СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГУСЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования: основные понятия, законодательная база 6
1.2 Участники и этапы стратегического планирования муниципального образования 23
1.3 Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования муниципальных образований 31
1.4 Методика оценки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 42
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 61
2.1 Стратегическое планирования в муниципальных образованиях Калининградской области 61
2.2 Оценка стратегии развития муниципального образования на примере Гусевского городского округа 66
2.3 Результаты опроса по вовлечению населения в процесс стратегического планирования 89
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 98
3.1 Рекомендации к разработке будущих стратегий развития муниципального образования 98
3.2 Рекомендации по проведению оценки качества и реализации стратеги социально-экономического развития муниципального образования 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 117
Приложение 1 117
Приложение 2 119
Приложение 3 121
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования: основные понятия, законодательная база 6
1.2 Участники и этапы стратегического планирования муниципального образования 23
1.3 Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования муниципальных образований 31
1.4 Методика оценки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 42
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 61
2.1 Стратегическое планирования в муниципальных образованиях Калининградской области 61
2.2 Оценка стратегии развития муниципального образования на примере Гусевского городского округа 66
2.3 Результаты опроса по вовлечению населения в процесс стратегического планирования 89
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 98
3.1 Рекомендации к разработке будущих стратегий развития муниципального образования 98
3.2 Рекомендации по проведению оценки качества и реализации стратеги социально-экономического развития муниципального образования 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 117
Приложение 1 117
Приложение 2 119
Приложение 3 121
Актуальность темы стратегического планирования муниципальных образований в Российской Федерации, ив частности, оценки качества основных документов стратегии социально-экономического развития, и их реализации возрастает в условиях быстроразвивающегося и переменчивого мира. Поэтому стратегия социально-экономического развития должна соответствовать реальным тенденциям развития муниципалитета, иметь содержать обоснованные индикаторы развития, а ее цели и задачи должны быть достижимы и формулироваться на основе анализа сложившихся тенденций развития. Стратегия должна учитывать уникальные особенности развития территории и в то же время быть согласована с общими целями развития региона.
Другой факт, свидетельствующий об актуальности темы заключается в том, что несмотря на необязательность разработки стратегии социально-экономического развития является муниципального образования в соответствии с законодательством, она применяется в качестве инструмента планирования в ряде муниципальных образований в Российской Федерации. Так по состоянию на 1 января 2021 года, в России по данным Росстата насчитывалось 2339 муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, муниципальные округа), приблизительное число действующих стратегий социально-экономического развития по данным муниципальным образованиям: 1526 .
Также важной частью системы стратегического планирования является оценка, мониторинг и контроль за ходом реализации стратегии для того, чтобы она была действительно качественной, соответствовала актуальным методикам планирования и накопленному опыту по развитию муниципальных образований с теоретической и практической точек зрения. Грамотная своевременная оценка документов стратегии поможет минимизировать и преодолеть негативные тенденции в развитии муниципалитетов. Без данной части стратегия остается просто формальным документом, который не несет в себе практического применения.
Кроме того, стратегия является надежным антикризисным инструментом, если она включает в себя несколько сценариев развития с учетом возможных негативных тенденций во внешней среде и может грамотно корректироваться с их учетом, при этом сохраняя изначально заложенный вектор развития муниципального образования. Это относится и к оценке качества документов стратегического планирования и оценки их результативности. При общих единых стандартах и рекомендациях, методика оценки должна быть достаточно гибкой.
Что касается выбора муниципального образования для проведения исследования, то Гусевский городской округ был выбран исходя из того факта, что он занимает особенное географическое положение и находится на территории субъекта федерации, который является эксклавом. По мнению автора работы, такое положение актуализирует необходимости разработки качественной стратегии. Другая причина, по которой было выбрано данное муниципальная образование заключается в том, что данный муниципалитет является экономическим центром на востоке Калининградской области. И другая причина заключается в том, что данный городской округ стал номинантом на премию «Муниципалитет года», а теперь еще и лауреатом в регионе. Как следствие можно предположить, что качество стратегического планирования может быть на достаточно хорошем уровне.
