Основные определяющие факторы идиостиля модератора в медиа-диалоге: адресат, тема и идентичность
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА 10
1. Адресат как конструирующий фактор идиостиля модератора: средства привлечения массового адресата (на материале ТВ программы «Вечерний Ургант» 11
2. Тема как конструирующий фактор идиостиля модератора: модели управления темами (на материале сетевого проекта «вДудь» ) 15
3. Идентичность как конструирующий фактор идиостиля модератора: способы конструирования идентичности модератора (на материале ТВ программы «Вечерний Ургант») 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ВКР 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА 10
1. Адресат как конструирующий фактор идиостиля модератора: средства привлечения массового адресата (на материале ТВ программы «Вечерний Ургант» 11
2. Тема как конструирующий фактор идиостиля модератора: модели управления темами (на материале сетевого проекта «вДудь» ) 15
3. Идентичность как конструирующий фактор идиостиля модератора: способы конструирования идентичности модератора (на материале ТВ программы «Вечерний Ургант») 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ВКР 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу и раскрытию факторов, определяющих индивидуальный стиль модератора как медийной языковой личности в медиа-диалоге.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единого понимания понятия «идиостиль» как объекта исследования в разных лингвистических направлениях. Новые достижения в когнитивной лингвистике, прагматике, коммуникативной лингвистике, медиалингвистике, расширяя понятийный круг идиостиля, дают новые подходы к его изучению. Помимо того, модератор, благодаря бурному развитию информационной технологии, усиливающей воздействие медиа во всех сферах человеческой жизни, становится личностью, речевое поведение которой может оказать влияние не только на массовую коммуникацию, но и, возможно, на межличностную. Изучение идиостиля модератора раскроет новейшие речевые особенности, проявляющиеся «здесь» и «сейчас».
Объект исследования – речевое поведение модератора в медиа-диалоге.
Предмет исследования – факторы, влияющие на конструирование идиостиля речевого поведения модератора (на материале программы «Вечерний Ургант» и сетевого проекта «вДудь» ).
Цель исследования – выявление факторов, оказывающих влияние на построение идиостиля модератора в медиа-диалоге, и их речевых реализаций.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) Изучить теоретическую основу исследования идиостиля модератора на базе медиа-диалога.
2) Выбрать выпуски из программы «Вечерний Ургант» и проекта «вДудь» в качестве эмпирического материала и осуществить расшифровку отобранного материала.
3) Проанализировать речевое поведение модераторов на отобранном материале ТВ программы «Вечерний Ургант» и видеоблога «вДудь».
4) Раскрыть основные факторы, которые влияют на конструирование идиостиля модераторов, и конкретизировать способы их реализации.
5) Сделать выводы по проведенному анализу.
Научная новизна заключается в выборе медиа-диалога как территории исследования идиостиля модератора. Конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге рассматривается как динамический процесс коммуникативного согласования модератора с его собеседниками. В исследовании идиостиль модератора изучается в аспекте средств привлечения массового адресата, тематического развития и конструирования идентичности.
Гипотеза исследования – конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге обусловлено такими факторами, как адресат, тема и идентичность, которые реализованы через какие-то определенные способы. Анализ отражения указанных факторов в речи модератора позволяет описать механизмы образования и функционирования его идиостиля в медиа-диалоге.
В качестве эмпирического материала выбраны 10 выпусков ТВ программы «Вечерний Ургант» и 6 выпусков сетевого проекта «вДудь». Следует отметить, в ТВ программе «Вечерний Ургант» наше внимание уделяется части беседы в выпусках. Выбор выпусков обоснован тем, что в выбранном материале максимально отражены коммуникативные ситуации модераторов с представителями разных общественных сфер, такими как, видеоблогер, журналист-телеведущий, политик, кинокритик, комик, музыкант, футболист и певец.
Для анализа фактора адресата и конструирования идентичности отобраны 10 выпусков ТВ программы «Вечерний Ургант», основной ведущий в которой – Иван Ургант: 1) выпуск от 03 июня 2021г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Сергей Шнуров (музыкант и актер), 2) выпуск от 14 ноября 2012г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Александр Гордон (журналист, телу- и радиоведущий и артист), 3) выпуск от 13 мая 2019г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Владимир Познер (телеведущий), 4) выпуск от 29 января 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Дмитрий Маликов (певец), 5) выпуск от 07 февраля 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Ксения Собчак (телеведущая), 6) выпуск от 10 апреля 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Антон Лапенко (актер и видеоблогер), 7) выпуск от 29 июня 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Антон Долин (кинокритик), 8) выпуск от 14 мая 2021г., участники – соведущий Константин Анисимов и гость Владимир Жириновский (политик), 9) выпуск от 21 мая 2021г., участники – соведущий Константин Анисимов и гость Артем Дзюба (футболист), 10) выпуск от 06 октября 2021г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Леонид Агутин (певец).
