Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика ЕС в отношении климатических беженцев

Работа №135045

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы122
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовой статус климатических беженцев в мире и ЕС .. 17
1.1. Проблема международно-правового статуса климатических беженцев…… 17
1.2. Особенности правового статуса климатических беженцев в ЕС.. 29
Глава 2. Внешняя и внутренняя климатическая миграция в Европейском союзе… 38
2.1. Климатическая миграция в результате стихийных бедствий и последствий изменения климата внутри ЕС. 40
2.2. Изменение климата, как фактор иммиграции в ЕС из третьих стран… 54
Глава 3. Механизмы решения проблемы климатических беженцев в ЕС и странах-членах.. 64
3.1. Политика ЕС в сфере экологии и борьбы с изменением климата… 64
3.2. Рекомендации по улучшению миграционной политики ЕС в отношении климатических беженцев.. 78
Заключение 90
Список источников и литературы 94
Приложения 117

Изменение климата становится одним из самых серьезных вызовов для международного сообщества в этом столетии, поскольку изменения глобальной температуры вызывают увеличение частоты стихийных бедствий и экстремальных погодных условий. В этом контексте изменение климата будет играть значительную роль в формировании моделей миграции будущего, как из-за его прямого влияния на средства к существованию и безопасность людей, так и в качестве дополнительного фактора, негативно воздействующего на политическую и экономическую стабильность в различных странах. Те лица, что «были вынуждены временно или навсегда покинуть свою традиционную среду обитания из-за заметного нарушения окружающей среды (естественного и/или вызванного людьми), которое поставило под угрозу их существование и/или серьезно повлияло на качество их жизни», являются климатическими беженцами.
Термина «климатический беженец» фактически не существует в правовой сфере, а используется в основном в академической сфере. Чтобы лицо могло считаться беженцем в соответствии с Конвенцией 1951 г., оно должно соответствовать критериям прямой угрозы из-за преследований по признаку национальности, религии, расы, политической принадлежности и принадлежности к какой-либо групп. Хотя некоторые группы климатических беженцев могут подпадают под это определение (например, беженцы, ищущие защиты от вооруженного конфликта или судебного преследования, которое могло начаться из-за последствий изменения климата), большинство из них могут оказаться в крайне тяжелой ситуации, где им потребуется защита. В этой работе используется термин «климатические беженцы» в том числе для того, чтобы продемонстрировать существующий пробел в международном законодательстве, которые заключается в отсутствии правового статуса для тех лиц, которые были вынуждены покинуть свой дом из-за разрушительного воздействия климатических изменений.
Однако в настоящее время среди исследователей нет консенсуса в отношении используемой терминологии. Существуют также такие дефиниции, как «экологический мигрант», «экологический беженец», «экологически перемещенное лицо», «климатический мигрант». Использование любого из них может иметь свои негативные последствия для понимания сущности климатической миграции. В частности, слово «экологический» является слишком широким для обозначения природы причин миграции климатических беженцев. Важно понимать, что в академических кругах используется слово «климатический» по той причине, что оно адресует коренные причины миграции таких групп лиц – изменение климата и связанные с ним последствия, среди которых увеличение частоты возникновения стихийных бедствий и их силы. Слово «экологический», в свою очередь, может дискредитировать статус климатических беженцев, а также ставит под вопрос вклад климатических изменений в усиление процессов миграции. В работе делается акцент на том, что существует прямая связь между изменением климата и ростом частоты стихийных бедствий, поэтому в рамках такого подхода единственным приемлемым вариантом является использование слова «климатический».
Слово «мигрант» также имеет негативную коннотацию, связанную с тем, что лицо покидают свою страну или дом добровольно. Слово «беженец» гораздо более точно описывает феномен климатических беженцев, поскольку они покидают свою родину из-за угрозы своей жизни, которая может быть вызвана как возникновением природных катаклизмов, так и более медленными проявлениями климатических изменений (засуха, деградация почв, повышение уровня океана и т.д.).
