Введение
Глава 1. Искусство в социокультурном контексте современной трансформации статуса и функций искусства
1.1. Искусство в контексте культуры: эпоха Ренессанса как определяющий поворот в его развитии
1.2. Трансформация статуса искусства: анализ функциональных возможностей в ретроспективе
1.3. Основные тенденции развития современного искусства в условиях визуального поворота культуры
1.4. Взаимодействие художника и зрителя в системе искусства
Глава 2. Презентация современного искусства в культуре Италии………28-52
2.1. Особенности функционирования искусства в итальянской культуре
2.2. Концептуальное искусство как дематериализация объекта искусства: от предметности к событийности
2.3. Современные формы выражения искусства и их роль в общественно-культурной системе Италии
2.4. Презентация искусства в итальянском публичном пространстве современности
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий искусство претерпело глобальные изменения, причиной которых стало изменение социокультурного контекста: появление новых технологий, трансформация существующей картины мира, поиск иных способов постижения действительности, что позволило художникам выразить желаемое в новой форме и развиться новым течениям и направлениям. Искусство, представляющее собой одну из основных составляющих социальной, общественной и культурной системы, обладает особенным способом функционирования, своими методами и задачами. Оно не только отражает существующую реальность и общественное сознание, но и преображает её, формируя эстетические идеалы, установки и системы ценностей. Но в современности статус искусства претерпевает изменения наравне с его внутренней структурой.
Современное искусство парадоксально по своей сущности, являет собой сложный многогранный феномен, вписанный в рамки социокультурного пространства. Данная проблематика может рассматриваться в разных научных контекстах, выявляющих его различные аспекты: искусством занимается искусствознание, история, социология, философия, психология и культурология. Стоит отметить, что сейчас мы уже можем говорить о становлении и перспективном развитии такой гуманитарной дисциплины как «культурология искусства», объединяющей все ответвления художественной культуры в единство и рассматривающей их во всей полноте и многообразии взаимодействия, в рамках которой и проводится данное исследование.
Практическая часть исследовательской работы рассматривает вышеуказанную, актуальную на текущий исторический момент проблематику на территории Италии, где современное искусство представлено повсеместно. Несмотря на достаточный объём и обширную базу научной литературы по искусству и его современной репрезентации в частности, исследования этой тематики в корреляции с Италией не проводились, что подтверждает актуальность и перспективность данной работы для дальнейших исследований.
Степень разработанности темы исследования. Актуальное искусство, обнаруживающее себя почти во всех областях жизни общества, как один из самых противоречивых элементов действительности, лежит в основе широкого ранга исследований в контексте разных дисциплин, которые использовались для написания данной работы. Среди таковых стоит упомянуть диссертации в области социологии искусства (Ермичева В.А. «Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности: На примере российского общества»), искусствознания (Федина Е.В. «Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства», Костриц Ф.А. «Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты»), культурологии (Демшина А.Ю. «Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект»), социальной философии (Потапов Д.В. «Социальная сущность искусства»). Проблематика современного искусства отражена как в работах зарубежный исследователей, среди которых итальянцы Франческо Бонами, Анжела Веттезе и их коллеги Сюзи Ходж, Тейлор Брэндон, Уилл Гомперц, Роузли Голдберг, так и в трудах соотечественников: Бориса Гройса, Андреевой Екатерины, Великанова Андрея, Олега Аронсона и Елены Петровской и др. Кроме того, проводятся научные конференции, где учёные-исследователи анализируют проблематику искусства, не обходя стороной и вопросы, касаемые современности. Материалы всероссийской конференции «Искусство после философии», состоявшейся 20-21 ноября 2009 года, использовались при написании данной исследовательской работы.
Объект исследования: современное искусство как социокультурный феномен.
Предмет исследования: актуальные формы репрезентации художественной культуры в Италии.
Цель исследования - культурологический анализ процесса трансформации искусства как фактора воздействия на современную социокультурную реальность Италии во второй половине XX – начале XXI века.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести культурно-исторический анализ способов функционирования искусства в культуре, его особенностей и форм, подвергнуть его исследованию в современном контексте. Выявить основные тенденции развития искусства в социокультурном пространстве.