Для рассмотрения тематического развития отобраны 6 выпусков сетевого проекта «вДудь», модератор в котором – Юрий Дудь: 1) выпуск от 3 марта 2020 г. «Антон Лапенко. Новая звезда русского интернета», гость – артист и видеоблогер Антон Лапенко, 2) выпуск от 27 февраля 2018 г. «Леонид Агутин. О пьянстве, мемах и доме в Америке», гость – певец Леонид Агутин, 3) выпуск от 29 августа 2017 г. «Жириновский. О драках, мемах и фашизме», гость – политик Владимир Жириновский, 4) выпуск от 2 декабря 2020 г. «Антон Долин. Стыдные вопросы про кино», гость – кинокритик Антон Долин (признан Минюстом РФ иноагентом), 5) выпуск от 8 октября 2019 г. «Нурлан Сабуров. Семья. Страх. Что было дальше?», гость – комик и юморист Нурлан Сабуров, 6) выпуск от 31 мая 2017г. «Дмитрий Маликов. О Хованском, Версусе и жизни после славы», гость – певец Дмитрий Маликов.
Программа «Вечерний Ургант» – развлекательное ток-шоу на российском телеканале «Первый канал», которое вышло в эфир в 12 апреля 2012 г. и выходило ежедневно до 21 февраля 2022г. В программе присутствуют основной ведущий Иван Ургант, соведущий (разный по разному выпуску) и приглашенный гость. Программа «Вечерний Ургант» ориентирована на развлечение и досуг. Выбор этой программы объясняется эксплицитным ориентиром на массового адресата (массовую аудиторию) и явным формально-этикетным характером диалогового общения в программе. На ее примере наглядно раскрывается функциональный процесс влияния факторов адресата и идентичности на конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге. Сетевой проект «вДудь» – авторский видеоблог на канале Youtube в формате интервью, который начал выходить в эфир в 7 февраля 2017 г. В проекте присутствуют модератор Юрий Дудь и разные гости из разных общественных сфер. Модератор Юрий Дудь признан Минюстом РФ иноагентом в 15 апреля 2022 г. Данный проект носит характер интеллектуального диалога и направлен на обсуждение глубинного уровня, раскрывает компетентность ведения тем модератором, выступающим как управляющей стороной диалогового общения.
Положения, выносимые на защиту:
1. На построение идиостиля модератора значительное влияние оказывают такие факторы, как адресат, подчеркивающий прагматический аспект речевого поведения модератора, тема, показывающая пропозициональную установку, и тематическое предпочтение модератора, а также идентичность, отражающая интенциональный аспект речевого поведения модератора.
2. Фактор адресата в медиа-диалоге реализован специфично. Ориентир медийной продукции на максимальную монетизацию и высокий рейтинг подчеркивает важность массового адресата. Анализ фактора адресата в идиостилевом образовании модератора можно провести в изучении регулятивных средств, применяемых модератором, т.е. в изучении разных средств привлечения внимания массового адресата.
3. Влияние фактора темы на конструирование идиостиля модератора отражено в реализации индивидуальной тематической структуры в медиа-диалоге, рассмотрение которой позволяет обобщить модели управления темами – модель «прямой ввод темы», индуктивную модель и дедуктивную модель. Идиостиль модератора в аспекте тематического управления также проявляется в индивидуальной адаптированности моделей с определенным типом информации.
4. Фактор идентичности в медиа-диалоге реализован в конструировании макро-роли (самой идентичности) и микро-ролей (коммуникативных ролей). Конструирование идентичности модератора демонстрирует его идиостиль в интенциональном аспекте, конкретизируемый в ходе общения в порядке смены коммуникативных ролей, рассматриваемых как динамический аспект идентичности (макро-роли).
5. Анализ факторов адресата, темы и идентичности, также их способов реализации позволяет описать прагматический, тематический и интенциональный аспекты речевого поведения модератора, что является эффективным для рассмотрения идиостиля модератора как медийной языковой личности.