Таким образом, понятие «климатический беженец» более точно описывает то, о чем идет речь в данной работе. Также нельзя не отметить, что в документах ЕС и публичных высказываниях политических фигур в институтах ЕС используется именно термин «климатический беженец», а не какой-либо другой из перечисленных выше. Однако здесь важно отметить, что в работе также используется понятие внутренне перемещенных лиц – «лица или группы лиц, которые были вынуждены покинуть свои дома или места традиционного проживания в результате или во избежание последствий вооруженных конфликтов, ситуаций всеобщего насилия, нарушений прав человека или стихийных бедствий, и которые не пересекли международно-признанную государственную границу». Поскольку в исследовании речь идет о климатической миграции, то под внутренне перемещенными лицами будут подразумеваться лица, вынужденные покинуть свой дом из-за последствий изменения климата. Использование этого понятия обусловлено необходимостью разделения климатических беженцев на тех, кто пересекают границу, и кто перемещается внутри своей страны. Дополнительное объяснение в удобстве и правильности такого подхода будет дано в ходе основной части исследования.
В ближайшие 30 лет рост числа климатических беженцев будет стремительно увеличиваться. Существуют разные оценки этого роста к 2050 году. Так, по данным Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК), к 2050 году число лиц, которые будут вынуждены перемещаться из-за изменения климата может составлять 636 млн. Согласно прогнозам IOM, общее число климатических мигрантов к 2050 году вырастет до 200 миллионов человек. Самый драматичный прогноз предлагает Институт экономики и мира (IEP), который говорит о 1,2 миллиарда климатических беженцев к 2050 году. В целом, в средне и долгосрочном будущем климатические беженцы будут являться не только самой многочисленной группой мигрантов, но и самой уязвимой из-за отсутствия правового статуса и, следовательно, возможности получения защиты. Еще в 2011 г. Антониу Гутерриш, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев, заявил, что «в международной системе существует пробел в защите, который необходимо устранить». К текущему времени этот призыв не потерял свою актуальность, поскольку международное сообщество до сих пор не проявило должно внимания к проблемам климатических беженцев.
Так, вышеперечисленные факторы и условия отсутствия правового статуса и международной защиты климатических беженцев обусловливают высокую актуальность темы исследования. Изучение политики ЕС в отношении климатических беженцев в этом смысле представляет особый исследовательский интерес, поскольку, как неоднократно подчеркивается в основной части работы, Европейский союз сегодня является лидером как в сфере борьбы с изменением климата, так и по вопросу обсуждения проблем климатической миграции. ЕС в среднесрочной перспективе может стать первым актором, который сформирует единую и всеобъемлющую политику в отношении климатических беженцев.
Научная значимость и новизна работы определяется тем, что тема политики ЕС в отношении климатических беженцев освещена слабо, как в отечественной, так и зарубежной литературе.
Объектом исследования является политика ЕС в отношении климатических беженцев. Предмет исследования – недостатки, пробелы и особенности политики ЕС в отношении климатических беженцев, специфика их правового статуса в ЕС и мире.
Степень разработанности темы довольна слабая. Число как отечественных, так и зарубежных работ по этой теме ограниченно.
Тем не менее, в последние годы растет исследовательский интерес к изучению климатической миграции. Эту тенденцию демонстрирует график международной организации по миграции (Приложение 5), где указано, что за период 1980-2016 гг. количество работ по климатической миграции стремительно росло. Тем не менее, на нем также видно, что работ по этой теме все еще крайне мало, особенно что касается эмпирических исследований.
На сегодняшний день существует мало фактических прогнозов относительно того, как изменение климата повлияет на модели миграции. Кроме того, причины миграции, связанные с изменением климата, часто многочисленны и сложны, что затрудняет осмысленное отделение этой формы миграции от других форм миграции. Исследования, ориентированные на прогнозирование, сами по себе часто подвергаются критике. Кроме того, эмпирические модели встречаются редко отчасти из-за характера темы исследования, поскольку в ней наблюдается изменение событий «по мере их появления» и где прогнозы в значительной степени зависят от непроверенных теорий. По этим причинам исследователям становится все труднее точно прогнозировать миграционные потоки, что, в свою очередь, создает трудности для политиков.
