Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношения Европейского Союза и Японии в контексте противостояния США и КНР на современном этапе

Работа №135031

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Взаимодействие Европейского Союза и Японии в контексте обострения отношений США и КНР с точки зрения основных теорий международных отношений 13
Раздел II. Стратегический и политический аспекты европейско-японских отношений в контексте политического противостояния США и КНР 21
Раздел III. Торгово-экономическая составляющая в отношениях Европейского Союза и Японии в контексте торгового противостояния США и Китая 40
Раздел IV. Экологический и энергетический факторы европейско-японского сотрудничества в условиях энергетической зависимости и консервативного экологического подхода США и КНР 58
Заключение 75
Список использованных источников и литературы


Данная магистерская диссертация написана на тему “Отношения Европейского Союза и Японии в контексте противостояния США и КНР на современном этапе”.
Европейский Союз и Япония являются давними партнерами на международной арене. Становление политического диалога между Евросоюзом и Японией можно охарактеризовать несколькими периодами. С 1945 по 1952 год Западная Европа и Япония практически не обращали внимание друг на друга, так как после окончания Второй мировой войны стороны занимались решением внутренних проблем, в первую очередь, послевоенным восстановлением. В этот период у стран Западной Европы и Японии складываются прочные партнерские отношения с Соединенными Штатами, так как именно они оказали наибольшую поддержку в послевоенном восстановлении в виде “Плана Маршала” для Европы и “обратного курса” для Японии. Следующее десятилетие с 1952 по 1962 год можно назвать периодом недоверчивости сторон друг к другу. Такое поведение объясняется тем, что европейские страны помнили агрессивную колониальную политику Японии, в то время как для Японии европейское направление внешней политики не являлось приоритетными ввиду географической удаленности и расхождения актуальных проблем. При этом, уже в 1959 году посол Японии в Бельгии был аккредитован как первый представитель Японии при Европейских Сообществах. С 1962 по 1970 год Европа и Япония значительно усиливают политические и экономические связи. В этот период Япония сталкивается с тарифными и нетарифными ограничениями на рынке США, в связи с чем Япония начинает обращать большее внимание на европейские рынки. Для Европы же Япония начинает играть роль важного торгового партнера с середины 60-х годов, когда она закрепляется как крупная экономическая держава. Важно отметить, что усиление сотрудничества между Западной Европой и Японией проходило при посредничестве Соединенных Штатов. С 1970-ых по 1990-ый год отношения Западной Европы и Японии вступили в фазу острой экономической конкуренции, так как стороны не могли достигнуть договоренности по отмене нетарифных ограничений, называя те или иные предложения невыгодными для сторон, а попытки урегулировать вопросы носили локальный характер. В 1990-ые годы в отношениях Западной Европы и Японии происходит смещение вектора в сторону сотрудничества, что было обусловлено усилившейся европейской интеграций путем становления единого внутреннего рынка в результате подписания Единого европейского Акта и также заключение Маастрихтского договора, создавшего Европейский Союз. Важным событием, приведшим к партнерскому взаимодействию ЕС и Японии стал распад СССР, изменивший расстановку сил на международной арене. В начале XXI века отношения характеризуются как стабильные, носящие бесконфликтный характер. Экономические отношения продолжали активно развиваться, при этом торговый баланс оставался профицитным именно для Японии.
С приходом к власти премьер-министра Японии Синдзо Абэ в 2012 году Япония начинает проводить более активную внешнюю политику, и отношения с Европейским Союзом заметно меняются. Синдзо Абэ во внешней политике придавал большое значение ЕС как глобальному партнеру, разделяющему фундаментальные ценности и играющему важную роль в международном сообществе. При этом, своим основным партнером Япония продолжает считать именно Соединенные Штаты. В рамках провозглашенной экономической политики “Абэномика” премьер-министр Японии поставил цель заключить соглашение о свободной торговле, что и стало основным фактором подписания в 2018 году Соглашения об экономическом партнерстве между ЕС и Японией. Премьер-министр Йосихидэ Суга в 2020 году заявил, что будет продолжать экономическую политику Абэ.
Другим трендом во внешней политики С.Абэ стал так называемый “активный пацифизм”, суть которого заключается в придерживании 9-ой статьи Конституции Японии(отказ от войны как способа решения международных конфликтов), но, при этом, активном участии в миротворческой деятельности. Так, после внесения поправок в 2015 году в Конституцию Японии, страна стала обладать правом на коллективную самооборону и участие военных формирований за рубежом в миротворческих целях. Это событие обусловило усиление сотрудничества с европейскими странами в области безопасности, в частности, начали проводиться совместные учения со странами-членами НАТО.
С 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ и председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер начинают обращать все большее внимание на двусторонние отношения, при этом сохраняя баланс также в отношениях с Соединенными Штатами и Китаем. Основным партнером для обоих акторов являются США, но с недавних времен эта тенденция пошла на спад. На современном этапе Евросоюз и Япония все больше формируют собственное мнение по тем или иным вопросам, и все меньше действуют в фарватере США. Несмотря на то, что традиционно отношения по линии ЕС-Япония считались довольно слабыми, экономическое усиление КНР и непредсказуемая политика США в виде, например, выхода США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и многого другого подтолкнули Евросоюз и Японию к более тесному сотрудничеству. К тому же, учитывая географическую удаленность и различия в культуре, нельзя не отметить, что у двух акторов есть и существенное множество схожих черт. К таковым можно отнести и развитые мощные экономики, и уровень демократизации, и влияние на мировую политику и безопасность.
