Введение
1. Основные принципы работы распределенных реестров (блокчейн) и
криптовалюты (на примере биткоина) 8
Выводы.
Токены, смарт-контракты
2. Криптовалюта в системе объектов гражданских прав
2.1. Правовая квалификация криптовалюты в отечественной системе объектов
гражданский прав 28
2.1.1. Криптовалюта как деньги
2.1.2. Криптовалюта и электронное денежное средство
2.1.3. Криптовалюта как бездокументарная ценная бумага
2.1.4. Криптовалюта как валютная ценность
2.1.5. Криптовалюта как информация
2.1.6. Криптовалюта и иное имущество
2.1.7. Криптовалюта как цифровой товар
2.2. Предложения по решению проблемы
2.3. Децентрализованная автономная организация (ДАО)
Заключение
Термины и определения
Список литературы
Актуальность темы исследования. Общий анализ рынка криптовалют
показывает, что общая капитализация крипторынка и основных криптовалют на
конец 2017 года составила 416,9 миллиардов долларов.1 При том, что на начало
того же года общая капитализация криптовалют в самом пике составила чуть
более 21 миллиарда долларов.2 Капитализация только одной (пожалуй,
основной на тот момент) из криптовалют – Bitcoin – составляла чуть более 6
миллиардов долларов на начало 2017 года и выросла до 325 миллиардов
долларов на конец 2017 года.3 Для сравнения, бюджет РФ на 2017 и 2018 года
составил 14,7 трлн рублей4 и 15,2 трлн5 соответственно (или 253,5 и 262 млрд
долларов соответственно).
Динамика рынка криптовалют показывает, что участники экономических
отношений, во-первых, считают криптовалюту активом, во-вторых, готовы
вкладывать в этот актив значительные суммы денег, в-третьих, фактически
используют этот актив наряду с другими своими активами. Данное положение на
рынке вынуждает всех: от государств и государственных регуляторов до рядовых
граждан – участвовать в дискуссии о том, какое место криптовалюта будет
занимать в системе общественных отношений, а в частности, в правоотношениях.
Причем, как в частно-правовых, так и в публично-правовых.
Тем самым все большую актуальность приобретают вопросы определения
оптимального правового регулирования отношений, связанных с использованием
криптовалют. Одним из важных аспектов правового режима криптовалюты будет
выступать ее квалификация в качестве объекта гражданских прав, которая не
только оказывает общее легитимирующее воздействие на соответствующие транзакции, но и задает вектор регулирования криптовалют во всей системе
права. Квалификация криптовалюты в системе гражданских правоотношений
позволит разрешить ряд вопросов, в частности, о правовой природе договоров,
которые могут заключаться в отношении или с использованием криптовалюты, о
способе защиты гражданских прав в рамках таких договоров, об особенностях
динамики обязательств, связанных с использованием криптовалюты.
Немаловажно разобраться в порядке распоряжения криптовалютой в рамках
процедур банкротства. В общем, существуют масса как теоретических, так и
практических вопросов, которые необходимо решить для эффективного
использования криптовалюты в правоотношениях. Практическую сторону
вопроса неизбежно необходимо будет решить участникам рынка,
разрабатывающим соответствующие проекты с использованием криптовалюты
или блокчейн-платформы, которые будут обслуживать криптовалютные активы.
Что касается правового регулирования, то задача для законодателя состоит
в том, чтобы крайне осторожно ввести криптовалюту в отечественную правовую
систему с тем, чтобы: 1) не оказать сдерживающего влияния на развитие
технологии в России; 2) защитить права и интересы общества от тех, которые
используют криптовалюту недобросовестно или в противозаконных целях (в
частности, мошенничество, отмывание денежных средств, добытых преступным
путем, финансирование терроризма).
Эффективное законодательство может существовать только при наличии
хорошо развитой правовой доктрины. Научное исследование криптовалюты, с
точки зрения его правового регулирования, является обязательным для
достижения вышеуказанных задач.
Степень научной разработанности темы. В отечественной доктрине
представлен широкий спектр подходов к определению правовой природы
криптовалюты. Высказывались мнения о нелегитимности криптовалюты в целом5
с назначением наказания (административного или уголовного) за использование
или выпуск криптовалюты.6
Другие же, напротив, полагают, что целесообразно введение в
законодательство специального понятия, которое бы послужило опорной точкой
для последующей разработки соответствующего правового режима криптовалют.