Особый интерес вызывают вопросы защиты беженцев в ЕС. Например, Юлия Минк ставит под сомнение согласованность между государствами-членами ЕС в обеспечении соблюдения абсолютных прав невыдворения, свободы от пыток и других видов жестокого обращения в лагерях беженцев. Она критикует государства-члены ЕС за использование лагерей для задержанных, чтобы противоречит международным нормам права.
Де Брюйкер и Цурди углубляются в рассмотрение гармонизации законодательства в сфере прав человека. Они исследуют попытки рационализации исключений из судебной практики защиты лиц, ищущих убежища, и особо уязвимых лиц Европейским судом по правам человека, Комитетом ООН по правам человека и трибуналами. Их исследование показало, что правовая система недостаточна развита в условиях соблюдения правил, установленных директивами ЕС и регламентами, таких как Дублинский регламент, который позволяет государствам задерживать беженцев.
Что касается того, могут ли климатические беженцы вписаться в ранее существовавшую правовую базу для беженцев, мнения исследователей разделились. Некоторые исследователи, такие как Уильямс, предлагают систему, основанную на признании климатических беженцев в качестве отдельной группы, что побудит государства разрабатывать региональные программы в соответствии с тем, что осуществимо на региональном уровне, и, таким образом, сводит к минимуму пробелы в защите в международном законодательстве о беженцах. Автор считает совместные международные усилия неосуществимыми, учитывая слабую международную реакцию на изменение климата. Аманда Теденлджунг, например, придерживается несколько другого мнения, отметив в своей работе, что в ближайшем будущем ЕС не готов признать климатических беженцев, поэтому нужны усилия по расширению существующих директив, которые могли бы включить в себя широкий спектр условий, при которых лицу может быть предоставлена защита. В соответствии с таким подходом климатические беженцы и ряд других мигрирующих групп смогут вписаться в рамки европейского законодательства и получить защиту.
В диссертации используется заметное количество работ по изучению политики ЕС в сфере борьбы с изменением климата. Стоит отметить таких авторов, как К. Дамро и И. Харди, Д. Рэнкин, Д. Эндрю, В. А. Харро и др. Эти труды использовались для анализа климатической политики ЕС в третьей главе, как одного из механизма регулирования климатической миграции.
Использовалось некоторое количество работ, посвященных климатической миграции в целом вне контекста миграционной политики ЕС в этом направлении. Так, в этой группе следует выделить таких авторов, как Л. Бейкер, Х. Аязи, Ф. Лацко и др.
Особое внимание стоит уделить таким авторам, как М. Родригес, К. Абеллан, Л. Монтальто и М. Росадо, которые написали серию статей на тему стихийных бедствий в Европе и возникновению большого числа климатических беженцев и других жертв изменения климата, нуждающихся в защите.
В этом контексте важно отметить недостаток комплексных и всеобъемлющих исследований на тему политики ЕС в отношении климатических беженцев. Существующая литература, как правило, касается отдельных практик или узконаправленных тем, которые не позволяют сформировать более полную и широкую картину в отношении основных проблем и вызовов, с которыми сегодня сталкиваются климатические беженцы в ЕС. Недостаток научных работ на тему политики ЕС в этом направлении также обусловлено сложностью ее изучения из-за отсутствия у ЕС единого курса и плана по тому, как определять и регулировать климатическую миграцию. В этом смысле диссертация направлена в том числе на восполнение этого пробела в академической среде.
Цель работы: определить позитивные, негативные аспекты, а также потенциал развития политики Европейского союза в отношении климатических беженцев
Задачи:
– Определить проблемы международно-правового статуса климатических беженцев
– Выделить особенности правового статуса климатических беженцев в ЕС
– Оценить масштабы климатической миграции в результате стихийных бедствий и последствий изменения климата внутри ЕС
– Проанализировать роль изменения климата в списке факторов, влияющих на решение мигрировать из третьих стран в Европейский союз
– Оценить масштабы климатической миграции в ЕС из третьих стран и определить степень необходимости модернизации политики ЕС в отношении климатических беженцев
– Изучить политику ЕС в сфере экологии и борьбы с изменением климата, оценив ее потенциальное влияние на изменение иммиграционных процессов в страны-члены ЕС
– Определить роль ЕС в решении проблемы климатических беженцев.