Данное исследование актуально, так как, во-первых, оно направлено на выявление причин активизации двустороннего сотрудничества крупных держав, способных задать вектор разрешения глобальных проблем, обладающих экономическими и политическими мощностями обеспечить стабильность, мир и процветание как отдельных регионов, так и мира в целом. Таковыми на данный момент действительно являются Европейский Союз и Япония, чье взаимодействие протекает в условиях двустороннего взаимодействия с США и Китаем, еще более крупными и влиятельными игроками.
Во-вторых, новый виток усиления взаимодействия ЕС и Японии произошел на фоне выхода Соединенных Штатов из Транстихоокеанского партнерства и Парижского соглашения по климату, на чье участие в соглашениях Япония очень рассчитывала. Это обусловило необходимость переориентации на активное сотрудничество с другими крупными игроками, в частности, с Европейским Союзом.
В-третьих, в 2018 году ЕС и Япония подписали Соглашение о стратегическом партнерстве(ССП) и Соглашение об экономическом партнерстве(СЭП), направленные на сотрудничество в различных регионах мира для установления и поддержания региональной безопасности близ границ Европейского Союза, на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе, и снижение барьеров для движения товаров и услуг. Такое партнерство не представляет конкуренции для Соединенных Штатов и Китая, но может серьезно повлиять на расстановку сил в мире.
Объект исследования - отношения между ЕС и Японией на современном этапе. Предмет исследования - эволюция европейско-японских отношения, их структура и факторы, обуславливающие их трансформацию в условиях конфронтации США и КНР.
Цель исследования - выявление причин активизации партнерства Европейского Союза и Японии в соответствии с внутренними факторами и внешним воздействием в виде усиления противостояния Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.
Задачи:
- проанализировать взаимодействие Европейского Союза и Японии в контексте противостояния США и Китая с точки зрения теории международных отношений
- рассмотреть политическое и стратегическое сотрудничество Евросоюза и Японии в условиях политической конфронтации Соединенных Штатов и КНР
- провести анализ экономического взаимодействия двух акторов в контексте торгового противостояния США и Китая
- изучить экологический и энергетический факторы в сотрудничестве ЕС и Японии в условиях энергетической зависимости и консервативного экологического подхода США и КНР
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что, несмотря на географическую удаленность, ранее созданные многочисленные связи в международно-политической сфере и экономической области имеют широкий глобальный контекст для продвижения и усиления двустороннего партнерства. С течением времени Европейский Союз и Япония все больше ощущают потребность в сотрудничестве ввиду усиливающейся конфронтации между Соединенными Штатами Америки и Китаем, что обусловлено несовпадением американо-китайских интересов, а также желанием ЕС и Японии занимать лидерское положение на международной арене.
Хронологические рамки - с 2012 по 2022 год. Нижней хронологической границей служит 2012 год – год вступления в должность премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Верхней хронологической границей служит 2022 год – время проведения последнего на данный момент 28-го саммита Япония - ЕС.
Теоретико-методологической основой являются теории неореализма, либерализма, теория взаимозависимости и теория конструктивизма. Неореалистская теория используется для анализа отношений между Соединенными Штатами и Китаем, акцентируя внимание на национальных интересах обоих государств, в ходе отстаивания которых происходят столкновения в различных областях. Теория взаимозависимости предполагает рассмотрение комплекса отношений между акторами как систему, в которой существует глобальная взаимозависимость игроков от поведения друг друга. Вместе с этим использовалась и либеральная теория, дающая возможность объяснить интенцию Европейского Союза к сотрудничеству с Японией в торгово-экономической сфере, уделяя особое внимание поддержанию идеи свободной торговли и борьбе с протекционизмом. Конструктивизм предполагает объяснение отношений Евросоюза и Японии с точки зрения норм и ценностей, что особенно выражается во внимании обоих акторов к вопросам по правам человека и верховенства закона, а также вопросам энергетической и экологической безопасности. В добавлении к этому использовались такие методы как метод системного анализа, контент-анализ, историко-описательный метод, синтез и анализ.
Степень изученности. За долгий период трансформации европейско-японских отношений на данную тему было написано множество работ. Тем не менее, немногие исследователи уделили серьезное внимание усилению сотрудничества Европейского Союза и Японии именно в контексте конфронтации Соединенных Штатов и Китая. Изученная литература делится на 2 группы: отечественная и зарубежная. Среди отечественных работ следует выделить исследования Стрельцова Д.В., Дрошининец Н.П., Чижевской М.П. и Каренина Д.М., направленные преимущественно на изучение политических, стратегических и экономических аспектов отношений Евросоюза и Японии. Среди зарубежных авторов стоит выделить работы Дж.Гилсона, Бенца С. и Беркофски А., чьи работы также сосредоточены на исследовании становлении и современном развитии политических и экономических аспектов взаимодействия Брюсселя и Токио. Среди них также присутствуют работы японских авторов, например, Я. Кокубо, в которой автор называет период подписания Соглашений о стратегическом и экономическом партнерстве “медовым месяцем” в отношениях ЕС и Японии.
