Языковые средства конструирования гендера в дискурсе женских глянцевых журналов (на материале датского языка)
|
Введение 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ТЕОРИИ 7
1.1. Влияние постмодернистской философии на современные исследования в гуманитарных науках 7
1.1.1. Постмодернистские основания гендерных исследований 9
1.2. Содержание термина гендер 11
1.2.1. Влияние биодетерминистских теорий на гендерные исследования 11
1.2.2. Гендер как социальный конструкт 13
1.3. Проблематика гендерной лингвистики 19
1.4. Концепты «феминность» и «маскулинность» 22
1.5.Феминизм как теория и общественное движение в Дании 26
1.5.1.История датских женских движений 26
1.5.2. Феминистская критика датского языка в контексте постмодернистской философии 31
1.5.2.1. Морфология существительных обозначающих лица 33
1.5.2.2. Мовирование 34
1.5.2.3. Словосложение 37
1.5.2.4. Атрибутивные прилагательные kvindelig ‘женский/женщина’ и mandlig ‘мужской/мужчина’ 39
1.5.2.5. Языковая политика 39
1.6. Методологические подходы к исследованию медиадискурса 42
1.7. Специфика дискурса женских глянцевых журналов 47
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА II. КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА В ДИСКУРСЕ ДАТСКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ 52
2.1. Языковые средства конструирования маскулинности и феминности в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов 52
2.2. Использование антропометрических лексем для номинации лица 53
2.3. Роль терминов родства для номинации лица 60
2.4. Использование наименований лица в значении профессиональная и непрофессиональная деятельность 65
2.5. Гендерно маркированные наименования лица по семантическому принципу 71
2.6. Значение адъективной лексики в гендерных характеристиках 75
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список словарей 87
Список использованной литературы 87
Список источников практического материала 95
Приложение 96
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ТЕОРИИ 7
1.1. Влияние постмодернистской философии на современные исследования в гуманитарных науках 7
1.1.1. Постмодернистские основания гендерных исследований 9
1.2. Содержание термина гендер 11
1.2.1. Влияние биодетерминистских теорий на гендерные исследования 11
1.2.2. Гендер как социальный конструкт 13
1.3. Проблематика гендерной лингвистики 19
1.4. Концепты «феминность» и «маскулинность» 22
1.5.Феминизм как теория и общественное движение в Дании 26
1.5.1.История датских женских движений 26
1.5.2. Феминистская критика датского языка в контексте постмодернистской философии 31
1.5.2.1. Морфология существительных обозначающих лица 33
1.5.2.2. Мовирование 34
1.5.2.3. Словосложение 37
1.5.2.4. Атрибутивные прилагательные kvindelig ‘женский/женщина’ и mandlig ‘мужской/мужчина’ 39
1.5.2.5. Языковая политика 39
1.6. Методологические подходы к исследованию медиадискурса 42
1.7. Специфика дискурса женских глянцевых журналов 47
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА II. КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА В ДИСКУРСЕ ДАТСКОЯЗЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ 52
2.1. Языковые средства конструирования маскулинности и феминности в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов 52
2.2. Использование антропометрических лексем для номинации лица 53
2.3. Роль терминов родства для номинации лица 60
2.4. Использование наименований лица в значении профессиональная и непрофессиональная деятельность 65
2.5. Гендерно маркированные наименования лица по семантическому принципу 71
2.6. Значение адъективной лексики в гендерных характеристиках 75
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список словарей 87
Список использованной литературы 87
Список источников практического материала 95
Приложение 96
На протяжении последних десятилетий в Дании уделяется особое внимание гендерному равенству и изменениям в гендерной сегрегации на рынке труда. В 1970-х годах в эпоху расцвета феминистского движения и в связи с началом женских исследований все более распространенным становилось понимание гендера как социокультурного конструкта, в связи с этим датские женщины восстали против общества и власти и добились пересмотра традиционных гендерных ролей, что нашло отражение в языке и культуре. В настоящее время в Дании, где гендерное равенство является основополагающим элементом демократии и основным принципом политики, происходит переосмысление понятия маскулинности и отмечаются более сложные и менее иерархические формы отношений между маскулинностью и феминностью.
