Введение 5
Глава 1. О компании 8
1.1. ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» 8
1.2. История компании 9
1.3. Обзор пивоваренного рынка в России 10
1.4. Основные конкуренты на российском рынке 12
1.5. Стратегия компании 13
1.6. Транспортная логистика 13
1.6.1. Тарифы на перевозку 14
1.6.2. Особенности маршрутизации 15
1.7. Анализ компании 16
Выводы 17
Глава 2. Выбор методов решения проблем 19
2.1. Анализ литературы 19
2.2. Выбор инструментария для анализа компании 23
2.2.1. Метод Кларка-Райта 24
2.2.2. Двухфазный алгоритм 24
2.2.3. Алгоритм заметания 24
2.2.4. Жадный алгоритм 25
2.2.5. Метод ветвей и границ 25
2.2.6. Метод линейного программирования 27
Выводы 29
Глава 3. Решение управленческих проблем компании 31
3.1. Применение методов 31
3.1.1. Метод Кларка-Райта 32
3.1.2. Алгоритм заметания 34
3.1.3. Жадный алгоритм 35
3.1.4. Метод ветвей и границ 36
3.1.5. Метод линейного программирования 38
3.2. Оценка использованных методов 40
3.3. Альтернативные транспортные тарифы 41
Выводы 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 51
Приложение 1. Соответствие номеров клиентов и их местоположения 51
Приложение 2. Объемы грузов для доставки клиентам 52
Приложение 3. Матрица расстояний между торговыми точками в километрах 53
Приложение 4. Матрица «сбережений» 54
Приложение 5. Метод Кларка-Райта 55
Приложение 6. Метод ветвей и границ 57
Приложение 6.1. Определение минимальных элементов по строкам 57
Приложение 6.2. Редуцированная матрица по строкам 58
Приложение 6.3. Оценка каждого нулевого значения 59
Приложение 6.4. Исключение из маршрута перемещения (11,14) 60
Приложение 6.5. Включение в маршрут перемещение (11,14) 61
Приложение 7. Метод линейного программирования 62
Приложение 7.1. Дополнительные матрицы №1 и №2 62
Приложение 7.2. Основная матрица выбора перемещений для кластера №1 63
Определение оптимального маршрута для доставки грузов является одной из главнейших задач, относящихся к транспортной логистике компании. В условиях мегаполиса на доставку грузов влияет множество различных факторов, таких как рассредоточенность клиентов по всему городу, загруженность автодорог, время ожидания приемки у клиента, которые могут сильно повлиять на эффективность бизнеса. Для того, чтобы учесть все факторы, влияющие на доставку грузов, необходимо предварительно осуществлять маршрутизацию перевозок, т.е. определять оптимальные маршруты перевозки грузов. Так маршрутизация позволит минимизировать пройденное расстояние автотранспортным средством, уменьшить время прохождения всего маршрута, сократить время нахождения автотранспортного средства на погрузке или разгрузке. Все это приведет к увеличению производительности автотранспортного средства в разы. Также маршрутизация повышает удовлетворенность клиентов за счет своевременного прибытия автотранспортного средства под выгрузку. В дальнейшем хорошие отношения с клиентами позволяют договариваться о комфортном времени для выгрузки. Однако, основная выгода от маршрутизации перевозок – это минимизация транспортных затрат компании. Транспортная логистика является одним из самых крупных центров затрат, наряду с производством, поэтому любой компании просто необходимо контролировать и минимизировать затраты, производимые данными подразделениями.
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена маршрутизация перевозок компании «Объединенные Пивоварни Хейнекен». Всю доставку готовой продукции со склада компании HEINEKEN осуществляет транспортно-экспедиционная компания, однако все функции по маршрутизации и контролю за доставкой выполняет компания HEINEKEN. В настоящее время сотрудники транспортной логистики не занимаются определением оптимальных маршрутов для доставки готовой продукции. Координаторы объединяют торговые точки в маршрут, а водители сторонней транспортно-экспедиционной компании выбирают на свое усмотрение порядок посещения точек, входящих в маршрут. Также транспортный тариф компании HEINEKEN не зависит от времени прохождения маршрута и пройденного расстояния автотранспортным средством, что в свою очередь препятствует минимизации затрат в компании.
