен в отечественной и мировой науке довольно подробно, практикам же Китая в этой сфере в на современном этапе развития науки не уделяется подобного достаточного внимания. Однако деятельность Китая в сфере культурной дипломатии, продвижения национальной культуры, образования и языка за рубежом является одной из наиболее показательных. Таким образом изучение влияние культуры, как важнейшего инструмента «мягкой силы» этого государства, на имидж Китая представляется не только интересным, но и особенно актуальным на данном этапе развития системы международных отношений.
Цельюданного диссертационного исследования является выявление роли культуры в формировании имиджа Китая на международной арене.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности китайской культурной дипломатии в исторической ретроспективе и на современном этапе на основе анализа концептуальныхдокументов.
2. Дать оценку имиджу государства как фактора «мягкой» силы и на этой основе выявить особенности китайского подхода.
3. Провести системный анализ формирования имиджа Китая на международной арене с использованием инструментом культурной дипломатии.
4. Определить ключевые инструменты китайской «мягкой силы» по формированию позитивного имиджа КНР.
5. Дать оценку эффективности туризма как инструмента формирования позитивного имиджа КНР.
6. Определить роль Института Конфуция в формировании позитивного имиджа КНР.
7. Выявить значение спортивных событий в формировании позитивного имиджа КНР.
Объект исследования – культурная дипломатия Китая.
Предмет исследования – механизмы сотрудничества и формы осуществления деятельности в рамках культурной дипломатии и ее влияния на формирование имиджа Китая.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследования является теория конструктивизма, согласно которой внешняя культурная политика государства нацелена на отражение норм и ценностей общества и направлена поведение страны в проведении ее внешней культурной политики. В рамках данной теории конструктивизма изучена роль различных институтов в процессе реализации культурной дипломатии Китая и определена эффективность ее инструментов.
В рамках исследования были применены теоретические положения концепции «мягкой силы» Дж. Ная и ключевые теоретические наработки китайских авторов в рамках развития концепции «мягкой силы» (например, Ван Хунин, ЯньСюэтун).
Методологическая основа определяется характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, а также поставленной целью и задачами диссертационного исследования. В работе используется широкий спектр общенаучных, политологических и других методов, применяемых в исследованиях мировой политики и международных отношений. Так, комплексный междисциплинарный подход делает возможным изучение факторов, характера и направленности опыта страны в области конструирования благоприятного имиджа, его рассмотрение в период сложных кризисных ситуаций, в условиях информационного воздействия других государств и, на основе вышеперечисленного, поиск эффективных путей улучшения имиджа Китая и влияние на это культурного фактора. Принимая во внимание сложность и многомерность феномена культурной дипломатии и имиджа государства, метод комплексного анализа, также позволяет определить множество разнородных явлений, выявить устойчивые связи между ними и спрогнозировать дальнейшее развитие.
Метод исторической ретроспективы позволил диссертанту выявить ключевые этапы в эволюции культурной дипломатии КНР.
Метод системного анализа оказался полезен при анализе формирования имиджа Китая на международной арене: выявлении ключевых трендов, внешних и внутренних факторов формирования имиджа, определении ключевых институтов и инструментов.
Метод сравнительного анализа был использован при написании 3 главы диссертации. В качестве объектов сравнения выступили: туристическая деятельность Китая, деятельность институтов Конфуция и спортивные мероприятия с участием Китая. В качестве критериев сравнения выступили: статистические данные за последние 5 лет, объемы финансирования, ключевые механизмы, основные направления деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Для достижения поставленной цели и решения задач потребовалось изучить широкий круг источников и литературы.
Говоря об источниках,следует отметить, что в основу работы был положен изученный обширный эмпирический материал, который можно классифицировать следующим образом:
- публикации официальных кругов Китая, заявления ее государственных и политических деятелей;
- документы, которые характеризуют китайские политические, торгово-экономические и гуманитарные отношения;
- интервью китайского дипломатического корпуса, политической элиты Китая;
- публикации ведущих китайских СМИ, содержащиеся в них аналитические и информационные материалы.
