Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности, Московский финансово-юридический университет)
Введение 3
1. Теоретические основы государственного нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.1 Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.2 Система нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности 10
2. Оценка эффективности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности 16
2.1 Практика применения мер нетарифного регулирования в России 16
2.2 Оценка влияния нетарифных мер на внешнеторговую деятельность РФ 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
На рубеже веков произошла смена подходов к выбору и применению барьеров на пути движения товаров и услуг, непосредственно влияющих на условия как импорта, так и экспорта. Вековая традиция применения таможенных пошлин на импорт уступила место нетарифному регулированию. Созданные торговые организации и региональные союзы требуют от своих участников постепенного устранения всех барьеров во внешней торговле, однако, зачастую это ведет к созданию слабостей и уязвимости национального рынка от мировых ценовой конъюнктурой, трудовой миграции, перетока капитала и инфляции, политики вынуждены ориентироваться на интересы не только крупного бизнеса, но и граждан, а значит искать баланс между экспансией на мировых рынках сбыта и защитой национальной экономики.
Создание и применение нетарифных мер служит объектом пристального наблюдения международных организаций и наднациональных образований. Их разнообразие, степень открытости сторонним наблюдателям национальные особенности значительно затрудняют процесс изучения. Нет единого подхода к классификации, оценки эффективности, легитимности применения. Вместе с тем эти сложности порождают интерес со стороны науки к изучению столь сложного явления в теории и практики государственного регулирования внешней торговли.
Целевой установкой является изучение целей и содержания методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– определить основные методы регулирования внешнеторговой деятельности;
– рассмотреть систему нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
– исследовать практику применения мер нетарифного регулирования в России;
– провести оценку влияния нетарифных мер на внешнеторговую деятельность РФ.
Основные вопросы, подлежащие разработке: теоретический обзор современных подходов, методов и алгоритмов исследования нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности; проектирование и оценка влияния нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности на деятельность РФ.
В качестве объекта исследования выбрана система внешнеторговой деятельности РФ. Предметом исследования является механизм применения и влияния нетарифных мер регулирования на результаты внешнеторговой деятельности РФ.
Методологический основой исследования послужили методы: абстрактно-логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, экономико-статистический, сравнения и обобщения, экономико-математического моделирования.
Для регулирования внешней торговли государства традиционно применяют два подхода- защитный (протекционизм, политика импортозамещения) и открытый рынок (свободная торговля, единый рынок, глобализм). Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и соответствует национальным интересам на разных этапах развития национальной экономики. Применение защитных мер позволяет наращивать национальное товаропроизводство до уровня конкурентоспособности на внешних рынках, после чего возникает необходимость открытия границ торговли в интересах окрепшего бизнеса.
В теории и на практике применяются разные классификаторы нетарифных мер- национальные и международные. Наиболее известна классификационная схема ЮНКТАД (ее также применяют ВТО, Всемирный банк и другие международные организации) включающая 16 разделов с уровнями от А до Р.
Статья 5 закона вводит понятие торговой политики, которая является составной частью экономической политики России, направленной на создание благоприятных условий для российских импортеров, экспортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
Реализация такой политики осуществляется с использованием методов, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
В целом по экономике Российской Федерации в ближайшие несколько лет необходимо определиться со стратегией в торговой политике и степени вовлеченности национальной экономики в глобальную. Исходящие сигналы от политиков высокого уровня противоречивы и скорее говорят об отсутствии общей стратегии.
С одной стороны Россия активно развивает Евразийский экономический союз, которому передаются значительные полномочия в формировании торговой политики, с другой стороны программы и стратегии, разрабатываемые в рамках министерств, требуют большей самостоятельности России в создании зон свободной торговли и участия в других (не ЕАЭС) торговых союзах и соглашениях. Выбранная национальная стратегия позволит эффективней настроить систему нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
1. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с последующими изменениями и дополнениями. – [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/
2. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. – 6–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
3. Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. – М.: Риор, 2018. – 544 c.
4. Качалова, С. М. Внешнеэкономическая политика: методы внешнеэкономической политики РФ / С. М. Качалова, В. А. Мешалкина, М. Г. Лебедева // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 9(50). – С. 93-95.
5. Оболенский В. П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - № 5. - С.13 - 18.
6. Пархомчук М.А. Управление внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации // Образование и проблемы развития общества. - 2019. - No 3 (9). - С. 64-68.
7. Разинкина И.В. Проблемы реализации внешнеэкономической политики России в условиях противоречивых тенденций в глобальной экономике // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 1 (32). – С. 16–22.
8. Родина А.М., Писанкова М.М. Современная внешнеэкономическая политика России // Молодёжь Сибири – науке России. Материалы международной научно–практической конференции. Сост. Л.М. Ашихмина. 2020. – С. 245–248.
9. Ростовский, Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - М.: Магистр, 2021. - 592 c.
10. Чурсин, А.А. Внешнеэкономическая деятельность организации: Учебник / А.А. Чурсин, С.Ю. Муртузалиева. - М.: Инфра-М, 2021. - 263 c.