Сергей Константинович Маковский – яркая фигура в российской культурной жизни начала XX века. Сын академика живописи К.Е. Маковского, он обучался на физико-математическом, а затем на юридическом факультете Петербургского университета, и уже в 1898 году, в возрасте 21 года, стал публиковаться как художественный критик; принимал участие в издании журналов «Русская икона», «Старые годы». Помимо искусствоведческих исследований, активно занимался организацией художественных выставок, наиболее масштабной из которых стала прошедшая в 1909 году в Петербурге выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры, вошедшая в историю как «Салон Маковского» (в ней принимали участие 80 художников разных направлений и экспонировалось более 500 работ). Значительное место в жизни С.К. Маковского занимает его деятельность на посту главного редактора журнала «Аполлон», созданного им и выходившего с 1909 по 1918 годы. В этот журнал, который стал, фактически, преемником «Мира искусства», ему удалось привлечь лучшие художественные силы своего времени и найти баланс между литературным, художественным и просветительским началами. Появившись в сложный для русского искусства период зарождения и развития новых течений, «Аполлон» должен был стать новым центром их объединения и площадкой для решения наиболее насущных культурных вопросов. Примечательно, что на страницах журнала смог найти отражение весь спектр существовавших в те годы художественных течений, включая и левые авангардные.
Однако, несмотря на то, что в научной литературе культуру серебряного века нельзя назвать обделённой вниманием, деятельность С.К. Маковского вряд ли можно считать к настоящему времени всесторонне изученной. Также нельзя утверждать, что журнал «Аполлон» и его роль в культуре этого периода освещена исчерпывающе, а ведь он был, пожалуй, одним из наиболее ярких периодических изданий своего времени. В свете этого приобретает актуальность введение в научный оборот и анализ новых источников, что станет важным шагом к более детальному раскрытию данной темы.
В то время как объектом данного исследования выступает художественная жизнь России начала XX века в целом, предмет исследования – деятельность С.К. Маковского и его роль в художественной жизни дореволюционной России, а также место в ней издаваемого им журнала «Аполлон».
Задача исследования – анализ источников, хранящихся в отделе рукописей Государственного Русского музея в фонде С.К. Маковского (фонд № 97). Данный фонд содержит значительное количество документов, 570 единиц хранения, включающих в себя черновики статей, лекций и книг Сергея Маковского, большое количество писем, адресованных как ему лично, так и в редакцию журнала «Аполлон», а так же документы, связанные с его организационной деятельностью.
Хронологические рамки определены датировкой источников: самые ранние документы в фонде датированы 1893-1894 гг., самые поздние–летом-осенью1917 г.; наибольшая же часть документов относится к периоду с 1911 по 1917 гг., времени активной работы над «Аполлоном».
Методология работы в большей степени склоняется к позитивизму, в виду того, что рассмотрения требует большое количество ранее не публиковавшихся архивных материалов. Кроме того, возможно привлечение элементов микроисторического исследования, особенно при рассмотрении массива источников из архива редакции «Аполлона»: редакционная переписка может помочь погрузиться в вопросы, связанные с подготовкой номеров журнала, обсуждением различных вопросов его издания. Исходя из характера источников, возможно рассмотрение повседневной жизни редакции журнала, взаимоотношений сотрудников, что подталкивает нас к концепции истории повседневности.
Практическая значимость работы заключается в том, что перед нами открываются перспективы создания комплексной работы, посвящённой одному из наиболее ярких журналов серебряного века. Многие документы позволят расширить наши представления об издательской, организационной деятельности С. К. Маковского и его научных изысканиях.
Подводя итог, необходимо сказать, что, несмотря на обширный список трудов, посвящённых жизни и творчеству С. К. Маковского и его главному издательскому проекту, журналу «Аполлон», мы можем утверждать, что исследования в этом направлении не потеряли актуальность. Не все стороны деятельности Сергея Маковского на данный момент освещены в науке, и многим её аспектам могут быть посвящены новые публикации. Важно для нас и то, что значительная часть работ написана с точки зрения филологии и искусствоведения, что оставляет простор для исследований, затрагивающих исторические вопросы.
