Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЧНОСТЬ: СТРАТЕГИИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Работа №135064

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы49
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Эпистемологическая роль временности и историчности в феноменологии Э. Гуссерля
1.1. Критика историцизма и философия как строгая наука………………...6
1.2. Сознание как временность……………………………………………...10
1.3. Возвращение к историчности у Гуссерля…………………………..….16
ГЛАВА 2. Временность и историчность в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера: онтологическая стратегия концептуализации…………………23
2.1. Герменевтическое основание науки о бытии..……………………….23
2.2. Временность и историчность как черты вот-бытия…
ГЛАВА 3. Временность и историчность в герменевтическом проекте…….28
3.1. Становление современной философской герменевтики: экспозиция проблем……………………………………………………………………….28
3.2. Начало философской герменевтики. В. Дильтей и обоснование
гуманитарных наук…………………………………………………………..32
3.3. Историчность как беспредпосылочное начало в герменевтике
Г.Г. Гадамера
Заключение
Список литературы


История и время в философской традиции обнаруживают себя как темы, значимость которых сложно переоценить и сложно исчерпать многообразие возможных здесь смысловых нюансов. Это побуждает к необходимости перво-начально обозначить границы предметного исследовательского поля. В название работы не случайно выведены понятия временности и историчности, происхождение которых исследователи связывают именно с современной философией XX века, причем в ее герменевтическом изводе. При этом историчность соотносится с двумя характеристиками бытия человека – его конечностью («бытием к смерти» и укорененностью в конкретной ситуации), а также со способностью трансцендирования, т.е. выхода за пределы ограниченности существования. Как родственный мотив используется уточненное понятие временности, определяющее фундаментальный способ бытия и мышления человека. Таким образом, мы намереваемся представить временность и историчность в их связанности.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить единство концептуализации временности и историчности в современной философии. В ходе исследования мы обосновываем предположение о том, что путеводной нитью прояснения этого единства может служить проблема онтологического обоснования познания.
Нам представляется, что временность и историчность оказываются теми концептами, которые обращают философскую мысль XX века от погруженности в проблематику эпистемологии и трансцендентализма, которая захватывает метафизику еще в начале Нового времени, к человеческому существованию в его конкретной событийности. Именно этой общей проблемой и нашей гипотезой обоснован выбор основных направлений философии, представленных в нашем исследовании и, соответственно этим направлениям, определены задачи исследования:
1. Обосновать то, что временность и историчность в феноменологии Э Гуссерля обретают смысл в контексте решения вопроса об обосновании познания в целом и научного знания в частности. Разворачивание ответа на этот вопрос определяет изменение отношения Гуссерля к истории.
2. Показать трансформацию смыслов временности и историчности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, где они понимаются уже не в эпистемологическом, а в онтологическом ключе.
3. Определить роль понятий историчности и временности в герменевтическом проекте, обратив при этом внимание на значение исторического контекста понимания в до-философской герменевтике.
Соответственно решению этих задач определяется и структура исследования. В первой главе исследования мы обращаемся к феноменологии Гуссерля. Мы показываем, что здесь эпистемологический контекст является ведущим для концептуализации временности и историчности. При этом временность может быть понята как трансцендентальное основание историчности. Мы обращаем внимание на совершившийся у Гуссерля разворот в отношении истолкования истории: от историцизма, понимаемого в негативном ключе, к историчности, оказывающейся полем обоснования научного знания и реализацией основных задач феноменологии.
Во второй главе мы рассматриваем проект фундаментальной онтологии Хайдеггера, где выведенные в заглавие работы понятия получают онтологическую интерпретацию, т.е. понимаются в качестве бытийных черт определенного сущего.
В третьей главе мы анализируем герменевтический проект и показываем, что историчность может быть понята в качестве контекста становления философской герменевтики. При этом в философской герменевтике В. Дильтея, который вводит это понятие в философский оборот, историчность выступает способом обоснования наук о духе. Обращаясь к современной герменевтике Г.Г. Гадамера, мы описываем историчность в качестве онтологического начала или условия возможности понимания и определяем, что именно в этом контексте темпоральность обретает свой специфический смысл.