Отдельно можно выделить работы по темам исследований. Среди исследователей, которые посвятили свои работы экологической и энергетической политике ЕС и Японии, важно упомянуть Милеева Д.А., Стрельцова Д.В., Вробеля И. и Воссе В., уделяющих особое внимание роли энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии и стратегиям ЕС и Японии в этих областях. Также выделяются авторы, специализирующиеся на изучение американо-китайских отношений. Здесь важно отметить работы Кадочникова Д.В. и Пушкиной Д.Б., Сахаси Р. и Ровинской Т.
Источниковая база исследования. В работе используются несколько групп источников, главным образом на английском языке. В первую группу относятся совместно принятые Европейским Союзом и Японией документы, а именно Соглашение о стратегическом партнерстве , Соглашение об экономическом партнерстве , Двустороннее соглашение об авиационной безопасности и “Зеленый Альянс”. Сюда же относятся совместные заявления и пресс-релизы по итогу саммитов ЕС-Япония , а также заявления и рекомендации, касающиеся вопросов безопасности и совместных военно-морских учений .
Ко второй группе относятся программные документы ЕС и Японии, затрагивающие вопросы их внутренней и внешней политики. Для ЕС таким документом является Стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе, а для Японии Стратегия восстановления Японии .
К третьей группе источников относятся статистические данные по торговле товарами и услугами между ЕС и Японией, а также по общему потреблению энергии Европейским Союзом и Японией.
Научно-практическая новизна. Европейско-японские отношения традиционно рассматриваемые в экономическом контексте, в данной работе рассматриваются с упором на выявление стратегической и политической составляющей. Также отдельное внимание уделено анализу экологического и энергетического фактора в отношениях ЕС и Японии. Важно отметить, что данное исследование нацелено на выявление тенденции сближения Европейского Союза и Японии именно на фоне конфронтации двух крупнейших игроков на политической арене - США и Китая.
Научно-практическая значимость заключается в важности изучения данного вопроса с целью дальнейшего понимания возможной расстановки сил на международной арене в быстро меняющихся условиях. Также значимость работы заключается в ее потенциальном использовании в учебном процессе в области международных отношений, при написании научно-исследовательских работ на данную тематику и возможном будущем её использовании для решения новых проблем на основе сделанных выводов.
Структура выпускной квалификационной работы вытекает из поставленных задач и состоит из введения, четырёх разделов основной части исследования, заключения и списка использованных источников и литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе вышеизложенных материалов можно сделать следующие выводы.
Во-первых, рассмотрев отношения Европейского Союза и Японии через призму теорий международных отношений, можно заключить. что теория неореализма в данном исследовании помогает рассмотреть отношения США и КНР, которые руководствуются прежде всего своими национальными интересами и предпринимают попытки по ограничению доминирования друг друга. В этом отношении, ЕС и Япония являются союзниками Соединенных Штатов и их взаимодействие зависит от контекста противостояния США с Китаем. С другой стороны, Евросоюза и Япония смогли создать свое ядро двусторонних отношений, которые имеет свою добавленную стоимость в международно-политическом контексте. Таким образом, отношения ЕС и Японии могут быть проанализированы с точки зрения теории либерализма. Либеральная теория объясняет стремление ЕС и Японии к взаимовыгодному сотрудничеству в экономической сфере, что подтверждается заключением соглашения о создании крупнейшей зоны свободной торговли. С помощью теории взаимозависимости можно объяснить принятие тех или иных решений Евросоюза и Японии в различных областях сотрудничества в зависимости от выбранной стратегии поведения Соединенных Штатов и Китая на международной арене. Также теория конструктивизма помогает проанализировать отношения ЕС и Япония, опираясь на разделяемые акторами нормы, идеи и ценности.
Отдельно стоит отметить роль премьер-министра Японии Синдзо Абэ в выстраивании более активной внешней политики, которая привела к усиления сотрудничества с Европейским Союзом. Его успешная экономическая политика “Абэномика” привела к заключению в 2017 году Соглашения об экономическом партнерстве. Также премьер-министр Японии сыграл важную роль во внесении поправок в 9-ую статью Конституции Японии, согласно которой Япония стала обладать правом на коллективную самооборону и участие военных формирований за рубежом в миротворческих целях и принимать участие в совместных учениях со странами-членами НАТО, что несомненно способствовало активизации отношений Евросоюза и Японии в стратегическо-политической сфере.
Во-вторых, сотрудничество Европейского Союза и Японии, которое традиционно принято рассматривать в экономическом контексте, в данном исследовании анализируется с точки зрения политического взаимодействия. Мы приходим к умозаключению, что данные отношения носят геополитический и стратегический характер. С течением времени происходит обострение отношений между одним из главных союзников ЕС и Японии - Соединенными Штатами Америки - и ведущим торгово-экономическим партнером Брюсселя и Токио - Китайской Народной Республикой. В таких условиях происходит перераспределение сил на международной арене, в результате которых Европейский Союз и Япония постепенно прокладывают путь к установлению прочных связей для построения взаимовыгодного партнерства.