Методы анализа исследования. Общий метод в исследовании – анализ и синтез. В исследовании также применяются функционально-стилистический анализ, интенциональный анализ, анализ тематической структуры в виде моделей управления темами.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование может внести научный вклад в описание идиостиля модератора в аспектах тематического управления и мены коммуникативных ролей особенно с учетом достижений теории конструирования идентичности. Данный подход и методика исследования к изучению идиостиля могут служить принципами в дальнейших аналогичных исследованиях.
Практическая значимость отражена в пользе полученных результатов как для профессиональной коммуникации, в которой участвуют журналисты, радио- и телеведущие, медиа-сотрудники и т.д., так и для повседневной коммуникации, в которой присутствуют обычные люди, кто хочет получить коммуникативный успех.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют следующие научные работы:
– труды по изучению идиостиля модератора: Болотнова 2001, 2015, Бирюкова 2011, Воскобойников 2013, Болотнов 2013а, 2013б, 2013в, 2013г, 2014а, 2014б, 2014в, 2015, Старкова 2015, Тарамова, Минец 2016, Чудинов, Нахимова, Никифорова 2018, Сомова, Волочина, Абрамова 2019, Лаптиева 2019, Сибиданов 2020, Миролевич 2021, Куницына 2022, Николаева 2023.
– труды по изучению диалога как формы общения для анализа идиостиля: Щерба 1915, Галкина-Федорук 1953, Шведова 1956, Соловьева 1965, Шаройко 1969, Балаян 1971, 1981, Валюсинская 1979, Якубинский 1986, Земская 1987, Баранов, Крейдлин 1992а, 1992б, Бахтин 1997, Сухих 1998, Хундснуршер 1998, Колокольцева 2000, 2012, Хисамова 2008, Шарафан 2008, Борисова 2009, Арутюнова 2010, Дускаева 2012, 2020, Текутьева 2016, Ибраева 2018, Лущиков, Терских 2018, Попова 2018, Петрова 2019, Дускаева, Щеглова 2020, Королькова 2020, Шестерина 2020, 2021, Прохватилова 2020, 2021, Балакай 2021, Болотнова 2021, Грушевская 2021, Медведева 2021, Романова 2021, Хутыз, Петренко 2021, Шпильная 2021, Подъяпольская 2022. Помимо того, также рассматриваются зарубежные труды: Searle 1969, Sacks, Schegloff, Jefferson 1974, Grice 1975, Goffman 1981, Heritage 2011, 2013, Heritage, Stivers 2012, Roseano et al. 2016, Clayman, Heritage 2021.
– труды по изучению фактора адресата в медиа-коммуникации: Арутюнова 1981, Бахтин 1986, Барт 1989, Белецкий 1989, Винокур 1993, Каминская 2007, 2008а, 2008в, Крейдлин 2010, Языкова 2010, Караджев 2014, Корконосенко 2018, Ким, Беляева 2019, Басовская 2020, Пром 2020, Власенко, Выхованец 2021, Куницына 2021. Также включаются зарубежные труды: Mahl 1961, Efron 1972, Sacks 1974, Jefferson 1979, 2004, Local 1996, Couper-Kuhlen 2004, Kern 2010, Ogden 2010.
– труды по изучению темы как фактора в образовании стиля: Сибирякова 1997, Орлова 2002, Розанова 2008, Костяшина 2009, Никитина 2010а, 2010б, Пильгун 2010, Губарев, Пискунова 2012, Егорова 2012, Симакова 2014, Якушкина 2014, Чобанян 2016.
– труды по изучению теории идентичности: Арутюнова 1992, Карасик 2002, Золотова, Онипенко, Сидорова 2004, Крысин 2004, Кардинская 2005, Валуйцева, Хухуни 2009, Гарагуля 2009, Герман 2009, Купина 2009, Енина, Чепкина 2010, Барлыбаев 2011, Бушев 2012, Алексеева 2013, Гребенщикова, Зачесова 2014, Афиногенова Павлова 2015, Афиногенова 2018, Мухалямов, Януш 2020, Арутюнова 2021, 2022, Молодыченко 2022 и др.
Основные результаты нашего исследования опубликованы в 7 научных статьях и прочитаны на 4 международных научных конференциях. В опубликованных работах одна статья входит в журнал «Медиалингвистика», который индексируется в научных базах Scopus, ВАК(РФ) и CNKI (КНР). Две статьи опубликованы в журналах «Коммуникативные исследования» и «Modern Humanities Success», входящих в перечень ВАК (РФ).