Кроме основных источников, представленных работами Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, В. Дильтея и Г.Г. Гадамера также использована отечественная и за-рубежная исследовательская литература. Многие важные тексты и авторитеты определили тематическое поле нашего исследования, но при этом непосредственно не использовались в силу ограничений, предъявляемых к объему работы . Представляется, что актуальность данного исследования определяется его междисциплинарным характером, поскольку обозначенные в нём проблемы также затрагивают философию науки и историю философии. Первая, очевидно, ставит вопрос об обосновании научного знания. Вторая может быть истолкована как более или мене явный ответ на этот вопрос.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования состояла в том, чтобы определить единство стратегий концептуализации временности и историчности в современной философии. В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что основанием для прояснения этого единства может служить проблема онтологического обоснования познания. В контексте этого предположенного единства были рассмотрены две основные стратегии концептуализации временности и историчности – эпистемологическая и онтологическая. Первая стратегия репрезентирована в феноменологии Гуссерля, при этом временность рассматривается в качестве трансцендентального основания историчности, последняя, в свою очередь оказывается условием обоснования научного знания. Несмотря на то, что история в поздний период творчества Гуссерля рассматривается как «живое движение», выход за рамки эпистемологической или трансценденталистской постановки вопроса оказывается лишь возможным, но еще не действительным. Вторая стратегия репрезентирована в фундаментальной онтологии М. Хайдег-гера. Здесь временность выявляется как горизонт вопроса о бытии, и потому горизонт самой фундаментальной науки, укорененной в сущем, чьей чертой является историчность. Герменевтический проект можно рассматривать как определенный синтез этих стратегий, определяя возможность онтологического истолкования историчности как фундамента гуманитарных наук и понимания как из-начального способа бытия с Другим. При этом подобно тому, как мы находим основания хайдеггеровского мышления временности и историчности в феноменологии, герменевтика второй половины XX века, берет свои базовые интуиции из творчества Хайдеггера, дополняя и развивая его идеи. Кроме того, в ходе исследования было показано, что временность, первоначально служащая основанием понимания историчности, в последствии интерпретируется в контексте определенным образом истолкованного исторического бытия.
Вывод нашего исследования состоит в том, что единство концептуализации временности и историчности определяется разворотом современной философской традиции от эпистемологического к онтологическому контексту определения своей базовой проблематики. При этом историчность и временность оказываются онтологическим фундаментом познания.



1. Августин Блаженный. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия. – СПб.: Bibliopolis, 2006. – 512 с.
2. Бахтин М.М. К методологи гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е, М., 1986. – С.381-393, 429-432.
3. Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Издательство «Водолей». 1998. С. 345-375.
4. Гадамер Г.Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1998. — 704 с.
5. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 464 с.
6. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. - М., Республика, 1997. – 495 с.
7. Гуссерль Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект, 2010. — 229 с.
8. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век: Антология – М.: Юрист, 1995. С. 297–331.
9. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. Хрестоматия / Ред. А.М. Печенкин. — М., Логос, 1996. — С.365–376.
10. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996. – 269 с.
11. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, перевод В. И. Молчанова. М.: Издательство Гнозис», 1994.— 192 с.
12. Гуссерль Э. Феноменология: [Статья в Британской энциклопедии] / Предисл., пер. и примеч. В. И. Молчанова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 12—21.
13. Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Гуссерль Э. Избранные ра-боты / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 185–241.
14. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX. / ред., сост. Г.К. Косикова. – М.: Издательство Московского университета, 1987. – С. 108-134.
15. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // “Вопросы философии”, 1988, N 4. — С. 135—152.
16. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах / Культурология. ХХ век: Антология – М.: Юрист, 1995. С. 213–256.