– Предложить рекомендации по улучшению миграционной политики ЕС в отношении климатических беженцев
Хронологические рамки исследования охватывают период от вступления в силу Маастрихтского договора (1 ноября 1993 г.), образовавшего Европейский союз, до апреля 2022 г. В отдельных случаях в работе описываются и анализируются события, выходящие за пределы указанных хронологических рамок.
Географические рамки охватывают территорию стран-членов Европейского союза, а также ряда других стран, которые в ходе работы представляли исследовательский интерес с точки зрения изучения процессов климатической миграции. Помимо Европы, в исследовании затронуты страны Африки, Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.
Теоретической основой диссертации являются теория сетевого анализа и теория «push» и «pull» факторов (в отечественной литературе чаще используется перевод «теория притяжения-выталкивания»). В отдельных случаях в работе применялись теория двойного рынка труда М. Пиоре и теория трех фаз процесса миграции Ш. Айзенштада.
Методологическая база включает в себя общенаучные методы и методы политологического исследования:
В числе общенаучных методов исследования было необходимо использовать методы анализа и синтеза, первый из которых применим к рассмотрению законодательства ЕС в сфере миграции, а также последствий изменения климата, росту числа климатических беженцев, анализу основных причин их возникновения, а второй – обязателен при анализе путей преодоления кризисных ситуаций, улучшения миграционной политики и модернизации законодательства ЕС в вопросах улучшения защиты и обеспечения прав климатических беженцев. На протяжении всей работы также использовался системный анализ, способствующий решению отдельных слабоформализуемых проблем, среди которых, например, проблема четкого определения климатических беженцев, трудности изменения Женевской Конвенции или включения в нее условий климатической миграции и т.д.
Также были применены методы индукции и дедукции для систематизации и упорядочивания выявленной в процессе сбора данных информации.
Среди методов политологического исследования особую роль сыграл ситуационный анализ, который помогает при разработке стратегий и сценариев развития миграционного кризиса, связанного с ростом климатический миграции в мире, а также рекомендаций, в частности, во второй параграфе третьей главы, где описываются основные предложения по формированию и дальнейшему улучшению единого курса ЕС в отношении климатических беженцев.
При анализе объемных документов применялся контент-анализ и метод когнитивного картирования. При изучении публичных высказываний политических фигур использовался дискурс-анализ, который позволил проследить логику политических деятелей, определить аспекты текстовой и экстралингвистической реальности в рамках темы климатической миграции, что способствовало более полному пониманию взглядов политиков европейских стран и ЕС по вопросу признания климатических беженцев и предоставления им защиты.
В рамках первой главы при изучении законодательства использовалась юридическая догматическая методология, используемая для деконструкции не до конца ясной нормы права, чтобы объяснить или, возможно, восстановить правовую основу. Сюда входит проведение анализа источников права, подготовительная работа, судебные дела или юридические статьи. В этой работе эта методология будет применяться в качестве инструмента для анализа структуры, целей и последствий директив, действующих в отношении законодательства об убежище (для климатических беженцев) в ЕС, а также того, как государства решили интерпретировать эти директивы.
Нельзя не отметить роль методов дисперсионного и корреляционного анализа, которые применялись в рамках основного статистического метода. Первый помогал найти зависимости в данных путем исследования значимости различий в средних значениях, а второй, в свою очередь, способствовал нахождению связи (корреляции) между двумя отдельными переменами, которыми в большинстве случаев являлись миграционные процессы и его факторы.
Наконец, при оценке масштабов климатической миграции в ЕС из третьих стран использовался качественный метод анализа, заключающийся в измерении ND-GAIN индекса стран третьих стран и его соотношении с такими показателями, как близость к ЕС или налаженность миграционный путей со странами-членами ЕС, наличие родственных связей у лиц, проживающих в третьих странах, с лицами, проживающими на территории ЕС, уровень уязвимости к климатическим изменениям соседних стран и т.д.