Дополнительное изучение официальных документов и статей в журналах, газетах и СМИ, которые осуществляют обзор и комментирование политики, содержащийся в нормативно-правовых источниках.
На сегодняшний день всестороннего исследования темы «Роль культуры в формировании имиджа Китая на международной арене» ещё нет. Отсутствуют специальные комплексные работы, посвященные основательному анализу заявленной проблемы. Однако в ряде статей и книг затрагиваются отдельные стороны изучаемых в этой диссертации проблем
Имеющийся исследовательскую литературу по изучаемой проблематике можно условно разделить на несколько групп.
Во-первых, это работы авторов, разработавших проблематику формирования позитивного имиджа. Так, понятие имиджа в целом и его элементы рассматриваются в работах профессора А.Ю. Панасюка, американского экономиста К. Боулдинга, который ввел понятие «имидж» в научную среду, Г. Уоллеса, У. Брофенбреннера, М. Коттэма , Р. Коттэма .
Во-вторых, подготовке данного исследования были использованы работы китайских, российских и зарубежных авторов по вопросам «мягкой силы», публичной и культурной дипломатии и международных связей в области культуры. В этой категории следует отметить работы американского политолога, основоположника концепции «мягкой силы» Джозефа Ная , Марка Леонарда – британского политолога, писателя, президента аналитического центра Центра по Международной Политике и основателя и
исполнительного директора Европейского совета по Международным отношениям , Ричарда Арндта, бывшего сотрудника Государственного Департамента Соединенных Штатов и дипломата в ранге атташе по культуре многих Американских дипломатических представительств, например, в
Бейруте, Тегеране, Риме и Париже. Среди российских исследований особо стоит отметить монографии Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. Но конечно, один из важнейших китайских исследователь, чьи работы следует подчеркнуть– профессор и политик Ван Хунин. И особо выделить его статью«Культура – “мягкая власть” государственной мощи», которая вышла еще в 1993 в Китае .
Отдельную группу представляют публикации, посвященные непосредственно культурной дипломатии. В первую очередь это публикации Института Культурной Дипломатии в Берлине, многопрофильного центра, занимающегося, как исследовательской, так и практической работой в области дипломатии, культурно-просветительской деятельности и образования. Так нужно отметитьколлективнуюмонографию «В поисках культурной дипломатии» исследователей Института. Также значительную важность для данного исследования имеет работа аналитического центра DEMOS, в которой рассматриваются практические вопросы культурной дипломатии.
Достаточно важная и в теоретической и практической плоскости составляют работы, посвященные особенностям китайской культуры. Так идея, что Конфуциаство используется в культурной дипломатии как мягкая сила Китая мы находим у китайского исследователя ХиаолингуЛиу . А ученыйЦинру Си связывает культуру, спортивные мероприятия и туризмом .
В работе использовался общетеоретический и общеметодологический потенциал науки о международных отношениях.
Гипотеза данной работыособенности формирования культурной дипломатии и политики Китая является базовой частью формирования имиджа государства в современных условиях глобализации мира и соответственно тех проблемах и вызовах, которые стоят перед ним.
Положения, выносимые на защиту:
1. Китай избрал свой собственный путь в области формирования имиджа государства и инструментов «мягкой силы», которые он использует.
2. Инструменты китайской «мягкой силы» по формированию позитивного имиджа КНР содержит культурную составляющую.
3. Китай формирует собственную культурную дипломатию, которая сочетает в себе как религиозное начало, философию и исторических опыт, так и современные инструменты мягкой силы – спорт и туризм.
Научная новизна диссертационного исследованиявключает в себя следующие положения:
- впервые в российской политической науке представлен комплексный анализ роли культурной дипломатии Китая в формировании позитивного имиджа страны;
- представлено китайское видение реализации концепции «мягкой силы» в контексте формирования позитивного имиджа Китая;
- впервые в российский научный оборот были введены источники, документы истатьи на китайском языке по рассматриваемой тематике, непереведенные на русский язык и не представленные ранее в русскоязычномнаучном сегменте.
Практическая значимость настоящей диссертации.