Особое место в лингвистических исследованиях последних лет занимают вопросы, связанные с конструированием маскулинности и феминности в массмедийном дискурсе. В данном процессе наиболее активное участие принимают глянцевые журналы, моделирующие и воспроизводящие образцы «настоящих» маскулинности и феминности.
Актуальность исследования обусловлена востребованностью антропоцентрического подхода к изучению массмедийных феноменов, необходимостью изучения концептов маскулинности и феминности и систематизирования языковых средств, репрезентирующих гендер в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов, что позволяет определить какие гендерные модели конструируются на современном этапе развития датского социума.
Объектом исследования служат гендерно релевантные высказывания в дискурсе женских глянцевых журналов, издающихся в Дании.
Предметом исследования выступают языковые средства датского языка, репрезентирующие маскулинность и феминность в женских глянцевых журналах. В качестве языковых средств выделяются гендерно маркированные лексические единицы, содержащие в той или иной форме указание на пол референта и адъективная лексика, характеризующая женщин и мужчин.
Цель исследования – выявить и описать языковые средства, которые участвуют в конструировании маскулинности и феминности и определить национальную специфику представлений о данных категориях в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов «ALT for damerne» и «Femina».
В соответствии с обозначенной целью, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить научную литературу, посвящённую гендерным исследованиям с целью формирования понятийно-терминологического аппарата настоящего исследования;
2. описать основные положения феминистской критики датского языка;
3. рассмотреть глянцевые журналы как одну из разновидностей массмедийного дискурса и определить их роль в формировании концептов маскулинности и феминности;
4. охарактеризовать и выявить роль гендерно маркированных лексических единиц в конструирования маскулинности/феминности в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов;
5. проанализировать полученные в ходе исследования результаты и определить основные гендерные роли, моделируемые в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов.
Материалом исследования послужили тексты популярных глянцевых изданий «ALT for damerne» и «Femina» за 2020 год, всего методом сплошной выборки было отобрано 512 лексических единиц (20 выпусков, около 2500 страниц). По данным отчета министерства культуры Дании, ежегодно аудитория данных журналов составляет 534.000 читателей, при этом 1/5 из них мужчины. Датское бюро по контролю над тиражами определяет издание «ALT for damerne» как журнал о моде, дизайне и образе жизни, ориентируемый на потребителя [Dansk Oplags kontrol, 2014]. Министерство культуры Дании определяет издания «Femina» и «ALT for damerne» как еженедельные женские журналы о моде, интерьере и культуре [Slots- og Kultur styrelsen/Mediernes udvikling i Danmark/Magasiner og ugeblade, 2019].
Анализ языковых средств конструирования гендера в женских журналах осуществлялся с использованием следующих методов: метода сплошной выборки, семантико-стилистического и контекстуального анализа языковых единиц, метода смысловой интерпретации, описательно-аналитического метода и метода дискурсивного анализа для рассмотрения высказываний в контексте всего дискурса.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые была предпринята попытка осуществления комплексного лингвистического анализа и описания функционирования гендерно маркированных лексических единиц в дискурсе датскоязычных женских журналов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нём предпринимается попытка определить, какие гендерные модели конструируются в дискурсе женских глянцевых журналов на современном этапе развития датского социума.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его теоретических положений и результатов на занятиях по межкультурной коммуникации, лингвокультурологии и лексикологии.
Теоретическую базу исследования составили работы исследователей, внесших значительный вклад в изучение гендерной лингвистики (А.В. Кирилина, Е.И. Горошко, Е.С. Гриценко) медиалингвистики (Т.Г. Добросклонская, А.В. Полонский) и дискурсивного анализа (М. Фуко, Т. ван Дейк).
Апробация материалов диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде доклада на конференции «Открытая конференция студентов-филологов» [https://www.conference-spbu.ru/conference/44/structure/].
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 85 наименований (в том числе 23 исследования на иностранном языке и 3 словаря) и 2 приложений.