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единого понимания понятия «идиостиль» как объекта исследования в разных лингвистических направлениях. Новые достижения в когнитивной лингвистике, прагматике, коммуникативной лингвистике, медиалингвистике, расширяя понятийный круг идиостиля, дают новые подходы к его изучению. Помимо того, модератор, благодаря бурному развитию информационной технологии, усиливающей воздействие медиа во всех сферах человеческой жизни, становится личностью, речевое поведение которой может оказать влияние не только на массовую коммуникацию, но и, возможно, на межличностную. Изучение идиостиля модератора раскроет новейшие речевые особенности, проявляющиеся «здесь» и «сейчас».
Объект исследования – речевое поведение модератора в медиа-диалоге.
Предмет исследования – факторы, влияющие на конструирование идиостиля речевого поведения модератора (на материале программы «Вечерний Ургант» и сетевого проекта «вДудь» ).
Цель исследования – выявление факторов, оказывающих влияние на построение идиостиля модератора в медиа-диалоге, и их речевых реализаций.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) Изучить теоретическую основу исследования идиостиля модератора на базе медиа-диалога.
2) Выбрать выпуски из программы «Вечерний Ургант» и проекта «вДудь» в качестве эмпирического материала и осуществить расшифровку отобранного материала.
3) Проанализировать речевое поведение модераторов на отобранном материале ТВ программы «Вечерний Ургант» и видеоблога «вДудь».
4) Раскрыть основные факторы, которые влияют на конструирование идиостиля модераторов, и конкретизировать способы их реализации.
5) Сделать выводы по проведенному анализу.
Научная новизна заключается в выборе медиа-диалога как территории исследования идиостиля модератора. Конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге рассматривается как динамический процесс коммуникативного согласования модератора с его собеседниками. В исследовании идиостиль модератора изучается в аспекте средств привлечения массового адресата, тематического развития и конструирования идентичности.
Гипотеза исследования – конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге обусловлено такими факторами, как адресат, тема и идентичность, которые реализованы через какие-то определенные способы. Анализ отражения указанных факторов в речи модератора позволяет описать механизмы образования и функционирования его идиостиля в медиа-диалоге.
В качестве эмпирического материала выбраны 10 выпусков ТВ программы «Вечерний Ургант» и 6 выпусков сетевого проекта «вДудь». Следует отметить, в ТВ программе «Вечерний Ургант» наше внимание уделяется части беседы в выпусках. Выбор выпусков обоснован тем, что в выбранном материале максимально отражены коммуникативные ситуации модераторов с представителями разных общественных сфер, такими как, видеоблогер, журналист-телеведущий, политик, кинокритик, комик, музыкант, футболист и певец.
Для анализа фактора адресата и конструирования идентичности отобраны 10 выпусков ТВ программы «Вечерний Ургант», основной ведущий в которой – Иван Ургант: 1) выпуск от 03 июня 2021г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Сергей Шнуров (музыкант и актер), 2) выпуск от 14 ноября 2012г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Александр Гордон (журналист, телу- и радиоведущий и артист), 3) выпуск от 13 мая 2019г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Владимир Познер (телеведущий), 4) выпуск от 29 января 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Дмитрий Маликов (певец), 5) выпуск от 07 февраля 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Ксения Собчак (телеведущая), 6) выпуск от 10 апреля 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Антон Лапенко (актер и видеоблогер), 7) выпуск от 29 июня 2020г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Антон Долин (кинокритик), 8) выпуск от 14 мая 2021г., участники – соведущий Константин Анисимов и гость Владимир Жириновский (политик), 9) выпуск от 21 мая 2021г., участники – соведущий Константин Анисимов и гость Артем Дзюба (футболист), 10) выпуск от 06 октября 2021г., участники – соведущий Дмитрий Хрусталев и гость Леонид Агутин (певец).
