Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые аспекты реализации официальной помощи развитию The international and legal aspects of OfficialDevelopment Assistance

Работа №134973

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: Исторические и теоретические предпосылки формирования современной системы содействия международному развитию 7
1.1 Анализ формирования теоретических подходов и стратегий решения проблем развития. Концепция устойчивого развития 7
1.2 Краткая историография формирования институтов содействия международному развитию 13
ГЛАВА 2: Проблема правового регулирования содействия международному развитию. Официальная помощь развитию 18
2.1 Официальная помощь развитию в системе содействия развитию 18
2.2 Анализ правовой базы осуществления официальной помощи развитию 25
ГЛАВА 3: Правовое регулирование политики в области развития Великобритании 37
3.1 Структура органов исполнительной власти Великобритании в сфере содействия развитию 37
3.2 Правовые основы осуществления официальной помощи развитию Великобритании 41
3.3 Выводы на основе сопоставления национальной и международной правовой основы осуществления помощи развитию 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список источников и литературы 50


Одной из глобальных проблем XXI века, которая активно обсуждается мировым сообществом и консолидирует различные силы в поисках решения, является проблема «Север-Юг». Она подразумевает наличие технологического, информационного, имущественного, образовательного разрыва между так называемыми развитыми и развивающимися странами. Это проблема связана, прежде всего, с критическим уровнем бедности, неграмотности, смертности, технологической отсталости в развивающихся странах. По данным Всемирного Банка, процент населения, находящийся за чертой бедности, установленной национальным законодательством, в таких странах Африки, как Мозамбик, Сьерра-Леоне составляет 69,4% и 70,2% соответственно, тогда как в большинстве стран Европейского Союза данный показатель не превышает 1%.
Развитые страны, а также международные организации оказывают развивающимся странам поддержку в преодолении сложившейся ситуации. Отношения, возникающие в ходе данного процесса, формируют систему содействия международному развитию (СМР). Ключевую роль в системе играет официальная помощь развитию (ОПР), как один из наиболее распространенных инструментов содействия развитию. Складывающееся вокруг СМР и, в частности, ОПР взаимодействие создает потребность в правовом регулировании как на международном, так и национальном уровне.
Актуальность данной работы заключается в значительной роли иностранной помощи в развитии стран-реципиентов, возрастающей сложности организации системы СМР, что повышает необходимость ее правового регулирования. Оно, в свою очередь, должно быть согласованным и общепризнанным, что способствует большей эффективности помощи.
Новизна данного исследования состоит в комплексном анализе основных актуальных источников права развития и последующем поиске их взаимосвязи с национальной правовой базой в области развития.
Объектом исследования является функционирование мировой системы содействия развитию и ОПР как ключевого инструмента в ее рамках. Предметом исследования является правовая основа осуществления помощи развитию на международном и национальном уровнях.
Цель данного исследования заключается в выявлении правовых черт ОПР и согласованности национальной и международной правовой базы в области развития. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
провести анализ исторической базы для выявления особенностей формирования системы СМР;
дать характеристику понятия официальной помощи развитию в системе содействия развитию;
провести анализ основных источников международного права развития и выявить на их основе принципы и нормы в данной области;
дать краткую характеристику органов исполнительной власти Великобритании в сфере содействия развитию для выявления основных участников отношений в данной сфере;
на примере национальной системы права Великобритании в области развития определить соответствие ее норм основным международным принципам и рекомендациям.
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы.
Историко-описательный метод был применен для выявления закономерностей становления институтов содействия международному развитию и развития теоретической базы данного процесса. В процессе использования метода были рассмотрены различные источники и описательная литература в сфере истории и теории развития.
Наряду с вышеописанным методом применялся метод сопоставительного анализа для выявления влияния теоретических положений на становление института содействия развитию.
Также был проведен сравнительный анализ правовой базы в области официальной помощи развитию Великобритании как примера национальной модели и международных правовых основ в данной области. Критерии сравнения включают правовые источники, отражение международных формулировок в национальном законодательстве, соответствие правовых норм существующим тенденциям в системе содействия развитию.
Тема содействия международному развитию достаточно хорошо проработана в иностранной и российской литературе. Место и роль официальной помощи развитию в мировой экономике обсуждается в исследованиях таких авторов как Ф. Тарп, П. Хертхолм, Дж.Стиглиц, Д.Мойо, Э. Торбеке, Р. Пербиш, Дж. В. Близен. Говоря об описании исторической ретроспективы формирования теории развития, целесообразно выделить монографию Майкла П. Торадо и С. К. Смита «Экономическое развитие». В ней авторы представили основные теории развития, в большинстве своем появившиеся и набравшие популярность в XX веке, а также описали основные существующие способы содействия развитию, механизм их функционирования и попытались дать оценку их эффективности. Авторитетным научным периодическим изданием в сфере исследования развития является WorldDevelopmentиздательства Elsevier, ежемесячный междисциплинарный журнал, в котором публикуются исследования в области изучения и продвижения развития.