Особое место в лингвистических исследованиях последних лет занимают вопросы, связанные с конструированием маскулинности и феминности в массмедийном дискурсе. В данном процессе наиболее активное участие принимают глянцевые журналы, моделирующие и воспроизводящие образцы «настоящих» маскулинности и феминности.
Актуальность исследования обусловлена востребованностью антропоцентрического подхода к изучению массмедийных феноменов, необходимостью изучения концептов маскулинности и феминности и систематизирования языковых средств, репрезентирующих гендер в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов, что позволяет определить какие гендерные модели конструируются на современном этапе развития датского социума.
Объектом исследования служат гендерно релевантные высказывания в дискурсе женских глянцевых журналов, издающихся в Дании.
Предметом исследования выступают языковые средства датского языка, репрезентирующие маскулинность и феминность в женских глянцевых журналах. В качестве языковых средств выделяются гендерно маркированные лексические единицы, содержащие в той или иной форме указание на пол референта и адъективная лексика, характеризующая женщин и мужчин.
Цель исследования – выявить и описать языковые средства, которые участвуют в конструировании маскулинности и феминности и определить национальную специфику представлений о данных категориях в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов «ALT for damerne» и «Femina».
В соответствии с обозначенной целью, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить научную литературу, посвящённую гендерным исследованиям с целью формирования понятийно-терминологического аппарата настоящего исследования;
2. описать основные положения феминистской критики датского языка;
3. рассмотреть глянцевые журналы как одну из разновидностей массмедийного дискурса и определить их роль в формировании концептов маскулинности и феминности;
4. охарактеризовать и выявить роль гендерно маркированных лексических единиц в конструирования маскулинности/феминности в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов;
5. проанализировать полученные в ходе исследования результаты и определить основные гендерные роли, моделируемые в дискурсе датскоязычных женских глянцевых журналов.
Материалом исследования послужили тексты популярных глянцевых изданий «ALT for damerne» и «Femina» за 2020 год, всего методом сплошной выборки было отобрано 512 лексических единиц (20 выпусков, около 2500 страниц). По данным отчета министерства культуры Дании, ежегодно аудитория данных журналов составляет 534.000 читателей, при этом 1/5 из них мужчины. Датское бюро по контролю над тиражами определяет издание «ALT for damerne» как журнал о моде, дизайне и образе жизни, ориентируемый на потребителя [Dansk Oplags kontrol, 2014]. Министерство культуры Дании определяет издания «Femina» и «ALT for damerne» как еженедельные женские журналы о моде, интерьере и культуре [Slots- og Kultur styrelsen/Mediernes udvikling i Danmark/Magasiner og ugeblade, 2019].
Анализ языковых средств конструирования гендера в женских журналах осуществлялся с использованием следующих методов: метода сплошной выборки, семантико-стилистического и контекстуального анализа языковых единиц, метода смысловой интерпретации, описательно-аналитического метода и метода дискурсивного анализа для рассмотрения высказываний в контексте всего дискурса.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые была предпринята попытка осуществления комплексного лингвистического анализа и описания функционирования гендерно маркированных лексических единиц в дискурсе датскоязычных женских журналов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нём предпринимается попытка определить, какие гендерные модели конструируются в дискурсе женских глянцевых журналов на современном этапе развития датского социума.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его теоретических положений и результатов на занятиях по межкультурной коммуникации, лингвокультурологии и лексикологии.
Теоретическую базу исследования составили работы исследователей, внесших значительный вклад в изучение гендерной лингвистики (А.В. Кирилина, Е.И. Горошко, Е.С. Гриценко) медиалингвистики (Т.Г. Добросклонская, А.В. Полонский) и дискурсивного анализа (М. Фуко, Т. ван Дейк).
Апробация материалов диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде доклада на конференции «Открытая конференция студентов-филологов» [https://www.conference-spbu.ru/conference/44/structure/].
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 85 наименований (в том числе 23 исследования на иностранном языке и 3 словаря) и 2 приложений.
В настоящем исследовании ставилась цель выявить и описать гендерно маркированные лексические единицы в дискурсе женских глянцевых журналов и определить национальную специфику представлений о маскулинности и феминности в Дании.