Для рассмотрения тематического развития отобраны 6 выпусков сетевого проекта «вДудь», модератор в котором – Юрий Дудь: 1) выпуск от 3 марта 2020 г. «Антон Лапенко. Новая звезда русского интернета», гость – артист и видеоблогер Антон Лапенко, 2) выпуск от 27 февраля 2018 г. «Леонид Агутин. О пьянстве, мемах и доме в Америке», гость – певец Леонид Агутин, 3) выпуск от 29 августа 2017 г. «Жириновский. О драках, мемах и фашизме», гость – политик Владимир Жириновский, 4) выпуск от 2 декабря 2020 г. «Антон Долин. Стыдные вопросы про кино», гость – кинокритик Антон Долин (признан Минюстом РФ иноагентом), 5) выпуск от 8 октября 2019 г. «Нурлан Сабуров. Семья. Страх. Что было дальше?», гость – комик и юморист Нурлан Сабуров, 6) выпуск от 31 мая 2017г. «Дмитрий Маликов. О Хованском, Версусе и жизни после славы», гость – певец Дмитрий Маликов.
Программа «Вечерний Ургант» – развлекательное ток-шоу на российском телеканале «Первый канал», которое вышло в эфир в 12 апреля 2012 г. и выходило ежедневно до 21 февраля 2022г. В программе присутствуют основной ведущий Иван Ургант, соведущий (разный по разному выпуску) и приглашенный гость. Программа «Вечерний Ургант» ориентирована на развлечение и досуг. Выбор этой программы объясняется эксплицитным ориентиром на массового адресата (массовую аудиторию) и явным формально-этикетным характером диалогового общения в программе. На ее примере наглядно раскрывается функциональный процесс влияния факторов адресата и идентичности на конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге. Сетевой проект «вДудь» – авторский видеоблог на канале Youtube в формате интервью, который начал выходить в эфир в 7 февраля 2017 г. В проекте присутствуют модератор Юрий Дудь и разные гости из разных общественных сфер. Модератор Юрий Дудь признан Минюстом РФ иноагентом в 15 апреля 2022 г. Данный проект носит характер интеллектуального диалога и направлен на обсуждение глубинного уровня, раскрывает компетентность ведения тем модератором, выступающим как управляющей стороной диалогового общения.
Положения, выносимые на защиту:
1. На построение идиостиля модератора значительное влияние оказывают такие факторы, как адресат, подчеркивающий прагматический аспект речевого поведения модератора, тема, показывающая пропозициональную установку, и тематическое предпочтение модератора, а также идентичность, отражающая интенциональный аспект речевого поведения модератора.
2. Фактор адресата в медиа-диалоге реализован специфично. Ориентир медийной продукции на максимальную монетизацию и высокий рейтинг подчеркивает важность массового адресата. Анализ фактора адресата в идиостилевом образовании модератора можно провести в изучении регулятивных средств, применяемых модератором, т.е. в изучении разных средств привлечения внимания массового адресата.
3. Влияние фактора темы на конструирование идиостиля модератора отражено в реализации индивидуальной тематической структуры в медиа-диалоге, рассмотрение которой позволяет обобщить модели управления темами – модель «прямой ввод темы», индуктивную модель и дедуктивную модель. Идиостиль модератора в аспекте тематического управления также проявляется в индивидуальной адаптированности моделей с определенным типом информации.
4. Фактор идентичности в медиа-диалоге реализован в конструировании макро-роли (самой идентичности) и микро-ролей (коммуникативных ролей). Конструирование идентичности модератора демонстрирует его идиостиль в интенциональном аспекте, конкретизируемый в ходе общения в порядке смены коммуникативных ролей, рассматриваемых как динамический аспект идентичности (макро-роли).
5. Анализ факторов адресата, темы и идентичности, также их способов реализации позволяет описать прагматический, тематический и интенциональный аспекты речевого поведения модератора, что является эффективным для рассмотрения идиостиля модератора как медийной языковой личности.
Методы анализа исследования. Общий метод в исследовании – анализ и синтез. В исследовании также применяются функционально-стилистический анализ, интенциональный анализ, анализ тематической структуры в виде моделей управления темами.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование может внести научный вклад в описание идиостиля модератора в аспектах тематического управления и мены коммуникативных ролей особенно с учетом достижений теории конструирования идентичности. Данный подход и методика исследования к изучению идиостиля могут служить принципами в дальнейших аналогичных исследованиях.
Практическая значимость отражена в пользе полученных результатов как для профессиональной коммуникации, в которой участвуют журналисты, радио- и телеведущие, медиа-сотрудники и т.д., так и для повседневной коммуникации, в которой присутствуют обычные люди, кто хочет получить коммуникативный успех.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют следующие научные работы:
– труды по изучению идиостиля модератора: Болотнова 2001, 2015, Бирюкова 2011, Воскобойников 2013, Болотнов 2013а, 2013б, 2013в, 2013г, 2014а, 2014б, 2014в, 2015, Старкова 2015, Тарамова, Минец 2016, Чудинов, Нахимова, Никифорова 2018, Сомова, Волочина, Абрамова 2019, Лаптиева 2019, Сибиданов 2020, Миролевич 2021, Куницына 2022, Николаева 2023.