Особое место в многообразии научных трудов на данную тему следует отвести критике содействия международному развитию. Одним из самых известных трудов на данную тему является монография всемирно известной ученой-экономиста Дамбиссы Мойо «DeadAid: WhyAidIsNotWorkingandHowThereisAnotherWayforAfrica». В данной работе Мойо международная помощь странам Африки признается не только неэффективной, но вредной, так как она предоставляется на заниженных условиях кредитования. К тому же страны Африки не имеют сложившейся инфраструктуры, которой бы было достаточно финансовых инъекций для восстановления. Ее необходимо строить заново, а предоставляемые средства расходуются экстенсивным путем или разворовываются и не способствуют созданию инфраструктуры. Также к критике в своем исследовании «WesternFinancialAssistancetotheDevelopingWorld» прибегает Чуку-Динка Р. Спенсер.
В российской литературе СМР и ОПР уделяют большое внимание научные школы МГИМО и Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". В частности, следует выделись деятельность таких авторов, как Л.М. Капица, Р.М.Нуреев, Ю.К. Зайцев,Н.А. Пискулова и Ж. Н. Сагимбаева, которая в течение 10 лет являлась сотрудником ПРООН в Казахстане. Ее деятельность сосредоточена на проблемах реализации помощи в развитии на Евразийском пространстве. В трудах В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой представлена ретроспектива теории развития, архитектуру содействия развитию, основные каналы управления и сферы реализации.
Правовому регулированию СМР в своих трудах уделяют внимание такие исследователи, как Д.А. Дегтерев, Н.А. Якубовская, М. В. Ларионова, Ю. К. Зайцев, О. В. Перфильева. Кроме того, важными источниками для изучения предмета исследования выступили источники международного и национального права. Особое внимание было уделено резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, заключительным документам международных конференций и рекомендациям, декларациям Организации экономического сотрудничества и развития, как ключевой международной организации в сфере координации СМР. Кроме того, были проанализированы документы, определяющие основы политики в области развития Великобритании.
Международно-правовая основа СМР достаточна обширна, однако право развития относят к мягкому праву. Его эффективность определяется в значительной степени подтверждением, соблюдением и реализацией установленных норм на практике в национальном законодательстве. Поэтому целесообразно оценить применимость международного права в данной сфере в национальном праве отдельно взятой страны.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, поднятой в исследовании, новизна исследования, определяется степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава содержит анализ формирования теоретических подходов к развитию, особое внимание уделяется концепции устойчивого развития как ключевой теоретической основе современного подхода к СМР. Во второй главе раскрывается понятие ОПР, его основные характеристики и приводится подробный обзор актуальных источников международного права развития, а также выделяются ключевые принципы и нормы права в области развития. Третья глава посвящена рассмотрению национальной правовой системы в области развития на примере законодательства Великобритании, проводится ее сопоставление с международными нормами. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по изученной проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Содействие международному развитию является динамичным институтом, который и сейчас находится в процессе модернизации. Правовые основы осуществления помощи развивающимся странам постоянно меняются в попытке повысить ее эффективность. Совершенствуется и такой механизм СМР, как официальная помощь развитию. Эффективность, являясь одним из ключевых показателей, достигается в том числе посредством грамотного управления и координации. Эти функции призвано осуществить международное право развития, а также национальные правовые механизмы в данной сфере.
В ходе проведения исследования было установлено, что выделение правовых аспектов осуществления официальной помощи развитию из правовых аспектов международного содействия развитию в целом вызывает значительные сложности из-за их тесной взаимосвязи. По этой причине в данной работе была предпринята попытка выделить правовые основы ОПР через мировую систему СМР.
В процессе исследования была проанализирована историческая база для выявления особенностей процесса формирования системы СМР. Предметом пристального внимания стало развитие теории девелопментализма, а также основные этапы становления институтов СМР. На основе анализа были сделаны следующие выводы. Прежде всего, формирование институтов СМР шло параллельно с развитием теории девелопментализма. Изменения в приоритетных концепциях научного сообщества неизменного отражалось и отражается на практике помощи развитию. И, что особенно важно, эти изменения влияют на право развития, на котором во многом основывается и практика. Основные положения доминирующей на данном этапе концепции устойчивого развития отражены непосредственно в основных источниках международного права развития.
