Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГУСЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

Работа №135012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы133
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования: основные понятия, законодательная база 6
1.2 Участники и этапы стратегического планирования муниципального образования 23
1.3 Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования муниципальных образований 31
1.4 Методика оценки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 42
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 61
2.1 Стратегическое планирования в муниципальных образованиях Калининградской области 61
2.2 Оценка стратегии развития муниципального образования на примере Гусевского городского округа 66
2.3 Результаты опроса по вовлечению населения в процесс стратегического планирования 89
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 98
3.1 Рекомендации к разработке будущих стратегий развития муниципального образования 98
3.2 Рекомендации по проведению оценки качества и реализации стратеги социально-экономического развития муниципального образования 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 117
Приложение 1 117
Приложение 2 119
Приложение 3 121


Актуальность темы стратегического планирования муниципальных образований в Российской Федерации, ив частности, оценки качества основных документов стратегии социально-экономического развития, и их реализации возрастает в условиях быстроразвивающегося и переменчивого мира. Поэтому стратегия социально-экономического развития должна соответствовать реальным тенденциям развития муниципалитета, иметь содержать обоснованные индикаторы развития, а ее цели и задачи должны быть достижимы и формулироваться на основе анализа сложившихся тенденций развития. Стратегия должна учитывать уникальные особенности развития территории и в то же время быть согласована с общими целями развития региона.
Другой факт, свидетельствующий об актуальности темы заключается в том, что несмотря на необязательность разработки стратегии социально-экономического развития является муниципального образования в соответствии с законодательством, она применяется в качестве инструмента планирования в ряде муниципальных образований в Российской Федерации. Так по состоянию на 1 января 2021 года, в России по данным Росстата насчитывалось 2339 муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, муниципальные округа), приблизительное число действующих стратегий социально-экономического развития по данным муниципальным образованиям: 1526 .
Также важной частью системы стратегического планирования является оценка, мониторинг и контроль за ходом реализации стратегии для того, чтобы она была действительно качественной, соответствовала актуальным методикам планирования и накопленному опыту по развитию муниципальных образований с теоретической и практической точек зрения. Грамотная своевременная оценка документов стратегии поможет минимизировать и преодолеть негативные тенденции в развитии муниципалитетов. Без данной части стратегия остается просто формальным документом, который не несет в себе практического применения.
Кроме того, стратегия является надежным антикризисным инструментом, если она включает в себя несколько сценариев развития с учетом возможных негативных тенденций во внешней среде и может грамотно корректироваться с их учетом, при этом сохраняя изначально заложенный вектор развития муниципального образования. Это относится и к оценке качества документов стратегического планирования и оценки их результативности. При общих единых стандартах и рекомендациях, методика оценки должна быть достаточно гибкой.
Что касается выбора муниципального образования для проведения исследования, то Гусевский городской округ был выбран исходя из того факта, что он занимает особенное географическое положение и находится на территории субъекта федерации, который является эксклавом. По мнению автора работы, такое положение актуализирует необходимости разработки качественной стратегии. Другая причина, по которой было выбрано данное муниципальная образование заключается в том, что данный муниципалитет является экономическим центром на востоке Калининградской области. И другая причина заключается в том, что данный городской округ стал номинантом на премию «Муниципалитет года», а теперь еще и лауреатом в регионе. Как следствие можно предположить, что качество стратегического планирования может быть на достаточно хорошем уровне.
Таким образом цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы выявить потенциально слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования и дать рекомендации по их преодолению на примере Гусевского городского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
• Исследовать сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
• Проанализировать законодательную базу, обеспечивающую процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
• Установить участников и заинтересованные стороны стратегического планирования в муниципальном образовании
• Изучить отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
• Провести оценку качества и результативности стратегии социально-экономического развития муниципального образования Гусевский городской округ;
• Изучить уровень вовлеченности жителей муниципального образования в процесс стратегического планирования и их мнение по качеству социально-экономического развития
• Разработать рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по проведению ее оценки
Объектом исследовательской работы являются документы администрации Гусевского городского округа, а именно стратегия социально-экономического развития муниципального образования на 2019-2023 гг., программа социально-экономического развития, прогноз и план социально-экономического развития.
