РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «игровое
взаимодействия» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Влияние спортивных игр на развитие игрового
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста . . . . 17
1.3. Педагогические условия развития игрового
взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 36
2.1. Диагностика уровня развития игрового взаимодействия
старших дошкольников на констатирующем этапе 36
2.2. Система работы по развитию игрового взаимодействия
при обучении элементам спортивных игр 43
2.3. Динамика развития игрового взаимодействия в процессе
обучения элементам спортивных игр 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «игровое
взаимодействия» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Влияние спортивных игр на развитие игрового
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста . . . . 17
1.3. Педагогические условия развития игрового
взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 36
2.1. Диагностика уровня развития игрового взаимодействия
старших дошкольников на констатирующем этапе 36
2.2. Система работы по развитию игрового взаимодействия
при обучении элементам спортивных игр 43
2.3. Динамика развития игрового взаимодействия в процессе
обучения элементам спортивных игр 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Современные ученые и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, который во многом может быть обеспечен в игровых формах организации двигательной деятельности детей.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта, позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и проводится в дошкольных образовательных учреждениях по современным программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». В методических пособиях глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, проблема взаимодействия детей при освоении спортивных игр, нуждается в дальнейшей разработке. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта с учетом развития разных форм взаимодействия подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: в чем состоят особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. Это определило выбор темы исследования: «Развитие способности к взаимодействию старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр».
Цель работы: каковы условия, влияющие на развитие способности к взаимодействию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс способности к взаимодействию старших дошкольников в ходе освоения спортивных игр.
Предмет исследования: алгоритм развития взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Цель работы: выявить педагогические условия, влияющие на развитие игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраст при обучении элементам спортивных игр.
Объект исследования: процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Гипотеза исследования. процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- осуществлять с учетом игровых интересов детей старшего дошкольного возраста подбор игр с правилами, моделирующих разные типы и формы игрового взаимодействия.
- выстраивать игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста в процесс освоения спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах».
- создавать развивающую предметно-пространственную среду группы, обеспечивающую возможность творческого воплощения игровых замыслов на основе многофункционального игрового материала.
Задачи:
1. Дать характеристику содержания понятия «взаимодействие» следуя несколькими подходами: с позиции деятельности и сквозь призму общения;
2. Исследовать особенности развития взаимодействия старших дошкольников при обучении элементам спортивных игр;
3. Разработать алгоритм развития взаимодействия в ходе освоения элементов спортивных игр, основанного на упражнениях в парах, тройках, эстафетных командах;
4. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр.
Теоретико-методологической основой исследования являются культурологические и педагогические подходы к игре как к особому способу взаимодействия человека с миром: И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк, Платон, Ж.Ж. Руссо, В.Н. Топоров; философские аспекты результатов игр: Г. Гегель, М.С. Каган, И.С. Кон, Г.В. Плеханов, А. Шопенгауэр; монографические исследования своеобразия взаимодействия во время игры в психологии: Э. Берн, Дж. Брунер, М. Ловенфельд, Ж. Пиаже, З. Фрейд; проблемы психологии детской игры: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.К. Корни, Е.С. Махлах, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, С.Т. Шаикин; развития взаимодействия дошкольников в процессе усвоения элементов спортивных игр: А.П. Агафонов, М.М. Борищевский, Л.Н. Волошина, Т.В. Драгунова, Р.И. Жуковская и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдения за детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Шебекино Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложение.
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, который во многом может быть обеспечен в игровых формах организации двигательной деятельности детей.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта, позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и проводится в дошкольных образовательных учреждениях по современным программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». В методических пособиях глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, проблема взаимодействия детей при освоении спортивных игр, нуждается в дальнейшей разработке. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта с учетом развития разных форм взаимодействия подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: в чем состоят особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. Это определило выбор темы исследования: «Развитие способности к взаимодействию старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр».
Цель работы: каковы условия, влияющие на развитие способности к взаимодействию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс способности к взаимодействию старших дошкольников в ходе освоения спортивных игр.
Предмет исследования: алгоритм развития взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Цель работы: выявить педагогические условия, влияющие на развитие игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраст при обучении элементам спортивных игр.
Объект исследования: процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Гипотеза исследования. процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- осуществлять с учетом игровых интересов детей старшего дошкольного возраста подбор игр с правилами, моделирующих разные типы и формы игрового взаимодействия.
- выстраивать игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста в процесс освоения спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах».