Большой массив источников, хранящихся в отделе рукописей ГРМ, лишь частично введён в научный оборот, и изучение этих документов позволит осветить новые аспекты в деятельности С. К. Маковского, связанные с его издательскими, выставочными и научными проектами, его деловые и личные контакты. Значительным шагом в изучении поставленных проблем станет и публикация источников, что сделает их более доступными для широкого круга исследователей.
Архив редакции «Аполлона» раскрывает нам картину внутренней жизни журнала, до сих пор весьма ограниченно представленной в историографии, и позволяет лучше определить роль главного редактора и его место в коллективе авторов, рассмотреть контакты редакции с «коллегами по цеху» в России и за рубежом. Важно, что архив интересен именно как совокупность эпистолярных источников, обеспечивающих широту и репрезентативность исследования. Сведения из источников ОР ГРМ могут быть значительно дополнены документами из других архивов, в которых отложились материалы переписки членов редакции и сотрудников «Аполлона».
Кроме того, рассмотренные источники позволяют обратить внимание на менее изученные и известные проекты Сергея Маковского, такие как издание журнала «Русская икона», организация российских и зарубежных выставок, издание книг, посвящённых художникам-современникам Маковского.
1. Кончаловский Петр Петрович. Письма секретарю «Салона-выставки «Аполлона». 24.01.1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 125.
2. Протопопов Дмитрий Дмитриевич, издатель газеты «Русская молва». Письма Маковскому Сергею Константиновичу. 17.12.1912-23.02.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 229
3. Еврейское общество поощрения художеств. Письма в редакцию журнала «Аполлон». 31.01.1917. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 402
4. Русское театральное общество. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 16.10.1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 407
5. «Журнал-Журналов» – иллюстрированный еженедельник. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 440
6. «Грядущий день» – книгоиздательство. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 18.03.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 443
7. «МУСАГЕТ», издательство. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 09.11.1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 446
8. Центрифуга – книгоиздательство. Письма в редакцию журнала «Аполлон». 07.04.1916-05.01.1917. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 458
9. MuseeGalliera. Письма хранителя музея к Маковскому Сергею Константиновичу. 26.03.-17.04.1912. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 472
10. Выставка чешской графики 1850–1910 гг. Рукописный каталог выставки [1910]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 479
11. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Письма разных лиц и организаций к Бельгарду А.В. 05/18.03.1914-17.08.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 480
12. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Проект организации художественного отдела русской секции на выставке. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 481
13. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 483,
14. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки на каждое произведение. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 484
15. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 485
16. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Переписка Маковского С.К. и разных лиц по вопросам выставки. Б.д.; 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 486
17. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Разное: материалы для каталога, финансовые документы и т. д. Б.д.; 03.03.1914-06.05.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 487
18. «Салон». «Книга художников». Сведения о художниках с вклеенными печатными листами из каталога. 1908-1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 490
19. Выставка «Салон». Кассовая книга входных билетов. 1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 491
20. Французская выставка. Список рисунков. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 492
21. Exposition centennale de l’artFrancais a Saint-Petersbourg. Переписка устроителей выставки с разными лицами, сведения для каталога. Б.д.; 22.11.1911-12.1911. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 493
22. Русский музей. Товарищ управляющего Толстой Д. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 18.04.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 496
23. Третьяковская галерея. Хранитель. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 02.03.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 497
24. Эрмитаж. Канцелярия. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 15.02.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 498
25. «Русская Икона» – журнал-сборник двухмесячник. Редактор-издатель С.К. Маковский. Протоколы заседаний редакционного комитета. 09.1913-04.10.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 500.
26. «Русская Икона». Прошение издателя «Русской Иконы» Маковского Сергея Константиновича директору Публичной библиотеки. 12.10.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 501.
27. «Русская Икона». Рукопись рецензии неустановленного лица на работу Георгиевского В.Т. «Фрески Панселина в протате на Афоне». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 502.
28. «Русская Икона». Рукопись рецензии на работу Грабаря И.Э. «Русские города – рассадники искусства». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 503.