2. Определить специфическое место искусства в системе культуры Италии.
3. Выявить эстетические категории, актуальные для анализа современного искусства.
4. Рассмотреть взаимодействие художника и зрителя в системе искусства.
5. Рассмотреть концептуализм как одно из определяющих направлений современного искусства.
Методология исследования: Решение изучаемых проблем осуществляется на основе исследовательских подходов: сравнительный, культурно-исторический, социологический, искусствоведческий методы анализа.
Структура исследовательской работы выглядит следующим образом:
Во введении утверждается актуальность выбранной темы исследования, новизна тематики, цель, задачи, объект и предмет исследования, методология и общая структура работы.
Первая глава посвящена анализу искусства в контексте современной культуры, которое подвергается рассмотрению с точки зрения социологического, культурологического и эстетического аспектов: определяется динамика функций искусства, его общественная значимость и новые способы его презентации.
Во второй главе рассматриваются теоретические выводы первой главы в приложении к социокультурной реальности Италии: статус искусства и формы презентации во взаимосвязи с другими аспектами общественной культурной системы.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы развития данной темы в дальнейших исследованиях.
В настоящей исследовательской работе было рассмотрено современное искусство в контексте социокультурной реальности, проанализированное нами на примере итальянской культуры. Способы его функционирования в обществе, формы выражения и презентации были охарактеризованы нами как определяющие аспекты понимания и осознания роли искусства. Цель была достигнута с помощью применения историко-культурологического метода исследования.
Проведённое теоретическое исследование позволило нам реализовать поставленные задачи и сделать нижеуказанные выводы.
В первой главе мы обратились к историческому анализу, определив, что в эпоху Ренессанса статус искусства опирается на божественный дар творца. Мы проследили трансформацию искусства в своём значении и формах, определив, что выразительный аспект искусства сменяется содержательным, оно становится философичным постольку, поскольку искусство осмысляет само себя. Это нашло выражение в развитии новых форм искусства, которые отныне не репрезентируют нечто внешнее, а презентируют самих себя.
Среди основных тенденций его развития нами были выявлены: технологизация, которая проявилась в «дематериализации» объекта искусства и появлении новых компьютеризированных форм его воспроизведения; расширении экспозиционного пространства искусства и его вхождении в пространство повседневности, нашедшее своё отражение в появлении «публичного искусства», что повлияло на изменение всей структуры его функционирования в социокультурном пространстве.
Мы проследили этапы формирования современного зрителя и художника, выявив, что наряду со «смертью автора» можно констатировать «смерть зрителя» в его потенциальной возможности стать художником. Объект современного искусства являет собой результат взаимодействия коллективного субъекта системы искусства и существует вписанным в определённое публичное пространство.
Во второй главе мы обратились к статусу и функциям искусства в итальянской культуре, проведя исторический анализ. Нами был рассмотрен концептуализм как основополагающий переход в искусстве от предметности к событийности, который выбрал различные средства для своего выражения в ситуации полной свободы художника. Перформативный характер искусства определяется подвижностью во времени и пространстве и своей «жизненностью». Помимо этого, нами была выявлена этизация современного искусства как одна из его тенденций.
Пространство повседневности зрителя стало новой территорией презентации искусства, продемонстрировав особенности взаимодействия, как с окружающей средой, так и случайным зрителем, не подготовленным к восприятию искусства.
Вышеуказанные выводы были сделаны нами на основании анализа конкретных актуальных примеров итальянского культурного пространства. Мы можем сказать, что цель исследования достигнута, задачи осуществлены.
Было проработано большое количество методологического материала, касающегося современного искусства, однако, нужно констатировать нехватку научных исследований в поле его рассмотрения в итальянской культуре. Данная работа лишь отчасти компенсирует этот недостаток. Мы указали на специфику восприятия искусства в определённом культурном контексте и исторической динамике, которые порождают свои специфические черты в развитии искусства. Их понимание необходимо для дальнейшего выявления культурно-исторических закономерностей. Рассмотренная тематика не теряет своей актуальности и может выступить базисом для последующего более детального научного исследования, рассматривающего искусство как один из инструментов общественно-культурного развития.