– труды по изучению диалога как формы общения для анализа идиостиля: Щерба 1915, Галкина-Федорук 1953, Шведова 1956, Соловьева 1965, Шаройко 1969, Балаян 1971, 1981, Валюсинская 1979, Якубинский 1986, Земская 1987, Баранов, Крейдлин 1992а, 1992б, Бахтин 1997, Сухих 1998, Хундснуршер 1998, Колокольцева 2000, 2012, Хисамова 2008, Шарафан 2008, Борисова 2009, Арутюнова 2010, Дускаева 2012, 2020, Текутьева 2016, Ибраева 2018, Лущиков, Терских 2018, Попова 2018, Петрова 2019, Дускаева, Щеглова 2020, Королькова 2020, Шестерина 2020, 2021, Прохватилова 2020, 2021, Балакай 2021, Болотнова 2021, Грушевская 2021, Медведева 2021, Романова 2021, Хутыз, Петренко 2021, Шпильная 2021, Подъяпольская 2022. Помимо того, также рассматриваются зарубежные труды: Searle 1969, Sacks, Schegloff, Jefferson 1974, Grice 1975, Goffman 1981, Heritage 2011, 2013, Heritage, Stivers 2012, Roseano et al. 2016, Clayman, Heritage 2021.
– труды по изучению фактора адресата в медиа-коммуникации: Арутюнова 1981, Бахтин 1986, Барт 1989, Белецкий 1989, Винокур 1993, Каминская 2007, 2008а, 2008в, Крейдлин 2010, Языкова 2010, Караджев 2014, Корконосенко 2018, Ким, Беляева 2019, Басовская 2020, Пром 2020, Власенко, Выхованец 2021, Куницына 2021. Также включаются зарубежные труды: Mahl 1961, Efron 1972, Sacks 1974, Jefferson 1979, 2004, Local 1996, Couper-Kuhlen 2004, Kern 2010, Ogden 2010.
– труды по изучению темы как фактора в образовании стиля: Сибирякова 1997, Орлова 2002, Розанова 2008, Костяшина 2009, Никитина 2010а, 2010б, Пильгун 2010, Губарев, Пискунова 2012, Егорова 2012, Симакова 2014, Якушкина 2014, Чобанян 2016.
– труды по изучению теории идентичности: Арутюнова 1992, Карасик 2002, Золотова, Онипенко, Сидорова 2004, Крысин 2004, Кардинская 2005, Валуйцева, Хухуни 2009, Гарагуля 2009, Герман 2009, Купина 2009, Енина, Чепкина 2010, Барлыбаев 2011, Бушев 2012, Алексеева 2013, Гребенщикова, Зачесова 2014, Афиногенова Павлова 2015, Афиногенова 2018, Мухалямов, Януш 2020, Арутюнова 2021, 2022, Молодыченко 2022 и др.
Основные результаты нашего исследования опубликованы в 7 научных статьях и прочитаны на 4 международных научных конференциях. В опубликованных работах одна статья входит в журнал «Медиалингвистика», который индексируется в научных базах Scopus, ВАК(РФ) и CNKI (КНР). Две статьи опубликованы в журналах «Коммуникативные исследования» и «Modern Humanities Success», входящих в перечень ВАК (РФ).
На основе проведенного анализа делаются следующие выводы.
Идиостль как многоаспектный исследовательский объект привлекает ученых разных научных сфер – литературоведения, традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики, психологической лингвистики и т. пр. Эффективная интерпретация идиостиля модератора как медийной языковой личности позволяет раскрыть новейшие речевые феномены. Учитывая особенности медийной продукции на основе диалоговой формы, надежным при описании и интерпретации идиостиля модератора считается коммуникативно-деятельностный подход, разработанный в рамках теории коммуникативной стилистики текста и медиалинвигвистики. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению идиостиля модератора предполагает рассмотрение медиа-продукции как единого дискурса, в котором эксплицируются мотивационный, семантико-лингвистический и прагматический аспекты речевого поведения модератора как типичной языковой личности в медиа.