Таких, благо, большинство. В основном отечественная научная дискуссия
сосредоточена вокруг определения места криптовалюты в системе объектов
гражданских прав и попытки дать ей определение, которым законодатель мог бы
воспользоваться. Основная платформа для научных дискуссий на эту тему
является закон.ру (zakon.ru), отдельные аспекты криптотехнологий также
рассматриваются авторами в опубликованных ими статьях (смарт-контракты,
ICO, токены, майнинг, ДАО (децентрализованная автономная организация) и так далее).
В целом же систематизированных и обобщенных работ по криптовалюте и
прочих криптотехнологиях достаточно мало. Можно отметить авторов
А.И. Савельева, который посвятил несколько работ по обобщению и
систематизации подходов к криптовалюте в системе объектов гражданских прав,
А.М. Вашеквича, который достаточно просто и понятно рассмотрел технологию
смарт-контрактов и их правовую природу. Также стоит отметить проект
Валентина Кислого, который сделал большой шаг в сборе и систематизации
эволюции правового регулирования криптовалюты в России, а также анализе
правового положения целого ряда криптотехнологий7. Примечательно, что его
работа выложена в открытом доступе, где любой может с ней ознакомиться и
внести свои комментарии, правки и предложения по редактированию. Можно
сказать, что эта работа в части является результатом совместной работы всего
заинтересованного в данной проблематике юридического сообщества.
Предмет, цели и задачи настоящей работы. Предметом настоящей работы
является исследование правовой природы криптовалюты, а также ряда других
криптотехнологий, в отечественной цивилистике, в изучении особенности
гражданских правоотношений, связанных с применением данной технологии.
Целью настоящей работы является выработка теоретических и
практических положений о правовом режиме криптовалюты и ряда
криптотехнологий в современной российском гражданском праве.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
Рассмотрение сущности, принципов и особенностей работы технологии
криптовалюты, распределенных реестров (блокчейн), майнинга, смартконтрактов, токенов и прочих криптотехнологий, а также способов их применения;
Исследование правового положения криптовалюты в системе объектов
гражданских прав, выявление особенностей в динамике
правоотношений с использованием криптовалюты;
Определение правовой природы майнинга криптовалюты, токенов и
смарт-контрактов (самоисполняемых договоров);
Формулирование предложений по отечественному законодательному
регулированию криптовалюты и прочих криптотехнологий.
Методологическую основу исследования составляет диалектический
подход к рассматриваемым вопросам, соединенный с использованием общих и
частных методов научного познания, в том числе формально-логического,
исторического, системного.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя
отечественное и зарубежное законодательство и иные нормативные правые акты,
отечественную и зарубежную судебную практику.7
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что в ней
устанавливаются и научно обосновываются правовые принципы регулирования
криптовалюты и ее место в правовой системе отечественного гражданского права.
Достаточно глубоко, но в тоже время емко и доступно описывается
технологическая составляющая криптотехнологий, что позволяет специалистам,
которые не владеют специальными познаниями в области информационных
технологий в целом и в области криптотехнологии в частности, также изучить и
понять сущность рассматриваемой технологии, проблематику, которая ею
порождается, и участвовать в дальнейшей научной правовой дискуссии.
Основные тезисы и выводы автора:
1) С точки зрения действующего российского законодательства,
криптовалюту можно рассматривать в качестве иного имущества,
требующего не отдельного внесения статей в Гражданский кодекс
Российской Федерации (далее – ГК РФ), посвященных исключительно
криптовалюте, а конкретизации существующих;
2) Существующего регулирования уже сейчас достаточно, чтобы смартконтракты успешно интегрировались в российскую правовую
систему. Однако уточнение такого регулирования поможет
существенно упростить массовое внедрение самоисполняемых сделок
реальным бизнесом, снять лишние вопросы и риски;
3) Децентрализованные автономные организации имеют сущностные
признаки юридического лица, соответственно в ГК РФ требуется поименовать такую форму организации.
В настоящей работе была рассмотрена сущность, принципы и особенности
работы технологии криптовалюты, распределенных реестров (блокчейн),
майнинга, токенов и способы их применения.
Кроме того, разобраны принципы работы биткоина, затронуты все основные
моменты его работы: электронные подписи, реестр как валюта, принцип
децентрализации, вычислительная работа как подтверждение действительности
реестра, принцип работы распределенного реестра (блокчейн), а также основные
способы подтверждения действительности совершенных операций.
