Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экзистенциальные основания повседневности: здравый смысл и рефлексия

Работа №135070

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы35
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Коммуникация и понимание в современном мире
1.1. Современность и технологии коммуникации
1.2. Культура новостей: современные СМИ и медиа в пространстве коммуникации
1.3. Коммуникация в обыденности; растерянность вне обыденного поля
ГЛАВА 2. Здравый смысл как фундаментальная форма познания
2.1. Философская традиция понимания здравого смысла
2.2. Здравый смысл как априорная структура сознания в процессе развития человека
2.3. Здравый смысл как фундамент когнитивной деятельности в развитии ребёнка
ГЛАВА 3. Экзистенциальные основания повседневности и познания
3.1. Страх как ключевой фактор в сборке экзистенциального субъекта
3.2. Отношения здравого смысла и рефлексии как отношения оппозиции защищённость -- беззащитность
Заключение
Список литературы


Эта выпускная квалификационная работа является заключительным этапом проекта моего исследования проблематики здравого смысла и понимания, которое было начато в курсовой работе на втором курсе. За это время я радикально изменил отношение к самим проблемам, а вопросы, которые стояли передо мной в самом начале моего исследования сменились совершенно другими.
Основной объект этого исследования -- это повседневность, как область деятельности человека, и как философское понятие, как то, что отсылает нас к этой области. Повседневность -- понятие достаточно широко освещённое в литературе современной философской антропологии, но в традиции ему уделено очень мало внимания, можно сказать, что Мартин Хайдеггер, Людвиг Витгенштейн и Джоржд Мур, каждый исходя из собственного ислледования, обратившись к вопросам обыденного сознания буквально ввели повседневность в неклассическую в традицию. Предметом исследования является положение «повседневности» и смежных, пограничных состояний в культуре и отношение «повседневности» со здравым смыслом и рефлексией. Практические познавательные практики, или же, более общо, гносеологии как необходимого раздела философии.
Здравый смысл — тема, достаточно скупо освещённая в традиции философии, не смотря на то, что уже само употребление этого выражения отсылает нас философским проблемам. Многие философы обращали на это внимание и поднимали вопрос о здравом смысле, всегда порождая этим многочисленные и многолетние дискуссии.
То же самое нельзя сказать про рефлексию. Так много исследований в философской традиции, посвящённых теме рефлексии в различных аспектах, посвящено не такому большому кругу понятий. Это рождает множество различных трактовок и представлений, поэтому в собственном исследовании я старался избегать скоропалительных выводов и готовых формулировок относительно понятия рефлексии.
В начале исследования, основные понятия предстают некоей неизведанной территорией, банализированными, размытыми выражениями, и эта работа нацелена на то, чтобы внести ясность в первую очередь в собственные умозаключения, связанные с этими понятиями, что отчасти обуславливает актуальность этой работы. Остро стоит вопрос банализации языковых форм, превращения в употреблении окрашенного и отсылающего к чему-то большему (к некому ходу мысли) понятия в некое безликое и отсылающее только к самому себе. Это можно часто наблюдать при многократном повседневном употреблении умозаключений: то, что ранее представало познавательно «глубоким», в повторении кажется «пустым».
Поэтому в первой главе исследования я обращаюсь к современности и современному состоянию культуры, тому, как существует речь и коммуникация в современном мире.
До того, как начать исследование, необходимо развить несколько тезисов, озвученных выше, для того чтобы заранее чуть более точно сформулировать наиболее общие основания исследования, обозначить акценты на некоторых основаниях хода мысли в этой работе.
Мы обращаемся к «повседневности», «коммуникации», «здравому смыслу», «рефлексии» в первую очередь как к общим местам в культуре, раскрывая их как основания для познания. Однако эти понятия прямо коррелируют с проблематикой и вопросами, послужившими толчком к этому исследованию. Поэтому, отвечая на собственные вопросы, необходимо заранее постараться уточнить эти же вопросы и их основания для других.
Работа, ставящая объектом своего исследования некое достаточно общее (массовое) понятие, принадлежащее более к «обыденному языку», нежели к «специальному» неизбежно сталкивается с проблемой употребления этого понятия. Это, и в частности проблема противопоставленности обыденного и специального языков обуславливает актуальность данной работы. Если понятие глубоко специфично, схвачено и развито одним автором или представителями одной философской традиции, то оно, как правило, требует внимательного отношения только к его употреблению и упоминанию в исследуемых работах. Однако, если понятие находится скорее на границе «специального» и «обыденного» языков, или чаще встречаясь именно в «бытовом» употреблении, то внимание неизбежно должно быть направленно на то общее, что сохраняется и в том, и в другом употреблении. Иначе мы рискуем вновь банализировать понятие до утраты значения, или же погрузиться в бесплодное умозаключение, «дурную бесконечность», не менее критично отдаляющую нас от самого понятия и его значения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В течение исследования понятия, которые при постановке вопроса не казались связанными практически ничем кроме поля употребления, в итоге вошли в представление как целая картина. Сами по себе понятия уточнились, стали поняты иначе, по новому, так здравый смысл принял в себя специфику английского выражения «common sense», встал на гораздо более ключевую позицию в системе познания человека, потерял обыденные негативные эмоцианальные коннотации, что так же можно сказать и о повседневности. Рефлексия вообще предстала с совершенно новой стороны, именно как возможность, открытость к собственному взгляду. Появились новые понятия, которые необходимо вошли в общую картину, ключевое из них -- растерянность. Теперь, пользуясь формулировкой «обратное противоречиво и немыслимо» и контекстом традиции, разрабатывающей это понятие, мы отвечаем на поставленные вопросы, порождая удивительные новые.
Если в начальной точке понятия, которые были взяты за основу были банализированными до утраты смысла, представали как «terra incognita», то в конце исследования, рассмотрев их в традиции, проследив их развитие в ней, появление в онтогенезе, можно рассудить о их роли и положении в культуре — как грандиозный общий фундамент познания. Удивительным представляется тот факт, что эта система, взятая и в «обыденном» языке совершенно так же выполняет свои задачи, оставаясь непротиворечивой и трюистически очевидным.
Предположение о соотношении «здравого смысла» и «рефлексии» в культуре как соотношения защищённости, стремления к защите и открытости к собственному взгляду, стремлению заглянуть за пределы оказалось основным для этой работы. Рассмотрение этой картины как эволюционного механизма общего порядка тоже, в свою очередь, провоцирует ряд вопросов, которые выводят постановку проблемы на междисциплинарный уровень, смежно другим наукам, биологии, социологии и физике.
Конфликт обыденного и спекулятивного рассудкой уже не выглядит так одномерно, принимая во внимание, с одной стороны, фундаментальность здравого смысла, конституирующего наше обыденное сознание и, с другой стороны, спекулятивного рассудка, как возникающего в неудовлетворённости результатами обыденного рассудка и как осознанного стремления к опытному подтверждению, мы можем наблюдать ситуацию взаимообусловленности. Так здравый смысл фундирует основания для появления рефлексии, после чего оздравомысливает её, остаётся гравитационным центром очевидности, а рефлексия, в свою очередь, снимает необходимость множества защитных механизмов и направляет силу здравого смысла в трезвом, сознательном ключе, также принимая на себя задачу «дебанализации» понятий, утрачивающих смысл в употреблении и отсечении глубоко лежащих противоречий.
Сама проблема банализации теперь предстаёт в новом свете: выводя употребление выражения из повседневности, «удивляясь» ему, мы можем вновь, но по новому взглянуть на ту глубину, к которой оно нас отсылает. Как и сама проблема устойчивых форм теперь видится не столько неизбежно постигающей мыслящего субъекта, сколько механизмом саморегуляции хода мысли и источником новых и новых знаний при должном уровне интроспекции и «волимой» практике.
Текст этой работы с необходимостью отходит от академического повествования, потому что для сохранения этого баланса необходимо сокращать возможные формализмы и канцеляризмы, зачастую присущие текстам такого рода. Во многом это проблема автора, который, вероятно, так и не смог до конца соединить академическую необходимость и своё исследование понимания проблематики.