Теоретические положения диалога в медийной среде обобщаются следующим образом. Во-первых, медиа-диалог, как и любая медиа-продукция, имеет базовое свойство – диалогичность, определяющую значимость массового адресата в коммуникации. Во-вторых, медиа-диалог структурирован тематически. В нем выделяются тематические единицы, характеризуемые тематико-смысловой законченностью. В-третьих, в медиа-диалоге присутствует коммуникативное согласование интенций его участников, что обусловливает интенциональную сменяемость в диалоговом общении. Диалогичность, политематическая структурированность и интенциональная сменяемость задают важнейшие факторы, определяющие идиостиль модератора как медийной языковой личности, – адресат, тему и идентичность.
Важность массового адресата отражается в попытке модератора поиска общего языка с ним. Массовый адресат как важный показатель монетизации программы заставляет модератора использовать разные средства привлечения и поддержания внимания к этой программе. Принцип привлечения и поддержания внимания массовой аудитории в программе «Вечерний Ургант» – ироничная юмористичность, реализовать которую в речи И. Урганта помогают использование богатых кинетических, фонационных средств, различные способы осуществления кооперативной или некооперативной шутки. Активность массового адресата обнаружена в прямом обращении к нему в ходе и в конце программы, в специализированном монологе- или диалоге-зачине, ориентированном на предоставление массовой аудитории фоновой информации о госте и в составлении легкого тематического сценария, по которому беседа происходит в оживленно-веселой атмосфере.
Влияние темы на конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге обнаруживается в тематической структуре в виде моделей управления темами и в связи выявленных моделей с типом информации. Анализ сетевого проекта «вДудь» позволяет раскрыть три универсальные модели управления темами – базовая модель «прямой ввод темы», дедуктивная модель «от общего к частному» и индуктивная модель «предварительная подготовка + выдвижение основной темы». Модератор Ю. Дудь при использовании этих моделей показывает свое специфичное ведение тем. Индуктивная модель в его речевой практике использована для раскрытия концептуальной информации – мировоззрения, взглядов и ценностей. Дедуктивная модель направлена на раскрытие предметно-событийной информации в беседе с гостями о личной жизни, например о семье, жене, увлечениях.
Идостиль модератора проявляется в порядке смены коммуникативных ролей, составляющих его общую идентичность. Идентичность нами понимается как макро-роль (сама идентичность), задаваемая общей коммуникативной ситуацией, и микро-роли (коммуникативные роли), выполняемые с учетом конкретных коммуникативных условий в ходе диалога. Макро-роль при входе в коммуникативную среду интервью или беседы получена на основе общего мотива говорящего и сопровождает его с начала до конца общения. Микро-роль, рассматриваемая как реализация макро-роли, зависит от конкретных интенций участников в непрерывно переменных коммуникативных условиях в ходе диалога. В исследовании идентичности модератора важно выделить типы макро-ролей и микро-ролей в медиа-диалоге. На материале программы «Вечерний Ургант» раскрыты мотив (досуг и развлечение) и основные типы интенций модератора в ходе диалога с гостями (информирование, приветствие, интервьюирование и прощание). Модератор И. Ургант как медийная языковая личность индивидуален тем, что он ведет диалог по шаблонному порядку смены коммуникативных ролей «интродуктор – приветствующий – интервьюер – прощающийся», и тем, что он использует индивидуально-специфические артистические приемы конструирования этих коммуникативных ролей.
Факторы адресата, темы и идентичности определяют конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге. Их изучение позволяет выявить индивидуальный стиль модератора в прагматическом, тематико-синтаксическом и мотивационном аспектах. Цель исследования поставлена не в сравнительно-сопоставительном анализе программ «Вечерний Ургант» и «вДудь», а в выявлении существующих в медиа-диалоге важных факторов, влияющих на конструирование идиостиля модератора, поэтому проведено рассмотрение факторов адресата и конструирования идентичности на материале программы «Вечерний Ургант», а рассмотрение фактора темы сделано на материале проекта «вДудь», что не влияет на объективность полученных результатов и универсальный характер примененной в исследовании методики.
Идиостль как многоаспектный исследовательский объект привлекает ученых разных научных сфер – литературоведения, традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики, психологической лингвистики и т. пр. Эффективная интерпретация идиостиля модератора как медийной языковой личности позволяет раскрыть новейшие речевые феномены. Учитывая особенности медийной продукции на основе диалоговой формы, надежным при описании и интерпретации идиостиля модератора считается коммуникативно-деятельностный подход, разработанный в рамках теории коммуникативной стилистики текста и медиалинвигвистики. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению идиостиля модератора предполагает рассмотрение медиа-продукции как единого дискурса, в котором эксплицируются мотивационный, семантико-лингвистический и прагматический аспекты речевого поведения модератора как типичной языковой личности в медиа.