Источниковая база исследования является довольно объемной.
За последнее десятилетие были достигнуты важные успехи в области методологий и сбора данных. Исследователи и специализированные учреждения работают над усовершенствованными методологиями сравнительных межстрановых или межрегиональных исследований, моделями и многофакторными симуляторами, предназначенными для прогнозирования будущих тенденций, однако важно сказать, что на сегодняшний день существует высокий уровень дефицита источников по климатической миграции, в особенности в области статистики.
В ряде стран было начато осуществление ряда инициатив по сбору информации. Национальные власти собирают информацию о перемещении населения и эвакуации, связанных со стихийными бедствиями. Данные о перемещении населения в результате стихийных бедствий на местном уровне поступают от (международных и национальных) гуманитарных учреждений (НПО, учреждений ООН), участвующих в операциях по оказанию чрезвычайной помощи, которые собирают данные для удовлетворения потребностей пострадавшего населения. Однако эти данные остаются неполными и на сегодняшний день не существует источников, на которых были бы размещены полные данные по глобальной климатической миграции.
Пожалуй, наиболее важным и достоверным источником информации по климатической миграции является Центр мониторинга внутреннего перемещения (IDMC), который с 2008 г. собирает данные о внутреннем перемещении в контексте бедствий во всем мире через свою Глобальную базу данных о внутреннем перемещении (GIDD). Оценки основаны на информации национальных органов власти, учреждений ООН, таких как МОМ, Международная федерация Красного Креста (МФКК) и Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), неправительственных организаций и, в частности, сообщений средств массовой информации. Данные публикуются в ежегодном Глобальном докладе о перемещении населения, которая также охватывает внутреннее перемещение в результате конфликтов и насилия. IDMC разрабатывает методологии для составления карт и оценки будущих рисков перемещения в результате стихийных бедствий и начинает собирать данные о трансграничном перемещении, однако в настоящее время данные по трансграничным перемещениям все еще недоступны.
В связи с этим в работе используются данные не только IDMC, но и других организаций, агентств или служб, среди которых нужно отметить, Eurostat, IOM, UNHCR и др. Eurostat предоставлял данные по миграции в ЕС, включая информацию о причинах подачи заявлений на убежище, IOM и UNHCR содержат информацию по климатической миграции в отдельных странах, где наблюдается особо высокий уровень уязвимости к изменению климата.
Для определения уровня уязвимости к климатическим изменениям использовался ND-GAIN индекс, который был крайне полезен в рамках второй главы диссертации. В ходе работе использовались материалы СМИ (Euronews, Deutsche Welle, BBC и др.) освещающие определенные события, связанные с разрушительными последствиями изменения климата, в том числе стихийными бедствиями, которые способствовали возникновению климатических беженцев.
Анализ также был построен на большом количестве европейских и международных соглашений и договоров, среди которых Парижское соглашение, Киотский протокол, Копенгагенское соглашение, Новый пакт о миграции, Европейская Хартия по правам человека и др., директив ЕС, среди которых Директива 2001/55/EC, Директива 2008/115/EC, Директива 2011/95/ЕС и др., а также ряде других документов.
Наконец, особое внимание нужно уделить ежегодным отчетам IDMC, в которых содержится объемный массив данных в том числе по внутренней климатической миграции, отчетам UNHCR и UNFCCC, где представлена подробная информация о миграции в отдельных странах и роли изменения климата на усилению миграционных процессов в этих странах.
Таким образом, объемная источниковедческая база позволяет максимально объективно и всеобъемлюще проанализировать процессы климатической миграции в ЕС и в третьих странах, определить роль ЕС в этих процессах, установить его правовые, политические и экономические возможности по решению основных проблем климатических беженцев, очертить существующие у ЕС на сегодняшний день механизмы по регулированию климатической миграции, оценить перспективы политики в этом направлении и предложить рекомендации по ее улучшению.