17. Инишев И. Н. Интенциональность и очевидность. Истоки трансцендентальной феноменологии Гуссерля. [Электронный ресурс] URL: http://novainfo.ru/article/1038 (дата обращения: 4.05.2016).
18. Крюков А. Проблема времени и рефлексии у Гуссерля // HORIZON. – СПб, 2013. – № 2. С. 50-60.
19. Кузнецов В. Герменевтика и её путь от конкретной методики до философского направления. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm (дата обращения 4.05.2016).
20. Лангребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано // Философско-литературный журнал «Логос» / Перевод Романа Громова. — 2002. — № 2 (33). — С. 33–39.
21. Лобастова В. А. Учение Франца Брентано о сознании. // Логико-философские штудии. №2. 2003. С. 417–445.
22. Михайлов И.А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистенциальные истоки феноменологии // История философии. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 1997. С. 71–80.
23. Молчанов В. И. Время и сознание: критика феноменологической философии // Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.— 456 с.
24. Молчанов В. И. Гуссерль. [Электронный ресурс] URL:
http://www.pravenc.ru/text/168426.html#part_3 (дата обращения: 4.05.2016).
25. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др.- М.: Наука, 1989. С. 110-136.
26. Мотрошилова Н. В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Э. Гуссерля. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др.- М.: Наука, 1989. С. 63-98.
27. Паткуль А. Б. Понятие онтологии в «Идеях I» Эдмунда Гуссерля // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. Том 115, №2 (2013). С. 5-18.
28. Паткуль А. Б. Фундаментальная онтология как способ концептуализации бытия. [Электронный ресурс] URL: http://anthropology.ru/ru/text/patkul-ab/fundamentalnaya-ontologiya-kak-sposob-konceptualizacii-bytiya (дата обращения: 4.05.2016).
29. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль, 1994. – 654 с.
30. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея // Дильтей В. Собр. соч. Т.1 М., 2000. С. 15-23.
31. Разеев Д. Н. Проблема очевидности в феноменологии Гуссерля. // Материалы коллоквиума «Влияние немецкой философии на русскую философию с XIX века до начала XX века и дальнейшее развитие философии в Германии и в России». Под ред. Разеева Д.Н. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.105-137.
32. Ракитов А. И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера. // Историко-философский ежегодник. М., 1988. — С.150-165.
33. Румянцева Т.Г. Дильтей // История философии. Энциклопедия / ред. А.А. Грицанов. - Минск: Интерспрессервис, 2002. – С. 321-324.
34. Савин А. Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля. — Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008. — 210 с.
35. Слинин Я. А. Феноменология интерсубъективности. Издательство «Наука». – СПб.: 2004. – 360 с.
36. Фалев Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. / Е. В. Фалёв. СПб.: Алетейя, 2008. – 224 с.
37. Филатов В.П., Малахов В.С., Вышегородцева О.В. Обсуждаем статьи об историзме // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XII. № 2. С. 150-162.
38. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.
39. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Издательство «Водолей». 1998. — 384 с.
40. Херрманн Ф.-В. фон. Гуссерль — Хайдеггер и «сами вещи» // Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Сб. / Пер. с нем – Мн. Пропилеи, 2000. С. 11-27.
41. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.– 460 с.
42. Шиповалова Л.В. Научная объективность в исторической перспективе. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. [Электронный ресурс] URL:
http://philosophy.spbu.ru/userfiles/kathedras/scitech/Shipovalova/Shipovalova-dissertazia.pdf. (дата обращения 4. 05. 2016 г).
43. Шиповалова Л. В. О возможной совместимости историчности и объективности научного знания // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 4. С. 19–23.
44. Шиповалова Л.В. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии социально-гуманитарного познания // История и философия науки /ред. А.С. Мамзин. – СПб.: Питер, 2008. С. 275-280.
45. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки. Хрестоматия / Ред. А.М. Печен-кин. — М., Логос, 1996. С. 376–392.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