- создавать развивающую предметно-пространственную среду группы, обеспечивающую возможность творческого воплощения игровых замыслов на основе многофункционального игрового материала.
Задачи:
1. Дать характеристику содержания понятия «взаимодействие» следуя несколькими подходами: с позиции деятельности и сквозь призму общения;
2. Исследовать особенности развития взаимодействия старших дошкольников при обучении элементам спортивных игр;
3. Разработать алгоритм развития взаимодействия в ходе освоения элементов спортивных игр, основанного на упражнениях в парах, тройках, эстафетных командах;
4. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр.
Теоретико-методологической основой исследования являются культурологические и педагогические подходы к игре как к особому способу взаимодействия человека с миром: И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк, Платон, Ж.Ж. Руссо, В.Н. Топоров; философские аспекты результатов игр: Г. Гегель, М.С. Каган, И.С. Кон, Г.В. Плеханов, А. Шопенгауэр; монографические исследования своеобразия взаимодействия во время игры в психологии: Э. Берн, Дж. Брунер, М. Ловенфельд, Ж. Пиаже, З. Фрейд; проблемы психологии детской игры: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.К. Корни, Е.С. Махлах, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, С.Т. Шаикин; развития взаимодействия дошкольников в процессе усвоения элементов спортивных игр: А.П. Агафонов, М.М. Борищевский, Л.Н. Волошина, Т.В. Драгунова, Р.И. Жуковская и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдения за детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Шебекино Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложение.
Взаимодействие , по мнению А.В. Третьяк, - это взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности, при которой осуществляется взаимообусловленный обмен речевыми, практическими и перцептивными действиями, детерминированными содержанием деятельности и нормами межличностного общения, направленными на достижение совместного результата деятельности.
Игра является мощным средством социализации ребенка, формой освоения социального опыта, практикой развития личности.
Рассматривая игровое взаимодействие как организованный процесс игровой коммуникации, И.И. Фришман, выделяет следующие его структурные элементы: игровой момент, игровое событие, игровая ситуация, игровое пространство, игровая практика (64, с. 79).
Единицей анализа структуры игрового взаимодействия можно представить игровой цикл (единичный обмен действиями между его участниками). В педагогической литературе выделяет две структурные единицы игрового взаимодействия: первая связана с ориентацией на содержание игры, собственных игровых действий, вторая - с ориентацией на партнера как активного носителя игрового действия.
Особенностью игрового взаимодействия является пространственно-временная обусловленность процесса. Взаимодействие элементов - одно из определяющих условий эффективности процесса функционирования воспитательной системы детских объединений, которое связано с изменениями в содержании деятельности этих объединений и влиянием на социальное становление ребенка.
Таким образом, специфика совместной игры как интегративной деятельности, объединяющей игровые действия и общение ее участников, направленное на согласование действий по решению игровой задачи определяет особенности игрового взаимодействия и обуславливает возможность субъектов вступать во взаимодействие в разных игровых позициях: игрок, координатор, организатор и др.
Дошкольный возраст является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми (Т.А. Репина и др.) (46, с. 103). Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка. Вступая в контакт со сверстником, ребенок объективно попадает в ситуацию равноправия партнеров, что обеспечивает моделирование особо¬го типа социального взаимодействия - «субъект - субъектное». Взаимодействие детей в процессе совместной деятельности преломляется через внутреннее отношение к этой деятельности и к партнерам. Отношение к партнерам определяет общение детей в процессе деятельности, и через него регулирует весь процесс совместной деятельности.
В педагогической литературе достаточно широко раскрыты потенциальные возможности различных видов спортивной игровой деятельности в процессе формирования игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.
В спортивно-игровом взаимодействии представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе организованного спортивно-игрового взаимодействия можно активно формировать сознание и поведение детей в нужном направлении, способствовать присвоению опыта поведения в самые неожиданные, порой не планируемые ситуации.
На развитие игрового взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр, оказывают влияние: освоение спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах». Стимулирование групповой сплоченности старших дошкольников. Учет возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, рациональное использование развивающей предметно¬пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Далее была проведена экспериментальная работа, целью которой было выявить особенности развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам спортивных игр. Полученные результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что у детей контрольной и экспериментальной группах понижено стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. У старших дошкольников находятся на низком и среднем уровне сформированности межличностных отношений, а они необходимы для спортивных игр. У дошкольников контрольной и экспериментальной групп находятся на низком и среднем уровне умения спортивно-игрового взаимодействия в парах-тройках-командах, поэтому нами была разработана и апробирована на формирующем этапе программа.