29. «Русская Икона». Рукопись рецензии Вс. Дм[итриева] на работу «Снимки древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве». 1913? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 504.
30. «Русская Икона». Рукопись рецензии В. С. Дм[итриева] на статью Первухина «Церковь Иоанна предтечи в Ярославле». 1913? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 505
31. «Русская Икона». Рукопись статьи П. Муратова «Ближайшие задачи в деле изучения русской иконописи». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 506
32. «Русская Икона». Рукопись статьи Пунина Н.Н. «Бескорыстие». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 507
33. «Русская Икона». Рукопись статьи Рериха Н.К. «Привет вам». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 508
34. «Русская Икона». Рукопись статьи Соболевского А. «Медные царские врата собрания Н.П. Лихачева». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 509
35. «Русская Икона». Рукопись статьи Щекотова «Иконопись как искусство». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 510
36. «Русская Икона». Рукописи статей разных лиц. Списки произведений. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 511
37. «Русская Икона». Листы корректуры. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 512
38. «Русская Икона». Описание икон. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 513
39. Маковский Сергей Константинович. Рукопись статьи «Касание музыки Скрябина к пластическим искусствам». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 516
40. Геркен Евгений. Стихи памяти А. Н. Скрябина. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 517
41. Иванов Вячеслав. Стихи памяти Скрябина А.Н. На бланке журнала «Аполлон». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 518
42. Маковский Сергей Константинович. Записная книжка. Разные черновые записи. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 519
43. Записная книжка. Словарь греческих и латинских слов. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 520
44. Выписки из статей Бенуа А.Н., Дягилева С.П., Философова Д.В. и др. и комментарии к ним. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 521
45. Рукописи статей о русском искусстве. На немец.яз. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 522
46. Записная книжка. Разные черновые записи. В кожаном переплете с металлическим замком. 1893? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 523.
47. Тетрадь разных заметок и выписок. 1894. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 524.
48. Тетрадь разных заметок, выписок, черновых писем и газетных вырезок. 1895. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 525.
49. Тетрадь записей. К истории культуры арабов в Испании. 1896. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 526.
50. Записная книжка. Поэма «Хаскем» (Арабская легенда). 01.1897. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 527.
51. Тетрадь стихов. 1897-22.08.1903. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 528
52. Записная книжка. Разные черновые записи. 1898. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 529
53. Тетрадь разных заметок и выписок. 1899-1900. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 530
54. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 1–5 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 532
55. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 6–9 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 533
56. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 10–13 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 534
57. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 14–16. [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 535
58. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 17–19 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 536
59. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 20, 21 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 537
60. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 22–25 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 538
61. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 25–29 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 539
62. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 1–10 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 540
63. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 11–20 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 541
64. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 21–30 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 542
65. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 31–34 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 543
66. Лекции на темы: «Задачи современного искусства», «Искусство средних веков и возрождения», «Значение искусства в истории народов». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 544
67. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 3–6. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 545
68. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 7–10. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 546
69. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 11–14. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 547
70. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций II №№ 17–24. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 548
71. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций II №№ 27–30. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 549
72. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Рукопись лекций II №№ 31–38. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 550
73. Ростиславов А.А. Перечень статей, посвященных вопросам охраны памятников искусства, из разных журналов. 1901-1911. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 556
74. Сомов Константин Андреевич. Список произведений Сомова К.А., составленный неустановленным лицом. С указанием их местонахождения. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 557
75. Рукописи стихов и рассказов разных лиц. Б.д.; 24.07.1912. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 559
76. Царскосельские дворцы. Лицей. Список картин, находящихся в № 7 бывшего Лицея, составленный хранителем Эрмитажа Искерским Станиславом Карловичем. На 1 листе надпись гр. Бенкендорфа «Список картин, находящихся в № 7 бывшего Лицея, который мне был представлен с 1909 по 1917». 1917 (?). // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 560
77. Рукопись статьи «Пушкин и английская литература». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 563.
78. Квитанции, счета, сметы. Б.д.; 1911-04.02.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр.564
79. Визитные карточки разных лиц. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 566
80. Газетные вырезки. Б.д.; 1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 569
Литература.