Таким образом цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы выявить потенциально слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования и дать рекомендации по их преодолению на примере Гусевского городского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
• Исследовать сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
• Проанализировать законодательную базу, обеспечивающую процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
• Установить участников и заинтересованные стороны стратегического планирования в муниципальном образовании
• Изучить отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
• Провести оценку качества и результативности стратегии социально-экономического развития муниципального образования Гусевский городской округ;
• Изучить уровень вовлеченности жителей муниципального образования в процесс стратегического планирования и их мнение по качеству социально-экономического развития
• Разработать рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по проведению ее оценки
Объектом исследовательской работы являются документы администрации Гусевского городского округа, а именно стратегия социально-экономического развития муниципального образования на 2019-2023 гг., программа социально-экономического развития, прогноз и план социально-экономического развития.
Предметом работы выступает оценка качества стратегического планирования социально-экономического развития Гусевского городского округа в Калининградской области.
Другой факт, свидетельствующий об актуальности темы заключается в том, что несмотря на необязательность разработки стратегии социально-экономического развития является муниципального образования в соответствии с законодательством, она применяется в качестве инструмента планирования в ряде муниципальных образований в Российской Федерации. Так по состоянию на 1 января 2021 года, в России по данным Росстата насчитывалось 2339 муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, муниципальные округа), приблизительное число действующих стратегий социально-экономического развития по данным муниципальным образованиям: 1526 .
Также важной частью системы стратегического планирования является оценка, мониторинг и контроль за ходом реализации стратегии для того, чтобы она была действительно качественной, соответствовала актуальным методикам планирования и накопленному опыту по развитию муниципальных образований с теоретической и практической точек зрения. Грамотная своевременная оценка документов стратегии поможет минимизировать и преодолеть негативные тенденции в развитии муниципалитетов. Без данной части стратегия остается просто формальным документом, который не несет в себе практического применения.
Кроме того, стратегия является надежным антикризисным инструментом, если она включает в себя несколько сценариев развития с учетом возможных негативных тенденций во внешней среде и может грамотно корректироваться с их учетом, при этом сохраняя изначально заложенный вектор развития муниципального образования. Это относится и к оценке качества документов стратегического планирования и оценки их результативности. При общих единых стандартах и рекомендациях, методика оценки должна быть достаточно гибкой.
Что касается выбора муниципального образования для проведения исследования, то Гусевский городской округ был выбран исходя из того факта, что он занимает особенное географическое положение и находится на территории субъекта федерации, который является эксклавом. По мнению автора работы, такое положение актуализирует необходимости разработки качественной стратегии. Другая причина, по которой было выбрано данное муниципальная образование заключается в том, что данный муниципалитет является экономическим центром на востоке Калининградской области. И другая причина заключается в том, что данный городской округ стал номинантом на премию «Муниципалитет года», а теперь еще и лауреатом в регионе. Как следствие можно предположить, что качество стратегического планирования может быть на достаточно хорошем уровне.
Таким образом цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы выявить потенциально слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования и дать рекомендации по их преодолению на примере Гусевского городского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
• Исследовать сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
• Проанализировать законодательную базу, обеспечивающую процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
• Установить участников и заинтересованные стороны стратегического планирования в муниципальном образовании
• Изучить отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
• Провести оценку качества и результативности стратегии социально-экономического развития муниципального образования Гусевский городской округ;
• Изучить уровень вовлеченности жителей муниципального образования в процесс стратегического планирования и их мнение по качеству социально-экономического развития
• Разработать рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по проведению ее оценки
Объектом исследовательской работы являются документы администрации Гусевского городского округа, а именно стратегия социально-экономического развития муниципального образования на 2019-2023 гг., программа социально-экономического развития, прогноз и план социально-экономического развития.
Предметом работы выступает оценка качества стратегического планирования социально-экономического развития Гусевского городского округа в Калининградской области.