В работе было уделено особое внимание понятию ОПР как особой части объекта исследования. Оно разработано ОЭСР, которая постоянно ведет работу по его уточнению для повышения эффективности помощи. При всей точности понятия, оно, однако, имеет ряд недостатков. ОПР западоцентрична, кроме того, ее понятие не закреплено в официальных правовых документах ОЭСР и других источниках международного права, но она упоминается в международных документах, что дает основания для изучения ее правового аспекта. Однако при этом данный факт побуждает сделать вывод, что понятие ОПР недостаточно проработано в международном праве развития и может рассматриваться в соответствующих исследованиях преимущественно как компонент СМР.
Описанный выше вывод привел к смещению вектора исследования с ОПР на правовую основу СМР в целом. Источники права развития делятся на несколько групп в соответствии с аспектами СМР, которые в них отражены: общие принципы или цели, эффективность помощи, финансирование развития. Отдельную группу составляют документы ОЭСР. Право развития относится к категории мягкого права, и это подтверждается отсутствием в документах конкретных правовых норм для государств, все они в большей степени декларативны. Международные правовые источники задают вектор оказания помощи развитию, выделяя для участников отношений в области СМР основные принципы: транспарентность, подотчетность, учет интересов реципиента, льготный характер предоставляемых средств, соответствие направленности помощи установленным целям (ЦУР), приоритет несвязанной помощи. Декларативный характер международного права и сложность его имплементации на практике создает необходимость отражения его норм в национальных правовых системах.
По этой причине в данном исследовании были проанализированы нормативные акты Великобритании в области права развития в попытке определить степень их соответствия международному праву. Великобритания была выбрана по причине активного участияв СМР, нахождения на ведущих позициях в этой сфере. По нашему мнению, несоблюдение международных норм ведущими участниками отношений в области помощи развитию может свидетельствовать о несостоятельности этих норм в целом. К тому же, принятый в Великобритании Закон о международном развитии (цель официальной помощи развитию) 2015 годаявляется примером прямой имплементации конкретной международной нормы в национальном праве.
При анализе нормативных актов Великобритании в области права развития была выявлена необходимость в характеристике органов исполнительной власти в данной сфере, так как они являются основными участниками отношений в области развития и на них в большей степени направлены рассматриваемые нормы права. Ведущим органом Великобритании в сфере СМР является Министерство международного развития (DFID), которое ответственно за согласованность политики в области развития, реализует основную часть финансирования, координирует деятельность других ведомств, также участвующих в СМР.DFID следит за соответствием программ помощи основным принципам Великобритании в данной сфере, таким как эффективное расходование средств, подотчётность, направленность помощи на экономическое благополучие, искоренение нищеты, грамотное управление и улучшение положения женщин. Счетная палата и специализированная Независимая комиссия по оценке эффективности помощи (ICAI) осуществляют оценку расходов и контроль эффективности применения государственных средств, реализуя при этом принцип публичности данных.
В ходе проведения анализа нормативной базы Великобритании и сравнения ее основных источников с принципами и нормами международного права было установлено, что в целом право Великобритании в области развития согласуется с международными принципами, большое внимание уделяется транспарентности и повышению эффективности помощи. Однако были выделены особенности, такие как концентрация на определенных целях развития и выделение, таким образом, приоритетов помощи, наличие собственных существенных принципов, таких как эффективность реализации выделяемых средств.
Нужно отметить особенность имплементации норм международного права в национальном праве. Закон о международном развитии (цель официальной помощи развитию) 2015 года, закрепляющий Цель в области ОПР по достижению 0,7% ВНД, имеет характер, приближенный к мягкому праву, так как создает норму, но не устанавливает ответственности за ее неисполнение.
Подводя итог исследования, нужно сказать, что его актуальность проявляется в том числе в изучении отдельно взятого национального права в области развития (а данном случае – Великобритании), что в крайне редко встречается в русскоязычной литературе. Изучение зарубежного национального права в данной сфере, а не только международного, необходимо для выявления эффективных методов имплементации международных норм. На их основе возможно дальнейшее формирование законодательства в области помощи развитию в Российской Федерации, стремящейся к вступлению в ОЭСР, которое на данном этапе лишь начинает развиваться.