Оба актора, заключая различные соглашения, рассчитывают на силы друг друга по обеспечению региональной стабильности. Совместные операции в рамках ОПБО в Африке и на Ближнем Востоке, а также Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС демонстрирует значимость поддержания региональной безопасности как для ЕС, так и для Японии. Ярким примером здесь являются совместные учения по борьбе с пиратством для обеспечения стабильного морского торгового сообщения между ЕС и Японией. Важным вопросом также является ядерная программа Северной Кореи, которой стороны уделяют значительное внимание в рамках саммитов ЕС-Япония, но при этом они ограничены в более активных действиях на данном направлении(помимо развития санкционного режима) вследствии опасения военно-политической эскалации. Соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное в 2018 году, на данный момент является наивысшей точкой сотрудничества, обе стороны подтвердили, что еще никогда не были так близки и солидарны. На основе данного соглашения выстраиваются механизмы взаимодействия во всех остальных сферах. Хотя и многие исследователи склонны утверждать, что соглашение характеризуется наличием многочисленных размытых формулировок, тем не менее нельзя отрицать его фундаментальность и значимость для усиления сотрудничества ЕС и Японии не только в регионе, но и в мире.
Ежегодные саммиты ЕС-Япония являются основной диалоговой площадкой для двух акторов и также доказательством признания друг друга важными партнерами в политической сфере. На этих саммитах проводится ежегодное обсуждение актуальных вопросов, например, сотрудничество в области безопасности, борьба с пиратством, экономическое взаимодействие, в рамках которого произошло подписание и имплементация Соглашения об экономическом партнерстве, региональные вопросы и такие глобальные вопросы как изменения климата, международный терроризм, сотрудничества в рамках G20 и многое другое.
Важно отметить, что на протяжении последнего десятилетия произошло изменение восприятия Евросоюзом и Японией друг друга. Европейский Союз видит Японию как надежного стратегического партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе и соотносит его по уровню значимости с Южной Кореей, при этом Китай остается ведущим экономическим партнером для Евросоюза, несмотря на факт существования расходящихся взглядов относительно норм и ценностей. Япония же видит Евросоюз как равного себе крупного политического игрока, способного оказывать реальное влияние на всей международной арене. При этом Япония активно опирается на сотрудничество с ЕС и поддерживает его инициативы ввиду необходимой поддержки по решению региональных вопросов, например, ситуации с ядерной программой КНДР. При этом, Япония не умаляет значения выстраивания двусторонних контактов со странами-членами ЕС.
В-третьих, торгово-экономическая составляющая в отношениях Европейского Союза и Японии по прежнему остается приоритетной для обоих акторов. Созданные многочисленные площадки для продвижения идей и развития торговли обеспечили стабильный рост торговых отношений ЕС и Японии. Среди таких важно отметить Деловой круглый стол ЕС-Япония, программу подготовки руководителей (Executive Training Program), программу “Ворота в Японию для ЕС”, Центр промышленного сотрудничества ЕС-Япония (EU-Japan Centre for Industrial Cooperation) и многое другое.
Что касается торговых потоков, можно сделать вывод, что существует тенденция - к снижению дефицита торгового баланса Европейского Союза по отношению к Японии, что обуславливается взаимным желанием сторон к взаимному наращиванию торгового оборота. Уже со вступлением в силу Соглашения об экономическом партнерстве вхождение на рынки друг друга стало более доступным, в связи с чем показатели импорта и экспорта сравнялись и достигли уровня 62-63 млрд.евро.
Евросоюз и Япония в XXI веке выстраивали торговлю в условиях конфронтации между Соединенными Штатами и Китаем, что несколько осложняло положение. Решение Дональда Трампа о выходе из Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое имело большое значение в первую очередь для Японии, поставило под удар его существование, но при этом дало толчок к скорейшему заключению Соглашения об экономическом партнерстве с Европейским Союзом.
Что касается Соглашения об экономического партнерстве 2019 года, то важно отметить, что заключение данного соглашения действительно является историческим событием, поскольку оно создало одну из крупнейших зон свободной торговли и отменило таможенные тарифы на многие товарные позиции, что упростило взаимный доступ на рынок ЕС и Японии. Основная цель, поставленная в соглашении, а именно либерализация рынка товаров и услуг, была в определенной мере достигнута, хотя сторонам пришлось сделать некоторые уступки. Например, Евросоюз принял решение об отмене пошлин на 94%, в том числе на импорт легкового транспорта, аграрной продукции и промышленные товары. А Япония, в свою очередь, отменила таможенные пошлины на 99% и ликвидировала пошлины на некоторые виды сыра, экспорт вина и экспортные пошлины на автомобили собственного производства. Соглашение также предусматривает и отмену таможенных тарифов, и устранение нетарифных ограничений, гарантированная поддержка высоких экологических стандартов, что является приоритетом для Евросоюза и Японии ввиду географических особенностей и ограниченности ресурсов.
