Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа №135028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы поддержки развития малого предпринимательства ..
1.1 Малое предпринимательство: сущность и особенности …………………………
1.2 Социально-экономическое значение малого предпринимательства ………………
1.3 Мировой опыт государственной поддержки развития малого предпринимательства (на примере США, ЕС, стран Азии)
Глава 2 Ключевые проблемы развития малого предпринимательства в РФ и пути их решения
2.1 Этапы развития малого предпринимательства в РФ на рубеже 20-21 века ………
2.2 Особенности развития малого предпринимательства в современной России ……
2.3 Пути развития малого предпринимательства в РФ …………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Предпринимательская деятельность является наиболее значимым элементом любой рыночной экономики, т.к. она снабжает финансовыми ресурсами экономический рост, производство возрастающей массы различных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что существеннее, качественно изменяющиеся потребности общества, разных его слоев и отдельных индивидов. Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ: высокая гибкость и оперативность в принятии решений, чувствительность к новшествам, стремительная адаптация к внешним действиям, высокая оборачиваемость средств, большой уровень профессиональной специализации производства и труда. В рамках малого бизнеса предприниматель является собственником средств производства, произведенного продукта и сам участвует во всем предпринимательском процессе, но сам малый бизнес находится в неравных экономических условиях.
В современной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики страны. В санкционной борьбе с западом главным экономическим ориентиром государства становится процесс импортозамещения, где малые предприятия играют ключевую роль, поскольку именно небольшие фирмы располагают возможностью в сжатые сроки и с минимальными затратами переориентировать свое производство в соответствии с текущей геополитической обстановкой.
Переход России к устойчивому экономическому росту невозможен без формирования конкурентоспособного сектора малых предприятий и, прежде всего, инновационных малых предприятий. Обоснование необходимости разработки эффективных подходов к созданию инновационной среды малого предпринимательства в направлении его инновационного развития, является основным положением Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Однако, согласно статистических данных Россия значительно уступает государствам с развитой рыночной экономикой как по степени «насыщенности» малыми фирмами, так и по их инновационной активности. Стимулирование инновационного предпринимательства, которому отводится определяющая роль в становлении национальной инновационной системы, является важной государственной задачей на современном этапе.
Все это и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы - на основе анализа трудов ведущих специалистов и практики организации малого предпринимательства сформулировать собственное представление о проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в РФ.
Достижение цели определяется решением комплекса задач:
1. Описать теоретические основы развития малого предпринимательства;
2. Дать характеристику малого предпринимательства, его сущности и особенностей;
3. Изучить разные точки зрения на предмет факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства;
4. Описать мировой опыт поддержки малого предпринимательства;
5. Выявить ключевые проблемы малого предпринимательства в нашей стране;
6. Рассмотреть особенности развития малого предпринимательства в РФ на рубеже 20-21 века;
7. Определить пути развития малого предпринимательства в РФ.
Объект исследования – малое предпринимательство.
Предмет исследования – теория поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства в РФ.
Теоретико-методологические основы предполагают изучение учебной и периодической литературы, реферирование этих источников, использование общенаучных и специальных методов познания.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе определяются теоретические и практические условия деятельности малого предпринимательства в России, вторая глава посвящена определению проблем и перспектив малого предпринимательства в нашей стране.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход России к устойчивому экономическому росту невозможен без формирования конкурентоспособного сектора малых предприятий и, прежде всего, инновационных малых предприятий. Однако, согласно статистических данных Россия значительно уступает государствам с развитой рыночной экономикой как по степени «насыщенности» малыми фирмами, так и по их инновационной активности. Стимулирование инновационного предпринимательства, которому отводится определяющая роль в становлении национальной инновационной системы, является важной государственной задачей на современном этапе.
Уровень эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой ключевой фактор, который определяет степень развития экономики современного государства.
В настоящее время Российская Федерация, пройдя относительно недлинный путь в два с половиной десятилетия по формированию такой системы, построила собственную модель государственной поддержки, имеющую как некоторые преимущества, так и явные недостатки.
Малое предпринимательство, как система, имеющая повышенную чувствительность к переменам в законодательстве, изменениям на товарных и финансовых рынках и имеет ограниченный доступ ко многим факторам производства, является особой формой экономической деятельности и остро нуждается в многосторонней государственной поддержке.
Системообразующими элементами государственной поддержки малого бизнеса являются государственный аппарат и инфраструктура поддержки. Во многих случаях, поддержка малому бизнесу осуществляется путем создания и реализации трехуровневой системы государственных программ поддержки: местные, региональные, национальные.
Существует нескольких видов государственной поддержки предпринимательства, которые должны быть предусмотрены программой: консультативная, правовая, финансовая, кадровая, имущественная, инновационная и информационная поддержка.