OEDC – DAC. 2020. What is ODA?/ OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-standards/What-is-ODA.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
World Bank Data team. 2019. New country classifications by income level: 2019-2020 / World Bank Blogs Official website. URL: https://blogs.worldbank.org/opendata/new-country-classifications-income-level-2019-2020 (дата обращения: 08.04.2020).
DAC Glossary of Key Terms and Concepts/ OECD Official website. URL: https://www.oecd.org/dac/dac-glossary.htm(датаобращения: 27.04.2020).
Official development assistance – definition and coverage/ OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/development/financing-sustainable-development/development-finance-standards/officialdevelopmentassistancedefinitionandcoverage.htm (дата обращения: 27.04.2020).
The Global Partnership Mandate / OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/dac/effectiveness/gpedc-mandate.htm (дата обращения: 27.04.2020).
Busan Partnership for Effective Development Co-operation / Fourth High Level Forum on Aid Effectiveness -Busan, Republic of Korea. 29 november-1 december 2011 – 12p.
OEDC – DAC. DAC List of ODA Recipients Effective for reporting on 2018, 2019 and 2020 flows/ OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-standards/DAC-List-of-ODA-Recipients-for-reporting-2020-flows.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
OEDC – DAC.The DAC and CRS list of codes - updated February 2020 (xls) / OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/development/financing-sustainable-development/development-finance-standards/dacandcrscodelists.htm (дата обращения: 01.05.2020).
International Day for South-South Cooperation 12 September / United Nations Official website. URL: https://www.un.org/en/events/southcooperationday/index.shtml (дата обращения 10.05.2020).
Purpose codes list for 2020 reporting on 2019 flows/OECD Official website. URL: http://www.oecd.org/dac/stats/purposecodessectorclassification.htm (дата обращения: 19.04.2020).
Recommendation on Terms and Conditions of Aid - Adopted on 28/02/1978,№DAC(78)7/ OEDC Official website. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-5006(дата обращения: 16.05.2020).
Recommendation of the Council on Policy Coherence for Sustainable Development - Adopted on 29/04/2010, № C(2010)41 / OEDC Official website. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0381 (дата обращения: 16.05.2020).
DAC Recommendation on Untying Official Development Assistance - Adopted on 25/04/2001, № DCD/DAC(2001)12 / OEDC Official website. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-5015#_edn9(дата обращения: 16.05.2020).
International Development Act 2002, 26th February 2002 (chapter 1) // legislation.gov.uk Official website. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/1 (дата обращения: 20.05.2020).
International Development (Official Development Assistance Target) Act 2015, 26th March 2015 (chapter 12) // legislation.gov.uk Official website. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/1(датаобращения: 20.05.2020).
International Development (Reporting and Transparency) Act 2006, 25th July 2006 (chapter 31) // gov legislation..uk Official website. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/1(датаобращения: 20.05.2020).
Department for International Development single departmental plan, corporate report 27.06.2019 // gov.uk Official website. URL: https://www.gov.uk/government/publications/department-for-international-development-single-departmental-plan/department-for-international-development-single-departmental-plan--2(дата обращения: 13.05.2020).
The Transfer of Functions (International Development) Order 2017, 13th December 2017 (No. 1283) // legislation.gov.uk Official website. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2017/1283/made (дата обращения: 13.05.2020).
National Audit Office. Managing the Official Development Assistance target – a report on progress / National Audit Office. - London.: National Audit Office Press Office, 2017. – 65 p.
OEDC – DAC. Aid by DAC members increases in 2019 with more aid to the poorest countries / OECD. - Paris.: OEDC, 16 April 2020. – 11 p.
«Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): 4 Aug. 1987. A/42/427. – 412 c.
Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда / Официальный сайт Организации объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/(дата обращения: 15.04.2020).
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций - Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций.URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml(дата обращения: 03.03.2020).
Цели развития тысячелетия:доклад за 2015 год / Организация Объединенных Наций - Нью-Йорк, 2015 – 72 с.
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года - Резолюция 70/1, принята Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R(дата обращения: 15.05.2020).
Политическая декларация политического форума высокого уровня по устойчивому развитию, созванного под эгидой Генеральной Ассамблеи - Резолюция 74/4, принята Генеральной Ассамблеей 15 октября 2019 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/4(дата обращения: 15.05.2020).
Монтеррейский консенсус Международной конференции по финансированию развития - Принят Международной конференцией по финансированию развития 18–22 марта 2002 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/monterrey.shtml(дата обращения: 10.05.2020).
Дохинская декларация о финансировании развития - Принята резолюцией 63/239 Генеральной Ассамблеи от 24 декабря 2008 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/doha_findev.shtml(дата обращения: 10.05.2020).