1. Агамбен Дж. Что современно? / Пер. с итал. К.: ДУХ IAITEPA, 2012
2. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. И англ. В. В. Бибихина; Под ред. д. М. Носова. - СПб.: Алетейя, 2000
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. – 443
4. Васильев И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. 1991. N 3. С. 103-104.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. / Под ред. и со вступит. ст. В. Колбановского. – М.-Л.: Социально-экономическое издательство, 1934
6. Выготский Л.С. О психологических системах // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошвского. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С. 109–131.
7. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проспект, 2010
8. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Логос, 1994
9. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 1 – М.: Мысль, 1994
10. Декарт Р. Размышления о первой философии // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 2 – М.: Мысль, 1994
11. Жижек Сл. Интерпассивность. Желание: Влечение. Мультикультурализм. – Спб. : Алетейя, 2005. [Электронный ресурс]. URL:http://royallib.com/read/gigek_slavoy/interpassivnost_gelanie_vlechenie_multikulturalizm.html#0 (дата обращения: 10.02.2016)
12. Кант И. Критика практического разума – СПб.: Наука, 1995
13. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 8-ми т. Т 5. – М.: Чоро, 1994
14. Кант И. Критика Чистого разума / Пер. с нем. Н.Лосского – М.: Мысль, 1994
15. Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума – СПб.: Наука, 1995
16. Ладыгина-Котс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. (Подражательное конструирование обезьяной и детьми), М.: Наука, 1965
17. Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2006
18. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии / Пер. А.И.Фета, ред. А.В. Гладкий – М.: Наука, 1963
19. Марков Б. В. Культура повседневности. СПб.: Питер, 2008
20. Марков Б. В., Литвинский В. М. Философия времени и повседневность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, культурология, Право, международные отношения. Выпуск 4. Декабрь 2009. С. 3-9
21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932
22. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисловие, примечание В. И. Колядко. – М.: Республика, 2000
23. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. – М.: "Политиздат", 1989. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/sartr01/ (дата обращения: 01.04.2016).
24. Хайдеггер М. Бытие и время. – М. : Ad Marginem, 1997
25. Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие: Статьи и выступления: сборник Пер. с нем.— М.:Республика, 1993, С. 391-407
26. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие: Статьи и выступления: сборник Пер. с нем.— М.:Республика, 1993, С. 327-345
27. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления: сборник Пер. с нем.— М.:Республика, 1993, 192-221
28. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления: сборник Пер. с нем.— М.:Республика, 1993
29. Хайдеггер М. Слово // Время и бытие: Статьи и выступления: сборник Пер. с нем.— М.:Республика, 1993, С. 302-312
30. Хайдеггер М. Язык. / Пер с нем Б.В Марков. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Heidegger_Jazuk.php (дата обращения 01.04.16).
31. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