В ходе выполнения данной работы были выполнены следующие задачи:
– Описана сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
– Проанализирована законодательная база, обеспечивающая процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
– Установлены участников и стейкхолдеры стратегического планирования в муниципальном образовании
– Изучен отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
– Проведена оценка качества и результативности стратегии социально-экономического развития;
– Проведен опрос жителей муниципального образования и выявлен уровень их вовлеченности в процесс стратегического планирования
– Написаны рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по ее оцениванию
Выполнение данных задач помогло достигнуть поставленной цели исследования, а именно выявить слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в результате на их основе были даны рекомендации по совершенствованию системы документов стратегического планирования, как в Гусевском городском округе, так и в целом. Также были обозначены основные недостатки и сложности, возникающие при проведении оценки качества стратегии и ее результативности, по большей части связанные с ошибками при формировании документа стратегии и несопоставимостью ряда индикаторов в различных документах планирования. Таким образом, чтобы устранить данные трудности в будущем, необходимо разрабатывать стратегии и методику оценки муниципальным образованиям одновременно, а за основу можно использовать уже существующие и проверенные временем методики.
Что касается теоретической части данного исследования, то актуальность стратегического управления состоит в том, что для успешного функционирования муниципального образования нужно разрабатывать четкие целевые ориентиры и направления развития. Исходя из опыта Гусевского городского округа, невысокое качество стратегии нивелируется хорошим уровнем результативности по ряду целевых направлений. Но все же остается достаточно широкий потенциал по улучшению качества и уровня продуманности стратегии, путем устранения нынешних недостатках, на основе приведенных рекомендаций в будущей стратегии.
Также в рамках темы стратегического планирования муниципальных образований остается простор и для дальнейших исследований. Для разработки рекомендаций для Российской системы стратегического планирования в целом, можно провести анализ множества муниципальных образований по различным субъектам РФ. Таким образом стратегическое планирования имеет широкий простор для дальнейших исследований.
– Описана сущность и особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
– Проанализирована законодательная база, обеспечивающая процесс стратегического планирования на муниципальном уровне в Российской Федерации;
– Установлены участников и стейкхолдеры стратегического планирования в муниципальном образовании
– Изучен отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне;
– Проведена оценка качества и результативности стратегии социально-экономического развития;
– Проведен опрос жителей муниципального образования и выявлен уровень их вовлеченности в процесс стратегического планирования
– Написаны рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития и по ее оцениванию
Выполнение данных задач помогло достигнуть поставленной цели исследования, а именно выявить слабые стороны стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в результате на их основе были даны рекомендации по совершенствованию системы документов стратегического планирования, как в Гусевском городском округе, так и в целом. Также были обозначены основные недостатки и сложности, возникающие при проведении оценки качества стратегии и ее результативности, по большей части связанные с ошибками при формировании документа стратегии и несопоставимостью ряда индикаторов в различных документах планирования. Таким образом, чтобы устранить данные трудности в будущем, необходимо разрабатывать стратегии и методику оценки муниципальным образованиям одновременно, а за основу можно использовать уже существующие и проверенные временем методики.
Что касается теоретической части данного исследования, то актуальность стратегического управления состоит в том, что для успешного функционирования муниципального образования нужно разрабатывать четкие целевые ориентиры и направления развития. Исходя из опыта Гусевского городского округа, невысокое качество стратегии нивелируется хорошим уровнем результативности по ряду целевых направлений. Но все же остается достаточно широкий потенциал по улучшению качества и уровня продуманности стратегии, путем устранения нынешних недостатках, на основе приведенных рекомендаций в будущей стратегии.
Также в рамках темы стратегического планирования муниципальных образований остается простор и для дальнейших исследований. Для разработки рекомендаций для Российской системы стратегического планирования в целом, можно провести анализ множества муниципальных образований по различным субъектам РФ. Таким образом стратегическое планирования имеет широкий простор для дальнейших исследований.