Государственный аппарат, как основополагающий элемент в системе поддержки, оказывает финансовую, имущественную и правовую помощь с помощью выделения субсидий, выработки нормативно-правовых актов и формирования результативной системы объектов инфраструктуры, предназначенной осуществлять все остальные виды поддержки.
Необходимо отметить, что, невзирая на острую необходимость развития малого инновационного предпринимательства, в настоящее время ни сами предприятия, ни российская научно-техническая сфера не готовы в полной мере к этой деятельности.
Малый бизнес решает целый ряд важнейших экономических и социальных проблем. Кроме налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малое предпринимательство развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Малые и средние предприятия (МСП) в зарубежных странах за последние годы прошли путь серьезной эволюции, существенно возросла их роль в социально-экономическом развитии развитых стран. Они стали не только ключевыми субъектами, но и генераторами инновационной деятельности, экспортно-ориентированными структурами, полноценными участниками процесса привлечения прямых иностранных инвестиций.
Основными направлениями изменения роли малого и среднего предпринимательства являются: экспортоориентированность; привлечение иностранных инвестиций; участие в международном научной-техническом сотрудничестве; внедрение технологических новшеств.
В целом, помощь малому предпринимательству оказывается по двум большими направлениям: финансово-технологическому и информационно-консультационному.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования его инновационной активности, в зарубежных странах применяются разнообразные программы технологической, информационной и финансовой поддержки.
Анализируя опыт зарубежных государств можно выделить следующие формы поддержки:
1. Меры в части налогообложения, подразумевающие постепенное снижение предельных налоговых ставок и понижении прогрессивности налогообложения;
2. Совместное участие в капитале инвестиционных предприятий и обеспечение гарантий производимых ими ценных бумаг;
3. Венчурное финансирование.
4. Консультационная помощь стартующим фирмам;
5. Облегчение доступа к ресурсам финансирования, обеспечение фирм капиталом;
6. Мероприятия по совершенствованию подходов к управлению, поиску экспертов и формированию рынка труда;
7. Совершенствование процессов производства и увеличение их эффективности (особые программы, предусматривающие предоставление грантов и займов);
8. Программы по оказанию финансовой помощи для развития партнёрства в сфере инноваций;
9. Кредитно-финансовая поддержка новых малых фирм;
На настоящий момент ряд стран, демонстрирующих достаточно высокий уровень развития в экономическом и технологическом плане, успели построить эффективную систему поддержки малого бизнеса, сделав его главным источником развития своих экономик.
Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации должна ориентироваться на положительный опыт иностранных государств, принимая во внимание собственную национальную специфику.
В экономике страны малые предприятия выполняют множество различных функций: формирует необходимую атмосферу конкуренции, может быстро реагировать на любые отклонения рыночной конъюнктуры, заполнять возникающие ниши в сфере потребления, предприятия малого бизнеса образуют ту среду и дух предпринимательства и бизнеса, без которых рыночная экономика невозможна.
Увеличение количества малых предприятий обеспечивает создание новых рабочих мест, повышение занятости населения и уровня жизни. Рост объема производимой малыми предприятиями продукции в значительной степени обеспечивает стабильность экономики страны.
Одновременно с этим, малые предприятия являются достаточно уязвимыми, так как они обладают ограниченной ресурсной базой, а при недостаточно развитой инфраструктуре – низкой конкурентоспособностью по сравнению со средними и крупными компаниями.
Анализ мирового опыта государственной поддержки развития малого предпринимательства показывает, что его развитие возможно только при условии наличия целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования.
Государственное регулирование является необходимым и неизбежным процессом, задачами которого являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью “кормушку”.
Анализ развития малого предпринимательства на примере города Санкт-Петербурга, выполненный в рамках данной дипломной работы, показал, что поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства проводится на низком и неудовлетворительном уровне.
Причинами малой или отрицательной эффективности программ государственной поддержки являются следующие факторы:
1. При разработке концептуальных программ упускается важность детального анализа текущей ситуации и фактического положения дел в отдельных отраслях экономики;
2. Вместо развития инфраструктуры государственной поддержки, влекущей за собой долгосрочные положительные эффекты, основное внимание уделяется прямым мерам государственной поддержки;
3. Значительная непрозрачность в получении субсидий и низкая информированность субъектов предпринимательства о существующих программах поддержки;
4. Высокая степень дифференциации в уровне поддержки малого бизнеса между регионами, приводящая к перекосу в уровне развития малого предпринимательства и отсутствию возможностей для догоняющего развития отстающих регионов.
Институциональная среда поддержки малого бизнеса развита не в полной мере и также имеет ряд значительных проблем:
1. Создание государственных институтов, занятых вопросами развития малого бизнеса имеет стихийный характер в то время, как необходима регулярная работа в данной области;
2. Отсутствует единый независимый институт контроля над политикой поддержки малого бизнеса, проводимой государством.