В целом, Соглашение об экономическом партнерстве позволяет Европейскому Союзу и Японии заявить о себе на международной арене как о лидерах, бросающих вызов протекционизму и защищающих принципы свободной торговли. Данное соглашение без сомнения составляет конкуренцию таким крупным игрокам как Соединенные Штаты и Китай, и стороны будут продолжать сотрудничество в этой области для дальнейшего извлечения выгоды.
В-четвертых, сотрудничество между Японией и ЕС в энергетической и экологической областях началось задолго до XXI века. Одной из инициатив на начальной стадии сотрудничества стал визит в европейские страны премьер-министра Японии Танаки Какуэя, основной целью которого были переговоры по реализации совместных проектов для преодоления нефтяного кризиса 1973 года. Это демонстрирует многолетнюю историческую заинтересованность обеих сторон в этих областях.
Евросоюз и Япония, ввиду имеющихся внутренних факторов, подтверждают факт существования энергетической зависимости от импорта энергоресурсов из третьих стран. В этой связи, с целью удовлетворения энергетических потребностей Брюсселя и Токио, стороны принимают такие меры как подписание в 2017 году Меморандума о сотрудничестве между Европейской Комиссией и Министерством экономики, торговли и промышленности Японии по продвижению и созданию гибкого и прозрачного глобального рынка сжиженного природного газа. Такая мера позволит снизить зависимость и выйти на более престижный репутационный уровень.
Что касается саммитов ЕС-Япония, нельзя отрицать значения данных площадок для обсуждения климатических изменений и постановки новых целей по улучшению глобальной энергетической и экологической ситуации. В рамках ежегодных встреч Евросоюз и Япония достигли договоренности по сохранности ядерной энергии для мирного использования. Укреплению партнерства в области термоядерной энергетики также способствовало совместная работа в рамках проекта ИТЭР, что указывает на обеспокоенность вопросами ядерной энергетики и необходимости их урегулирования.
Активизация партнерства в области энергетики и экологии произошла на фоне решения Дональда Трампа о выходе из Парижского соглашения по климату. Президент США, сдержав предвыборное обещание, продолжил свою политику в русле протекционизма, не сумев принять меры по ограничению Китая в объеме выбросов. Евросоюз и Япония были крайне обеспокоены отказом США от участия в соглашении, но продолжили активное сотрудничество и уже в 2021 году подписали так называемый “Зеленый Альянс”, в рамках которого стороны договорились создать климатически-нейтральную, благоприятную биоразнообразию и ресурсно-эффективную экономику замкнутого цикла.
Подводя итог, нужно сказать, что Европейский Союз и Япония, оказавшись в непростых условиях конфронтации двух крупнейших игроков международной арены - Соединенных Штатов и Китая - нашли возможность для дальнейшего продвижения своих идей и ценностей, а также развития международных проектов, представляющих особый интерес как для Брюсселя, так и для Токио. Безусловно, сотрудничество ЕС и Японии обусловлено не только условиями противостояния США и Китая, но это действительно стало важнейшей причиной усиления их взаимодействия с целью поддержания лидерских позиций, способного принимать участие в решении глобальных вопросов. Европейский Союз и Япония будут продолжать активное сотрудничество во всех сферах. Эффективность такого сотрудничества зависит от желания и возможностей сторон выделять ресурсы на конкретные действия, отвечающие их интересам.



1. 1st EC-Japan Summit // Europe - Japan Archive. - 1991. - URL: https://eeas.europa.eu/archives/delegations/japan/wp-content/uploads/summit1991-eng.pdf (дата обращения: 19.04.2023)
2. 23rd Japan-EU Summit. Joint Press Statement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2015. - URL: https://www.mofa.go.jp/files/000082848.pdf (дата обращения: 23.03.2023)
3. 24th Japan-EU Summit. Joint Press Statement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2018. - URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page1e_000166.html (дата обращения: 23.03.2023)
4. 25th Japan-EU Summit. Joint Press Statement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2018. - URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_000877.html (дата обращения: 23.03.2023)
5. Agreement between the European Union and Japan for an Economic Partnership // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000382106.pdf (дата обращения: 25.04.2023)
6. Cooperation Framework for Promotion of Japan-EU Two-Way Investment // "The World and Japan" Database. - 22.06.2004. - URL: https://worldjpn.net/documents/texts/JPEU/20040622.O1E.html (дата обращения: 24.04.2023)
7. Dialogue between Prime Minister Shinzo Abe and European companies and representatives of Japanese companies in Europe // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2014. - [URL: https://www.mofa.go.jp/ecm/ie/page23e_000238.html] (дата обращения: 14.04.2023)
8. Energy Transition Agencies | Fukushima X North Rhine-Westphalia // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation. - URL: https://www.eu-japan.eu/publications/energy-transition-agencies-fukushima-x-north-rhine-westphalia (дата обращения: 10.05.2023)
9. EU and Japan boost cooperation on energy security. // European Commission official website – URL: https://energy.ec.europa.eu/system/files/2017-07/japanmoc2017_energy_0.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
10. EU Gateway │ Business Avenues supports European companies in Asia // European Commision official website. - URL: https://fpi.ec.europa.eu/stories/eu-gateway-business-avenues-supports-european-companies-asia_en (дата обращения: 24.04.2023)
11. EU Strategy for Cooperation in Indo-Pacific // European External Action Service. - 2021. - URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/eu-indo-pacific_factsheet_2021-09_final.pdf (дата обращения: 21.03.2023)
