Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фонд С.К. Маковского отдела рукописей Государственного Русского музея как источник по истории художественной жизни России начала XX века

Работа №135034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы37
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Историография
Глава 2. Источниковая база исследования
Заключение
Список использованных источников и литературы


Сергей Константинович Маковский – яркая фигура в российской культурной жизни начала XX века. Сын академика живописи К.Е. Маковского, он обучался на физико-математическом, а затем на юридическом факультете Петербургского университета, и уже в 1898 году, в возрасте 21 года, стал публиковаться как художественный критик; принимал участие в издании журналов «Русская икона», «Старые годы». Помимо искусствоведческих исследований, активно занимался организацией художественных выставок, наиболее масштабной из которых стала прошедшая в 1909 году в Петербурге выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры, вошедшая в историю как «Салон Маковского» (в ней принимали участие 80 художников разных направлений и экспонировалось более 500 работ). Значительное место в жизни С.К. Маковского занимает его деятельность на посту главного редактора журнала «Аполлон», созданного им и выходившего с 1909 по 1918 годы. В этот журнал, который стал, фактически, преемником «Мира искусства», ему удалось привлечь лучшие художественные силы своего времени и найти баланс между литературным, художественным и просветительским началами. Появившись в сложный для русского искусства период зарождения и развития новых течений, «Аполлон» должен был стать новым центром их объединения и площадкой для решения наиболее насущных культурных вопросов. Примечательно, что на страницах журнала смог найти отражение весь спектр существовавших в те годы художественных течений, включая и левые авангардные.
Однако, несмотря на то, что в научной литературе культуру серебряного века нельзя назвать обделённой вниманием, деятельность С.К. Маковского вряд ли можно считать к настоящему времени всесторонне изученной. Также нельзя утверждать, что журнал «Аполлон» и его роль в культуре этого периода освещена исчерпывающе, а ведь он был, пожалуй, одним из наиболее ярких периодических изданий своего времени. В свете этого приобретает актуальность введение в научный оборот и анализ новых источников, что станет важным шагом к более детальному раскрытию данной темы.
В то время как объектом данного исследования выступает художественная жизнь России начала XX века в целом, предмет исследования – деятельность С.К. Маковского и его роль в художественной жизни дореволюционной России, а также место в ней издаваемого им журнала «Аполлон».
Задача исследования – анализ источников, хранящихся в отделе рукописей Государственного Русского музея в фонде С.К. Маковского (фонд № 97). Данный фонд содержит значительное количество документов, 570 единиц хранения, включающих в себя черновики статей, лекций и книг Сергея Маковского, большое количество писем, адресованных как ему лично, так и в редакцию журнала «Аполлон», а так же документы, связанные с его организационной деятельностью.
Хронологические рамки определены датировкой источников: самые ранние документы в фонде датированы 1893-1894 гг., самые поздние–летом-осенью1917 г.; наибольшая же часть документов относится к периоду с 1911 по 1917 гг., времени активной работы над «Аполлоном».
Методология работы в большей степени склоняется к позитивизму, в виду того, что рассмотрения требует большое количество ранее не публиковавшихся архивных материалов. Кроме того, возможно привлечение элементов микроисторического исследования, особенно при рассмотрении массива источников из архива редакции «Аполлона»: редакционная переписка может помочь погрузиться в вопросы, связанные с подготовкой номеров журнала, обсуждением различных вопросов его издания. Исходя из характера источников, возможно рассмотрение повседневной жизни редакции журнала, взаимоотношений сотрудников, что подталкивает нас к концепции истории повседневности.
Практическая значимость работы заключается в том, что перед нами открываются перспективы создания комплексной работы, посвящённой одному из наиболее ярких журналов серебряного века. Многие документы позволят расширить наши представления об издательской, организационной деятельности С. К. Маковского и его научных изысканиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, необходимо сказать, что, несмотря на обширный список трудов, посвящённых жизни и творчеству С. К. Маковского и его главному издательскому проекту, журналу «Аполлон», мы можем утверждать, что исследования в этом направлении не потеряли актуальность. Не все стороны деятельности Сергея Маковского на данный момент освещены в науке, и многим её аспектам могут быть посвящены новые публикации. Важно для нас и то, что значительная часть работ написана с точки зрения филологии и искусствоведения, что оставляет простор для исследований, затрагивающих исторические вопросы.