В соответствии с поставленными целью и задачами, исследование проводилось в 2 этапа, каждому из которых посвящена соответствующая глава диссертации. На первом этапе исследования были подробно рассмотрены влияние постмодернистской философии на применение антропоориентированного подхода к изучению языка, вопросы гендерной лингвистики, основные положения феминисткой критики датского языка, дискурс и в частности, глянцевые журналы, как разновидность медиадискурса.
Дискурсивная гендерная составляющая датскоязычных журналов реализуется определенным набором языковых средств, включающим гендерно маркированные наименования лица и адъективную лексику, характеризующую мужчин и женщин.
Проведённое исследование показало, что в дискурсе глянцевых журналов широко распространены антропометрические номинации (mand ‘мужчина’, kvinde ‘женщина’, dreng ‘мальчик’, pige ‘девочка’ и т.д.). Усиление гендерных оппозиций создаётся благодаря привлечению метафор, которые принимают активное участие в словосложении и способствуют созданию емких моделей сложных слов. Результаты указывают на сохранение модели маскулинности, которая поддерживает традиционное гендерное разделение труда. Использование антропометрических номинаций актуализирует такие основные темы женских журналов, как кризис маскулинности и мужская эмоциональность. Кроме того, в набор гендерно маркированных наименований лица входят термины родства, из них наиболее распространены: far ‘отец’, mor ‘мать’, mand ‘муж’, kone ‘жена’, søn ‘сын’. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о моделировании новых идеалов маскулинности в датскоязычном обществе, которые ориентированы на семью и на гендерное равенство. Традиционным на страницах журналов остается представление о материнстве, которое предстает как неотъемлемая часть жизни женщины.
Лексемы в группы «профессиональная деятельность» (formand ‘председатель’, sangerinde ‘певица’, kvindelig psykolog ‘женщина-психолог’, mandlig emedarbejdenre ‘коллеги-мужчины’ forretningskvinde ‘предпринимательница’) и «непрофессиональная деятельность» (mandevenner ‘друзья-мужчины’, veninde ‘подруга’) отражают все еще существующее в датском обществе неравенство между мужчинами и женщинами, которое заключается в сегрегированном рынке труда, недостаточной представленности женщин в управленческих постах и сексизме на рабочем месте. Влияние требований феминистской критики языка на гендерную нейтрализацию номинативной системы языка демонстриурет высокий процент гендерно нейтральных лексических единиц в практическом материале.
Выявление лексических единиц с частичной гендерной маркированностью по семантическому принципу вне контекста дискурса не представляется возможным. Установление имплицитных смыслов в конструировании оппозиции «мужчина – женщина» позволило выделить следующие гендерные модели: осознанная потребительница, потребительница-гедонистка.
В разнообразных личностных характеристиках используется широкий спектр адъективной лексики, репрезентация универсальной оппозиции «мужчина-женщина» раскрывается через стереотипно приписываемые качества двум полам: мужчина рационален и логичен, женщина интуитивна и чувственна.
Исследование позволило показать изменения, появившиеся в результате реструктурирования общественных отношений в датском обществе, что выразилось в тенденции к изменениям отношений между мужчинами и женщинам. Результаты исследования демонстрируют, что дискурс датскоязычных глянцвых журналов содержит сочетание традиционной андроцентрической и новой, эгалитарной моделей общества.
Анализ лексико-семантических и словообразовательных средств, отражающих представления о современных мужчине и женщине, на страницах исследуемых женских журналов позволил определить, какие гендерные модели конструируются в дискурсе глянцевых журналов. Выделяются следующие прескрептивные гендерные модели: осознанная потребительница, потребительница-гедонистка, заботливая мать, феминистка четвертой волны, вовлеченный отец и эмоциональный мужчина.
В ходе исследования мы предприняли попытку выявить гендерно маркированные лексические единицы и определить их роль в рамках датскоязычного дискурса женских глянцевых журналов. Перспективные направления для дальнейшего изучения могут быть гендерные исследования объявлений о приёме на работу в различных видах датскоязычного дискурса; изучение стратегий нейтрализации в датском языке и изучение реализации гендерных стереотипов в текстах массмедийного дискурса.