Объектом выпускной квалификационной работы является транспортная логистика компании «Объединенные Пивоварни Хейнекен», а предмет исследования - маршрутизация перевозок.
Тема маршрутизации перевозок является актуальной в настоящее время, т.к. компаниям необходимо в сжатые сроки формировать оптимальные маршруты для быстрой и качественной доставки грузов большому количеству клиентов, расположенных по всему городу. Также большое количество отечественных и зарубежных научных работ посвящено разработке различных методик определения оптимальных маршрутов для доставки грузов. Многие компании разрабатывают различное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс маршрутизации перевозок. Программное обеспечение также способно в реальном времени следить и координировать передвижение автотранспортного средства по маршруту.
В связи с этим, целью данной выпускной квалификационной работы является разработка методики маршрутизации перевозок с целью повышения эффективности работы поставок и минимизации затрат компании «Объединенные пивоварни Хейнекен». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые помогут сформировать решение поставленной управленческой проблемы в компании HEINEKEN.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• Определение текущей ситуации в транспортной логистике, а именно выявление методов и процедур, позволяющих маршрутизировать автоперевозки;
• Поиск различных методов маршрутизации перевозок в научной литературе;
• Применение моделей, позволяющих определить оптимальный маршрут, на реальных транспортировках компании;
• Оценка использования новых методов маршрутизации и их сравнение с текущей ситуацией в компании;
• Составление рекомендаций по улучшению процесса маршрутизации транспорта компании.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе данной работы приведена общая информация по компании, а также проведен анализ компании, результатом которого являются сформированные управленческие проблемы. Во второй главе рассмотрены различные научные работы, посвященные маршрутизации перевозок. Также в этой главе подробно рассмотрен инструментарий для решения управленческих проблем в компании. В третьей главе выбранные методы применены к реальным данным и затем оценены в сравнении с исходными маршрутами.
В выпускной квалификационной работе используется два метода, позволяющих составить оптимальные маршруты по доставке готовой продукции компании HEINEKEN. Первым методом построения маршрута является метод Кларка-Райта, который одновременно позволяет сформировывать маршруты и определять последовательность посещения пунктов, входящих в маршрут. Вторым методом является двухфазный алгоритм. На первой фазе объединяются клиенты в маршрут, а на второй фазе определяется последовательность посещения клиентов. Последовательность посещения определяется с помощью трех методов. Данный выбор обусловлен тем, что они представляют собой три разных подхода к определению оптимальных маршрутов. Первый метод – это жадный алгоритм. Он самый простой из всех выбранных методов, который позволит определить необходимость маршрутизации перевозок в целом. Вторым методом является метод ветвей и границ. Метод ветвей и границ требует больше всего времени на определение оптимального маршрута, т.к. необходимо вручную перебирать большое количество альтернатив, хотя результат данного метода не всегда оптимальный. Третий метод – метод линейного программирования. Он позволяет с помощью использования программного обеспечения определять наиболее точный результат среди всех представленных методов.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались информационные и реферативные базы данных JUSTOR, EBSCO, SCOPUS и другие. Также рассматривалось большое количество отечественных и зарубежных научных работ по теме исследования операций.
В данной выпускной квалификационной работе автор разработал систему маршрутизации автомобильных перевозок компании «Объединенные Пивоварни Хейнекен», которая позволит повысить эффективность использования автотранспортных средств за счет уменьшения проходимого расстояния и времени нахождения грузовика на маршруте. Это в свою очередь поможет снизить транспортные затраты, которые составляют значительную часть от суммарных затрат компании. Более того, увеличение эффективности использования автотранспортных средств позволит уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду и соответственно увеличить показатели, соответствующие стратегии устойчивого развития компании HEINEKEN. Также автор настоящей работы рассмотрел транспортные тарифы компании и определил, что они не дифференцируются в рамках одного тарифного диапазона, поэтому автором было предложено несколько вариаций транспортных тарифов, которые позволяют снизить затраты на транспортировки.