Большой массив источников, хранящихся в отделе рукописей ГРМ, лишь частично введён в научный оборот, и изучение этих документов позволит осветить новые аспекты в деятельности С. К. Маковского, связанные с его издательскими, выставочными и научными проектами, его деловые и личные контакты. Значительным шагом в изучении поставленных проблем станет и публикация источников, что сделает их более доступными для широкого круга исследователей.
Архив редакции «Аполлона» раскрывает нам картину внутренней жизни журнала, до сих пор весьма ограниченно представленной в историографии, и позволяет лучше определить роль главного редактора и его место в коллективе авторов, рассмотреть контакты редакции с «коллегами по цеху» в России и за рубежом. Важно, что архив интересен именно как совокупность эпистолярных источников, обеспечивающих широту и репрезентативность исследования. Сведения из источников ОР ГРМ могут быть значительно дополнены документами из других архивов, в которых отложились материалы переписки членов редакции и сотрудников «Аполлона».
Кроме того, рассмотренные источники позволяют обратить внимание на менее изученные и известные проекты Сергея Маковского, такие как издание журнала «Русская икона», организация российских и зарубежных выставок, издание книг, посвящённых художникам-современникам Маковского.



1. Кончаловский Петр Петрович. Письма секретарю «Салона-выставки «Аполлона». 24.01.1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 125.
2. Протопопов Дмитрий Дмитриевич, издатель газеты «Русская молва». Письма Маковскому Сергею Константиновичу. 17.12.1912-23.02.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 229
3. Еврейское общество поощрения художеств. Письма в редакцию журнала «Аполлон». 31.01.1917. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 402
4. Русское театральное общество. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 16.10.1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 407
5. «Журнал-Журналов» – иллюстрированный еженедельник. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 440
6. «Грядущий день» – книгоиздательство. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 18.03.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 443
7. «МУСАГЕТ», издательство. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 09.11.1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 446
8. Центрифуга – книгоиздательство. Письма в редакцию журнала «Аполлон». 07.04.1916-05.01.1917. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 458
9. MuseeGalliera. Письма хранителя музея к Маковскому Сергею Константиновичу. 26.03.-17.04.1912. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 472
10. Выставка чешской графики 1850–1910 гг. Рукописный каталог выставки [1910]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 479
11. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Письма разных лиц и организаций к Бельгарду А.В. 05/18.03.1914-17.08.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 480
12. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Проект организации художественного отдела русской секции на выставке. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 481
13. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 483,
14. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки на каждое произведение. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 484
15. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге. Каталожные карточки. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 485
16. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Переписка Маковского С.К. и разных лиц по вопросам выставки. Б.д.; 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 486
17. Международная выставка книги и графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Разное: материалы для каталога, финансовые документы и т. д. Б.д.; 03.03.1914-06.05.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 487
18. «Салон». «Книга художников». Сведения о художниках с вклеенными печатными листами из каталога. 1908-1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 490
19. Выставка «Салон». Кассовая книга входных билетов. 1909. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 491
20. Французская выставка. Список рисунков. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 492
21. Exposition centennale de l’artFrancais a Saint-Petersbourg. Переписка устроителей выставки с разными лицами, сведения для каталога. Б.д.; 22.11.1911-12.1911. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 493
22. Русский музей. Товарищ управляющего Толстой Д. Письмо Маковскому Сергею Константиновичу. 18.04.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 496
23. Третьяковская галерея. Хранитель. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 02.03.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 497
24. Эрмитаж. Канцелярия. Письмо в редакцию журнала «Аполлон». 15.02.1916. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 498
25. «Русская Икона» – журнал-сборник двухмесячник. Редактор-издатель С.К. Маковский. Протоколы заседаний редакционного комитета. 09.1913-04.10.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 500.
26. «Русская Икона». Прошение издателя «Русской Иконы» Маковского Сергея Константиновича директору Публичной библиотеки. 12.10.1913. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 501.
27. «Русская Икона». Рукопись рецензии неустановленного лица на работу Георгиевского В.Т. «Фрески Панселина в протате на Афоне». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 502.
28. «Русская Икона». Рукопись рецензии на работу Грабаря И.Э. «Русские города – рассадники искусства». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 503.