Основные выводы и положения исследования могут способствовать пониманию исключительной важности культурных связей, как в историческом аспекте, так и в современном мире, которые, однако, для большей эффективности выстраивания «мягкой силы» государства должны осуществляться не разрозненно, а системно, сохраняя независимость институтов, но в русле национального внешнеполитического курса. Таким образом аналитические разработки автора и собранный им материал могут использоваться в работе различных государственных учреждений Китая, научных центрах и учебных заведения.
Апробация работы. Исследование и его результаты были представлены автором на международных научных семинарах, круглых столах, посвященных проблематике международных исследований.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внешнеполитический имидж государства, и конечно и Китая, формируется на основе некоторых устойчивых представлений о географическом положении государства, его природных богатствах, специфике социокультурного и политического развития народа. Как правило, эти представления весьма схематичны, но они используются в имиджевых кампаниях, потому что именно простые суждения быстрее усваиваются массовым сознанием. Внешнеполитический образ государства, его политическая позиция на международной арене, проводимая политика Китая чаще всего, ассоциируется с конкретными действиями государства на международной арене и должен сообразовываться с устоявшимися международными правовыми и морально-нравственными нормами, правилами общения, подачи информации и дипломатическим этикетом.
В XXI веке мы можем говорить, что основные инструменты китайской дипломатии сформированы. Китай использует огромный диапазон воздействия от экономики и политики до культуры и спорта. Все это диктуется в первую очередь неспокойной международной обстановкой и неоднозначным отношением к Китаю. Поэтому необходимо признать, все эти дипломатические попытки и разработки нуждаются в дальнейшем усилении, особенно в рамках распространяемой США и Великобританией теорией «китайской угрозы». В этом контексте очень важно использовать новые возможности дипломатии. Очевидно, что чем больше становится рост китайской экономики и политического влияния, тем важнее становятся применение разных форм. Так, учитывая все обстоятельства, культурная дипломатия станет одним из важнейших атрибутов китайской дипломатии и будет использована для уменьшения негативного результата от противодействия других государств. Можно уверенно говорить, что Китай будет продолжать развивать сотрудничество в мире и будет еще более активным.
На сегодняшний день Китай укрепил свои позиции в мире и во многом это заслуга тех последовательных реформ, которые проводило государство. Нашли они отражения и в китайской дипломатии. Мы можем выделить несколько очень важных черт, которые и создают специфику современного Китая.
Во-первых, Китай очень четко понимает свое место в мире и свои амбиций. Это с одной стороны подчеркнутое не стремление к лидерству, с другой стороны уверенность в собственных силах и огромных возможностях.
Во-вторых, это акцент на многообразии используемых инструментов в дипломатии, который приносят свой несомненный дивиденд. К традиционной экономике и политике добавляется разнообразие культурных форм и «мягкой силы». То есть, уже имея определенный вес в мире, Китай хочет и вызывать к себе интерес по средствам своей истории, философии, спортивных достижений. В частности, например, конфуцианство, основанное на гармонии и мире в человеческих отношениях, станет частью политики мягкой силы Китая.
В-третьих, Китай уже не связан грузом политики холодной войны и государство является приверженцем мирных многосторонних отношений.
Конечно, мы имеем достаточно сложный и разноплановый подход к понятию «имидж». Сегодня при создании новых политических мифов достаточно успешно осуществляется ребрендинг многих государств. Одним из примеров успешного репозиционирования является Китай, создавший новый имидж государства, который во многом способствовал новому восприятию этой страны в современном мире. Не все так просто в восприятии Китая в мире. Мы можем говорить о формировании внешнего образа Китая, который старается отталкиваться от классических представлений о формировании имиджа, работая в том числе и со стереотипами государства и своим политическим имиджем. Все это говорит о том, что Китай четко понимает необходимость улучшать свою привлекательность на международной арене. В условиях нарастающих темпов глобализации высокий положительный имидж страны может играть огромную информационно-воспитательную роль для его граждан. Имидж государства подтверждает экономическую силу, мощь, богатство, уровень развития культуры государства. Имидж является совокупным показателем авторитета государства в глазах зарубежной общественности и успешности его политики действий на международной арене.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