Структура исследования соответствует поставленным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. Первая глава посвящена анализу проблем правового статуса климатических беженцев в ЕС и мире. Вторая глава направлена на исследование внешней и внутренней климатической миграции в Европейском союзе. В рамках третьей главы анализируются механизмы решения проблем климатических беженцев в ЕС и странах-членах, а также даются рекомендации по улучшению политики ЕС в этом направлении.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе диссертации была выполнена ее главная цель, в частности, определены позитивные, негативные аспекты, а также потенциал развития политики Европейского союза в отношении климатических беженцев.
Одним из негативных аспектов политики ЕС в этом направлении является отсутствие единого курса или стратегии в этой области. Здесь важно отметить отсутствие международно-правового статуса климатических беженцев, что указывает на устаревшие положения Женевской Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г., которые не предусматривают изменение климата в качестве фактора, влияющего на миграцию. Обсуждение вопроса по установлению правового статуса таких лиц ведется уже продолжительное время, однако серьезных результатов достигнуто так и не было. Так, несмотря на исторически важное заключение Комитета по правам человека ООН в 2020 г., заключавшееся в признании права людей, покинувших родину из-за изменений климата, на убежище в других странах, международное сообщество, в том числе даже развитые богатые страны, по-прежнему не готовы предоставлять климатическим беженцам необходимый уровень защиты.
В этом контексте национальные государства ЕС, как члены Женевской Конвенции, действуют в рамках международного дискурса, не признавая статус климатических беженцев. Тем не менее, здесь важно отметить отдельные позитивные аспекты. В частности, ЕС с 1990-х гг. демонстрируют желание и готовность улучшить положение климатических беженцев, что подтверждается как публичными заявлениями европейских политиков, так и отдельными тезисами в ряде документов.
На сегодняшний день законодательство ЕС слабо отображает новые миграционные условия, формирующиеся в контексте усиления процессов климатических изменений. Как было установлено в ходе работе, в этом смысле европейское законодательство обладает теми же проблемами и пробелами, что и международное законодательство. Учитывая эту взаимосвязь, делается вывод о том, что правовой статус климатических беженцев в ЕС будет во многом меняться в соответствии с изменением их международно-правового статуса.
Пока этого не произошло, климатические беженцы в ЕС могут претендовать на защиту в рамках отдельных директив, а также могут остаться на территории ЕС в соответствии с Европейской Хартией по правам человека, предусматривающая запрет на высылку тех лиц, у которых на их родине существует прямая угроза жизни. Впрочем, эта правовая база не может считаться достаточной, поскольку многие климатические беженцы покидают свой дом в том числе из-за медленно протекающих процессов климатических изменений, например, повышение уровня моря, засухи, нехватки водных ресурсов и т.д., что не считается «прямой» угрозой жизни, но определенно должно являться оснований для предоставления лицу права на убежище в другой стране.
Учитывая эти и некоторые другие пробелы в политики ЕС в отношении климатических беженцев, сегодня существует острая необходимость в ее улучшении. Эта необходимость обусловлена ростом как внутренней, так и внешней климатической миграции в ЕС.
Что касается масштабов внутренней климатической миграции, то в ходе работы делается вывод о бурном росте числа и разрушительной силы стихийных бедствий в европейских странах за последнее десятилетие, что является прямым следствием изменения климата. Однако нужно отметить, что подавляющее большинство климатических беженцев в ЕС перемещаются внутри страны, в связи с чем с юридической точки зрения таких лиц следует называть внутренне перемещенные лица, однако их сущность от этого не меняется.
Одна из отличительных особенностей лиц, пострадавших от изменения климата в странах ЕС, заключается также в том, что они гораздо более устойчивы к крупным наводнениям, пожарам, ураганам, штормам и другим стихийным бедствиям из-за высокого уровня экономического развития и, следовательно, наличия определенного уровня гарантий. Европейцы имеют гораздо большую социальную защиту, а также обладают большими финансовые средствами для восстановления своего жилища. Отчасти поэтому (и также из-за большой привязанности к дому, работе, друзьям и родственникам) часть пострадавших граждан предпочитают оставаться, а не покидать свое привычное место жительства. Отдельно стоит сказать про страховку, которая из-за увеличения стоимости становится все менее доступной для граждан ЕС, в связи с чем все большее количество европейцев становятся уязвимыми к изменению климата. В этом смысле политика ЕС не предполагает конкретных действий для помощи жертвам изменения климата на европейском уровне, что в будущем с ростом внутренне перемещенных лиц в Европе станет еще большей проблемой.