Все разновидности криптовалют и протоколов, по которым они работают,
имеют ряд общих принципов и положений, лежащих в их основе. Среди них
можно выделить следующее:
1. Транзакции должны быть необратимы;
2. Централизованное обеспечение совершения платежных операций
(например, банками и иными кредитными организациями)
небезопасное, т.к. основано на доверии к авторитету платежной
системы, не исключает обратимость транзакций, и является
дорогостоящим в связи с взимаемыми суммами комиссий за
посреднические услуги. Вместо доверия к авторитету
централизованной платежной системы, доверие возлагается на
ресурсы и на факт их распределенности среди большого количества
потенциальных участников системы;
3. Добросовестное поведение совокупного большинства участников
наиболее вероятней, чем их недобросовестность.
По результату выяснения технологии работы криптовалют на примере
биткоина сформулированы ряд понятий. Иметь биткоин – это наличие записи в
валидном блоке распределенного реестра (блокчейне), содержащего в себе
информацию о всех совершенных на нем операциях, о том, что данному62
публичному биткоин адресу корреспондирует данное количество биткоинов.
Соответственно лицо, имеющее биткоин – это лицо, имеющее (знающее,
хранящее в тайне от всех) закрытый ключ, корреспондирующий данному
публичному биткоин адресу, позволяющий совершать (подписывать) операции
по записи в блокчейн информации о передачи имеющегося количества биткоинов
на любой другой публичный адрес.
Особенностью токенов является то, что они не имеют своего собственного
блокчейна, а как правило, находятся «поверх» блокчейна, посредством которого
они созданы. На практике токены стали применяться, в частности, следующим образом:
• Токен как право. В рамках такой системы владение токеном дает его
держателю определенное право, например, право приобретать или иметь доступ к
некому продукту или сервису, право голосовать, право на доступ к информации,
право на вещь и т.д.;
• Токен как средство обмена ценностями. Токен можно использовать
как некую ценность в рамках системы, в которой он выпущен. Так, например,
токен можно использовать, чтобы покупать товар/работу/услугу, которую
предлагает платформа, выпустившая токен.
• Токен как комиссия. Так, токен может быть использован как некая
плата за реализацию некого функционала платформы.
В работе исследовано правовое положение криптовалюты в системе
объектов гражданских прав, выявлены особенности динамики правоотношений с
использованием криптовалюты.
Установление перечня объектов гражданских прав в законе служит хотя бы
приблизительным ориентиром для участников оборота относительно того, какие
объекты могут быть вовлечены в оборот. Некоторые из перечисленных в ст. 128
ГК РФ объектов заведомо не подходят для квалификации криптовалют. Так,
криптовалюта не может рассматриваться в качестве вещи, результата работ или63
оказания услуг, результата интеллектуальной деятельности, нематериального блага.
В силу со ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке
России) банкноты и монеты Банка России являются единственным законным
средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Согласно ст.
140 ГК РФ, посвященной понятию "деньги", рубль является законным платежным
средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей
территории Российской Федерации. Указанные положения закона
исчерпывающим образом исключают возможность признания криптовалюты
деньгами ввиду отсутствие у ней силы законного средства платежа.
Выделяют ряд существенных признаков электронных денежных средств: (1)
в их основе лежат денежные средства, которые (2) были предварительно
предоставлены одним лицом другому лицу (3) с целью исполнения обязательств
их владельца перед третьими лицами; данные денежные средства (4) учитываются
без открытия банковского счета, распоряжение (5) осуществляется
исключительно с использованием электронных средств платежа. Почти ни один
из данных признаков не может быть отнесен к криптовалюте, что позволяет
сделать вполне однозначный вывод о невозможности квалификации криптовалют
в качестве электронных денежных средств по действующему российскому
законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой может быть признан
только тот объект, который назван в таком качестве в законе или признан
таковым в установленном законом порядке. Соответственно, пока не будет
законодательного акта, который бы признавал криптовалюту в качестве
бездокументарной ценной бумаги, такая квалификация невозможна. Но это -
специфика именно российского подхода.
Криптовалюта пока не может быть квалифицированы в качестве валютной
ценности, и соответствующие действия с ними не могут признаваться в качестве64
валютных операций, т.к. не подпадает ни под один из существующих признаков
валютной ценности.
Информация в настоящее время не указана как объект гражданского права в
ст. 128 ГК РФ, нет никаких специальных договорных конструкций,
регулирующих оборот информации как таковой, ни в ГК РФ, ни в иных
законодательных актах не содержится, в то время как положения Закона об
информации, регламентирующие правомочия обладателя информации,
малопригодны для практики, вследствие чего являются, по сути, мертвыми
нормами. В связи с этим отнесение криптовалюты к информации практического
смысла не имеет.