1. «Аполлон»: хронологическая роспись содержания. 1909-1917 / сост. И.Н. Егорова – СПб: Коло, 2014. – 216 с.
2. Агеев А. Отдел критики в журнале «Аполлон» как выражение новых тенденций в литературе (1910-12) // Творчество писателя и литературный процесс: сб. науч. тр. – Иваново: Ивановский университет, 1979. – С. 38—47.
3. Боровская Е.А. Сергей Маковский в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств: к постановке вопроса о педагогике искусствознания // Научные труды. 2017. №40. С. 111-126.
4. Дмитриев П.В. «Аполлон» (1909-1918): Материалы из редакционного портфеля – СПб: Балтийские сезоны, 2009. – 172 с.
5. Дмитриев П.В. Театральная критика в журнале “Аполлон”: 1909 – 1917 : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.09. – Санкт-Петербург, 2008.
6. Дмитриев П.В. Театральная критика в журнале “Аполлон”: 1909 – 1917. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Санкт-Петербургский университет культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2008.
7. Дмитриев П.В. Псевдонимы в журнале "Аполлон" // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение, филологические науки. 2013. № 2. С.8.
8. Дмитриев П.В. Пчелы и осы "Аполлона". К вопросу о формировании эстетики журнала // Русская литература. 2008. № 1. С. 222 – 236.
9. Егорова И.Н. С. К. Маковский – искусствовед. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2006.
10. Егорова И.Н. С.К. Маковский – искусствовед: диссертация… кандидата искусствоведения: 17.00.04. – Санкт-Петербург, 2006.
11. Красовский В. Е. Европейский и русский футуризм в восприятии и оценках критиков журнала “Аполлон” // Русская литература и журналистика в движении времени. 2015. № 1. С. 104-134.
12. Красовский В. Е. Художественная жизнь российской провинции начала XX в. в освещении журнала «Аполлон» // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 72-92.
13. Куприянов И. Литературная мистификация в «Аполлоне» // Радуга. 1970. № 2.С. 168–173.
14. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. – М.: Советский художник, 1983. – 495 с.
15. Лебедева Т.В. «Страницы художественной критики» - итог раннего периода творчества С.К. Маковского // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика. 2006. №2. С. 192-198.
16. Лебедева Т.В. Бенуа, Дягилев, Маковский о концепции и функциях российского художественного журнала // Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1994. – С. 119-121.
17. Лебедева Т.В. Маковский – эссеист // Журналистика в 1996 году: средства массовой информации в постсоветском обществе: Тезисы научно-практической конференции. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1997. – С. 28-29.
18. Лебедева Т.В. Образы художников Серебряного века в творчестве С.К. Маковского // Российская журналистика: семена приоритетов: тезисы научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1995. – С. 87-91.
19. Лебедева Т.В. Поэзия в жизни Сергея Маковского // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2003. №3. С. 107-114.
20. Лебедева Т.В. Поэты «Аполлона» // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 1998. № 3-4. С. 78-87.
21. Лебедева Т.В. С.К. Маковский – И.Е. Репин: история многолетней полемики // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 1996. №2-3. С. 70-74.
22. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – журналист и редактор. Уроки творческой судьбы: диссертация … доктора филологических наук: 10.01.10. – Воронеж, 2006.
23. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – журналист и редактор. Уроки творческой судьбы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2006.
24. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – редактор журнала «Аполлон» // Изучение истории и практики печати России в условиях демократизации общества: тезисы научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1992. – С.104-107.
25. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – художественный критик // Журналистика в 1994 году: тезисы научно-практической конференции. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – М, 1995. – С. 74-78.
26. Лебедева Т.В. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества. Воронеж, 2004. 484 с.
27. Лурье. Град обречённый. Путеводитель по Петербургу перед революцией. – СПб, 2017. – 432 с.
28. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX вв. СПб., 2001. - 295 c.
29. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. –М.: Искусство, 1988. – 285 с.
30. Художники Маковские: альбом / сост. Надежда Большакова; авт. ст. Павел Климов. – СПб: PalaceEditions – Graficart, 2008. – (Альманах.Вып. 216).