На формирующем этапе нами была разработана и реализована программа «Быстрый мяч» по развитию игрового взаимодействия при обучении элементам спортивных игр. Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, направленная на развитие игрового взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. При реализации программы был реализован алгоритм развития игрового взаимодействия: поэтапное освоение умений спортивно-игрового взаимодействия в парах, тройках, четверках; стимулирование групповой сплоченности в игре путем введения: кричалок, ритуалов и аксессуаров; реализация индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении.
Результаты проведенной повторной диагностики убедительно доказывают, что реализация алгоритма, основанного на специальных упражнениях по развитию игрового взаимодействия в парах, тройках, эстафетных командах, построенного с учётом особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников, в экспериментальной группе способствовало развитию межличностных отношений детей и положительно сказалось на подготовке старших дошкольников к усвоению простейших элементов спортивных игр. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Игра является мощным средством социализации ребенка, формой освоения социального опыта, практикой развития личности.
Рассматривая игровое взаимодействие как организованный процесс игровой коммуникации, И.И. Фришман, выделяет следующие его структурные элементы: игровой момент, игровое событие, игровая ситуация, игровое пространство, игровая практика (64, с. 79).
Единицей анализа структуры игрового взаимодействия можно представить игровой цикл (единичный обмен действиями между его участниками). В педагогической литературе выделяет две структурные единицы игрового взаимодействия: первая связана с ориентацией на содержание игры, собственных игровых действий, вторая - с ориентацией на партнера как активного носителя игрового действия.
Особенностью игрового взаимодействия является пространственно-временная обусловленность процесса. Взаимодействие элементов - одно из определяющих условий эффективности процесса функционирования воспитательной системы детских объединений, которое связано с изменениями в содержании деятельности этих объединений и влиянием на социальное становление ребенка.
Таким образом, специфика совместной игры как интегративной деятельности, объединяющей игровые действия и общение ее участников, направленное на согласование действий по решению игровой задачи определяет особенности игрового взаимодействия и обуславливает возможность субъектов вступать во взаимодействие в разных игровых позициях: игрок, координатор, организатор и др.
Дошкольный возраст является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми (Т.А. Репина и др.) (46, с. 103). Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка. Вступая в контакт со сверстником, ребенок объективно попадает в ситуацию равноправия партнеров, что обеспечивает моделирование особо¬го типа социального взаимодействия - «субъект - субъектное». Взаимодействие детей в процессе совместной деятельности преломляется через внутреннее отношение к этой деятельности и к партнерам. Отношение к партнерам определяет общение детей в процессе деятельности, и через него регулирует весь процесс совместной деятельности.
В педагогической литературе достаточно широко раскрыты потенциальные возможности различных видов спортивной игровой деятельности в процессе формирования игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.
В спортивно-игровом взаимодействии представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе организованного спортивно-игрового взаимодействия можно активно формировать сознание и поведение детей в нужном направлении, способствовать присвоению опыта поведения в самые неожиданные, порой не планируемые ситуации.
На развитие игрового взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр, оказывают влияние: освоение спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах». Стимулирование групповой сплоченности старших дошкольников. Учет возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, рациональное использование развивающей предметно¬пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Далее была проведена экспериментальная работа, целью которой было выявить особенности развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам спортивных игр. Полученные результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что у детей контрольной и экспериментальной группах понижено стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. У старших дошкольников находятся на низком и среднем уровне сформированности межличностных отношений, а они необходимы для спортивных игр. У дошкольников контрольной и экспериментальной групп находятся на низком и среднем уровне умения спортивно-игрового взаимодействия в парах-тройках-командах, поэтому нами была разработана и апробирована на формирующем этапе программа.
На формирующем этапе нами была разработана и реализована программа «Быстрый мяч» по развитию игрового взаимодействия при обучении элементам спортивных игр. Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, направленная на развитие игрового взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. При реализации программы был реализован алгоритм развития игрового взаимодействия: поэтапное освоение умений спортивно-игрового взаимодействия в парах, тройках, четверках; стимулирование групповой сплоченности в игре путем введения: кричалок, ритуалов и аксессуаров; реализация индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении.
Результаты проведенной повторной диагностики убедительно доказывают, что реализация алгоритма, основанного на специальных упражнениях по развитию игрового взаимодействия в парах, тройках, эстафетных командах, построенного с учётом особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников, в экспериментальной группе способствовало развитию межличностных отношений детей и положительно сказалось на подготовке старших дошкольников к усвоению простейших элементов спортивных игр. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