В первой главе настоящей работы автор рассмотрел основные факторы, влияющие на деятельность компании HEINEKEN в России. Одним из наиболее влиятельных факторов за последнее время является ужесточение акцизной политики государством, поэтому пивоваренным компаниям необходимо минимизировать издержки для сохранения конкурентоспособной позиции на рынке. Также государство ограничивает розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Все это дестабилизирует пивоваренную отрасль. Транснациональные компании закрывают свои производственные площадки в разных городах. Более того, производственные мощности многих производителей пива работают в половину мощности, поэтому компании HEINEKEN просто необходимо следить за уровнем затрат.
Во второй главе была рассмотрена отечественная и зарубежная научная литература, посвященная изучению различных методов маршрутизации автотранспортных перевозок. Первичное ознакомление с научной литературой показало, что проблема маршрутизации перевозок широко освящена в научной литературе. Под определенную систему дистрибуции разработаны собственные модели маршрутизации, позволяющие определить оптимальные маршруты для доставки грузов. Также в процессе анализа научной литературы были выявлены преимущества и недостатки различных методов, на основе которых было подобрано два эвристических метода, представляющие различные подходы к решению задачи маршрутизации транспорта. Первым методом для решения задачи маршрутизации транспорта является метод Кларка-Райта, позволяющий формировать маршруты исходя из полученных «сбережений». Количество автотранспортных средств, необходимых для доставки всей готовой продукции, определяется в процессе построения маршрута. Второй метод – двухфазный алгоритм, позволяющий за две фазы формировать группы заказов, по которым будет осуществляться доставка, а затем определять последовательность посещения торговых точек в рамках этих групп.
В третьей главе рассмотренные ранее методы решения задачи маршрутизации транспорта были применены к реальным заказам клиентов, которые поступили 13 февраля 2016 года. Все заказы имеют определенный вес и местоположение клиента для доставки. Построенные маршруты показали лучший результат по сравнению с исходными маршрутами за исключением двухфазного алгоритма с дальнейшим применением жадного алгоритма, который не подразумевает анализ принимаемых решений. Пройденное расстояние уменьшилось на 5-15% в зависимости от сложности маршрута, а время прохождения всего маршрута снизилось на 5%, что дает в среднем 20-30 минут экономии времени на каждом маршруте. После этого было произведено сравнение текущего транспортного тарифа компании HEINEKEN и альтернативных транспортных тарифов. При применении повременного или покилометрового транспортного тарифа экономия составила от 10 до 15% денежных средств ежемесячно. Данная сумма составляет значительную часть транспортных затрат компании на доставку готовой продукции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которая может быть сэкономлена и расходована на более необходимые нужды компании. Таким образом, данная система маршрутизации может быть применена в компании с помощью установки программного обеспечения по маршрутизации перевозок, которое использует похожие эвристические методы, использованные в данной выпускной квалификационной работе. Также необходимо пересмотреть текущий транспортный тариф, принятый в компании HEINEKEN, для того чтобы снизить общие транспортные затраты.
1. Пожидаев, М. С. Алгоритмы решения задачи маршрутизации транспорта: автореф.дис. на соискание канд. тех. наук: 05.13.18 / Пожидаев Михаил Сергеевич. - Томск., 2010. – 19 с.
2. Таха, Хемди А. Введение в исследование операций / Хемди А. Таха. – 7-е изд.: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 912 с.
3. Единая государственная автоматизированная информационная система [Электронный ресурс] // ФГУП «Центринформ». — Режим доступа: http://egais2016.ru/egais/ (дата обращения: 20.05.2016).