1. Аликин В.А. Идея игры в философии постмодернизма// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. №11, 2014. С. 19-26.
2. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. - СПб: Азбука-классика, 2007. - 487 с.
3. Бакштейн И. Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве.— М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 464 с.
4. Барт Р. Удовольствие от текста// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - 475 c.
5. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 194 с.
6. Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости// Избранные эссе. Немецкий культурный центр им. Гёте - М.: Медиум, 1996. - 239 с.
7. Бергер Дж. Искусство видеть. – СПб.: Клаудберри, 2012. - 184 с.
8. Бонами Ф. Я тоже так могу! Почему современное искусство всё-таки искусство. - М.: V-A-C press, 2013. – 208 с.
9. Бонито Олива А. Искусство на исходе второго тысячелетия. – М.: Художественный журнал, 2003 – 214 с.
10. Брайнин-Пассек В. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике // Новый мир искусства.— Санкт-Петербург, ноябрь 2002. С.7-10.
11. Брэндон Т. Art today. Aктуальное искусство 1970-2005. - М.: Слово, 2006. - 256 с.
12. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - 640 с.
13. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. Том 1. - М.: Искусство, 1977. – 221 с.
14. Вольф Дж. Культурология и социология культуры// In...visible Culture: An Electronic Journal for Visual Studies, 1999. [Электронный ресурс] - URL: http://www.rochester.edu/in_visible_culture/issue1/wolff/wolff.html. Дата обращения: 10.02.2017.
15. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Феликс, 1998. - 476 с.
16. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 320 с.
17. Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. [пер. с англ. И.Литвиновой]. – М.: Синдбад, 2016. – 464 с.
18. Гринберг К. Авангард и китч / Художественный журнал. № 60. М., 2005. С. 49–58.
19. Гройс Б. Что такое современное искусство//Митин журнал. № 54, 1997. С.253-276.
20. Демшина А. Визуальные искусства в ситуации визуализации культуры: институциональный аспект. - Санкт-Петербург: Астерион, 2010. - 270 с.
21. Ермичева В.А. Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности: На примере российского общества: автореферат дис.... канд. соц.наук: 22.00.06. - Москва, 2004. - 163 с.
22. Здоровенко В.В. Анализ функциональных возможностей современного искусства// European science review. №1-2/2014. С. 173-181.
23. Зонтаг, С. Заметки о кэмпе// Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов — М.: Русское феноменологическое общество, 1997.- 208 с.
24. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – Санкт-Петербург: ТОО ТК Петрополис, 1997. – 544 с.
25. Коломиец Г.Г. Искусство как способ быть в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства// Вестник Оренбургского государственного университета, №7/2007. С.158-162.
26. Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты: автореферат дис....канд.искусствоведения: 17.00.04. - Санкт-Петербург, 2009. - 194 с.
27. Кошут Дж. Искусство после философии. 1969// Искусствознание. № 1. М., 2001. С. 545-563
28. Левитт Сол. Параграфы о концептуальном искусстве// Художественный журнал. №69. М., Ноябрь 2008. С.16-21.
29. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса—М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. Т. 2 — 476 с.
30. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Перевод с французского Н. А. Шматко. – Санкт-Петербург: Алетейя. 1998. – 221 с.
31. Локшина О.С. Конфликт концепта и переживания в современном искусстве//Искусство после философии. Материалы всероссийской конференции 20-21 ноября 2009 года. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.126-131.
32. Лях В.И. Культурология искусства как междисциплинарная отрасль гуманитарного знания// Аналитика культурологии. №25. 2013.
33. Обрист Х.У. Краткая история кураторства — М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.- 256 с.
34. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 592 с.
35. Потапов Д.В. Социальная сущность искусства: автореферат дис....философ.наук: 09.00.01 — Краснодар, 2011. - 173 с.
36. Радеев А.Е. К методологии изучения современной философии искусства// Искусство после философии. Материалы всероссийской конференции 20-21 ноября 2009 года. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.219-225.