Теоретические положения диалога в медийной среде обобщаются следующим образом. Во-первых, медиа-диалог, как и любая медиа-продукция, имеет базовое свойство – диалогичность, определяющую значимость массового адресата в коммуникации. Во-вторых, медиа-диалог структурирован тематически. В нем выделяются тематические единицы, характеризуемые тематико-смысловой законченностью. В-третьих, в медиа-диалоге присутствует коммуникативное согласование интенций его участников, что обусловливает интенциональную сменяемость в диалоговом общении. Диалогичность, политематическая структурированность и интенциональная сменяемость задают важнейшие факторы, определяющие идиостиль модератора как медийной языковой личности, – адресат, тему и идентичность.
Важность массового адресата отражается в попытке модератора поиска общего языка с ним. Массовый адресат как важный показатель монетизации программы заставляет модератора использовать разные средства привлечения и поддержания внимания к этой программе. Принцип привлечения и поддержания внимания массовой аудитории в программе «Вечерний Ургант» – ироничная юмористичность, реализовать которую в речи И. Урганта помогают использование богатых кинетических, фонационных средств, различные способы осуществления кооперативной или некооперативной шутки. Активность массового адресата обнаружена в прямом обращении к нему в ходе и в конце программы, в специализированном монологе- или диалоге-зачине, ориентированном на предоставление массовой аудитории фоновой информации о госте и в составлении легкого тематического сценария, по которому беседа происходит в оживленно-веселой атмосфере.
Влияние темы на конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге обнаруживается в тематической структуре в виде моделей управления темами и в связи выявленных моделей с типом информации. Анализ сетевого проекта «вДудь» позволяет раскрыть три универсальные модели управления темами – базовая модель «прямой ввод темы», дедуктивная модель «от общего к частному» и индуктивная модель «предварительная подготовка + выдвижение основной темы». Модератор Ю. Дудь при использовании этих моделей показывает свое специфичное ведение тем. Индуктивная модель в его речевой практике использована для раскрытия концептуальной информации – мировоззрения, взглядов и ценностей. Дедуктивная модель направлена на раскрытие предметно-событийной информации в беседе с гостями о личной жизни, например о семье, жене, увлечениях.
Идостиль модератора проявляется в порядке смены коммуникативных ролей, составляющих его общую идентичность. Идентичность нами понимается как макро-роль (сама идентичность), задаваемая общей коммуникативной ситуацией, и микро-роли (коммуникативные роли), выполняемые с учетом конкретных коммуникативных условий в ходе диалога. Макро-роль при входе в коммуникативную среду интервью или беседы получена на основе общего мотива говорящего и сопровождает его с начала до конца общения. Микро-роль, рассматриваемая как реализация макро-роли, зависит от конкретных интенций участников в непрерывно переменных коммуникативных условиях в ходе диалога. В исследовании идентичности модератора важно выделить типы макро-ролей и микро-ролей в медиа-диалоге. На материале программы «Вечерний Ургант» раскрыты мотив (досуг и развлечение) и основные типы интенций модератора в ходе диалога с гостями (информирование, приветствие, интервьюирование и прощание). Модератор И. Ургант как медийная языковая личность индивидуален тем, что он ведет диалог по шаблонному порядку смены коммуникативных ролей «интродуктор – приветствующий – интервьюер – прощающийся», и тем, что он использует индивидуально-специфические артистические приемы конструирования этих коммуникативных ролей.
Факторы адресата, темы и идентичности определяют конструирование идиостиля модератора в медиа-диалоге. Их изучение позволяет выявить индивидуальный стиль модератора в прагматическом, тематико-синтаксическом и мотивационном аспектах. Цель исследования поставлена не в сравнительно-сопоставительном анализе программ «Вечерний Ургант» и «вДудь», а в выявлении существующих в медиа-диалоге важных факторов, влияющих на конструирование идиостиля модератора, поэтому проведено рассмотрение факторов адресата и конструирования идентичности на материале программы «Вечерний Ургант», а рассмотрение фактора темы сделано на материале проекта «вДудь», что не влияет на объективность полученных результатов и универсальный характер примененной в исследовании методики.