4. Задача маршрутизации транспорта [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики — Режим доступа: http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/theory/unsorted/vrp-2006 (дата обращения: 20.05.2016).
5. История концерна HEINEKEN [Электронный ресурс] // HEINEKENRussia. — Режим доступа: http://www.heinekenrussia.ru/company/heineken_group/history (дата обращения: 20.05.2016).
6. История пивоваренной компании «Балтика» [Электронный ресурс] // Пивоваренная компания «Балтика». — Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/m/41/the_history_of_baltika_breweries.html (дата обращения: 20.05.2016).
7. Кодекс поставщика [Электронный ресурс] // HEINEKENRussia. — Режим доступа: http://www.heinekenrussia.ru/suppliers/supplier_code/ (дата обращения: 20.05.2016).
8. Концерн HEINEKEN [Электронный ресурс] // HEINEKENRussia. — Режим доступа: http://www.heinekenrussia.ru/company/heineken_group (дата обращения: 20.05.2016).
9. Международные бренды/Heineken(Хейнекен) [Электронный ресурс] // HEINEKENRussia. — Режим доступа: http://www.heinekenrussia.ru/brands/international_brands/heineken/ (дата обращения: 20.05.2016).
10. Метод Кларка-Райта. Оптимальное планирование маршрутов грузоперевозок [Электронный ресурс] // ООО «Инфостарт». — Режим доступа: http://infostart.ru/public/443585/ (дата обращения: 20.05.2016).
11. Чернышев, С. В. Модели, методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на графах больших размерностей: автореф. дис. на соискание канд. физ.-мат. наук: 05.13.18 / Чернышев Сергей Владленович. - М., 2011. – 22 с.
12. Зайцев, М.Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие / С.Е. Варюхин, М.Г. Зайцев – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 664 с.
13. Смирнова А. А. Оптимизация доставки готовой продукции и математический аппарат для ее достижения / А. А. Смирнова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2009. - № 4.
14. Отчет о деятельности компании HEINEKEN в России в области устойчивого развития бизнеса [Электронный ресурс] // HEINEKENRussia. — Режим доступа: http://sustainabilityrussia.ru/otchetnost/2014/about (дата обращения: 20.05.2016).
15. Отчет об устойчивом развитии компании Балтика [Электронный ресурс] // Пивоваренная компания «Балтика». — Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/i/msg/7113/baltika_otchet_ob_ustoychiwom_razwitii_2014.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
16. Зубарева А. К. Планирование маршрутизации движения транспорта в условиях крупного города / А. К. Зубарев // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2013. - № 3.
17. Статистический справочник России 2014 год [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://sustainabilityrussia.ru/otchetnost/2014/about (дата обращения: 20.05.2016).
18. Число пивоварен в Европе удвоилось за семь лет [Электронный ресурс] // Ведомости. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/06/615772-evropeiskii-pivovarennii-bum (дата обращения: 20.05.2016).
19. Laporte, G. A Concise Guide to the Traveling Salesman Problem [Electronic resource] / G. Laporte // JSTOR. – Режим доступа: http://www.jstor.org.ezproxy.gsom.spbu.ru:2048/stable/pdf/40540226.pdf?_=1460820285494(датаобращения: 20.05.2016).
20. A summary of 2015 annual report [Electronic resource] // HEINEKEN Holding N. V. — Режим доступа: http://www.theheinekencompany.com/investors/performance-highlights-2015 (дата обращения: 20.05.2016).
21. Toth, Paolo The vehicle routing problem / Paolo Toth, Daniele Vigo - Society for Industrial and Applied Mathematics, 2002. – 367 p.
22. William E., Vehicle Routing Efficiency: A Comparison of Districting Analysis and the Clarke-Wright Method [Electronic resource] / E. William, Jr. Hardy// JSTOR. – Режим доступа: http://www.jstor.org.ezproxy.gsom.spbu.ru:2048/stable/pdf/1240210.pdf(дата обращения: 20.05.2016).