37. Смолянская Н.В. Возвышенное в интерпретациях искусства постмодерна: концепция Ж.-Ф. Лиотара для выставки «нематериальное»/ Философский журнал. №1.2009. С.127-140.
38. Торнтон С. Семь дней в искусстве. – Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – 349 с.
39. Федина Е.В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства: автореферат дис....канд.искусствоведения: 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2009. - 210 с.
40. Фостер Х., Краусс Р., Бухло Б., Буа И.А., Джослит Д. Искусство с 1900 года. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 816 с.
41. Ходж С. Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребёнку не под силу сделать подобное. – М.: Магма, 2014. – 224 с.
42. Шувалова А.С. Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси Липпард//Артикульт. Выпуск № 2 (10). 2013. С.40-57.
43. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. 1994. [Электронный ресурс] - URL: http://eurasialand.ru/txt/post/142.htm. Дата обращения: 15.03.2017.
44. Якуничев Н.Г. Посредническая функция искусства// Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. №161/ 2013. С.163-168.
45. Bollo A. Dal Pozzolo L. Arte contemporanea, arte pubblica e i contesti urbani: sguardi, fruizioni e politiche/ Arte pubblica e politiche culturali in Provincia di Lecce. Un’analisi di contesto di fondazione Fitzcarraldo. P.152-164.
46. Cattelan M. con C.Grenier. Un salto nel vuoto. La mia vita fuori dalle cornici. - Milano: Rizzoli, 2011. - 145 p.
47. Celant G. Arte Povera// Art e Dossier. - Firenze – Milano: Giunti Editore S.p.A. Firenze-Milano. Gennaio 2012. - 50 p.
48. Danto Arthur. After the End of Art: Contemporary Art and the Pale of History. - Princeton University Press: New Foreword edition, 1998. - 264 p.
49. De Luca M. Dal monumento allo spazio delle relazioni: riflessioni intorno al tema arte e città// Creazione contemporanea: Arte, società e territorio tra publico e privato. A cura di Martina de Luca, Flamminia Gennari Santori, Bartolomeo Peitromarchi, Michele Trimarchi. – Roma: Luca Sossella editore,2004. - 240 p.
50. Di Giacomo G., Zambianchi C. Alle origini dell'opera d'arte contemporanea. - Roma-Bari: Laterza, 2013. - 223 p.
51. Finocchi A. Arte e non arte per una sociologia dell’estetica. – Roma.: Meltemi, 2005. – 132 p.
52. L’arte di Blub. Metto le maschere da sub a Gesù e a Dante perché siamo con l'acqua alla gola. [Электронный ресурс] - URL: http://www.lanazione.it/firenze/cultura/2014/04/24/1056918-blub-maschere-sub-writer.shtml. Дата обращения: 10.04.2017.
53. Bruceremo tutto: protesta shock al museo d’arte contemporanea di Casoria. [Электронный ресурс]- URL: https://napoliexpress.wordpress.com/2012/04/16/bruceremo-tutto-protesta-shock-al-museo-darte-contemporanea-di-casoria/. Дата обращения: 12.04.2017.
54. Interview with Maurizio Kattelan by Bob Nickas. 1999 // [Электронный ресурс] - URL: http://www.indexmagazine.com/interviews/maurizio_cattelan.shtml. Дата обращения: 28.02.2017.
55. P.Pascali, in C. Lonzi, Autoritratto, Bari 1969, ristampa Milano 2010, pp. 294-295// Celant G. Arte Povera// Art e Dossier. - Firenze-Milano: Giunti Editore S.p.A. Gennaio 2012. - 50 p.
56. Poli F. Il sistema dell'arte contemporanea. - Bari: Laterza, 2015. - 322 p.
57. Scardi G. (a cura di). Paessagio con figura. Arte, sfera pubblica e trasformazione sociale. - Torino: Allemandi, 2011. – 289 p.
58. Tessarolo M. ( a cura di). L'arte contemporanea e il suo pubblico. - Milano: Franco Angeli, 2009. - 235 p.
59. Vettese A. L’arte contemporanea. – Bologna: “Il Mulino”, 2012. – 137 p.
60. Wolff J. Sociologia delle arti. – Bologna: “Il Mulino”, 1983. – 250 p.