29. «Русская Икона». Рукопись рецензии Вс. Дм[итриева] на работу «Снимки древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве». 1913? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 504.
30. «Русская Икона». Рукопись рецензии В. С. Дм[итриева] на статью Первухина «Церковь Иоанна предтечи в Ярославле». 1913? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 505
31. «Русская Икона». Рукопись статьи П. Муратова «Ближайшие задачи в деле изучения русской иконописи». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 506
32. «Русская Икона». Рукопись статьи Пунина Н.Н. «Бескорыстие». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 507
33. «Русская Икона». Рукопись статьи Рериха Н.К. «Привет вам». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 508
34. «Русская Икона». Рукопись статьи Соболевского А. «Медные царские врата собрания Н.П. Лихачева». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 509
35. «Русская Икона». Рукопись статьи Щекотова «Иконопись как искусство». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 510
36. «Русская Икона». Рукописи статей разных лиц. Списки произведений. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 511
37. «Русская Икона». Листы корректуры. 1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 512
38. «Русская Икона». Описание икон. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 513
39. Маковский Сергей Константинович. Рукопись статьи «Касание музыки Скрябина к пластическим искусствам». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 516
40. Геркен Евгений. Стихи памяти А. Н. Скрябина. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 517
41. Иванов Вячеслав. Стихи памяти Скрябина А.Н. На бланке журнала «Аполлон». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 518
42. Маковский Сергей Константинович. Записная книжка. Разные черновые записи. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 519
43. Записная книжка. Словарь греческих и латинских слов. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 520
44. Выписки из статей Бенуа А.Н., Дягилева С.П., Философова Д.В. и др. и комментарии к ним. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 521
45. Рукописи статей о русском искусстве. На немец.яз. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 522
46. Записная книжка. Разные черновые записи. В кожаном переплете с металлическим замком. 1893? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 523.
47. Тетрадь разных заметок и выписок. 1894. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 524.
48. Тетрадь разных заметок, выписок, черновых писем и газетных вырезок. 1895. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 525.
49. Тетрадь записей. К истории культуры арабов в Испании. 1896. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 526.
50. Записная книжка. Поэма «Хаскем» (Арабская легенда). 01.1897. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 527.
51. Тетрадь стихов. 1897-22.08.1903. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 528
52. Записная книжка. Разные черновые записи. 1898. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 529
53. Тетрадь разных заметок и выписок. 1899-1900. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 530
54. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 1–5 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 532
55. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 6–9 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 533
56. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 10–13 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 534
57. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 14–16. [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 535
58. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 17–19 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 536
59. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 20, 21 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 537
60. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 22–25 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 538
61. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций №№ 25–29 [1907]? // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 539
62. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 1–10 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 540
63. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 11–20 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 541
64. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 21–30 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 542
65. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций №№ 31–34 [1907]. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 543
66. Лекции на темы: «Задачи современного искусства», «Искусство средних веков и возрождения», «Значение искусства в истории народов». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 544
67. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 3–6. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 545
68. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 7–10. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 546
69. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Текст лекций II №№ 11–14. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 547
70. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций II №№ 17–24. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 548
71. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Разрозненная рукопись лекций II №№ 27–30. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 549
72. Курс лекций «История искусства в связи с эстетикой». Рукопись лекций II №№ 31–38. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 550
73. Ростиславов А.А. Перечень статей, посвященных вопросам охраны памятников искусства, из разных журналов. 1901-1911. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 556
74. Сомов Константин Андреевич. Список произведений Сомова К.А., составленный неустановленным лицом. С указанием их местонахождения. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 557
75. Рукописи стихов и рассказов разных лиц. Б.д.; 24.07.1912. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 559
76. Царскосельские дворцы. Лицей. Список картин, находящихся в № 7 бывшего Лицея, составленный хранителем Эрмитажа Искерским Станиславом Карловичем. На 1 листе надпись гр. Бенкендорфа «Список картин, находящихся в № 7 бывшего Лицея, который мне был представлен с 1909 по 1917». 1917 (?). // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 560
77. Рукопись статьи «Пушкин и английская литература». // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 563.
78. Квитанции, счета, сметы. Б.д.; 1911-04.02.1914. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр.564
79. Визитные карточки разных лиц. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 566
80. Газетные вырезки. Б.д.; 1915. // ОР ГРМ, ф.97, оп.1, ед. хр. 569
Литература.