ЕС также до сих пор не разработал единую политику в отношении внешней климатической миграции, несмотря на ее стремительный рост в последние годы. Согласно предоставленным данным, уже в кратко и среднесрочной перспективе климатические беженцы могут стать главной группой перемещенных лиц. Стихийные бедствия происходят все чаще, а наиболее бедные и слаборазвитые государства обладают крайне низким уровнем устойчивости к климатическим изменениям. Таким образом, увеличение миграционных потоков климатических беженцев из третьих стран в ЕС неизбежно по причине экономической привлекательности европейских стран, их низкого уровня уязвимости и высокой степени адаптации к изменениям климата, налаженности миграционных путей и нелегального бизнеса по транспортировке мигрантов и беженцев (контрабанды), политики открытых дверей в ряде стран, в частности, Германии, колониальных связей некоторых стран ЕС со странами-донорами климатических беженцев и т.д.
В этом смысле разработка единого курса ЕС в отношении климатических беженцев является прагматической необходимостью. На сегодняшний день политика в этом направлении строится в основном на попытке ликвидировать коренные причины появления климатических беженцев. ЕС выступает лидером в сфере борьбы с изменением климата, проявляя активное участие не только на региональном (европейском), но и на международном уровне (высока роль ЕС в организации конференций ООН по климату, разработке таких соглашений, как Киотский протокол и Парижское соглашение). Главной целью европейской политики является достижения наилучшего сценария – сценария, при котором глобальная средняя температура повысится не больше, чем на 2°C. Эти действия действительно будут способствовать замедлению процессов изменения климата и, следовательно, дадут больше времени международному сообществу, в особенности развивающимся странам, для адаптации к новым климатическим условиям, что поможет снизить потенциальный рост климатических беженцев в мире.
Тем не менее, действия ЕС должны протекать в разных сферах. С целостной и основанной на правах парадигмой по отношению к климатическим беженцам этот вопрос должен быть всесторонне рассмотрен с учетом прав человека, экологических, гуманитарных законов и законов о предоставлении убежища, а также политики в области устойчивого развития, внешней политики и политики безопасности. Таким образом, ЕС как нормативная сила со своими стандартами станет примером для других, вдохновляющим на улучшение своих стандартов в отношении признания статуса и правовой защиты климатических беженцев. В рамках исследования были даны рекомендации на двух уровнях – международном и европейском (ЕС) уровнях.
На международном уровне ЕС следует сосредоточить свои усилию по форсированию таких решений, как создание новой конвенции и назначение Специального докладчика по правам человека и климатическим беженцам, что будет способствовать как привлечению внимания международного сообщества к проблемам климатических беженцев, так и их последовательному решению. На уровне ЕС необходимо заметно дополнить законодательство, изменив и усовершенствовав европейские директивы с целью обеспечения климатических беженцев большей защитой и правами. Эти меры в дальнейшем могут стать основой для разработки единой стратегии или курса ЕС в отношении климатических беженцев.



I. Источники
1) Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2011/95/ЕС от 13 декабря 2011 г. "О стандартах определения граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, о едином статусе беженцев или лиц, имеющих право на дополнительную защиту, а также о содержании предоставляемой защиты" (новая редакция). — Текст : электронный // Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70363988/ (дата обращения: 05.04.2022).
2) Конвенция о статусе беженцев. — Текст : электронный // un.org : [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 15.02.2022).
3) Ксинтия принесла в Европу смерть и разрушения. — Текст : электронный // Euronews : [сайт]. — URL: https://ru.euronews.com/2010/03/01/europe-counts-cost-after-deadly-storms (дата обращения: 17.10.2020).
4) Мы сами не местные/18.02.2020. — Текст : электронный // N+1 : [сайт]. — URL: https://nplus1.ru/material/2020/02/18/climate-refugees (дата обращения: 06.03.2022).