Несмотря на разработанные способы финансовой поддержки, предпринимательское сообщество считают своей главной преградой на пути развития и начала своего бизнеса недостаточность финансирования.
На современном этапе развития экономической системы России целесообразным представляется принятие ряда мер поддержки малого предпринимательства, предложенных в данной дипломной работе в виде рекомендаций. Эти рекомендации включают, главным образом, решение недостатков в институциональной среде управления развитием малого бизнеса и его поддержкой, а также финансово-кредитного инструмента поддержки малого бизнеса.
1. Активизировать сотрудничество ведущих вузов и малого предпринимательства в следующих направлениях:
• разработка вузами и лабораториями по заказу бизнеса новых технологий,
методов управления, конструкций изделий и пр.
• обучающие и консультационные услуги по вопросам совершенствования
подходов к управлению компаниями, ведению бизнеса, совершенствованию организации производства и управления, совершенствованию новых технологий и др.
• консультационные услуги по управлению персоналом, методам его
стимулирования и другим вопросам, связанным с кадровым обеспечением.
• исследование рынка и разработка стратегии развития предприятия.
2. Упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовому капиталу.
В этом направлении необходимо:
• Сократить сроки рассмотрения заявок на предоставление микрозаймов, кредитования коммерческих банков под поручительство фондов развития предпринимательства.
• Оказывать финансовую поддержку на проведение выставок и, прежде всего
международных выставок, не после их проведения и фактического осуществления затрат предприятием, а до участия, но после подачи заявки. Данная мера, с нашей точки зрения, окажет значительное стимулирующее действие на развитие инновационного предпринимательства.
• Упростить бюрократические процедуры подачи заявок на оказание финансовой помощи, которые часто оказываются формальным поводом в отказе получения помощи.
• Более активно вовлекать частных инвесторов, в том числе, так называемых, «бизнес-ангелов» в процессы инвестирования в малый инновационный бизнес, оказывая услуги по оценке экономической эффективности и экспертизе инвестиционных проектов.
Для того, чтобы малый бизнес стал значительной и весомой частью национальной экономики, а также с целью развития в этом сегменте инновационного предпринимательства, как того требует сложившаяся внешняя и внутренняя экономическая и политическая обстановка, необходимо формальные меры поддержки и развития малого предпринимательства сделать реальными и направить малый бизнес по пути инновационного развития.



1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Бокарева В.Б. Социальные технологии в системе управления малым бизнесом:
Автореф. дисс. докт. социол. наук. – 22.00.08. – М., 2014. С.32.
3. Виленский А. В. Стимулирование развития малого предпринимательства США / А.В.
Виленский // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. № 1–2, 2013
4. Гишкаева, Л. Л. Значение и развитие структур среднего и малого предпринимательства
в экономике России / Л.Л. Гишкаева // Журнал Проблемы современной экономики. – 2013 - №2 (46) – С. 146
5. Головастова, Т.И. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т.И. Головастова //
Вестник Удмуртского университета. - 2010 - № 2-4 – С. 13.
6. Гражданкин В.А. Практика государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в США и странах европейского союза. / В.А. Гражданкин, О.А. Гражданкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3 / том 6 / 2011 – с. 67-75
7. Девятаева Н. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России
и направления их решения [Текст] / Н. В. Девятаева, Т. А. Базарнова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 503-505.
8. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предпринимательства / В.А. Долгушина
// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015 - № 22. – С. 128
9. Иродова Е.Е. Модель малого бизнеса в условиях региона депрессивного типа (на
примере Ивановской области) // Теоретическая экономика, №3, 2013. С. 23-31.
10. История предпринимательства России: курс лекций. Основы предпринимательской
деятельности / С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.
11. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева //
Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). – 2009 - №3.- С. 24
12. Кошелева Т.Н. Управление формированием инновационной среды малого
предпринимательства: Автореф. дисс. докт. экон. наук. – 08.00.05. – СПб, 2015. С.10.
13. Кротов И.И. Развитие малого предпринимательства на основе государственных и
муниципальных заказов (на примере регионов Российской Федерации): Автореф. дисс. канд. гегр. наук. – 25.00.24. – Пермь, 2015. С.3.

14. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской
экономике / А.Б. Крутик // Проблемы современной экономики. – 2009. – №2 – с. 99
15. Малое и среднее предпринимательство в России, 2015: статистический сборник. M.:
Росстат, 2015
16. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Ежегодное
издание. №12 / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2013 – 220 с.
17. Мигалкина, А.Л. Сущность малого предпринимательства / А.Л. Мигалкина //
Международный научно-исследовательский журнал. – 2015 - № 1-2 (32) – С. 64
18. Мурыгина, Л.С. Развитие учения о предпринимательстве / Л.С. Мурыгина // Вестник
Челябинского государственного университета. - 2005. – № 1(8) – С.20.