12. EU trade relations with Japan. Facts, figures and latest developments. // European Commision official website. - URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/japan_en (дата обращения: 22.04.2023)
13. EU-Japan Business Round Table // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation. - URL: https://www.eu-japan.eu/eu-japan-business-round-table (дата обращения: 24.04.2023)
14. EU-Japan cooperation on energy issues // European Commission official website. - URL: https://energy.ec.europa.eu/topics/international-cooperation/key-partner-countries-and-regions/japan_en (дата обращения: 18.05.2023)
15. EU-Japan Strategic Partnership Agreement. // European External Action Service. - 2019. - URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/factsheet_eu-japan_strategic_partnership_agreement_japan.pdf (дата обращения: 27.03.2023)
16. European Union, Trade with Japan // European Commission official website. Directorate-General for Trade. - URL: https://webgate.ec.europa.eu/isdb_results/factsheets/country/details_japan_en.pdf (дата обращения: 24.04.2023)
17. Hydrogen-powered vessels | CMB X Tsuneishi Group // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation. - URL: https://www.eu-japan.eu/publications/hydrogen-powered-vessels-cmb-x-tsuneishi-group (дата обращения: 10.05.2023)
18. Japan Revitalization Strategy. Revised in 2014. June 24, 2014. P. 166. - URL: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/honbunEN.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
19. Japan-EU Bilateral Aviation Safety Agreement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2020. - URL: https://www.mofa.go.jp/files/100067160.pdf (дата обращения: 27.03.2023)
20. Japan-EU Summit Meetings // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/summit/index.html (дата обращения: 29.03.2023)
21. Keynote address by H.E. Mr. Fumio Kishida, Minister for Foreign Affairs of Japan at the Japan Trilateral Forum, Brussels hosted by the GMF“Year 2015 as the opening of a new chapter in Japan-Europe relations” // Database of Japanese Politics and International Relations. The University of Tokyo. - 2015. - URL: https://worldjpn.net/documents/texts/exdfam/20150121.S1E.html (дата обращения: 14.03.2023)
22. Maritime security: EU and Japan carry out joint naval exercise // European External Action Service. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/maritime-security-eu-and-japan-carry-out-joint-naval-exercise-0_en (дата обращения: 20.03.2023)
23. Press Conference by Prime Minister Abe during his Visit to Europe // "The World and Japan" Database. - URL: https://worldjpn.net/documents/texts/PI/20140507.O1E.html (дата обращения: 20.03.2023)
24. Prime Minister Tanaka's Visits to Various Countries // Ministry of Foreign Affairs of Japan. Archives. - URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1973/1973-3-1.htm (дата обращения: 10.05.2023)
25. Recommendation from the Japan-EU Conference on Tajikistan-Afghanistan Border Management and Cross-border Collaboration // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://warp.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/12354219/www.mofa.go.jp/files/000035217.pdf (дата обращения: 20.03.2023)
26. Successful Executive Training Programme to Japan and Korea opens again: Opportunity for 60 European managers // European Commision official website. - 10.03.2008. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/de/IP_08_407 (дата обращения: 24.04.2023)
27. The 21st Japan-EU Summit Meeting (Overview) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/region/page18e_000031.html (дата обращения: 20.03.2023)
28. The 21st Japan-EU Summit. Joint Press Statement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2013. - URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/pdfs/ps1119.pdf (дата обращения: 23.03.2023)
29. The 22nd Japan-EU Summit. Joint Press Statement // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2014. - URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/pdfs/ps1119.pdf (дата обращения: 23.03.2023)
30. The 27th Japan-EU Summit // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2021. - [URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_001135.html] (дата обращения: 21.03.2023)
31. The EU and Japan commit to a new Green Alliance to work towards climate neutrality // European Commission official website. - URL: https://climate.ec.europa.eu/news-your-voice/news/eu-and-japan-commit-new-green-alliance-work-towards-climate-neutrality-2021-05-27_en (дата обращения: 10.05.2023)
32. Total energy supply (TES) by source, Europe 1990-2020. // International Energy Agency Statistic. - URL: https://www.iea.org/countries/japan (дата обращения: 11.05.2023)
33. Total energy supply (TES) by source, Japan 1990-2021 // International Energy Agency Statistic. - URL: https://www.iea.org/countries/japan (дата обращения: 11.05.2023)
34. Towards a Green Alliance to protect our environment, stop climate change and achieve green growth // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://www.mofa.go.jp/files/100194620.pdf (дата обращения: 10.05.2023)
35. Trade of Goods and Services Between the EU Member States and Japan 2022 // EU-Japan Centre for Industrial Cooperation. - URL: https://www.eu-japan.eu/sites/default/files/EU-JP-Trade-Report-2022.pdf (дата обращения: 24.04.2023)
36. 日・EU海賊対処共同訓練(Nichi-EU kaizoku taisho kyōdō kunren) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://warp.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/12354219/www.mofa.go.jp/mofaj/press/release/press4_001341.html (дата обращения: 20.03.2023)

Литература:
1. «Климатический саммит» Байдена: риски для Китая и России // Аналитические записки Института Европы РАН. - 2021. - №8. - С. 1-7.