Предметом работы выступает оценка качества стратегического планирования социально-экономического развития Гусевского городского округа в Калининградской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения данной работы были выполнены следующие задачи:
– Описана сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
– Проанализирована законодательная база, обеспечивающая процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
– Установлены участников и стейкхолдеры стратегического планирования в муниципальном образовании
– Изучен отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
– Проведена оценка качества и результативности стратегии социально-экономического развития;
– Проведен опрос жителей муниципального образования и выявлен уровень их вовлеченности в процесс стратегического планирования
– Написаны рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по ее оцениванию
Выполнение данных задач помогло достигнуть поставленной цели исследования, а именно выявить слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в результате на их основе были даны рекомендации по совершенствованию системы документов стратегического планирования, как в Гусевском городском округе, так и в целом. Также были обозначены основные недостатки и сложности, возникающие при проведении оценки качества стратегии и ее результативности, по большей части связанные с ошибками при формировании документа стратегии и несопоставимостью ряда индикаторов в различных документах планирования. Таким образом, чтобы устранить данные трудности в будущем, необходимо разрабатывать стратегии и методику оценки муниципальным образованиям одновременно, а за основу можно использовать уже существующие и проверенные временем методики.
Что касается теоретической части данного исследования, то актуальность стратегического управления состоит в том, что для успешного функционирования муниципального образования нужно разрабатывать четкие целевые ориентиры и направления развития. Исходя из опыта Гусевского городского округа, невысокое качество стратегии нивелируется хорошим уровнем результативности по ряду целевых направлений. Но все же остается достаточно широкий потенциал по улучшению качества и уровня продуманности стратегии, путем устранения нынешних недостатках, на основе приведенных рекомендаций в будущей стратегии.
Также в рамках темы стратегического планирования муниципальных образований остается простор и для дальнейших исследований. Для разработки рекомендаций для Российской системы стратегического планирования в целом, можно провести анализ множества муниципальных образований по различным субъектам РФ. Таким образом стратегическое планирования имеет широкий простор для дальнейших исследований.



1. «О порядке корректировки прогноза социально экономического развития Калининградской области». Постановление правительства Калининградской области от 24 апреля 2015 года №2039 (в ред. от 4.02.2022)
2. «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу». Постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года № 583
3. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
4. «Об организации стратегического планирования в Калининградской области». Закон Калининградской области от 25 ноября 2015 года №475 (в ред. от 17.03.2020).
5. «Об установлении порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Калининградской области». Постановление правительства Калининградской области от 29 марта 2016 года №156 (в ред. от 5.06.2019)
6. «Об установлении порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Калининградской области». Постановление правительства Калининградской области от 29 марта 2016 года №156 (в ред. от 5.06.2019)
7. «Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования Гусевский городской округ» на 2019-2023 годы. Приложение к решению окружного Совета депутатов №98 от 19.12.2018г
8. Администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» // Стратегия социально-экономического развития. Сайт. URL: https://www.admgusev.ru/city/invest/strategy.php дата обращения: 15.04.2022
9. Администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» // Прогноз социально-экономического развития https://admgusev.ru/upload/iblock/4d9/4d96831bcb5cea8fc23f0f6210447089.pdf
10. Администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» // План мероприятий по реализации стратегии социально экономического развития муниципального образования «Гусевский городской округ на 2017 – 2022гг.
11. Администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» // программа комплексного социально-экономического развития. URL: https://www.admgusev.ru/city/economic/doc/Program_2019-2023.pdf
12. Администрация муниципального образования «Гусевский городской округ». Сайт. URL: https://www.admgusev.ru/city/economic/detail.php?ID=20706
13. Калининградская областная дума. Сайт. URL:https://duma39.ru/contacts/contacts_mo.php
14. Атаева А. Г. Проблемы разработки методологии стратегического планирования для региональных социально-экономических систем // Управление. 2019. № 4. С. 95.