19. Мухаметлатыпов Р. Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России
[Текст] / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 359-360.
20. Нурмухаметов А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны //
Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 16-19.
21. Репкина О.Б. Развитие предпринимательской деятельности на основе инновационного
процесса: Автореф. дисс. докт. экон. наук. – 08.00.05. – М., 2013. С.11.
22. Ромашова, Л.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России / Л.О.
Ромашова // Журнал Знание. Понимание. Умение. – 2011 - №2.- С. 96
23. Савельева И.Н. Развитие малого инновационного предпринимательства в
промышленности: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – Екатеринбург, 2011. С.9-
24. Савельева, И. Н. Проблемы формирования системы малого инновационного
предпринимательства // Управленец. 2011. No 5–6 (21–22).

25. Столяров А.В. Стратегия взаимодействия государства и малого предпринимательства
как фактор экономического роста: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – М., 2015. С.3.
26. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии
экономики / Т.А. Туренко // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227
27. Филобокова, Л.Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым
развитием малого предпринимательства / Л.Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. - 2014 - №2 (6) – С. 65
28. Хусаинов М.К. Исследование зарубежного опыта финансирования и поддержки
малого и среднего предпринимательства / М.К. Хусаинов, А.А..Исоков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - №2 – 2012 – с. 271-273
29. Юдин Н.С. Дифференциация государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства на их основе качественной идентификации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – Тамбов, 2015. С.43.
30. Small Bussinnes Trade Copetitiveness and Innovation Act. Wash. - 2014. - P. 190.
31. Small Business Trade Hearing. Wash. – 2013. – P. 171-190.
32. Small Business Survey 2014. – UK, L.: Department for Business, Innovation & Skills, March 2015.
Интернет-ресурсы
33. Постановление от 13 мая 2014 года No355 «О Стратегии экономического и
социального развития Санкт- Петербурга на период до 2030 года» - Режим доступа: http://base.garant.ru/22913305/Дата обращения 15.05.2016.
34. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 «О предельных значениях
выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // Режим доступа: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182963] (дата обращения: 20.04.2016)
35. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и
потребительского рынка в Санкт- Петербурге на 2015- 2020" - Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_business/gosudarstvennaya-programma-sankt-peterburga-razvitie-predprinimatelstv/Дата обращения 15.05.2016.
36. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации
государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы" за 2015 год - Режим доступа: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/05/04/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B.pdfДата обращения 17.05.2016.
37. Официальный сайт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства
при Губернаторе Санкт-Петербурга - Режим доступа: http://www.osspb.ru/about_os
38. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - Режим доступа:
http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_business/ Дата обращения 15.05.2016.
39. Официальный сайт Первого городского бизнес-инкубатора - Режим доступа:
http://start-business.ru/Дата обращения 17.05.2016.
40. Официальный сайт бизнес-инкубатора «Ингрия» - Режим доступа: http://ingristartup.ru/ingria/Дата обращения 17.05.2016.
41. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/fed/
42. Айзадуллова А.Р. Особенности современного малого предпринимательства в США /
А.А. Айзадуллова // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014. – No. 4(04-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/4/1326/ - 03.05.2016
43. Борисов Д. Спи спокойно, малый бизнес / Д. Борисов // Интернет-журнал Сиб.фм. –
25.02.2013. - Режим доступа: [http://sib.fm/columns/2013/02/25/spi-spokojno-malyj-biznes] – 05.05.2016
44. Буров В.Ю. Сущность и содержание современного малого предпринимательства:
теоретические аспекты / В.Ю. Буров // КиберЛенинка – Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-sovremennogo-malogo-predprinimatelstva-teoreticheskie-aspekty]. – 03.05.2016
45. Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р. Проблемы и перспективы развития современного
малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9 Вып. 1 (191). - c. 23-28. - http://www.creativeconomy.ru/articles/13161/
46. Малышева Е. «ОПОРА России»: Депутаты увеличили нагрузку на малый бизнес в
обход закона / Е. Малышева // Газета РБК. - 03.04.2014. – Режим доступа: [http://www.rbcdaily.ru/economy/562949991042177] – 04.05.2016
47. Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого
предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11995 (дата обращения: 03.05.2016)
48. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого
предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (13). – С. 2916-2920; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002203 (дата обращения: 04.05.2016)
49. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских
малых и средних предприятий // Теория экономики. – Режим доступа: [http://www.econgood.ru/ecogols-371-10.html] – 04.05.2016
50. The Bologna Charter on SME Policies. – Режим доступа:
http://www.oecd.org/cfe/smes/thebolognacharteronsmepolicies.htm Дата обращения 15.05.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