2. В Токио сожалеют, что США вышли из Парижского соглашения по климату // ТАСС. - 05.11.2020. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9918163 (дата обращения: 10.05.2023)
3. Годованюк К. Британо-японское стратегическое партнёрство в условиях брекзита / К. Годованюк // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2019. - №3. - С. 89-94.
4. Дрошининец Н.П. Сотрудничество между ЕС и Японией в области безопасности / Н.П. Дрошининец // Национальный исследовательский ядерный университет - МИФИ. - 2019. - №2. - С. 117-130.
5. Дугин А.Г. Международные отношения (парадигмы, теории, социология): Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М: Академический проект, 2014. - 431с.
6. Ерёменко Д. Участие стран Старого Света в Индо-Тихоокеанской повестке: взгляд из Японии / Д. Ерёменко // РСМД. - 2022. - URL: https://russiancouncil.ru/blogs/d-eremenko/uchastie-stran-starogo-sveta-v-indotikhookeanskoy-povestke-vzglyad-iz-/ (дата обращения: 21.03.2023)
7. ЕС представил стратегию расширения своего влияния в Индо-Тихоокеанском регионе // ТАСС. - 16.09.2021. [URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12424295] (дата обращения: 21.03.2023)
8. Кадочников Д.В. Пушкина Д.Б. Экономический конфликт США и Китая через призму ключевых парадигм теории международных отношений / Д.В. Кадочников, Д.Б. Пушкина // Journal of Institutional Studies. - 2019. - №4. - С. 91-105
9. Каренин Д.М. Кузьмин В.А. Становление сотрудничества между Японией и странами ЕЭС / Д.М. Каренин, В.А. Кузьмин // Уральское востоковедение: международный альманах. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. ун-та], 2021. — №11. - С. 110-128.
10. Китай направил заявку на вступление в соглашение о Транстихоокеанском партнерстве // ТАСС. - 16.09.2021. - URL: https://tass.ru/ekonomika/12424713 (дата обращения: 22.04.2023)
11. Мельникова Ю.Ю. Стратегия ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе: внутренние драйверы и фактор КНР / Ю.Ю. Мельникова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2022. - №12. - С. 31-37.
12. Милеев Д.А. Роль ресурсов в политике Японии и ЕС: точки соприкосновения / Ось мировой политики XXI в.: обострение борьбы за ресурсы в Азии и Африке. Под ред. А.М. Хазанова. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2012. - 470с.
13. Мищенко Я. В. Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство: подписание нового соглашения как успех японской дипломатии / Я. В. Мищенко // Вестник Московского университета. - Сер. 27. - Глобалистика и геополитика. - 2017. - № 4. - С. 32-39.
14. Отказ США от ТТП: значение для Японии // РСМД. - 01.02.2017. - URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otkaz-ssha-ot-ttp-znachenie-dlya-yaponii/ (дата обращения: 22.04.2023)
15. Ребрей С. М. Транснационализация японского бизнеса. / С.М. Ребрей // М.: МГИМО – Университет, 2015. - 134 с.
16. Ровинская Т. Выход США из Парижского соглашения по климату и его возможные последствия / Т. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - №4. - С.106-118.
17. Сетов Н.Р. Неореализм и неолиберализм в теории международных отношений / Н.Р. Сетов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2012. - №2. - С. 28-32
18. Стрельцов Д.В. История Японии: учебник для студентов вузов // М.: Аспект Пресс, 2015. – 560 с.
19. Стрельцов Д.В. “Чистая энергетика” в Японии / Д.В. Стрельцов // Восточная аналитика. - 2011. - №2. - С. 106-117.
20. США завершили выход из Парижского соглашения по климату // ТАСС. - 04.11.2020. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9910097 (дата обращения: 10.05.2023)
21. США начали оценку справедливости цен на редкоземельные металлы из КНР // РИА Новости. - 13.03.2012. - URL: https://ria.ru/20120313/593795909.html (дата обращения: 15.04.2023)
22. Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату // BBC News. - 01.06.2017. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-40120078 (дата обращения: 10.05.2023)
23. Транстихоокеанское партнерство: что это такое и кому оно выгодно // РИА Новости. - 05.10.2016. - URL: https://ria.ru/20161005/1478488304.html?in=t (дата обращения: 22.04.2023)
24. Чижевская М.П. “Стратегическое партнёрство” ЕС и Японии / М.П. Чижевская // Институт Европы РАН. - 2018. - №1. - С.105-115.
25. Чижевская М.П. О роли США в японо-европейских отношениях: актуальна ли концепция трилатерализма? / М.П. Чижевская // Японские исследования. - 2022. - №2. - С. 80-94.