1. «Аполлон»: хронологическая роспись содержания. 1909-1917 / сост. И.Н. Егорова – СПб: Коло, 2014. – 216 с.
2. Агеев А. Отдел критики в журнале «Аполлон» как выражение новых тенденций в литературе (1910-12) // Творчество писателя и литературный процесс: сб. науч. тр. – Иваново: Ивановский университет, 1979. – С. 38—47.
3. Боровская Е.А. Сергей Маковский в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств: к постановке вопроса о педагогике искусствознания // Научные труды. 2017. №40. С. 111-126.
4. Дмитриев П.В. «Аполлон» (1909-1918): Материалы из редакционного портфеля – СПб: Балтийские сезоны, 2009. – 172 с.
5. Дмитриев П.В. Театральная критика в журнале “Аполлон”: 1909 – 1917 : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.09. – Санкт-Петербург, 2008.
6. Дмитриев П.В. Театральная критика в журнале “Аполлон”: 1909 – 1917. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Санкт-Петербургский университет культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2008.
7. Дмитриев П.В. Псевдонимы в журнале "Аполлон" // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение, филологические науки. 2013. № 2. С.8.
8. Дмитриев П.В. Пчелы и осы "Аполлона". К вопросу о формировании эстетики журнала // Русская литература. 2008. № 1. С. 222 – 236.
9. Егорова И.Н. С. К. Маковский – искусствовед. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2006.
10. Егорова И.Н. С.К. Маковский – искусствовед: диссертация… кандидата искусствоведения: 17.00.04. – Санкт-Петербург, 2006.
11. Красовский В. Е. Европейский и русский футуризм в восприятии и оценках критиков журнала “Аполлон” // Русская литература и журналистика в движении времени. 2015. № 1. С. 104-134.
12. Красовский В. Е. Художественная жизнь российской провинции начала XX в. в освещении журнала «Аполлон» // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 72-92.
13. Куприянов И. Литературная мистификация в «Аполлоне» // Радуга. 1970. № 2.С. 168–173.
14. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. – М.: Советский художник, 1983. – 495 с.
15. Лебедева Т.В. «Страницы художественной критики» - итог раннего периода творчества С.К. Маковского // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика. 2006. №2. С. 192-198.
16. Лебедева Т.В. Бенуа, Дягилев, Маковский о концепции и функциях российского художественного журнала // Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1994. – С. 119-121.
17. Лебедева Т.В. Маковский – эссеист // Журналистика в 1996 году: средства массовой информации в постсоветском обществе: Тезисы научно-практической конференции. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1997. – С. 28-29.
18. Лебедева Т.В. Образы художников Серебряного века в творчестве С.К. Маковского // Российская журналистика: семена приоритетов: тезисы научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1995. – С. 87-91.
19. Лебедева Т.В. Поэзия в жизни Сергея Маковского // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2003. №3. С. 107-114.
20. Лебедева Т.В. Поэты «Аполлона» // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 1998. № 3-4. С. 78-87.
21. Лебедева Т.В. С.К. Маковский – И.Е. Репин: история многолетней полемики // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 1996. №2-3. С. 70-74.
22. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – журналист и редактор. Уроки творческой судьбы: диссертация … доктора филологических наук: 10.01.10. – Воронеж, 2006.
23. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – журналист и редактор. Уроки творческой судьбы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2006.
24. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – редактор журнала «Аполлон» // Изучение истории и практики печати России в условиях демократизации общества: тезисы научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1992. – С.104-107.
25. Лебедева Т.В. Сергей Маковский – художественный критик // Журналистика в 1994 году: тезисы научно-практической конференции. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – М, 1995. – С. 74-78.
26. Лебедева Т.В. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества. Воронеж, 2004. 484 с.
27. Лурье. Град обречённый. Путеводитель по Петербургу перед революцией. – СПб, 2017. – 432 с.
28. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX вв. СПб., 2001. - 295 c.
29. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. –М.: Искусство, 1988. – 285 с.
30. Художники Маковские: альбом / сост. Надежда Большакова; авт. ст. Павел Климов. – СПб: PalaceEditions – Graficart, 2008. – (Альманах.Вып. 216).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