Аддис-Абебская программа действий - Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2015 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/69/313 (датаобращения: 10.05.2020).
Литература
Foreign Aid and Development: Lessons Learnt and Directions for the Future / F. Tarp, P. Hjertholm [et al.]. - NY: Routledge, 2002. – 397 p.
Tinbergen, J. Reshaping the international order (RIO). Reports / J. Tinbergen // Futures - N.Y. Dutton, 1976. – P. 553-556
Blizen, G.V. The Development of Aid / G.V. Blizen - CambrigeScholars Publishing, 2015. – 747p.
Todaro, M. P., Smith, S. C. Economic development: twelfth edition / M.P. Todaro, S.C. Smith // - London: Pearson, 2015. – 890 p.
The Companion to Development Studies. Third Edition / V. Desai, R. B. Potter [et al.]. - London: Routledge, 2014. – 626 p.
Führer, H. The story of official development assistance/ H. Führer. – Copyright OECD, 1994. – 69p.
About Human Development / United Nation Development Program. Human Development Reports. Official website. URL: http://hdr.undp.org/en/humandev(датаобращения: 20.04.2020).
Booth, D. Marxism and Development Sociology: Interpreting the Impasse/ D. Booth // World Development. – 1985. vol. 13.№7. – P.761-787.
Naim, M. Fads and Fashion in Economic Reforms:
Washington Consensus or Washington Confusion?// InternationalMonetaryFound – 1999. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/seminar/1999/reforms/Naim.HTM#Table1 (датаобращения: 20.04.2020).
Assessing the Impact of Foreign Aid: Value for Money and Aid for Trade / V. Jakupec, M. Kelly [et al.]. – London/San Diego: Academic Press, 2016. – 272 p.
Mawdsley, E. Savage, L. Sung-Mi, K. A ‘post-aid world’? Paradigm shift in foreign aidand development cooperation at the 2011 BusanHigh Level Forum / E. Mawdsley,L. Savage, K. Sung-Mi // The Geographical Journal. - 2014. №1. – P.27–38
Kilby, P. DAC is dead? Implications for teaching developmentstudies / P. Kilby // Asia Pacific Viewpoint - 2018. №2. – P.226-234
Patterson, D. Choi, J. Policy and practice in ODA disbursements: an analysis of changes in South Korea’s Official Development Assistance / D. Patterson, J. Choi // Journal of East Asian Studies – 2019№19. – P.239–264
Manji, A. The International Development (Official Development Assistance Target) Act 2015: Legislative Spending Targets, Poverty Alleviation and Aid Scrutiny / A.Manji // The Modern Law Review. - 2016.vol. 66,№ 4. – P. 655-677.
Barder, O.M. Reforming Development Assistance: Lessons from the UK Experience / O.M.Barder - Center for Global Development Working Paper No. 70, 2005.– 34 p.
McAuslan, P. The International Development Act 2002: Benign Imperialism or Missed Opportunity? / P.McAuslan // The Modern Law Review. - 2003. vol. 66, № 4. – P. 563-603.
Пербиш, Р. Актуальные проблемы социально-экономического развития / Р. Пербиш// Латинская Америка. - 1977. № 6. – С. 44-52.
Глазунова, Е.Н. У истоков содействия международному развитию: американская программа технической помощи развивающимся странам / Е.Н. Глазунова // Вестник Московского Университета. Серия 25, Международные отношения и мировая политика, - 2012. № 2. – С. 126—157.
Содействие международному развитию. Курс лекций / В.И. Бартенев, Е.Н. Глазунова [и др.]; под ред. В.И. Бартенева, Е.Н. Глазуновой. – М.: Всемирный банк, 2012. – 408 с.
Нуреев, Р.М. Экономика развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев //Вопросы экономики. – 2000. №4. – C. 137-146.
Капица, Л.М. Иностранная помощь / Капица, Л.М. – М.: МГИМО-Университет, 2013.– 650 с.
Гвишиани Д. М. Пределы роста — первый доклад Римскому клубу / Д.М. Гвишиани // Электронный журнал «Биосфера» - 2002. №2. URL: http://old.ihst.ru/~biosphere/Mag_2/gvishiani.htm (дата обращения: 15.04.2020).
Дегтерев, Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов/ Д.А. Дегтерев //Вестник МГИМО Университета. - 2012. № 2. – С. 47-58
Якубовская, Н.А. Международное право развития: эволюция концепции / Н.А. Якубовская // Научный вестник Международного гуманитарного университета. Серия: Юриспруденция. - 2013. № 5. – С. 317-320


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