26. Эксперт рассказала о причинах выхода США из ТТП // РИА Новости. - 24.01.2017. - URL: https://ria.ru/20170124/1486356132.html (дата обращения: 22.04.2023)
27. Australia to oppose China’s bid to join trade pact until it halts strikes against exports // The Guardian. - 18.09.2021. - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7f159e23-6443ddd2-3b7d8696-74722d776562/https/www.theguardian.com/australia-news/2021/sep/18/australia-to-oppose-chinas-bid-to-join-trade-pact-until-it-halts-strikes-against-exports (дата обращения: 22.04.2023)
28. Benz S., Yalcin E. Productivity Versus Employment: Quantifying the Economic Effects of an EU-Japan Free Trade Agreement / S. Benz, E. Yalchin // World Economy. – 2015. – №6. - P. 935-961.
29. Berkofsky A. The EU-Japan Strategic Partnership Agreement (SPA) – Responding to the Crisis of the Liberal World Order / A. Berkofsky // Asia Policy Brief. - 2017. P. 1-8.
30. China applies to join Pacific trade pact to boost economic clout // Reuters. - 17.09.2021. - URL: https://www.reuters.com/world/china/china-officially-applies-join-cptpp-trade-pact-2021-09-16/ (дата обращения: 22.04.2023)
31. Ćurčić M. National interest in security science: a realist perspective / M. Ćurčić // National security and the future. - 2021. - №3. - P.73-88
32. Deme B. The Green Alliance – A New Phase in EU-Japan Cooperation / B. Deme // Institute for Foreign Affairs and Trade. - 2022. - 8p.
33. Deudney D., Ikenberry G.J. The Nature and Sources of Liberal International Order // Cambridge University Press. - 1999. - №2. - P.179-196
34. Don’t Force Europe to Choose Between the United States and China // The Diplomat. 14.12.2022. [URL: https://thediplomat.com/2022/12/dont-force-europe-to-choose-between-the-united-states-and-china/] (дата обращения: 21.03.2023)
35. EU regrets U.S. withdrawal from climate deal, will seek other allies // Reuters. - 01.06.2017. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-climatechange-eu-statement-idUSKBN18S6CI (дата обращения: 10.05.2023)
36. Finnemore M. National Interest in International Society / M. Finnemore // Cornell: Cornell University Press. - 1996. - 176p.
37. Frank R. EU - North Korean Relations: No Effort Without Reason / R. Frank // International Journal of Korean Unification Studies. - 2002. - Vol. 11. - № 2. - P. 87-119.
38. Gilpin, R. Global Political Economy: Understanding the International Economic Order. Princeton, NJ: Princeton University Press. - 2003. - 440p.
39. Gilson J. Japan and the European Union: a partnership for the twenty first century / J. Gilson. – New York: Palgrave Macmillan, 2000. – 234 p.
40. Grabbe H. Normative, protective, transformative Europe. Digital and climate meta-policies // European Futures: Challenges and Crossroads for the European Union of 2050. - Routledge. - 2021. - 260p.
41. Górski J. The Impact of the TPP on Opening Government Procurement to International Competition in the Asia-Pacific Region // Trade Law and Development. - 2016. - №2. - P .66-151.
42. Keohane R. Nye J. Power and Interdependence: World Politics in Transition // Boston: Little, Brown and Company. - 1977. - 273p.
43. Kokubo Yasuyuki 蜜月時代に入った日EU関係 // 国際問題. - №691. - P. 41-49.
44. Mattis: US will defend Japanese islands claimed by China // CNN. - 04.02.2017 - URL: https://edition.cnn.com/2017/02/03/asia/us-defense-secretary-mattis-japan-visit/ (дата обращения: 21.04.2023)
45. Rothacher A. 2000-2010: shaping a common future in the decade of Japan-Europe cooperation – rhetoric and policies/ EU-Japan Relations 1970-2012. // Routledge. - 2013. - 356p.
46. Ryo Sahashi. Japan’s strategy amid US–China confrontation // China International Strategy Review. - 2020. - N.2. - P. 232-245.
47. Tanabe Y. Carbon pricing: Applying the EU's experience to Japan's policies / Y. Tanabe // Research Institute of Economy, Trade and Industry. - URL: https://www.rieti.go.jp/en/columns/a01_0674.html (дата обращения: 18.05.2023)
48. Theys S. Introducing Constructivism in International Relations Theory / S. Theys // E-International Relations. - 2018. - URL: https://www.e-ir.info/pdf/72842 (дата обращения: 19.05.2023)
49. Trump says U.S. not necessarily bound by 'one China' policy // Reuters. - 11.12.2016. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-china/trump-says-u-s-not-necessarily-bound-by-one-china-policy-idUSKBN1400TY (дата обращения: 21.04.2023)
50. Vosse W. Renewable Energy Strategies Leading to Closer Europe-Japan Cooperation after 3/11 / W. Vosse // Asian International Studies Review. - 2018. - №2. - P. 61-85.
51. Waltz K. Theory of International Politics. // New York: McGraw Hill. - 1979. - 129p.
52. Wendt A. Social Theory of International Politics // Cambridge University Press. - 1999. - 429p.
53. Wróbel I. The ‘green’ agreement between the European Union and Japan / I. Wróbel // Stosunki Międzynarodowe – International Relations. - 2022. - P. 1-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