В соответствии с поставленными целью и задачами, исследование проводилось в 2 этапа, каждому из которых посвящена соответствующая глава диссертации. На первом этапе исследования были подробно рассмотрены влияние постмодернистской философии на применение антропоориентированного подхода к изучению языка, вопросы гендерной лингвистики, основные положения феминисткой критики датского языка, дискурс и в частности, глянцевые журналы, как разновидность медиадискурса.
Дискурсивная гендерная составляющая датскоязычных журналов реализуется определенным набором языковых средств, включающим гендерно маркированные наименования лица и адъективную лексику, характеризующую мужчин и женщин.
Проведённое исследование показало, что в дискурсе глянцевых журналов широко распространены антропометрические номинации (mand ‘мужчина’, kvinde ‘женщина’, dreng ‘мальчик’, pige ‘девочка’ и т.д.). Усиление гендерных оппозиций создаётся благодаря привлечению метафор, которые принимают активное участие в словосложении и способствуют созданию емких моделей сложных слов. Результаты указывают на сохранение модели маскулинности, которая поддерживает традиционное гендерное разделение труда. Использование антропометрических номинаций актуализирует такие основные темы женских журналов, как кризис маскулинности и мужская эмоциональность. Кроме того, в набор гендерно маркированных наименований лица входят термины родства, из них наиболее распространены: far ‘отец’, mor ‘мать’, mand ‘муж’, kone ‘жена’, søn ‘сын’. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о моделировании новых идеалов маскулинности в датскоязычном обществе, которые ориентированы на семью и на гендерное равенство. Традиционным на страницах журналов остается представление о материнстве, которое предстает как неотъемлемая часть жизни женщины.
Лексемы в группы «профессиональная деятельность» (formand ‘председатель’, sangerinde ‘певица’, kvindelig psykolog ‘женщина-психолог’, mandlig emedarbejdenre ‘коллеги-мужчины’ forretningskvinde ‘предпринимательница’) и «непрофессиональная деятельность» (mandevenner ‘друзья-мужчины’, veninde ‘подруга’) отражают все еще существующее в датском обществе неравенство между мужчинами и женщинами, которое заключается в сегрегированном рынке труда, недостаточной представленности женщин в управленческих постах и сексизме на рабочем месте. Влияние требований феминистской критики языка на гендерную нейтрализацию номинативной системы языка демонстриурет высокий процент гендерно нейтральных лексических единиц в практическом материале.
Выявление лексических единиц с частичной гендерной маркированностью по семантическому принципу вне контекста дискурса не представляется возможным. Установление имплицитных смыслов в конструировании оппозиции «мужчина – женщина» позволило выделить следующие гендерные модели: осознанная потребительница, потребительница-гедонистка.
В разнообразных личностных характеристиках используется широкий спектр адъективной лексики, репрезентация универсальной оппозиции «мужчина-женщина» раскрывается через стереотипно приписываемые качества двум полам: мужчина рационален и логичен, женщина интуитивна и чувственна.
Исследование позволило показать изменения, появившиеся в результате реструктурирования общественных отношений в датском обществе, что выразилось в тенденции к изменениям отношений между мужчинами и женщинам. Результаты исследования демонстрируют, что дискурс датскоязычных глянцвых журналов содержит сочетание традиционной андроцентрической и новой, эгалитарной моделей общества.
Анализ лексико-семантических и словообразовательных средств, отражающих представления о современных мужчине и женщине, на страницах исследуемых женских журналов позволил определить, какие гендерные модели конструируются в дискурсе глянцевых журналов. Выделяются следующие прескрептивные гендерные модели: осознанная потребительница, потребительница-гедонистка, заботливая мать, феминистка четвертой волны, вовлеченный отец и эмоциональный мужчина.
В ходе исследования мы предприняли попытку выявить гендерно маркированные лексические единицы и определить их роль в рамках датскоязычного дискурса женских глянцевых журналов. Перспективные направления для дальнейшего изучения могут быть гендерные исследования объявлений о приёме на работу в различных видах датскоязычного дискурса; изучение стратегий нейтрализации в датском языке и изучение реализации гендерных стереотипов в текстах массмедийного дискурса.