В итоге, открытый перечень ст. 128 ГК РФ позволяет отнести все то, что не
подходит к перечню поименованных объектов гражданских прав, к такой
категории как «иное имущество». Поэтому, до тех пор, пока криптовалюта не
будет тем или иным образом поименована в ст. 128 ГК РФ, ее можно отнести
именно к этой категории.
Были предложения поименовать криптовалюту как цифровой товар и
относится к ней как к товару. Однако, представляется, что это не решит вопрос в
регулировании криптовалюты. Даже если попытаться распространить вещное
право на криптовалюту, то практически ни одна норма не сможет быть
применена. Право собственности в принципе не приспособлено для того, чтобы
обслуживать режим принадлежности каких-то благ, не имеющих материального выражения.
В работе проанализирован законопроект №424632-7 о внесении изменений
в части первую, вторую и четвертую ГК РФ, в котором предлагается внести
статью 141.1 ГК, именуемую «Цифровые права». В данном законопроекте
выявлено отсутствие адекватного регулирования криптовалюты, в частности,
ввиду того, что у автора законопроекта нет полного понимания сути и принципов
работы криптовалюты.
В работе предложена дефиниция криптовалюты, которую можно
использовать при соответствующем регулировании. Так, криптовалюта –65
имущество, которое учитывается исключительно в цифровой форме в
децентрализованной информационной системе с применением средств
криптографии, которое может использоваться, в частности, как средство обмена
на другое имущество, включая деньги и безналичные денежные средства, иностранную валюту.
В работе определена правовая природа децентрализованной автономной
организации (ДАО), ее токенов и смарт-контрактов (самоисполняемых
договоров), лежащих в основе.
ДАО можно определить как форму организации лиц, которые соединяют
свои вклады и намереваются совместно действовать для извлечения прибыли и
которые отвечают только в пределах своего вклада в пределе и рамках
самоисполняемого договора (смарт-контракта) с использованием технологий
распределенного реестра (блокчейна).
Принципиальным отличием ДАО от других юридических лиц является
способ формализации договоренности ее участников. ДАО управляется с
помощью самоисполняемых договоров.
Самоисполняемый договор (смарт-контракт) – это договор, условия
которого выражены в программном коде и который исполняется самостоятельно,
без участия сторон, либо отслеживает исполнение (неисполнение) сделки.
В работе делается вывод, что не должно быть препятствий для формального
признания ДАО как юридического лица. В настоящее время таким препятствием в
отечественной юрисдикции является отсутствие в Гражданском Кодексе такой
организационно-правовой формы как децентрализованной автономной организации.
1. Бевзенко Р.С., Объекты гражданских правоотношений. Учебное пособие для
студентов юридических специальностий / Р.С. Бевзенко. М., 2010;
2. Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги;
3. Василевская Л.Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004;
4. Вашкевич А.М., Смарт-контракты: что, зачем и как. — М.: Симплоер, 2018;
5. Винья П. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой
экономический порядок. М., 2017;
6. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. Учебник // С. – Петербург, 1911 г;
7. Гражданское право: Учебник в 3 т. Т. I / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К.
Толстой. М., 2005. С. 254;
8. Законопроект № 424632-7 О внесении изменений в части первую, вторую и
четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации 26.05.2018
[Электронный ресурс] URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/424632-7 (Дата
обращения: 15.03.2018);
9. Кислый В., Юридические аспекты применения блокчейна и использования
токенов [Электронный ресурс] URL:
https://docs.google.com/document/d/19U6FBUCVNiJLVsLz0dvt1N7kZHLDCu_O8NEGiysVvE/edit# (дата обращения:
15.03.2018);
10. Криптовалюта в России: законодательные перспективы цифрового товара
[Электронный ресурс] // Журнал "Плас". 2017. 20 июня. URL:
http://plusworld.ru/journal/section_1817/plus-5-2017/kriptovalyuta-v-rossiizakonodatelnye-perspektivy-tsifrovogo-tovara/ (дата обращения: 23.03.2018);
11. Крылов О.М. К вопросу о правовой категории "денежный суррогат" //
Административное и муниципальное право. 2011. N 8;
12. Лунц Л.А., Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004;69
13. Никитин К. Законодательные новеллы правового регулирования обращения
криптовалют // Рынок ценных бумаг. 2016. N 7;
14. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ
(ред. от 14.11.2017). Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс»;
15. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: федер. закон от 06 апреля
2011 года № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016). Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс»;
16. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов [Электронный ресурс]: федер. Закон от 05 декабря 2017 № 362-ФЗ.