5) Никто не знает причин глобального потепления климата – Путин. — Текст : электронный // Regnum/19.12.2019 : [сайт]. — URL: https://regnum.ru/news/2812168.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 15.02.2022).
6) Португалия: смертоносное пламя. — Текст : электронный // Euronews : [сайт]. — URL: https://ru.euronews.com/2017/06/18/nocom-portugal-fire (дата обращения: 18.10.2020).
7) Протокол, касающийся статуса беженцев. — Текст : электронный // un.org : [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees_prot.shtml (дата обращения: 15.02.2022).
8) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2018 года/Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. — Текст : электронный // migrationnetwork.un.org : [сайт]. — URL: https://migrationnetwork.un.org/sites/g/files/tmzbdl416/files/docs/gcm_russian.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
9) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 сентября 2016 года/Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах . — Текст : электронный // iom.int : [сайт]. — URL: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/our_work/ODG/GCM/NY_Declaration_RUS.pdf (дата обращения: 22.02.2022).
10) Ураган "Синтия" унес жизни 45 человек во Франции. — Текст : электронный // Комсомольская правда : [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/online/news/624988/ (дата обращения: 17.10.2020).
11) Эксперты ООН признали право «климатических беженцев» на убежище21.01.2020. — Текст : электронный // ООН : [сайт]. — URL: https://news.un.org/ru/story/2020/01/1370971 (дата обращения: 22.02.2022).
12) 2020 climate & energy package. — Текст : электронный // European Commission : [сайт]. — URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2020-climate-energy-package_en (дата обращения: 25.03.2022)
13) 2020 Internal Displacement. — Текст : электронный // IDMC : [сайт]. — URL: https://www.internal-displacement.org/database/displacement-data (дата обращения: 06.03.2022).
14) 2030 Climate Target Plan. — Текст : электронный // European Commission : [сайт]. — URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-action/european-green-deal/2030-climate-target-plan_en (дата обращения: 26.03.2022).
15) A European Green Deal. — Текст : электронный // European Commission : [сайт]. — URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en (дата обращения: 26.03.2022).
16) Advisory Opinion on the Extraterritorial Application of Non-Refoulement Obligations under the 1951 Convention relating to the Status of Refugees and its 1967 Protocol*. — Текст : электронный // UNHCR : [сайт]. — URL: https://www.unhcr.org/4d9486929.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
17) All valid permits by reason, length of validity and citizenship on 31 December of each year/26.11.2021. — Текст : электронный // Eurostat : [сайт]. — URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?query=BOOKMARK_DS-060537_QID_-17A3DB5F_UID_-3F171EB0&layout=TIME,C,X,0;REASON,L,X,1;GEO,L,Y,0;DURATION,L,Z,0;CITIZEN,L,Z,1;UNIT,L,Z,2;INDICATORS,C,Z,3;&zSelection=DS-060537UNIT,PER;DS-060537INDICATORS,OBS_FLAG;DS-060537CITIZEN,TOTAL;DS-060537DURATION,TOTAL;&rankName1=UNIT_1_2_-1_2&rankName2=CITIZEN_1_2_-1_2&rankName3=INDICATORS_1_2_-1_2&rankName4=DURATION_1_2_-1_2&rankName5=TIME_1_0_0_0&rankName6=REASON_1_2_1_0&rankName7=GEO_1_2_0_1&sortC=ASC_-1_FIRST&rStp=&cStp=&rDCh=&cDCh=&rDM=true&cDM=true&footnes=false&empty=false&wai=false&time_mode=NONE&time_most_recent=false&lang=EN&cfo=%23%23%23%2C%23%23%23.%23%23%23 (дата обращения: 15.03.2022).
18) Allianz Global Wealth Report 2021: Saving from home. — Текст : электронный // Allianz : [сайт]. — URL: https://www.allianz.com/en/economic_research/publications/specials_fmo/2021_10_07_AllianzGlobalWealthReport2021.html (дата обращения: 09.04.2022).
... Всего источников – 151.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