15. Боумэн, К. (1997). Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ
16. Бочко В. С. Теоретико-методологические основы интегрированного развития территорий: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2010. 26 с
17. Ветров Г. Ю., Ладыгин В. В. Фонд «Институт экономики города» Общественное участие в процессе стратегического планирования / под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2011. — 119 с.
18. Ветров Г. Ю., Ладыгин В. В. Фонд «Институт экономики города» Общественное участие в процессе стратегического планирования / под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2011. — 119 с
19. Гавриков Ф. А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2016. – № 4 (11). – С. 29-31
20. Галустов В. У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 388.
21. Голованова С. П, Петрова Т. Н. система стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации // Политика, экономика и инновации № 5 (15), 2017
22. Государственная автоматизированная информационная система управление https://gasu.gov.ru/stratplanning
23. Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. / Под ред. Б. С. Жихаревича.Стратегии малых городов: территория творчества // Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»,СПб 2017. — 68 с
24. Миронков М.А., Селиванова Л.А., Бутко Е.Я. Стратегическое планирование развития территорий муниципальных образований: закон – теория – практика: монография. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2018. – 103 с.
25. Катькало, В. С. 2002. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент, 2 (16), 3–21
26. Кузнецов С. В., Свириденко М. В., Шамахов В. А. Стратегические приоритеты муниципального развития на основе выявления интересов стейкхолдеров: методологические подходы и практическая реализация // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 10–22
27. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В., Методы разработки стратегий муниципальных образований // Общество и реформы., Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 95
28. Лебедева Н. А., Русецкая О. В. Стратегия малых городов США и России: общее и особенное // Фундаментальные исследования пространственной экономики. Региональная экономика. Юг России. 2017. № 4 (18)
29. Маковкина С. А., Ручкин А. В. (2014) Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России // Управленческое консультирование. N 8. 2014, 88–99
30. Меркулов А. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования: управленческий аспект // Естественно-гуманитарные исследования №28(2), 2020 С. 163-170
31. Министерство экономического развития Российской федерации. Общее описание нормативно-правовой базы URL:https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/normativnoe_obespechenie_strategicheskogo_planirovaniya/
32. Миронков М. А., Селиванова Л. А., Бутко Е. Я. Стратегическое планирование развития территорий муниципальных образований: закон – теория – практика: монография. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2018. – 137 с
33. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Методологический подход к разработке концепций территориального социально-экономического развития // Муниципалитет: экономика и управление. 2012. Вып. № 1(2). Март.
34. Мут Ю. В., Блинов Г. Н., Горяева Н. Г., Никифорова А. А. Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3.
35. Мясникова Т. А. Методический подход к оценке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2014. № 4
36. Педанов Б. Б. Разработка инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дис. … канд. экон. наук. Краснодар, 2006. URL: http://www.km.ru/referats/04D520C45C7644AA850EBFBCD025CB12
37. Полянин А.В., Боброва Е.А., Головина Т. А., Гончарова М. А., Докукина И. А., Долгова С. А., Кыштымова Е. А., Макарова Ю. Л., Лытнева Н. А., Попова О. В., Рудакова О. В., Тычинская И. А., Шипунов А. С.Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора // Коллективная научная монография / Под редакцией А.В. Полянина. Орёл, 2017.
38. Попов Р. 2015. Стратегическое планирование на муниципальном уровне. CityeconomyInstitute. http://econ.krskstate.ru/dat/File/11/Strategicheskoe%20planirovanie%20na%20munitsipalnom%20urovne.pdf
39. Пузанов А., Попов Р., Ланцев Д., Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне // Фонд «Институт экономики города», 2015, 32 стр.
40. Рисин И. Е. Проблемы становления в России системы стратегического планирования и подходы к их решению // Вестник ВГУ. Серия: Экономики и управление. 2014. № 4. С. 147–149
41. Савельев И. И. Оценка эффективности государственных программ: монография. – М.: Русайнс, 2016. – 330 с.
42. Серобулов А. В., Беляева О. И. Интеграционный подход к разработке методики оценки эффективности реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013, 3, p. 126-135
43. Тамбовцев, В. Л., Рождественская, И. А. (2020). Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus, 18(2), 22–48.
44. Ткачев С. А., Нестерова Е. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2009. № 3. С 10–13.
45. Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований.URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/munst.html
46. Фонд «Институт экономики города». Оценка соответствия стратегии основным тенденциям развития муниципального образования // аналитический отчет. Москва. 2019 – 48с.
47. Фонд «Институт экономики города». Совершенствование стратегического планирования на муниципальном уровне. // Аналитический отчет. Москва. 2018. С – 168.
48. Фонд «Институт экономики города»., Методика оценки качества стратегического планирования на муниципальном уровне // проект., Москва 2018 – С. – 12.
49. Шваков Е. Е., Чиркова О. А. Оценка эффективности реализации стратегических программ муниципального образования // Экономика Профессия Бизнес, 2016, Т. 2. № 2.
50. Швецов, А. Н., А. Н. Демьяненко, В. Н. Украинский. Деструктивные стереотипы российского стратегического планирования и их возможные последствия для практики регионального стратегирования // Регионалистика. – 2016. – Т. 3, № 3. – С. 48–60
51. Широков А. Н., Юркова С. Н. Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципальных образованиях / ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления»
52. Яруллин. Р.Р., Манайчева А.П. Оценка эффективности реализации муниципальных программ // Экономические науки - International Journal ofHumanitiesand Natural Sciences, vol.12-1 – с.81 – 85

53. Armstrong, J. S. (1982). The value of formal planning for strategic decisions: Review of empirical research. Strategic Management Journal, 3 (3), 197–211
54. Balducci A. Le nuovepolitichedella governance urbana // In Territorio. 2000. № 13. P. 7–15.
55. Bryson, J. A. (1988). A Strategic Planning Process for Public and Non-profit Organizations // Long Range Planning, 21 (1), 73–81
56. Chaffee, E. E. (1985). Three Models of Strategy // Academy of Management Review, 10(1), 89–98.
57. Chandler, A. D. (1962). Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Boston, MA: MIT Press.
58. Desjardin X. 10 ans de planification territoriale: quel impact sur la ville et les mobilités // Transports urbains. № 113. Juin 2008. P. 3–9.
59. Dunleavy, P., Hood, C. (1994). From Old Public Administration to New Public Management // Public Money and Management, 14 (3), 9–16.
60. Ferlie, E. (2003). Quasi-Strategy: Strategic Management in Contemporary Public Sector, pp. 279–298 / In: A.M. Pettigrew, H. Thomas, R. Whittington (eds.) Handbook of Strategy and Management. London: Sage.
61. Freeman E., Harrison J. Stakeholder Theory: The State of the Art. Cambridge: CambridgeUniversityPress, 2010.
62. Godet M. Scerari e gestionestrategica (Prospective et planification stratégique) / Edizioneitaliana a cura di ÀntonioMortelli.; Prefoxioneall’édixione inglese di H. lgor Ansoff. IPSOAS Scuolad’Impresa, 1990. 347 p.
63. Handbook of budgeting / ed. by William R. Lalli. — 6th ed. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2012. P. 41.
64. Hansen, J. R., Ferlie, E. (2016), Applying Strategic Management Theories in Public Sector Organizations: Developing a typology // Public Management Review, 18 (1), 1–19.
65. Hofer, C. W. (1973). Some preliminary research on patterns of strategic behavior // Academy of Management Proceedings, (1), 46–59.
66. Matloff M., Shell E.M. Strategia Planning for coalition War fare 1941- 1942. Centre of Military History, United States Army, Washington, DC, 1980. 167 p
67. Nutt, P. C., Backoff, R. W. (1993). Organizational Publicness and Its Implications for Strategic Management // Journal of Public Administration Research and Theory, 3 (2), 209– 231.
68. Pettigrew, A. M. (1977). Strategy formulation as a political process // International Studies of Management and Organization, 7 (2), 78–87
69. Small Towns, Big Ideas: Case Studies in Small Town Community Economic Development / by Will Lambe. – University of North Carolina at Chapel Hill, 2008. – 259 p.
70. Smart Growth Self-Assessment for Rural Communities. URL: https://www.epa.gov/smartgrowth/smartgrowth-self-assessment-rural-communities-madison-county


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