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
17. Перевод статьи Сатоши Накамото [Электронный ресурс] URL:
https://coinspot.io/technology/bitcoin/perevod-stati-satoshi-nakamoto/
[Электронный ресурс] (дата обращения: 15.03.2018);
18. Постановление Европейского суда от 22.10.2015 по делу C-264/14;
19. Постановление Шестого ААС от 01.04.2016 по делу N 06АП-552/2016;
20. Постановления ЕСПЧ от 26.06.1986 по делу "Ван Марле и другие (Van Marle
and Others) против Нидерландов" (жалоба N 8543/79), от 24.05.2005 по делу
"Бузеску (Buzescu) против Румынии" (жалоба N 61302/00);
21. Резолюция Центрального банка Филиппин от 19.01.2017 N 121 (Guidelines for
Virtual Currencies Exchanges) [Электронный ресурс] URL:
http://coindesk.com/philippines-just-released-new-rules-bitcoin-exchanges/ (дата
обращения: 28.03.2018);
22. Савельев А.И., Криптовалюты в системе объектов гражданских прав;
23. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2010;
24. ЦБ опубликовал законопроект с правилами розничного финансирования —
краудфандинга. [Электронный ресурс] URL:
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10243429 (дата обращения: 02.04.2018);70
25. ЦБ РФ предложил рассматривать криптовалюты как цифровой товар
[Электронный ресурс] // Интерфакс. 2017. 27 мая 2017. URL:
http://interfax.ru/business/563859 (дата обращения: 23.03.2018);
26. Янковский Р. Почему юристы никак не договорятся о криптовалютах
[Электронный ресурс] // Geektimes. 2017. 10 июля. URL:
https://geektimes.ru/post/290953/ (дата обращения: 25.03.2018);
27. Act to Amend Parts of the Bank Act and Other Acts in Order to Correspond with
Changes in the Environment Made by Information and Communications
Technologies, Act No. 62 of 2016, KANPO, Extra No. 123 (June 3, 2016);
28. Coins, Tokens & Altcoins: What’s the Difference? By Aziz [Электронный
ресурс] URL: https://masterthecrypto.com/differences-between-cryptocurrencycoins-and-tokens/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.03.2018);
29. Decentralized autonomous organization to automate governance final draft - under
review. [Электронный ресурс] URL:
https://download.slock.it/public/DAO/WhitePaper.pdf (дата обращения:
02.04.2018);
30. European Central Bank. Payments and markets glossary. [Электронный ресурс]
URL: https://www.ecb.europa.eu/home/glossary/html/act6e.en.html#32 (дата
обращения: 20.04.2018);
31. https://anycoin.news/2017/12/12/weekly-analyz/ [Электронный ресурс] (дата
обращения: 15.03.2018);
32. https://blockchain.info/block/00000000839a8e6886ab5951d76f411475428afc9094
7ee320161bbf18eb6048 [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.03.2018).
33. https://coinmarketcap.com/ru/currencies/bitcoin/#charts [Электронный ресурс]
(дата обращения: 15.03.2018);
34. https://icotime.ru/cap/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.03.2018);
35. IRS Virtual Currency Guidance (Notice 2014-21) [Электронный ресурс] URL:
https://www.irs.gov/pub/irs-drop/n-14-21.pdf (дата обращения: 15.03.2018);
36. Matsuura J.H. Digital Currency: An International Legal and Regulatory
Compliance Guide. Bentham Science Publishers, 2016. P. 8;71
37. New York Codes, Rules and Regulations, Title 23. Part 200 "Virtual Currencies"
[Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/He4ml5 (дата обращения:
28.03.2018);
38. U.S. Commodity Futures Trading Commission, RELEASE Number 7231-15,
September 17, 2015 [Электронный ресурс] URL:
http://cftc.gov/PressRoom/PressReleases/pr7231-15 (дата обращения:
15.03.2018);
39. SEC Report of Investigation Pursuant to Section 21 (a) of the Securities Exchange
Act of 1934: The DAO Release No. 81207 / July 25, 2017. [Электронный ресурс]
URL: https://www.sec.gov/litigation/investreport/34-81207.pdf (дата обращения:
28.03.2018)